Методическая разработка классного часа «Пирамида здорового питания. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»
Оценка 4.6

Методическая разработка классного часа «Пирамида здорового питания. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»

Оценка 4.6
doc
13.05.2020
Методическая разработка классного часа «Пирамида здорового питания. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»
Данная методическая разработка классного часа «Пирамида здорового питания. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» содержит материал, относящийся к разделу «Здоровый образ жизни». Здоровое питание – один из основополагающих моментов здорового образа жизни и, следовательно, сохранения и укрепления здоровья. Питание является одним из важнейших факторов, способным оказывать негативное влияние на формирующийся организм подростков при неправильной его организации. В силу физических и психологических особенностей подростки не всегда могут правильно оценить то, что им необходимо есть, а от чего следует отказаться. В представленном материале имеется тест, который помогает определить пищевые «пристрастия» респондентов, что указывает на практическое значение методической разработки.
Здоровое питание - кл. час.doc

 Министерство образования Пензенской области

ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

«Пирамида здорового питания.

Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Составила: Я.А. Дубынина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза, 2020 г.

 

РАССМОТРЕНО:

на  заседании  методической  комиссии

классных руководителей

Протокол № _____ от ____________  2020 г.

Председатель ___________ С.С. Меньшова

 

          УТВЕРЖДАЮ:

заместитель  директора  по  воспитательной  работе

_____________  В.Ш. Дашкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

            Данная методическая разработка классного часа «Пирамида здорового питания. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» содержит материал, относящийся к разделу «Здоровый образ жизни». Здоровое питание – один из основополагающих моментов здорового образа жизни и, следовательно, сохранения и укрепления здоровья. Питание является одним из важнейших факторов, способным оказывать негативное влияние на формирующийся организм подростков при неправильной его организации. В силу физических и психологических особенностей подростки не всегда  могут правильно оценить то, что им необходимо есть, а от чего следует отказаться.  В представленном материале имеется тест, который помогает определить пищевые «пристрастия» респондентов, что указывает на практическое значение методической разработки.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

1.       Введение                                                                                                               4 - 5      

 

2.       Конспект классного часа «Пирамида здорового питания.

            Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»                                                              6 - 17                                                                                                                                               

-          Организационный момент                                                                     7

-          Введение в тему классного часа                                                            7

-          Проведение теста «Как вы питаетесь?»                                                7

-          Обсуждение результатов                                                                         7

-          Беседа о Фастфуде и традиционной кухне россиян                            7 - 8

-          Представление схемы здорового питания на примере

      «Пирамиды здорового питания»                                                            8 - 10                                         -    Ознакомление с последствиями неправильного питания                    10 - 17

-          Разработка режима и меню правильного питания                              17

-          Подведение итогов классного часа. Рефлексия                                   17

 

3.       Заключение                                                                                                          18                                        

 

4.       Литература                                                                                                           19

 

5.     Приложения                                                                                                         20 - 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

            Питание играет важную роль в течении физиологических  процессов организма подростка, повышении его сопротивляемости воздействию болезнетворных факторов. С пищей подросток должен получать белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, воду. В норме соотношение между белками, жирами и углеводами должно составлять 1:1:4. Но в силу физических и психологических особенностей подростки не всегда могут правильно оценить то, что им нужно, а от чего следует отказаться. Это касается и питания.
            К сожалению, проблема расстройства питания является серьезной проблемой для подростков. Учитывая психологические особенности подростка, его стремление к самостоятельности, мы должны убеждать их в том, что питание должно быть полноценным и сбалансированным по содержанию белков, витаминов и минералов, что диета должна учитывать имеющиеся отклонения в обмене веществ.  Организму важно не только получать необходимое количество основных питательных веществ и энергии, но и правильно тратить эту энергию с помощью физкультуры и спорта. Важнейший принцип рационального питания - режим, то есть прием пищи в одни и те же часы, соблюдение определенных интервалов между этими трапезами, правильное распределение рациона в течение дня. Систематическое несоблюдение режима питания создает почву для заболеваний желудка и кишечника. Очень часто беспорядочная еда формирует привычку к перееданию, что нередко приводит к увеличению массы тела, а иногда и к ожирению. Подросток должен знать, что нельзя есть на ходу, плохо прожевывать пищу, есть слишком горячее или, наоборот, остывшее блюдо. Не следует перебивать аппетит бутербродами, чипсами, сладостями, так как это нарушает ритмичность  работы желудочно-кишечного тракта.
           По данным ВОЗ, сейчас в мире насчитывается более 1 миллиарда взрослых с излишним весом и около 300 миллионов с явным клиническим ожирением. Но самое страшное, что темпы развития ожирения у подростков еще выше. В наше время в мире число подростков с ожирением за последние 20-30 лет удвоилось. А это значит, что здоровье у подрастающего поколения будет хуже, болеть они начнут раньше, а жить будут меньше.

           Здоровое питание - один из основополагающих моментов здорового образа жизни и, следовательно, сохранения и укрепления здоровья. Это существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма. Рациональное здоровое питание обеспечивает гармоничное физическое и нервно-психическое развитие детей и подростков, повышает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям и устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды. Следует помнить, что питание является одним из важнейших факторов, способным оказывать негативное влияние на формирующийся организм детей и подростков при неправильной его организации.

           Обобщенный портрет современного подростка выглядит следующим образом:  «Стремительный рост вредных привычек - алкоголизм, курение, наркомания. Повышенная сексуальная активность. Повышенная заболеваемость венерическими заболеваниями. Высокий уровень абортов. Раннее материнство и отцовство. Высокая степень социальной  дизаптации: преступность, проституция; ранняя трудовая занятость, суицид». Нет, это не отрывок из детектива, а социальный портрет современного подростка, который дает Минздрав. Есть и продолжение: "Наличие хронических заболеваний половых органов; наличие функциональных расстройств. На каждого ребенка в среднем приходится по два с половиной функциональных заболевания. Репродуктивное здоровье: изменение сроков наступления менструаций на более поздние".

            Так что же делать? Можно ли "переписать" столь неприглядный портрет? Кто виноват?

           Официально подростками считаются дети с пятнадцати до восемнадцати лет. Хотя у кого-то бывает ранний подростковый период - в тринадцать и даже в одиннадцать лет.

            Само слово "подросток" заключает в себе некий ключевой смысл: он растет, и на эту сверхзадачу работает его организм. Чтобы он вырос здоровым, ему надо помочь.

            В последнее время медики с сожалением констатируют значительное ухудшение состояния здоровья у подростков – изменение показателей физического развития, обменных процессов, заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы, опорно-двигательной, неврологические нарушения, различные аллергические проявления, возникающие еще в самом раннем возрасте и усугубляющиеся к подростковому возрасту. Повышается утомляемость. Возникают различные депрессивные состояния. Широко известен синдром хронической усталости.

