Методическая разработка классного часа "Я принимаю ответственные решения""
Оценка 5

Методическая разработка классного часа "Я принимаю ответственные решения""

Оценка 5
docx
11.05.2020
Методическая разработка классного часа "Я принимаю ответственные решения""
методическая разработка Я принимаю ответственные решения.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ТЕМЕ

«Я принимаю ответственные решения!»

 

 

 

 

 

АВТОР

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И

ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ,

 ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

 КАТЕГОРИИ

ПОДГАЙКО Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Классный час в 9 классе  «Я принимаю ответственные решения!».

 

В профилактике вредных привычек у подростков важное место уделяется преодолению влияния сверстников. Именно давление сверстников становится главной причиной приобщения многих подростков к алкоголю, курению, наркотикам. В этих условиях очень важно выработать у подростков навыки принятия решений в сложных жизненных ситуациях.

 

Цель классного часа:

1) углубить знания подростков о психическом и социальном здоровье;

2)  способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как уверенность в себе, честность, смелость;

3) побуждать к независимости в принятии решений;

4) развивать умение формулировать  и принимать решения в отношении курения, алкоголя, наркотиков и предвидеть последствия своих решений.

 

 Ход классного часа:

1) Интерактивная беседа «Почему мы поддаемся чужому влиянию?»

Кукол дергают за нитки,
На лице у них улыбки,
И играет клоун на трубе.
И в процессе представленья,
Создается впечатленье,
Что куклы пляшут сами по себе.
                 Андрей Макаревич.

Свобода всегда была, есть и будет самым наивысшим благом, к которому стремиться человек. В гражданском обществе, основанном на защите прав человека, создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономности и независимости от любого незаконного вмешательства.

Каждый хочет быть свободным, независимым, не хочет, чтобы им пользовались, а как встать на этот путь свободного, равноправного общения не знает, не понимает, что нужно изменить в себе, в ситуации.

Одним из «тормозов» личностной свободы является использование одним человеком другого в личных целях, т.е. манипуляция.

Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашему мнению,  должно вызвать определенную реакцию. Отвечая на вопрос "Как дела?", – ждем понимания, сочувствия, одобрения. А когда не получаем ничего из этого, задаем наводящий вопрос, например: "У тебя все хорошо?"

 Предельно честное общение, лишенное манипуляции, в данном случае выглядело бы просто смешно: «Давай я тебе расскажу, как у меня дела, а ты меня похвалишь». В том случае, когда одно понятие подменяется другим и происходит манипуляция в общении.

Тема манипуляций – тема, касающаяся человеческих отношений, всегда была одной из самых важных в жизни. Ведь, как правило, мы не можем полноценно существовать в этом мире и взаимодействовать с ним, не усвоив, как правильно общаться.  Манипуляция – часть процесса общения. Мы всегда неосознанно или осознанно применяем данный метод. Это – оружие «нон грата», обычно к нему относятся с некоторым презрением. Да, можно и так... Но гораздо полезнее иметь его в своём арсенале. И, если его использовать с чистыми намерениями, оно приносит много пользы и удовольствия.

 Понятие «манипуляция».

Единого, однозначного определения понятия «манипуляция» мне найти не удалось. Мнения различных авторов в чем-то схожи, а в чем-то нет, вот почему необходимо обратиться к исходному понятию слова «манипуляция». Термин «манипуляция» обозначает сложные виды действий, выполняемых руками: управление рычагами, произвольное обращение с предметами и т.п., требующие мастерства и сноровки при исполнении. Рассматривая метафору термина «манипуляция», можно  понять ее, как стремление «прибрать к рукам», «приручить» другого, «поймать на крючок», то есть попытка превратить человека в послушное орудие, как бы в марионетку.

Полная метафора психологической манипуляции содержит три важнейших признака:

- идею «прибирания к рукам»,

- обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия,

- искусность манипулятора в выполнении приемов воздействия.

