МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конкурс чтецов с элементами литературно - музыкальной композиции «Простым рожден я быть певцом, глаголом вольным Бога славить…», посвященный 205 – летию со дня рождения поэта, писателя, драматурга Алексея Константиновича Толстого
Оценка 4.6

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конкурс чтецов с элементами литературно - музыкальной композиции «Простым рожден я быть певцом, глаголом вольным Бога славить…», посвященный 205 – летию со дня рождения поэта, писателя, драматурга Алексея Константиновича Толстого

Оценка 4.6
docx
28.11.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конкурс чтецов с элементами  литературно - музыкальной композиции «Простым рожден я быть певцом, глаголом вольным Бога славить…», посвященный 205 – летию со дня рождения поэта, писателя, драматурга  Алексея Константиновича Толстого
Полный сценарий А.К.Толстой.docx

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лянторский  нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании                                                       УТВЕРЖДАЮ

методического совета                                       Зам. директора по ОД ЛНТ (филиала)

Протокол № ____ от ________20__г.                                  ФГБОУ ВО «ЮГУ»

_________ Свалов А.В.

«______»______20___г.

 

 

 

 

                                                                                          

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Конкурс чтецов с элементами  литературно - музыкальной композиции «Простым рожден я быть певцом, глаголом вольным Бога славить…», посвященный 205 – летию со дня рождения поэта, писателя, драматурга  Алексея Константиновича Толстого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Абдулманафова Г.С.,

преподаватель высшей

квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лянтор, 2022г.

Содержание

 

1.     Введение……………………………………………………………………..…...3

2.     Основная часть…………………………………………………………………..4

3.     Заключение……………………………………………………………………..16

4.     Список литературы ..…………………………..………………………...…….17

5.     Приложение 1…………………………………………………………………..18

6.     Приложение 2…………………………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     ВВЕДЕНИЕ

 

Данная методическая разработка представляет собой конкурс чтецов с элементами  литературно - музыкальной композиции «Простым рожден я быть певцом, глаголом вольным Бога славить…», посвященный 205 – летию со дня рождения поэта, писателя, драматурга  Алексея Константиновича Толстого

Методическая разработка включает в себя следующий подробный сценарий конкурса чтецов: введение, основную часть, заключение и список литературы.

Актуальность конкурса чтецов: тема конкурса чтецов с элементами литературно – музыкальной композиции способствует повышению уровня познавательной деятельности, творческого развития, успешности, активности личности.

Цели конкурса чтецов с элементами  литературно - музыкальной композиции:

1. Образовательные: познакомить обучающихся с творчеством А.К. Толстого, с романсами, написанными на стихи А.К. Толстого; раскрыть роль Красного Рога в творчестве поэта.

2. Развивающие:  развивать читательские интересы, музыкальный вкус; расширить читательский кругозор обучающихся; развивать актёрские данные обучающихся и художественный вкус.

3. Воспитательные: воспитать уважительное отношение к русской культуре.

 

Оборудование:  выставка книг,  альбом по творчеству   поэта, ноутбук, экран, презентация. Фрагменты  романсов:  П.П. Булахова «Колокольчики мои, цветики степные»;   П.И. Чайковского «Средь шумного бала…»; романс  «Ты знаешь край». Музыка Людмилы Борисовны  Сазоновой. Исполняет Степан Степанченко.

 

Задачи конкурса чтецов с элементами  литературно - музыкальной композиции:

1. Закреплять навыки правильного выразительного чтения поэтических текстов, навыки речевого общения, способность быть контактными, не бояться выступать перед большой аудиторией.

2. Развивать навыки осознанного восприятия поэтического и биографического  материалов.

3. Развивать умение слушать адресантов, обогащать эмоциональную сферу обучающихся.

Практическая деятельность включает в себя следующие вопросы:

1. Знакомство с биографией поэта.

2. Знакомство с творчеством поэта.

