Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Смоленска
Методическая разработка классного часа
на тему:
«Земля – мой дом!
Международный день цветка!»
Подготовила:
Антоненкова Екатерина Сергеевна
Педагог дополнительного образования
Смоленск
2024
Методическая разработка классного часа
Тема: «Земля – мой дом! Международный день цветка»
Цели:
- расширить знания о цветах и их значении в жизни животных и человека;
- рассмотреть основные экологические правила, которые должны для каждого человека стать нормой поведения в природе.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания обучающихся о цветах и растениях;
- пробудить интерес к изучению природы родного края.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Развивающие:
- развивать интерес к изучению цветов;
- расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
Форма занятия: классный час
Оборудование: проектор, компьютер, предметные картинки цветов, разрезные картинки, карточки – смайлики для рефлексии.
Ход занятия:
I.Вводная беседа:
- Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты,
И не будет красоты,
Не будет доброты.
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.
- Это стихотворение под названием «Если я сорву цветок» написал известный детский поэт Тим Собакин. Как вы думаете, о чем оно?
- Правильно, ребята, автор хотел нам передать важность охраны цветов, любовь к природе.
- Ребята, 21 июня отмечается Международный день цветка. И сегодня мы будем говорить о цветах!
II. Основная часть.
1.Загадки о цветах:
- Ребята, цвета – это краса Земли! Во все времена цветы были любимы людьми. Эти нежные, прекрасные растения радуют глаз людей, мы дарим их друг другу, чтобы выразить наши чувства. Цветы вдохновляют поэтов, музыкантов и художников. И сегодня мы познакомимся с ними поближе.
- Отгадайте загадки:
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)
2.Сказка о подснежнике:
- Молодцы ребята! А сейчас предлагаю послушать сказку о подснежнике!
«Подснежник»
Б. Вовк
Надоела волку зима, холодная, лютая. Топнул он лапой, ударил хвостом, заскрипел зубами:
— Поди, зима, прочь!
Проснулся медведь. Вылез из берлоги, протер глаза, лапой зиме пригрозил.
— Уходи подобру-поздорову, зима, покуда я не разгневался!
А зима знай себе снегом сыплет, ветрами свищет. Выкатилось вдруг из-за тучи солнце. Смотрит — на полянке в лесу появился из-под снега нежный белый цветок. Маленький такой и еле слышным тоненьким голоском поет:
- Солнышко ясное, грей, грей!
А, ты, зима, уходи скорей!
Ни волка, ни медведя зима не испугалась. А услышала — поет подснежник, увидела его белые лепестки — побросала наспех в мешок ветры да метели и кинулась наутек. Чего испугалась зима? Да ведь подснежник — первый вестник весны. Этот хрупкий и нежный цветок очень рад, что наступает Весна и напоминает людям, что его надо охранять!
3. Лекарственные растения. Дидактическая игра «Собери цветок»
- И в зарослях лесных,
В полях, и на лугах
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом
так сладостно дышать.
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
(Вс. Рождественский)
- Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений и цветов, которыми можно лечиться. Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Многие лекарственные цветы известны нам с самого детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, мать-и-мачеха, ландыши, цветы липы.
Работа в подгруппах (у детей конверты с разрезными картинками):
- Я вам буду читать описание, а вы должны угадать о каком цветке идет речь и собрать картинку этого растения.
«Ромашка»
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички —
Белые реснички
(Ромашка)
Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.
Однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных. Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков, цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.
Применяют как успокаивающее, противоспалительное, мочегонное средство. Отваром полощут горло, используют как противоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях.
«Мать – и – мачеха»
Я знаменита не цветами,
А обычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и темными.
Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха. Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями. На стебле желтые цветы. Издавна растение использовали как лекарственное. У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство. Это медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.
«Ландыш»
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой
Прохладен, хрупок и душист.
