МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета Зам. директора по ОД ЛНТ (филиала)
Протокол № ____ от ________20__г. ФГБОУ ВО «ЮГУ»
_________ Свалов А.В.
«______»______20___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Конкурс чтецов с элементами литературно - музыкальной композиции «Моим стихам…настанет свой черед…», посвященный 130 – летию со дня рождения поэтессы Марины Ивановны Цветаевой
Подготовила: Абдулманафова Г.С.,
преподаватель высшей
квалификационной категории
Лянтор, 2022г.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………..…...3
2. Основная часть…………………………………………………………………..4
3. Заключение……………………………………………………………………..16
4. Список литературы ..…………………………..………………………...…….17
5. Приложение 1…………………………………………………………………..18
6. Приложение 2…………………………………………………………………..19
1. ВВЕДЕНИЕ
Данная методическая разработка представляет собой конкурс чтецов с элементами литературно - музыкальной композиции «Моим стихам…настанет свой черед…», посвященная 130 – летию со дня рождения поэтессы Марины Ивановны Цветаевой.
Методическая разработка включает в себя следующий подробный сценарий конкурса чтецов: введение, основную часть, заключение и список литературы.
Актуальность конкурса чтецов: тема конкурса чтецов с элементами литературно – музыкальной композиции способствует повышению уровня познавательной деятельности, творческого развития, успешности, активности личности.
Цели конкурса чтецов с элементами литературно - музыкальной композиции:
1. Образовательные: заинтересовать обучающихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь; отметить особенности поэтической манеры Цветаевой: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху.
2. Развивающие: развивать читательские умения и навыки художественного текста, формировать интерес к учебно-исследовательской и учебно-практической деятельности, способствовать становлению самостоятельного творческого мышления.
3.Воспитательные: поддерживать интерес к изучению литературы как особой формы познания жизни, воспитывать стремление к созданию собственного речевого высказывания, формировать эстетические и коммуникативные функции.
Задачи конкурса чтецов с элементами литературно - музыкальной композиции:
1. Закреплять навыки правильного выразительного чтения поэтических текстов, навыки речевого общения, способность быть контактными, не бояться выступать перед большой аудиторией.
2. Развивать навыки осознанного восприятия поэтического и биографического материалов.
3. Развивать умение слушать товарищей, обогащать эмоциональную сферу обучающихся.
Практическая деятельность включает в себя следующие вопросы:
1. Знакомство с биографией поэтессы.
2. Знакомство с творчеством поэтессы.
3. Подборка и анализ стихотворений М.И Цветаевой.
4. Изучение специальной литературы, выход в Интернет.
5. Проведение конкурса чтецов с элементами литературно - музыкальной композиции.
Оформление: портрет Марины Цветаевой, гроздья рябины; выставка книг о Цветаевой и альбом по творчеству.
Участники - обучающиеся 1 курса
2. Основная часть
Основная часть содержит описание практической деятельности, направленной на знакомство поэтического наследия Марины Ивановны Цветаевой.
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
Здравствуйте, ребята!
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Добрый день, уважаемые преподаватели!
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
Мы рады приветствовать вас.
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Сегодняшнее мероприятие, посвящено 130 - летию со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941), русского поэта, прозаика, драматурга. В истории русской литературы Марине Ивановне Цветаевой отведено место большого поэта и прозаика, автора многотомных собраний сочинений. Она родилась 8 октября 1892 года в Москве, в семье известного филолога, основателя Музея изящных искусств Ивана Владимировича Цветаева. Мать, Мария Мейн была талантливой пианисткой. Лишенная возможности делать сольную карьеру, она вкладывала всю энергию в то, чтобы вырастить музыкантов из своих детей: Марины и Анастасии (слайд 2)
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
Выступления будут оцениваться по следующим критериям:
1. Выбор текста произведения (сложность).
2. Грамотность прочтения.
3. Артистизм исполнителя.
4. Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру стихотворного текста.
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
В конкурсе принимает участие 14 человек.