Для определения манипуляции большинство исследователей используют немало важные критерии: принуждение, контроль, управление, игра на слабостях, косвенное воздействие влияние, программирование мыслей намерений, скрыто, неявно, обман и прочие.

Можно добавить, что манипуляция - это способность, по усмотрению манипулирующего, воздействовать на сознание либо одного человека, либо группы людей с целью достижения определенной цели установленной самим манипулирующим.

Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие с использованием эмоций (чувств) партнера, с целью получения выгоды. Здесь два ключевых слова. «Скрытое», то есть неочевидное, скрываемое манипулятором, со спрятанным смыслом. И второе ключевое слово «эмоции (чувства)». Чувства – инструмент манипуляции! Чем откровенней ведет себя подросток по отношению к определенному человеку, тем больше он подвержен воздействию со стороны этого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Информационная минутка «Какими способами на нас воздействуют?»

Виды манипуляций.

Существует множество способов и видов манипуляций, однако исходя из того, на каких чувствах играет манипулятор, их можно разделить на шесть основных принципов:

 - манипуляция любовью;

В детстве нам говорили: «Не кривляйся так, а то я тебя любить не буду». Хотя просто имели в виду: «Слушайся меня».

Данный вид чаще применяется в семьях и наиболее жесток. Ведь ребенок, привыкший к такому общению, решает, что в семье его рассматривают не целиком, а те действия, которые он сделал или не сделал.

- манипуляция страхом;

Подросткам говорят: «Не будешь делать уроки, станешь дворником». Хотя на самом деле не могут сказать: «Я не знаю, как еще заставить тебя делать уроки».

Использование людских страхов – один из самых любимых приемов всех манипуляторов. Очень часто они играют на недостаточной информированности жертвы.

- манипуляция неуверенностью в себе;

Проверяя уроки, родители говорят: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?» Хотя тем самым хотят показать нам: «Ты ни на что не способна без моей помощи».

Манипуляция – это всегда вопрос власти, который здесь проявляется наиболее остро. «Я – начальник, ты – дурак», - так можно перефразировать данный пример.

- манипуляция чувством вины;

«Мне лень мыть посуду, но не хочется тебя об этом просить» - это имеют ввиду родители говоря: «Снова получила двойку по химии, значит, будешь мыть посуду».

Данный принцип чаще используется в семье и начинается своеобразная игра – коллекционирование твоих провинностей. Хотя не ясно, почему нельзя распределить обязанности?

- манипуляция чувством гордости;

Нам говорят: «Почему ты не можешь прыгнуть с вышки, ты же отличник?»  Хотя на самом деле имеют ввиду: «Не трусь!»

- манипуляция чувством жалости.

Как это происходит у подростков: «Тебе меня совсем не жалко, я устала, а ты ничего не ешь», так это происходит и на работе, и в политике.

Это немного детская манипуляция, ведь подросткам более свойственно бесконечно обсуждать одну и ты же проблему, но никогда не сделают ничего, чтоб ее решить. Потому что они – счастливые жертвы.

 

3) Класс делится на группы и 5 групп готовят ситуации с примерами манипулятивного общения, в соответствии с предложенными ниже вариантами.

Характерные черты

 

Действия подростков

1. Скрытый характер воздействия, невозможность открыто признать факт манипулирования

«начинает выкручиваться, придумывает разные причины»,

«главное – не опускать глаза, смотреть прямо, чтобы не поняли»,

«нужно не молчать, говорить, что знаешь, и ждать, пока другие помогут»

2. Невозможность быть полностью искренним

«нельзя все честно рассказывать»,

«не хочется обижать отказом, вот и скрываешь настоящую причину»,

«лучше всего не говорить, только кое-что»

 

3. Невозможность полностью избежать морального осуждения со стороны своей совести

«скажешь «нет», а потом жалеешь об этом», «не пошла, а потом весь вечер переживала», «лучше подчиниться и сделать, чтоб потом совесть не мучила»

 

4. Невозможность самостоятельно и осознанно принимать решения

«приходится подчиниться»,

«нельзя выбрать, что хочется»,

«тобой руководят»

5. Внутренний дискомфорт

«неприятно на душе, когда тобой пользуются»,

«сидишь весь вечер, а кто-то потом просто спишет у тебя»,

«как камень на душе после этого».

