Методическая разработка внеурочного занятия
«Мастерская Деда Мороза»,
«Новогодние игрушки своими руками»
Составитель:
учитель начальных классов, педагог- организатор
Лизнева Ю.В.
2023 г
Цель занятия: Формирование интереса к истории, традициям и обычаям празднования Нового года в процессе изготовления новогодних игрушек.
Задачи занятия:
Обучаемые:
• закрепить умение использовать бросовый материал для изготовления поделок;
• совершенствовать умение работать по технологическим картам; Развивающие:
• развивать способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;
• развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение.
Воспитательные:
• воспитывать эстетический вкус и желание доводить работу до конца;
• воспитывать умение планировать и организовывать свою деятельность.
Оборудование:
• готовые образцы новогодних игрушек;
• технологические карты,
• инструменты (ножницы, бумага, клей),
• заготовки деталей поделок на каждого ребенка;
• старые и современные новогодние игрушки
Планируемые результаты:
Воспитанники будут уметь:
• Пользоваться необходимыми инструментами;
• Выполнять поделку из бросового материала.
Воспитанники будут знать:
• Историю и традиции празднования Нового года;
• Технику безопасности при работе с инструментами;
• Технологию работы и свойства материалов, необходимых для изготовления поделки.
Тип занятия: изучение нового материала.
Занятие рассчитано на детей 8-9 лет, продолжительность занятия - 40 минут.
Форма проведения занятия: творческая мастерская.
Используемые технологии:
-ИКТ (презентация);
-игровая технология;
- технологи сотрудничества
Оборудование занятия: ноутбук, экран.
Структура занятия:
1.Организационный этап (3 мин).
2.Основной этап. (12 мин.)
3.Практический этап. (20 мин.)
4.Итоговый этап. Обобщение. Мотивация на дальнейшую деятельность. Рефлексия. (5 мин.)
Ход занятия
1.Организационный этап (3 мин.)
-Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие ребята!
-Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие?
-Покажите СМАЙЛИКИ.
.- Мы рады, что у вас хорошее настроение! Давайте постараемся, чтобы этот урок всем понравился и принес пользу. Не забывайте о том, что надо внимательно слушать вопросы учителей и ответы своих товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
-Ребята, а какой сейчас месяц?( декабрь). А декабрь, это начало какого времени года? (зимы).
Зимой мы все с нетерпением ждём самый веселый, самый волшебный и любимый праздник в году.
Каждый в доме его ждёт
Этот праздник (Новый год)
А кто же главный герой Нового года? (Добрый Дедушка Мороз)
Каждый ждет доброго дедушку и его подарков. И к нам сегодня утром пришла телеграмма от ДМ
«Дорогие ребята! Я знаю, что вы большие молодцы и очень хорошо умеете украшать ёлочки к НГ. Передаю вам ёлочку- необычную, маленькую и сказочную. Помогите, пожалуйста, подготовить ее к НГ. Сделайте игрушки своими руками и украсьте ее на свой вкус. В помощь вам передаю технологические карты урока и правила поведения во время работы в группах. Верю, что вы меня не подведёте, а я вас отблагодарю!» Ваш Дедушка Мороз.
-В новогоднюю ночь возможны любые чудеса, и не зря в полночь, пока часы отбивают последние мгновения уходящего года, взрослые и дети стараются загадать самые заветные желания, веря в то, что они исполнятся.
-Я начну, а вы должны продолжить /загадки можно загадать по классам/
Елочку смолистую,
Стройную, душистую
Сами будем … (украшать)
Сами будем … (наряжать)
Закружатся на елочке игрушки – Разноцветные фонарики, … (хлопушки)
И завертятся на елочке флаги
Из пунцовой, из серебряной … (бумаги)
На самую верхушку елочки
Сделаем золотую …(звездочку), Гирлянды и матрешки
Изготовят детские … (ладошки)
Заблестит на елочке
Каждая … (иголочка)
Потому что нынче у ворот
Постучался к нам веселый … (Новый год).
