Методическая разработка литературной гостиной «По страницам эпохальной жизни А.И. Солженицына» (к 100-летию А.И. Солженицына).

  • docx
  • 03.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала (к 100-летию А.И. Солженицына)..docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лянторский  нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 Зам.директора   ЛНТ (филиала)

ФГБОУ ВО «ЮГУ»

_________ Кийдан О.В.

«______»______20___г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка литературной гостиной

«По страницам эпохальной жизни А.И. Солженицына»

(к 100-летию А.И. Солженицына).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: преподаватель

русского языка и литературы

Абдулманафова Г.С.

 

 

 

 

 

2018г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.​ Пояснительная записка.

2.​ План мероприятия.

3. Ход мероприятия.

4.​ Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

А.И. Солженицын – драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе, человек необычной судьбы, самобытный писатель. Его личность и творчество неоднозначно воспринимаются современниками, высказываются совершенно противоположные точки зрения на его вклад в развитие русской литературы.

Литературная гостиная знакомит с жизнью и творчеством А.И.Солженицына, с испытаниями, выпавшими на его долю, приоткрывает завесу тайны личной жизни писателя.

Особенностью представленной работы является использование отрывка из автобиографического рассказа «Матренин двор», две любви в жизни писателя, воспоминания Натальи Решетовской, цитаты и награды писателя,  первое интервью Солженицына после высылки.

Представленный материал способствует развитию у обучающихся интереса к творчеству А. И. Солженицына, раскрывает новые грани личности писателя. 

Методическая разработка включает:

1)  сценарий внеклассного мероприятия;

2)  презентации «По страницам эпохальной жизни А.И. Солженицына»

В представленном сценарии  отражено содержание литературной гостиной, его основные этапы. Литературная гостиная сопровождается демонстрацией презентаций.

Материал данного мероприятия очень актуален. Его могут использовать библиотекари, преподаватели литературы на уроках или во внеурочное время.  Данный материал рекомендован для студентов 1 курсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.​ План мероприятия.

 

Место проведения: библиотека Лянторского нефтяного техникума

 

Участники: студенты 1 курса

 

Тема: «По страницам эпохальной жизни А.И. Солженицына» (к 100-летию А.И. Солженицына).

 

Цель: познакомить обучающихся  с жизнью, деятельностью и произведениями

А. И. Солженицына; на примере жизнестойкости писателя развивать у студентов нравственные качества, умение отстаивать свою гражданскую позицию.

 

Задачи: 

1) пробудить интерес к личности и творчеству А.И. Солженицына;

2) показать гениальность и внутреннюю силу писателя;

3) воспитывать любовь к чтению и книге.

 

Оформление: портрет А.И. Солженицына, выставка книг А.И. Солженицына, высказывания Солженицына.

 

Оборудование:  компьютер, мультимедийная презентация «По страницам эпохальной жизни А.И. Солженицына» с видеофрагментами, музыка Александра Шеффер (французский музыкант) «Ундер Юр Минд»

 

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

 













 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ход мероприятия

 

1.     Вступительное слово преподавателя.

2.     Эксперт (Шацков Кирилл, студент группы 6АП80).

11 декабря 2018 года исполнится 100 лет со дня рождения Александра Солженицына. Александра Солженицына сегодня знают во всем мире. Лауреат Нобелевской премии, автор книги «Архипелаг ГУЛАГ», выдающийся социальный мыслитель – одна из ключевых фигур в истории XX века.

Значение творчества Александра Солженицына, как и его вклад в литературу России, трудно переоценить, именно поэтому Президент России  В.В. Путин издал Указ о праздновании юбилея писателя в 2018 году. (слайд 1)

 

Ведущий 1. Корнилов Александр, студент группы 6АП70

Здравствуйте, уважаемые студенты, преподаватели. Сегодня мы собрались, чтобы провести литературную гостиную, посвященную 100-летию со дня рождения Александра Исаевича Солженицына. Вся литературная общественность празднует эту дату.  А недавно ЮНЕСКО высказались  о намерении  включить  творчество  писателя в список  мирового культурного наследия. Сегодня студенты Лянторского  нефтяного техникума тоже не обошли вниманием это событие, своими сообщениями о жизни и творчестве писателя  пробудят интерес к личности и творчеству А.И. Солженицына, покажут гениальность и внутреннюю силу писателя.

