Тема урока: «Кислоты неорганические и органические»
Цель: Систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в повседневной жизни человека.
Задачи:
Образовательные: выработать представление о наличие общих химических свойств кислот.
Развивающие: развить умения пользоваться лабораторным оборудованием, проводить химический эксперимент, работать со справочной литературой, анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, умения работать в группе, совершенствовать умения учащихся применять знания на практике.
Воспитательные: воспитать самостоятельность, аккуратность, ответственность.
Ход урока
Курс химии 11 класса предполагает обобщение, систематизацию и углубление ранее полученных знаний. Сегодня мы будем с вами говорить об удивительных веществах, с которыми очень часто встречаемся в своей повседневной жизни. Начнём урок с разминки. Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь быстро на них отвечать.
Разминка
1.Она образуется в мышцах при интенсивной работе (молочная кислота)
2.Она слабая, но является сильным ядом; содержится в ядрышках слив, вишен, семенах яблок и черемухи (синильная)
3.Ее используют для изготовления сухих супов, киселей, так как она способна обволакивать частички и не давать им склеиваться друг с другом (кремниевая)
4.Она является пластификатором, поэтому применяется для приготовления лака для ногтей, лака для волос (лимонная)
5.Она – отличный консервант, в большом количестве содержится в клюкве и бруснике, поэтому они могут очень долго храниться без дополнительных условий ( бензойная)
6.Она является природным витамином С (аскорбиновая)
7. Ее содержат помидоры (салициловая)
8.Мухоморы содержат эту кислоту; лоси, поедая мухоморы, излечиваются от внутренних паразитов (иботеновая)
9. Является важным ингредиентом популярной Кока-колы. Она приятного вкуса и ее используют для приготовления мармелада, пастилы (ортофосфорная).
10. Известный датский физик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор в 1943 году, спасаясь от гитлеровских оккупантов, вынужден был покинуть Копенгаген. Но у него хранились две золотые Нобелевские медали его коллег - немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (медаль самого Бора была вывезена из Дании раньше). Не рискуя взять медали с собой, учёный растворил их в «царской водке» и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же бутылок и пузырьков с различными жидкостями.
Что такое «царская водка»? (смесь азотной и соляной кислот 1:3)
Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор прежде всего нашёл драгоценную бутылку. По его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили две медали.
Учитель: О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
Записываем тему урока (презентация). Эпиграфом к нашему уроку я взяла следующие слова: «Я слушаю - и забываю, вижу - и запоминаю, я делаю - и понимаю».
Давайте попробуем составить портрет кислоты.
Удивительный факт: ботаникам известно более восьмисот видов растений, вырабатывающих синильную кислоту и использующих ее как оружие межвидовой борьбы. И муравьи, и крапива содержат муравьиную кислоту, которая при соприкосновении сильно обжигают кожу. Некоторые жуки выстреливают парами серной кислоты. Какое свойство кислот положено в основу их названия? Да, кислый вкус.
Сегодня мы с вами будем работать в группах. В каждой группе назначим одного ученика в качестве консультанта. Группа получает задание, после выполнения которого члены группы отчитываются о проделанной работе. При выполнении заданий вы можете воспользоваться справочной литературой, различными пособиями, которые лежат у вас на столах.
Задание 1 группе. Дайте определение понятия «кислоты», исходя из их состава, с точки зрения теории электролитической диссоциации. (Кислоты – это сложные вещества, имеющие в своем составе водород, способный замещаться на металл. Кислоты – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы только одного типа – гидратированные ионы водорода).
Учитель добавляет : в 1923 году появилась протолитическая теория кислот и оснований Брёнстеда – Лаури, которая расширила представление о кислотах. Согласно этой теории кислоты – это молекулы или ионы, которые являются в данной реакции донорами катионов водорода, то есть отдают их (презентация).
Задание 2 группе. Все существующие ныне кислоты неорганические и органические классифицируют. По таблице учебника расскажите
1) По каким признакам классифицируют кислоты?
2) Какие группы кислот выделяют?
3) Приведите примеры (презентация).
Задание 3 группе. Перечислите известные вам физические свойства кислот. Охарактеризуйте известные вам неорганические кислоты (презентация).
(По истечении нескольких минут группы отчитываются о своей работе, представляя найденную информацию, учащиеся делают записи в тетрадях. Одновременно представляем презентацию. Проводим небольшую викторину по распознаванию кислот.
1.Содержится в желудочном соке, в соленых огурцах. Применяется при дублении кожи, для подкисления безалкогольных напитков, ее соли называются лактатами.
2. В природе встречается в виде кислых солей калия и натрия в щавеле, кислице, лишайниках. Ее соли называют оксалатами.
