Методическая разработка классного часа на тему: «ДЕТИ ВОЙНЫ»

  • docx
  • 26.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Победы.docx

 

 

 

 

         Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Смоленска

 

 

 

Методическая разработка классного часа

на тему:

«ДЕТИ ВОЙНЫ»

Picture background

 

 

 

 

 

               

 

Автор – составитель:

Антоненкова Екатерина Сергеевна

Старший методист

 

 

 

 

Смоленск

2024

1.Пояснительная записка

1.1. Тема образовательного мероприятия

Методическая разработка классного часа на тему: «ДЕТИ ВОЙНЫ»

1.2. Актуальность и обоснование выбора темы

Тема данной методической разработки посвящена детям войны, их жизни и героическому подвигу во время Великой Отечественной войны. Мы не должны забывать ужасы войны, смерть и страдания миллионов людей. Мы должны помнить, какой ценой завоевана наша Победа, о героизме и мужестве защитников Отечества, о их великой любви к своей Родине, об огромном сердце ее маленьких защитников, готовых отдать свою жизнь за свободу своей Отчизны. Поэтому данная тема является, без сомнения, актуальной. Знать исторические страницы своей страны, гордиться ратными подвигами своих сверстников, совершенных в годы тяжелых испытаний, хранить память и уважение к маленьким героям той далекой большой войны.

1.3. Роль и место образовательного мероприятия в системе работы

Данная методическая разработка представляет собой описание классного часа, посвященного Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Данная разработка занимает место в системе дополнительного образования, в рамках плана воспитательной работы МБУ ДО «Эколого – биологический центр». Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с созданием условий для формирования гражданской идентичности, укрепления патриотизма и уважения к истории Отечества, личностного восприятия наследия Великой Отечественной войны через обращение к памяти о героических событиях 1941-1945 гг.

1.4. Целевая аудитория

Методическая разработка классного часа на тему: «Дети войны», предназначена для обучающихся объединения «Младшие друзья природы» центра, начальных классов образовательных учреждений города.

Возраст: 7-10 лет.

1.5. Цель

Цель: расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

1.6. Задачи

Задачи:

v обогатить знания обучающихся о героическом прошлом своего народа, страны;

v познакомить обучающихся с тем, как жили и выживали маленькие герои во время войны;

v пробудить интерес к изучению страниц героического прошлого своей страны;

v воспитывать чувство патриотизма и уважительное отношение к историческому наследию Родины.

1.7. Планируемые результаты

Личностные:

v проявление чувства любви к своей Родине, гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;

v развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные:

v регулятивные УУД: осуществление волевой саморегуляции, оценки и самооценки, устанавливание причинно-следственных связей;

v познавательные УУД: осуществление самоконтроля, планирования, прогнозирования;

v коммуникативные УУД: умение вести диалог, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, согласовывать действия с партнером.

Предметные:

v получение представлений о Великой Отечественной войне, как о тяжелейшем испытании, выпавшем на долю всех жителей нашей страны.

1.8. Технологии, методы, приемы, формы работы

Для достижения планируемых образовательных результатов применяются следующие технологии и формы работы:

v Игровые технологии

v Здоровьесберегающая технология

v Гуманно-личностная технология

v Информационно-коммуникативные технологии

v Развивающее обучение

v Педагогика сотрудничества

v Фронтальная и групповая формы работы

1.9. Материально-технические, информационные, кадровые и методические ресурсы

Оборудование: проектор, компьютер, портреты героев, раскраска Георгиевской ленты, картинка дерева Победы, цветные карандаши.

2. Основная часть

Ход занятия:

1.Организационный момент:

"Эстафета доброты”

- Здравствуйте ребята! Предлагаю наше занятие начать следующим образом: взяться за руки и передавать рукопожатие.

Начинает педагог:

- Я передам вам свою доброту, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей. Пусть же она вас не покидает и греет.

2. Вводная беседа:

Я помню, ранило березу

Осколком бомбы на заре.

Студеный сок бежал, как слезы,

По изувеченной коре.

 

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой.

Но мы столицу отстояли,

Спасли березу под Москвой.

 

И рано-раненько весною

Береза белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

 

И с той поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

Родную русскую березу

В обиду больше не дадим.  

С. Васильев

- Ребята, какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

- О чем рассказывает автор: о войне, о березе, о Родине?

- Какой праздник приближается? Какому событию он посвящен? Как вы думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие?

3. Основной этап

Слайд 2

Их силуэты почти не видны,

В маршах их голос совсем не приметен –

Дети Великой и страшной войны.

Может герои, но, в сущности – дети.

В мае берёзки свежи и стройны,

Солнце для всех одинаково светит…

Чистая жертва для грязной войны –

Дети живые, погибшие дети.