 

3.     Жизнь и творчество писателя.

(Сообщения студентов 1 курса с использованием презентации, подготовленные обучающимися).

 

Студент 1. ( читает Михайлова Анастасия, студентка группы 6РЭ81).

Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) – советский писатель, историк, политический деятель. Большую часть жизни выступал против коммунистических идей и политического устройства СССР. Родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодск. Жизнь его отца Исаакия Семеновича, крестьянина, трагически оборвалась за несколько месяцев до рождения сына (он погиб от случайного выстрела на охоте). Мать Таисия Захаровна (в девичестве Щербак), дочь зажиточного хуторянина на Кубани, получила прекрасное воспитание и образование (училась в Москве на сельскохозяйственных курсах княгини Голицыной). Бедствующая семья в 1924 году переехала в Ростов-на-Дону, где Александр пошел в школу.  Благодаря заботам матери будущий писатель закончил школу (в Ростове) и поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет. Заочно учился в Московском институте истории, философии и литературы, преподавал математику и астрономию в одной из школ Морозовска (недалеко от Ростова). (слайды 2-5)

 

Ведущий 2. Чернобай Артем, студент группы 6АП80

Жизнь писателя и общественного деятеля скрасили две женщины. С одной он познал счастье первой любви, а вторая стала его помощницей, другом, матерью его детей. Две любви, как две жизни. Солженицын в расцвете и та первая жена Наталья Решетовская. Несбывшаяся русская династия и литература. (слайд 6)

 

Ведущий 1.

 В 1941 году Александр Исаевич окончил Ростовский университет. За год до этого он женился на Решетковской.  Из воспоминаний Натальи Решетковской.

 

Студент  2 (читает Провоторова Полина, студент группы 6РЭ81)

«В 1936 году у нас с Саней все только начиналось. Тогда я была для него Наташенька, Натуська. Мы оба тогда учились в Ростовском университете, я — на химфаке, а Саня — на физмате. А знакомство наше было очень неожиданным (произошло это на первом курсе): как-то я с друзьями — Раечкой Карпоносовой, Кириллом Симоняном и Кокой (Колей Виткевичем) — стояла в вестибюле, и вдруг прямо на нас с верхнего этажа в буквальном смысле слова свалился большой, высокий и разлохмаченный Морж (такое прозвище было у студента Солженицына). Странно, но все почему-то считали, что мы знакомы. И на удивленный вопрос Сани: «Кто эта девушка?» — ему кто-то из ребят ответил: «Да это же Наташа, она, как мы». Так и стали дружить. 7 ноября мы с мамой задумали провести дома вечеринку, и к нам в числе других гостей пришел и Саня. И, перед тем как сесть за стол, мы должны были вымыть руки. А так как особых удобств не было, то на руки поливали из кружки. Мне поливал Саня и во время этой «процедуры» сделал мне первый комплимент: сказал, что я очень хорошо играю на рояле. После этого Саня сделал, если можно так сказать, почти признание, он посвятил мне стихи, стихи не простые — акростихи (когда из первых букв складывается слово, в данном случае это было «Наташа Решетовская». (слайд 7)

 

Студент 3 (читает студент группы 6РЭ81, Абидов Дониёр)

А ведь знали они друг друга много лет, познакомились на первом курсе Ростовского университета. Через три года поженились. Но вскоре будущий писатель ушел на войну, вернувшись домой другим человеком спустя много лет. Ведь в 1945-м он был арестован и на 11 лет отправлен в лагеря. Все это время Наталья Алексеевна отправляла посылки мужу в Казахстан, в печально знаменитый ГУЛАГ. Тогда из-за истощения у нее началась тяжелая болезнь...