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
Оценивать конкурсантов будет наше компетентное жюри:
Авилкина Вера Викторовна – заведующая библиотекой, преподаватель высшей квалификационной категории.
Ананьева Вера Алексеевна – старший методист.
Богуцкая Ирина Николаевна – кандидат филологических наук, преподаватель высшей квалификационной категории.
Джежелий Алия Амантаевна – преподаватель высшей квалификационной категории
Тарасенко Лилия Васильевна - преподаватель иностранного языка
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в уютном особняке одного из старинных московских переулков. Пылающая и горькая рябина стала символом судьбы Цветаевой. Ни у кого ничего не заимствовать, никому не подражать, «быть самой собой» - такою Марина Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда (слайд 3).
Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…» читает Казанчук Денис, обучающийся группы 4РЭ21, 4РЭ23
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
Какой была Марина Цветаева? Небольшого роста, со строгой осанкой, золотисто-каштановые волосы. Глаза зелёные, «цвета винограда». Умная, неудержимая, страстная…
Быть нежной, бешеной и шумной
Так жаждать жить
Очаровательной и умной
Прелестной быть (слайд 4)
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Раннее детство - главенствующее влияние матери, чтение вслух, музыка. Мать поила нас, по словам Цветаевой «из вскрытой жилы лирики». Мать не воспитывала нас, а забивала в нас впечатления». Девиз жизни матери: «Один против всех, один без всех». Умирая в 35 лет от туберкулеза мать сказала: « Мне жалко только музыки и солнца» «При такой матери я не могла не стать поэтом» - говорила Марина. Писать стихи начинает Цветаева с шести лет, причем – сразу по-русски, по-немецки и по-французски.
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
А вот еще одно автобиографическое стихотворение, где Цветаева объясняет значение своего имени: Марина означает «морская». А раз она морская волна, значит – изменчивая, гордая и своевольная. Такой она и была с самого раннего детства.
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Чтобы стать великой певицей совсем необязательно петь. Это, как Марина Цветаева. Она никогда не пела, но была настоящей певицей. Вот послушайте.
Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…» читает Земчихина Анастасия, обучающаяся группы 4РЭ21, 4РЭ23
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
А вот следующее стихотворение просто невозможно не петь.
Стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной» читает Юрасова Яна, обучающаяся группы 4РЭ22,4РЭ24
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной
Распущенной-и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем ни ночью — всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас на головами,
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами.
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Впервые этот романс прозвучал в фильме Эльдара Александровича Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром». Благодаря композитору Микаэлу Леоновичу Таривердиеву эти стихи стали визитной карточкой М.И. Цветаевой.
Звучит романс М. Таривердиева «Мне нравится, что Вы больны не мной» в исполнении А.Б. Пугачёвой (клип)
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи выпустила Марина первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Его заметили.
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Стихотворение Марины Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел» было написано в 1920 году и посвящено Осипу Мандельштаму. Данное стихотворение означало, окончание их небольшого романа.
Стихотворение «Вчера ещё в глаза глядел» читает Курманова Регина, обучающаяся группы 4РЭ21, 4РЭ23
Вчера
ещё в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, —
Всё жаворонки нынче — вороны!
Я глупая,
а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы
ей — вода, и кровь —
Вода, — в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят
милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера
еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, —
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Стихотворение «Вчера ещё в глаза глядел» читает Казбеков Адиль, обучающийся группы 4РЭ21, 4РЭ23
Детоубийцей
на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу
я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать», — ответствуют.
Жить
приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?
Всё
ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Самo —
что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый, — что тебе я сделала!
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
Благодарить за неразделённую любовь – как это по-цветаевски, не правда ли? Ещё одно стихотворение Марины Цветаевой о любви, также потрясающее накалом чувств лирической героини, - « Я тебя отвоюю…»
Стихотворение «Я тебя отвоюю…» читает Альмухаметова Юлия, обучающаяся группы 4РЭ21, 4РЭ23
Я
тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,
Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою — как никто другой.
Я
тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —
Оттого что в земной ночи я вернее пса.
