Методическая разработка Кузов и специальное оборудование

  • doc
  • 29.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кузов и специальное оборудование .doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по МДК.01.01 Устройство автомобилей

на тему

 «Кузов и специальное оборудование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020


ВИД ЗАНЯТИЯ: Урок

МЕТОДЫ: устное изложение, показ-демонстрация.

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

   Изучить назначение и оборудование кабины, кузова и оперения автомобиля. Назначение, устройство и правила пользования лебедкой и  системой регулирования давления воздуха в шинах. Неисправности несущей системы.

Воспитывать у обучающихся чувство ответственности за исправное состояние автомобильной техники.

Развивать  интерес к изучению автомобильной техни­ки, память, целеустремленность.

 

ВРЕМЯ:  2 часа

 

МЕСТО:  Класс устройства  автомобиля

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

1.                 Наглядные пособия: плакаты «Лебедка», «Привод лебедки», «Лебедка и держатель запасного колеса», «Система регулирования давления воздуха в шинах автомобиля ЗиЛ-131».

2.                  Материальная часть: Лебедка автомобиля ЗиЛ-131, коробка отбора мощности, детали системы регулирования давления воздуха в шинах.

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЯ:

I. Вступительная часть………………………………………………. -   10  мин

II. Основная часть……………………………………………………  -   75  мин

III. Заключительная часть…………………………………………...   -   5   мин

 

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:  

1. Кабина и её оборудование. Грузовая платформа, оперенье

автомобиля………………………………………………………………- 30 мин

2. Назначение, устройство и работа лебедки. Правила пользования

лебедкой……………………………………………………………….…- 45 мин

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-      принять рапорт дежурного по группе;

-      проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;

-      ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;

-      провести опрос по ранее изученному материалу:

Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа, или с использованием подготовленных х карточек.

Методические рекомендации:

При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.

Накануне занятия подготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.

При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на воспоминание ранее изученного материала, самостоятельное уяснение устройства кузов и специальное оборудование.

             при рассмотрении первого вопроса целесообразно использовать плакаты или слайды, демонстрируя при этом детали кабины и её оборудование. грузовой платформы, оперенье автомобиля. Особое внимание обратить на место установки деталей.

             при рассмотрении второго вопроса необходимо обратить внимание обучающихся на устройство  работа и назначение, лебедки. Правила пользования лебедкой,  обратить внимание,  что лебедка служит не только для вытаскивания застрявшего  автомобиля, но и при использовании специальных приспособлений и для подъёма грузов.

Подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив о необходимости своевременного и качественного  технического обслуживания.

В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.


 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Кабина и её оборудование. Грузовая платформа, оперение автомобиля.

 

Кузова предназначены для размещения грузов, пассажиров и специального оборудования и поэтому делятся на грузовые, пассажирские (легковые и автобусы) и специальные.

В зависимости от конструкции кузова могут быть каркасными, полукаркасными и бескаркасными. Кузова современных легковых автомобилей бескаркасные, автобусов – каркасные и полукаркасные, а грузовых автомобилей – полукаркасные и бескаркасные.

По характеру воспринимаемой нагрузки кузова подразделяются на несущие, полунесущие и разгруженные. У несущего кузова рама отсутствует, и все нагрузки воспринимаются кузовом. Полунесущий кузов жестко соединен с рамой и воспринимает только часть нагрузок приходящихся на раму. Разгруженный кузов кроме массы груза, никакой нагрузки не воспринимает.

У грузового автомобиля кузов образуют кабина, грузовая платформа и оперение.

У автомобиля ЗИЛ-131 кабина металлическая, трехместная, расположена за двигателем. Кабина крепится к раме в трех точках - впереди — к кронштейнам лонжеронов рамы через резиновые подушки, а сзади — через качающуюся серьгу и резиновую втулку к опорному кронштейну второй поперечины рамы.

Кабина имеет неоткрывающееся панорамное ветровое стекло, состоящее из двух половин. В крыше кабины имеются два венти­ляционных люка с крышками. Двери кабины снабжаются замками, открывающимися снаружи и изнутри. Для открывания кабины необходимо нажать кнопку ручки. Правая дверь может быть за­перта снаружи ключом от включателя зажигания. Внутри кабины устанавливаются сиденье для водителя и двухместное сиденье для пассажиров. Положения сиденья водителя регулируются в про­дольном направлении и по высоте, кроме того, может быть отрегу­лирован наклон подушки сиденья и угол наклона спинки. Подушка пассажирского сиденья устанавливается на подставку, прива­ренную к полу кабины, а спинка навешена на ее заднюю стенку.