           Негативное влияние на структуру питания оказали не только социально-экономические изменения в стране (экономический кризис 90-х годов, снижение уровня жизни большинства населения, продолжающийся рост цен на продукты питания), но и низкий уровень знаний населения по вопросам рационального здорового питания, как составляющей здорового образа жизни. Отмечается низкий уровень культуры питания; сложившиеся семейные традиции пищевого поведения. Основные знания по питанию дети обычно получают либо из рекламы, либо от родителей. При этом уровень знаний о правильном сбалансированном здоровом питании достаточно низкий. К сожалению, знания по основам диетологии оставляют желать много лучшего, как у преподавателей, так и у большинства медицинских работников.

           Происходящее в настоящее время укоренение новых пищевых привычек и смещение приоритетов питания в сторону фаст-фудов, высокожировых, рафинированных продуктов и блюд, газированных напитков – разнообразные фанты и колы, чипсы, гамбургеры, хот-доги, супы, лапша, пюре быстрого приготовления и пр. «Бутербродный» стиль питания. Уменьшение в рационе питания количества овощей, фруктов, кисломолочных продуктов, рыбы, мяса - это реалии сегодняшнего дня.

           Широкое распространение получила безумная и бездумная реклама, пропагандирующая пиво, различные энергетические напитки и пр. Создается ситуация, когда достижения высоких технологий (в том числе психотехнологий) идут не на пропаганду здорового питания и здорового образа жизни, а на его разрушение. И особенно пагубно это отражается на  подростках, которые наиболее восприимчивы и не защищены от такого рода агрессивного информационного натиска. Создание абсолютно нового информационного пространства – сети Интернет, где подростки черпают лавину информации самого разного уровня и качества, в том числе и о питании, напитках, специализированных продуктах с самыми разными свойствами – также активно рекламируются и даются рекомендации по их применению и обещания фантастических результатов. И редко где можно встретить напоминание о необходимости проконсультироваться с врачом по вопросам организации здорового питания.

           Именно вопросу правильного и рационального питания посвящена данная методическая разработка классного часа «Пирамида здорового питания. Скажи, что ты ешь, и я скажу кто ты». Данная тема весьма актуальна.

 

 

 

 

 

 

Конспект классного часа по теме: "Пирамида здорового питания"

Группа: 18 ЗИО

Классный руководитель: Дубынина Я. А.

Тема: "Пирамида здорового питания. Скажи, что ты ешь, и я скажу кто ты"

Направление: Здоровый образ жизни

Форма проведения: тематическая беседа со студентами с элементами ролевого диалога

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья.

Задачи:

  • 1. Воспитательные:
  • 1.1. Воспитать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
  • 1.2. Воспитать негативное отношение к вредным продуктам питания.
  • 1.3. Формировать готовность к коммуникации, воспитывать культуру общения и пове-
  •  дения.
  • 2. Развивающие:
  • 2.1. Сформировать привычку правильно питаться и соблюдать режим питания.
  • 2.2. Выработать навыки выбора правильных продуктов питания и составления ежед-невного рациона.
  • 3. Образовательные:
  • 3.1. Познакомить студентов  с принципами здорового питания на материалах совре-менных исследований.
  • 3.2. Повышать активность студентов во время обсуждения темы.
  • 3.3. Работать над сознательным усвоением материала.

Оборудование: макет пирамиды "Пирамида здорового питания", бланки ответов для проведения теста "Как вы питаетесь?", бланки памяток «Несколько простых советов о здоровом питании»

Оформление доски: высказывания о еде

План:

  • 1. Организационный момент
  • 1. 1. Приветствие
  • 2. Введение в тему классного часа
  • 2. 1. Сообщение темы 
  • 2. 2. Беседа о здоровье
  • 3. Раскрытие темы классного часа
  • 3. 1. Проведение теста "Как вы питаетесь?"
  • 3. 2. Обсуждение результатов
  • 3. 3. Беседа о Фастфуде и традиционной кухне россиян
  • 3. 4. Разговор о пользе и вреде диет
  • 3. 5. Представление схемы здорового питания на примере "Пирамиды здорового питания"
  • 3. 6. Ознакомление с последствиями неправильного питания
  • 3. 7. Разработка режима и меню правильного питания
  • 3. 8. Подведение итогов классного часа. Рефлексия

Ход занятия

           Здравствуйте!

           Прежде чем объявить тему нашего классного часа, я задам вам несколько вопросов. Вы любите болеть? Почему? Почему болеть - плохо?

           Значит, здоровым быть лучше. А скажите мне, пожалуйста, что такое здоровье вообще? Как вы его понимаете? Зачем нам нужно здоровье?

           А кто из вас считает себя здоровым на 100 %? На 90 %? Почему? Как вообще определить, здоровы ли мы или нет? Что мы с вами можем назвать показателями здоровья? Стройность, общий тонус, хорошее самочувствие, активность, настроение, состояние отдельных органов организма - органов дыхания, пищеварительной системы, сердечнососудистой системы, кожи, волос, ногтей. Какое у вас зрение? Как часто вы болеете в течение одного года? Всегда ли у вас хорошее настроение и самочувствие? В какой группе по физкультуре вы состоите?

           Мы определили, что среди нас нет абсолютно здоровых людей. А от чего же зависит наше здоровье? Давайте с вами определим факторы, влияющие на наше здоровье.

           Итак, мы выяснили, что основными факторами являются экология, образ жизни, режим труда и сна, спорт, режим питания и продукты питания. А как вы думаете, что из названного сильнее всего отражается на общем состоянии организма, на его здоровье?

           Итак, мы делаем вывод, что наибольшее значение для нас имеет наше питание.

           И сегодняшний классный час мы посвятим именно этой, чрезвычайно актуальной в наши дни теме - теме здорового питания.

           Сейчас мы с вами проведем небольшой опрос. Я раздам вам листы бумаги и попрошу вас ответить на вопросы следующего теста «Как вы питаетесь?». Он будет содержать 12 вопросов и несколько вариантов ответа на них. Вам следует выбрать из каждой группы ответов тот, который наиболее близок вам. Итак, приступаем. (Приложение №1) Проводится тестирование.

            Спасибо. А теперь мы вместе с вами посмотрим, что у нас получилось.

            Как вы считаете, правильно ли вы питаетесь? По какому принципу вы выбираете, что вам есть? Знаете ли вы, какие продукты полезны, а какие вредны? Что вы предпочтете на завтрак - гамбургер и кока-колу или овсяную кашу и свежевыжатый фруктовый сок? На обед - щи с говядиной и компот или картошку фри со свининой под соусом Чили и черный кофе? На полдник - творог, банан и ряженку или курицу-гриль и чипсы с фантой? На ужин - рыбу с овощным салатом и чай или лапшу быстрого приготовления с мясным полуфабрикатом, сникерс и чайный напиток?

