Тема: Мы – граждане России
Цель: формирование гражданско – патриотических чувств учащихся, любви к своей Родине
Задачи:
- создать условия для формирования представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.
- создать условия для развития речи, памяти, логического мышления.
- развивать коммуникативные навыки
- создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.
- создать условия для воспитания у детей чувство патриотизма, гражданственности
Характеристика целевой группы: учащиеся 2-4 классов (8-10 лет)
Формы организации работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Методы ведения классного часа: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение
Планируемые результаты: (учащиеся научатся)
- уважительно относиться к России, родному краю
- понимать и выполнять элементарные правила нравственного поведения в обществе
- различать государственную символику Российской Федерации
- определять на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
Условия проведения: классный час проводится в свободное от уроков время; в классной комнате
Оформление: доска украшена шарами белого, синего и красного цвета (полоса «триколор»), слова темы классного часа на карточках прикреплены на доске обратной стороной.
Оборудование: плакаты с государственной символикой России, наборы слов для выполнения заданий (Приложения), выставка книг по теме «Россия – Родина моя», Конституция РФ (книга), полоски бумаги жёлтого цвета в форме луча солнца (по количеству учащихся)
Подготовительная работа
1. Оформление выставки книг по теме «Россия – Родина моя»
2. Подготовка выразительного чтения наизусть учеником стихотворения С. Васильева «Россия»
3. Разработка сценария классного часа
4. Подготовка мультимедийной презентации
5. Подбор музыкального сопровождения
6. Словарь С. И. Ожегова
Начинаем классный час,
Речь пойдёт сейчас о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что- то новое узнать.
- Определить тему нашего классного часа поможет видеоролик, который вы просмотрите. Подумайте, о чём этот сюжет.
- Вы внимательно просмотрели сюжет. О чем он? (В сюжете показана наша страна, земля, родина, природа; о нас, о дружбе)
- В названии темы классного часа есть слово «Мы». (Открыть карточку с этим словом на доске)
- Как вы думаете, мы – это кто? (Люди, народ)
- В сюжете люди дружно веселятся, водят хороводы. Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы дружно жить, работать, веселиться? Выберите слова, из набора слов. (Набор слов находится на каждой парте - Приложение № 1) (работа в парах)
- Назовите, какие слова вы выбрали. (Прикрепить карточки с названием этих слов на доску под словом «Мы» в заголовке)
- Какие слова, обозначающие черты характера человека, вы бы добавили ещё?
- Кто из вас считает, что он обладает этими чертами характера или стремится в себе их развивать? Поднимите руку.
- Назовите, какие слова вы не выбрали и объясните, почему не выбрали.
- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
- Это слово так же есть в теме нашего классного часа. (Открыть карточку с этим словом на доске)
- Что для вас значит слово «Россия»?
- Покажите нашу страну на карте мира, столицу нашего государства.
- Россия – самая большая страна по площади на свете, государственная граница проходит по суше и по воде. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке - ночь.
- Чтение учеником наизусть стихотворения С. Васильева «Россия»
Россия — как
из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя
Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю,
всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом — Русь.
- Как в стихотворении по-другому названа наша страна и почему? (Русь.)
- Наша страна имеет богатую историю. В стародавние времена её называли Русью. От этого слова и пошло название нашего государства – Россия.
- Подберите слова - синонимы к слову Россия. (Родина, Отчизна, Отечество, Держава)
- Подумайте, какое значение есть ещё у слова «Родина»? (Родина – это место, где я родился, расту; дом, в котором я живу; улица, на которой играю и т. д.)
- Место, где человек живёт, принято называть «малой Родиной». У каждого человека своя «малая Родина». Назовите свою «малую Родину». (п. Тыр Ульчского района Хабаровского края)
- Покажите на карте нашей страны Хабаровский край и столицу Хабаровского края, столицу нашего государства.
Физкультминутка.
Жура – Жура – журавель,
Облетал ты сто земель,
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Он ответил, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
(Дети повторяют движения за учителем)
- Что объединяет всех людей, проживающих в России? (язык – государственный язык Российской федерации – русский; культура; история; государственные символы; мы – граждане одного государства)
- В названии темы классного часа есть и слова «граждане». (Открыть карточку с этим словом на доске)
- Тема нашего классного часа «Мы – граждане России». Подумайте, на какие вопросы по данной теме вы бы хотели узнать ответ. (Кого называют гражданином; какими правами и обязанностями обладает гражданин…)
- Как вы думаете, кто такой гражданин?
- Проверим ваши предположения по словарю С. И. Ожегова. Обратимся к словарю С. И. Ожегова. (Чтение учеником значения слова «гражданин» по словарю: 1.лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующегося его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей 2. взрослый человек, а так же форма обращения к нему)
- Ребята, а вы считаете себя гражданином нашей страны? Почему?
- Какой документ или документы могут подтвердить, что вы являетесь гражданином Российской Федерации?
- Наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется свидетельством о рождении – получают Ваши родители после вашего родителя (Слайд 4), паспортом гражданина Российской Федерации – удостоверение личности впервые выдаётся по достижении подростком возраста 14 лет.
- Мы ответили на первый наш вопрос: определили лексическое значение слова «гражданин».
- Послушайте, пожалуйста, легенду и ответьте на вопрос: почему жители стали счастливы и довольны.
«Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны».
