Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»
Оценка 5

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
23.01.2020
Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»
Воспитательное мероприятие по ознакомлению обучающихся с народными промыслами нашей Родины.
Методическая разработка культурно-досугового мероприятия.Е.С.касьянова.docx

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 20»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

 

Для обучающихся 4-х-5-х классов.

 

В мероприятии участвовали обучающиеся двух 5 классов (20 человек).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала и провела: Воспитатель Касьянова Е. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Советская Гавань

 

Оглавление:

 

Содержание……………………………………………………………………2- 11

 

  Пояснительная записка………………………………………………………….3

  Оформление зала………………………………………………………………...3

  Оборудование…………………………………………………………………....3

  Технические средства……………………………………………………………3

  Костюмы………………………………………………………………………….3

  Действующие лица……………………………………………………………....3

  Ход мероприятия………………………………………………………………...4

 Анализ мероприятия…………………………………………………………….10

 

Фото с мероприятия……………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Цель:          Познакомить с многообразием народного декоративно-прикладного искусства.

 

Задачи:

 

·        Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Показать взаимосвязь устного изобразительного и музыкального народного творчества. Вызвать желание участвовать в празднике.

·        Развивать внимание, мышление, восприятие, речь.

·        Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, интерес к народным промыслам.

 

       Словарная работа: Дымка, Хохлома, Гжель, промыслы, роспись.

 

Оформление зала: Зал украшен в виде русской избы: печь, лавочки, столы с скатертями в народном стиле с вышивкой и т.д. (Мы проводили в классном кабинете, проемы дверей оформили цветами с элементами хохломской росписи, доску тоже оформили, чтобы не бросалась в глаза)

 

Оборудование: Наглядно-дидактический материал по видам росписи, дымковские игрушки, хохломская посуда, посуда с гжельской росписью, рушники, салфетки, скатерти в стиле хохломской и гжельской росписи, карусель, индивидуальные карточки для игр, аудиозаписи с русскими народными песнями и наигрышами, музыка П.И.Чайковского к сказке «Снегурочка» (пляска скоморохов), 14 хохломских ложек, 4 неоформленных кокошника. Костюмы по теме праздника.

Технические средства: Магнитофон для прослушивания аудиозаписи.

 

Костюмы: для мальчиков – рубашки-косоворотки, для девочек – сарафаны, блузки, юбки в стиле дымки (если имеются), костюм петрушка, костюмы для скоморохов. Костюм в народном стиле для ведущей.

 

Действующие лица: Ведущая, 1 скоморох, 2 скоморох, Петушок.

 

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия:

 

Ведущий: Проходите, детушки – касатушки! Не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно. Приготовьте ушки, глазки.

Приглашаю я вас в ярмарочную сказку (дети проходят в зал, рассаживаются)

             

Звучит музыка П.И.Чайковского к сказке «Снегурочка» (пляска скоморохов)

Появляются два скомороха, исполняют несколько танцевальных движений.

 

1 скоморох: На ярмарку, на ярмарку! Спешите все сюда

                    Песни, шутки, сладости давно вас ждут, друзья!

2 скоморох: Изо всех концов земли все на ярмарку пришли!

                    Народ собирается, наша ярмарка открывается!

Звучит весёлая русская мелодия.

 

Один скоморох вносит карусель, другой приглашает четверых детей, приводят карусель в движение со словами:

Карусель, карусель, ты крутись по - быстрей!

Покажи нам ярмарку, звонкую да яркую.

С песнями да плясками, лубочными сказками.

Перед детьми открывается выставка – лавка изделий народных мастеров.

 

1 скоморох: Посмотрите, чего здесь только нет.

                    А чтобы купить то да сё – ваши знания всего

2 скоморох: Подходите, не толкайтесь. Знанья есть, так покупайте.

На каждый класс скоморохи выдают конверты

 

Ведущий объявляет содержание задания: необходимо сложить разрезанный силуэт гжельской вазы. За каждое правильно выполненное задание скоморохи выдают жетоны синего цвета. Ведущий предлагает в соответствии с цветом жетона и с росписью сложенной вазы выбрать себе изделие. Обучающиеся называют изделие, которое они покупают и объясняют свой выбор. Те изделия, которые они выбрали убираются, считаются проданными. Обучающиеся, держа в руках выбранные изделия, читают стихи:

Сине - белая посуда. Расскажи – ка: ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела.

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку легко перенесла.

