Методическая разработка "Модульные уроки в начальной школе" (из опыта работы)
Оценка 4.8

Методическая разработка "Модульные уроки в начальной школе" (из опыта работы)

Оценка 4.8
docx
12.05.2020
Методическая разработка "Модульные уроки в начальной школе" (из опыта работы)
Модульные уроки в начальной школе.docx

j0397490

Модульные уроки

             От педагогов начальной школы, требуется не просто дать де­тям знания и сформировать опреде­ленные предметные умения и навы­ки, но и развивать личностные спо­собности учащихся умение опреде­лить для себя цель работы на уроке, причины своего успеха или затруд­нения, оценить свою учебную дея­тельность.

            Решать эти задачи мне помогают модульные уроки. Работаю по учеб­никам программы «Школа 2100», кото­рые построены на деятельностном подходе. Модульная технология также «исповедует» ряд принципов, которые перекликаются с деятельностным подходом. Это принцип деятельности, предполагающий большую часть учебного времени посвящать самосто­ятельной работе учащихся. Его реали­зация придает учебной деятельности активный и осознанный характер. Принцип модульного обучения - гибкость - открывает возможности для выбора учащимися уровней слож­ности изучаемого материала в соот­ветствии с их целями и создает усло­вия для дифференциации учебной деятельности детей.

            Принцип паритетности дает воз­можность учителю и учащимся совме­стно определять цели, мотивы учебной деятельности, нести ответственность за качество и уровень конечного ре­зультата.

   Конечно, в начальных классах модульную технологию в «чистом виде» полностью использо­вать нельзя, но адаптировать можно.

            Во 2-м классе в курсе матема­тики изучается тема «Программа действий. Алго­ритм», основной целью, которой явля­ется формирование представления о понятиях «программа», «алгоритм», «блок-схема». Кроме того, рассматри­вается алгоритм решения текстовых задач, который способствует форми­рованию умения самостоятельно ана­лизировать задачи. На последующих уроках учащиеся знакомятся и учатся составлять простые линейные алго­ритмы: подготовка к рисованию, за­варивание чая и др. Через некоторое время дети знакомятся с более слож­ными алгоритмами - разветвляющи­мися, где порядок операций зависит от ответа на вопрос. Кроме того, в учебни­ках математики для 2-3-го классов постоянно встречается, задание-игра «Вычислительные машины», где тре­буется выполнить вычисления по за­данному алгоритму (см., например, «Математика» 2-й класс, часть 1, урок №29).

 

а

0

1

2

3

4

5

6

х

 

 

 

 

 

 

 

           При изучении данной темы даю учащимся задание составить алгоритм прошедшего урока. Используя полу­ченные знания, дети правильно и с удовольствием выполнили его.

              В следующий раз предложила им поработать по алгоритму, который был составлен ею. Это был урок матема­тики № 15 (часть 1). Тема урока «Вы­читание суммы из числа». Алгоритм задан блок- схемо

 

 

 

 

устный счет

повторение свойств сложения

(решение примеров с доски)

 

изучение нового материала (с. 45,№1)

|

 

 

 

 


вывод, заучивание правила (с. 45)

 

 

 

закрепление изученного (с. 45, № 2)

 

самостоятельная работа (с. 45, № 3)

 

 

взаимопроверка, оценка самостоятельной работы

 

решение примеров и задач на повторение (с. 45, № 4; с. 46, № 5, 6)

 

 

итог урока, анализ и оценка своей деятельности на уроке

 

 

домашнее задание

 

             Потом алгоритм урока был услож­нен, а также введена балльная систе­ма оценки деятельности. За каждый правильный ответ или решенное за­дание ученик получает 1 балл. Баллы потом суммируются, в зависимости от количества набранных баллов выстав­ляется оценка за урок. Теперь мои ученики сами проверяют правиль­ность выполнения задания, сверяясь со мной, или с ответами на карточках, или с доской (ответы написаны с об­ратной стороны доски).

          Хочу сразу отметить, что большое значение я придаю мотивации учебной деятельности на всех этапах урока, постановке целей, задач урока. Стара­юсь привлечь к этому виду деятельно­сти учащихся. При подведении итога урока прошу ребят высказаться о том, довольны ли они своей работой на уро­ке или нет, какое задание понравилось больше всего, при выполнении какого задания испытывали затруднение. Считаю, что самое ценное в подведе­нии итога урока - осмысление, анализ детьми своей деятельности на уроке, результатов этой деятельности, т. е. личностная рефлексия. Она позволяет нам с ребятами наметить цели и задачи последующих уроков.

