Методическая разработка классного часа (для классного руководителя) Тема: Всемирный День хосписной и паллиативной помощи в России
Оценка 4.7

Методическая разработка классного часа (для классного руководителя) Тема: Всемирный День хосписной и паллиативной помощи в России

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитание +2
8 кл—11 кл
06.10.2022
Методическая разработка классного часа (для классного руководителя)   Тема: Всемирный День хосписной и паллиативной помощи в России
Представленная методическая разработка предназначена для студентов 1 курса медицинских специальностей системы СПО, обучающихся на базе основного общего образования, и может быть использована для проведения классного часа. Тема методической разработки затрагивает такие понятия как милосердие, сострадание, сочувствие и участие. Студенты получают полезную информацию, а также вовлекаются в беседу эмоционально, что способствует повышению интереса к профессии. Исследования последних лет доказывают, что население стареет, увеличивается доля лиц пожилого и старческого возраста. В перспективе численность пожилого возраста будет неуклонно расти, а к финальному этапу жизни люди подходят с определенным багажом хронических, прогрессирующих заболеваний, которые не поддаются радикальному лечению. Люди часто становятся зависимы от посторонней помощи и нуждаются в необходимом уходе и паллиативной помощи. В течение достаточно длительного времени паллиативная помощь в нашей стране не получала необходимого внимания, но теперь, во многом благодаря усилиям В.В. Миллионщиковой и её младшей дочери А.К. Федермессер, этот вопрос поднят на новый уровень. В настоящее время со стороны государства и общества повысился интерес и внимание к данному вопросу, поэтому эта отрасль медицины выходит на новый уровень, и становится перспективной для будущих медицинских специалистов
Всемирный день хосписов и паллиативной помощи.docx

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»)

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка классного часа

(для классного руководителя)

 

 

Тема: Всемирный День хосписной и паллиативной помощи в России

 

 

 

 

https://www.27gp.by/images/news/2021/photo_2021-10-01_18-16-38.jpg

https://static.tildacdn.com/tild6635-3433-4437-b666-366562323031/cuukc.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2022


Составители (авторы):

Яковлева Е.А. – социальный педагог, классный руководитель ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Латышева Л.Ю. – педагог-психолог, классный руководитель ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование образовательной организации


 

Содержание

 

  1.  

Введение ………………………………..

4

  1.  

Методический блок ……………………

5

  1.  

Этапы подготовки ……………………..

5

  1.  

Хронологическая карта классного часа

6

  1.  

Сценарий классного часа ……………...

7

  1.  

Заключение ……………………………..

11

  1.  

Список использованной литературы …

12

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение

 

«Хоспис – это не дом смерти, а достойная жизнь до конца».

В.В. Миллионщикова

 

Представленная методическая разработка предназначена для студентов 1 курса медицинских специальностей системы СПО, обучающихся на базе основного общего образования, и может быть использована для проведения классного часа.

Тема методической разработки затрагивает такие понятия как милосердие, сострадание, сочувствие и участие. Студенты получают полезную информацию, а также вовлекаются в беседу эмоционально, что способствует повышению интереса к профессии.

Исследования последних лет доказывают, что население стареет, увеличивается доля лиц пожилого и старческого возраста. В перспективе численность пожилого возраста будет неуклонно расти, а к финальному этапу жизни люди подходят с определенным багажом хронических, прогрессирующих заболеваний, которые не поддаются радикальному лечению. Люди часто становятся зависимы от посторонней помощи и нуждаются в необходимом уходе и паллиативной помощи.

В течение достаточно длительного времени паллиативная помощь в нашей стране не получала необходимого внимания, но теперь, во многом благодаря усилиям В.В. Миллионщиковой и её младшей дочери А.К. Федермессер, этот вопрос поднят на новый уровень. В настоящее время со стороны государства и общества повысился интерес и внимание к данному вопросу, поэтому эта отрасль медицины выходит на новый уровень, и становится перспективной для будущих медицинских специалистов.

 

 

 

Методический блок

 

Тема: Всемирный День хосписной и паллиативной помощи в России

 

Тип занятия: внеаудиторное.

Цель:

Обучающая:

·         рассказать о хосписном движении;

·         способствовать формированию профессиональных и общих компетенций;

Развивающая:

·         развитие и поддержание познавательных интересов у студентов, развитие аналитического и критического мышления.

Воспитывающая:

·         воспитание чувства сострадания к тяжело больному, умирающему;

·         актуализация профессионально значимых качеств личности.