3. Подборка и анализ стихотворений  А.К. Толстого.

4. Изучение специальной литературы, выход в Интернет.

5. Проведение конкурса чтецов с элементами  литературно - музыкальной композиции.

Участники - обучающиеся 1 курса

2.     Основная часть

 

Основная часть содержит описание практической деятельности, направленной на знакомство поэтического наследия Алексея Константиновича Толстого.

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21
Здравствуйте, дорогие преподаватели, ребята, гости!

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

Добрый день мы говорим всем, кто посетил наш конкурс чтецов с элементами  литературную – музыкальной композиции, кто хочет припасть к чистому роднику поэзии Алексея Константиновича Толстого.

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

Сегодня вас ожидает удивительное знакомство с жизнью и творчеством талантливого поэта, писателя, драматурга. 5 сентября 2022 года исполнилось 205 лет со дня рождения этого выдающегося человека.

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

Сегодня мы совершим с вами небольшое путешествие в прошлое и познакомимся с произведениями  поэта Алексея Константиновича Толстого, насладимся замечательными звуками русских романсов, написанными известными композиторами на стихи А.К. Толстого (слайд 2)

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

Выступления будут оцениваться по следующим критериям:

1. Выбор текста произведения (сложность).

2. Грамотность прочтения.

3. Артистизм исполнителя.

4. Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру стихотворного текста.

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

В конкурсе принимает участие 15 человек.

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

Оценивать конкурсантов будет наше компетентное жюри:

Авилкина Вера Викторовна – заведующая библиотекой, преподаватель высшей квалификационной категории.

Ананьева Вера Алексеевна – старший методист.

Богуцкая Ирина Николаевна – кандидат филологических наук, преподаватель высшей квалификационной категории.

Джежелий Алия Амантаевна – преподаватель высшей квалификационной категории 

Тарасенко   Лилия Васильевна –  преподаватель иностранного языка

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

Граф Алексей Толстой родился в Санкт-Петербурге 5 сентября 1817 года. Его отец Константин Толстой служил советником в Государственном ассигнационном банке. Он происходил из старинного дворянского рода: его родным братом был художник Федор Толстой, а дальним родственником — писатель Лев Толстой. (слайд 3).

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К. Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого. Брак был несчастлив. Анна Алексеевна имела жёсткий характер и не терпела компромиссов. Вскоре после рождения сына родители разошлись, и мать увезла сына в Черниговскую губернию, в имение брата Алексея Перовского, сначала – Погорельцы, затем – Красный Рог, в 25 километрах от Почепа, где доживал последние годы её отец. (слайд 3)

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

С материнской стороны А.К. Толстой происходил из рода Разумовских, которые в начале XIX века получили дворянское звание и фамилию Перовские от названия имения.

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

 «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания… Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил; воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь и оставшееся во мне поныне», - вспоминал А.К. Толстой в письме к А. Губернатису 20 февраля 1874 года. (слайд 4)

 

Звучит фрагмент  романса  Петра Петровича  Булахова (1882-1885), на стихи Алексея Константиновича Толстого «Колокольчики мои, цветики степные». Исполняет романс великий русский певец Сергей Яковлевич Лемешев (1902-1977)

 

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

Воспитанием Алёши  занимался дядя Алексей Перовский, известный нам под псевдонимом Антоний Погорельский. Он культивировал в племяннике любовь к искусству и поощрял его литературные опыты. В шесть лет он уже говорил и писал на французском, немецком и английском языках. Когда в руки 6-летнего мальчика попал сборник стихотворений лучших русских поэтов, он вскоре знал его уже наизусть. Некоторые стихотворения «настолько поразили воображение», что он «начал марать бумагу и писать стихи».

Стихотворение «Колокольчики мои, цветики степные» читает Мазин Дмитрий, обучающийся группы 4АТП21 

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

 

Конь несет меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Темно-голубые!

 

Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несет меня лихой,
А куда? не знаю!

