Методическая разработка конспекта урока по теме: "Кислоты неорганические и органические"
Оценка 4.9

Методическая разработка конспекта урока по теме: "Кислоты неорганические и органические"

Оценка 4.9
docx
11.07.2024
Методическая разработка конспекта урока по теме: "Кислоты неорганические и органические"
Кислоты 11 кл.docx

Тема урока: «Кислоты неорганические и органические»

Цель: Систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в  повседневной жизни человека.

Задачи:

Образовательные: выработать представление о наличие общих химических свойств кислот.

Развивающие:  развить  умения пользоваться лабораторным оборудованием, проводить химический эксперимент, работать со справочной литературой, анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, умения работать в группе, совершенствовать умения учащихся применять знания на практике.

Воспитательные:  воспитать  самостоятельность, аккуратность, ответственность.

Ход урока

Курс химии 11 класса предполагает обобщение, систематизацию и углубление ранее полученных знаний. Сегодня мы будем с вами говорить об удивительных веществах, с которыми очень часто  встречаемся в своей повседневной жизни. Начнём урок с разминки. Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь быстро на них отвечать.

Разминка

1.Она образуется в мышцах при интенсивной работе (молочная кислота)

2.Она слабая, но является сильным ядом; содержится в ядрышках слив, вишен, семенах яблок и черемухи (синильная)

3.Ее используют для изготовления сухих супов, киселей, так как она способна обволакивать частички и не давать им склеиваться друг с другом            (кремниевая)

4.Она является пластификатором, поэтому применяется для приготовления лака для ногтей, лака для волос (лимонная)

5.Она – отличный консервант,  в большом количестве содержится в клюкве и бруснике, поэтому они могут очень долго храниться без дополнительных условий ( бензойная)

6.Она является природным витамином С (аскорбиновая)

7. Ее содержат помидоры (салициловая)

8.Мухоморы содержат эту кислоту; лоси, поедая мухоморы, излечиваются от внутренних паразитов (иботеновая)

9. Является важным ингредиентом популярной Кока-колы. Она приятного вкуса и ее используют для приготовления  мармелада, пастилы (ортофосфорная).

10. Известный датский физик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор в  1943 году, спасаясь от гитлеровских оккупантов,  вынужден был покинуть Копенгаген. Но у него хранились две золотые Нобелевские медали его коллег - немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (медаль самого Бора была вывезена из Дании раньше). Не рискуя взять медали с собой, учёный растворил их в «царской водке» и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же бутылок и пузырьков с различными жидкостями.

Что такое «царская водка»?  (смесь азотной и соляной кислот 1:3)

Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор прежде всего нашёл драгоценную бутылку. По его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили две медали.                                

Учитель: О  чём сегодня на уроке пойдёт речь?

Записываем тему урока (презентация). Эпиграфом к нашему уроку я взяла следующие слова: «Я слушаю - и забываю,  вижу - и запоминаю, я делаю - и понимаю».

Давайте попробуем составить портрет кислоты.

Удивительный факт: ботаникам известно более восьмисот видов растений, вырабатывающих синильную кислоту и использующих ее как оружие межвидовой борьбы. И муравьи, и крапива содержат муравьиную кислоту, которая при соприкосновении сильно обжигают кожу. Некоторые жуки выстреливают парами серной кислоты. Какое свойство кислот положено в основу их названия? Да, кислый вкус.

Сегодня мы с вами будем работать в группах. В каждой группе назначим одного ученика в качестве консультанта. Группа получает задание, после выполнения  которого  члены группы отчитываются о проделанной   работе. При выполнении заданий вы можете воспользоваться справочной литературой, различными пособиями, которые лежат у вас на столах.                                                               

Задание 1  группе. Дайте определение  понятия  «кислоты», исходя из их состава, с точки зрения теории электролитической диссоциации.                                                                                                                      (Кислоты – это  сложные  вещества, имеющие  в  своем составе  водород,  способный  замещаться на  металл. Кислоты – электролиты,  которые  при  диссоциации  образуют  катионы  только  одного типа – гидратированные  ионы  водорода).

