Методическая разработка конспекта урока по теме: "Оксиды неметаллов"
Оценка 4.9

Методическая разработка конспекта урока по теме: "Оксиды неметаллов"

Оценка 4.9
docx
11.07.2024
Методическая разработка конспекта урока по теме: "Оксиды неметаллов"
оксиды неметаллов.docx

Тема урока: «Оксиды неметаллов»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи урока:

образовательная: повторить, углубить и закрепить знания  учащихся об оксидах неметаллов, познакомить учащихся с заданиями ЕГЭ  по данной теме.

воспитательная: способствовать формированиюположительной мотивации учения, идеи познаваемости мира.

развивающая:способствовать формированию умений сравнивать, видеть причинно-следственные связи, классифицировать, делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные (рассуждение), репродуктивные.

Средства обучения: учебник по химии для 11кл. (авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман), рабочий лист ученика.

Этапы урока.

Содержание этапа

1.Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе. Включение в деловой ритм.

2. Актуализация знаний учащихся.

Задачи этапа: выявление знаний учащихся, корректировка знаний.

Беседа с учащимися по вопросам:

- как изменяются в периодах и группах радиус элемента, электроотрицательность, окислительные свойства?

-дать сравнительную характеристику 2-х неметаллов (кислород и сера): возможные степени окисления, почему, находясь в одной группе кислород и сера имеют разные валентные возможности?

-какой характер (кислотный, основный) проявляют оксиды неметаллов? Составить уравнения химических  реакций, подтверждающий кислотный характер Р2О5 и амфотерный характер Al2O3.

На данном этапе учащиеся вспоминают классификацию оксидов, дополняют схему (см. рабочий лист ученика, п.1).

3. Изучение нового материала с промежуточным контролем знаний.

Задача этапа: открытие новых знаний, усвоение знаний, выявление пробелов.

1). Обсуждая тип химической связи и кристаллической решетки оксидов, заполняем табл. 1 (рабочий лист, п.2).

2). Обсуждая закономерности в изменении свойств оксидов неметаллов в периодах, заполняем табл. 2, делаем выводы, выполняем задание 1, взаимопроверка (рабочий лист, п.3).

3). Обсуждая закономерности в изменении свойств оксидов неметаллов в группах, заполняем табл. 3, делаем выводы, выполняем задание 2, взаимопроверка (рабочий лист, п.4).

4). Составляем уравнения химических  реакций, отражающие свойства оксидов неметаллов, выполняем задание 3, проверяем (рабочий лист, п.5).

Анализируем ошибки.

4. Самостоятельная  работа.

Задача этапа: выявление качестваовладения знаниями

Обучающиеся самостоятельно выполняют тест.

Вариант 2 – более высокого уровня сложности (рабочий лист ученика, п.6)

5. Итоги урока. Д/З.

Задачи этапа: анализ учащимися собственных знаний

Рефлексия.

Д/З: получить тест у учителя и (или) составить свой по изученной теме используя текст §31 и задания № 5, 6, 7, 13 на с.138.

 

 

 

Рабочий лист ученика……………………………………

Тема урока: Оксиды неметаллов.

1. Классификация оксидов:       Оксиды

              несолеобразующие                     солеобразующие

 


              ………………. .       ………..………    ..…..…………..     …..……………

              ………………..        ……………….     ………………..     ………………..

 

2. Таблица 1. Состав, строение, физические свойства оксидов.

Характеристика

Несолеобразующие оксиды

Кислотные оксиды

Амфотерные оксиды

Основные оксиды

Агрегатное состояние

газы

 

 

 

Тип химической связи

ковалентная полярная

 

 

 

Тип кристаллической решётки

молекулярная

 

 

 

 

3. Таблица 2. Изменение свойств оксидов в периодической системе(в периодах)

 

Na

Mg

Al

Si

P

S

Cl

Формула высшего оксида

Na2O

 

 

 

 

 

 

Характер высшего оксида

основный

 

 

 

 

 

 

Формула гидроксида

NaOH

 

 

 

 

 

 

Характер гидроксида

основание

 

 

 

 

 

 

Степень окисления в высшем оксиде

+1

 

 

 

 

 

 

Вывод: В периодах слева направо наблюдается усиление ……………….свойств оксидов соответствующих элементов. Это объясняется…………………………..

………………………………………………………………………………………….

Задание 1.

1. В каком ряду химические элементы расположены в порядке ослабления неметаллических свойств: А. K- Na- Li; Б. Mg- Al -Si; В. SiP-S; Г. ClS- P.

2. В перечне веществ: 1. N2O;  2. N2O5;  3. CO2;  4. CO;  5. NO;  6.P2O5 к несолеобразующим относятся оксиды, формулы которых обозначены цифрами

А. 1, 5, 6;       Б. 2, 3, 5;       В. 2, 3, 6;        Г. 1, 4, 5.

3. В ряду СO2P2O5SO3 наблюдается: А-ослабление кислотных свойств, Б-усиление кислотных свойств,  В- изменение кристаллической решётки вещества,  Г- уменьшение положительного заряда элемента.

4. В ряду оксидов MgOAl2O3SiO2свойства изменяютсяот: А- кислотных к амфотерным,  Б- амфотерных к основным,  В- основных к кислотным,  Г- кислотных к основным.

5. Расположите оксиды в порядке ослабления кислотных свойств: P2O5, СO2,SiO2,  Сl2O7, SO3 .

6. Верны ли следующие суждения о свойствах SO2: А- SO2 – кислотный оксид; Б- SO2 проявляет только окислительные свойства.  А- верно только А; Б- верно только Б; В- верны оба суждения; Г- оба суждения неверны.

