Разработка урока по литературному чтению в 3В классе
«Докучные сказки.
Сочинение докучных сказок».
Цели:
1. ознакомить учащихся с докучными сказками;
2. учить отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности;
3. сочинять сказку с опорой на особенности построения;
4. развивать память, внимание;
5. обогащать словарный запас;
6. прививать интерес к чтению, народному творчеству.
УУД:
Познавательные: учащиеся узнают, что такое докучные сказки, какую структуру они имеют;
Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию, учиться моделировать – преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, строить логическую цепочку рассуждений;
Личностные: оценивать себя и товарищей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
1) Чтение текста медленно, а затем с ускорением темпа
Мотылёк-вителёк,
Принеси нам ветерок;
От ворот поворот
Гнать кораблик в ручеёк.
Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.
2) Словарная работа
Стружок (струг) – речное судно
3) Беседа
- Ребята, что вы прочитали? (Это один из жанров устного народного творчества – приговорка).
- Когда и кто мог её говорить? (У ручейка может бегать мальчик или несколько ребят, запуская кораблики, приговаривая такие слова).
III. Проверка домашнего задания
- Над каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке? ( Мы читали русские народные песни).
- Прочитайте выразительно песню с. 17.
(Чтение песни учащимися)
- Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
(Эту песню можно назвать шуточной. Ведь Ваня спешил и упал с коня. А две девушки, которые посадили Ваню на коня, наказывали:
Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!)
- Какие песни бывают? (Русские народные песни очень разнообразны. Есть колыбельные песни, песни-потешки, заклички, шуточные и плясовые песни).
IV. Физкультминутка (Проводит подготовленный ученик )
Вышли уточки на луг:
Кря-кря-кря!
(Шаги на месте).
Пролетел весёлый жук:
Ж-ж-ж!
(Взмахи руками).
Гуси шею выгибают:
Га-га-га!
(Круговые вращения головой)
Клювом перья расправляют.
(Повороты туловища влево и вправо)
Ветер ветки раскачал,
(Покачивания поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал:
Р-р-р!
(Руки на поясе, наклон вперёд, смотреть перед собой).
Зашептал в воде камыш:
Ш-ш-ш!
(Руки вверх потянуться).
И опять настала тишь:
Ш-ш-ш.
(Сесть за парту).
V. Работа по теме урока
1. Введение в тему
- Если вы прочитаете только русские буквы, то узнаете, что вы прочитали в тексте речевой разминки.
LПSWPИVSGГIOBWSOPIVKLA (приговорка)
Приговорка – это один из жанров устного народного творчества.
- Сегодня мы ознакомимся с ещё одним жанром устного народного творчества.
(Выходят заранее подготовленные ученики и читают наизусть или по карточкам).
Жили - были два братца, два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец, тут и сказке конец.
- Что это за сказки такие, кто из вас знает? (Это докучные сказки).
- Проверьте своё предположение. Прочитайте справа налево.
ЕЫНЧУКОД ИКЗАКС
- Как вы понимаете значение слова «докучные»? (Предположения детей)
Докучный – наводящий скуку, докучливый.
Докучать (устар.) – надоедать, наводить скуку.
Докука - надоедливый
2. Чтение сказки учителем
- Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи.
- Ты говоришь: «расскажи», я говорю «расскажи», рассказать ли вам докучную сказочку?
- Не надо.
Ты говоришь: «не надо», я говорю «не надо», рассказать ли вам докучную сказочку?...
3. Чтение докучных сказок
- Откройте с. 18-19 учебника и мы прослушаем аудиозапись докучных сказок. Прочитайте сказки самостоятельно. Подготовьте выразительное чтение той, которая вам больше всего понравилась.
4. Составление докучных сказок по карточкам.
А сейчас попробуйте сами составить докучную сказку с опорой на карточки. Сказки эти будут на современный лад. Они разного цвета. Зелёного – полегче, про Жука; жёлтые – чуть потяжелее – про Красную Шапку и оранжевые – про Слона; светло-жёлтые – про Волка, с использованием английских слов. Кому какую?
Но прежде давайте скажем из чего же состоят докучные сказки?
Докучная сказка – это цепочка из звеньев, каждое из которых включает:
1- Начало сказки (как правило слова «Жил-был, жили-были»)
2- Фрагмент текста (который повторяется)
3- Связка
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
- Какие особенности докучных сказок узнали? (Докучная сказка начинается, как обычная («жили-были»), но неожиданно заканчивается).
Продолжите предложения:
Ø На сегодняшнем уроке я узнал…
Ø На этом уроке я похвалил бы себя…
Ø После урока мне захотелось…
Ø Сегодня я сумел…
Домашнее задание
Сочинить свою докучную сказку (в сказке должна быть неожиданная концовка), записать её в рабочую тетрадь. Принести на урок изделия народного декоративно-прикладного искусства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.