Методическая разработка классного часа
ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛЕКТ?
(проблемная дискуссия)
Метлина Т.А., воспитатель
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Методическая характеристика темы.
2. План классного часа.
3. Ход проведения классного часа.
Методическая характеристика темы
Классный час в форме интеллектуальной игры. Задания для игры - головоломки из тестов для определения IQ. В ходе игры команда из четырех человек за 30 минут должна решить 16 головоломок. В задачу игры не входит определение коэффициент интеллекта. Главное - познакомить детей с типичными заданиями интеллектуальных тестов, дать возможность поработать в группе, испытать свои мыслительные способности
Цель: познакомить учащихся с вопросами интеллектуальных тестов.
Задачи:
· способствовать формированию позитивной оценки таких качеств, как рассудительность, смекалка, находчивость;
· стимулировать познавательную и творческую активность воспитанниц;
· воспитывать умение работать в группе.
Педагогические технологии:
· личностно-ориентированная технология Якиманской И.С.;
· технология воспитательной работы с коллективом класса Е.А. Степанова;
· технология обучения в сотрудничестве.
ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организационный момент:
·взаимное приветствие;
·объявление темы, цели и задач мероприятия.
II. Актуализация знаний учащихся:
·вступительное слово классного руководителя;
·интерактивная беседа по теме «Что такое интеллект?»;
·интеллектуальная игра «Головоломка».
III. Заключительное слово.
IV. Подведение итогов (рефлексия).
Время занятия: 40 минут.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Материальное обеспечение: ПК, Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, презентация «Никогда не поздно поумнеть», задания для команд (головоломки), таблица результатов.
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа по теме «Что такое интеллект?»
Воспитатель. Сегодня мы проводим интеллектуальный классный час. Слово «интеллект» сейчас очень часто употребляется. Как вы его понимаете? (Ум, смекалка, находчивость, догадливость, знания, кругозор, умение мыслить и др.)
Воспитатель. В словаре С. Ожегова дано такое толкование слова «интеллект»: «Мыслительная способность, умственное начало у человека». Но есть и другие точки зрения. Многие психологи считают, что интеллект - это способность к обучению, пониманию, познанию. И эта способность есть у каждого человека! Как вы считаете, нужно ли развивать эту способность?
Примерные ответы воспитанниц:
- Дворник сейчас зарабатывает больше профессора, развивать интеллект ни к чему.
- Ну почему сразу или дворник, или профессор? Вот, например, топ - менеджером без интеллекта и без образования не станешь!
- Нужно развивать интеллект только тем, у кого выдающиеся способности.
- Есть вундеркинды, они и должны развивать свой интеллект.
- Интеллект нужен всем: и дворникам, и профессорам - всем нужен разум в жизни.
Воспитатель. Каждый человек обладает интеллектом. Но не все люди хотят его развивать. И напрасно. Американские психологи обследовали много пожилых людей и пришли к выводу, что люди с высоким интеллектом живут дольше, выглядят моложе, сохраняют ясный ум до глубокой старости. Как же можно тренировать свой интеллект?
Примерные ответы воспитанниц:
- Много читать, собирать информацию.
- Добросовестно выполнять все школьные задания.
- Решать головоломки, задачки на смекалку.
- Заниматься в кружках, расширять свой кругозор.
Воспитатель. Получается, что у одних людей интеллект выше, чем у других. Многие фирмы хотят взять на работу именно таких людей: способных быстро переучиваться, легко принимать новое. Но как же их выявить? Тут и приходят на помощь тесты для измерения интеллекта. По результатам этих тестов можно измерить свой ай-кью - интеллектуальный коэффициент. Приходилось ли вам проходить такие тесты? Знаете ли вы свой ай-кью? (воспитанницы отвечают.)
Тесты на измерение ай-кью содержат много головоломок. Но эти головоломки при определенной тренировке легко может решить самый заурядный человек. Поэтому многие ученые относятся к этим тестам довольно скептически. Но так или иначе многим из нас предстоит проходить такие тесты. И лучше, если мы будем готовы к тем заданиям, которые нам предложат.
II. Интеллектуальная игра «Головоломка»
Воспитатель. Сегодня мы проведем игру «Головоломка». Ломать головы над заданиями будут (количество) команд по 4 человека (две стоящие рядом парты). Все команды получат листок с одинаковыми заданиями. Вверху листочка напишите название своей команды. На выполнение всех заданий дается 30 минут. Для одного человека это, конечно, слишком мало. Но для группы - достаточно, ведь можно распределить нагрузку, а заодно и поучиться сотрудничеству с другими людьми. Кроме того, при решении головоломок нужно соблюдать конспирацию, обсуждать ответы тихо, иначе конкуренты перехватят ваши ответы. Условия игры понятны? Тогда начинаем!
(Дежурные раздают листы с заданиями, воспитатель засекает время, воспитанницы приступают к работе. Когда время для работы истечет, воспитатетль попросит, чтобы каждая команда передала свой листок соседям (по часовой стрелке) для взаимопроверки.)