3. Находится в выделениях желез муравьев, в иглах ели, в ворсинках жгучей крапивы и в поте животных
Учитель. Как видите, этот непростой рассказ о кислотах можно продолжать долго. Некоторые из них опасны для человека, но полезны в промышленности. Другие необходимы для жизнеобеспечения человека и присутствуют в пищевых продуктах. Есть кислоты, которые вырабатываются нашим организмом и необходимы для его жизнедеятельности (презентация).
Учитель. А теперь вспомним химические свойства кислот. Продолжаем работать в группах.
На партах находятся учебник, реактивы на подносе. Учащиеся в группах выполняют лабораторные опыты. Обращаем внимание на необходимость соблюдать правила безопасного поведения при обращении с веществами и лабораторным оборудованием.
Инструктивная карточка для группы №1.
Задание №1. Показать диссоциацию и изменение окраски индикатора на примере хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот.
Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Запишите уравнения диссоциации кислот, сделайте вывод.
Задание № 2. Показать взаимодействие этих кислот с металлами, стоящими в ряду напряжения до водорода(Zп – цинком), провести химическую реакцию: поместите в 2 пробирки по 2 гранулы цинка, прилейте по 1 мл кислот. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках. Напишите уравнения происходящих реакций.
Повторите по учебнику особенности взаимодействия серной и азотной кислот с металлами.
Инструктивная карточка для группы №2.
Задание №1. Показать диссоциацию и изменение окраски индикатора на примере хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот.
Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод.
Задание №2. Проведите химические реакции хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот с оксидами металлов (оксидом цинка). Насыпьте в 2 пробирки небольшое количество оксида цинка и добавьте по 1 мл кислот. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках. Напишите уравнения происходящих реакций.
Инструктивная карточка для группы №3.
Задание№1. Показать диссоциацию и изменение окраски индикатора на примере хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот.
Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод.
Задание№ 2.Проведите химические реакции хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот с основаниями (NaOH- гидроксид натрия). Прилейте в 2 пробирки по 1 мл гидроксида натрия, добавьте по капле фенолфталеина, обратите внимание на изменение окраски индикатора, затем добавьте в каждую пробирку по 1мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот. Отметьте наблюдаемые явления, напишите уравнения реакций. Сделайте выводы.
Инструктивная карточка для группы №4.
Задание №1. Показать диссоциацию и изменение окраски индикатора на примере хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот.
Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной (CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора - метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод.
Задание № 2. Показать взаимодействие хлороводородной (HCI ) и уксусной ( CH3COOH ) кислот с солями(CaCO3- карбонатом кальция).
Налейте в 2 пробирки по 1 мл кислот, добавьте по кусочку карбоната кальция. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках.
Напишите уравнения происходящих реакций. Сделайте вывод
Выполнив лабораторный опыт, учащиеся обсуждают его результаты в группе, делают выводы, записывают уравнения реакций.
Затем каждая группа у доски представляет результаты своей работы, записывает уравнения реакций, делает выводы, а остальные учащиеся записывают уравнения реакций в своих тетрадях.
Учитель. Есть ещё одно свойство кислот, о котором мы не сказали. Назовите его.
(это способность кислот взаимодействовать со спиртами).
Мы рассмотрели свойства неорганических и органических кислот. Сделайте выводы. Какими общими химическими свойствами обладают кислоты?
(Кислый вкус, действие на индикаторы, электрическая проводимость, взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями и солями, образование сложных эфиров - презентация).
Почему кислоты и неорганические и органические обладают общими свойствами?
Учитель. В качестве закрепления проведём тест
Выбери правильный ответ.
1 вариант.
А-1
С какими из приведённых веществ не будет взаимодействовать соляная кислота: а)Al
б)Hg
в)Zn
А-2
В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:
а) синий
б) малиновый
в) красный
А-3
Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:
а) замещения
б) нейтрализации
в) соединения
А-4 В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает: а) чёрный осадок
б) красный осадок
в) белый осадок
А-5
За общие свойства кислот отвечает:
а) ион водорода
б) ион металла
в) ион кислотного остатка.
2 вариант
А-1. С какими веществами реагирует уксусная кислота:
А) оксид магния б) углекислый газ в) соляная кислота
2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с
А) металлом б) спиртом в) основанием
А-2
Кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд
А)-2 б)+1 в)-1
А-3.
Самая сильная предельная одноосновная кислота
А)муравьиная б)уксусная в) пропионовая
А-4.
Первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию
А)твердые б)газы в) жидкости
А-15.
Кислотам изомерны
А)спирты б)сложные эфиры в) альдегиды
Демонстрируем правильные ответы, учащиеся осуществляют самопроверку, выставляют себе оценку: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Рефлексия.
Выразите своё отношение к уроку, выбрав предложения или добавив свои:
1.На уроке я узнал(а) много нового.
2.Мне это пригодится в жизни.
3.На уроке было над чем подумать
4. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
5.На уроке было интересно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.