Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Смоленска
Методическая разработка классного часа
на тему:
«Герои Великой Отечественной Войны»
Подготовила:
Шебеченкова Марина Михайловна
методист,
marinashik94@mail.ru, 70-30-31 (2261)
Смоленск
2025
Методическая разработка классного часа
Пояснительная записка
Мероприятие способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. В рамках мероприятия дети знакомятся с историей нашей страны, учатся работать с дополнительной литературой и применением своих знаний на практике.
Тема и содержание мероприятия являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании. Содержание мероприятия направлено на воспитание интереса к истории родной страны, а также поднимаются и обсуждаются вопросы «гордости за страну», уважения к истории страны, ее культуры и ветеранам.
Актуальность
Актуальность темы заключается в праздновании Великой Победы советских войск над фашистской Германией.
Роль и место образовательного мероприятия в системе работы
Данное занятие играет важную роль в системе работы педагогического работника. Оно позволяет реализовывать цель воспитательной работы: создание благоприятных условий для формирования и развития личности в соответствии с семейными, общественными, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, развития социальнозначимых отношений школьников.
Тематика мероприятия связана с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, обществознание, русский язык.
Целевая аудитория
Мероприятие разработано для обучающиеся 7-9-х классов общеобразовательных учреждений.
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания, активной жизненной позиции обучающихся и сохранение памяти о проявленном в годы Великой Отечественной войны мужестве и героизме воинов, о примерах воинской доблести, воинского долга и чести различных поколений защитников Отечества, о борьбе с нацизмом, о необходимости защиты своей Родины и сохранения мира на Земле ради светлого будущего.
Задачи:
· активизировать интерес к изучению истории России;
· воспитывать у подрастающего поколения чувство гордости к истории своей страны и подвигам народа, бережного отношения к памяти военных событий и ветеранам Великой Отечественной войны и Героям России,
· формировать чувство гордости за свою Отчизну;
· воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
Личностные:
- воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну;
- воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них;
- воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ;
- воспитание честности, благородства, сострадания;
- формирование преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины;
Предметные:
- расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг.
- пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
- познакомить с жизнью мирных граждан в военные годы.
Метапредметные:
- развивать интерес к изучению истории;
- развитие патриотического сознания детей;
- умение вступать в коммуникацию с взрослыми в целях получения информации.
Форма мероприятия: урок Мужества.
Время проведения: 45 минут.
Методы: исполнение стихов, выставка рисунков, сообщение, презентация обучающихся
Оборудование: Ноутбук, мультимедийная установка, презентации, выставка детских рисунков.
Форма реализации: выступление обучающихся, мультимедийная презентация обучающихся
Подготовительный этап
для учителя: сбор информации, необходимой для классного часа; контроль над выполнением опережающих заданий учащихся; оказание помощи в поиске нужной информации.
для учеников: обучающиеся получают задания с учетом их индивидуальных способностей и возможностей. Нарисовать рисунок, подготовить сообщение или презентацию о своем родственнике, участнике ВОВ или об одном из героев-земляков (для сильных учеников). Одному из обучающихся выдается задание выучить стихотворение о войне.
Материально-технические, информационные, кадровые и методические ресурсы:
· ноутбук
· мультимедийная установка презентации (при необходимости для выступления обучающегося)
· выставка рисунков, которые рисовали обучающиеся
Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия.
1 этап - организационный. Сообщить обучающимся о мероприятии, организовать их поисково-исследовательскую деятельность на тему: «Герои Великой Отечественной Войны».
2 этап - распределительный. Обучающиеся получают задания с учетом их индивидуальных способностей и возможностей. Нарисовать рисунок, подготовить сообщение или презентацию о своем родственнике, участнике ВОВ или об одном из героев-земляков (для сильных учеников). Одному из обучающихся выдается задание выучить стихотворение о войне.
3 этап – творческий. Подготовка рисунков на тему «Герои Великой Отечественной Войны»
4 этап - поисковой. Поиск информации о своем родственнике, участнике ВОВ или об одном из героев-земляков
5 этап – основной. Проведение классного часа.
Ход классного часа
1. Вводная часть
Приветствие обучающихся. Классный час начинается со стихотворения, которое читает ученик, получивший заранее задание его выучить.
