Методическая разработка "Мастерская Деда Мороза". "Игрушки своими руками".
Оценка 5

Методическая разработка "Мастерская Деда Мороза". "Игрушки своими руками".

Оценка 5
Занимательные материалы +3
pdf
07.06.2024
Методическая разработка "Мастерская Деда Мороза". "Игрушки своими руками".
Методическая разработка внеурочного занятия Мастерская Деда Мороза.pdf

 

 

Методическая разработка  внеурочного занятия

 

«Мастерская Деда Мороза»,

«Новогодние игрушки своими руками»

 

Составитель:

 учитель начальных классов,  педагог- организатор 

Лизнева Ю.В.

 

 

 

2023 г

 

Цель занятия: Формирование интереса к истории, традициям и обычаям празднования Нового года в процессе изготовления новогодних игрушек.

Задачи занятия:

Обучаемые:

       закрепить умение использовать бросовый материал для изготовления поделок;

       совершенствовать умение работать по технологическим картам; Развивающие:

       развивать способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;

       развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение.

Воспитательные:

       воспитывать эстетический вкус и желание доводить работу до конца;

       воспитывать  умение планировать  и организовывать свою деятельность.

Оборудование: 

       готовые образцы новогодних игрушек;

       технологические карты,

       инструменты (ножницы, бумага, клей),

       заготовки  деталей поделок на каждого ребенка;

       старые и современные новогодние игрушки

Планируемые результаты:

Воспитанники будут уметь:

       Пользоваться необходимыми инструментами;

       Выполнять поделку из бросового материала.

Воспитанники будут знать:

       Историю и традиции празднования Нового года;

       Технику безопасности при работе с инструментами;

       Технологию работы и свойства материалов, необходимых для изготовления поделки.

Тип занятия: изучение нового материала.

Занятие рассчитано на детей 8-9 лет, продолжительность занятия - 40 минут.

Форма проведения занятия: творческая мастерская.

Используемые технологии:

-ИКТ (презентация);

-игровая технология;

- технологи сотрудничества

Оборудование занятия: ноутбук, экран.

Структура занятия:

1.Организационный этап (3 мин).

2.Основной этап. (12 мин.)

3.Практический этап. (20 мин.)

4.Итоговый этап. Обобщение. Мотивация на дальнейшую деятельность. Рефлексия. (5 мин.)

 

Ход занятия

1.Организационный этап (3 мин.)

-Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие ребята!

-Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? 

-Покажите  СМАЙЛИКИ.

.- Мы рады, что у вас хорошее настроение! Давайте постараемся, чтобы этот урок всем понравился и принес пользу. Не забывайте о том, что надо внимательно слушать вопросы учителей и ответы своих товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

-Ребята, а какой сейчас месяц?( декабрь). А декабрь, это начало какого времени года? (зимы).

Зимой мы все с нетерпением ждём самый веселый, самый волшебный и любимый праздник в году.

Каждый в доме его ждёт

Этот праздник (Новый год)

А кто же главный герой Нового года? (Добрый Дедушка Мороз)

Каждый ждет доброго дедушку и его подарков. И к нам сегодня утром пришла телеграмма от ДМ

«Дорогие ребята! Я знаю, что вы большие молодцы и очень хорошо умеете украшать ёлочки к НГ. Передаю вам ёлочку- необычную, маленькую и сказочную. Помогите, пожалуйста, подготовить ее к НГ. Сделайте игрушки своими руками и украсьте ее на свой вкус. В помощь вам передаю технологические карты урока и правила поведения во время работы в группах. Верю, что вы меня не подведёте, а я вас отблагодарю!» Ваш Дедушка Мороз.

-В новогоднюю ночь возможны любые чудеса, и не зря в полночь, пока часы отбивают последние мгновения уходящего года, взрослые и дети стараются загадать самые заветные желания, веря в то, что они исполнятся.

-Я начну, а вы должны продолжить /загадки можно загадать по классам/

Елочку смолистую,

Стройную, душистую

Сами будем … (украшать)

Сами будем … (наряжать)

Закружатся на елочке игрушки – Разноцветные фонарики, … (хлопушки)

И завертятся на елочке флаги

Из пунцовой,  из серебряной … (бумаги)

На самую верхушку елочки

Сделаем золотую …(звездочку), Гирлянды и матрешки

Изготовят детские … (ладошки)

Заблестит на елочке

Каждая … (иголочка)

Потому что нынче у ворот

Постучался к нам веселый … (Новый год).

-Ребята, а вы любите Новый год? А чем он вам нравится?