Стихотворение «Колокольчики мои, цветики степные» читает Меремуков Руслан, обучающийся группы 4АТП21

Он ученым ездоком
Не воспитан в холе,
Он с буранами знаком,
Вырос в чистом поле;
И не блешет, как огонь,
Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,
Дикий, непокорный!

 

Есть нам, конь, с тобой простор!
Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опор
К цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?
Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек —
Знает бог единый!..

 

Упаду ль на солончак
Умирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,
С бритой головою,
Молча свой натянет лук,
Лежа под травою,

И меня догонит вдруг

Медною стрелою?

Стихотворение  «Колокольчики мои, цветики степные» читает Курманова Регина, обучающаяся группы 4РЭ21, 4РЭ23 

Иль влетим мы в светлый град
Со кремлем престольным?
Чудно улицы гудят
Гулом колокольным,
И на площади народ,
В шумном ожиданья,
Видит: с запада идет
Светлое посланье.

 

В кунтушах и в чекменях,

С чубами, с усами,
Гости едут на конях,
Машут булавами,
Подбочась, за строем строй
Чинно выступает,
Рукава их за спиной
Ветер раздувает.

 

И хозяин на крыльцо
Вышел величавый;
Его светлое лицо
Блещет новой славой;
Всех его исполнил вид
И любви и страха,
На челе его горит
Шапка Мономаха.

Стихотворение «Колокольчики мои, цветики степные» читает Казанчук Денис, обучающийся группы 4РЭ21, 4РЭ23 

«Хлеб да соль! И в добрый час! —
Говорит державный.—
Долго, дети, ждал я вас
В город православный!»
И они ему в ответ:
«Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних лет
Чаем господина!»

 

Громче звон колоколов,
Гусли раздаются,
Гости сели вкруг столов,
Мед и брага льются,
Шум летит на дальний юг
К турке и к венгерцу —
И ковшей славянских звук
Немцам не по сердцу!

 

Гой вы, цветики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем грустите вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

В конце декабря 1825 года Анна Алексеевна уезжает с сыном в Петербург. Благодаря брату Василию, флигель-адъютанту Николая I, она была принята при дворе и в свете, Алеша был введен в круг десяти мальчиков, составлявших воскресное общество царевича Александра, будущего императора. Пришлось надолго расстаться с Красным Рогом.

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

На протяжении десяти лет Толстой живёт в Москве с матерью и дядей, получает образование на дому по университетской программе словесного факультета. Он много путешествует с родными как по России, так и за границей.

Стихотворение «Меня, во мраке и в пыли» читает Бойко Анастасия, обучающаяся группы 4ИС21

Меня, во мраке и в пыли

Досель влачившего оковы,

Любови крылья вознесли

В отчизну пламени и слова.

И просветлел мой темный взор,

И стал мне виден мир незримый,

И слышит ухо с этих пор,

Что для других неуловимо.

И с горней выси я сошел,

Проникнут весь ее лучами,

И на волнующийся дол

Взираю новыми очами.

И слышу я, как разговор

Везде немолчный раздается,

Как сердце каменное гор

С любовью в темных недрах бьется,

С любовью в тверди голубой

Клубятся медленные тучи,

И под древесною корой,

Весною свежей и пахучей,

С любовью в листья сок живой

Струей подъемлется певучей.

И вещим сердцем понял я,

Что все рожденное от

Слова, Лучи любви кругом лия,

К нему вернуться жаждет снова;

И жизни каждая струя,

Любви покорная закону,

Стремится силой бытия

Неудержимо к божью лону;

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало.

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

В 1834 голу Толстого определили «студентом» в Московский архив министерства иностранных дел.  В 1835 году сдаёт экзамены экстерном в Московском университете, но не по избранному факультету, а, по настоянию матери, на право служить чиновником первого разряда. (слайд 5)

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

В 1836 году умер тяжело болевший Алексей Перовский, оставив своими наследниками сестру и племянника. Весну и осень следующего года Толстой  с матерью прожил в Красном Роге. Свою первую фантастическую повесть «Упырь» он подписал псевдонимом «Краснорогский». В течение двух лет (1838-1839) Толстой числился при дипломатической миссии за границей.