Задачи:

·         познакомить обучающихся с понятиями «хоспис» и «паллиативная помощь»;

·         познакомить с историей паллиативной помощи в России.

 

Форма проведения: интерактивный классный час

Продолжительность: 45 минут

Место проведения: учебная аудитория

 

 

Этапы подготовки

 

1.    Выбор направления воспитательного мероприятия.

2.    Выбор темы классного часа.

3.    Определение цели, задач и содержания классного часа, разработка плана мероприятия.

4.    Изучение научной литературы, интернет-источников по теме классного часа.

5.    Разработка мультимедийной презентации.

6.    Составление методической разработки.

7.    Проведение классного часа.

 

Хронологическая карта классного часа

 

План классного часа

Время

1.                   

Организационные моменты:

- приветствие студентов;

- отметить присутствующих;

- изложение плана классного часа.

2 минут

2.                   

Беседа со студентами

3 минут

3.                   

Демонстрация презентации «Всемирный День хосписной и паллиативной помощи в России»

30 минут

4.                   

Демонстрация видео «Мифы и правда о паллиативной помощи»

4,5 минут

5.                   

Обсуждение темы презентации, рефлексия.

4 минут

6.                   

Заключение

1,5 минут

 

Итого:

45 минут

 

 

Оснащение

1.                  Материально-техническое:

·           Мультимедийная установка;

·           Компьютер;

·           Экран;

·           Стол, стулья;

2.                  Методическое:

·           Методическая разработка;

·           Презентация.



Сценарий классного часа

 

1. Приветствие студентов, затем преподаватель излагает тему классного часа

 

Цель и задачи для студентов:

Цели для студентов:

Повысить уровень знаний о различных областях медицины и о медицинских специальностях.

Задачи:

1. Ознакомиться с понятием паллиативной помощи.

2. Ознакомиться с историей развития паллиативной помощи в России и основными деятелями этой области.

3. Совершить виртуальную экскурсию по теме классного часа.

Методы: наблюдение.

 

2. Демонстрация презентации

 

Слайд  1

Тема: Всемирный День хосписной и паллиативной помощи в России

 

                                Беседа со студентами

Классный руководитель:

Всемирный День хосписной и паллиативной помощи проводится ежегодно во вторую субботу октября. Организатором Всемирного Дня хосписной и паллиативной помощи является Всемирный Альянс паллиативной помощи, куда входят национальные и региональные организации, которые поддерживают развитие хосписной и паллиативной помощи во всем мире.

В 2022 году Всемирный день хосписов и паллиативной помощи выпадает на 8 октября.

Цели Всемирного Дня хосписной и паллиативной помощи заключаются в повышении информированности мировой общественности о проблемах паллиативной помощи и хосписов, содействие в создании условий для того, чтобы люди могли выразить свои мнения о проблеме; повышение понимания медицинских, социальных, практических и духовных потребностей людей, имеющих неизлечимые заболевания и членов их семей; способствование становлению и развитию благотворительных фондов, способных поддерживать и развивать движение хосписной и паллиативной помощи во всем мире.

 

Далее классный руководитель задаёт вопросы обучающимся. Опрос проходит в форме беседы.

Вопросы для обсуждения до демонстрации презентации

Слайд 2

1.Знаете ли Вы, что такое паллиативная помощь?

 

Ответы обучающиеся дают устно

Слайд 3

Определение понятия паллиативной помощи.

 

Паллиативная помощь — это подход, имеющий своей целью улучшение качества жизни пациента и членов его семьи, оказавшихся перед лицом заболевания, угрожающего жизни.

Слайд 4

Подходы в паллиативной помощи

1.Купирование боли и болевых ощущений.

 

Она имеет цель обеспечить максимально удовлетворительное качество жизни при минимальном благоприятном прогнозе.

Слайд 5

Подходы в паллиативной помощи

2.Психологическая поддержка.


 

Тяжелая болезнь, госпитализация, операции, изменение образа жизни, возможная инвалидность и угроза смерти действуют на психологическое состояние больного отрицательно. Больной не способен адаптироваться к новым условиям существования, он постоянно испытывает чувство страха, обреченности, что неблагоприятно влияет на общее состояние.

Родственники обычно также не могут поддержать больного психологически, поскольку и сами испытывают стресс. Паллиативная помощь предполагает работу психологов как с больным, так и с его близкими. Иногда в этой работе участвуют волонтеры. По желанию больного могут быть проведены религиозные обряды.

