МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА "ФОНЕТИКА" В ПУНКТ "МОРФОЛОГИЯ"
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА "ФОНЕТИКА" В ПУНКТ "МОРФОЛОГИЯ"

Оценка 4.7
docx
07.01.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА "ФОНЕТИКА" В ПУНКТ "МОРФОЛОГИЯ"
Томенко Л.Н. Лингвистическая игра. Фонетика..docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №1 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»

 

Рассмотрено

на заседании

методического объединения школы гуманитарного цикла

24.11.2021

Руководитель ШМО

Н.И. Доценко

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА

"ФОНЕТИКА" В ПУНКТ "МОРФОЛОГИЯ"

 

 

Томенко Лариса Николаевна,

учитель русского языка и

литературы,

первая квалификационная

категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА

"ФОНЕТИКА" В ПУНКТ "МОРФОЛОГИЯ"

Цель: проверить языковые знания учащихся; формировать вкус, интерес, любовь к русскому языку.

 

ХОД ИГРЫ

1. Выполнение учащимся заданий игры.

1-3балла

1. Есть ли мягкие согласные звуки в данных словах?

1) Машина, 2) шелк, 3) ложиться, 4) братья, 5) рожь,

6) пустошь, 7) сцена, 8) антенна, 9) скучно.

А) есть; б) нет; в) да, есть – в 3,4,9-м

2. Слова венец (житель Вены) и венец (венок) различаются лишь ударением. А в какой форме эти слова различаются также и правописанием?

А) Ни в какой;

Б) во множественном числе;

В) в форме творительного падежа.

3. Объясните, в чем особенность данных слов.

Пора, пахнуть, трусить, избегать, угольный, вычитать.

А) Значения этих слов зависят от ударения;

Б) значения слов не меняются;

В) значения слов изменятся при изменении склонения и спряжения.

4. В названии какого праздника следует писать прописную букву?

А) Т(т)атьянин день;

Б) С(с)очельник;

В) И(и)ванна К(к)упала.

5. В каких словах сочетание чн произносится как шн?

1) Нарочно, 2) скучно, 3) яичница, 4) булочная, 5) коричневый, 6) горчичник,

7) прачечная, 8) пустячный, 9) конечно, 10) Ильинична.

А) во всех, кроме 5-го;

Б) во 2, 7, 8, 10;

В) произносятся слова так, как пишутся.

6. Чем объясняется правописание беглых гласных в словах апельсин, петух, корыто?

А) Этимологией: апельсин – первоначально аппель – яблоко; петух произошло от слова петь; перчатки – перст; корыто изделие из коры;

Б) правилом русской орфографии;

В) правилами орфоэпии.

7. Какие имена существительные могут быть приставками?

А) Пол, род, пир;

Б) таких нет;

В) низ, воз, бес, под.

8. Какое из приведенных словоупотреблений правильное и почему?

1) Пол-лошадью; 2) полметра; 3) полжизнью.

А) ни одно не правильное;

Б) 1, 2, так как в сложных словах с пол- склоняется вторая часть;

В) 2, так как одушевленные существительные с пол, а также существительные с пол, не обозначающие точной половины, не склоняются.

9. Найдите существительные, употребляемые только в единственном числе.

1) Дичь, 2) аппаратура, 3) студенчество, 4) степь, 5) проза, 6) бессонница,

7) рист, 8) ельник, 9) самолет, 10) лень, 11) профессура, 12) терпение.

А) все существительные;

Б) 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 11, 12;

В) 3, 11, 6, 8.

10. Какие существительные, если их разбить на две части, дадут два слова?

1) Балкон, 2) паспорт, 3) подвал, 4) компот, 5) пудель, 6) культура, 7) патрон,

8) газон, 9) барсук, 10) карамель.

А) все; Б) все, кроме 7; В) 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

4-5 баллов

1. Какие прилагательное может превратить данные слова в устойчивые выражение?

Вопрос, речь, дополнение.

А) правильный; Б) прямой; В) удивительный.

2. Укажите, о чем идет речь.

Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле,

когда кто-нибудь внезапно исчез; на него бросают слова и деньги, те кто их не ценит.

А) Талант; Б) сон; В) ветер.

3. К данным фразеологизмам подберите синоним.

Поминай, как звали; как в воду канул; и след простыл; ищи ветра в поле; только его и видели; как сквозь землю провалился.

А) Долго ждать; Б) исчезнуть; В) мгновенно.

4. Образуется ли форма именительного падежа множественного числа от существительных дно, шило, полено, судно(корабль)?

А) Такая форма есть только у двух существительных – судна, поленья;

Б) множественное число не образуется;

В) образуется: донья, шилья, поленья, суда.

5. Как определить, к какой части речи относятся данные слова?

Белила, дали, жгут, пила, надел, припас, припек, рой, строй.

А) И так ясно, что это - существительные;

Б) нужно подобрать к данным словам прилагательные;

В) нужно видеть эти слова в предложении.

6. Где в данных предложениях подлежащее, а где – дополнение?

Мать любит дочь. Весло задело платье. Алмаз режет стекло.

А) Подлежащее: мать, платье, алмаз.