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Мини-лекция «Механизм принятия решений»

 Просвещение подростка о манипуляции.

Обсуждение темы «психологического манипулирования» с опорой на теоретические знания, данные диагностики и личный опыт подростка как субъекта и объекта манипулятивного воздействия.

 

Задачей этой работы было:

·           повышение их коммуникативной компетентности, информированности;

·           уверенности в себе;

·           принятия себя, без чего невозможна успешная свободная личность.

 

Для группового обсуждения были предложены следующие вопросы:

1.                   В чем, на ваш взгляд, сложность определения манипулирования в общении?

2.                   Дайте свое определение носителю каждой из предложенных Е.Л.Доценко установок на взаимодействие – «манипулятору»,

    «диктатору»,

«сопернику»,

«партнеру»,

«другу».

Приведите примеры поведения таких людей

3.                   По каким критериям можно определить наличие в общении манипулятивного психологического воздействия?

4.                   Укажите сферы жизнедеятельности, в которых предпочтительным или нежелательным является использование: доминирования,

манипуляции,

сотрудничества.

5.                   Используя художественные произведения, свой жизненный опыт, приведите примеры реализации различных манипулятивных приемов.

6.                   Охарактеризуйте факторы, влияющие на формирование у ребенка манипулятивного отношения к миру.

7.                   Проанализируйте сходства и отличие манипулятивного поведения человека в зависимости от возраста, сравните особенности манипулирования: а) ребенка

  б) подростка

  в) пожилого человека.

8.                   Назовите, что приводит подростка к необходимости использовать манипуляцию.

9.                   Какие особенности возраста делают подростка уязвимым перед манипулятивными воздействиями сверстников и взрослых?

 

На занятиях также был выполнен и обсужден ряд заданий на самопознание:

 

1.      «Ассоциация»

В течение 1-2 минут напишите слова, словосочетания, выражения, возникающие у вас в связи со словами «манипуляция», «психологическое воздействие». Проанализируйте полученные ответы в группе. Обсудите, какие ассоциации встречаются чаще.

2. «Метафоры»

Подумайте, как метафорически можно представить «психологическую манипуляцию». Опишите или нарисуйте полученный образ. Поделитесь своей находкой в группе, объясните, почему вы так представляете это понятие. Уточните, как воспринимается ваш образ (рисунок, словесное описание) манипуляции другими участниками.

1.      «Продолжите предложение»

Используя полученные знания о психологической манипуляции, дайте ей характеристику, продолжив предложения:

 

правда, что манипуляция…

неправда, что манипуляция…

1.

2.

1.

2.

Обсудите полученные ответы в группе, дополните свой список. Какие характеристики отмечают чаще?

 

4. «Моя уязвимость»

Известно, что манипулятивное воздействие возможно только в случае нахождения манипулятором уязвимых мест жертвы. Что является вашей «слабой стороной»? Какие Ваши личностные качества может использовать другой человек для управления Вами?

            Оцените себя по 5-ти бальной шкале, где 1 – минимальное проявление качества; 5 – максимальное проявление качества. Отметьте в клетке, насколько характерно для Вас каждое из этих качеств:

неуверенность в себе, застенчивость;

уверенность в себе, самоуверенность;

чувство вины;

чувство ответственности;

стремление получить похвалу;

обидчивость;

щедрость, расточительство;

бережливость, жадность;

гордость;

искренность;

тщеславие;

оптимистический взгляд на мир, уверенность, что все будет хорошо;

реалистический взгляд на мир, пессимизм;

высокомерие;

общительность;

стремление получить одобрение значимых людей;

скромность;

честолюбие;

любовь к себе, эгоизм;

неумение сказать «нет» и т.д.