Увы, работая над принесшим писателю славу и Нобелевскую премию «Архипелагом ГУЛАГ», Александр Исаевич полюбил другую - свою помощницу Наталью Дмитриевну. Через некоторое время она забеременела. Узнав об этом, Решетовская написала предсмертное завещание и проглотила убийственную дозу мединала - 36 пилюль. Слава Богу, Солженицын вовремя вызвал местного фельдшера, тот ввел в кровь глюкозу и отправил Наталью в больницу, где Решетовская проспала трое суток и пришла в себя. Ее спасло то, что она запила таблетки холодной водой, а не горячей.  (слайд 8)


Студент  4 (читает студент группы 6РЭ81,  Шалапаев Тимур)

Оставшись в живых после неудачной попытки самоубийства, Решетовская согласилась дать мужу развод, с которым тянула уже два года. Но все равно надеялась, что одумается, вернется. Говорят, она даже хранила под подушкой запасной ключ от своей квартиры для Саши. Но он не вернулся. Потом были второй ребенок, двадцатилетняя эмиграция в США и всего лишь пара писем, присланных Наталье Алексеевне. А она все ждала, перенеся тяжелейшую операцию.  Наталья Решетовская написала шесть книг мемуаров о своем бывшем муже. Многие вещи, описанные в ее воспоминаниях, глубоко оскорбили писателя. Даже после своего возвращения на родину Солженицын отказался встречаться со своей первой супругой, однако до конца дней помогал ей материально через Наталию Дмитриевну.

В последние три года Решетовская была прикована к постели, сломав шейку бедра. Она знала, что скоро умрет, и часто спрашивала у друзей, как они думают, придет ли Солженицын ее хоронить. Переживала. А умерла тихо, во сне. (слайд 9)

 

Студент 5 (читает студент группы  6РЭ81, Такаев  Едгор)

С началом войны, несмотря на слабое здоровье, Александр Солженицын  стремился на фронт. После призвания и года службы, был отправлен в Костромское военное училище, где получил звание лейтенанта. С 1943 года был командиром батареи звуковой разведки. За проявленное мужество (после взятия Орла) Солженицын получил орден Отечественной войны 2-й степени. Орден Красной Звезды (после взятия Бобруйска) – вторая фронтовая награда будущего писателя. Позже стал старшим лейтенантом, затем капитаном. На фронте Солженицын продолжал интересоваться общественной жизнью, но стал критически относиться к Сталину (за «искажение «ленинизма»); в переписке со старым другом (Николаем Виткевичем) ругательно высказывался о «Пахане», под которым угадывался Сталин. За это был арестован, осужден на 8 лет пребывания в лагерях.

2 февраля 1945 года последовало телеграфное распоряжение № 4146 о немедленном аресте Солженицына и доставке его в Москву.  

3 февраля армейской контрразведкой начато следственное дело 2/2 № 3694—45.

9 февраля Солженицын в помещении штаба подразделения был арестован, лишён воинского звания капитана, а затем отправлен в Москву, в Лубянскую тюрьму.

В 1945 – Солженицына приговорили к 8 годам исправительно-трудовых лагерей, 5 лет провёл в Москве и Подмосковье, 3 – в Средней Азии.

В 1952 году, пройдя круги тюремного ада, стал свидетелем восстания заключённых в Экибастузе.  «Лагерь – отрицательная школа жизни…» - писал  А.И.Солженицын (слайд 10)

 

Студент  6 (читает студент группы 6ТЭО80, Перевозчикова Елизавета)

Сосланный на вечное поселение в Казахстан, сочинивший уже несколько произведений, Солженицын узнаёт, что смертельно болен: диагноз – рак. И снова, как в житии, происходит чудо – рак отступает. «Пока я пишу – у меня отсрочка», - признавался впоследствии Солженицын. Ещё месяц назад в облоно Солженицыну, искавшему места учителя, заявили, что все школы района полностью укомплектованы, а теперь назначили преподавателем физики и математики в оба выпускных класса средней школы им. Кирова села Кок-Терек (Берлик) за три недели до экзаменов. (слайд 11)

 

Студент  7 (читает студент группы 6РЭ82, Яковлев  Глеб)

В 1956-м году после ХХ съезда КПСС ссылка для осуждённых по 58-й была упразднена. Солженицына тянуло в русскую глушь, в русскую деревню средней полосы, где можно было бы учительствовать и спокойно писать. По окончании учебного года он навсегда покинул Кок-Терек и перебрался во Владимирскую область, в деревню Мильцево. Здесь он поселился в избе Матрёны Васильевны Захаровой, чей образ увековечит в рассказе «Матрёнин двор».

