Министерство образования, науки и молодёжной политики
Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дзержинский химический техникум имени Красной Армии»
Методическая разработка
«Как учить и знать историю.
Рекомендации для студентов ДХТ им. Красной Армии»
Разработал:
преподаватель истории и обществознания
ДХТ им. «Красной Армии»
Ундалов Алексей Михайлович
Дзержинск 2021
Содержание
I. Введение …………………………….……………………………………………………3
1. Актуальность проектной работы
2. Цели проектной работы
3. Задачи проектной работы
4. Объект и предмет исследования
II. Основная часть
1. Что представляет собой «История»…………………………………………………….4
2. Проблемы изучения «Истории»…………………………………………………………4
2.1.Как работать с учебной литературой………………………………………………5
2.2. Как писать конспекты………………………………………………………………5
2.3.Знаешь исторические понятия – понимаешь историю……………………….......6
2.4. Установление причинно-следственных связей……………………………..........6-7
2.5. История - цепь взаимосвязанных событий………………………………………..8
2.6. Не зубрить, а понимать……………………………………………………………9-10
Список литературы…………………………...………………………………………………..10
Введение. Актуальность работы
Древний римский писатель Цицерон справедливо говорил, что история учительница жизни. Подобные мысли высказывали многие мыслители. История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем. Как любая естественная наука изучает законы природы, так и история как общественная наука раскрывает законы общественного развития в разных формах. Без нее нельзя строить научную теорию общественного развития. На исторической неграмотности часто паразитируют пропагандистские мифы, преследующие политические цели.
Изучение истории имеет не только большое познавательное, но и воспитательное значение. Память народа о прошлом – составная часть нашего национального самосознания, которое духовную основу государственной независимости. Знание истории формирует патриотизм и обеспечивает преемственность поколений, без чего народ утрачивает целостность и поступательное развитие. Именно поэтому порабощение народа всегда связано с уничтожением или искажением его памяти о прошлом.
История такой же сложный предмет как математика, физика, химия и т.д. Ее усвоение требует высокого развития интеллектуальных качеств, памяти, образного отражения действительности. Между тем, часто обучающиеся испытывают сложности при подготовке уроков по истории. Признаемся, что многие из наших студентов пошли в техникум, потому что там нет ЕГЭ и можно получить профессию, необходимую на рынке труда. История в школе не является обязательным для сдачи предметом, поэтому значительная часть первокурсников имеет невысокую гуманитарную подготовку. Многие не умеют работать с текстом, выделять существенное и отсекать второстепенное, разбираться в предпосылках событий и явлений, находить внутренние и внешние причины, предполагать следствия тех или иных действий людей.
История – не простой набор дат, событий, имен. Между ними существуют причинно-следственные связи, создающие логические цепочки. И, собрав их по кусочкам, можно прийти к пониманию всей непростой картины жизни народа в определенный период времени. Это непросто.
Людей, сталкивающихся с подобными проблемами, достаточно много. Поэтому данная работа весьма актуальна. Она направлена на то, чтобы выявить основные трудности, которые испытывают обучающиеся в техникуме при изучении истории и подготовить рекомендации им в овладении этим интересным и одновременно сложным предметом.
Цель:
· Рассмотреть проблемы изучения материала по дисциплине «История» и найти способы упростить и оптимизировать процесс подготовки к занятиям, в которых необходимо работать с большими объёмами информации и многочисленными сложными понятиями.
Задачи:
· Получить базовое представление о дисциплине «История»
· Выделить основные проблемы изучения дисциплины
· Выявить в методической литературе способы (памятки) решения проблем усвоения истории.
Объект изучения:
· Проблемы и трудности изучения истории в техникуме
Предмет изучения:
· Методика успешной подготовки к занятиям по истории
1. Что представляет собой «История»
История - это наука о прошлом. Но одновременно это наука о настоящем и будущем жителей страны, региона, мира. Предметом изучения истории является сам исторический процесс: то есть процесс изменений, которые происходят в обществе по мере его развития в разных сферах: политической, социальной, экономический, духовной и т.д., а также процесс изменений наших представлений и оценок событий прошлого. Если человек не знает прошлого и не может его проанализировать, он не сможет понять ни свое настоящее, ни свое будущее.
Основу исторического процесса составляют события и факты. Исторический факт (от лат. сделанное) – это действительное событие, имевшее место и обладающее особенностями:
1) Объективностью т.е. оно действительно состоялось, произошло в жизни народа или является результатом мифотворчества.
2)
Происходит во времени. Всякий
исторический факт (событие) происходит в конкретное время, т.е. имеет свое
место в хронологии, последовательности событий от прошлого к настоящему.