А какие традиции празднования Нового года вы знаете?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 

Ученик:  -Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками. Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В зимнем лесу вокруг елок зажигали костры и пели песни.

 Ученик:

 В России праздник стали праздновать с 1700 года после указа царя Петра 1.  В этом указе царь Петр I велел людям ставить на воротах деревья или ветви сосновые, еловые и можжевеловые, чтобы стояло это украшение с 1-го по 7-е января. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было по дровам стрелять из пушек и мушкетов, а также пускать ракеты.

Ученик:

-А знаете ли вы, почему стали украшать елки? В далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними, добиться их помощи в жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Поначалу ее убирали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, яблоки, шары, а на макушке — изображение солнца, вырезанное из плотной бумаги или сделанное из соломы.

Ученик:

-Когда в Вифлееме родился Иисус, в город поспешили люди, звери, птицы. Растения тоже принесли младенцу подарки. Одни — волшебный аромат, другие — сочные плоды, третьи — яркие цветы и мягкие листья. Последней пришла Ель, ведь её путь с севера был, ох, как далёк! Подошла — и скромно встала в сторонке.

«Почему ты не входишь?» — удивились все. «Боюсь, мне нечем порадовать младенца, — отвечала Ель. Что у меня есть? Только невкусные шишки да ещё липкая смола. Уж лучше я издали посмотрю на малыша, а то ещё ненароком испугаю его или уколю своими иголками». И тогда растения поделились с елью своими дарами. Зарумянились на её ветвях шары яблок, зазвенели колокольчики цветов, одуванчики осыпали колючие иголки серебристым мягким пухом. Обрадовалась Ель, подошла к младенцу. Увидев красавицу, улыбнулся маленький Иисус. И Вифлеемская звезда ярко вспыхнула прямо над её верхушкой.

  

Учитель:

 -С тех пор ель круглый год остаётся зеленой, а раз в году приходит в каждый дом и радует своим праздничным нарядом.

Ученик:

-Чем могли раньше наряжать елку? Какие съедобные украшения можно было использовать раньше и сейчас?

-Давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если, вы думаете, что этим предметом украшали елку - захлопаете в ладоши, а если нет – то затопаете! Хорошо? (яблоки, мандарины, молоко, апельсины, валенки, морковь, утюги, картофель, яйца, коромысло, орехи, вафли, стулья, пряники, фигурный сахар, веник, и леденцы).

Ученик:

 -Молодцы, ребята! Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо — непрерывную жизнь, орехи — загадочность божественного провидения, вафли — святое благословление. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи — сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье. Именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков…  Учитель:

-Со временем талантливые мастера стали выдувать из стекла не только шары, но различные другие фигурки. А немецкие елочные игрушки прославились на весь мир. Но украшения из стекла довольно долгое время были дорогостоящими, и поэтому домашние поделки продолжали оставаться любимым и полезным семейным занятием. Это были игрушки из скорлупы, цветной бумаги, картона, ваты, теста в форме сердечек, птиц, зверей, коло  Ученик:

 -На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.

 Учитель:

-Посмотрите¸ какие еще игрушки украшали новогодние елки наших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, мам и пап.   

 Учитель:

Сегодня, ребята, вам предстоит стать волшебниками, приглашаю вас в новогоднюю мастерскую!

- Я предлагаю вам изготовить своими руками новогодние сувениры.  Ведь игрушки, сделанные своими руками особенно дороги, они будут украшать вашу елку, и приносить радость вам и вашим близким. Но сначала, отгадайте загадки

1.Кто он, с белой бородой,

Сам румяный и седой,

Он всех лучше и добрей!

Догадались? – …Бармалей? (Дед Мороз)

 

2..Я - внучка Мороза и Вьюги, Являюсь сюда каждый год!

Со мною снежинки-подруги

Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)

3.Он растет цветочком в поле, Он звенит на колокольне,

В школе первый он звоночек

Наш любимый …(колокольчик)

4.  Кто помощник Дед Мороза?

Кто с морковкой вместо носа?

Кто весь белый, чистый, свежий?

Кто из снега сделан? – …Леший?(снеговик)

5.  Ёжик спать любил под веткой,

Лось бродил вокруг нередко,

Осыпал снежок не раз,

Чтоб в мороз не замерзала, Как без нас она скучала!

А теперь гостит у нас (елочка) 6.Посмотри в дверную  щёлку - Ты увидишь нашу ёлку.

Наша ёлка высока,

Достаёт до потолка.