             Любителям всевозможных консервантов, диоксинов, вкусовых добавок, эссенций, эмульгаторов, подсластителей, канцерогена, острых приправ и консервов следует знать, что быстрая еда, пришедшая к нам с Запада с красивым названием "Фаст Фуд", не просто очень вредна для нашего организма, а просто катастрофически опасна и несет серьезную угрозу нашему здоровью. При сомнительных плюсах фаст фуда - быстроте приготовления и его особенном вкусе - он обладает рядом несомненных и очень серьезных минусов. Помимо того, что наш желудок и кишечник просто-напросто не приучен к такой пище, жирной и тяжелой, она не содержит никаких полезных веществ, она очень жирная, содержит много калорий. Куда легче и полезней для нашего организма употреблять в пищу то, что веками ели наши предки - традиционные каши из различных круп, первые блюда на обед и множество своих овощей и фруктов, которые несут наименьшую опасность возникновения на них аллергии. В пунктах питания с подобным названием - вроде "Макдональдса" или "Кентаки Чикенз" - буквально все продукты жарений - сэндвичи, гамбургеры, картофель фри и жареные куры - содержат окисленный холестерин, который способствует ускорению развития атеросклеротических бляшек на стенках сосудов. Кроме этого, частое употребление быстрой пищи чревато возникновением сердечных заболеваний, аллергии, ожирения, диабета, расстройством желудка и печени.

           Недаром большая часть населения США страдает от ожирения, ведь фаст фуд давно стал частью их повседневной жизни и настолько же самой собой разумеющейся, что он уже считается такой же полноценной едой, как и пища домашнего приготовления.

           Таким образом, не только ваше здоровье, но и внешний вид напрямую зависит от того, что, в каких количествах и как вы едите.

           Так как же все-таки мы должны питаться, чтобы быть не только здоровыми, но и стройными? Неужели мы должны себя строго ограничивать в еде, придерживаться каких-то диет?

           На самом деле, чтобы быть в форме и при этом не страдать от голода, совсем не обязательно садиться на диету. Если вас устраивает ваш внешний вид, но вы чувствуете, что ваша пища слишком калорийна и вы можете случайно набрать лишний вес, вам не обязательно есть меньше. Достаточно просто уменьшить калорийность при сохранении того же объема съедаемой пищи - перейти с жирной на более легкую. В этом вам поможет таблица калорийности продуктов. Ни в коем случае не уменьшать частоту приема пищи. Наоборот, рекомендуется, есть чаще, но меньшими порциями. Также не помешало бы ввести в распорядок жизни разгрузочные дни и заниматься спортом.

           В случае если вы все же имеете лишний вес, следует опять же придерживаться уже изложенных советов и, кроме того, включить достаточное количество молока в повседневный рацион, так как кальций, в избытке содержащийся в молоке, помогает не только снизить вес, но и закрепить достигнутые результаты. Вдобавок, дозированные физические нагрузки с учетом степени подготовленности человека способствуют тому, что жировая клетчатка организма активно замещается мышечной тканью.

           Но самый главный совет всем - главная и самая полезная диета - это здоровое питание, это самый здоровый способ быть здоровым и выглядеть на все 100. А в случае необходимости ни в коем случае не переходить на диетическое питание без предварительной консультации с врачом, поскольку бездумное голодание или исключение определенных продуктов из употребления чревато нарушением функции печени, потерей белков и витаминной недостаточностью.

           А как нужно питаться на ваш взгляд? Давайте узнаем об этом у врачей.

Подчас, чтобы быть здоровыми, мы подвергаем себя таким испытаниям, от которых, наверное, стало бы плохо даже инквизиторам: то голодаем, то "чистимся", то лечимся. А может, лучше придерживаться законов разумного питания? И тогда решится разом множество проблем: внешний вид, вес, здоровье и бюджет. Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать возраст, национальные традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к следующей пирамиде. (Приложение №2)

В ее основании - хлеб, зерновые и макаронные изделия.

           Хлеб и зерна на заре нашей цивилизации были одним из основных продуктов питания человека. Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого помола ("бородинский", "докторский" и другие). В них много растительного белка, витаминов и клетчатки, которая помогает выведению холестерина, "чистке" кишечника и обладает желчегонным действием. Темный хлеб обеспечит вам хороший цвет лица и решит проблемы с лишними килограммами.

           В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: геркулесовая, гречневая, пшенная или кукурузная. Многое зависит от способа приготовления. Известно, что крупу гречневую лучше не поджаривать, потому что из нее "уйдут" практически все витамины группы В. Перед варкой крупу лучше замочить часов на шесть, тогда время приготовления уменьшится, а все полезное в крупе останется.

           Макароны и вермишель лучше покупать из муки первого сорта, от них вашему организму будет больше пользы.

           Рис по праву занимает важное место в кухне многих народов мира. Его можно встретить в супах, плове, пирогах, десертах и многих других блюдах, знаменитых во всем мире. Его самые главные качества - это высокая питательность и сочетаемость с другими ингредиентами блюда - мясом, птицей, рыбой, морепродуктами и овощами. Рис очень полезен для организма человека.

Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи.

           В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны. Но россияне по статистике съедают около 85 кг за год. В день на нашем столе должно оказаться не менее 600 граммов живой растительной пищи. Пусть это будут дары с вашего огорода или дачи.

            Ягоды - настоящий кладезь витаминов. Малину можно использовать как природный аспирин, чернику, бруснику и клюкву - как антибиотики. В крыжовнике и чернике содержится янтарная кислота, необходимая для поддержания иммунитета. Не меньше полезных веществ в облепихе, черноплодной и красной рябине.

            Возьмите за правило хотя бы в летне-осенний период пить овощные и фруктовые соки. Это могут быть и купажные соки, то есть сочетание двух или нескольких овощей или фруктов. Яблочно-морковный сок обеспечит сердце бета каротином, который укрепляет сосудистую стенку и сердечную мышцу, яблоко - железом и клетчаткой. Сок из свеклы поможет бороться с артериальной гипертонией (50 граммов сока свеклы плюс 100 граммов сока моркови нужно принимать 1-2 раза в день по полстакана до еды в течение 10 дней), выведет из организма вредные вещества (радионуклиды, соли тяжелых металлов) и явится хорошим профилактическим средством против развития онкозаболеваний. Сок из свежей капусты необходим людям с излишним весом и проблемным желудком. Овощные и фруктовые соки полезны всем, если их пить за 30 минут до еды или через 1,5-2 часа после еды.