Например, монгольское нашествие на Русь началось в 1237 году после того,
как Русская земля распалась на удельные княжества и переживала этап феодальной
раздробленности.
3) Ограничивается определенным пространством. Так, государство монголов Золотая Орда контролировало огромную территорию Западной Сибири, Казахстана, Северного Приаралья до Восточной Европы, включая земли Северо-Восточной Руси. Или, Куликовская битва 1380 года между русскими и татарами состоялось в теперешней Тульской области на Куликовом поле.
Из этого следует, что история как наука первоначально отвечает
на 3 важнейших вопроса:
1) Что произошло? Какое событие, явление;
2) Когда произошло? (Время события);
3) Где произошло событие? В какой стране или конкретном месте.
2. Проблемы изучения «Истории» и их решение
2.1 Как работать с учебной литературой?
Основываясь на собственном опыте и на результатах опроса учащихся, напрашивается вывод, что подавляющую часть учащихся история пугает гигантским объемом материала: тысячами разнообразных взаимосвязанных событий – реформ, революций, войн, свершений исторических деятелей, понятий и исторических терминов, которых надо запомнить.
Эта огромная информация сосредоточена в учебнике В.А. Кириллова «История России». В библиотеке техникума учебников недостаточно, только 20 штук, но можно найти его в интернете. Кроме того, я пишу лекции и выкладываю их в облачное хранилище яндекс-диск. Перед каждым студентом встает задача научиться пользоваться учебником и выработать навыки работы с учебной книгой.
Памятка учащемуся при изучении учебной литературы
1. При чтении не пропускай ни одного слова, которое тебе не понятно.
2. Если перестал понимать смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной непонимания часто бывает непонятное (обычно иностранное) слово, термин. В таком случае рекомендуем обращаться к словарям.
3. Составление тобой терминологического словаря и словаря персоналий (исторических деятелей, участников исторического процесса) также поможет тебе в освоении материала.
4. Научись самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации.
5. Научись пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.
6. Особое внимание обрати на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.
7. Научись анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.
8. Научись вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.
9. Добейся чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким образом кратко конспектируй.
10. Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести логическую проработку материала по ходу чтения и при этом составлять логические схемы (цепочки).
И еще один совет. Побольше работать с карандашом в руке, делая различные пометки. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию.
Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.
2.2 Как писать конспекты?
Часто в техникуме, вузе преподаватель под запись дает лекционный материал и его надо суметь быстро и качественно записать, т.е. составить конспект лекции. Правильно писать конспект – настоящее искусство, которому можно научиться при постоянной тренировке этого навыка.
Правила конспектирования лекции
Правила написания лекции весьма условны, но чтобы сделать его максимально полным и понятным надо:
1. Начинать запись только после осмысления сказанного преподавателем, не пытаясь законспектировать все дословно.
2. Разработать систему условных сокращений, применяя общепринятые варианты, например: гос-во – (государство); об-во – (общество); кол-во – (количество); ин-т – (институт); стрелка вместо длинного слова следовательно или поэтому;
3. Разработка системы символов (метки, подчёркивания, красные строки, отступы, маркированные списки), т.е. отдельно выделять, отмечать заголовки, пункты, определения, дополнительная информация, пояснения, что предаст работе наглядности.
4. Избегать длинных и сложных предложений, отбрасывать второстепенные слова, не несущие смысловой нагрузки.
Правила конспектирования литературы (учебника)
1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
2. Наведите справки о лицах, явлениях, событиях, упоминаемых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь очень кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.
4. Заключительный этап конспектирования состоит из повторного чтения ранее отмеченных мест и их короткой последовательной записи.
5. При конспектировании нужно стремиться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
2.3 Знаешь исторические понятия – понимаешь историю
При работе с учебником или конспектом лекции всегда важен поиск смысла новых слов и понятий. Обычно преподаватель, объясняя новый материал, раскрывает и понятия (термины). А если этого не происходит, необходимо самим находить их содержание в словарях или в интернете. Как в любой науке знание исторических понятий и терминов очень важно. Через понимание исторических понятий мы входим в историческую эпоху, она становится для нас понятной и близкой. Например, возьмем такое сложное понятие как государство. Государство появляется как закономерное явление во всех странах и у всех народов на определенной социально-экономической стадии разложения первобытнообщинного общества, когда рост имущественного неравенства приводит к появлению классов и антагонистических конфликтов между ними. Государство – это, прежде всего аппарат управления и насилия для обеспечения порядка в расколотом на разные классы обществе.
Здесь встречается новое понятие - классы, также нуждающееся в объяснении и так до бесконечности. Если мы не будем раскрывать исторические термины и понятия, мы ничего не поймем в истории. В учебниках порой дается перечень основных исторических понятий и дат для запоминания, что довольно сильно помогает в систематизации знаний.