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

После возвращения из-за границы был зачислен в канцелярию императора и прослужил в ней много лет. Во время Крымской войны Толстой поступил на военную службу и отправился  в Крым, но участвовать в боевых действиях не смог: тяжело заболел тифом. В 1856 году Александр II, вступивший на русский престол, назначил его флигель-адъютантом, но Толстой добился «бессрочного отпуска» и на время поселился в Погорельцах.

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

Тяжёлым ударом для Алексея Константиновича стала смерть матери. Он горячо любил её, хотя она деспотически распоряжалась его судьбой. У её гроба он познакомился со своим отцом, с которым мать не разрешала общаться. Отцу он назначил значительную пожизненную пенсию.

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

В начале осени 1861 года Толстой  настойчиво добивается отставки, пишет Александру II прошение, в котором признаётся: «Государь, служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре; знаю, что каждый должен в меру своих сил приносить пользу Отечеству, но есть разные способы приносить пользу. Путь, указанный мне для этого провидением, - моё литературное дарование, и всякий иной путь для меня невозможен…»

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

28 сентября 1861 года Толстой был уволен от службы по домашним обстоятельствам, с прежним чином статского советника, который имел до поступления в военную службу, с назначением в придворную должность егермейстера. Он поселился в своём любимом имении – Красный Рог, где прошло его безмятежное детство (слайд 6)

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

Так же долго он ждёт воссоединения с половиной своей души. В январе 1851 года «средь шумного бала, случайно» Толстой встретился с Софьей Андреевной Миллер (урожденной Бахметьевой) (слайд 7)

 Стихотворение «Средь шумного бала»  читает Васильева Ангелина, обучающаяся группы  4ИС21 

Средь шумного бала

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна


Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,


Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,


С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,


Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

 

Звучит романс  Петра Ильича Чайковского (1878). Музыка Бориса Сергеевича  Шереметьева, Александра Николаевича Шефера на стихи А.К. Толстого «Средь шумного бала…» .

 

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

Встретились Алексей Константинович и Софья Андреевна навсегда: незаурядная женщина пленила графа своим обаятельным умом, широкой образованностью, тонким чувством прекрасного. Именно ей посвящены помыслы Толстого, его душа, страсть и любовная лирика.

Стихотворение  «Не ветер, вея с высоты» читает Абдусамадов Манучехр, обучающийся  группы 4ТЭО21

Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной;

Моей души коснулась ты -

Она тревожна, как листы,

Она, как гусли, многострунна.

Житейский вихрь ее терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

Твоя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновенье,

Как от цветов летящий пух,

Как майской ночи дуновенье...

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

Личная жизнь Толстого полна драматизма. Софья Андреевна была замужем, а муж не давал развода. С другой стороны – мать Толстого была решительно против увлечения сына. Смерть матери (2 июня 1857 года) освободила поэта от нравственных мучений, а согласие Л. Миллера на развод – от церковных препятствий. Влюблённые венчались 3 апреля 1863 года в православной церкви Дрездена. Они ждали друг друга 12 лет.

Стихотворение «Тебя так любят всеОдин твой тихий вид» читает Потёмкина Валерия, обучающаяся  группы 4ТЭО21

Тебя так любят все! Один твой тихий вид

Всех делает добрей и с жизнию мирит.

Но ты грустна; в тебе есть скрытое мученье,

В душе твоей звучит какой-то приговор;

Зачем твой ласковый всегда так робок взор

И очи грустные так молят о прощенье,

Как будто солнца свет, и вешние цветы,

И тень в полдневный зной, и шепот по дубравам,

И даже воздух тот, которым дышишь ты,

Все кажется тебе стяжанием неправым?