В следующей ступени пирамиды - мясо, рыба, птица и молочные продукты.

            Мы привыкли считать этот набор основным и главным. Но мясо - это животный белок. На его усвоение требуется 6-8 часов, то есть в 7-9 раз больше энергии, чем на углеводы. Мясо не содержит витаминов и энзимов (ускорителей пищеварения), поэтому наш организм для его расщепления направляет ферменты и витамины из своих резервов, практически ослабляя себя. Вот чем объясняется чувство сонливости после обильного употребления мясных блюд. Почки, печень, сердце и легкие работают с большим напряжением, чтобы переварить съеденное. Надо постараться контролировать количество пищи и перед мясным блюдом пожевать салат или винегрет из сырых овощей и зелень. Недаром говорят, что горцы и чабаны едят много мяса, но еще больше употребляют при этом зелени. Регулярное употребление мяса напрягает обменные процессы в организме, что приводит к преждевременному старению. Рационально употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150 граммов в день.

            Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные "деликатесы" включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу.

            Другое дело - рыба. Она тоже содержит белок, но, в отличие от мяса, в рыбе почти в пять раз меньше соединительной ткани, что обеспечивает ее быстрое разваривание и нежную консистенцию после тепловой обработки. Содержащиеся в ней полиненасыщенные жирные кислоты и различные минеральные вещества - йод, фтор, медь и цинк - делают рыбу необходимой для профилактики сердечнососудистых заболеваний, артериальной гипертонии и атеросклероза. Повышается сопротивляемость организма инфекциям, улучшается сумеречное зрение, регулируется обмен фосфора и кальция (поэтому рыба необходима детям и людям пожилого возраста!). Полезны и морепродукты - кальмары, мидии, морская капуста.

            Молоко любят многие. И о том, пить его или не пить, существует масса мнений и споров в научном мире. Бесспорно одно: молоко идеально для растущего организма. Оно является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. В зрелом возрасте, когда построение и рост органов и систем завершен, предпочтительнее кисломолочные продукты - йогурты, кефир, творог, простокваша, которые призваны поддерживать и обеспечивать микрофлору кишечника, кислотно-щелочной баланс и влиять на жировой и углеводный обмены. Очень полезны для здоровья стакан кефира на ночь, а на завтрак йогурт с пониженным содержанием жира.

На вершине пирамиды здорового питания - соль, сахар и сладости.

           Как мало им отводится места! Так же мало их должно быть и в нашем рационе. Действительно, излишнее потребление соли приводит порой к четкой цепи диагнозов: гипертоническая болезнь, ожирение, атеросклероз и почечная патология. Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Нужно приучать себя и близких минимально употреблять эти продукты: соль - до 6 граммов в день (мы подчас употребляем и 15 граммов), вместо сахара, тортов, конфет - джемы и фрукты.

           Никогда не поздно пытаться изменить свой образ жизни и пищевые привычки в лучшую сторону, чтобы быть здоровыми духовно и физически, прожить долгую и счастливую жизнь!

           Нежный организм подростка особенно нуждается в правильном сбалансированном питании, поскольку он интенсивно растет, развивается, продолжают формироваться все системы организма, особенно скелет и чрезвычайно чувствительная в этом периоде жизни центральная нервная система. Она нуждается в необходимом количестве строительного материала, обеспечивающего проводимость нервных импульсов и развитие психических процессов. Именно поэтому очень важно в этом возрасте следить за тем, что вы едите и придерживаетесь ли режима питания в течение дня.

Последствия неправильного питания.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ НЕРВНОЙ АНОРЕКСИИ, БУЛИМИИ И ОБЖОРСТВА

      Нервная анорексия

·         Отказ от поддержания массы тела в минимально допустимых значения для данного возраста и роста (то есть менее 85%)

·         Выраженный страх набора веса и полноты, даже при недостаточном весе

·         Нарушение восприятия собственного веса, размера или форм

·         Патологическое влияние значения массы тела на мнение о себе

·         Непонимание тяжести своего состояния

·         У девушек после менархе - исчезновение менструаций, по крайней мере, в течение трех циклов

·         Два подтипа:

o   "ограничители"

o   "обжоры понарошку"

      Булимия

·         Повторяющиеся эпизоды обжорства, характеризующиеся следующими признаками:

·         прием такого объема пищи за фиксированный промежуток времени (например, за 2 часа), который будет намного больше того, что съест за это время обычный человек

·         Чувство утраты контроля над собой во время еды, например, неспособность контролировать, сколько и чего человек съело

·         Насильно вызванная рвота

·         Чрезмерное потребление слабительных, диуретинов, рвотных

·         Голодание

·         Избыточная физическая нагрузка

·         Эпизоды в среднем возникают не реже раза в неделю в течение 3 месяцев

·         Безусловное влияние веса и объемов тела на самооценку

·         Не обязательно возникает только при эпизодах нервной анорексии

·         Подтипы:

o   с рвотой

o   без рвоты

     Обжорство

·         Повторяющиеся эпизоды обжорства

·         Поедание большого количества пищи за короткий промежуток времени

·         Отсутствие контроля над собой во время еды

·         Эпизод наступает во время выраженного стресса

·         По крайней мере три следующих признака:

o   быстрая еда

o   еда "ДО ОТВАЛА"

o   поедание больших количеств пищи при отсутствии чувства голода

o   Еда в одиночестве из-за чувства вины

o   Нарушения настроения, депрессия или чувство вины из-за еды

o   Частота приступов обжорства по крайней мере 2 раза в неделю в течение 6 месяцев

     Более трех четвертей больных нервной анорексией до изнурения занимаются физическими упражнениями, а вот вызывают рвоту и используют клизмы они редко. Признак, по которому можно отличить обычное стремление похудеть от нервной анорексии - это то, что при достижении нормального, здорового веса больной все равно остается неудовлетворенным, в отличие от обычного человека, который сбросил вес. Начальная цель у больного может составлять 60 кг, затем она неуклонно снижается - 55, 50, 45 и так далее. Анорексия, или истинная потеря аппетита, не возникает до чрезмерной потери веса. До этого имеется только желание "не поддаваться" чувству аппетита.
      В отличие от обывательских представлений, вызывание рвоты вовсе не является основным симптомом булимии. Обжорство - это не симптом булимии. Критерии диагностики - это чрезмерное потребление пищи в сочетании с депрессивным настроением и пониженной самооценкой. Временное облегчение этого состояния больной получает путем прекращения переваривания и всасывания съеденного - более 80% больных вызывают у себя рвоту, злоупотребляют слабительными или диуретинами. Для предупреждения набора веса они голодают, занимаются упражнениями до изнеможения, но в большинстве случаев это неэффективно как у большинства пациентов с булимией вес нормален или слегка превышает норму. Больные с булимией, в отличие от больных анорексией, более импульсивны, причем не только в еде, но и в употреблении лекарств и алкоголя, могут совершать суицидные попытки, быть неразборчивы в сексуальных связях, лживы, а также иметь другие признаки личностных расстройств.
     Нельзя назвать эти два расстройства изолированными. Примерно 40% больных анорексией имеют булимические эпизоды. В клинике можно выделить три основных типа нарушений питания:

·         Ограничительная анорексия, где доминирует ограничение принимаемой пищи и похудание

·         Анорексия в сочетании с булимией, в которой чередуются периоды пребывания на строгой диете и периоды обжорства, больные то занимаются физкультурой, то пьют слабительные или диуретики

·         Булимия - при которой основной поведенческой особенностью является обжорство, которое сочетается с применением способов предотвращения набора веса.