Учить не столько даты, а события составляющие содержание исторических периодов
Как правило, многим тяжело запомнить исторические даты. Тут существует множество способов, но далеко не все из них могут подходить именно вам. Кто-то просто составляет хронологическую таблицу и заучивает (зубрит) всё подряд. Это, как правило, приводит к тому, что человек знает только название и дату. Например, восстание декабристов произошло в 1825 году. А кто такие декабристы, зачем и против чего им понадобилось восставать? Этого уже не помним. Кто-то ищет ассоциации.
Самый оптимальный вариант учить не даты, а смысл событий, составляющих наполнение исторических периодов или времени правления одного из царей или императоров.
Например: если вспомните, что указ об урочных летах вышел 24 ноября 1597 года, то вспомните, его порядок в процессе закрепощения крестьянства (после заповедных лет 1581 года и перед Соборным уложением 1649). Или может вам будет проще запомнить, что его подписал царь Федор Иоаннович – сын Ивана Грозного. Если забыли, точную дату «корниловского мятежа», но если понимаете сущность этого мятежа, его социальные силы и цели, то вспомните место и роль этого исторического события в цепи событий 1917 года.
2.4 Установление причинно-следственных связей
Одна из трудностей в освоении учащимися истории является установление верной причинно-следственной связи между событиями и явлениям.
Все исторические события связаны между собой: каждое явление является причиной одних и следствием других. Подобная связь называется в науке причинно-следственная связь (далее ПСС). ПСС - связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием.
Пример 1: Непродуманная налоговая политика Бориса Морозова во времена правления царя Алексея Михайловича стала одной из причин Соляного бунта.
Пример 2:Издание указа Петра I о престолонаследии было одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов.
Для выявления ПСС следует знать следующие положения:
1) Между причиной и следствием существует определенное временное соотношение:
- сначала происходит событие - причина
- затем – событие – следствие
2) При выявлении ПСС надо уметь выявлять порой не только причины, но и предпосылки событий, процессов, явлений. Предпосылка – это условие, повлиявшее на начало данного события.
Например: Влияние идей эпохи Просвещения не было прямой причиной восстания декабристов на Сенатской площади, но явилось его предпосылкой.
3) Исторические события бывают различного масштаба (порядка). Есть события, которые носят эпохальный характер. Они начинают новые эпохи, их влияние распространяется на века и континенты. Например: колониальные захваты, всемирные войны, социальные революции являются по своим последствиям событиями мирового значения по сравнению с событиями местной истории. Великая Французская буржуазная революция конца 18 века стала причиной больших изменений в экономической, политической и духовной сферах жизни во многих странах мира.
4) Для облегчения установления правильных причинно-следственных связей опытные учителя и методисты рекомендуют некоторые приемы и формы:
1. Применение логических схем. Хорошо для обнаружения и понимания причин и следствий применять логические схемы. Они достаточно просты для исполнения учащимися, поскольку основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и вытекающие их них следствия.
Зависимость между древнейшими занятиями первобытных людей и возникновением земледелия и скотоводства можно показать в виде простейших схем:
1. Собирательство → земледелие
2. Охота → скотоводство
Переход к земледелию в географических районах, где климат и плодородная земля позволяли собирать большие урожаи, применение более новых производительных орудий труда привело к появлению излишков, запасов пищи, которые обусловили появление свободного времени и возможности использования для творчества и искусства.
Возникновение земледелия и скотоводства → Появление запасов пищи (излишков)→ Свободное время → Творчество и искусство.
Часто бывает, что одно событие бывает настолько значимым, что имеет самые разные последствия. Тоже развитие земледелия и скотоводства имело огромные далеко идущие последствия, приведшие к накоплению излишков, (прибавочного продукта) в руках родовой верхушки, формированию имущественного и социального неравенства и образованию классов и государства.
2. Прием «Рокировка»
Ответь на 6 вопросов, раскрывающих сущность исторического события и причинно-следственные связи.
Вопрос |
Ответ |
1. Что? |
|
2. Когда? |
|
3. Где? |
|
4. Кто? |
|
5. Как? |
|
6. Почему? |
|
Последовательно раскрывая вопросы таблицы, студент может получить логически связанный и полный анализ события (событий).
2.5 История - цепь взаимосвязанных событий
История России полна событиями, повлиявшими на развитие не только русского народа, но и мировой исторический процесс. В истории нашей страны было все: войны, революции, дворцовые перевороты, завоевания и освоение новых территорий, великие потрясения и не менее великие достижения. Исторические события происходят в разных сферах общества – в экономике, политике, социальной сфере и сфере культуры. Все четыре подсистемы общества взаимосвязаны и взаимно обусловливают развитие друг друга и общества в целом. Никакое событие или явление не может затрагивать исключительно только одну сферу жизни общества. Однако исторические события не равнозначны по своей роли и значению и надо уметь находить важнейшее событие, фактор в данный момент времени. Для оценки исторического события можно использовать памятку.