Там встретил бывшую жену, которая развелась с ним до освобождения, и снова заключил брак 2 февраля 1957 года. Позже оба они признают, что совершили ошибку, попытавшись второй раз войти в одну и ту же реку. Наталья полностью посвятила себя мужу. Она старательно помогала ему во всем, выполняла все его желания. Но ее Саня все больше отдалялся от нее. Публикации Солженицына, пропитанные злостью к ошибкам партии — критиковались, запрещались, изымались из библиотек, а новые книги стали выходить в свет по каналам самиздата и за границей. (слайд 12)

 

Студент 8 (читает студент группы 6АП80, Магомедов Радмир)

Затем переезд в Рязанскую область и работа в деревне учителемВ Рязань Александр Солженицын приехал после реабилитации в 1956 году, потому что здесь работала в сельскохозяйственном институте его первая жена Наталья Решетовская. В сущности, Рязань - это город, в котором Солженицын стал знаменит. Именно здесь был написан «Один день Ивана Денисовича», после публикации которого в «Новом мире», заговорили «о появлении в русской литературе большого писателя». Солженицын прожил в Рязани 12 самых плодотворных лет: здесь он, по его словам, начинает «необыкновенно много сразу» – «Архипелаг ГУЛАГ», «Круг первый». Автор создаёт произведения, в которых воплотил свои размышления о смысле жизни, о человечности, о борьбе добра и зла, о жизни и смерти: «Матрёнин двор», «Раковый корпус».  При этом все время работал учителем физики и астрономии. Лишь немногие из них появились в советской печати, большинство текстов публиковалось на Западе, печаталось на машинке либо просто переписывалось по ночам, чтобы утром передать кому-то другому. Рязанская школа была последней, в которой Александр Солженицын работал по специальности.  (слайд 13).

 

Студент  9 (читает студент группы 6АП80, Кун Сергей)

в 1968 году писатель познакомился с Наталией Светловой. Она помогала ему в перепечатке рукописей. К моменту знакомства Александр Солженицын успел стать знаменитым, а вскоре и опальным писателем. А.Солженицын неустанно трудился и нуждался в помощи. Наталья, 29-летняя аспирантка МГУ подходила на роль помощницы почти идеально. Она тоже была очень трудоспособна, энергична, да к тому же разделяла взгляды Александра Исаевича. По словам писателя с того момента, как он положил ей руки на плечи, их жизни переплелись и закружились. Он называл ее Алей, именно ей суждено было стать его музой и путеводной звездой. Но он еще два года метался между двумя женщинами. С одной стороны была Наташа, которую он когда-то очень любил. С другой – Аля, без которой он не мог представить себе дальнейшей жизни. Вопрос решился, когда Наталия сообщила ему о том, что ждет ребенка. Только тогда он, наконец, заговорил с женой о разводе. (слайды 14 - 15)

 

 

 

Студент 10 (читает студент группы 6АП80,  Маршанкулов Ибрагим).

Но Наталья никак не хотела отпустить своего мужа. Она всячески затягивала дело, всеми силами стараясь удержать мужа и не дать ему развода. По слухам, она даже писала на него доносы в КГБ. Этот мучительный процесс длился целых три года, полностью вымотав всех участников любовной драмы. К тому моменту, как она дала свое согласие на развод, у Солженицына и Наталии Светловой уже подрастали двое сыновей, а они ожидали появления на свет третьего ребенка.  С Наталией Дмитриевной Солженицын прожил до конца своих дней. 12 февраля 1974г. Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства. Поводом стал выход «Архипелага ГУЛАГ» и антисоветская, по мнению руководства страны, деятельность писателя. Идею высылки поддержал Юрий Андропов, арест и ссылку поддержали Леонид Брежнев, Алексей Косыгин, Андрей Громыко, Николай Подгорный. Из членов Политбюро только глава МВД Николай Щелоков предлагал обойтись без репрессий в отношении писателя, однако его голос так и не был услышан. В итоге возобладала точка зрения Юрия Андропова.  13 февраля он был выслан из СССР (доставлен в ФРГ на самолёте).  Через шесть недель супруге с детьми разрешили присоединиться к мужу. Они прожили в эмиграции долгих 20 лет. Осенью 1994г. Александр Исаевич Солженицын, вернувшийся в Россию после 20-летнего изгнания, приедет в Рязань. (слайд 16)

 

Студент 11 (читает студент группы 6ТЭО80,  Кустяев Ранис).