Подчеркните те качества, по которым Вы набрали 4 или 5 баллов. Насколько часто они становятся причиной ощущения, что Вас «использовали», Вами манипулировали? Подумайте и дополните список собственных «уязвимых мест». Как можно учесть полученную информацию в провокационных ситуациях взаимодействия? Обсудите полученные результаты в группе.

 

1.      «Умею ли я пользоваться своими правами?»

Способов манипулирования очень много, также много, как и людей, желающих их применить по отношению к нам. Так ли мы беззащитны? Мануэль Смит  составил перечень неотъемлемых прав личности, соблюдение которых особенно важно в провокационных ситуациях. Умеем ли мы ими пользоваться?

            Прочитайте этот список прав личности и отметьте «+» те, которые Вы не позволяете нарушать другим в общении с Вами:

Я имею право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя.

Я имею право не оправдываться и не извиняться за свое поведение.

Я имею право решать, должен(а) ли брать на себя ответственность за чужие проблемы.

Я имею право передумать, изменить свое мнение.

Я имею право сказать: «Я не знаю».

Я имею право не зависеть от того, как ко мне относятся другие.

Я имею право быть нелогичным в принятии решений.

Я имею право сказать: «Я не понимаю».

Я имею право сказать: «Мне наплевать…», «Меня не волнует…», «Меня не интересует…»

Подсчитайте, много ли «+» Вы сумели себе поставить, в каких ситуациях, в общении с какими людьми отстаивать свои права Вам особенно сложно? С чем, на Ваш взгляд, это может быть связано? Проанализируйте полученные результаты самостоятельно или обсудите их в группе.

5) Подведение итогов (рефлексия)

             Жизнь человека полна трудных и сложных ситуаций, когда приходится делать нелегкий выбор. Очень важно, чтобы каждый человек этот выбор делал сам, не позволяя другим решать за себя.

              Разумные и рассудительные люди всегда стараются принимать ответственные решения, взвешивая все «за» и «против». Надеюсь, что и мои ученики в трудных ситуациях будут действовать также.

 

По результатам этой работы можно сделать вывод, что подростки:

·         научились различать позиции («манипулятора», «диктатора», «соперника», «партнера», «друга») в различных стратегиях общения эффективность для продуктивного общения в различных ситуациях;

 

·         научились на основе сравнения (сопоставления, анализа, обобщения) делать выводы и обосновать свою позицию;

 

·         научились привлекать знания из литературы, истории для иллюстрации собственного понимания манипулятивного воздействия как большей частью неэффективного (см. Приложение Ι).

Возможна креативно-развивающая работа с подростками с использованием рекомендаций по проведению игры  «Музей манипуляций», Приложение ΙΙ.

В качестве творческого задания можно предложить участникам составить памятку для начальных классов на тему «Как сопротивляться давлению»,   Приложение ΙΙΙ.                    

 

Приложение Ι

 

                                Примеры литературных и исторических

персонажей – «манипуляторов»

 

 

Фигаро                                                         – хитрость, спекуляция любовью, болезнью,

(Бомарше. «Женитьба Фигаро)                              «манящие яблоки».

Хлестаков      

(Гоголь «Ревизор»)

Чичиков

(Гоголь «Мертвые души)                - использование искренности, доверчивости,

Остап Бендер                                                 тщеславия, наивности других людей.

(Ильф, Петров «12 стульев»)

Катерина Измайлова                                – спекуляция, любовь как средство для

(Лесков «Леди Макбет                                    для достижения корыстных целей.

Мценского уезда»)

Свидригайлов                                                 – угроза, шантаж, игра на болезненном 

(Достоевский                                         самолюбии другого.

«Преступление и наказание»

Порфирий Петрович                                 - знание уязвимых сторон собеседника,

(Достоевский                                        использование его слабостей.

«Преступление и наказание»

Наполеон                                                     – «манящие яблоки», спекуляция любовью к

(Л.Толстой «Война и мир»                  себе солдат.

 

Приложение ΙΙ

 

Музей манипуляции

Цель игры:    развитие креативных способностей, применение теоретических и практических знаний о манипуляции, развитие рефлексии.