Как дать оценку историческому событию:
1. Установите причины события.
2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.
3. Характер события (антифеодальный, антифашистский, освободительный, реакционный и т.д.)
4. Связь с другими подобными событиями.
5. Значение:
-для участников события,
-для последующего исторического развития.
Алгоритм анализа политических событий и явлений
1. Каковы причины события или явления?
2. Кто (какие социальные силы) заинтересован в данном политическом событии или явлении?
3. Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?
4. Какими способами участники событий добивались поставленных целей (мирными или военными, законными или незаконными, парламентскими и непарламентскими)?
5. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления
6. Как можно в целом оценить данное событие (явление)?
7. Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии?
8. Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?
История любой страны – это совокупная деятельность народных масс, принадлежащих разным классам, а также их руководителей. Осуществить подобный анализ очень непросто.
Характеристика и оценка исторического деятеля
1. Определить
исторические условия и общественную среду, в которых формировались взгляды,
жизненные цели человека, показать, как на них влияли эти условия.
а) к какому
классу принадлежал, в каких условиях формировались его взгляды;
б) историческую
обстановку, в которой протекала его активная деятельность;
в) его
общественно-политические взгляды.
2.
Кратко укажите:
а) какие цели и
почему он выдвигал, с целями и задачами какого класса они совпадали;
б) какие средства
он использовал для достижения своих задач; оцените эти средства.
3. Оценить
его значение и роль в истории:
- по результатам
его деятельности;
- по его влиянию
на положение народных масс, на дальнейший ход событий;
- по воздействию
его примера на других людей, на новые поколения.
В конце наших методических рекомендаций мы даем итоговую памятку, которая называется:
2.6 Не зубрить, а понимать.
1. Не зубрить. Стараться понять смысл материала и пересказать своими словами.
2. Разделить материал на блоки. Большой объём сразу запомнить и осмыслить сложно, а по частям легко выучить всё что угодно. В этом могут помочь параграфы учебника, абзацы, блоки, а в атласе тематически связанные развороты.
3. Сделать карточки с 10—15 датами и связанными с ними событиями. Прочитать и отложить на пять минут. Потом повторить. Делайте новые карточки, как только запомните предыдущие. Со временем наберётся стопка, и перед контрольной или зачетом будет легко повторить всё заново.
4. Выписывать краткое содержание после изучения каждого раздела. Обращайте внимание на новые события и особенности, которые появились в этой эпохе.
5. Делать цветовые акценты в тексте. Выделяйте маркером или карандашом в своих записях даты, имена и основные события — будет легче ориентироваться.
6. Создавать образы по теме прочитанной главы или раздела. Посмотрите документальное кино или художественный фильм об этой эпохе, полистайте биографии основных деятелей или их воспоминания. Иногда краткая строка в мемуарах лучше характеризует исторический период, чем огромный текст на 10 страниц. Взгляните на картины великих художников, отразивших в своих произведениях историю России — там есть многое, что вы прочитали, только раскрывается с помощью художественных образов. Это картины А.Д. Кившенко, М.М. Антокольского, В.Г. Перова, В.И. Сурикова, Н.Н. Ге, И.Е. Репина, В.А. Серова, М.В. Нестерова, В.И. Васнецова и др.
7. Пользоваться разными источниками: лекциями учителя, учебником, интернетом, атласом, энциклопедией, контурными картами. Что-то проще запомнить, прочитав текст, а что-то нужно наглядно увидеть на карте. Например, сколько угодно можно читать о том, как в XVIII веке открывались новые заводы на Урале, но стоит сравнить один раз по картам количество заводов, отображающих историю России в начале конце XVIII века, и всё станет ясно.
8. Не торопиться, но и не забрасывать работу. Распределите время: равномерно разделите материал на части и учите. Оставьте время на повторение и запасной день — вдруг часть материала потребует больше времени или будет слишком сложной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Курс отечественной истории IX – XX веков. Под ред. профессора О.Л. Ольштинского. М.: ИТРК, 2002
Кириллов, В.А. «История России» В 2ч. : учебник для СПО/ В.В. Кириллов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. Издательство Юрайт, 2018.
Интернет источники:
http://www.abc-people.com/typework/history/hist5.htm
https://edunews.ru/school/info/kak-pisat-konspekt.html
https://infourok.ru/pamyatki-uchaschimsya-dlya-raboti-na-urokah-istorii-867199.ht
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.