Слайд 6

Подходы в паллиативной помощи

3.Социальная поддержка.

 

Паллиативная помощь включает социальную поддержку семьи больного и его самого. Ведь психологические проблемы усиливаются еще и от осознания социальных трудностей, вызванных расходами на уход и лечение. У многих больных возникают материальные проблемы, кому-то необходимо улучшение жилищных условий, но совсем немногие осведомлены о доступных для них социальных льготах.

Специалисты социальной службы обязаны провести изучение социальных проблем пациента, разработать вместе с врачами план социальной реабилитации, проинформировать больного о его правах и возможных льготах и помочь их получить.

Слайд 7

2.Знаете ли Вы, какие организации оказывают паллиативную помощь?

 

Ответы обучающиеся дают устно

Слайд 8

Учреждения, оказывающие паллиативную помощь.

 

Паллиативная помощь может быть оказана как в специализированных, так и в неспециализированных медицинских учреждениях. Поскольку количество узкопрофильных клиник еще слишком невелико, их обязанности вынуждены выполнять обычные больницы.

 Неспециализированные учреждения паллиативной помощи:

— районные службы сестринского ухода;

— врачи общей практики;

— амбулаторные службы сестринского ухода;

— отделения больниц общего профиля;

— дома для престарелых.

Слайд 9

Специализированные учреждения и центры:

 

— стационарные отделения паллиативной помощи;

— стационарные хосписы;

— команды паллиативной помощи в больницах;

— патронажные бригады паллиативной помощи на дому;

— дневные хосписы;

— стационары на дому;

— амбулаторные клиники.

Слайд 10

3.Знаете ли Вы, что такое хоспис, для чего он нужен?

 

Ответы обучающиеся дают устно

Слайд 11

Определение понятия хоспис

 

Хоспис - это медицинское (медико-социальное) учреждение/отделение, где команда профессионалов оказывает комплексную помощь больному, который нуждается в облегчении страдания – физического, психосоциального и духовного, связанного с заболеванием, излечить которое невозможно, и оно неминуемо должно привести к смерти в обозримом будущем.

Хоспис – это не только учреждение, – это философия, в основе корой лежит отношение к больному как к личности до самой последней минуты его жизни и желание облегчить его страдания, учитывая его желания и предпочтения.    

Слайд 12

Определение понятия хосписная служба.

 

Хосписная служба – это вид паллиативной помощи больным в терминальной стадии любого хронического заболевания (рак, СПИД, рассеянный склероз, хронические неспецифические заболевания бронхолегочной и сердечно-сосудистой системы и др.), когда лечение уже не дает результатов, прогноз неблагоприятный в отношении выздоровления и жизни.   Это помощь медицинская, психологическая, социальная и духовная. Но главным компонентом все же является квалифицированная помощь врача и медицинской сестры, имеющих специальную подготовку и особые человеческие качества.

Слайд 13

Больной направляется в хоспис не умирать, а для проведения мероприятий, направленных на купирование боли, уменьшение одышки или других симптомов, с которыми он и его лечащий врач не могут справиться в домашних условиях. Кроме того, больным и их родственникам в хосписе предоставляется психологическая, социальная и духовная поддержка.   

Так, основными показаниями для госпитализации в хоспис являются:   

· необходимость подбора и проведения адекватного лечения боли и других тяжелых симптомов при отсутствии эффекта от проводимой терапии на дому;

· проведения манипуляций, которые не могут быть выполнены в домашних условиях;

· отсутствие условий для оказания паллиативной помощи на дому (одинокие пациенты, сложная психологическая ситуация в семье);

· предоставление кратковременного отдыха ухаживающим за тяжелым больным родственникам.  

Слайд 14

Если же, после пребывания в стационаре в течение двух-трех недель, есть возможность для возвращения больного домой, то дальнейшую помощь оказывают сотрудники выездной службы хосписа.                                                      К больному домой периодически приезжают как медики, так и социальные работники, если в этом есть необходимость.

Каждому человеку, как правило, уютнее и удобнее у себя дома, поэтому основой эффективной работы хосписа считается добросовестная работа выездной службы, помогающей больному и его семье на дому.

Слайд 15

4.Знаете ли Вы, основателей паллиативной помощи в России?