Задание:        «Представьте себе, что в недалеком будущем планируется открыть музей психологической манипуляции. Вы приглашены подобрать и оценить экспонаты для организации тематических выставок: «Из истории манипуляции», «Реквизиты манипулятора», «Манипулятивные уловки», «Средства личной защиты от манипулятивного нападения», «Манипулятор внутри нас». Используя свои знания, личный опыт помогите музейным работникам собрать коллекцию экспонатов. В качестве музейных экспонатов могут быть как материальные, так и воображаемые предметы. Чем больше оригинальных находок вы сделаете, тем интереснее получится выставка».

Проведение игры:

                        Участники делятся на малые группы, определяют для себя тематику выставки, продумывают экспонаты. Итогом работы может стать иллюстрированный путеводитель-справочник по «Музею манипуляции».

Представление результатов работы группы может быть проведено в форме «Конференции для работников инновационных музеев».

Раздел «Реквизиты Манипулятора»

Перечень экспонатов

 

1.      Дешевое бархатное сердце,

перевязанное ленточкой                  – «готовность» к состраданию и пониманию.

2.      Мешок Деда Мороза                  – много «манящих яблок».

3.      Конфеты                                     – готовность умаслить, подкупить.

4.      Кандалы                                        – символ несвободы, эмоциональной            тяжести.

5.      Веревка                                         – готовность «связать по рукам и ногам»

6.      Веник                                            – символ умения «заметать следы»

7.      Изношенный башмак                  – символ суетливости манипулятора,  

                                                             «беготни  туда-сюда»

8.      Плащ монаха                                – символ желания скрыть истинное лицо.

 

Приложение ΙΙΙ

Как сопротивляться давлению

(памятка третьекласснику)

 

Давление – это когда тебя заставляют сделать что-то такое, что ты не хочешь

Давление может быть разным:

- лесть

- угроза

- попытка вызвать чувство вины

- ссылка дружеские отношения

 

Сопротивляться  давлению нужно так:

 

1. Отказать без объяснений. Например: «Я не могу дать тебе велосипед».

2. Отказать и объяснить причину отказа. Например: «Я не могу дать тебе книгу, потому что уже обещала другому человеку».

1.                  Отказать и объяснить, что понимаешь причину просьбы. Например: «Я знаю, что ты действительно боишься идти один. Но пойти с тобой я не могу».

2.                  Отказать и честно объяснить свое отношение к просьбе. Например: «Мне не нравиться, когда списывают. Списывать нечестно».

 

Необходимо сопротивляться давлению


 

Скачано с www.znanio.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ «Я принимаю ответственные решения!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ «Я принимаю ответственные решения!»

Классный час в 9 классе «Я принимаю ответственные решения!»

Классный час в 9 классе «Я принимаю ответственные решения!»

Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие с использованием эмоций (чувств) партнера, с целью получения выгоды

Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие с использованием эмоций (чувств) партнера, с целью получения выгоды

Информационная минутка «Какими способами на нас воздействуют?»

Информационная минутка «Какими способами на нас воздействуют?»

Мини-лекция «Механизм принятия решений»

Мини-лекция «Механизм принятия решений»

Известно, что манипулятивное воздействие возможно только в случае нахождения манипулятором уязвимых мест жертвы

Известно, что манипулятивное воздействие возможно только в случае нахождения манипулятором уязвимых мест жертвы

Жизнь человека полна трудных и сложных ситуаций, когда приходится делать нелегкий выбор

Жизнь человека полна трудных и сложных ситуаций, когда приходится делать нелегкий выбор

Из истории манипуляции», «Реквизиты манипулятора», «Манипулятивные уловки», «Средства личной защиты от манипулятивного нападения», «Манипулятор внутри нас»

Из истории манипуляции», «Реквизиты манипулятора», «Манипулятивные уловки», «Средства личной защиты от манипулятивного нападения», «Манипулятор внутри нас»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020