Вентиляция кабины, в летнее время осуществляется за счет опускающихся стекол дверей, открытия верхних вентиляционных люков, а также с помощью поворотных форточек в окнах дверей. Свежий воздух может поступать также через правый вентиляционный канал, расположенный в брызговике крыла. В передней части этого канала имеется заслонка, которая управляется вручную через облицовку радиатора. В зимнее время заслонка вентиляционного канала должна быть закрыта.

Отопитель кабины  расположен с правой стороны под панелью приборов. Ввод воздуха в отопитель регулируется заслонкой 14 (рис. 1), расположенной в нижней части кожуха радиа­тора. Рукоятка 15 заслонки может занимать три положения. Пер­вое положение вертикальное, воздух к радиатору поступает только из кабины; второе положение наклонное, заслонка открывает вход воздуха из вентиляционного канала и преграждает доступ свежего воздуха в кабину; третье положение горизонтальное, заслонка открывает вход для свежего воздуха в кабину.

Большая часть нагретого воздуха подается вентилятором в воздухораспределительный канал, меньшая часть — в кабину к ногам пассажира. Из воздухораспределительного канала воздух по шлангам поступает к соплам ветрового стекла и через отверстие в конце канала, перекрываемого заслонкой 3, к ногам водителя. Заслонка управляется рукояткой 1, расположенной на площадке щитка приборов.

Рис. 1. Отопитель кабины автомобиля ЗИЛ-131:

1—рукоятка управления заслонкой воздухораспределительного канала, 2—трос,

3— заслонка распределительного канала, 4—сопло обдува ветрового стекла, 5—кожух распределительного канала, 6 — водяной кран, 7 — водоподводящий шланг,

8— трубопровод  9 — вентилятор,   10 — конденсатор,   11 — электродвигатель,  

12 — добавочное сопротивление, 13 — радиатор, 14 — заслонка отопителя, 15 — рукоятка управления заслонкой отопителя, 16—воздушный шланг

 

Стеклоочиститель (рис. 2) состоит из пневматиче­ского двигателя 2 с золотниковым распределителем и механизмом укладки щеток, встроенным в распределитель, двух щеток 1 с ры­чагами и тягами, крана 4 управления стеклоочистителем. Включается стеклоочиститель поворотом крана против хода часовой стрелки. При вращении головки крана в этом же направлении ско­рость движения щеток увеличивается. При повороте головки крана вправо до упора стеклоочиститель выключается, при этом щетки автоматически укладываются по нижней кромке ветрового стекла. Если механизм укладки щеток не сработает, необходимо вторично включить и выключить кран.

Рис. 2. Стеклоочиститель и устройство для обмыва ветровых стекол ав­томобиля ЗИЛ-131;

1—щетки с рычагами; 2—пневматический двигатель стеклоочистителя; 3 — форсун­ки; 4—кран управления стеклоочистителем: 5 — бачок; 6—педаль насоса: 7—насос

 

Устройство для обмыва ветрового стекла состоит из диафрагменного насоса 10  с ножным при­водом, съемного водяного бачка 9, резиновых шлангов, двух жикле­ров и клапана всасывания с фильтром. При нажатии ногой на педаль порция воды от насоса вытекает из отверстий жиклеров на ветровое стекло; при отпускании педали вода из бачка за счет разрежения поступает в камеру насоса. Направление струй регу­лируется поворотом жиклеров.

У автомобиля ЗИЛ-131 платформа деревянная, с металлической оковкой и металлическими поперечными брусьями, с откидываю­щимся задним бортом. Крепится платформа продольными брусь­ями к лонжеронам рамы при помощи стремянок и кронштейнов. Вдоль боковых бортов установлены откидные скамейки. Задний борт имеет подножку и откидное ограждение. Боковые борта снабжены решетками.

На платформе может быть установлена средняя съемная ска­мейка. В рабочем положении она опирается на передний и задний борта и откидные ножки. От продольных и вертикальных смеще­ний скамейка фиксируется скобами на бортах и фиксатором зад­ней ножки в полу платформы. Средняя скамейка имеет съемную спинку.  В нерабочем положении среднюю скамейку навешивают на левый борт, а спинку — на правый борт платформы. Для этого решетки бортов имеют специальные крючки с запорными шпиль­ками.

Тент платформы надевается на пять дуг и крепится к крючкам на боковых бортах. Дуги устанавливаются в гнезда. В торцах тента имеются клапаны для вентиляции. Сложенный тент уклады­вается в ящик между кабиной и платформой, а дуги устанавлива­ются в гнезда в передней части бортов.