-Ребята, а вы любите Новый год? А чем он вам нравится?
А какие традиции празднования Нового года вы знаете?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Ученик: -Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками. Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В зимнем лесу вокруг елок зажигали костры и пели песни.
Ученик:
В России праздник стали праздновать с 1700 года после указа царя Петра 1. В этом указе царь Петр I велел людям ставить на воротах деревья или ветви сосновые, еловые и можжевеловые, чтобы стояло это украшение с 1-го по 7-е января. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было по дровам стрелять из пушек и мушкетов, а также пускать ракеты.
Ученик:
-А знаете ли вы, почему стали украшать елки? В далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними, добиться их помощи в жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Поначалу ее убирали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, яблоки, шары, а на макушке — изображение солнца, вырезанное из плотной бумаги или сделанное из соломы.
Ученик:
-Когда в Вифлееме родился Иисус, в город поспешили люди, звери, птицы. Растения тоже принесли младенцу подарки. Одни — волшебный аромат, другие — сочные плоды, третьи — яркие цветы и мягкие листья. Последней пришла Ель, ведь её путь с севера был, ох, как далёк! Подошла — и скромно встала в сторонке.
«Почему ты не входишь?» — удивились все. «Боюсь, мне нечем порадовать младенца, — отвечала Ель. Что у меня есть? Только невкусные шишки да ещё липкая смола. Уж лучше я издали посмотрю на малыша, а то ещё ненароком испугаю его или уколю своими иголками». И тогда растения поделились с елью своими дарами. Зарумянились на её ветвях шары яблок, зазвенели колокольчики цветов, одуванчики осыпали колючие иголки серебристым мягким пухом. Обрадовалась Ель, подошла к младенцу. Увидев красавицу, улыбнулся маленький Иисус. И Вифлеемская звезда ярко вспыхнула прямо над её верхушкой.
Учитель:
-С тех пор ель круглый год остаётся зеленой, а раз в году приходит в каждый дом и радует своим праздничным нарядом.
Ученик:
-Чем могли раньше наряжать елку? Какие съедобные украшения можно было использовать раньше и сейчас?
-Давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если, вы думаете, что этим предметом украшали елку - захлопаете в ладоши, а если нет – то затопаете! Хорошо? (яблоки, мандарины, молоко, апельсины, валенки, морковь, утюги, картофель, яйца, коромысло, орехи, вафли, стулья, пряники, фигурный сахар, веник, и леденцы).
Ученик:
-Молодцы, ребята! Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо — непрерывную жизнь, орехи — загадочность божественного провидения, вафли — святое благословление. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи — сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье. Именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков… Учитель:
-Со временем талантливые мастера стали выдувать из стекла не только шары, но различные другие фигурки. А немецкие елочные игрушки прославились на весь мир. Но украшения из стекла довольно долгое время были дорогостоящими, и поэтому домашние поделки продолжали оставаться любимым и полезным семейным занятием. Это были игрушки из скорлупы, цветной бумаги, картона, ваты, теста в форме сердечек, птиц, зверей, коло Ученик:
-На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.
Учитель:
-Посмотрите¸ какие еще игрушки украшали новогодние елки наших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, мам и пап.
Учитель:
Сегодня, ребята, вам предстоит стать волшебниками, приглашаю вас в новогоднюю мастерскую!
- Я предлагаю вам изготовить своими руками новогодние сувениры. Ведь игрушки, сделанные своими руками особенно дороги, они будут украшать вашу елку, и приносить радость вам и вашим близким. Но сначала, отгадайте загадки
1.Кто он, с белой бородой,
Сам румяный и седой,
Он всех лучше и добрей!
Догадались? – …Бармалей? (Дед Мороз)
2..Я - внучка Мороза и Вьюги, Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)
3.Он растет цветочком в поле, Он звенит на колокольне,
В школе первый он звоночек
Наш любимый …(колокольчик)
4. Кто помощник Дед Мороза?
Кто с морковкой вместо носа?
Кто весь белый, чистый, свежий?