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

После отставки А.К. Толстой вместе с женой поселился в деревне. Он жил то в Пустыньке (под Петербургом), то в Красном Роге. Граф Толстой был очень гуманным помещиком и очень плохим хозяином. Частый гость А.А. Фет, к примеру, не мог понять, зачем косить сено в течение трёх лет, а потом сжигать старые стога за неимением места на складе.

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

Даже после реформы 1861 года Толстой разрешал крестьянам пасти скот на своих лугах, давал им лес. Но своим имением сам поэт никогда не занимался. Управлял хозяйством брат Софьи Андреевны – Бахметьев. Он сочетал в себе жестокость по отношению к крестьянам, которые умирали от голода, и полную бесхозяйственность.  Ни одно фамильное богатство не выдержит такого испытания. Все попытки Толстого что-то изменить получали жёсткий отпор, и ему приходилось «закрывать глаза» на «грубую прозу» жизни, уходя в мир искусства или в лес с ружьём.

Стихотворение «Когда природа вся трепещет и сияет» читает Насырова Диана, обучающаяся группы  4ТОРД21 

Когда природа вся трепещет и сияет,

Когда ее цвета ярки и горячи,

Душа бездейственно в пространстве утопает

И в неге врозь ее расходятся лучи.

Но в скромный, тихий день, осеннею погодой,

Когда и воздух сер, и тесен кругозор,

Не развлекаюсь я смиренною природой,

И немощен ее на жизнь мою напор.

Мой трезвый ум открыт для сильных вдохновений,

Сосредоточен я живу в себе самом,

И сжатая мечта зовет толпы видений,

Как зажигательным рождая их стеклом.

Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,

Иду меж озимей, чернеющей дорогой;

Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд и мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка болотисто-отлогий,

И в ближний лес вхожу. Там покрасневший клен,

Еще зеленый дуб и желтые березы

Печально на меня свои стряхают слезы;

Но дале я иду, в мечтанья погружен,

И виснут надо мной полунагие сучья,

А мысли между тем слагаются в созвучья,

Свободные слова теснятся в мерный строй,

И на душе легко, и сладостно, и странно,

И тихо все кругом, и под моей ногой

Так мягко мокрый лист шумит благоуханный.

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

Для А.К. Толстого охота была страстью, лекарством от душевных мук, испытанием силы и ловкости. Неудивительно, что самые мажорные, светлые, лёгкие строки поэта рождены общением с природой. Сельская жизнь и природа вдохновляли поэта на создание прекрасных лирических стихотворений.

Стихотворение «Осень» читает Галлямов Азамат, обучающийся  группы 4ТОРД21

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

Стихотворение «То было раннею весной...» читает Хейруллаев Камиль, обучающийся  группы 4ТОРД21

То было раннею весной,

Трава едва всходила,

Ручьи текли, не парил зной,

И зелень рощ сквозила;

Труба пастушья поутру

Еще не пела звонко,

И в завитках еще в бору

Был папоротник тонкий.

То было раннею весной,

В тени берез то было,

Когда с улыбкой предо мной

Ты очи опустила.

То на любовь мою в ответ

Ты опустила вежды -

О жизнь! о лес! о солнца свет!

О юность! о надежды!

И плакал я перед тобой,

На лик твой глядя милый,-

Tо было раннею весной,

В тени берез то было!

То было в утро наших лет -

О счастие! о слезы!

О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы!