На платформе имеется кнопка для звукового сигнала в кабину. Включатель сигнала укреплен на кронштейне на предпоследней стойке с левой стороны платформы.

Оперение автомобиля придает ему привлекательный внешний вид, уменьшает сопротивление воздуха при движении, предохра­няет двигатель и другие агрегаты и приборы от попадания на них атмосферных осадков и грязи.

К оперению грузового автомобиля относятся: облицовка ра­диатора, капот, боковины капота, крылья, брызговики, подножки. Оперение в сборе крепится к раме автомобиля и к кабине, а брызговики к грузовой платформе. Отдельные элементы оперения съемные.

У автомобиля ЗИЛ-131 капот аллигаторного типа, в открытом положении он, удерживается петлями при помощи пружин и системы рычагов, закрепленных на передней стенке кабины. Замок капота у этих автомобилей смонтирован на верхней части облицовки радиатора.  Чтобы открыть капот, нужно рукой через отверстие в облицовке радиатора повернуть на себя рычаг замка, после чего капот приподнимется на небольшую величину. Через образовавшуюся щель между капотом и облицовкой нажимают на рычаг предохранителя и выводят его крючок из отверстия в облицовке. После этого капот поднимается и устанавливается в открытом положении. Для закрывания капота его необходимо захлопнуть.

 

Кабина автомобиля КамАЗ-4310 трех­местная, цельнометаллическая, сварная. Для удобства обслужива­ния двигателя кабина опрокидывается с помощью гидравлического подъемника. Кабина установлена на раме и закреплена на передних шарнирах и двух задних подрес­соренных опорах, предохраняющих ее от воздействия неровностей дороги.

Кабина оборудована надежной термошумовой изоляцией, мяг­кой обшивкой, удобными регулируемыми сиденьями и другими устройствами, выполненными с учетом современных требований эстетики, эргономики и безопасности труда.

Подъемная передняя облицовочная панель обеспечивает свобод­ный доступ к отопителю, устройствам очистки и обмыва ветровых стекол, к приборам электрооборудования, к монтажным схемам электрических и пневматических систем, к передним опорам ка­бины.

Механизм уравновешивания кабины торсионного типа состоит из двух взаимозаменяемых торсионов с рычагами.  Задние опоры кабины листовые рессоры, работа­ющие с гидравлическими телескопическими амортизаторами.

Механизм   опрокидыва­ния    кабины    автомобиля с гидравлическим приводом и ручным управлением. В качестве рукоятки насоса используется монтажная лопатка для шин или  вороток к ключу для колес.

При поднятой кабине обе стойки препятствуют самопроизвольному опусканию кабины. Для предотвращения случайного складывания ограничителя служит стопорная шпилька. Перед опрокидыванием кабины необходимо затор­мозить автомобиль и установить рычаг переключения передач в ней­тральное положение. Затем повернуть рукоятки обоих запоров кабины в крайнее нижнее положение и вывести из зацепления предо­хранительный крюк правого запора. Установив ручки на насосе в положение подъема кабины и качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, опрокинуть кабину в первое положение (36°). Для предот­вращения случайного опускания кабины закрепить стойки ограни­чителя стопорной шпилькой. Для опускания кабины надо вынуть стопорную шпильку, установить ручки на насосе в положение опускания и качать рукоятку насоса монтажной лопаткой.

Ветровое окно состоит из двух плоских трехслойных полирован­ных стекол типа «триплекс». Применение такого стекла повышает безопасность водителя и пассажира, так как при ударе стекло раз­бивается, но осколки не отделяются от пластмассовой пленки. Два задних окна кабины имеют закаленные неполированные стекла вы­сокой прочности.

Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол (рис. 3) расположено за передней облицовочной панелью кабины и состоит из двух пневматических однощеточных стеклоочистителей,   пневмопроводов и двух кранов управления, левый из которых совмещает управление работой; стеклоочистителя и обмыва ветровых стекол. Стеклоочистители приводятся в действие сжатым воздухом. При вклю­чении стеклоочистителя ручкой крана сжатый воздух подается к зо­лотнику, который распределяет воздух поочередно то в одну, то в дру­гую полость пневмодвигателя, поршень которого приводит в дви­жение рычат со щеткой. При выключении стеклоочистителя в ниж­нем положении ручка крана автоматически возвращается в исходное положение.