      Больные, которые не соответствуют вышеуказанным критериям, могут идти под рубрикой "неспецифических нарушений питания", в клинике - это самая большая группа пациентов. Далее приведены наблюдения: типичный случай анорексии (наблюдение1) и булимии (наблюдение 2).

 Наблюдение 1

       У 14-летней пациентки менархе наступило в возрасте 12,4 года, затем установился регулярный цикл (по 5 дней через 30), а через 13 месяцев после этого наступила аменорея, вскоре после того, как пациентка стала заниматься в школьной спортивной команде. Мать больной обратилась к гинекологу после того, как у дочери в течение 3 месяцев отсутствовали менструации. Больная отрицала половую жизнь и намеренное похудание. Она занималась на тренировках примерно по полтора часа в день. Она не принимала лекарств или наркотиков, не имела в анамнезе серьезных болезней и регулярно посещала школу. Она сообщила о том, что чувствует усталость, зябкость, слабость и с трудом концентрирует внимание. Она сказала, что большинство девочек в команде также не имели менструаций и она считала, что "не о чем беспокоиться". Мать отметила, что дочь часто говорит о том, что она "жирная", и взвешивается по три раза в день, объясняя это тем, что "тренер говорит, что чем меньше жира, тем быстрее бежишь".
       Объективно: рост 162 см, вес 44 кг, температура 35,5 градусов. Частота пульса в положении лежа на спине составила 44 удара в минуту, а при вставании - 62 в минуту, наблюдались ортостатические симптомы. Руки и ноги холодные, с акроцианозом. Со стороны органов брюшной полости - без особенностей. Гинекологическое исследование также без особенностей, тест на беременность отрицательный.

 Наблюдение 2

           Пациентка 19 лет обратилась к гинекологу с жалобами на нерегулярные менструации и боль в животе в течение последних 9 месяцев. Отвечая на вопросы, она сообщила, что пыталась контролировать свой вес, вызывая рвоту, и не была довольна тем, что и как она ест. Она не ответила на вопрос о физическом, психическом или сексуальном насилии, пережитом ею в течение жизни. При физикальном обследовании выяснилось, что она весит 55 кг, и имеет рост 157 см. У нее были несколько увеличены околоушные слюнные железы. Отмечалась небольшая эрозия зубной эмали, но в остальном никаких особенностей выявлено не было. Влагалищное исследование было затруднено беспокойством больной, но никакой патологии обнаружено не было.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ РАССТРОЙСТВ ПИТАНИЯ

       Нарушения питания нельзя назвать характерными для всей популяции. Более 90% пациентов - женщины, 95% - белой расы, и более 75% заболели в подростковом возрасте. Большинство пациентов принадлежит к среднему классу, однако больные могут быть любого пола, возраста, расы и социального положения. От 0,5 до 1% девочек-подростков страдают нервной анорексией, и примерно у 5% молодых женщин имеется булимия. Легкие формы заболевания, не отвечающие всем диагностическим критериям, сохраняются у 10% взрослых женщин. Исследования выявили, то многие девочки и девушки считают, что им нужна диета для похудания и составляют группу риска развития опасных расстройств питания. Сейчас отмечается устойчивый риск булимии, так как возросло внимание врачей к этой болезни, улучшилось ее выявление, и применяются менее строгие диагностические критерии, поэтому можно смело говорить об "эпидемии" пищевых расстройств.

ПАТОГЕНЕЗ

           Нарушения питания - это очень сложная проблема, имеющая социальные, биологичес-кие и психологические корни. Нужно, наверное, искать не причины, а предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие факторы, и поэтому мы считаем, что нарушения питания должны рассматриваться не как душевная болезнь, а как болезнь роста. Это также позволяет облегчить состояние самих подростков и их родителей, которые могут очень переживать из-за того, что на них навешен ярлык "душевнобольного".
         Предрасполагающие факторы могут значительно увеличить риск расстройства питан-ия, и они включают в себя:

·         женский пол

·         небольшой избыток веса

·         озабоченность внешним видом

·         культивирование в обществе определенного стандарта фигуры

·         "перфекционизм" - то есть стремление к совершенству во всем

·         желание доставить приятное окружающим, даже путем игнорирования собственных нужд

·         проблемы в эмоциональном плане: неспособность справиться с разочарованием, печалью или страхом

