Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 20»
Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»
Для обучающихся 4-х-5-х классов.
В мероприятии участвовали обучающиеся двух 5 классов (20 человек).
Разработала и провела: Воспитатель Касьянова Е. С.
Советская Гавань
Оглавление:
Содержание……………………………………………………………………2- 11
Пояснительная записка………………………………………………………….3
Оформление зала………………………………………………………………...3
Оборудование…………………………………………………………………....3
Технические средства……………………………………………………………3
Костюмы………………………………………………………………………….3
Действующие лица……………………………………………………………....3
Ход мероприятия………………………………………………………………...4
Анализ мероприятия…………………………………………………………….10
Фото с мероприятия……………………………………………………………..12
Содержание:
Цель: Познакомить с многообразием народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
· Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Показать взаимосвязь устного изобразительного и музыкального народного творчества. Вызвать желание участвовать в празднике.
· Развивать внимание, мышление, восприятие, речь.
· Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, интерес к народным промыслам.
Словарная работа: Дымка, Хохлома, Гжель, промыслы, роспись.
Оформление зала: Зал украшен в виде русской избы: печь, лавочки, столы с скатертями в народном стиле с вышивкой и т.д. (Мы проводили в классном кабинете, проемы дверей оформили цветами с элементами хохломской росписи, доску тоже оформили, чтобы не бросалась в глаза)
Оборудование: Наглядно-дидактический материал по видам росписи, дымковские игрушки, хохломская посуда, посуда с гжельской росписью, рушники, салфетки, скатерти в стиле хохломской и гжельской росписи, карусель, индивидуальные карточки для игр, аудиозаписи с русскими народными песнями и наигрышами, музыка П.И.Чайковского к сказке «Снегурочка» (пляска скоморохов), 14 хохломских ложек, 4 неоформленных кокошника. Костюмы по теме праздника.
Технические средства: Магнитофон для прослушивания аудиозаписи.
Костюмы: для мальчиков – рубашки-косоворотки, для девочек – сарафаны, блузки, юбки в стиле дымки (если имеются), костюм петрушка, костюмы для скоморохов. Костюм в народном стиле для ведущей.
Действующие лица: Ведущая, 1 скоморох, 2 скоморох, Петушок.
Ход мероприятия:
Ведущий: Проходите, детушки – касатушки! Не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно. Приготовьте ушки, глазки.
Приглашаю я вас в ярмарочную сказку (дети проходят в зал, рассаживаются)
Звучит музыка П.И.Чайковского к сказке «Снегурочка» (пляска скоморохов)
Появляются два скомороха, исполняют несколько танцевальных движений.
1 скоморох: На ярмарку, на ярмарку! Спешите все сюда
Песни, шутки, сладости давно вас ждут, друзья!
2 скоморох: Изо всех концов земли все на ярмарку пришли!
Народ собирается, наша ярмарка открывается!
Звучит весёлая русская мелодия.
Один скоморох вносит карусель, другой приглашает четверых детей, приводят карусель в движение со словами:
Карусель, карусель, ты крутись по - быстрей!
Покажи нам ярмарку, звонкую да яркую.
С песнями да плясками, лубочными сказками.
Перед детьми открывается выставка – лавка изделий народных мастеров.
1 скоморох: Посмотрите, чего здесь только нет.
А чтобы купить то да сё – ваши знания всего
2 скоморох: Подходите, не толкайтесь. Знанья есть, так покупайте.
На каждый класс скоморохи выдают конверты
Ведущий объявляет содержание задания: необходимо сложить разрезанный силуэт гжельской вазы. За каждое правильно выполненное задание скоморохи выдают жетоны синего цвета. Ведущий предлагает в соответствии с цветом жетона и с росписью сложенной вазы выбрать себе изделие. Обучающиеся называют изделие, которое они покупают и объясняют свой выбор. Те изделия, которые они выбрали убираются, считаются проданными. Обучающиеся, держа в руках выбранные изделия, читают стихи:
Сине - белая посуда. Расскажи – ка: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела.
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку легко перенесла.
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Рассказ ведущего об истории гжельского промысла
Не далеко от стального города Москва вдаль большой Косиловской дороги тянулись дремучие леса и среди лесов стояла на берегу небольшой речушки деревенька. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных гончаров. Издавна они делали посуду из белой глины. Даже название деревни было связано со словом “жечь”, ведь изделия из глины обязательно подвергались обжигу в печи при высокой температуре и называлась та деревенька Гжель. И вот однажды собрались мастера и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали – думали и придумали. Решили лепить такую посуду какой свет не видывал. Стол каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петрушки, а на крышке – курочка к/а суется. Другой мастер стал своё умение показывать. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Стали дальше думу – думать. Как упростить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота разливается синь – синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синяя гладь реки, а над нею белый туман стелиться. Вот и задумали они перенести эту синеву на свой белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и трава, и люди, и птицы. Полюбилась нарядная посуда людям и стали они называть её ласково. Нежно – голубое чудо – сказочная гжель. На весь мир прославились гжельские мастера свой край, всем поведали какие умелые мастера живут на Руси. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки тех знаменитых мастеров продолжают славную традицию лепят и расписывают удивлённую гжельскую посуду.