Учитель  добавляет : в 1923 году появилась протолитическая теория кислот и оснований Брёнстеда – Лаури, которая расширила представление о кислотах. Согласно этой   теории  кислоты – это молекулы  или  ионы,  которые  являются  в  данной  реакции  донорами  катионов  водорода,  то  есть  отдают  их (презентация).

Задание 2 группе. Все существующие ныне кислоты неорганические и органические классифицируют. По таблице учебника  расскажите

1) По каким признакам классифицируют кислоты?

2) Какие группы кислот выделяют?

3) Приведите примеры (презентация).

Задание 3 группе. Перечислите известные вам физические свойства кислот. Охарактеризуйте известные вам неорганические кислоты (презентация).                         

(По истечении нескольких минут группы отчитываются о своей работе, представляя  найденную информацию, учащиеся  делают записи в тетрадях. Одновременно  представляем презентацию.  Проводим небольшую викторину по распознаванию кислот.

1.Содержится в желудочном соке, в соленых огурцах. Применяется при дублении кожи, для подкисления безалкогольных напитков, ее соли называются лактатами.

2. В природе встречается в виде кислых солей калия и натрия в щавеле, кислице, лишайниках. Ее соли называют оксалатами.

3. Находится в выделениях желез муравьев, в иглах ели, в ворсинках жгучей крапивы и в поте животных

Учитель. Как   видите,  этот  непростой  рассказ  о  кислотах  можно  продолжать  долго. Некоторые  из  них  опасны  для  человека,  но  полезны  в  промышленности. Другие  необходимы  для  жизнеобеспечения  человека  и  присутствуют  в  пищевых  продуктах.  Есть  кислоты,  которые  вырабатываются   нашим   организмом  и  необходимы  для  его  жизнедеятельности (презентация).

Учитель. А теперь вспомним химические свойства  кислот. Продолжаем работать в группах.

На  партах  находятся  учебник,  реактивы  на  подносе. Учащиеся  в  группах  выполняют  лабораторные  опыты. Обращаем внимание   на  необходимость  соблюдать  правила  безопасного  поведения при обращении с веществами и лабораторным оборудованием.

Инструктивная карточка для группы №1.

Задание №1.  Показать  диссоциацию  и  изменение  окраски  индикатора  на  примере  хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот.                                      

Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Запишите уравнения диссоциации кислот, сделайте вывод.

Задание № 2.  Показать  взаимодействие  этих  кислот  с  металлами,  стоящими  в  ряду  напряжения  до  водорода(Zп – цинком), провести  химическую реакцию: поместите в 2 пробирки по 2 гранулы цинка, прилейте по 1 мл кислот. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках. Напишите уравнения происходящих реакций.

Повторите по учебнику особенности взаимодействия серной и азотной кислот с металлами.

Инструктивная карточка для группы №2. 

Задание №1.  Показать  диссоциацию  и  изменение  окраски  индикатора  на  примере  хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот.                                      

Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод.                                               

Задание №2. Проведите химические реакции   хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот  с  оксидами   металлов (оксидом цинка).                                                                                                                          Насыпьте в 2 пробирки небольшое количество оксида цинка и добавьте по 1 мл кислот. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках. Напишите уравнения происходящих реакций.

Инструктивная карточка для группы №3. 

Задание№1.   Показать  диссоциацию  и  изменение  окраски  индикатора  на  примере  хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот.                                      

Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод.

Задание№ 2.Проведите химические реакции   хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот  с  основаниями (NaOH- гидроксид натрия).                                                                                                     Прилейте в 2  пробирки по 1 мл гидроксида натрия, добавьте по капле фенолфталеина, обратите внимание на изменение  окраски  индикатора, затем добавьте в каждую пробирку по 1мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот. Отметьте наблюдаемые явления, напишите   уравнения  реакций. Сделайте выводы.