·         все конфликты разрешаются с трудом

·         низкая самооценка

        Больные, имеющие избыточный вес, и получающие комплименты после некоторого уменьшения веса, относятся к группе высокого риска развития расстройства питания, так как у них очень сильна мотивация для потери веса, причем обычно разговоры об этом ведутся беспрестанно.
      Есть также и провоцирующие факторы, они напрямую связаны с подростковым периодом. Страх перед взрослением наиболее выражен в возрасте 10-14 лет и вызван сексуальным развитием. Особенное значение в этом плане имеет менархе. Иногда подростки, у которых развивается нарушение питания, стремятся как бы вернуться в детство, они очень хотят угодить взрослым. Например, пациентка, описанная в наблюдении 1, сравнивала себя со своими товарками по команде, которые также не имели месячных, и постоянно стремилась угодить своему тренеру.
         В возрасте 15-16 лет появляется стремление к независимости и бунтарство, и это мо-жет помочь избавиться от расстройства питания. Исследование, проведенное женскими психологами, позволяет предположить, что потребность быть независимым - это потребность отделиться для того, чтобы стать взрослым. В результате, некоторые подростки начинают думать, что взрослый - это независимый, отделенный от других человек, а иногда они ставят знак равенства между независимостью и одиночеством. У этих подростков совершенно нормальный переход от зависимости к независимости заканчивается конфликтом.
        Конфликты определения чаще возникают в возрасте старше 17 лет, поскольку этот период можно назвать критическим - в это время дети заканчивают школу. Они не уверены в своем будущем: что делать, куда идти учиться, и они находят утешение в еде, которая позволяет испытать чувство достижения чего-то, при анорексии достижением будет похудание.
            Одним из очень важных факторов расстройств питания является сексуальное насилия. Данные исследований позволяют предположить, что у большинства больных с нарушениями питания нет данных о сексуальном насилии или травме в анамнезе, однако сочетание нарушения питания и сексуального насилия в анамнезе представляется особенно трудным случаем для лечения. Как уже говорилось в наблюдении 2, может прослеживаться определенная связь между расстройством питания и сексуальным насилием, а также появлением соматических симптомов, например, боли в животе. Когда пациентку расспросили подробнее, она сообщила, что за две недели до появления приступов обжорства с непреодолимым желанием вызывать рвоту она была изнасилована.
         Поддерживающие факторы - это те факторы, которые как бы поддерживают течение заболевания. Это могут быть как биологические, так и психологические факторы. Биологические факторы - это признаки голодания, также гинекологи должны иметь представление о коррекции нарушений питания у таких больных. Конечно, подростки одного и того же возраста могут значительно отличаться друг от друга по степени физического развития.
           При лечении нужно стараться восстановить гомеостаз, однако зачастую попытки лече-ния натыкаются на отказ, ложь и гнев по отношению к врачу. Нужно сказать, что в отличие от явно гинекологической патологии, у больных пищевыми расстройствами наблюдается некоторая двойственность, то есть больная, например, хочет, но боится выздороветь. Понимание этих особенностей болезни позволяет выстроить успешный план лечения.

СИМПТОМЫ ПРИ НЕРВНОЙ АНОРЕКСИИ

Признаки неадекватной калорийности пищи:

физикальные

·         аменорея

·         холодные руки и ноги

·         запоры

·         сухая кожа, выпадение волос

·         головные боли

·         дрожь

·         заторможенность

·         анорексия

·         ортостатические изменения: брадикардия и гипотония

·         потеря мышечной массы

·         изменение лабораторных показателей

·         снижение сахара крови

·         повышение

невротические

·         снижение способности концентрироваться

·         трудность принятия решений

·         раздражительность

·         депрессия

·         нарушения социальных связей

·         навязчивость в отношении еды

изменение лабораторных показателей

·         снижение сахара крови

·         повышение активности печеночных ферментов

·         снижение числа лейкоцитов

·         снижение вольтажа зубцов ЭКГ, удлинение интервала QT, неспецифические изменения зубца Т

признаки, позволяющие отвергнуть органическую патологию:

·         нормальное глазное дно и поля зрения

·         нет увеличения органов в размерах

·         нет лимфаденопатии

·         атрофия молочных желез отсутствует или минимальная

СИМПТОМЫ БУЛИМИИ

Физикальные

·         набор веса

·         колебания веса

·         заторможенность

·         увеличение слюнных желез

Невротические

·         чувство вины

·         депрессия

·         беспокойство

Признаки вызванной рвоты или зависимости от слабительных

·         вышеперечисленные физикальные признаки

·         потеря веса

·         электролитные расстройства - гипокалиемиеческий гипохлоремический метаболичес-кий алкалоз (при рвоте)

·         эрозии зубной эмали

·         гиповолемия

·         мозоли на суставах пальцев

·         чувство вины

·         депрессия

·         беспокойство

·         смущение.

            Общение с подростком, больным пищевым расстройством, иногда затруднительно, и здесь помогут следующие рекомендации:

            Во-первых, постарайтесь дружески отнестись к подростку.

            Во-вторых, использование опросников сбережет время и нервы как больному, так и врачу, конечно, эти листы не всегда помогают, но обычно, если оставить подростка одного, то он честно отвечает на вопросы. Мама больной не должна заглядывать через плечо, что там пишет ее дочь. Пациентка из наблюдения 2 не ответила на вопрос о насилии потому, что она пережила его буквально за две недели до наступления пищевого расстройства. Она стыдилась кому-либо сказать об этом, поскольку считала, что сама виновата в сложившейся ситуации и что никто ей не поверит, так как насильником оказался один из популярных спортсменов студенческого городка. Когда гинеколог спросил, почему она не ответила на вопрос, пациентка начала плакать, и рассказала врачу о тяжелом внутреннем конфликте, который она пережила в последние 9 месяцев. Позднее она осознала связь между своей едой и психологическим состоянием.

            В третьих, лучше не фиксироваться на диагнозе, а обращать внимание на симптомы. Пациентка из наблюдения 1 чувствовала усталость, слабость и все время мерзла и не могла концентрироваться - все это из-за недостаточного питания. Если бы врач обсуждал с ней наличие расстройства питания, то пациентка вряд ли стала лечиться, по крайней мере сразу. Гораздо лучше предположить, что у нее есть эти симптомы, значит, она нездорова и что это нездоровье может плохо повлиять на ее спортивные достижения. Затем ей можно объяснить, что эти симптомы связаны с недостаточным питанием и в то же самое время ей нужно сказать, что много есть тоже вредно (напомним, девочка уже считала себя "жирной").

            В четвертых, нужно раз и навсегда понять, что разговор с подростком всегда займет больше времени, чем разговор со взрослым больным. Если этого не учитывать, то пациентка будет чувствовать себя неудобно, или же врач будет нервничать, выбиваясь из графика. Многие гинекологи, когда записывают подростков, оставляют для них двойное или даже тройное время, по сравнению со взрослыми. И это время никогда не окажется потраченным зря.

          Лечение должно начинаться с того, что врач объясняет, почему вес важен для здоро-вья. В самом начале лечения нужно определить оптимальный для данной пациентки вес, и значение этого показателя трудно переоценить. Если пациентка не может определиться, какой же вес все-таки будет приемлемым, или же она называет слишком низкие цифры, то необходимо тщательное повторное наблюдение. Ограничивая пациентку в ее желании похудеть, врач тем самым смягчает течение заболевания и переход его в тяжелую форму. Степень "стремления к стройности", испытываемого пациенткой, может оцениваться по тому, согласна она с нормальным для себя весом или нет. К диетологу направляют, если пациентка сама об этом просит, если она вегетарианка, или же ее еда необычна, монотонная или не представляется нормальной. Задачи диетолога при лечении расстройств питания у подростков:

·         Оценка диеты и выделение избытка или недостатка питательных веществ.

·         Обучение пациентки и ее семьи относительно потребностей организма подростка, а также объяснение, почему нельзя назвать правильным тот стиль питания, который избрала для себя больная.

·         Разработка плана сбалансированного питания в пределах разумного для достижения набора или поддержания веса

·         Объяснить, как заменять одни продукты другими, чтобы разнообразить рацион.