(Ландыш майский)
Один из первых майских цветов. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны, он ядовит. Ценное лекарственное растение находится под охраной государства. Занесен в Красную книгу. Изящное растение с сильным утончённым запахом окружено множеством легенд. А также весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине этот цветок применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.
- Итак, какой же можно сделать вывод ребята?
1. Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.
2. Из лекарственных растений делают лекарства.
3.Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.
4.Красная книга.
- Ребята, а помните ли вы, что такое Красная книга? Это книга, в которой перечислены растения и животные, охраняемые государством и которые должны беречь и вы. «Красной» книгу назвали потому, что красный цвет – цвет опасности и тревоги за всё живое на Земле, будь то огромное животное или маленький цветок. В этой книге есть редкие и охраняемые растения нашей страны. Только в Смоленской области около 87 видов исчезающих растений. С каждым годом скудеют краски наших пригородных лесов, лугов, прудов и речек. Уже редко встретишь на тенистых лесных полянах прекрасный персиколистный колокольчик. Бесполезно, вероятно, искать в сосновом бору легендарную сон-траву. А в тихих заводях рек уже не растёт белоснежная кувшинка. Цветы исчезают, и мы, теряя их, теряем красоту.
- Расскажите, что вы знаете о растениях Красной книги?
- А сейчас послушайте печальную историю о цветке:
Однажды в саду около дома люди увидели какой-то неизвестный цветок, похожий на солнце с белыми лучиками. Никто не мог объяснить происхождение удивительного цветка. Подумали даже, что семечко его прилетело из Космоса на летающей тарелке. И только старенькая бабушка, которой было почти 100 лет, вспомнила, что этот цветок называется ромашкой. Когда-то на Земле были огромные поляны, сплошь покрытые ромашками. Цветы были очень красивы, и люди рвали их, делая пышные букеты. А ромашек становилось всё меньше и меньше. Потом они исчезли совсем. Чудом сохранившаяся одна ромашка и вызвала такое удивление у людей.
- Вот, что может случиться, если мы не будем беречь цветы. Очень многие растения исчезают с лица Земли, в первую очередь с красивыми цветками. Давайте беречь родную природу! Тогда не придётся заносить в Красную книгу всё новые и новые растения.
«Берегите цветы»
Элла Нестерик
Не срывайте цветы, что растут вдоль дороги.
Не срывайте цветы, не бросайте зазря.
Ведь послужат они ещё многим и многим,
Красоту, аромат и восторги даря.
Не топчите цветы, обойдите тихонько,
Если вдруг оказались у вас на пути.
Прикоснитесь к ним сердцем-ладонью легонько
И шепните с любовью "расти и цвети".
Не дарите цветы, потому что так надо,
Не несите бездумно на чей-то алтарь.
Им милей быть не жертвой, а чистой отрадой,
Пусть погибнуть, но так, чтобы не было жаль.
Не растите цветы только лишь на продажу,
Не дадут они должные соки и цвет.
Вам простят они с клумбы влюбленную кражу,
Но тюрьму равнодушную точно уж НЕТ.
Обожайте цветы, поливайте, лелейте,
И отплатят они вам во сто и сто крат.
Вы поверьте мне на слово или проверьте -
Душу вашу они от шипов исцелят.
III. Итог занятия
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? Какой можете сделать вывод?
- Что вам больше всего понравилось?
- Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.
Список использованной литературы
1. Даль Владимир Иванович. Старик годовик: сказки, загадки, пословицы, игры / В. И. Даль; Предисл. И. Халтурин; Худож. В. Конашевич. - М.: Дет. лит., 1985. - 80 с.: ил.
2. Красная книга Смоленской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений / отв. ред. Н. Д. Круглов. — Смоленск: Изд-во СГПИ, 1997. — 294 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-88018-072-7.
3. https://stihi.ru/2018/11/16/2471?ysclid=lw3mf6apkw700508260
4. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/ekologhichieskaia-biesieda-bierieghitie-tsviety-krasu-ziemli?ysclid=lw3g1xuw56281086093
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.