От подставки до макушки

На ветвях висят ...(игрушки)

З

.Практический этап (20 мин.) Учитель:

-Чтоб работа закипела, приготовим всё для дела, будем мы кроить и шить, резать, клеить и творить!

всё должно в порядке быть.

-Ребята, назовите инструменты, которые находятся у вас на столе?

-Какие правила техники безопасности нам необходимо знать?

С ножницами не шути, зря в руках их не крути, И, держа за острый край, другу их передавай.

Лишь окончена работа – ножницам нужна забота.

Не забудь же их закрыть и на место положить.

А также давайте вспомним правила безопасной работы с клеем и иглами. 

И еще я хотела бы вам напомнить слова народной мудрости о том, что необходимо соблюдать и не забывать при любой работе, давайте прочтем их! (слайд 33)

Дети: «Дело делай, а переделок не оставляй»,

«Где аккуратность, там и опрятность»,

«Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Делано наспех, а сделано на смех».

И еще вдумайтесь, пожалуйста, в пословицу

Вместе трудиться – общего дела добиться”

Как вы понимаете эту пословицу? (сегодня работать вместе и делать общее дело, выполняя просьбу ДМ)

О чем говорится в пословице? (о совместной работе)

Сегодня мы будем работать в группах парами : УЧЕНИК_НАСТАВНИК и перед тем, как начать эту работу, вспомним правила работы в группах:

              Умей выслушать товарища

              Закончив свое дело, помоги другу

              Работай тихо, чтобы не мешать другим

              Рабочее место содержи в порядке -Ребята, а сейчас приступаем к работе. 

-Сегодня вы – мастера-волшебники!  На столах  корзины с необходимыми материалами для изготовления ваших поделок. Используя технологическую карту, вы самостоятельно выбираете все нужное и начинаете творить. Проявите свою фантазию, аккуратность, терпение. Это вам поможет! А также на нужный лад вас настроит волшебная новогодняя мелодия!

-Итак, приступаем мастерить..

(Дети мастерят поделки, педагог при необходимости помогает советом)

-Молодцы, ребята, я вижу все вы справились с волшебным заданием! Давайте поднимем вверх ваши работы и покажем друг другу. Конечно в конце занятия учитель всегда оценивает работу ученика, вот и сейчас это сделают ваши наставники. /РАЗДАЮТ МЕДАЛИ С ПЯТЕРКАМИ/

-Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали? Что научились делать? 

-А теперь выберите шар настроения и нарядим ими нашу елку. /ШАРЫ ЛЕЖАТ В КОРЗИНАХ У ДЕТЕЙ НА СТОЛАХ/

Вот и засияла наша маленькая елочка новогодними игрушками и зажглась волшебная звездочка на ёлочке и загорелись огоньки на наших ёлочках. А значит, Новый год уже на пороге, пора загадывать желания.

 -Давайте улыбнемся друг другу. А теперь нам пора прощаться. А из зимней сказки мы выходить не будем, ведь впереди у нас еще самый лучший праздник – Новый год!

А Новый год – это волшебная сказка (подарки). Дедушка Мороз приготовил нам за отличную работу подарочки.

Вручение подарков из новогодней коробки.

-Спасибо, вам, ребята, за умелые руки, и за красивые игрушки, сделанные вашими руками! Вы были очень активны! Поздравляю вас с Новым годом! Желаю, чтобы волшебная сказка вошла в каждый дом и пусть все мечты осуществятся в нём!

Используемая литература:

1.  Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.

2.  Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. Пособие для учителя. – М.: Ладога – 100, 2002.

3.  Интернет – ресурсы

Презентация

 

 

Методическая разработка внеурочного занятия «Мастерская

Методическая разработка внеурочного занятия «Мастерская

Цель занятия: Формирование интереса к истории, традициям и обычаям празднования

Цель занятия: Формирование интереса к истории, традициям и обычаям празднования

Используемые технологии: -

Используемые технологии: -

Ход занятия 1.Организационный этап (3 мин

Ход занятия 1.Организационный этап (3 мин

Из пунцовой, из серебряной … (бумаги)

Из пунцовой, из серебряной … (бумаги)

Почему ты не входишь?» — удивились все

Почему ты не входишь?» — удивились все

Учитель : -Посмотрите¸ какие еще игрушки украшали новогодние елки наших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, мам и пап

Учитель : -Посмотрите¸ какие еще игрушки украшали новогодние елки наших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, мам и пап

А теперь гостит у нас (елочка) 6

А теперь гостит у нас (елочка) 6

Сегодня мы будем работать в группах парами :

Сегодня мы будем работать в группах парами :
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024