МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета Зам. директора ЛНТ (филиала)
Протокол № ____ от ________2019г. ФГБОУ ВО «ЮГУ»
_________ Кийдан О.В.
«______»______20___г.
Методическая разработка
конкурса чтецов с элементами музыкальной композиции «И жизнь похожа на легенду…», посвящённая 205-летию поэта Михаила Юрьевича Лермонтова
Подготовил: преподаватель,
Абдулманафова Г.С.
2019г.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………..….............3
Сценарий литературной гостиной………………….…………………………………4
Ход мероприятия ………………………………………………………………………5
Литература …………………………………………………………………………….14
Приложение 1………………………………………………………………………….15
Приложение 2…………………………………………………………………………16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка представляет собой конкурс чтецов с элементами музыкальной композиции «И жизнь похожа на легенду…», посвящённая 205-летию поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
Цель: познакомить студентов с жизнью и творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова.
Задачи конкурса: выявлять и поощрять талантливых студентов,
предоставлять им возможность для самовыражения; создать условия для формирования навыков осознанной творческой деятельности студентов; предоставить возможность студентам творчески себя реализовать, раскрыть свой потенциал.
Методическая разработка содержит подробный сценарий конкурса чтецов с описанием целей, задач, хода мероприятия, использованной литературы.
Сценарий мероприятия
Место проведения: библиотека
Участники: студенты 1 курса
Дата проведения: 15 октября
Цель конкурса:
Образовательная цель:
˗ познакомить студентов (выборочно) с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова.
Развивающие цели:
˗ развивать познавательный интерес к изучению творчества М.Ю. Лермонтова;
˗ развивать навыки выразительного чтения лирических произведений;
˗ развивать умение слушать художественное чтение, оценивать выступления своих ровесников;
˗ расширять кругозор и творческие способности студентов.
Воспитательные цели:
˗ формировать уважительное отношение к родному языку через художественное слово поэта;
˗ воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;
˗ воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности через форму мероприятия.
Задачи конкурса:
˗ выявлять и поощрять талантливых студентов, предоставлять им возможность для самовыражения;
˗ создать условия для формирования навыков осознанной творческой деятельности студентов;
˗ предоставить возможность студентам творчески себя реализовать, раскрыть свой потенциал.
Подготовка к конкурсу:
˗ студентам выучить наизусть тексты.
Оборудование:
˗ презентация;
˗ экран;
˗ компьютер;
˗ проектор;
˗ приложение 1 (заявка)
˗ приложение 2 (протокол оценивания для жюри).
Ход мероприятия
Исполняют песню на стихи Лермонтова «Гроза», студент группы 6РЭ91
Лаврентьева Полина и Стоякина Анастасия, студент группы 6РЭ92. На гитаре играет студент группы 6РЭ92, Фалько Маргарита.
Преподаватель
В каждой стране, у каждого народа есть свои любимые писатели и поэты. Имена их произносятся с гордостью. К таким писателям и поэтам принадлежит М. Ю. Лермонтов, чей 205–й год со дня рождения наша страна отмечает 15 октября.
Ведущий 1.
Сегодня 15 октября 2019 году мы отмечаем 205-летие Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841), великого сына России, рано погибшего гениального поэта, прозаика, драматурга, художника, человека.
Ведущий 2.
Михаил Юрьевич Лермонтов воспитывался своей бабушкой: ранняя смерть матери, ссора отца с другими родственниками были сильным ударом для юного поэта. Лермонтов получил прекрасное домашнее образование: обучался иностранным языкам, в частности английскому, немецкому и французскому, рисованию и музыке.
Ведущий 1.
Во времена Лермонтова были популярны поэтические альбомы. Это тетради. В них – красиво оформленные страницы. В такие альбомы записывали пожелания, дружеские послания, любовные признания в стихах.
Немало своих стихотворений оставил М.Ю. Лермонтов в таких альбомах...
Читает студент группы 6ТОР91, Лукманов Азамат
Нет! - я не требую вниманья
На грустный бред души моей,
Не открывать свои желанья
Привыкнул я с давнишних дней.
Пишу, пишу рукой небрежной,
Чтоб здесь чрез много скучных лет
От жизни краткой, но мятежной
Какой-нибудь остался след.
Ведущий 2
Лермонтов вошел в сердца соотечественников в дни национального траура своей родины — в дни гибели Пушкина, когда скорбели все передовые люди России, лишившиеся своего первого поэта, национального гения.
Читает студент группы 6РЭ91, Маньковская Дарья
«Смерть Поэта»
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде… и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… – он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его
убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..
И
он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и
дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок –
они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шёпотом насмешливых невежд,
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать. –
* * *
А
вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
1837
Музыкальная пауза. Романс «Молитва»
Ведущий 1
Творчеству посвящено всего тринадцать лет короткой жизни поэта, но яркой, как болид (метеор) жизни.
Поездки Михаила Юрьевича Лермонтова на Кавказ являлись толчком к написанию многих произведений. Среди них и романтические поэмы, и стихотворения, восхваляющие бесконечную красоту края и особенности восточного народа.
