Модульные уроки
От педагогов начальной школы, требуется не просто дать детям знания и сформировать определенные предметные умения и навыки, но и развивать личностные способности учащихся умение определить для себя цель работы на уроке, причины своего успеха или затруднения, оценить свою учебную деятельность.
Решать эти задачи мне помогают модульные уроки. Работаю по учебникам программы «Школа 2100», которые построены на деятельностном подходе. Модульная технология также «исповедует» ряд принципов, которые перекликаются с деятельностным подходом. Это принцип деятельности, предполагающий большую часть учебного времени посвящать самостоятельной работе учащихся. Его реализация придает учебной деятельности активный и осознанный характер. Принцип модульного обучения - гибкость - открывает возможности для выбора учащимися уровней сложности изучаемого материала в соответствии с их целями и создает условия для дифференциации учебной деятельности детей.
Принцип паритетности дает возможность учителю и учащимся совместно определять цели, мотивы учебной деятельности, нести ответственность за качество и уровень конечного результата.
Конечно, в начальных классах модульную технологию в «чистом виде» полностью использовать нельзя, но адаптировать можно.
Во 2-м классе в курсе математики изучается тема «Программа действий. Алгоритм», основной целью, которой является формирование представления о понятиях «программа», «алгоритм», «блок-схема». Кроме того, рассматривается алгоритм решения текстовых задач, который способствует формированию умения самостоятельно анализировать задачи. На последующих уроках учащиеся знакомятся и учатся составлять простые линейные алгоритмы: подготовка к рисованию, заваривание чая и др. Через некоторое время дети знакомятся с более сложными алгоритмами - разветвляющимися, где порядок операций зависит от ответа на вопрос. Кроме того, в учебниках математики для 2-3-го классов постоянно встречается, задание-игра «Вычислительные машины», где требуется выполнить вычисления по заданному алгоритму (см., например, «Математика» 2-й класс, часть 1, урок №29).
а |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
х |
|
|
|
|
|
|
|
При изучении данной темы даю учащимся задание составить алгоритм прошедшего урока. Используя полученные знания, дети правильно и с удовольствием выполнили его.
В следующий раз предложила им поработать по алгоритму, который был составлен ею. Это был урок математики № 15 (часть 1). Тема урока «Вычитание суммы из числа». Алгоритм задан блок- схемо
устный счет |
повторение свойств сложения (решение примеров с доски) |
изучение нового материала (с. 45,№1) |
|
вывод, заучивание правила (с. 45)
|
закрепление изученного (с. 45, № 2) |
самостоятельная работа (с. 45, № 3) |
взаимопроверка, оценка самостоятельной работы |
решение примеров и задач на повторение (с. 45, № 4; с. 46, № 5, 6)
|
итог урока, анализ и оценка своей деятельности на уроке |
домашнее задание
|
Потом алгоритм урока был усложнен, а также введена балльная система оценки деятельности. За каждый правильный ответ или решенное задание ученик получает 1 балл. Баллы потом суммируются, в зависимости от количества набранных баллов выставляется оценка за урок. Теперь мои ученики сами проверяют правильность выполнения задания, сверяясь со мной, или с ответами на карточках, или с доской (ответы написаны с обратной стороны доски).
Хочу сразу отметить, что большое значение я придаю мотивации учебной деятельности на всех этапах урока, постановке целей, задач урока. Стараюсь привлечь к этому виду деятельности учащихся. При подведении итога урока прошу ребят высказаться о том, довольны ли они своей работой на уроке или нет, какое задание понравилось больше всего, при выполнении какого задания испытывали затруднение. Считаю, что самое ценное в подведении итога урока - осмысление, анализ детьми своей деятельности на уроке, результатов этой деятельности, т. е. личностная рефлексия. Она позволяет нам с ребятами наметить цели и задачи последующих уроков.
Постепенно мы перешли к работе по разветвляющемуся алгоритму, а чтобы интерес не пропал, я внесла в занятия элемент игры.
Привожу пример алгоритма урока-игры математики «На лыжне». Эту игру можно использовать много раз, особенно на уроках повторения и закрепления, нужно только менять номера заданий в соответствии с изученной темой. Стоит, наверное, пояснить, что при подготовке к первому уроку-игре «На лыжне» учащиеся познакомились с блок-схемой дома, а потом еще раз повторили на уроке.
Конечно, я не предлагаю каждый урок в начальной школе выстраивать как модульный, да это и не требуется. Нужно заметить, что такой урок предполагает большую подготовку, как учителя, так и учащихся. С помощью модульных уроков под дозированным руководством учителя дети действительно учатся учиться. Но прежде педагог должен проанализировать возможности учащихся, уровень их развития, воспитанности и постепенно, шаг за шагом, готовить детей к самостоятельной учебной деятельности.
И несколько слов об итогах. Мои дети любят работать по заданной блок-схеме. На данном этапе большинство из них умеет:
- работать в паре, группе и самостоятельно;
- определить для себя основную цель работы на уроке;
- оценить свою деятельность;
- проанализировать собственное продвижение на данном уроке.
Кроме того, наблюдения показывают, что знания, полученные самостоятельно и осознанно, да еще и оцененные другом или соседом по парте, более прочные. А это тоже очень важно.
Алгоритм урока-игры «На лыжне»
Начало пути в точке А: автобусом едем на лыжню (устный счет)
|
Проверь готовность к прогулке (сверь ответы с доски)
|
Ты получил 10 баллов - отличная готовность, 7-9 баллов – хорошо, 4-6 баллов – удовлетворительно
|
Начинай движение по трассе – задание № 1
|
___________ДА___________ Ты решил первым?____НЕТ__________
| |
Сверься с учителем _____________ ________ Сверь ответы с консультантом
| |
_____________________ Решено все верно? __________________
| |
Ты пришел в точку В. Молодец! Исправь ошибки
| |
|__________________Продолжай движение. Задание № 2________|
|
Сверь ответы с соседом
|
_____________ДА______ Все верно? ________НЕТ_______________
| |
Молодец! Ты пришел в точку С. Начинай подъем. Будь Внимателен! Исправь ошибки
| |
Чтобы достичь точки D, необходимо выполнить задание № 3. Счастливого пути!
|
С прибытием в точку D! Привал! Упражнение для глаз
|
_________ДА______ Сверим ответы. Все выполнено правильно? ____НЕТ___
| |
Поздравляем! | Исправь ошибки
|
Продолжаем подъем. Задание № 4
|
_________ДА______ Сверим ответы. Все верно? ______________НЕТ___
| |
Ура! Подъем закончен. Теперь вниз! | Исправь ошибки и скорее вниз
|
Задание № 5
|
Сверь ответы. Исправь ошибки, если они есть, и продолжай движение. Ты вышел на финишную прямую
|
Задание № 6
|
Сверь ответы. Все верно? Ты финишировал! | Исправь ошибки. Поздравляем, ты прошел
| лыжню
|
Подсчитай баллы. Оцени свою работу. Сделай вывод
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.