·         Оценить, сохраняются ли симптомы пищевого расстройства в ходе лечения

·         Обеспечить оценку результата и подбодрить пациента, чтобы мотивировать его на лечение.

            Тесты для оценки питания можно использовать и для определения патологических пищевых привычек (например, только кусочек хлеба за завтраком), нарушений настроения ("не буду есть обед потому что…") и другие проблемы (например, увлечение высококалорийной пищей). Таким образом, данные, зафиксированные в таких тестах, позволяют определить тактику, поскольку у пациентки могут быть нарушения всасывание или она периодически вызывает у себя рвоту.
            Повторные осмотры через 1 и 2 месяца позволяют оценить динамику веса, а также отсутствие патологических пищевых привычек. Данные, полученные во время повторных визитов (например, изменение пищевых привычек, веса или объективных данных) позволят определиться с диагнозом. Эти визиты позволяют также оценить физиологическое развитие и отношение пациентки к своей проблеме. К этому времени пациентка может осознать наличие заболевания и необходимость обращения к врачу. К сожалению, это не снижает внутреннего сопротивления при мысли о визите к психиатру. Если пациентка нормально ест, и набирает вес, который остается в нормальных пределах, у нее нет признаков невроза, то она может продолжать лечение амбулаторно. В таких обстоятельствах диагноз пищевого расстройства становится спорным, однако наблюдать за пациенткой все равно нужно. Ее саму и ее родителей нужно предупредить об опасных симптомах. Это может быть снижение веса ниже рекомендуемого предела, чувство вины во время еды, отказ от еды, а также признаки чрезмерной потери веса. Наблюдение за такими больными предупреждает прогрессирование заболевания и переход его в следующие стадии, поэтому больную нужно лечить при первых же тревожных признаков.

            Теперь давайте составим примерный режим питания на день в соответствие с предложенной схемой. Разделитесь и работайте в группах. Я даю вам три минуты, а затем мы посмотрим, что у нас получилось.

          Расскажите, что вы выбрали в качестве своего повседневного рациона и почему.

          Спасибо за работу. Молодцы.

          Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали на сегодняшнем классном часе? Какой еде вы отдаете предпочтение? Как нужно питаться?  Спасибо за ответы.

          И в завершение нашей беседы мне хочется раздать вам памятку, в которой содержится несколько практических советов о правильном питании. (Приложение №3).

Заключение

 

            От правильного питания в детском и подростковом возрасте  в значительной мере зависит состояние здоровья и самочувствия на всю жизнь, её продолжительность, здоровая старость. Благодаря правильному питанию человек имеет сильный организм, быстрый ум, полноценное здоровье, длинную творческую жизнь, «молодую» старость. Результатом неправильного питания является ослабленный организм, не способный сопротивляться болезням, замедленность мышления, усталость и утомляемость, преждевременная старость. Именно этим аспектам  человеческой жизни был посвящён данный классный час.

            В начале классного часа определялось значение питания и его взаимосвязь со здоровьем человека. Многие студенты группы признались, что они часто имеют какие-либо проявления расстройства желудочно-кишечного тракта, испытывают дискомфорт или болевые ощущения. Студенты связывают всё это прежде всего с некачественой пищей, с неумением готовить еду, но не с отсутствием режима питания.

           Затем студентам было предложено принять участие в тестировании «Как вы питаетесь?» Всего в опросе приняло участие 26 студентов.  В результате опроса были получены следующие данные: 19% студентов (5 человек) – питаются плохо, 54% (14 человек) – должны пересмотреть своё отношение к питанию, а ещё 27% (7 человек) – умело находят золотую середину в выборе блюд. Из этого следует, что 81% студентов группы регулярно подвергают своё здоровье опасности, не умеют организовать режим питания и неразборчивы в выборе еды. Ни один из студентов группы не набрал максимального количества очков (21 –24) и не получил, соответственно, результата – отличный стол, причин для беспокойства нет. Подобные данные не просто настораживают, а говорят о том, что необходимо принимать экстренные меры: чаще обращать внимание студентов на то, как они питаются, поднимать этот вопрос на родительских собраниях. Возможно, посвятить ещё ряд классных часов этой теме, выбрав иные формы проведения мероприятия.

           Следующим этапом классного часа стала беседа о традиционной кухне россиян и о фаст фудах, ознакомление со схемой здорового питания. Студенты с интересом заслушали информацию о «ступенях» пирамиды рационального питания. В ходе обсуждения они отмечали, что их рацион не отличается большим разнообразием в повседневной жизни. Почти все студенты говорили об отсутствии в их рационе блюд из различных круп; многие сказали, что не любят есть овощи и зелень, отдельные студенты не очень часто едят фрукты, так как они не доступны для них из-за высокой стоимости.

           Далее студентам сообщалась информация о последствиях неправильного питания; заболеваниях, которые приобретаются в результате нерационального приёма пищи. Многие студенты признались, что они никогда не задумывались о подобных болезнях, или вообще не слышали о них, многие медицинские термины им неизвестны. Наиболее распространенным мнением среди студентов является следующее – со мной такого не случится, связь питания и подобных заболеваний очень преувеличена.

           Большое оживление вызвала у аудитории работа по составлению  примерного режима и рациона питания на 1 день. Студенты работали в группах, активно обсуждали меню, пытались подобрать простые в приготовлении и одновременно полезные блюда.

           В завершение классного часа были сделаны выводы о значении питания в жизни человека, и о необходимости воспитывать и развивать культуру правильного питания не только на уровне отдельно взятого человека, семьи, но и общества в целом. Студенты получили памятки, в которых содержится несколько простых советов о здоровом питании. 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.       Педагогика здоровья. – М.: «Педагогика-Пресс», 2006

 

2.       Домашняя энциклопедия питания и здоровья. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 1999

 

3.       Книга о вкусной и здоровой пище. – М.: Агропромиздат, Локид, 1992

 

4.       Материалы сайтов: www.edimdoma.ru, www.bodysekret.ru, www.rice.ru, www.torg.ru 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Тест «Как вы питаетесь?»