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

 

Рассказ ведущего об истории гжельского промысла

Не далеко от стального города Москва вдаль большой Косиловской дороги тянулись дремучие леса и среди лесов стояла на берегу небольшой речушки деревенька. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных гончаров. Издавна они делали посуду из белой глины. Даже название деревни было связано со словом “жечь”, ведь изделия из глины обязательно подвергались обжигу в печи при высокой температуре и называлась та деревенька Гжель. И вот однажды собрались мастера и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали – думали и придумали. Решили лепить такую посуду какой свет не видывал. Стол каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петрушки, а на крышке – курочка к/а суется. Другой мастер стал своё умение показывать. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Стали дальше думу – думать. Как упростить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота разливается синь – синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синяя гладь реки, а над нею белый туман стелиться. Вот и задумали они перенести эту синеву на свой белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и трава, и люди, и птицы. Полюбилась нарядная посуда людям и стали они называть её ласково. Нежно – голубое чудо – сказочная гжель. На весь мир прославились гжельские мастера свой край, всем поведали какие умелые мастера живут на Руси. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки тех знаменитых мастеров продолжают славную традицию лепят и расписывают удивлённую гжельскую посуду.

В ходе рассказа демонстрируются иллюстрации из наглядно – дидактического набора «Гжель», словарные слова «Гжель», «Роспись» предметы посуды.

Выходят скоморохи с каруселью и приглашают ещё четверых ребят, вращают карусель.

Русские проигрыши: Карусель, карусель! Ты крути по быстрей!

                                  Покажи нам ярмарку – звонкую да яркую!

 

1 скоморох: Мы ребята удалые, мы ребята озорные.

2 скоморох: Мы игрушки продаём, всех на ярмарку зовём.

                     Но прежде, чем игрушку взять. Нужно уменье своё показать

Д/и   Раскрась правильно (индивидуальные карточки)

Ведущий объясняет и организует выполнение задания.

В квадратах, расположенных цепочкой, элементы дымковского узора в соответствии с цветом этой росписи. Ребятам необходимо, соблюдая чередование элементов и цвет, перенести образец на свою цепочку. За правильно выполненное задание ребята получают жетоны, окрашенные в разные цвета. Ведущий предлагает выбрать игрушки, ориентируясь на элементы цепочки и цвет жетонов.

 

Читает ребёнок: Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней.

                     Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.

                      Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,

                       Собаки, гусары и рыбки.

Ведущий:

Откуда же появилась эта сказочная красота?

Много сказочных мест у России, городов у России не счесть,

Может где-то бывает красивее, но не будет роднее, чем здесь.

Если спят у большака в инее следам спит деревня, спит река, скованная льдом,

Легко падает снежок, вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом.

Голубые дали реки

Ветки и село большое «Дымково» назвали

Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо сказки.

Как-то мужички – дружки сели в праздник у реки.

Под руками глина – слой на три аршина.

Стали шарики катать как       снежки бывало …

Глину щупать, глину мять – жирная, как сало! И стали так лепить из глины

Все игрушки не простые, а волшебно расписные: белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски – простой, казалось бы, узор.

Пошла о дымке слава, заслужив на это право.

 

Издавна славится российская земля своими мастерами, своими делами. Место, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов (словарная работа промыслы, объяснения). Вот и Дымковская слобода (сейчас это часть города Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками. Ласково и нежно показывают эту игрушку в народе – дымка.  Как вы думаете, откуда такое удивительное название? (вопрос детям) Словарная работа: «Дымка».

Подводя итог ответом детей.

Правильно, игрушки делали длинными, зимними вечерами, когда закончились осенние хлопоты, чтобы игрушки не ломались, их обжигали для прочности в печи. Печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в душу, в дымке: от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. И по сей день, дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, прозаичностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется и сейчас, благодаря, мастерицам из города Кирова:

Мы игрушки знатные, складные да модные.

Мы повсюду славимся. Мы и вам понравимся

Вопросы: Нравятся ли вам игрушки? Какая больше всего? Почему?

Дымковская игрушка не простая, а волшебная, найдите её секрет (рассматривая игрушки, находят петушка – свистульку, свистят в неё).

 

Входит Петушок.

Предлагает русскую народную подвижную игру «Петушок»

Русская народная весёлая мелодия (не громко).

Петушок стоит в центре круга пританцовывая, обучающиеся идут кругом проговаривая:

Трух – трух, трух – трух. Ходит по двору петух

Сам со шпорами, сапоги с ударами. На последних словах разбегаются.

Петушок их ловит (игра повторяется 2 – 3 раза)

Скоморох 1: Молодцы! Весело играли! Поехали дальше по ярмарке!

-Раскручивают карусель, приглашают ещё четверых ребят, проговаривают: на фоне, русской народной музыки:

Карусель, карусель. Ты крутись по быстрей! Покажи нам ярмарку - звонкую да яркую.

Скоморох 1: Подходите смелей, смотри на товар, не робей.

             Не ходите никуда. Подходите все туда.

Скоморох 2: Золотая да ладная, повсюду всегда славится.

                       Она и вам понравится

             А если захоти золотую да ладную купить.

             То нужно знания свои вложить.

Ведущий объясняет и организует д./игру «Найди слово»

 

В таблице «Венгерского кроссворда» необходимо найти названия элементов хохломской росписи: ягодки, травка, кустик, листья, цветок. Обучающиеся, отгадавшие все слова, получают жетон, окрашенный в три цвета: красный, жёлтый, чёрный. Дети, получившие жетоны, ориентируясь на его цветовой ряд и на слова из кроссворда, обозначающие название элементов выбирают посуду.