Рис. 3. Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол:

1 — фильтр бачка; 2 — стеклоочиститель; 3 — бачок; 4 — скоба крепления бачка; 5 — ско­ба крепления насоса; б — насос обмыва ветровых стекол; 7 — жиклер; 3 — щетка стеклоочистителя; 9 — рычаг щетки; 10 — пневмодвигатель стеклоочистителя; 11 — золотник пневмодвигателя; 12 — ручка управления стеклоочистителями; 13 — кран управления стеклоочистителями;   14 — пневмопроводы.

Устройство для обмыва ветровых стекол состоит из диафрагменного насоса, работающего от сжатого воздуха, бачка и трубок с двумя жиклерами, предназначенными для раз­брызгивания жидкости. Устройство приводится в действие краном управления левым стеклоочистителем, когда ручка крана переме­щается, на себя до упора (нефиксированное положение).

Автомобиль оборудован сиденьем водителя и двумя одноместными сиденьями для пассажиров. Для удобства и уменьше­ния утомляемости сиденье водителя имеет механизм подрессоривания торсионного типа с газонаполненным амортизатором.

Система отопления кабины предназначена для обогрева кабины и обдува стекол ветрового окна и дверей теплым сухим воздухом для предотвращения их обмерзания и запотевания. Радиатор отопителя помещен в нише панели и установлен с внешней стороны, а два вентилятора с электродвигателями размещены в кабине и закрыты съемным защитным кожухом. Радиатор включен в систему охлаждения двигателя. Краны отопителя и заслонки воздухораспределителей управля­ются рычажками, расположенными в нижней части щитка приборов, слева от рулевой колонки.

Платформа автомобиля  КамАЗ-4310  предназначена для перевозки грузов и людей.

Платформа автомобиля металлическая, бортовая, состоящая из основания, шести бортов и каркаса с тентом. Основание плат­формы — металлический каркас, который, состоит из двух профилей, обвязок и трех продольных усилителей. Борта платформы метал­лические. Боковые (по два с каждой стороны) и задний борта от­кидные. Между боковыми бортами имеются откидные стойки, за­крепленные шарнирно в кронштейнах основания. Стойки фиксиру­ются в вертикальном положении специальными болтами и стяги­ваются друг с другом цепью с натяжным устройством. Борта запираются угловыми и боковыми запорами. Пол платформы деревян­ный, состоящий из отдельных съемных щитов. В бортах платформы сделаны гнезда для шести стоек каркаса тента. Стойки соединены дугами  с распорками.

Для перевозки людей платформа обо­рудована тремя продольными рядами сидений. Боковые сиденья откидные и крепятся к решетке каркаса тента на петлях. В рабочем положении сиденья фиксируются на ножках, а в нерабочем — фикси­руются в решетке каркаса тента с помощью двух щеколд. Среднее сиденье съемное и крепится к основанию платформы двумя стяжками. В нерабочем положении сиденья складываются.

Вывод. Кузов автомобиля не только характеризует его внешний вид, но и обеспечивает комфортные условия для водителя и пассажиров, что не маловажно для обеспечения безопасного управления автомобилем.

 

Ответить на вопросы. 


 

2. Назначение, устройство и работа лебедки.

Правила пользования лебедкой.

Лебедка служит для самовытаскивания автомобиля, оказания помощи другой застрявшей технике, а также может быть использована для подъема и опускания грузов.

У автомобиля ЗИЛ-131 лебедка с тяговым усилием 50 кН (5ООО кгс), рабочей длиной троса 65 м, установлена в передней части автомобиля.

Основными частями лебедки являются: червячный редуктор, тяговый барабан (рис. 4) с тросом, кулачковая муфта 4 включения барабана с вилкой и рукояткой, автоматический тормоз. Привод лебедки составляют коробка отбора мощности, установленная на коробке передач, и карданная передача с двумя карданными валами и промежу­точной опорой.

Рис. 4. Лебедка автомобиля :

а - лебедка, б - коробка отбора мощности; 1-опора; 2-вал барабана 3-барабан, 4-муфта; 5-тормозок; 6-рукоятка: 7-червячная шестерня- 8 - картер редуктора; 9 - крышка картера; 10 - червяк; 11 - барабан тормоза;  12-рычаг; 13-ось, 14-картеp коробки отбора мощности, 15. 21 - шестерни; 16 - промежуточный вал, 17 - вторичный вал; 18, 20 - подвижный блок шестерен; 19 – шток; 22-ведущая шестерня

 

Отбор мощности на лебедку включается рычагом 12, верхний конец которого находится в кабине. При его перемещении назад  зубчатый венец подвижного блока шестерен 20 вторичного вала 17 соединяется с зубчатым венцом 21 промежуточного вала 16, что обеспечивает намотку троса. При перемещении верхнего конца рычага вперед блок шестерен перемещается назад, и его шестерня 18 входит в зацепление непосредственно с ведущей шестерней 22 что обеспечивает размотку троса.

