Методическая разработка классного часа:
«Моя семья от А до Я»
«Лишь у счастливых родителей вырастают
счастливые дети»
Антон Семенович Макаренко
Цель проведения мероприятия:
1) Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.
2) Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
3) Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
4) Сплочение классного коллектива.
Задачи:
1) Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;
2) Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности.
3) Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
4) Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Оборудование: компьютер; презентация плакат с эскизом дома, раздаточный материал, плакаты с пословицами: «Дом согревает не печь, а любовь и согласие.», «Дерево держится корнями, а человек семьей.», «Как Бог за людей, так и отец за детей.», «Отца с матерью почитать — горя не знать.», «Доброе братство лучше богатства.»; шкатулка с фотографиями; банка и камни, горох, песок для демонстрации; весы для рефлексии.
А сейчас, я хочу вам прочитать одну легенду «
Как появилась дружная семья». Вы сейчас внимательно послушайте, а потом
ответьте на мой вопрос.
« Давным- давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было
между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили
члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он их научил жить дружно.
Мудрец внимательно выслушал посетителей и сказал: «Никто не научит
вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для
счастья. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили
они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу,
придерживаясь этих качеств.
Как вы думаете, о каких качествах идет речь?
(ответы детей: Понимание, Любовь, Уважение, Доброта, Помощь, Забота,
Дружба)
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети встают в круг, берутся за руки и говорят следующие слова:
Собрались дети в круг.
Я – твой друг,
И ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся! (Слайд 1)
Учитель: С каким настроением вы начинаете работать? (Ответы детей)
- Я рада, что у многих из вас хорошее настроение!
2. Актуализация темы.
Учитель: Вспомните, ребята, что обычно кладут в шкатулки в сказках, да и в жизни тоже? (Драгоценности, золото, серебро, украшения и т. п.)
- Посмотрите, в нашей шкатулке тоже лежат драгоценности. (Слайд 2) А для чего люди копят, собирают эти богатства? (Ответы детей)
- А какое богатство можно положить в нашу шкатулку? (демонстрация шкатулки)
Давайте подумаем вместе. Это самое главное богатство в жизни каждого из нас, без него нам было бы в жизни очень трудно. (Предположения детей)
- Правильно, ребята, это семья! (Учитель открывает шкатулку, там семейные фотографии детей.)
Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего классного часа? (Ответы детей)
- Тема нашего классного часа- «Моя семья от А до Я» (Слайд 3) В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Путина В.В. 2024 год был объявлен Годом семьи (указ подписан Президентом 22 ноября 2023 года).
3. Изучение новой темы.
Учитель: У каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на нашей с вами встрече попробуем построить этот дом. Посмотрите, перед вами карта, на которой шаг за шагом мы вместе выстроим дом. (Слайд 4) Для этого каждый шаг это прямоугольник на карте закрытый от вас. Постепенно мы с вами откроем все прямоугольники, построив дом! Это дом, где ждет человека семья! А что же такое семья? (Ответы детей)
Учитель: Итак, открываем первый прямоугольник! (Слайд 5) Я хотела бы сначала рассказать вам одну притчу!
Притча о семье “Полная ли банка”. (Демонстрация учителем).
Однажды одного мудреца спросили: «Что такое семья?» Он, ничего не отвечая, взял пустую банку и насыпал туда больших камней. (Учитель наполняет баночку большими камнями) и спросил:
- Полна ли банка? (Ответы детей: ДА, полная!).
Но мудрец взял и досыпал туда еще гороха (Учитель высыпает горошек мелкий, потрясти немного - горошек занял свободное место между камнями) и спросил:
- Полна ли банка? (Ответы детей: ДА, полная!)
Тогда старец взял коробку, наполненную песок и насыпал его в банку. (Учитель досыпает песок в банку):
- Полна ли банка? (Ответы детей: ДА, полная!)
И в конце он долил банку до краев водой (Учитель выливает воду)
- Полна ли банка? (Ответы детей: ДА, полная!)
Учитель:
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что хотел сказать этим мудрец!
Что банка — это ваш ДОМ.
Камни — это самые важные люди в доме и в жизни каждого человека - РОДИТЕЛИ Горошек — это те, кто наполняет дом радостью, счастьем, смыслом жизни- ДЕТИ.
Пшено — это те, кто дополняет семью нежностью, заботой, любят своих внуков - БАБУШКИ И ДЕДУШКИ.
Вода – скрепляет всё воедино и делает содержимое крепким. Тогда и рождается ...СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ.
Учитель: А почему семья так называется?
СЕМЬЯ
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки, Две бабушки,
Плюс папа, мама, я. Сложили?
Получается семь человек,
Семь «Я»!
А что же нам говорит словарь С.И. Ожегова, как он определяет слово «Семья». У вас на парте лежит словарь, найдите толкование слова:
СЕМЬЯ 1)Группа живущих вместе близких родственников.
2) Объединение людей, сплоченных общими интересами
3) Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа некоторых животных, растений или грибов одного вида. (Слайд 6)
Учитель: Действительно, первое толкование слова «Семья- это группа живущих вместе близких родственников.» Семья - это основа, это фундамент нашего дома. (Учитель дает карточку со словом «семья». Ученики прикрепляют карточку на рисунок ДОМА.)