Слайд 3

Горькое было детство у тех, кто пережил Великую Отечественную Войну. Они теряли родных и близких, пережили все ужасы сиротства, голода, холода, они рыли окопы, работали на заводах, помогали на уборке хлеба, работали наравне со взрослыми.

Дети войны - миллионы трагических судеб объединены этим словом.

Слайд 4

22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами: школьники готовились к выпускному вечеру, девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной войны шли в военкомы, прибавляя себе год или два, и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Забранное войной детство, страдания, голод, смерть, рано сделали ребят взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу. Дети воевали наравне с взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время войны были тысячи.

Слайд 5

Война оставила после себя множество имен мальчишек и девчонок. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они не были специально обученными и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина». О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!

И сегодня мы поговорим о детях – героях Великой Отечественной войны!

Слайд 6

Шура Кобер и Витя Хоменко

Шура Кобер был мечтательным юношей, очень любил игру на скрипке и серьезно занимался музыкой.

А озорной Витя Хоменко мечтал стать моряком. Мало кто из его ровесников прыгал, как он, с самого верха вышки в Яхт-клубе, переплывал реку по несколько раз подряд. Учился он тоже хорошо. Но особенно удавался мальчику немецкий язык.

Когда их город Николаев заняли оккупанты, Витя устроился в столовую. Он усердно мыл посуду и любезно обслуживал офицеров, а потом доносил до партизан услышанные им ценные сведения.

Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы передать в Москву секретные документы. Добирались пешком, тайком в немецких эшелонах, на лодках и вплавь… Возвращались на самолете с радисткой Лидией Бриткиной.

Их парашюты опустились в ночь на 9 октября 1942 г. в десятках километров от Николаева. Одновременно были сброшены парашюты с взрывчаткой, оружием и радиопередатчиком.

Витя сразу же направился к своим в штаб, а Шура и Лида поспешно прятали груз и другие улики. Но один из парашютов отнесло далеко в сторону, и наутро его обнаружили гитлеровцы.

Началось расследование, а в штаб партизан был внедрен предатель. Холодной ноябрьской ночью мальчиков арестовали.

После десяти дней безуспешных допросов и пыток они были убиты.

Слайд 7

Видео о Марате Казее

Слайд 8

Вася Курка

Пленный офицер вермахта на допросе показал: немецкому командованию известно, что «среди советских частей генерала Гречко имеется некий сверхснайпер, снайпер-ас, у которого тело чуть ли не срослось с винтовкой».

Это был шестнадцатилетний Вася Курка, уничтоживший прицельным огнем 179 врагов, из которых около 80 немецких офицеров.

Щуплый светловолосый мальчишка прибыл в свой полк, когда шли суровые бои за Донецкий бассейн. Отправленный в тыл, Курка брался за любую работу, а в апреле 1942-го Вася упросил командование полка, чтобы ему было позволено стать курсантом школы снайперов.

Он открыл свой боевой счет 9 мая, и начал путь одного из самых результативных советских стрелков.

В итоге Вася Курка стал командиром стрелкового взвода, обладателем орденов Красного Знамени и Красной Звезды, медали «За оборону Кавказа» и именной снайперской винтовки.

Ас лично подготовил 59 снайперов, которые уничтожили свыше 600 оккупантов. Кроме того, Василий Курка успешно ходил в разведку.

Маленький рост, сообразительность и железная выдержка позволяли ему пробираться там, где, казалось бы, пройти было просто невозможно.

В январе 1945 г. Василий Курка, находящийся в траншее, погиб, получив ранение в голову.

Слайд 9

Надя Богданова

В это трудно поверить, но, когда Надя стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, а затем приносила в отряд ценнейшие сведения.

В первый раз её схватили в 1941 г., когда вместе с Ваней Звонцовым она вывесила красный флаг в оккупированном врагом Витебске.

Когда Богданову схватили, ее били, пытали, а когда привели ко рву расстреливать, сил у неё уже не оставалось – она, опередив на мгновение пулю, упала в ров.

Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой. Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: обливали на морозе ледяной водой, но она не раскрыла врагам никаких сведений.

Считая разведчицу мёртвой, фашисты, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её в снегу. Умирающую девочку подобрали и выходили местные жители. Но воевать ей было уже нельзя, она практически потеряла способность видеть.

Слайд 10

Аркадий Каманин

Он был самым молодым лётчиком Второй мировой войны. Начав путь с механика на авиационном заводе, в 1941 г. (когда ему было всего 14 лет) он начал летать, наотрез отказавшись отправляться в тыл.

Перед глазами у мальчика был пример отца – известного летчика и Героя Советского Союза военачальника Н. П. Каманина.

Аркадия, самого младшего из пилотов, получившего прозвище «Летунок», берегли, как могли. Но война есть война, и генерал Каманин отдавал приказы сержанту Каманину, отправляя его в полёты, каждый из которых мог оказаться последним.