Инструктивная карточка для группы №4.

Задание №1.  Показать  диссоциацию  и  изменение  окраски  индикатора  на  примере  хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот.                                      

Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной (CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора - метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод.                                                

Задание № 2. Показать  взаимодействие   хлороводородной (HCI ) и уксусной ( CH3COOH ) кислот  с  солями(CaCO3- карбонатом  кальция).                                

Налейте в 2 пробирки по 1 мл кислот, добавьте по кусочку карбоната кальция. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках.

Напишите  уравнения  происходящих реакций. Сделайте вывод 

 

Выполнив  лабораторный  опыт, учащиеся  обсуждают  его  результаты  в  группе,  делают  выводы,  записывают  уравнения  реакций. 

Затем каждая группа  у  доски представляет результаты своей работы, записывает уравнения реакций, делает выводы, а остальные учащиеся записывают уравнения реакций в своих тетрадях. 

Учитель. Есть  ещё одно свойство кислот, о котором мы  не сказали. Назовите его. 

(это способность кислот взаимодействовать со спиртами).

Мы рассмотрели  свойства неорганических и органических кислот. Сделайте выводы. Какими общими химическими свойствами обладают кислоты?

(Кислый вкус, действие на индикаторы,  электрическая проводимость, взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и солями, образование сложных эфиров - презентация).

Почему кислоты  и неорганические и органические обладают общими свойствами?

Учитель. В качестве закрепления  проведём тест

Выбери правильный ответ.

1 вариант.

А-1                                                                                                                                 

С какими из приведённых веществ  не будет взаимодействовать соляная кислота:                                                                                                                               а)Al                                                                                                                                 

б)Hg                                                                                                                                      

в)Zn                                                                                                                                    

А-2                                                                                                                                            

В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:                                  

а) синий                                                                                                                    

б) малиновый                                                                                                                                     

в) красный                                                                                                                             

А-3                                                                                                                                  

Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:                                     

а) замещения                                                                                                            

б) нейтрализации                                                                                                      

в) соединения                                                                                                            

А-4                                                                                                                                                                                              В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает:                                                                                                                   а) чёрный осадок

б) красный осадок

в) белый осадок

А-5

За общие свойства кислот отвечает:

а) ион водорода

б) ион металла

в) ион кислотного остатка.

 

2 вариант

А-1.                                                                                                                                                                     С какими веществами реагирует уксусная кислота:

А) оксид магния        б) углекислый газ     в) соляная кислота

2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с

А) металлом    б) спиртом      в) основанием

А-2                                                                                                                                               

Кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд

А)-2         б)+1          в)-1

А-3.                                                                                                                                                  

Самая сильная предельная одноосновная  кислота

А)муравьиная       б)уксусная        в) пропионовая

А-4.

Первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию

А)твердые      б)газы      в) жидкости

А-15.                                                                                                                                   

Кислотам изомерны

А)спирты        б)сложные эфиры          в) альдегиды

Демонстрируем  правильные  ответы,  учащиеся  осуществляют  самопроверку,  выставляют  себе оценку:  за  каждый  правильный  ответ – 1 балл.

Рефлексия.

Выразите своё отношение к уроку, выбрав предложения или добавив свои:

1.На уроке я узнал(а) много нового.

2.Мне это пригодится в жизни.

3.На уроке было над чем подумать

4. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

5.На уроке было интересно.

 

 

 

 

 


 

Тема урока: «Кислоты неорганические и органические»

Тема урока: «Кислоты неорганические и органические»

Задание 1 группе . Дайте определение понятия «кислоты», исходя из их состава, с точки зрения теории электролитической диссоциации

Задание 1 группе . Дайте определение понятия «кислоты», исходя из их состава, с точки зрения теории электролитической диссоциации

Инструктивная карточка для группы №3

Инструктивная карточка для группы №3

А-4

А-4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2024