 

Вальс танцуют обучающиеся 1 курса под романс  на стихи А.К. Толстого «Ты знаешь край». Музыка Людмилы Борисовны  Сазоновой. Исполняет Степан Степанченко

 

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

И вот возвышенный лирик сменяется блестящим юмористом. В начале пятидесятых годов «родился» Козьма Прутков. Это не простой псевдоним, а созданная Толстым и его двоюродными братьями Жемчужниковыми сатирическая маска тупого и самовлюблённого бюрократа николаевской эпохи. (слайд 8)

Стихотворение  «Хотел бы я тюльпаном быть»  читает Хамавов Абдурагим, обучающийся  группы 4ИС22

Хотел бы я тюльпаном быть,
Парить орлом по поднебесью,
Из тучи ливнем воду лить
Иль волком выть по перелесью.
Хотел бы сделаться сосною,
Былинкой в воздухе летать,
Иль солнцем землю греть весною,
Иль в роще иволгой свистать.
Хотел бы я звездой теплиться,
Взирать с небес на дольний мир,
В потемках по небу скатиться,
Блистать, как яхонт иль сапфир.
Гнездо, как пташка, вить высоко,
В саду резвиться стрекозой,
Кричать совою одиноко,
Греметь в ушах ночной грозой...
Как сладко было б на свободе
Свой образ часто так менять
И, век скитаясь по природе,
То утешать, то устрашать!

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

Известно, что Красный Рог стал местом воплощения целого ряда творческих замыслов А. К. Толстого, среди которых не только многочисленные лирические стихотворения, но и  поэма «Иоанн Дамаскин», ряд исторических баллад и былин, сатиры, послания идейным противникам. Красный Рог был свидетелем дум и трудов над «Князем Серебряным».  Но самым главным и лучшим делом своей жизни А.К. Толстой считал драматургию. Его «Драматическая трилогия» стоит в одном ряду с такими произведениями, как «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого.  (слайд 9 )

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

Предаваясь литературным трудам, граф Толстой не забывал и о просвещении своих людей. В Красном Роге поэт открыл школы для крестьян. (слайд 10 )

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

Толстовский Красный Рог всегда был добр и гостеприимен. Под сенью старого парка побывали многие друзья поэта:  двоюродный брат Л.М. Жемчужников, историк и писатель Н.И. Костомаров, поэт А.А. Фет, писатель Б.М. Маркевич, изобразивший его в своём романе «Марина из Алого Рога», поэт и дипломат М. А. Хитрово.  В регулярном парке в липовых боскетах собирались гости, чтобы устраивать коллективные чтения. По сути А.К. Толстой сделал имение культурным центром. (слайды 11-15 )

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

Дар – это всегда ответственность, за него рано или поздно приходится расплачиваться. Особенно остро почувствовал это А.К. Толстой к концу жизни, когда пошатнулось его богатырское здоровье. Да и материальные дела ухудшились.

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

Жизнь Толстого превратилась в борьбу с болью. И хотя Господь не даёт выбора – где родиться, каждый человек волен решить, где умирать. А.К. Толстой умер в России, в своём любимом имении Красный Рог, в «Охотничьем» замке», в своём рабочем кабинете, за письменным столом.  Бессмертие началось 28 сентября 1875 года (слайды 16-17).

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

Тысячи и тысячи людей ежегодно приходят поклониться ему, почтить его память. Писатель жив до тех пор, пока его читают и помнят о нем. Толстой известен и популярен у нас теперь больше, чем при жизни. Это удел действительно выдающихся людей, переживших свое время. (слайд 18)

Ведущая 2. ЧОБАН МАРИНА, обучающаяся группы 4ИС21

Давайте и мы совершим заочную экскурсию на родину А. К. Толстого, побродим по краснорогскому  парку, по усадьбе и её окрестностям (слайд 8)

Стихотворение «Двух станов не боецно только гость случайный»  читает Тихонов Владимир, обучающийся  группы 4ИС22

Двух станов не боец, но только гость случайный,

За правду я бы рад поднять мой добрый меч,

Но спор с обоими - досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не мог меня привлечь;

Союза полного не будет между нами -

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени врага отстаивал бы честь!