 

Ответы обучающиеся дают устно

Слайд 16

История развития паллиативной помощи в России

 

Первый в Москве профильный хоспис для раковых больных был открыт 8 ноября 1903 года по инициативе онколога, профессора МГУ Л.Л. Левшина. В 1897 Левшин самостоятельно организовал сбор пожертвований у московских благотворителей. 12 февраля 1898 года он получил одобрение проекта на правлении МГУ.

Постепенно раковый институт на Погодинской превратился в полноценную лечебную и исследовательскую клинику, утратив в 1920-е гг. функцию хосписа – сегодня это Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена.

Слайд 17

В 1990 году в Санкт-Петербурге произошло возрождение хосписов. Первым врачом Первого хосписа в России стал Андрей Владимирович Гнездилов.


Слайд 18

В 1992 году в Москве организуется небольшая группа добровольцев и медицинских работников, помогающая неизлечимо больным на дому.

В 1993 году был создан Первый Московский хоспис — оазис бескорыстия и милосердия в центре Москвы, усилиями Веры Васильевны Миллионщиковой, которая стала его главным врачом.

Слайд 19

Вера Васильевна Миллионщикова.

 

Вера Васильевна Миллионщикова — советский и российский врач, одна из основателей паллиативной помощи в России, основатель и главный врач Первого московского хосписа.

Слайд 20

Воспоминания Нюты Федермессер

 

Работая онкологом, навещала выписанных домой умирать пациентов, помогала родственникам, рассказывая, как облегчить последние дни умирающего. По словам её младшей дочери Нюты Федермессер: «…Мама работала в онкологии с очень тяжёлым контингентом, в основном, это были мужчины из не очень благополучных семей. Рак — голова-шея, рак гортани, рак языка, много с алкоголическим анамнезом, много недолюбленных, брошенных, тяжелое было отделение. Она очень сердобольный была человек, как сейчас модно говорить, знала, что такое эмпатия. Она не могла видеть, как их бросает медицина, поняв, что их нельзя вылечить, их выписывают в никуда. Она стала за ними ухаживать».

Слайд 21

Вот что говорит В.В. Миллионщикова о раке:

 

 «Рак — интересная болезнь. Без изъянов. Во время этой болезни вы можете сделать многое. Раньше я думала: хорошо бы уйти быстро, без боли. Но посудите сами: допустим, я поссорилась с дочкой, вышла на улицу и — авария. Как будто я должна быть счастлива. Но что будет с моей дочкой? Как она будет жить? Когда есть такая болезнь, как онкология — многолетняя, многомесячная, и все родственники больного об этом знают, — жизнь человека сразу меняется. Появляются возможности: повиниться, попрощаться, доцеловать. В такой болезни есть свое достоинство — время. А в мгновенной смерти времени нет, а значит, и нет возможности что-то исправить».

А вот высказывание Веры Васильевны о хосписе: «Хоспис – не дом смерти, а достойная жизнь до конца».

Слайд 22

Заповеди хосписа

 

1. Хоспис — это комфортные условия и достойная жизнь до конца.

2. Мы работаем с живыми людьми. Только они, скорее всего, умрут раньше нас.

3. Нельзя торопить смерть, но и нельзя искусственно продлевать жизнь. Каждый проживает свою жизнь. Сроков её не знает никто. Мы лишь попутчики на последнем этапе жизни пациента.

4. Брать деньги с уходящих из этого мира нельзя. Наша работа может быть только бескорыстной.

5. Мы не можем облегчить боль и душевные страдания пациента в одиночку, только вместе с ним и его близкими мы обретаем огромные силы.

Слайд 23

6. Пациент и его близкие — единое целое. Будь деликатен, входя в семью. Не суди, а помогай.

7. Если пациента нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать. То, что кажется мелочью, пустяком в жизни здорового человека, — для пациента имеет огромный смысл.

8. Каждый человек индивидуален. Нельзя навязывать пациенту своих убеждений. Пациент даёт нам больше, чем мы можем дать ему.

9. Принимай от пациента всё, вплоть до агрессии. Прежде чем что-нибудь делать — пойми человека, прежде чем понять — прими его.

Слайд 24

10. Будь всегда готов к правде и искренности. Говори правду, если пациент этого желает и если он готов к этому… Но не спеши.

11. Незапланированный визит — не менее ценен, чем визит по графику. Чаще заходи к пациенту. Не можешь зайти — позвони; не можешь позвонить — вспомни и всё-таки… позвони.