Я
тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи!-
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Но
пока тебе не скрещу на груди персты —
О проклятие!- у тебя остаешься — ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир,-
Оттого, что мир — твоя колыбель, и могила — мир!
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Звучит песня «Я тебя отвоюю…» в исполнении Ирины Аллегровой (клип). Музыку написал композитор Игорь Яковлевич Крутой. В репертуаре Ирины Александровны Аллегровой эта песня появилась почти 20 лет в 1994 году и сразу тронула души большинства жителей нашей страны.
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
Большинство песен М. Цветаевой написаны на стихотворения из одной книги «Юношеские стихи». Юная Цветаева пишет о разлуке, о смерти, но сама еще не пережила этого и поэтому, наверное, ей еще пока не было страшно. Потом будет куда страшнее… Больше всего о смерти Цветаева писала в юные годы. В 1909 году в 17 лет она пишет.
Стихотворение «Молитва» читает Пугачёва Анна, обучающаяся группы 4РЭ21, 4РЭ23
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
- "Терпи, еще не кончен срок".
Ты сам мне подал - слишком много!
Я жажду сразу - всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень...
Чтоб был легендой - день вчерашний,
Чтоб был безумьем - каждый день!
Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след...
Ты дал мне детство - лучше сказки
И дай мне смерть - в семнадцать лет!
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
В один день с Мариной, но годом позже, родился ее муж, Сергей Яковлевич Эфрон. Они встретились, семнадцатилетний и восемнадцатилетняя, 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой Коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый, грустной кроткой красотой юноша с поразительными огромными в пол-лица глазами (слайд 5)
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
Заглянув в них, Марина загадала: «Если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж». Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, наощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых, - и вложил ей его в ладонь, изнутри освещённый крупный камень, который она хранила всю жизнь.
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Обвенчались Сережа и Марина в январе 12 года, и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом без тревожного счастья.
Вальс танцуют обучающиеся 1 курса под песню на стихи М.И. Цветаевой «Генералам двенадцатого года»
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
Марина много писала, вдохновленная Эфроном, потому что не просто любила, она боготворила мужа.
Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо…» читает Васильева Ангелина, обучающаяся группы 4ИС21
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности – жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху!-
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
1913 -1915 годы. Рядом с Мариной Цветаевой сё друзья, любимый человек, дочь Ариадна. Сестра Анастасия рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты ... Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское ... Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её - во внутреннем» (слайд 6)
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
Музыку на стихотворение «Под лаской плюшевого пледа...» написал Андрей Павлович Петров и романс «Под лаской плюшевого пледа» прозвучал в кинофильме Эльдара Александровича Рязанова «Жестокий романс».
«Жестокий романс» - советский мелодраматический фильм режиссера Эльдара Рязанова, снятый в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница» (1878)
Звучит романс А.П. Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из кинофильма «Жестокий Романс» в исполнении Ларисы Гузеевой (клип).
Стихотворение «Под лаской плюшевого пледа…» читает Героев Мухамед, обучающийся группы 4РЭ21, 4РЭ23
Под лаской плюшевого пледа…
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? — Чья победа? —
Кто побежден?
Всё передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?
Кто был охотник? — Кто — добыча?
Всё дьявольски-наоборот!
Что понял, длительно мурлыча,
Сибирский кот?
В том поединке своеволий
Кто, в чьей руке был только мяч?
Чье сердце — Ваше ли, мое ли
Летело вскачь?
И все-таки — что ж это было?
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль?
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Аля, Ариадна Эфрон, родилась 5 сентября 1912 в половине шестого утра под звон колоколов.
Девочка! Царица бала! Или схимница, Бог весть!
Сколько времени? Светало. Кто-то мне ответил: Шесть.
Чтобы тихая в печали, чтобы нежная росла,
Девочку мою встречали ранние колокола.
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
Первая мировая война. Год 1914. Серёжа Эфрон – студент 1 курса Московского университета – отправляется на фронт первым санитарным поездом в качестве брата милосердия.