Кто из снега сделан? – …Леший?(снеговик)
5. Ёжик спать любил под веткой,
Лось бродил вокруг нередко,
Осыпал снежок не раз,
Чтоб в мороз не замерзала, Как без нас она скучала!
А теперь гостит у нас (елочка) 6.Посмотри в дверную щёлку - Ты увидишь нашу ёлку.
Наша ёлка высока,
Достаёт до потолка.
От подставки до макушки
На ветвях висят ...(игрушки)
З
.Практический этап (20 мин.) Учитель:
-Чтоб работа закипела, приготовим всё для дела, будем мы кроить и шить, резать, клеить и творить!
всё должно в порядке быть.
-Ребята, назовите инструменты, которые находятся у вас на столе?
-Какие правила техники безопасности нам необходимо знать?
С ножницами не шути, зря в руках их не крути, И, держа за острый край, другу их передавай.
Лишь окончена работа – ножницам нужна забота.
Не забудь же их закрыть и на место положить.
А также давайте вспомним правила безопасной работы с клеем и иглами.
И еще я хотела бы вам напомнить слова народной мудрости о том, что необходимо соблюдать и не забывать при любой работе, давайте прочтем их! (слайд 33)
Дети: «Дело делай, а переделок не оставляй»,
«Где аккуратность, там и опрятность»,
«Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Делано наспех, а сделано на смех».
И еще вдумайтесь, пожалуйста, в пословицу
“Вместе трудиться – общего дела добиться”
Как вы понимаете эту пословицу? (сегодня работать вместе и делать общее дело, выполняя просьбу ДМ)
О чем говорится в пословице? (о совместной работе)
Сегодня мы будем работать в группах парами : УЧЕНИК_НАСТАВНИК и перед тем, как начать эту работу, вспомним правила работы в группах:
• Умей выслушать товарища
• Закончив свое дело, помоги другу
• Работай тихо, чтобы не мешать другим
• Рабочее место содержи в порядке -Ребята, а сейчас приступаем к работе.
-Сегодня вы – мастера-волшебники! На столах корзины с необходимыми материалами для изготовления ваших поделок. Используя технологическую карту, вы самостоятельно выбираете все нужное и начинаете творить. Проявите свою фантазию, аккуратность, терпение. Это вам поможет! А также на нужный лад вас настроит волшебная новогодняя мелодия!
-Итак, приступаем мастерить..
(Дети мастерят поделки, педагог при необходимости помогает советом)
-Молодцы, ребята, я вижу все вы справились с волшебным заданием! Давайте поднимем вверх ваши работы и покажем друг другу. Конечно в конце занятия учитель всегда оценивает работу ученика, вот и сейчас это сделают ваши наставники. /РАЗДАЮТ МЕДАЛИ С ПЯТЕРКАМИ/
-Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали? Что научились делать?
-А теперь выберите шар настроения и нарядим ими нашу елку. /ШАРЫ ЛЕЖАТ В КОРЗИНАХ У ДЕТЕЙ НА СТОЛАХ/
Вот и засияла наша маленькая елочка новогодними игрушками и зажглась волшебная звездочка на ёлочке и загорелись огоньки на наших ёлочках. А значит, Новый год уже на пороге, пора загадывать желания.
-Давайте улыбнемся друг другу. А теперь нам пора прощаться. А из зимней сказки мы выходить не будем, ведь впереди у нас еще самый лучший праздник – Новый год!
А Новый год – это волшебная сказка (подарки). Дедушка Мороз приготовил нам за отличную работу подарочки.
Вручение подарков из новогодней коробки.
-Спасибо, вам, ребята, за умелые руки, и за красивые игрушки, сделанные вашими руками! Вы были очень активны! Поздравляю вас с Новым годом! Желаю, чтобы волшебная сказка вошла в каждый дом и пусть все мечты осуществятся в нём!
Используемая литература:
1. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.
2. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. Пособие для учителя. – М.: Ладога – 100, 2002.
3. Интернет – ресурсы
Презентация
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.