Предохранительным устройством лебедки является палец, при помощи которого вилка переднего карданного шарнира соединяется с валом червяка. В случае перегрузки палец ломается, предохраняя от поломок другие детали лебедки.

Для удержания груза от падения в случае среза предохранительного пальца или выключения сцепления служит автоматический тормоз, установленный на валу червяка. При резком вра­щении червяка от массы паяющего груза лента тормоза затягива­ется на его барабане 11 и разматывание троса прекращается.

Правила пользования лебедкой. При движении автомобиля трос лебедки должен быть туго намотан на барабан, а барабан должен быть включен. Отключается барабан только при ручной размотке троса.

Разматывать трос можно вручную или механически. При вклю­чении лебедки на выдачу троса у автомобиля ЗИЛ-131 нужно выжать педаль сцепления, установить рычаг коробки от­бора мощности в положение «Размотка» и отпустить педаль сцепления. При наматывании троса рычаг коротки отбора мощности устанавливается в положение «Намотка». Чтобы разматываемый трос не запутывался, его следует удерживать в натянутом поло­жении вручную.

Для самовытаскивания автомобиля необходимо использовать какой-либо предмет или забить в землю кол с наклоном в сторону, противоположную направлению движения автомобиля, и зацепить за него трос. Затем включить низшую передачу в раздаточной коробке, коробку отбора мощности и первую передачу в коробке передач. Для увеличения силы тяги на тросе необходимо пользо­ваться блоком с цепью, который придается автомобилю. В этом случае блок укрепляется за посторонний предмет, трос пропуска­ется через ролик блока и концом зацепляется за крюк автомобиля (Рис. 5).

При вытаскивании другого (застрявшего) автомобиля следует поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение и за­тормозить автомобиль.

Запрещается пользоваться тросом лебедки для буксировки другого автомобиля, находиться около натянутого троса или под перемещаемым грузом, протягивать трос через дорогу, подтягивать трос под углом более 15°, переключать передачи при подтягива­нии грузов. При работе лебедки частота вращения коленчатого вала двигателя не должна быть большой. Запрещается закладывать вместо предохранительного пальца болты или другие детали.

Нельзя разматывать трос до конца, необходимо оставлять на барабане 3—4 витка, чтобы трос не вырвался из заделки. При дли­тельной работе лебедки нужно делать перерывы для охлаждения масла в редукторе.

 

Рис.  5. Пользование блоком лебедки автомобиля:

а — увеличение силы тяги при   самовытаскивании;   б - изменение   направления силы тяги при вытаскивании   автомобиля;   б— увеличение силы тягя при вытаскивании    автомобиля

 

Конструктивные особенности лебедки установленной на автомобиле КамАЗ-4310:

-       устанавливается в задней части рамы (под кузовом);

-       имеет тросоукладчик, который обеспечивает правильную укладку на барабане троса при углах отклонения его от оси автомобиля, не превышающих 15°;

-       отличается техническими параметрами (рабочая длина троса при выдаче назад 95 м (при выдаче вперед 88 м); максимальное тяговое усилие при выдаче троса вперед 3500 кгс, назад— 5000 кгс, с применением блока — 7000 кгс и  10 000 кгс соответственно).

 

Вывод. Лебедка незаменима для самовытаскивания автомобиля и оказания помощи другой застрявшей технике. Имея в комплекте автомобиля  блок, зная правила пользования лебедкой тяговое усилие лебедки можно увеличить в несколько раз.

 

Ответить на вопросы.                                                          

 

 


 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-      подвести итоги занятия;

-      напомнить тему, цели и учебные вопросы;

-      объявить оценки;

-      ответить на вопросы;

-      отметить активность и дисциплину на занятии;

-      дать задание на самоподготовку.

Используемая литература при составлении методической разработки:

1. В.П. Полосков и др. «Устройство и эксплуатация автомобилей» издательство «ДОСААФ», Москва, 1987 стр. 272-287.

2. В.Л.Роговцев и др. «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств». Изд. «Транспорт», Москва, 1998 г. стр. 299, 303-310, 315-316. 

3. В.И. Медведков и др. «Автомобили КамАЗ», Изд. «ДОСААФ», Москва, 1987, с. 307-338