Однако стихотворение «Кинжал», написанное автором в 1837 году, выделяется из ряда других. В нем звучат слова клятвы, обращенные к холодному металлу.
Читает студент группы 6ТОР91, Сидоров Глеб
Кинжал
Люблю
тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.
Лилейная
рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза – жемчужина страданья.
И
черные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, – то сверкали.
Ты
дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.
Ведущий 2
Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтова, ведь именно через его сочинения можно узнать историю его души и понять его как поэта и человека.
Читает студент группы 6ТЭО91, Ревинская Виктория
«Завещание»
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остаётся жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж... Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь...
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был,
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых...
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.
Соседка есть у них одна...
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит... Всё равно
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей,
— Пускай она поплачет...
Ей ничего не значит!
Исполняют песню на стихи Лермонтова «Завещание», студент группы 6РЭ91
Лаврентьева Полина и Стоякина Анастасия, студент группы 6РЭ92. На гитаре играет студент группы 6РЭ92, Фалько Маргарита.
Ведущий 1
За свою недолгую жизнь он создал огромное количество философских, патриотических стихотворений, о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о любви, о дружбе, о природе, о поиске смысла жизни, о будущем и прошлом.
Ведущий 2
Когда читаешь его стихи, охватывает странное чувство. В них такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:
Читает студент группы 6РЭ91, Лаврентьева Полина
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить... но кого же?..
На время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — Там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...
Что страсти? — Ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,
— Такая пустая и глупая шутка...
Январь 1840
Ведущий 1
Противоречия между поэтом и окружавшим его миром углублялись и расширялись, они были связаны и с личной жизнью, и с атмосферой в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».
Читает студент группы 6РЭ91, Явнов Сергей
«Нет, я не Байрон, я другой...»
Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны?
Кто Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!
Ведущий 2
Поэзия Лермонтова — это мятеж, отсюда и боль, чувство одиночества, тоска и горечь, которые естественным образом стали мотивами его творчества. За жизнь больно только тем, кто ее любит.
Читает студент группы 6РЭ91, Байраева Диана
«Одиночество»
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье — все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;
И вновь приходят, с позлащённой,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединённый,
Он ждёт, — что ж медлить над землёй?
Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моём...
Ведущий 1
Необыкновенная поэзия Лермонтова — это его завещание потомкам. Прожив всего 26 лет и выпустив при жизни всего одно издание стихов, Лермонтов сумел очень сильно повлиять на всю русскую классическую литературу в целом. Сам он был умным, уверенным в себе, творческим и успешным молодым человеком.
Читает студент группы 6Рэ91, Арсланова Анастасия
«Я жить хочу! хочу печали...»
Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман.
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берёт.
Июль 1832
Ведущий 2
Такие поэты рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству. Михаил Юрьевич оставил потомкам более 400 стихов, 25 поэм, 5 драм и 7 повестей.
Читает студент группы 6РЭ92, Токарева Анастасия
«Он был рождён для счастья, для надежд...»
Он был рождён для счастья, для надежд
И вдохновений мирных! — Но, безумный,
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной.
И мир не пощадил — и бог не спас!
Так сочный плод, до времени созрелый,
Между цветов висит осиротелый,
Ни вкуса он не радует, ни глаз,
И час их красоты — его паденья час!
И жадный червь его грызёт, грызёт,
И между тем как нежные подруги
Колеблются на ветках — ранний плод
Лишь тяготит свою... до первой вьюги.
Ужасно стариком быть без седин.
Он равных не находит; за толпою
Идёт, хоть с ней не делится душою.
Он меж людьми ни раб, ни властелин,
И всё, что чувствует, он чувствует один!
1832
Ведущий 1
Творчеству поэта посвящены многочисленные литературоведческие исследования, накоплен значительный методический опыт по работе с творчеством писателя.
Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Как сказал, известный литературовед Ираклий Андроников:
Читает студент группы 6РЭ91, Атаев Джалил
«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
Ведущий 2
Творчество и душевные терзания поэта, опередившего время, по– прежнему остаются загадкой и будут темой еще не одного исследования. Короткая, но яркая жизнь поэта оставила глубокий след в русской литературе.
Читает студент группы 6РЭ92, Сапин Никита
«Я ослабел в борьбе с собой...»
(из пьесы «Маскарад»)
Я ослабел в борьбе с собой
Среди мучительных усилий...
И чувства наконец вкусили
Какой-то тягостный, обманчивый покой!..
Лишь иногда невольною заботой
Душа тревожится в холодном этом сне
И сердце ноет, будто ждёт чего-то.
Не всё ли кончено — ужели на земле
Страданье новое вкусить осталось мне!..
Вздор!.. Дни пройдут — придёт забвенье,
Под тягостью годов умрёт воображенье;
И должен же покой когда-нибудь
Вновь поселиться в эту грудь!..
1835
Преподаватель:
Сегодня в нашем зале совершилось маленькое чудо, стихи Михаила Юрьевича Лермонтова звучали со сцены, они оживали, благодаря Вам, наши талантливые исполнители, благодаря вам, внимательные слушатели, благодаря вам, мои дорогие ведущие.