 

 

 

4. Таблица 3.Изменение свойств оксидов в периодической системе(в группах)

Элемент

Число электронных слоев у элемента

Формула высшего оксида

Степень окисления  элемента в высшем оксиде

Формула соответствующей кислоты

Сила кислоты

(сильная, слабая)

S

 

 

 

 

 

Se

 

 

 

 

 

Te

 

 

 

 

 

Вывод: В группах сверху вниз наблюдается …………………кислотных свойств оксидов соответствующих элементов. Это объясняется…………………………...

………………………………………………………………………………………….

Задание 2.

1.Неметаллические свойства у элементовАгрупп усиливаются: 1) слева направо и в группах снизу вверх; 2) справа налево и в группах сверху вниз; 3) справа налево и в группах снизу вверх; 4) слева направо и в группах сверху вниз.

2.  В ряду N2O5P2O5As2O5наблюдается: А-ослабление кислотных свойств, Б-усиление кислотных свойств,  В- уменьшение радиуса элемента,  Г- уменьшение положительного заряда элемента.

3. В ряду оксидов В2O3Al2O3Ga2O3свойстваизменяютсяот: А- кислотных к амфотерным,  Б- амфотерных к основным,  В- основных к кислотным,  Г- кислотных к основным.

4.  Установите соответствие между химическим элемен­том и формулой его гидроксида. Элемент:1)Li, 2)Be, 3) B, 4) C.Формула гидроксида:

1

2

3

4

 

 

 

 

А) ЭОН, Д) НЭО3,Б) Э(ОН)3,  Е) Э(ОН)2,В) Н3Э03,   Г) Н2ЭО3

5.  В2O3реагирует с каждым из двух веществ: 1) соляная кислота и вода, 2) гидроксид натрия и хлорид натрия, 3) гидроксид кальция и оксид кальция, 4) азотная кислота и оксид кремния.

 

5. Составьте уравнения возможных химических реакций  для оксида азота (V):

 

………………….

оксид неметалла

 
                                  +Н2О→

                                  +NaOH

                                  + MeO

                                  + соль→

 

Задание 3.

1. Оксид углерода (II) проявляет восстановительные свойства при нагревании с:1) N2; 2) СО2; 3) Fe; 4) Fe2O3.

2. Оксид серы (VI) взаимодействует с каждым из двух веществ: 1) вода и соляная кислота, 2) кислород и оксид магния, 3) оксид магния и гидроксид кальция, 4) вода и медь.

3. Только окислительные свойства способен проявлять: 1)фтор,  2)кислород,

3)хлор,  4)азот.

4. В схеме превращений NOXNaNO3веществом Х является: 1) N2, 2) NH3, 3) KNO3, 4) NO2.

 

6. Проверь свои знания.

Вариант 1.

1. Кислотным и основным оксидом являются соответственно: 1) SO2и MgO;

2) CO2иAl2O3; 3) Na2OиFeO;  4) ZnOиSO2.

2. Степень окисления хлора в HСlO4: 1) +1;  2) +3;  3) +5;  4) +7.

3.  Оксиды с общей формулой R2O3 и R2O5 образуют элементы подгруппы:

1) углерода; 2) азота; 3) серы; 4) фтора. 

4. Установите соответствие между формулой вещества 1) Ва(ОН)2; 2) HClO4;

3) NH4H2PO4; 4) Mn2O7 и классом неорганических соединений: А) кислотный оксид; Б) бескислородная кислота; В) кислая соль; Г) основный оксид; Д) кислородсодержащая кислота; Е) основание.

5. Разбавленная серная кислота может реагировать с: 1) Ba(NO3)2; 2) Fe2O3; 3) Ag; 4) Zn(OH)2; 5) SiO2; 6) Cu.

6. Осуществите цепочку превращений: SiO2K2SiO3→  Н2SiO3

Вариант 2.

1. Кристаллическая решётка оксида углерода (IV): 1) ионная; 2) атомная; 3) молекулярная; 4) металлическая.

2.  И фосфор, и хлор образуют кислоту состава:1) Н3ЭО32) НЭО33) Н3ЭО44)НЭО4.

3.  Установите соответствие между химическим элемен­том и формулой его гидроксида. Элемент:1)Sr, 2)Rb, 3) B, 4) Si.Формула гидроксида:

1

2

3

4

 

 

 

 

А) ЭОН,  Д) НЭО3,Б) Э(ОН)3,  Е) Э(ОН)2,В) Н3Э03,   Г) Н2ЭО3

4. Установите соответствие между классом(группой) неорганических веществ и химической формулой вещества, принадлежащего к этому классу(группе). Класс (группа) вещества: 1) кислотный оксид, 2) основный оксид,

3) амфотерный оксид, 4) несолеобразующий оксид. Химическая формула:

А) NO, Б) Li2O, В) N2O5, Г) ВеО, Д)OF2, Е) NH3

5.Оксидуглерода (IV) взаимодействуетс: 1) H2O, 2) HCl, 3) O2, 4) С, 5) Ca(OH)2, 6) Cu

6. Осуществите цепочку превращений: SiMg2SiSiH4SiO2K2SiO3

 

7. Д/З: получи тест у учителя и (или) составь свой на пройденную тему используя текст §31 и задания № 5, 6, 7, 13 на с.138.

 


 

Тема урока: «Оксиды неметаллов»

Тема урока: «Оксиды неметаллов»

Рабочий лист ученика……………………………………

Рабочий лист ученика……………………………………

Таблица 3.Изменение свойств оксидов в периодической системе(в группах)

Таблица 3.Изменение свойств оксидов в периодической системе(в группах)

CO 2 и Al 2 O 3 ; 3) Na 2 O и

CO 2 и Al 2 O 3 ; 3) Na 2 O и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2024