 

Ведущий: Вся деревянная краса, вот так и мечется в глаза!

         Тут груды чащей и горшков, коряг, бочонков, кувшинов,

         Ложки золочённые, узоры кручёные

         А вот утица по речонке плывёт, выше бережка головушку несёт.

         Чёрным крылышком помахивает.

         А вот поднос. В нём алых ягод россыпь,

         Отголоски лета в зелени травы, шелковые всплески золотой   

           листвы.

         Вот ладья: цветущий хвост – корма. Нас – петушиная головка.

         Плывёт по лесу хохлома, расписанная очень ловко.

Словарная работа: «Хохлома»

Посуду, о которой мы сейчас ведём рассказ, называли хохломская. Какая изумительная по красоте она, а ведь сделана русскими мастерами из обыкновенного дерева, которые жили в царстве лесов по берегам реки Волям давным – давно. Сказка – легенда рассказывает, что в этом лесном краю всё делалось из дерева мастерами – умельцами.

И был среди золотых дел мастер, который делал посуду. Похожими на золотые были его узорные чаши. Доброе было сердце у мастера, дарил он свою посуду и старым, и молодым. Дошла молва о золотой посуде до царя. Рассердился, что у него нет таких дивных по красоте чашей, послал за мастером солдат. Узнал об этом мастер и не захотел служить только царю, позвал медников из соседних деревень, отдал им кисти да краски и исчез. А кисти были у него не простые, словно из солнечных лучей сплетенные. И заиграли солнечные лучи от прикосновения волшебной кисточкой на кувшинах, вазах, чашах, которые стали делать в деревне. А деревня та называлась Хохлома. И посуда с тех пор называется хохломская. Хохлома – это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков, травинок, цветов, листьев и ягод. Посуда наполнена радостным светом, по - праздничному красива.

(В процессе рассказа демонстрируется хохломская посуда, иллюстрации из наглядно – дидактического пособия “Хохлома”).  А однажды мастер, вырезая ложки, попробовал простучать на них простую песенку, и хорошо высушенное дерево отозвалось приятной мелодичностью. Так обычная деревянная ложка стала народным музыкальным инструментом.

 

Выходят мальчики с деревянными ложками читают: 

 1. Наши ложки хохломские

 2. Самый лучший сувенир

 3. С позолотой – не простые

 4. Прогремели на весь мир

 5. Звонкие, резные ложки расписные

 6. От зари и до зари, веселятся ложкари

Исполнение на ложках не сложного музыкального ритма

                     

Скоморох выносит карусель:

Эй девушки – хохотушки запевайте – ка частушки.

Запевайте поскорей, чтобы радовать гостей.

Выходят девочки держась за ленты карусели поют частушки, пританцовывают.

 

Велика Россия наша и талантлив наш народ,

О Руси родной умелицах на весь мир молва идёт.

 

Я куплю себе свистульку. Буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки никогда нам не забыть.

 

Наша русская игрушка не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском весь находится секрет.

 

Любовались гости чудом, громко восхищались.

Хохломскою красотой сражены остались.

 

Ох, Россия, ты Россия, славы не убавилось,

Хохломой, ты хохломой на весь мир прославилась.

 

Сине – белая посуда, ей не налюбуешься,

И в Париже, и в Нью – Йорке наша гжель красуется.

 

Скоморох: Ели – ели, ели – ели, завертелись карусели.

                  Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

                  Раз + два – раз, два. Закончилась сказка – ярмарка.

 

Ведущий: Вы сегодня узнали много нового о русских народных промыслах, показали свои знания и умения, играли на ложках и плясали в удивленье, и заслужили угощенье.

Как для вас, мои друзья, наварила, напекла 92 блина,

50 пирогов – не найти едоков.

Хозяйку потешьте – пирогов наших поешьте!

 

Приглашение к столу.

 

В ходе чаепития можно провести игры – соревнования.

1.«Одень дымковскую барышню».

Расписать силуэт кокошника дымковскими элементами, проявляя своё творчество. Одеть на девочку юбку в стиле дымки и изготовленный кокошник.

 

2.   Народные промыслы.

Обучающимся раздаются карточки с названиями «Дымка», «Хохлома», «Гжель», необходимо их разложить – соотнести с изделиями народных промыслов.

 

Задание 3. «КРОССВОРД»

И

Ы

Д

О

Г

Я

В

Л

И

С

Т

Ь

К

У

С

Т

И

К

Т

П

М

А

Ш

О

Р

А

В

К

А

Т

И

О

У

Ц

В

Е

 

 

 

 

 

 

Фото с мероприятия:

 

  

 

 

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»

Методическая разработка культурно-досугового мероприятия «Ярмарка народных мастеров»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020