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
13 апреля 1917 у Марины родилась вторая дочь Ирина. В ноябре того же года ее муж Сергей уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии. Служа в Белой армии, он свято верил, что спасает Россию (слайд 7)
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
Почти 3 года жила Марина в голодной Красной Москве, не получая вестей от мужа, терпела не просто нужду, а нищету. Вторая дочь Ирина умерла 2 марта 1920 года от голода.
Стихотворение «Две руки» читает Агу Анастасия, обучающаяся группы 4ИС21 «Две руки»
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были - по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую из тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
Две руки – ласкать – разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной ещё совсем не понято,
Что дитя моё в земле.
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Таково было ее хождение по мукам… В 1922 году Марине вместе с дочерью удалось добиться разрешения уехать к мужу за границу. Берлин…Прага… Париж… Семнадцать долгих лет.
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
В эмиграции Цветаева не прижилась. Очень быстро выявились расхождения между нею и буржуазно-эмигрантскими кругами. Все чаще и чаще ее стихи, поэмы, проза отвергались и газетами, и журналами. Даже рождение долгожданного сына не сделало её счастливее.
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Горькое чувство безысходности усилилось тоской по родине. «Здесь я не нужна, там я невозможна», - пишет она в одном из стихотворений. «У меня в Москве купала горят».
Тоска по Родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно одинокой
Быть…
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
Марина Ивановна с семьёй возвращается в Россию. Но это был страшный 1939 год. Муж арестован и расстрелян, дочь репрессирована. Великая Цветаева скитается по городкам и городам России. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь и прокормить сына-школьника, она занималась переводами.
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Грянула война. В августе Марина Ивановна уезжала из Москвы в Елабугу, маленький городок в Татарии. Огонь её души погас окончательно. Никто не сумел и не захотел поддержать ее. Во время эвакуации в 1941 году она оказалась в Елабуге. Тут и настиг её «одиночества верховный час». Измученная, 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила собой (слайд 8)
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
К сожалению, Марина Ивановна не дождалась признания при жизни. Ее выступления, сборники и творческие вечера не были оценены по достоинству современниками. Однако в настоящее время Цветаева по праву считается одним из самых ярких представителей Серебряного века русской поэзии, ее стихи очень популярны.
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
«И
главное - я ведь знаю,
как меня будут любить –
через 100 лет», - пророчески написала Цветаева ещё в 1913 году.
Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано» читает Валиева Эльвина, обучающаяся группы 4АТП21
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
Это строки Марины Ивановны Цветаевой, русского поэта. В 2022 году ей исполнилось бы 130 лет. Но люди не живут так долго. Зато стихи… стихи живут вечно.
Стихотворение «Реквием» читает Забоева Дарья, обучающаяся группы 4АТП21
Уж сколько
их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет
все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет
жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой,
как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель,
и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам
всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?! —
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день
и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то,
что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту
стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте! — Еще меня любите
За то, что я умру.
Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21
Марина Цветаева оставила нам
сборники лирических стихотворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы,
лирические эссе и философские этюды,
мемуарную прозу, воспоминания и размышления.
Преподаватель:
Я думаю, что сегодняшняя
проведённая нами музыкально-литературно-
драматическая композиция, подготовленная вами, будет глубоко прочувствована, и
вы сможете написать эссе о том, что стихам Марины Цветаевой действительно
настаёт черёд всякий раз, когда к ним прикасаешься.
3. Заключение
После завершения мероприятия обучающиеся смогут различать стихи М.И. Цветаевой среди поэтического ряда других авторов; реализовать свои творческие способности; повысить уровень познавательной деятельности, творческого развития, успешности, активности личности.
Творческое наследие М.И. Цветаевой необычайно многогранно: сотни лирических стихотворений, семнадцать поэм, восемь пьес, около полусотни произведений в прозе — автобиографических (воспоминания о семье), мемуарных (о поэтах-современниках), историко-литературных, философски-критических.
Любовь к человеку и Родине, поэзия и судьба поэта, философские мотивы — вот неполный список тем, воспетых в творчестве Цветаевой.
