«Концертмейстер в дополнительном образовании»
Автор:
Родина Н.Н.
(Концертмейстер
МАУ ДО «ДТД и М» МО г. Братска)
Учебная деятельность состоит из:
· планирования этапов выполнения работы;
· поиска ресурсов, учебного материала;
· распределения обязанностей;
· отслеживания выполнения задания;
· контроля качества выполнения работы.
Основная цель обучения – раскрытие творческих способностей учащихся; формирование умения проявить и реализовать свои творческие способности; умение применять знания на практике, соответствуя творческим задачам.
Работа концертмейстера направленна на формирование и оценку навыков сотрудничества. Учебно-практические задачи требуют совместной работы в паре с учащимся или работа с группой учащихся, например ансамбли, с распределением ролей и разделением ролей за конечный результат.
В структуре работы концертмейстера важная роль принадлежит ознакомлению с новым музыкальным репертуаром. Знание основных закономерностей и принципов работы существенно облегчают решение задач практической методики обучения учащихся. Рассмотрим два основных метода работы концертмейстера: разбор и чтение с листа. Разбор –это медленное проигрывание произведений, допускающее остановки движения. Чтение с листа- непрерывное исполнение незнакомого музыкального произведения в темпе, характере, близком к требуемому. Эти виды деятельности являются основными для такой специальности как концертмейстер.
Развивающее воздействие этих методов работы состоят в следующем:
· обеспечивает приток разнохарактерной информации;
· служит пополнению багажа знаний учащихся;
· способствует качественному усвоению учебного материала.
Таким образом создаётся базовая основа для дальнейшей творческой работы:
· комплексное внимание при обработке нотного текста (длительности, ритм, ритмический рисунок мелодии, штрихи и так далее);
· целостный охват произведения и воплощение звукового образа;
· мотивация на развитие личностных интересов учащихся.
В практической музыкально-педагогической деятельности концертмейстер сопровождает, поддерживает учащихся в общем процессе труда: умение представить темп и устойчиво его держать; играть ритмично, внятно, выразительно; соблюдать динамические оттенки, контролировать градации звучания звукового баланса в ансамбле с учащимся; владеть репертуаром настолько, чтобы быть готовым аккомпанировать в любой момент разным солистам и группам учащихся. Мотивация в ансамбле с учащимся-качественный дуэт солиста и концертмейстера. Такое взаимодействие способствует достижению единой цели-качественное выступление на мероприятиях и конкурсах различных уровней, академических концертах, выпускных экзаменах. Важный аспект в работе концертмейстера – универсальные коммуникативные способности. Это относится не столько к исполнительским или педагогическим, сколько к психологическим свойствам профессии концертмейстера.
Важно умение не просто поддержать беседу в процессе обучения учащегося, но и выслушать, понять, проникнуться настроением учащегося, умение создать комфортные условия для обучения и общения. В современных условиях обучения психологическая компетентность концертмейстера важна не меньше, чем исполнительские и педагогические способности.
В некоторых ситуациях в процессе ответственных мероприятий: концерты, конкурсы, экзамены. Концертмейстер выполняет функции психолога: снять излишнее напряжение перед выходом на сцену, моральная поддержка учащегося, поиск яркой образной подсказки, способствующую артистическому настрою учащегося. Такие методы в работе концертмейстера формируют у учащихся навыки самостоятельной оценки, грамотный анализ собственной учебной деятельности учащихся, помогают выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения заданий. В процессе обучения, работу концертмейстера можно разделить на три этапа:
· Ознакомление с музыкальными произведениями, то есть формирование исполнительского замысла;
· Воплощение замысла, интерпретация музыкальных произведений, игра в ансамбле с учащимся или группой учащихся;
· Предконцертная, предэкзаменационная или предконкурсная подготовка, стремление к максимальному художественному результату.
Ансамблевое единство учащегося и концертмейстера является следствием музыкального, творческого взаимодействия – общение языком музыки. Работая с учащимися в учебно-педагогической музыкальной сфере, концертмейстер собственными силами обеспечивает двустороннюю обратную связь и взаимопонимание. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи в процессе обучения учащихся в творческом взаимодействии с концертмейстером, направленные на формирование ценностно-смысловых установок (грамотное отношение к процессу обучения, формирование творческой позиции учащегося), способствуют овладению базового уровня, являются достаточными для продолжения обучения и усвоения последующего материала, и достижения результатов творческого уровня.
Используемая литература:
1. А. С. Смирнов «О работе концертмейстера»;
2. К. А. Цатурян «Чтение с листа как метод работы с учащимися-пианистами»;
3. Д. В. Рыжников «Исследование музыкального исполнительского образа».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.