С 1974 Солженицын жил в ФРГ, в Швейцарии (Цюрих), с 1976 — в США (в штате Вермонт жил 20 лет), куда был насильственно выслан после выхода первого тома книги «Архипелаг ГУЛАГ». За 20 лет эмиграции в Германии, США и во Франции опубликовал большое количество произведений. «Красное колесо» - многотомный роман о революции и гражданской войне, публицистические статьи «Жить не по лжи!», «Мир и насилие» и другие, трактат «Как нам обустроить Россию?» - Солженицын осмелился сказать правду. (слайды 17-18)

 

Ведущий 2. Сохранилась запись первого интервью Солженицына после высылки. (Прослушивание  интервью http://svidetel.su/audio/870). Радио Немецкая волна.  Бывшее и несбывшееся с Г.Гусейновым - Первое интервью А.Солженицина высланного из СССР.

 

Студент 11 (читает студент группы 6ТЭО80,  Кустяев Ранис).

С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына изменилось. Были опубликованы многие его произведения, например, в журнале «Новый мир» в 1989 году вышли отдельные главы книги «Архипелаг ГУЛАГ».

В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве, в декабре того же года удостоен Государственной премии РСФСР за книгу «Архипелаг ГУЛАГ».

Вместе с семьёй Солженицын вернулся на родину 27 мая 1994 года. Талант писателя был оценён по достоинству: ему была подарена государственная дача «Сосновка-2» в Троице-Лыкове, в 1997 году он был избран действительным членом Российской академии наук, награжден Большой золотой медалью имени М.В. Ломоносова (1998 г.), Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2007 г.). (слайд 19)

 

Ведущий 1. Имя Александра Солженицына стало известно в период «хрущёвской оттепели» (60-е годы 20 века), затем…исчезло на многие годы, потому что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения, которые вызвали гнев отечественных чиновников от литературы. В основу его произведений легли страшные воспоминания тех, кто уцелел после сталинских репрессий. Не случайно А.И. Солженицына назвали классиком «лагерной» прозы.

 

 Ведущий 2. Познакомимся с наградами писателя (слайд 20-22)

 

Награды писателя

Боевые награды

˗         Орден Отечественной войны II степени (1943)

˗         Орден Красной звезды (1944)

˗         Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» (1957)

Отечественные награды и премии

˗         Государственная премия СССР (1990) от награды отказался

˗         Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова (1998)

˗         Орден святого князя Даниила Московского (1998)

˗         Орден Святого Андрея Первозванного (1998) от награды отказался

˗         Государственная премия РФ в области литературы и искусства (2006)

˗         Приз "За честь и достоинство" Национальной литературной премии "Большая книга" (2008) посмертно

Иностранные и международные награды

˗         Нобелевская премия по литературе (1970)

˗         Премия Союза итальянских журналистов «Золотое клише» (1974, Италия)

˗         Темплтоновская премия за успехи в исследовании или открытия в духовной жизни (1983, Великобритания)

˗         Литературная награда Американского Национального Клуба Искусств (1993, США)

˗         Литературная премия им. Бранкати (1995, Италия)

˗         Большая премия Французской Академии морально-политических наук (2000, Франция)

˗         Орден Святого Саввы 1-й степени (2004, Сербия)

˗         Премия Фонда «Живко и Милица Топалович» (2007, Сербия)

˗         Большой крест ордена Звезды Румынии (2008, Румыния) посмертно

˗         Членство в научных организациях

˗         Почётный член Американской академии искусств и литературы (1969, США)

˗         Почётный член Национального института искусства и литературы (1969, США)

˗         Действительный член Российской Академии наук (1997, Россия)

˗         Почётный доктор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. (2003, Россия) (слайд 18)

 

Студент  12 (читает Фейламазов Ариф, студент группы 6ТОР80)

12 июня 2007 года президент В.В. Путин посетил Солженицына и поздравил его с присуждением Государственной премии.

Вскоре после возвращения автора в страну была учреждена литературная премия его имени (25 тысяч долларов) для награждения писателей, творчество которых обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы. Первым лауреатом стал филолог В.Н. Топоров.