В ходе рассказа демонстрируются иллюстрации из наглядно – дидактического набора «Гжель», словарные слова «Гжель», «Роспись» предметы посуды.
Выходят скоморохи с каруселью и приглашают ещё четверых ребят, вращают карусель.
Русские проигрыши: Карусель, карусель! Ты крути по быстрей!
Покажи нам ярмарку – звонкую да яркую!
1 скоморох: Мы ребята удалые, мы ребята озорные.
2 скоморох: Мы игрушки продаём, всех на ярмарку зовём.
Но прежде, чем игрушку взять. Нужно уменье своё показать
Д/и Раскрась правильно (индивидуальные карточки)
Ведущий объясняет и организует выполнение задания.
В квадратах, расположенных цепочкой, элементы дымковского узора в соответствии с цветом этой росписи. Ребятам необходимо, соблюдая чередование элементов и цвет, перенести образец на свою цепочку. За правильно выполненное задание ребята получают жетоны, окрашенные в разные цвета. Ведущий предлагает выбрать игрушки, ориентируясь на элементы цепочки и цвет жетонов.
Читает ребёнок: Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки.
Ведущий:
Откуда же появилась эта сказочная красота?
Много сказочных мест у России, городов у России не счесть,
Может где-то бывает красивее, но не будет роднее, чем здесь.
Если спят у большака в инее следам спит деревня, спит река, скованная льдом,
Легко падает снежок, вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом.
Голубые дали реки
Ветки и село большое «Дымково» назвали
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо сказки.
Как-то мужички – дружки сели в праздник у реки.
Под руками глина – слой на три аршина.
Стали шарики катать как снежки бывало …
Глину щупать, глину мять – жирная, как сало! И стали так лепить из глины
Все игрушки не простые, а волшебно расписные: белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски – простой, казалось бы, узор.
Пошла о дымке слава, заслужив на это право.
Издавна славится российская земля своими мастерами, своими делами. Место, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов (словарная работа промыслы, объяснения). Вот и Дымковская слобода (сейчас это часть города Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками. Ласково и нежно показывают эту игрушку в народе – дымка. Как вы думаете, откуда такое удивительное название? (вопрос детям) Словарная работа: «Дымка».
Подводя итог ответом детей.
Правильно, игрушки делали длинными, зимними вечерами, когда закончились осенние хлопоты, чтобы игрушки не ломались, их обжигали для прочности в печи. Печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в душу, в дымке: от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. И по сей день, дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, прозаичностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется и сейчас, благодаря, мастерицам из города Кирова:
Мы игрушки знатные, складные да модные.
Мы повсюду славимся. Мы и вам понравимся
Вопросы: Нравятся ли вам игрушки? Какая больше всего? Почему?
Дымковская игрушка не простая, а волшебная, найдите её секрет (рассматривая игрушки, находят петушка – свистульку, свистят в неё).
Входит Петушок.
Предлагает русскую народную подвижную игру «Петушок»
Русская народная весёлая мелодия (не громко).
Петушок стоит в центре круга пританцовывая, обучающиеся идут кругом проговаривая:
Трух – трух, трух – трух. Ходит по двору петух
Сам со шпорами, сапоги с ударами. На последних словах разбегаются.
Петушок их ловит (игра повторяется 2 – 3 раза)
Скоморох 1: Молодцы! Весело играли! Поехали дальше по ярмарке!
-Раскручивают карусель, приглашают ещё четверых ребят, проговаривают: на фоне, русской народной музыки:
Карусель, карусель. Ты крутись по быстрей! Покажи нам ярмарку - звонкую да яркую.
Скоморох 1: Подходите смелей, смотри на товар, не робей.
Не ходите никуда. Подходите все туда.
Скоморох 2: Золотая да ладная, повсюду всегда славится.
Она и вам понравится
А если захоти золотую да ладную купить.
То нужно знания свои вложить.
Ведущий объясняет и организует д./игру «Найди слово»
В таблице «Венгерского кроссворда» необходимо найти названия элементов хохломской росписи: ягодки, травка, кустик, листья, цветок. Обучающиеся, отгадавшие все слова, получают жетон, окрашенный в три цвета: красный, жёлтый, чёрный. Дети, получившие жетоны, ориентируясь на его цветовой ряд и на слова из кроссворда, обозначающие название элементов выбирают посуду.