Ученик (читает стихотворение):
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живём!
Учитель:
Ребята, сейчас мы услышали стихотворение Михаила Владимировича Владимова — известного советского поэта-песенника, переводчика, прозаика и сценариста.
2. Оформление выставки рисунками, сделанными детьми по данной теме
3. Исторические сведения о Великой Отечественной войне
Учитель:
Великая Отечественная война (22 июня 1941 — 9 мая 1945) — война Советского Союза против вторгшихся на его территорию нацистской Германии и её союзников. Является важнейшей составной частью Второй мировой войны.
Основные периоды войны:
1. Первый период (22 июня 1941 г. — ноябрь 1942 г.). Нападение Германии на СССР, начальный период войны, крах блицкрига, битва за Москву, неудачи и поражения лета 1942 г..
2. Второй период (ноябрь 1942 г. — декабрь 1943 г.). Коренной перелом в ходе войны, победы в Сталинградской и Курской битвах, а также в битве за Днепр.
3. Третий период (январь 1944 г. — 9 мая 1945 г.). Изгнание врага за пределы территории СССР, освобождение от оккупации стран Европы, распад фашистского блока, Берлинская операция, безоговорочная капитуляция Германии.
Итоги войны: Великая Отечественная война завершилась полным разгромом Германии и её союзников. СССР не только отстоял свою независимость, но и освободил от нацизма страны Восточной и Центральной Европы. Советский Союз внёс наибольший вклад в победу над нацизмом, уничтожив на Восточном фронте свыше 80% солдат и офицеров противника и 75% военной техники от общего числа.
4. Рассказ, сообщение или презентация обучающихся о своем родственнике, участнике ВОВ или об одном из героев-земляков (дети представляют информацию, подготовленную к данному мероприятию)
Учитель:
Ребята, а теперь мы поговорим о наших героях Великой Отечественной Войны и их подвигах. В годы Великой Отечественной многие советские граждане (не только солдаты) совершали героические поступки, спасая чужие жизни и приближая победу СССР над немецкими захватчиками. Эти люди считаются героями.
На занятии мы вспомним некоторых из них, узнаем о подвигах ваших родственников, участвующих в той войне.
Дети рассказывают или показывают презентацию о своем родственнике, участнике ВОВ или об одном из героев-земляков.
5. Викторина
· За 1 минуту нужно записать города, которым после ВОВ 1941-1945 годов присвоена высшая степень отличия СССР – город – герой. (Ленинград, Одесса, Севастополь, Сталинград – Волгоград, Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск, Брестская крепость).
· Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны. (22.06.1941- 9.05.1945)
· Что обозначают черный и оранжевый цвета на георгиевской ленточке? (Дым и пламя)
· За что вручали самую известную медаль ВОВ? (За отвагу)
· Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршал Победы»? (Г. К. Жукову)
6. Заключение
Учитель:
Итак, дети, мы ознакомились с переломными моментами нашей истории, знаменательными событиями Великой Отечественной Войны, героями Великой Отечественной Войны и их подвигами.
Наша задача – никогда не забывать о тех, кто завоевал Победу. Мы не должны забывать о тех, кто остался на поле боя.
Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.
Всем спасибо за участие, до новых встреч!
Рекомендации по использованию методической разработки
в практике работы коллег
Каждый педагогический работник образовательного учреждения может реализовать данное мероприятие, при необходимости адаптируя в зависимости от целевой аудитории.
Список литературы
Интернет-ресурсы
1. Великая Отечественная война 1941–1945. Большая российская энциклопедия (https://bigenc.ru/c/velikaia-otechestvennaia-voina-1941-1945-ff234c?ysclid=m3e96tw9ho577257880 )
2. Основные даты Великой Отечественной войны, ч. 1 | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов (https://histrf.ru/read/articles/velikaya-otechestvennaya-voyna-chast-1?ysclid=m3e97q2lbm598216200 )
3. Великая отечественная война 1941- 1945 годов (https://istoriarusi.ru/cccp/velikaja_otechestvennaja_vojna1941-1945.html?ysclid=m3e98b2fey678082219 )
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.