Последние годы жизни А.И. Солженицын провёл в Москве и на подмосковной даче. В конце 2002 года перенёс тяжёлый гипертонический криз, последние годы жизни тяжело болел, но продолжал писать. Вместе с женой Наталией Дмитриевной — президентом Фонда Александра Солженицына — работал над подготовкой и изданием своего самого полного, 30-томного собрания сочинений. После перенесённой им тяжёлой операции у него действовала только правая рука.

Александр Исаевич скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своём доме в Троице-Лыкове. Смерть наступила в 23:45 по московскому времени от острой сердечной недостаточности. (слайды 23 -24).

 

Ведущий 1.

Сейчас предоставляется слово Стюф Любовь Васильевне, библиотекарю Лянторского нефтяного техникума, которая проведет обзор книг А.И. Солженицына, представленные на выставке.

 

4.     Выставка и обзор книг А.И. Солженицына.

 

Ведущий 2.

Рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор», произведение во многом автобиографичное. Первоначально оно называлось «Не стоит село без праведника». Героиня – Матрёна Васильевна – пожилая женщина, вдова, всю свою жизнь проработала в колхозе за трудодни, но пенсии так и не заработала ни рубля, но в работе она находит смысл своей жизни. Матрёну не понимали ни сёстры, ни жители села – не похожая на других, она – особенная. Таким в жизни трудно. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» - так писал о своей героине автор. (слайд 25).

 

5.     Приём «Громкое чтение» (в течение 5 минут обучающиеся читают вслух отрывок из рассказа Солженицына «Матрёнин двор»).

«Матрёнин двор»

Отрывок  из рассказа

Читает  Шаборшин  Андрей, студент группы 6ТЭО80

Раз, придя из школы, я застал в нашей избе гостя. Высокий чёрный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле, который Матрёна выставила ему на середину комнаты, к печке-голландке. Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены чёрные, едва выказывая уши, поднимались к чёрным космам, свисавшим с темени; и ещё широкие чёрные брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку. Во всём облике старика показалось мне многознание и достойность. Он сидел ровно, сложив руки на посохе, посох же отвесно уперев в пол, - сидел в положении терпеливого ожидания и, видно, мало разговаривал с Матрёной, возившейся за перегородкой.

Читает  Сухоголовый Вадим, студент группы 6ТЭО70

Когда я пришёл, он плавно повернул ко мне величавую голову и назвал меня внезапно:
  - Батюшка!... Вижу вас плохо. Сын мой учится у вас. Григорьев Антошка...
Дальше мог бы он и не говорить... При всём моем порыве помочь этому почтенному старику, заранее знал я и отвергал всё то бесполезное, что скажет старик сейчас. Григорьев Антошка был круглый румяный малец из 8-го «Г», выглядевший, как кот после блинов. В школу он приходил как бы отдыхать, за партой сидел и улыбался лениво. Уж тем более он никогда не готовил уроков дома. 

 <…>  из году в год его переводили, и он ясно усвоил, что, как бы учителя ни грозились, всё равно в конце года переведут, и не надо для этого учиться. Он просто смеялся над нами. Он сидел в 8-м классе, однако не владел дробями и не различал, какие бывают треугольники. По первым четвертям он был в цепкой хватке моих двоек - и то же ожидало его в третьей четверти.

Читает  Яшина Виктория, студент группы 6РЭ81

Но этому полуслепому старику, годному Антошке не в отцы, а в деды и пришедшему ко мне на униженный поклон, - как было сказать теперь, что год за годом школа его обманывала, дальше же обманывать я не могу, иначе развалю весь класс, и превращусь в балаболку, и наплевать должен буду на весь свой труд и звание своё?

И теперь я терпеливо объяснял ему, что запущено у сына очень, и он в школе и дома лжёт, надо дневник проверять у него почаще и круто браться с двух сторон. 
   - Да уж куда крутей, батюшка, - заверил меня гость. - Бью его теперь, что неделя. А рука тяжёлая у меня.

В разговоре я вспомнил, что уж один раз и Матрёна сама почему-то ходатайствовала за Антошку Григорьева, но я не спросил, что за родственник он ей, и тоже тогда отказал. Матрёна и сейчас стала в дверях кухоньки бессловесной просительницей.

 

Ведущий 2.

Спасибо, ребята, за чтение. Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, хотелось бы почитать для вас цитаты великого писателя, представленные на слайдах.