Ведущий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

Подошло к концу наше путешествие в XIX век. Конечно, оно не могло вместить в себя все грани творчества А.К. Толстого. Мы сегодня лишь приоткрыли дверь в богатейший мир классического наследия. Надеюсь, что каждая новая встреча с поэтом будет для вас настоящим праздником, большим открытием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Заключение

 

После завершения мероприятия обучающиеся  смогут различать стихи А.К. Толстого среди поэтического ряда других авторов; реализовать свои творческие способности; повысить уровень познавательной деятельности, творческого развития, успешности, активности личности.

Творческое наследие  А.К. Толстого необычайно многогранно: баллады и былины не только по мотивам народного былинного эпоса, обращается он и к русской истории. В балладах Толстой любуется старыми обрядами и обычаями («Сватовство», 1871г), воспевает русский характер, который не могло изменить даже монголо-татарское иго («Змей Тугарин», 1867г).

 Алексей Константинович Толстой пробовал свое перо не только в жанре поэзии. Образ Козьмы Пруткова и его знаменитых афоризмов – это Толстой с двоюродными братьями Алексеем, Александром и Владимиром Жемчужниковыми. Его перу принадлежат известные пьесы исторического содержания «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатира Толстого поражала своей смелостью и озорством.

Уже простое перечисление направлений литературного творчества А.К. Толстого показывает, с каким крупным мастером мы соприкоснулись сегодня, сколь широко простиралось его художественное слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Список литературы

 

1.     Захарова, В.  Родная природа в письмах А.К. Толстого. // Муравейник. - 2015. - №1. – с. 30-34.

2.     Стафеев, Г.И. Под краснорогским небом. – Брянск: «Придесенье», 1994, 140 с.

3.     Толстой, А.К. Собрание сочинений в четырёх томах.  – М.: Правда, 1980. -  т.1,

496 с.

4.     Фёдоров, А.В. Литературный портрет А.К. Толстого // Литература в школе. – 2002. – №8. – с. 2-9.

5.     Ямпольский, И.  А.К. Толстой // А.К. Толстой. Собрание сочинений в четырёх томах. – М.: Правда, 1980, т.1, с. 3-48.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1. Заявка на участие студентов 1 курса в конкурсе чтецов с элементами  литературно - музыкальной композиции «Простым рожден я быть певцом, глаголом вольным Бога славить…», посвященная 205 – летию со дня рождения поэта, писателя, драматурга  Алексея Константиновича Толстого

 

Фамилия, имя студента

Группа

Стихотворение

Жюри

1

Мазин Дмитрий

4АТП21

« Колокольчики мои, цветики степные»

Абдулманафова Г.С.

Авилкина В.В.

Ананьева В.А.

Богуцкая И.Н.

Джежелий А.А.

Тарасенко Л.В.

 

2

Меремуков Руслан

« Колокольчики мои, цветики степные»

3

Курманова Регина

4РЭ21

4РЭ23

« Колокольчики мои, цветики степные»

4

Казанчук Денис

« Колокольчики мои, цветики степные»

5

Бойко Анастасия

4ИС21

«Меня, во мраке и в пыли»

6

Васильева Ангелина

«Средь шумного бала» 

7

Абдусамадов Манучехр

4ТЭО21

 

«Не ветер, вея с высоты»

8

Потёмкина Валерия

«Тебя так любят все! Один твой тихий вид»

9

Насырова Яна

4ТОРД21

«Когда природа вся трепещет и сияет»

10

Галлямов Азамат

«Осень»

11

Хейруллаев Камиль

«То было раннею весной...»

12

Хамавов Абдурагим

4ИС22

«Хотел бы я тюльпаном быть» 

13

Тихонов Владимир

«Двух станов не боец, но только гость случайный» 

14

Ахмедов Фарид

4ИС21

Ведущие литературной гостиной

15

Чобан Марина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Протокол №___

Конкурс чтецов с элементами  литературно - музыкальной композиции «Простым рожден я быть певцом, глаголом вольным Бога славить…», посвященный 205 – летию со дня рождения поэта, писателя, драматурга  Алексея Константиновича Толстого

Студент

Стихотворение

Группа

Критерии оценки

Выбор текста произведения (сложность).