1 |
Найдите лишнее слово. ОКАЗ РАНБА СОФАРЕМ ДОЛЬША |
2 |
Вставьте в скобки пропущенное число. 234 (333) 567 345 (...) 678 |
3 |
Вставьте в скобки слово, которое обозначает то же, что и слов за скобками. торжественность, пышность (...) насос |
4 |
Какое число продолжает ряд? 4,7,13,25, 49,... |
5 |
Вставьте пропущенную букву. БДЖ ВЕК ГЗ... |
6 |
Вставьте в скобки слово, которое обозначает то же, что и определение за скобками, здание (...) состав чего-либо |
7 |
В каждом слове известной поговорки изменили по одной букве. Что это за поговорка? Взяты бока да нога |
8 |
Составьте из двух трехбуквенных фрагментов название вечнозеленого кустарника. ВЕР, ПАД, РЯБ, МАГ, ИНА, ЕСК |
9 |
Из пословицы выпали гласные буквы. Расставьте их по местам. Ч т п с ш ь т п ж н ш ь |
10 |
Вставьте в скобки пропущенное слово. МОРС (СОДА) ДАМА СТРОП (...) ИЗВОЗ |
11 |
Сложите два четырехбуквенных фрагмента так, чтобы получилось название танца. ФОКС, ПОЛО, ОВЯК, БАДА, ОНЕЗ, АНГО, КРАК, ЛЬКА |
12 |
Вставьте пропущенную цифру. 412 263 32... |
13 |
Вставьте пропущенное число. |
2 5 9 14 ... |
|
4 8 13 19 ... |
|
14 |
Продолжите числовой ряд. 7, 13, 24, 45,... |
15 |
Какое слово можно поставить перед этими словами, чтобы получились новые слова? СОЛЬ, ТАКТ, ВЕРСИЯ, ВЕКТОР, ВОЙ, ТЕКСТ, ТРАКТ |
16 |
Вставьте пропущенное число. 2 8 5 6 8...11 |
Ответы
1. Семафор (коза, баран, лошадь).
2. 333 (это разность двух крайних чисел).
3. Помпа.
4.97 (4x2-1 = 7,7x2-1 =13...).
5. Н (разница в 2, потом в 3, потом в 4 буквы).
6. Строение.
7. Взять быка за рога.
8. Вереск.
9. Что посеешь, то и пожнешь.
10. Приз.
11. Краковяк.
12.4 (сумма чисел в вертикальных рядах = 9). 13.20/26 (верхний ряд - прибавляются числа от 3 до 6, нижний - от 4 до 7).
14. 86 (7 х 2 - 1 = 13,13 х 2 - 2 = 24, 24 х 2 - 3 = 45,45 х 2 - 4 = 86).
15. Кон.
16. 4 (числа 2, 5, 8,11 образуются прибавлением тройки, а числа между ними - 8,6,4 - вычитанием двойки).
Воспитатель. А теперь проверим, что же у нас получилось? В роли проверяющих будете выступать вы сами. Каждая команда проверит работу своих соседей. Ответы и объяснения буду читать я. За каждый правильный ответ вы ставите на листе соперников 1 балл.
(Воспитатель читает ответы из таблицы «Ответы», дети проверяют работы.)
Воспитатель. Все ответы прочитаны, подсчитайте, пожалуйста, сумму баллов, и сдайте мне листки с заданиями.
(Воспитанницы подсчитывают, передают листки воспитателю.)
(Читает результаты, называет победителей.) Ну вот, можно сказать, что в абсолютно равных условиях самой интеллектуальной командой оказалась команда (название) в составе (перечисляет имена и фамилии членов команды). Я поздравляю победителей, но мне кажется, что причина успеха здесь не только в интеллекте, а и в умении работать дружно и слаженно.
III. Заключительное слово
Воспитатель. Когда мы сами решаем задачку, которая кажется нам неразрешимой, мы испытываем ни с чем не сравнимую радость. Ее иногда сравнивают с озарением. Это радость от работы ума. Головоломки, которые вы сегодня решали, я взяла из книги с очень интересным названием: «1000 оригинальных тестов на проверку вашей гениальности». Таких книг сейчас можно найти немало. В этом названии есть, конечно, доля шутки: гениальность - это высшая творческая способность человека, а не способность решать такие головоломки. Авторы, очевидно, хотели сказать о том, что любой человек может почувствовать озарение, испытать радость от работы своего ума. Надеюсь, сегодня и вам это удалось. Обратите внимание на тему сегодняшнего классного часа. «Никогда не поздно поумнеть» - это остроумное высказывание принадлежит великому английскому сатирику Даниелю Дефо. А он был одним из умнейших людей своего времени.
IV. Подведение итогов (рефлексия)
Воспитатель. Понравилось ли вам ломать голову над трудными задачками? Хочется ли закрепить успех или испытать себя в более трудных заданиях?
Примерные ответы воспитанниц:
- Эти головоломки не такие уж и трудные, с ними вполне можно справиться.
- Трудно было решить первую задачу, а потом уже было легче.
- У меня много книжек с такими головоломками, я их щелкаю как семечки.
- Не всем же быть гениями. До меня не дошло.
- Раньше всегда пропускала такие задачки, теперь буду стараться решить - у меня стало получаться!
- Эти задачки нельзя решить по образцу. Нужно найти закономерность, но она все время проявляется по-разному.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.