Список литературы
1. Каган, Ю. М. Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели. / Ю.М. Каган. - М.: Отечество, 2012. - 240 с.
2. Марина Цветаева в критике современников. В 2 т. Т.1 Родство и чуждость / Сост. Л. А. Мнухин, Е.Толкачева. - М.: Аграф , 2003. - 656с.
3. Саакянц, А.А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество / А.А. Саакянц. - М.: Эллис Лак, 1997. - 816 с.
Приложение 1
1. Заявка на участие студентов 1 курса в конкурс чтецов с элементами литературно - музыкальной композиции «Моим стихам…настанет свой черед…», посвященный 130 – летию со дня рождения поэтессы Марины Ивановны Цветаевой
№ |
Фамилия, имя студента |
Группа |
Стихотворение |
Жюри |
1 |
Казанчук Денис |
4РЭ21 4РЭ23 |
«Красною кистью рябина зажглась…» |
Абдулманафова Г.С. Авилкина В.В. Ананьева В.А. Богуцкая И.Н. Джежелий А.А. Тарасенко Л.В.
|
2 |
Земчихина Анастасия |
«Кто создан из камня, кто создан из глины…» |
||
3 |
Юрасова Яна |
4РЭ22 4РЭ24 |
«Мне нравится, что Вы больны не мной» |
|
4 |
Курманова Регина |
4РЭ21 4РЭ23 |
«Вчера ещё в глаза глядел» |
|
5 |
Казбеков Адиль |
|||
6 |
Альмухаметова Юлия |
«Я тебя отвоюю…» |
||
7 |
Пугачёва Анна |
«Молитва» |
||
8 |
Васильева Ангелина |
«Я с вызовом ношу его кольцо…» |
||
9 |
Героев Мухамед |
«Под лаской плюшевого пледа…» |
||
10 |
Агу Анастасия |
4ИС21 |
«Две руки» |
|
11 |
Валиева Эльвина |
4АТП21 |
«Моим стихам, написанным так рано» |
|
12 |
Забоева Дарья |
«Реквием» |
||
13 |
Ахмедов Фарид |
4ИС21 |
Ведущие литературной гостиной |
|
14 |
Чобан Марина |
Протокол №___
Конкурс чтецов с элементами литературно - музыкальной композиции «Моим стихам…настанет свой черед…», посвященный 130 – летию со дня рождения поэтессы Марины Ивановны Цветаевой
№ |
Студент |
Стихотворение |
|
Критерии оценки |
|||||
Выбор текста произведения (сложность). |
Грамотность прочтения. |
Артистизм исполнителя. |
Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру стихотворного текста. |
Итог
|
Место |
||||
1 |
Казанчук Денис |
«Красною кистью рябина зажглась…» |
4РЭ21 4РЭ23 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Земчихина Анастасия |
«Кто создан из камня, кто создан из глины…» |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Юрасова Яна |
«Мне нравится, что Вы больны не мной» |
4РЭ22 4РЭ24 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Курманова Регина |
«Вчера ещё в глаза глядел» |
4РЭ21 4РЭ23 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Казбеков Адиль |
|
|
|
|
|
|
||
6 |
Альмухаметова Юлия |
«Я тебя отвоюю…» |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Пугачёва Анна |
«Молитва» |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Васильева Ангелина |
«Я с вызовом ношу его кольцо…» |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Героев Мухамед |
«Под лаской плюшевого пледа…» |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Агу Анастасия |
«Две руки» |
4ИС21 |
|
|
|
|
|
|
11 |
Валиева Эльвина |
«Моим стихам, написанным так рано» |
4АТП21 |
|
|
|
|
|
|
12 |
Забоева Дарья |
«Реквием» |
|
|
|
|
|
|
|
13-14 |
Ахмедов Фарид Чобан Марина |
Ведущие конкурса чтецов с элементами литературно - музыкальной композиции |
4ИС21 |
|
|
|
|
|
|
Пятибалльная система
Член жюри _________ ___________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.