Б) и то и другое существительное во всех предложениях может быть, как подлежащим, так и дополнением, в зависимости от смысла.

В) весло может задеть платье, а не наоборот, значит весло – подлежащее; алмаз режет стекло, значит алмаз – подлежащее; существительное мать и дочь равноценны, значит подлежащим является то, которое стоит на первом месте (мать).

7. Какие из приведенных слов являются однокоренными?

1) Косилка, 2) косец, 3) косьба, 4) косяк, 5) коса.

А) все; Б) 1, 2, 3, 5; В) 1, 5, 4.

8. Какое значение имеет приставка пре- в данных словах?

Пресыщаться, превышать, преувеличивать, преуменьшать, преумножать, превозмогать.

А) значение превышения меры, чрезмерности;

Б) значение изменения вида или состояния;

В) значение приставки определить невозможно.

9. Выберите только те слова, которые могут иметь суффикс –цц и запишите слова с этим суффиксом.

1) Лужа, 2) масло, 3) вода, 4) кожа, 5) желанье, 6) мороз, 7) ружье, 8) пальто.

А) 2,4,5,7;

Б) 1,2,3,4,5;

В) все слова пишутся с суффиксом –цц-.

10. Какие среди данных имен существительных среднего рода яляются одушевленными?

Дитя, долюшка, насекомое, труп, животное, чудовище, страшилище.

А) дитя, насекомое, труп, животное, чудовище, страшилище;

Б) все одушевленные;

В) дитя, насекомое, животное, чудовище, страшилище.

 

6 баллов

1. Каурый (масть лошади) – это:

А) серый;

Б) черный с подпалинами;

В) светло-каштановый, рыжеватый.

2. Запишите только те слова, в которых вместо пропусков следует поставить букву ж.

1) Ду..ка,2) бакла..ка,3) окро..ка,4)фля..ка,5)подно..ка,6) варе..ка, 7) дворня..ка, 8) бума..ка, 9) костя..ка.

(Баклажка, фляжка, подножка, варежка, дворняжка, бумажка.)

3. Найдите слова без корня (с нулевым корнем).

1) Занять, 2) понять, 3) вынуть, 4) тронуть, 5) выпрыгнуть.

А) таких слов нет; Б) 1; В) 3.

4. Какие из перечисленных слов являются существительными?

1) Пять, 2) сотня, 3) тройка, 4) оба, 5) десяток, 6) пара, 7)пятерка.

А) 1,4,6;

Б) 2,3,5,6,7,;

В) ни одно, это все числительные.

5. Укажите синонимы к фразеологизму держать пари.

1) С глазу на глаз; 2) биться об заклад; 3) доводить до белого каления; 4) давать голову на

отсечение; 5) не сойти с этого места; 6)не покладая рук; 7)провалиться на этом месте.

А)1,4,6; Б) все выражения являются синонимами; В)2,4,5,7.

6. К какой части речи принадлежат данные слова?

Душа, нагрев, пошив, мямля, устав, сторожа, корча.

А) имена существительные; Б) имена существительные и деепричастия;

В) деепричастия.

7. Укажите глаголы, от которых можно образовать деепричастия.

1)Стягивать, 2)стричь, 3)развесить, 4)взять, 5)мокнуть, 6)шить, 7)писать, 8)убегать, 9)морщить, 10)выпекать.

А) ото всех глаголов можно образовать деепричастия; Б) от 4,7,8,9,10;

В) от 1,3,4,8,9,10.

8. Укажите прилагательные, которые употребляются с морфемой дву-?

1) …недельный отпуск; 2) …ликий Янус; 3) …составное предложение; 4) …личный человек;

5) …горбый верблюд; 6) …жильный человек; 7) …колесный велосипед.

А) все; б)2,3,4,5,6; в)2,5,7.

9. Какова фарма родительного падежа множественного числа данных существительных?

1)апельсин,2)гектар,3)грамм,4)носок,5)рельс,6)шофер,7)грузин,8)сапог,9)чулок,10)солдат.

А)все существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание –ов;

Б)окончания –ов имеют такие существительные: сапогов, чулков, носков; у остальных –нулевое окончание;

В)окончание –ов имеют такие существительные: апельсинов, гектаров, граммов, носков ,рельсов, шоферов, у остальных –нулевое окончание.

10. В каких существительных есть суффикс –ок?

Замок, термок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток.

А)теремок, лесок, песок, мирок, листок;

Б)во всех существительных;

В)замок,песок,венок,мирок.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА "ФОНЕТИКА"

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА "ФОНЕТИКА"

Какое из приведенных словоупотреблений правильное и почему? 1)

Какое из приведенных словоупотреблений правильное и почему? 1)

Б) и то и другое существительное во всех предложениях может быть, как подлежащим, так и дополнением, в зависимости от смысла

Б) и то и другое существительное во всех предложениях может быть, как подлежащим, так и дополнением, в зависимости от смысла

А) 1,4,6; Б) 2,3,5,6,7,; В) ни одно, это все числительные

А) 1,4,6; Б) 2,3,5,6,7,; В) ни одно, это все числительные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2022