Учитель: Давайте же узнаем наш следующий шаг и откроем следующий прямоугольник! ( Ученики открывают следующий прямоугольник, на котором написано слово «Генеалогия»)
Что же означает слово «Генеалогия»? Как оно связано с нашей темой?(Предположения детей) Обратимся опять к толковому словарю С.И. Ожегова
ГЕНЕАЛОГИЯ 1) Раздел исторической науки, изучающий происхождение и связи отдельных родов
2) История рода, родословие. (Слайд 7)
Учитель: На Руси, как древней, так и современной, то есть России XX века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.
Многие люди интересуются историей своего рода, собирают сведения о своих предках, многие хотели бы разобраться в родственных связях, привлечь к этому близких. Я думаю, все мы хотим знать как можно больше о наших предках.
Поэтому я предлагаю вам составить свое генеалогическое дерево. (Слайд 8) (Учитель раздает листы с рисунками, которые ученики заполняют) (Приложение 1)
4. Физкультминутка
Учитель: А теперь давайте разомнемся! Рядом с вами на парте лежат смайлики с изображением папы, мамы, и детей. А еще ладошки, которые вы надеваете себе на руки. (Ученики выбирают смайлики, ладошки и надевают их.) Покажите свои ладошки! Сейчас я буду задавать вам вопросы! Если вопрос про папу, то хлопают папы. А если про маму, то хлопает мамы. А если по детей, то хлопают дети! Все понятно? (Дети: Да!) (Слайд 9)
Кто похож на маму? (аплодисменты)
Кто похож на папу?
Дети скучают по родителям? (аплодисменты)
В чьей семье папа занимается спортом? (аплодисменты)
У детей нет секретов от родителей? (аплодисменты)
У кого мамы помогают с уроками? (аплодисменты)
Мамы и папы и дети любят свою семью? (аплодисменты)
Молодцы!
5. Изучение новой темы (Продолжение)
Учитель: А сейчас, я хочу вам прочитать одну легенду « Как появилась дружная семья». Вы сейчас внимательно послушайте, а потом ответьте на мой вопрос. (Слайд 10)
« Давным- давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он их научил жить дружно. Мудрец внимательно выслушал посетителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств. Как вы думаете, о каких качествах идет речь? (Ответы детей: «Любовь, терпение, прощение.») А теперь давайте откроем следующий шаг на нашей карте. ( Ученики открывают следующий прямоугольник.)
Учитель: Сегодня каждая семья может построить дом. Предлагаю вам побыть в качестве строительной бригады. Предлагаю вам выбрать себе по кирпичику. Подумайте, в какой части дома должен быть ваш кирпичик. (Ученики выбирают карточки с надписями и «строят стену дома». Надписи на листках: Традиции, Сотрудничество, Дружба, Труд, Здоровье, Красота, Чистота, Понимание, Уважение, Любовь, Хорошее настроение.)
Спасибо вам строители, дом получился прекрасным!
Как хорошо, когда есть дом,
Уютный теплый и родной,
Когда смеются дети в нем,
И пахнет вкусною едой.
И все друг другом дорожат.
И где на место слова я
Все ставят мы на первый ряд. (Слайд 11)
6. Актуализация знаний
Учитель: Давайте посмотрим, какой еще шаг мы с вами должны сделать навстречу нашему дому! (Ученики открывают следующий прямоугольник.) Действительно, не всегда все бывает благополучно в семье. Порой набегают и тучи. (Учитель показывает и раздаёт «тучи».)
- Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете? Назовите, какие черты характера могут вызвать непогоду в доме? Запишите их на «тучах»! (Ученики делают надписи на «тучах». Примерные надписи: лень, грубость, ложь, упрямство, вспыльчивость.) А теперь давайте прикрепим тучки над домом! (Дети прикрепляют тучи над домом.)
Учитель: Нравится ли вам такая обстановка в доме? (Ответы учеников) А теперь разгоним тучи над домом.
- Что же нужно делать, как себя вести, чтобы над домом не было таких туч? Давайте определим правила поведения в семье. И с каждым ответом вы забираете одну «тучку».) (Ответы детей.) Правильно, соблюдая эти правила, не будет туч над вашим домом!
Учитель: Ну что же, у нас остался еще один шаг к нашему счастливому дому! (Ученики открывают последний прямоугольник.)
- Раньше дом называли «избой». (Слайд 12) В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение». Значит, в доме должно быть… (тепло)
Давайте поместим и в наш дом тепло. (Учитель дает слово «ТЕПЛО» ученикам и они прикрепляют его к «крыше дома»)
Учитель: Вот мы и построили ДОМ, давайте вдохнем в него свое тепло.
( Психологический тренинг)
- Соберите в ладони своё т е п л о.
- Пусть его будет м н о г о.
- Почувствуйте э т о т е п л о.
- Поделитесь своим теплом друг с другом, и наполните им наш дом. ( Дети дышат на ладони и ладошками укрывают «дом») Молодцы!
Учитель: А теперь украсим наш дом! Отгадайте конец пословицы, найдите их на ромашках и прикрепите к листу около дома
– Гость на пороге – счастье в … (доме).
– Не нужен и клад – когда в семье (лад)
–Дети не в тягость – а в (радость)
– В гостях хорошо, … (а дома лучше). (Слайд 13)
7. Подведение итога
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.
Пусть дети и взрослые помнят всегда-
Семья-это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
8. Рефлексия
(Слайд 14)
Перед вами лежат 3 смайлика (Приложение 2). Повесьте их на одну из сторон весов, как на слайде, и мы узнаем ваше общее мнение об уроке.
9. Домашнее задание
На листке «Генеалогическое дерево» вклеить фотографии своих родных
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.