- Как вы думаете, почему жители государства Закония стали счастливы и довольны? (стали жить по закону, порядку)
- Из набора букв (Приложение № 2) соберите слово – и вы узнаете, как называется документ, в котором прописан основной закон государства нашей страны, провозглашающий и гарантирующий права и свободы человека и гражданина. (Конституция; показ книги «Конституция Российской Федерации»)
- Конституция провозглашает и гарантирует права и свободы человека, гражданина. 12 декабря наша страна празднует принятие Конституции.
- Каждый человек должен знать свои права и выполнять обязанности. О каких правах вам известно? (Каждый человек имеет право на свободу слова, право на бесплатное среднее образование, право на работу и отдых, право на свободу передвижения и многие другие права.)
Беречь |
Родину |
Любить |
Территорию |
Охранять |
Природу |
Приумножать |
Культурой Языком |
Гордиться |
Богатства |
- Для того, чтобы определить обязанности гражданина (каждого из нас) – подберём к глаголу имя существительное.
- Кого можно назвать гражданином России? (Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки)
- Каждая страна имеет отличительные знаки, которые выделяют её в мировом сообществе. Что это за знаки? (Государственная символика)
- Отгадайте загадки и назовите знаки государственной символики.
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)
- Герб утверждён Указом президента Российской Федерации. Представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, ныне символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона.
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный ... (ФЛАГ)
- Как вы понимаете значение слова «Триколор»? (Флаг, состоящий из трех полос разных цветов)
- Что обозначают цвета на флаге Российской Федерации? (Красный цвет – державность (Утверждение роли своей страны как великой и единой державы), синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый – цвет свободы и независимости)
- 22 августа – наша страна отмечает День государственного флага России.
На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. (ГИМН)
- Какие правила исполнения гимна вам известны? (Гимн – это музыкально-поэтическое произведение, исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага РФ, торжественных собраний, слушать или исполнять гимн, нужно стоя, без разговоров.)
- Прослушаем гимн РФ. (Прослушивание Гимна 1 куплет)
- Из набора слов (набор слов № 2 на парте) соберите пословицу и подумайте, как можно объяснить её значение. (Приложение № 3; Мы – сто тысяч «Я») (работа в парах)
- Назовите пословицу и объясните её значение.
- Россия – многонациональная страна, поэтому в пословице и сказано: мы – это сто тысяч «я». Как вы понимаете значение слова «многонациональная»? ( На территории России проживает более 160 национальностей)
- Чем отличаются эти народы друг от друга? (Народы отличаются друг от друга традициями, культурой, верой, обычаями, национальным языком)
- На территории России проживают народы различной национальности. Люди, каких национальностей, проживающие в нашей стране вам знакомы? (Русские, украинцы, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, молдаване, латыши, киргизы, таджики, армяне, туркмены, эстонцы и т. д.)
- Какие коренные народности Хабаровского края вам известны? (Нанайцы, ульчи, нигедальцы, эвенки)
- Национальный состав нашей страны многочислен, но все люди соблюдают права и обязанности Конституция Российской Федерации.
- Наша страна великая не только по размерам, страна наша славится великими людьми. Кого и за что можно назвать великими людьми России?
- Рядом с нами живёт много прекрасных, умных, талантливых людей. А какими людьми гордитесь вы и почему?
- Как вы думаете, а всё ли вам известно об этих людях?
- Где можно найти интересующую вас информацию по этому вопросу? (Информацию об интересных, талантливых людях можно узнать из источников в интернете и библиотеках, принять участие во встречах с такими людьми на классных часах и т. д.)
- Наша дальневосточная земля гордится многими земляками: это писатели, художники, артисты, спортсмены и просто хорошие люди. На выставке книг вы можете познакомиться с писателями, художниками - дальневосточниками.
- Каждый из нас – гражданин России. Именно от нас зависит будущее нашей страны. Вы когда-нибудь задумывались, какой бы вы хотели видеть свою страну в будущем? Давайте заглянем в будущее. Закройте глаза. Подумайте. Напишите одно слово на листе бумаги, какой вы видите Россию в будущем. (Могучей, крепкой, здоровой, развивающейся, великой, толерантной и т. д.)
- Поделитесь своими надеждами о том, какой вы видите нашу страну в будущем. (Дети зачитывают свои слова, листы прикрепляют на доску так, чтобы получилось солнце из лучиков)
- Я надеюсь, что в будущем наше государство будет именно таким, каким вы его сейчас и представили. Это будет возможно, если вы будете настоящими гражданами нашего государства. Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии? (Высказывания детей)
- Спасибо всем за работу. На этом наш классный час окончен. Надеюсь, что он был вам интересен и полезен! До свидания!
Используемая литература:
1. https://www.inpearls.ru/ С. Васильев РОССИЯ
2. Толковый словарь С. И. Ожегова
3. https://deti.cbs-angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/zagadki/zagadki_o_simvolah_rossii.html загадки о символах России
Приложение № 1
вежливость |
грубость |
ответственность |
жестокость |
честность |
заботливость |
отзывчивость |
злость |
внимательность |
доброта |
неравнодушие |
честность |
зависть |
трусость |
лень |
к |
я |
н |
т |
о |
с |
и |
ц |
и |
т |
у |
Приложение № 2
Приложение № 3
Мы - |
тысяч |
сто |
«Я» |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.