Мальчик летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам.

Первую награду подростку вручили в 15 лет – это был орден Красной Звезды. Аркадий спас пилота штурмовика Ил-2, разбившегося на нейтральной полосе.

Немцы готовили вылазку, намереваясь взять в плен лётчиков, однако советские пехотинцы прикрыли Аркадия огнём. Позднее его наградили также орденом Красного Знамени.

Слайд 11

Видео о Саше Чекалине

Слайд 12

Вилор Чекмак

Когда началась война, старший товарищ Вилора, уходивший на фронт, оставил ему овчарку по кличке Ральф. В августе 1941 г. с этой овчаркой Вилор, несмотря на врожденное заболевание сердца, ушел в партизанский отряд и стал разведчиком.

Погиб Вилор Чекмак в районе деревни Алсу под Севастополем. 10 ноября 1941 г. он был в дозоре.

Заметив приближающихся к партизанскому отряду фашистов, подросток выстрелом из ракетницы предупредил свой отряд об опасности, а сам в одиночку принял бой с наступавшими немцами.

Вилор дрался до последнего патрона. Когда стрелять было уже нечем, он максимально близко подпустил солдат к себе и подорвался гранатой.

После войны день рождения Вилора стал Днём юных защитников Севастополя.

Слайд 13

Лара Михеенко

В начале лета 1941 г. Лара поехала на летние каникулы в деревню Печенёво к дяде. Здесь ее и застала война. Как многие ее сверстницы, юная Лара начала вести опасную партизанскую жизнь.

С августа 1943 г. отряд, в котором находилась Лара, активно участвовал в «рельсовой войне». Уже опытная разведчица, Лариса собирала сведения об охране мостов и возможностях их минирования.

Благодаря Ларе в одной из операций кроме моста был выведен из строя еще и проходивший по нему вражеский эшелон: девочка смогла подобраться к мосту, где зажгла огнепроводный шнур прямо перед приближающимся поездом.

Глубокой осенью 1943 г. Лариса с двумя партизанами пошла в деревню Игнатово на разведку. Они тайно остановились в доме проверенного человека. Пока партизаны общались с хозяйкой дома, Лариса оставалась снаружи для наблюдения.

Как выяснится позже, их предал кто-то из местных жителей. Внезапно появились немцы, и Лара успела предупредить об этом друзей.

Но силы были не равны – в бою были убиты оба партизана, а Ларису схватили, чтобы повести на допрос. В пальто у девочки оставалась ручная граната, которую она бросила в фашистов. Однако граната не взорвалась.

4 ноября 1943 г. Лариса Дорофеевна Михеенко после жестокого допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, была расстреляна.

Слайд 14

Война – не детское дело. Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной, поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна – от мала до велика – поднялась на защиту любимой Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова–были удостоены за героизм звания Героя Советского Союза.

В те горестные годы войны дети быстро взрослели и уже в свои 10–14 лет осознали себя частицей своего народа и старались ни в чем не уступать взрослым: тысячи ребят сражались на фронте, в действующей армии.

Минута молчания

Акция «Дерево Победы!»

Педагог в ходе подготовки к мероприятию делает плакат (Приложение 1), на котором изображает дерево Победы, символизирующее память о тех страшных днях и вешает на доску.

- Ребята, перед вами георгиевская ленточка - символ воинской славы, отваги, мужества, символ Победы!

- Раскрасьте её, а также напишите один факт или имя и фамилию детей-героев Великой Отечественной войны. Что-то, что останется в вашей памяти надолго.

- Потом закрепите свою георгиевскую ленточку на Дерево Памяти, которое расположено на доске.

4.Заключение

Слайд 15

Идут годы, сменяются десятилетия. Но подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне суждено остаться в истории навечно. Наша Победа не померкнет никогда… Мы обязаны помнить об этих страшных событиях истории. Помнить и не допустить новой трагедии!

 

3. Рекомендации по использованию методической разработки в

практике работы коллег

Методическая разработка классного часа «ДЕТИ ВОЙНЫ» может быть использована в практике классных руководителей, педагогов дополнительного образования в качестве сценария для проведения внеклассного мероприятие в школе и на занятиях в центрах дополнительного образования.

Воспитательное мероприятие разработано для обучающихся объединения «Младшие друзья природы» и младшего школьного возраста, ориентировано на патриотическое воспитание и преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины. В организации и проведении мероприятия принимают участие обучающиеся, учителя (педагоги), а также могут быть задействованы родители.

В ходе коллективной, совместной работы обучающиеся овладевают информационными, поисковыми, коммуникативными компетентностями.

Данный материал можно использовать в воспитании высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             


https://img.razrisyika.ru/img/128/1200/508325-georgievskaya-lenta-dlya-detey-8.jpgPicture backgroundПриложение 1


 

Скачано с www.znanio.ru