Грамотность прочтения.

Артистизм исполнителя.

Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру стихотворного текста.

Итог

 

Место

1

Мазин Дмитрий

«Колокольчики мои, цветики степные»

4АТП21

 

 

 

 

 

 

2

Меремуков Руслан

 

 

 

 

 

 

3

Курманова Регина

4РЭ21

4РЭ23

 

 

 

 

 

 

4

Казанчук Денис

 

 

 

 

 

 

5

Бойко Анастасия

«Меня, во мраке и в пыли»

4ИС21

 

 

 

 

 

 

6

Васильева Ангелина

«Средь шумного бала» 

 

 

 

 

 

 

7

Абдусамадов Манучехр

«Не ветер, вея с высоты»

4ТЭО21

 

 

 

 

 

 

 

8

Потёмкина Валерия

«Тебя так любят все! Один твой тихий вид»

 

 

 

 

 

 

9

Насырова Яна

«Когда природа вся трепещет и сияет»

4ТОРД21

 

 

 

 

 

 

10

Загоруйко Роман

«Осень»

 

 

 

 

 

 

11

Хейруллаев Камиль

«То было раннею весной...»

 

 

 

 

 

 

12

Хамавов Абдурагим

«Хотел бы я тюльпаном быть» 

4ИС22

 

 

 

 

 

 

13

Великанов Никита

«Двух станов не боец, но только гость случайный» 

 

 

 

 

 

 

14

Ахмедов Фарид

 

4ИС21

 

 

 

 

 

 

15

Чобан Марина

Ведущие литературной гостиной

Пятибалльная система

Член жюри _________ ___________________



 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание 1. Введение……………………………………………………………………

Содержание 1. Введение……………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Данная методическая разработка представляет собой конкурс чтецов с элементами литературно - музыкальной композиции «Простым рожден я быть певцом, глаголом вольным

ВВЕДЕНИЕ Данная методическая разработка представляет собой конкурс чтецов с элементами литературно - музыкальной композиции «Простым рожден я быть певцом, глаголом вольным

Основная часть Основная часть содержит описание практической деятельности, направленной на знакомство поэтического наследия

Основная часть Основная часть содержит описание практической деятельности, направленной на знакомство поэтического наследия

Ведущ ий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

Ведущ ий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

Конь несет меня стрелой На поле открытом;

Конь несет меня стрелой На поле открытом;

Стихотворение « Колокольчики мои, цветики степные » читает

Стихотворение « Колокольчики мои, цветики степные » читает

И ковшей славянских звук Немцам не по сердцу!

И ковшей славянских звук Немцам не по сердцу!

И вещим сердцем понял я, Что все рожденное от

И вещим сердцем понял я, Что все рожденное от

Он поселился в своём любимом имении –

Он поселился в своём любимом имении –

Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной;

Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной;

Стихотворение « Когда природа вся трепещет и сияет » читает

Стихотворение « Когда природа вся трепещет и сияет » читает

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Иль солнцем землю греть весною,

Иль солнцем землю греть весною,

Ведущ ий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

Ведущ ий 1. АХМЕДОВ ФАРИД, обучающийся группы 4ИС21

Заключение После завершения мероприятия обучающиеся смогут различать стихи

Заключение После завершения мероприятия обучающиеся смогут различать стихи

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Приложение 1 1 . Заявка на участие студентов 1 курса в конкурсе чтецов с элементами литературно - музыкальной композиции «Простым рожден я быть певцом, глаголом…

Приложение 1 1 . Заявка на участие студентов 1 курса в конкурсе чтецов с элементами литературно - музыкальной композиции «Простым рожден я быть певцом, глаголом…

Протокол №___ Конкурс чтецов с элементами литературно - музыкальной композиции «

Протокол №___ Конкурс чтецов с элементами литературно - музыкальной композиции «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2022