Поаплодируйте им.
Ведущий 1
Мы благодарим вас всех за внимание, и хотелось бы раскрыть последний секрет поэта: его жизнерадостность.
Читает студент группы 6РЭ92, Стоякина Анастасия
«Совет»
Если, друг, тебе взгрустнется,
Ты не дуйся, не сердись:
Все с годами пронесется -
Улыбнись и разгрустись.
Не ищи страстей тяжелых;
И покуда бог дает,
Пей нектар часов веселых;
А печаль сама придет.
Сердце глупое творенье,
Но и с сердцем можно жить,
И безумное волненье
Можно также укротить…
Ведущий 2
Слово искусным ценителям - магистрам художественного слова, то есть жюри (награждение).
Литература
1. Стихотворения М.Ю. Лермонтова.
2. yandex.ru/images (изображения для презентации)
3. http://muzofon.com/ (музыкальное сопровождение для презентации)
4. https://yandex.ru/search/?text=жизнь%20замечательных%20людей% 20лермонтов&lr=2&clid=2148283-101&win=139
Приложение 1
Заявка на участие студентов 1 курса в конкурсе чтецов с элементами музыкальной композиции, посвящённая 205-летию поэта Михаила Юрьевича Лермонтова
№ |
Фамилия, имя студента |
Группа |
Стихотворение |
Жюри |
1 |
Лукманов Азамат |
6ТОР91 |
«Нет! - я не требую вниманья» |
Абдулманафова Г.С. Айдакова Т.В. Авилкина В.В. Богуцкая И.Н. Исрафилова И.Д. Асаналиева А.К. Гимаметдинова Г.Ш. Джежелий А.А. |
2 |
Маньковская Дарья |
6РЭ91 |
«Смерть Поэта» |
|
3 |
Сидоров Глеб |
6ТОР91 |
«Кинжал» |
|
4 |
Ревинская Виктория |
6ТЭО91 |
«Завещание» |
|
5 |
Лаврентьева Полина |
6РЭ91 |
«И скучно и грустно, и некому руку подать» |
|
6 |
Явнов Сергей |
6РЭ91 |
«Нет, я не Байрон, я другой...» |
|
7 |
Байраева Диана |
6РЭ91 |
«Одиночество» |
|
8 |
Арсланова Анастасия |
6Рэ91 |
«Я жить хочу! хочу печали...» |
|
9 |
Токарева Анастасия |
6РЭ92 |
«Он был рождён для счастья, для надежд...» |
|
10 |
Атаев Джалил |
6РЭ91 |
Слова Ираклия Андроников о М.Ю. Лермонтове (проза) |
|
11 |
Сапин Никита |
6РЭ92 |
«Я ослабел в борьбе с собой...» |
|
12 |
Стоякина Анастасия |
6РЭ92 |
«Совет» |
|
13 |
Баймурзин Данил |
6РЭ92 |
Ведущие |
|
14 |
Фалько Маргарита |
Преподаватель ___________________ __________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 2
Протокол конкурса чтецов с элементами музыкальной композиции, посвящённый 205-летию поэта Михаила Юрьевича Лермонтова
№ |
Студент |
Стихотворение |
Группа |
Критерии оценки |
||||
Исполнительское мастерство – техника и культура речи
|
Актёрское мастерство, создание художественного образа |
Творческий подход, индивидуальность.
|
Итог |
Место |
||||
1 |
Лукманов Азамат |
«Нет! - я не требую вниманья» |
6ТОР91 |
|
|
|
|
|
2 |
Маньковская Дарья |
«Смерть Поэта» |
6РЭ91 |
|
|
|
|
|
3 |
Сидоров Глеб |
«Кинжал» |
6ТОР91 |
|
|
|
|
|
4 |
Ревинская Виктория |
«Завещание» |
6ТЭО91 |
|
|
|
|
|
5 |
Лаврентьева Полина |
«И скучно и грустно, и некому руку подать» |
6РЭ91 |
|
|
|
|
|
6 |
Явнов Сергей |
«Нет, я не Байрон, я другой...» |
6РЭ91 |
|
|
|
|
|
7 |
Байраева Диана |
«Одиночество» |
6РЭ91 |
|
|
|
|
|
8 |
Арсланова Анастасия |
«Я жить хочу! хочу печали...» |
6РЭ91 |
|
|
|
|
|
9 |
Токарева Анастасия |
«Он был рождён для счастья, для надежд...» |
6РЭ92 |
|
|
|
|
|
10 |
Атаев Джалил |
Слова Ираклия Андроников о М.Ю. Лермонтове (проза) |
6РЭ91 |
|
|
|
|
|
11 |
Сапин Никита |
«Я ослабел в борьбе с собой...» |
6РЭ92 |
|
|
|
|
|
12 |
Стоякина Анастасия |
«Совет» |
6РЭ92 |
|
|
|
|
|
13 |
Баймурзин Данил |
Ведущие |
6РЭ92 |
|
|
|
|
|
14 |
Фалько Маргарита |
|
|
|
|
|
Пятибалльная система
Член жюри _________ ___________________________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.