Читают студенты поочередно

Студент 1. Милосердная к мужчинам, война унесла их. А женщин оставила домучиваться. («Раковый корпус»).

Студент 2. Что дороже всего в мире? Оказывается: сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильней тебя, они были и будут, но пусть — не через тебя. («В круге первом»).

Студент 3. Все ж ты есть, Создатель, на небе. Долго терпишь, да больно бьешь.

Студент 4. Как ни смеялись бы мы над чудесами, пока сильны, здоровы и благоденствуем, но если жизнь так заклинится, так сплющится, что только чудо может нас спасти, мы в это единственное, исключительное чудо — верим! («Раковый корпус»).

Студент 5. Тот и мудрец, кто доволен немногим.

Студент 6.

-Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху. («Один день Ивана Денисовича»)

-Искусство – это не что, а как.

Студент 7. Когда глаза неотрывно-неотрывно смотрят друг в друга, появляется совсем новое качество: увидишь такое, что при беглом скольжении не открывается. Глаза как будто теряют защитную цветную оболочку, и всю правду выбрызгивают без слов, не могут её удержать.

Студент 8. …один дурак столько задаст вопросов, что сто умных не справятся ответить.

Студент 9. А человечество ценно, всё-таки, не своим гроздящимся количеством, а вызревающим качеством.

Студент 10. Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как умру — не знаю. («Матренин двор»)

Студент 11. Не бойся пули, которая свистит, раз ты ее слышишь – значит, она уже не в тебя. Той единственной пули, которая тебя убьет, ты не услышишь.

Студент 12. Умного на свете много, мало — хорошего. (слайд 26-29)

 

Эксперт (Шацков Кирилл, студент группы 6АП80).

Очень хотелось бы, ребята, чтобы запомнились вам слова А.И. Солженицына, а, может, для кого-то одна из его цитат станет девизом в жизни. Наше  знакомство с жизнью и творчеством писателя мы продолжим на уроках литературы. Если понравилась вам сегодняшняя встреча, то, покидая нашу литературную гостиную, подержите в руках книгу А.И. Солженицына с представленной выставки, которую вам захотелось прочитать в ближайшем будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.​ Список использованной литературы.

 

1.   Л.И. Косивцова. Открытые уроки. Литература. Выпуск 2. 2005г.

2.   М.Н. Кузнецова и др. Литературные вечера. М., «ВАКО», 2006г.

3.   А.И. Солженицын «Не стоит село без праведника», М., 1990г.

4.   Интернет - ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список произведений А. И. Солженицына

РАННЕЕ

Лагерные стихи

Дороженька

 

РАССКАЗЫ

Один день Ивана Денисовича

Матрёнин двор

Правая кисть

Случай на станции Кочетовка

Для пользы дела

Захар-Калита

Как жаль

Пасхальный крестный ход

Эго

На краях

Молодняк

Настенька

Абрикосовое варенье

Всё равно

На изломах

Желябугские выселки

Крохотки

 

ПЬЕСЫ И СЦЕНАРИИ

Пир победителей

Олень и шалашовка

Пленники

Знают истину танки

Свеча на ветру

Тунеядец

 

РОМАНЫ

В круге первом

Красное Колесо: В 4 Узлах

 

ПОВЕСТИ

Люби революцию

Раковый корпус

Адлиг Швенкиттен

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Архипелаг ГУЛАГ: В 7 частях

Двести лет вместе: В 2 частях

 

ПУБЛИЦИСТИКА

Нобелевская лекция

На возврате дыхания и сознания

Раскаяние и самоограничение

Образованщина

Мир и насилие

Жить не по лжи!

Орбитальный путь

Измельчание свободы

Гарвардская речь

Наши плюралисты

Размышления над Февральской революцией

Темплтоновская лекция

Как нам обустроить Россию?

Игра на струнах пустоты

Мы перестали видеть цель

«Русский вопрос» к концу XX века

Россия в обвале

Исчерпание культуры?

Перерождение гуманизма

 

О ЛИТЕРАТУРЕ   

Протеревши глаза

По донскому разбору

Колеблет твой треножник

Литературная коллекция

 

МЕМУАРЫ

Бодался телёнок с дубом

Угодило зёрнышко промеж двух жерновов

Экранизации произведений

А. И. Солженицына


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также