           Постепенно мы перешли к работе по разветвляющемуся алгоритму, а что­бы интерес не пропал, я внесла в заня­тия элемент игры.

          Привожу пример алгоритма урока-игры математики «На лыжне». Эту иг­ру можно использовать много раз, осо­бенно на уроках повторения и закреп­ления, нужно только менять номера заданий в соответствии с изученной темой. Стоит, наверное, пояснить, что при подготовке к первому уроку-игре «На лыжне» учащиеся познакомились с блок-схемой дома, а потом еще раз повторили на уроке.

          Конечно, я не предлагаю каждый урок в начальной школе выстраивать как модульный, да это и не требуется. Нужно заметить, что такой урок пред­полагает большую подготовку, как учителя, так и учащихся. С помощью модульных уроков под дозированным руководством учителя дети действи­тельно учатся учиться. Но прежде пе­дагог должен проанализировать воз­можности учащихся, уровень их раз­вития, воспитанности и постепенно, шаг за шагом, готовить детей к само­стоятельной учебной деятельности.

          И несколько слов об итогах. Мои де­ти любят работать по заданной блок-схеме. На данном этапе большинство из них умеет:

-           работать в паре, группе и самосто­ятельно;

-           определить для себя основную цель работы на уроке;

-           оценить свою деятельность;

-           проанализировать собственное продвижение на данном уроке.

          Кроме того, наблюдения показыва­ют, что знания, полученные самостоя­тельно и осознанно, да еще и оценен­ные другом или соседом по парте, бо­лее прочные. А это тоже очень важно.

 

                                             Алгоритм урока-игры «На лыжне»

 

 

Начало пути в точке А: автобусом едем на лыжню (устный счет)

|

Проверь готовность к прогулке (сверь ответы с доски)

|

Ты получил 10 баллов - отличная готовность, 7-9 баллов – хорошо, 4-6 баллов – удовлетворительно

|

Начинай движение по трассе – задание № 1

|

           ___________ДА___________ Ты решил первым?____НЕТ__________

           |                                                                                                                      |

Сверься с учителем  _____________                       ________ Сверь ответы с консультантом

                                                              |                     |

               _____________________ Решено все верно?  __________________

               |                                                                                                                 |

Ты пришел в точку В. Молодец!                                                            Исправь ошибки

               |                                                                                                                 |

               |__________________Продолжай движение. Задание № 2________|

|

Сверь ответы с соседом

|

                          _____________ДА______ Все верно? ________НЕТ_______________

                          |                                                                                                                    |

Молодец! Ты пришел в точку С. Начинай подъем. Будь Внимателен!        Исправь ошибки

                          |                                                                                                                    |

Чтобы достичь точки D, необходимо выполнить задание № 3. Счастливого пути!

|

С прибытием в точку D! Привал! Упражнение для глаз

|

           _________ДА______ Сверим ответы. Все выполнено правильно? ____НЕТ___

           |                                                                                                                                     |

Поздравляем!                                                      |                                           Исправь ошибки

|

Продолжаем подъем. Задание № 4

|

           _________ДА______ Сверим ответы. Все верно? ______________НЕТ___

           |                                                                                                                             |

Ура! Подъем закончен. Теперь вниз!               |                     Исправь ошибки и скорее вниз

|

Задание № 5

|

Сверь ответы. Исправь ошибки, если они есть, и продолжай движение. Ты вышел на финишную прямую

|

Задание № 6

|

Сверь ответы. Все верно? Ты финишировал!  |  Исправь ошибки. Поздравляем, ты прошел

                                                                              |   лыжню                                                                                                

|

Подсчитай баллы. Оцени свою работу. Сделай вывод

 


 


 

Модульные уроки

Модульные уроки

В следующий раз предложила им поработать по алгоритму, который был составлен ею

В следующий раз предложила им поработать по алгоритму, который был составлен ею

Хочу сразу отметить, что большое значение я придаю мотивации учебной деятельности на всех этапах урока, постановке целей, задач урока

Хочу сразу отметить, что большое значение я придаю мотивации учебной деятельности на всех этапах урока, постановке целей, задач урока

Ты пришел в точку В. Молодец!

Ты пришел в точку В. Молодец!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020