12. Не спеши, находясь у пациента. Не стой над пациентом — посиди рядом. Как бы мало времени ни было, его достаточно, чтобы сделать всё возможное. Если думаешь, что не всё успел, то общение с близкими ушедшего успокоит тебя.

Слайд 25

13. Хоспис — дом для пациентов. Мы — хозяева этого дома, поэтому: переобуйся и вымой за собой чашку.

14. Репутация хосписа — это твоя репутация.

15. Главное, что ты должен знать: ты знаешь очень мало.

Слайд 26

Дочь Веры Миллионщиковой, продолжает дело матери.

 

Она является крупным российским общественным деятелем, учредителем благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера», членом центрального штаба Общероссийского народного фронта, руководителем Московского многопрофильного центра паллиативной помощи Департамента здравоохранения г. Москвы. Она принимала участие в обсуждении законопроекта о волонтёрах в медучреждениях, прошедшем в Общественной палате Российской Федерации в ноябре 2014 года. Выступает за создание юридической базы для возможности приёма волонтёров для работы в медицинских учреждениях РФ.

Слайд 27

Демонстрация видео «Мифы и правда о паллиативной помощи»

 

Далее классный руководитель задаёт вопросы обучающимся. Опрос проходит в форме беседы.

Вопросы для обсуждения после демонстрации фильма

Слайд 28

Хотели бы вы посетить хоспис?

 

Ответы обучающиеся дают устно

Слайд 29

Как вы считаете, в перспективе работа в хосписе является для вас одним из возможных мест работы?

 

Ответы обучающиеся дают устно

Слайд 30

Заключение

 

В нашем городе, как и в нашей большой стране стране открывается больше отделений паллиативной помощи в больницах, создаются новые хосписы для детей и взрослых, где неизлечимо больные люди могут получить помощь бесплатно, и кроме помощи они получают участие, пациент не остаётся один на один со своей бедой. Возможно многие из заболеваний, которые являются неизлечимыми сегодня, завтра мы научимся лечить.

Слайд 31

Закончить нашу встречу, позвольте мне, словами Академика Лихачева
«Помощь другим важна и для самого помогающего. Только активная помощь другим может как-то успокоить нашу совесть, которая все же должна быть беспокойной».

Будьте чуткими и отзывчивыми людьми, ведь вы выбрали самую гуманную профессию.


Список использованных источников

 

1.    Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера», 2016. Железнова М., составление, 2016. ГЛАВНОЕ – ЖИТЬ ЛЮБЯ. https://www.hospicefund.ru/wp-content/uploads/2019/10/Zhyt-lubya.pdf

2.    Понятия, история, вехи развития паллиативной помощи / [Электронный ресурс] // Доверие - (http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?c=77)

3.    https://www.hospicefund.ru/hospice/rules/

4.    https://ru.wikipedia.org/wiki/Миллионщикова,_Вера_Васильевна

5.    https://www.pravmir.ru/vera-millionshhikova-glavnoe/

6.    https://nsportal.ru/npo-spo/zdravookhranenie/library/2022/07/07/metodicheskaya-razrabotka-klassnogo-chasa-palliativnaya

7.    https://pro-hospice.ru/news/9-09-22/

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Департамент здравоохранения города

Департамент здравоохранения города

Составители (авторы): Яковлева

Составители (авторы): Яковлева

Содержание

Содержание

Введение «Хоспис – это не дом смерти, а достойная жизнь до конца»

Введение «Хоспис – это не дом смерти, а достойная жизнь до конца»

Методический блок Тема: Всемирный

Методический блок Тема: Всемирный

Хронологическая карта классного часа №

Хронологическая карта классного часа №

Сценарий классного часа 1

Сценарий классного часа 1

Тяжелая болезнь, госпитализация, операции, изменение образа жизни, возможная инвалидность и угроза смерти действуют на психологическое состояние больного отрицательно

Тяжелая болезнь, госпитализация, операции, изменение образа жизни, возможная инвалидность и угроза смерти действуют на психологическое состояние больного отрицательно

Хоспис – это не только учреждение, – это философия, в основе корой лежит отношение к больному как к личности до самой последней минуты его жизни…

Хоспис – это не только учреждение, – это философия, в основе корой лежит отношение к больному как к личности до самой последней минуты его жизни…

Первым врачом Первого хосписа в

Первым врачом Первого хосписа в

Слайд 23 6. Пациент и его близкие — единое целое

Слайд 23 6. Пациент и его близкие — единое целое

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2022