Ведущий: Вся деревянная краса, вот так и мечется в глаза!
Тут груды чащей и горшков, коряг, бочонков, кувшинов,
Ложки золочённые, узоры кручёные
А вот утица по речонке плывёт, выше бережка головушку несёт.
Чёрным крылышком помахивает.
А вот поднос. В нём алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы, шелковые всплески золотой
листвы.
Вот ладья: цветущий хвост – корма. Нас – петушиная головка.
Плывёт по лесу хохлома, расписанная очень ловко.
Словарная работа: «Хохлома»
Посуду, о которой мы сейчас ведём рассказ, называли хохломская. Какая изумительная по красоте она, а ведь сделана русскими мастерами из обыкновенного дерева, которые жили в царстве лесов по берегам реки Волям давным – давно. Сказка – легенда рассказывает, что в этом лесном краю всё делалось из дерева мастерами – умельцами.
И был среди золотых дел мастер, который делал посуду. Похожими на золотые были его узорные чаши. Доброе было сердце у мастера, дарил он свою посуду и старым, и молодым. Дошла молва о золотой посуде до царя. Рассердился, что у него нет таких дивных по красоте чашей, послал за мастером солдат. Узнал об этом мастер и не захотел служить только царю, позвал медников из соседних деревень, отдал им кисти да краски и исчез. А кисти были у него не простые, словно из солнечных лучей сплетенные. И заиграли солнечные лучи от прикосновения волшебной кисточкой на кувшинах, вазах, чашах, которые стали делать в деревне. А деревня та называлась Хохлома. И посуда с тех пор называется хохломская. Хохлома – это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков, травинок, цветов, листьев и ягод. Посуда наполнена радостным светом, по - праздничному красива.
(В процессе рассказа демонстрируется хохломская посуда, иллюстрации из наглядно – дидактического пособия “Хохлома”). А однажды мастер, вырезая ложки, попробовал простучать на них простую песенку, и хорошо высушенное дерево отозвалось приятной мелодичностью. Так обычная деревянная ложка стала народным музыкальным инструментом.
Выходят мальчики с деревянными ложками читают:
1. Наши ложки хохломские
2. Самый лучший сувенир
3. С позолотой – не простые
4. Прогремели на весь мир
5. Звонкие, резные ложки расписные
6. От зари и до зари, веселятся ложкари
Исполнение на ложках не сложного музыкального ритма
Скоморох выносит карусель:
Эй девушки – хохотушки запевайте – ка частушки.
Запевайте поскорей, чтобы радовать гостей.
Выходят девочки держась за ленты карусели поют частушки, пританцовывают.
Велика Россия наша и талантлив наш народ,
О Руси родной умелицах на весь мир молва идёт.
Я куплю себе свистульку. Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки никогда нам не забыть.
Наша русская игрушка не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском весь находится секрет.
Любовались гости чудом, громко восхищались.
Хохломскою красотой сражены остались.
Ох, Россия, ты Россия, славы не убавилось,
Хохломой, ты хохломой на весь мир прославилась.
Сине – белая посуда, ей не налюбуешься,
И в Париже, и в Нью – Йорке наша гжель красуется.
Скоморох: Ели – ели, ели – ели, завертелись карусели.
Тише, тише, не спешите, карусель остановите.
Раз + два – раз, два. Закончилась сказка – ярмарка.
Ведущий: Вы сегодня узнали много нового о русских народных промыслах, показали свои знания и умения, играли на ложках и плясали в удивленье, и заслужили угощенье.
Как для вас, мои друзья, наварила, напекла 92 блина,
50 пирогов – не найти едоков.
Хозяйку потешьте – пирогов наших поешьте!
Приглашение к столу.
В ходе чаепития можно провести игры – соревнования.
1.«Одень дымковскую барышню».
Расписать силуэт кокошника дымковскими элементами, проявляя своё творчество. Одеть на девочку юбку в стиле дымки и изготовленный кокошник.
2. Народные промыслы.
Обучающимся раздаются карточки с названиями «Дымка», «Хохлома», «Гжель», необходимо их разложить – соотнести с изделиями народных промыслов.
Задание 3. «КРОССВОРД»
И |
Ы |
Д |
О |
Г |
Я |
В |
Л |
И |
С |
Т |
Ь |
К |
У |
С |
Т |
И |
К |
Т |
П |
М |
А |
Ш |
О |
Р |
А |
В |
К |
А |
Т |
И |
О |
У |
Ц |
В |
Е |
Фото с мероприятия:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.