  • 1. КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ?
  • а) три раза;
  • б) два раза;
  • в) один раз.
  • 2. ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ:
  • а) каждое утро;
  • б) один-два раза в неделю;
  • в) очень редко, почти никогда.
  • 3. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК?
  • а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;
  • б) из жареной пищи;
  • в) из одного только напитка.
  • 4. ЧАСТО ЛИ ВЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПЕРЕКУСЫВАЕТЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ?
  • а) никогда;
  • б) один-два раза;
  • в) три раза и больше.
  • 5. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ?
  • а) три раза в день;
  • б) три-четыре раза в неделю;
  • в) один раз.
  • 6. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД?
  • а) раз в неделю;
  • б) от 1 до 4-х раз в неделю;
  • в) почти каждый день.
  • 7. ВЫ ЛЮБИТЕ ХЛЕБ С МАСЛОМ?
  • а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;
  • б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;
  • в) очень люблю и балую себя почти каждый день.
  • 8. СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ?
  • а) два-три раза и больше;
  • б) один раз;
  • в) один раз и реже.
  • 9. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ?
  • а) раз в день;
  • б) два раза в день;
  • в) три раза и более.
  • 10. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПРИГОТОВЛЕНИЮ МЯСНОГО БЛЮДА, ВЫ:
  • а) убираете весь жир;
  • б) убираете часть жира;
  • в) оставляете весь жир.
  • 11. СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ?
  • а) одну-две;
  • б) от трех до пяти;
  • в) шесть и больше.
  • 12. ВАША СРЕДНЯЯ ДНЕВНАЯ ДОЗА СПИРТНОГО?
  • а) бокал красного вина;
  • б) одна-две рюмки крепких напитков;
  • в) более 4-х рюмок крепкого спиртного.

Итого: ________

Подведем итоги. Подсчитайте количество баллов. Ответ а - 2 очка, б - 1, в - 0.

  • Кто набрал от 21 до 24 очка, у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.
  • 16-20 очков. Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.
  • 12-15 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию.
  • 0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

"Человек есть то, что он ест".
Древняя мудрость

"Все полезно, что в брюхо полезло".
Г.Распутин

 

Пирамида питания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

Памятка

 

 

     Несколько простых советов о здоровом питании:

   пища должна быть максимально разнообразной, чтобы обеспечить поступление

     в организм всех необходимых питательных веществ;

   как ни занудно это звучит, но тщательно и вдумчиво пережевывая пищу, вы

     достигаете сразу очень многих положительных эффектов для своего организма;

   питание должно быть дробным, т.е. часто и понемногу; желательно принимать

     пищу в одни и те же часы;

   лучше, если ваш вес будет близок к норме, без частых прибавок в весе и резких

     похуданий;

   старайтесь придерживаться средне- или низкокалорийного питания с понижен-

     ным содержанием холестерина;

   ешьте как можно больше овощей, фруктов и цельно зерновых продуктов,

     содержащих достаточное количество клетчатки;

   постарайтесь ограничить таки потребление углеводов и жиров до приемлемого

     минимума;

   исключите из своего рациона потребление маргарина;

   такие продукты и блюда, как чипсы, очень острая, очень соленая, очень сладкая

     пища, наваристые бульоны, жареные в кипящем масле пирожки или картофель

     - вряд ли добавят вам здоровья;

   а вот такие продукты как отруби, пророщенное зерно, орехи, соя (в умеренных

     количествах), грибы, черная смородина, компоты из сухофруктов, курага,

     инжир, морковь - способны реально улучшить состояние вашего организма;

   по возможности, не злоупотребляйте спиртным и табаком.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Пензенской области

Министерство образования Пензенской области

РАССМОТРЕНО: на заседании методической комиссии классных руководителей

РАССМОТРЕНО: на заседании методической комиссии классных руководителей

Аннотация Данная методическая разработка классного часа «Пирамида здорового питания

Аннотация Данная методическая разработка классного часа «Пирамида здорового питания

Содержание 1. Введение 4 - 5 2

Содержание 1. Введение 4 - 5 2

Питание играет важную роль в течении физиологических процессов организма подростка, повышении его сопротивляемости воздействию болезнетворных факторов

Питание играет важную роль в течении физиологических процессов организма подростка, повышении его сопротивляемости воздействию болезнетворных факторов

В последнее время медики с сожалением констатируют значительное ухудшение состояния здоровья у подростков – изменение показателей физического развития, обменных процессов, заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы,…

В последнее время медики с сожалением констатируют значительное ухудшение состояния здоровья у подростков – изменение показателей физического развития, обменных процессов, заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы,…

Группа: 18 ЗИО Классный руководитель:

Группа: 18 ЗИО Классный руководитель:

Разработка режима и меню правильного питания 3

Разработка режима и меню правильного питания 3

Кроме этого, частое употребление быстрой пищи чревато возникновением сердечных заболеваний, аллергии, ожирения, диабета, расстройством желудка и печени

Кроме этого, частое употребление быстрой пищи чревато возникновением сердечных заболеваний, аллергии, ожирения, диабета, расстройством желудка и печени

В. Перед варкой крупу лучше замочить часов на шесть, тогда время приготовления уменьшится, а все полезное в крупе останется

В. Перед варкой крупу лучше замочить часов на шесть, тогда время приготовления уменьшится, а все полезное в крупе останется

Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные "деликатесы" включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу

Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные "деликатесы" включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу

Нарушение восприятия собственного веса, размера или форм ·

Нарушение восприятия собственного веса, размера или форм ·

В отличие от обывательских представлений, вызывание рвоты вовсе не является основным симптомом булимии

В отличие от обывательских представлений, вызывание рвоты вовсе не является основным симптомом булимии

Пациентка 19 лет обратилась к гинекологу с жалобами на нерегулярные менструации и боль в животе в течение последних 9 месяцев

Пациентка 19 лет обратилась к гинекологу с жалобами на нерегулярные менструации и боль в животе в течение последних 9 месяцев

Страх перед взрослением наиболее выражен в возрасте 10-14 лет и вызван сексуальным развитием

Страх перед взрослением наиболее выражен в возрасте 10-14 лет и вызван сексуальным развитием

ЭКГ, удлинение интервала QT, неспецифические изменения зубца

ЭКГ, удлинение интервала QT, неспецифические изменения зубца

Общение с подростком, больным пищевым расстройством, иногда затруднительно, и здесь помогут следующие рекомендации:

Общение с подростком, больным пищевым расстройством, иногда затруднительно, и здесь помогут следующие рекомендации:

Оценка диеты и выделение избытка или недостатка питательных веществ

Оценка диеты и выделение избытка или недостатка питательных веществ

Заключение От правильного питания в детском и подростковом возрасте в значительной мере зависит состояние здоровья и самочувствия на всю жизнь, её продолжительность, здоровая старость

Заключение От правильного питания в детском и подростковом возрасте в значительной мере зависит состояние здоровья и самочувствия на всю жизнь, её продолжительность, здоровая старость

Литература 1. Педагогика здоровья

Литература 1. Педагогика здоровья

Приложение №1 Тест «Как вы питаетесь?» 1

Приложение №1 Тест «Как вы питаетесь?» 1

Итого: ________ Подведем итоги

Итого: ________ Подведем итоги

Приложение №2 "Человек есть то, что он ест"

Приложение №2 "Человек есть то, что он ест"

Приложение №3 Памятка

Приложение №3 Памятка
Скачать файл