Тема: Музыкальная гостиная «Песня о Родине».
Цель: углубление знаний обучающихся о Родине посредством знакомства с музыкальным наследием русских и советских композиторов.
Задачи: - воспитывать почтение к отечественной культуре, понимание детьми красоты и смысла музыкального и изобразительного искусства;
- познакомить детей с
образцами русской музыки, на их примере
показать, как раскрыт образ Родины,
- развивать интерес к русской культуре, эстетический художественный вкус.
Воспитатель: - Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашей музыкальной
гостиной.
- Разговор сегодня пойдет о теме Родины в музыкальных произведениях, создан-
ных разными композиторами в разные времена.
- В нашем понимании образ Родины это не только люди, герои, события, но и её
природа.
Воспитатель: - На примере творчества великих композиторов, известного художника – Алексея Саврасова и великого поэта – А.С. Пушкина, вы увидите воспетые ими картины родной природы.
- Предлагаем отправиться в небольшое путешествие с музыкой П.И. Чайковского из альбома «Времена года» и музыкой Г.В.Свиридова со стихами о природе А.С.Пушкина.
- Постарайтесь услышать эти прекрасные звуки и почувствовать настроение композиторов. - Вслушайтесь, какое настроение навевают стихотворение и музыка.
...Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспитатель: - “...Унылая пора! Очей очарованье!”
- Почему Пушкин называет осень унылой порой?
Воспитатель: - Почему красу осени Пушкин называет прощальной?
Воспитатель: - Прошумела листопадом золотая осень. И вот уже серебрятся на солнце пышные сугробы. Воцарилась тишина зимнего покоя. Представляешь себя закутанным в теплую медвежью шубу и сидящим в санях. Лошади несутся по снежной дороге. Кругом белые просторы, звенят под дугами колокольчики.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Воспитатель: - Знакомо ли вам, это произведение, какое ощущение оно произвело на вас?
Воспитатель: - И вот, наконец, в природе наступает долгожданная весна! - Весна!!! - Солнце, снег и дождь вперемешку. - Непостоянен обманщик – апрель. На дню семь погод. - Еще вчера снежный ковер был белым, пушистым. Но постепенно почернел на косогорах. Лес посветлел, стал воздушным и прозрачным. - Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, зеленеют почки, на полянах пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом. - Послушайте ещё одно стихотворение А.С. Пушкина «Гонимы вешними лучами».
Гонимы вешними
лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон
встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют...
Воспитатель: - Настал черед и музыки. - Послушайте пьесу Чайковского “Подснежники”.
( Звучит пьеса «Подснежники». Показ слайдов.)
Воспитатель: - Что вы заметили общего в стихотворении Пушкина и музыке Чайковского и Свиридова?
Воспитатель: - Наступил июль. Прогремели грозы. Прошумели дожди. - Жара еще не успела утомить сочную, яркую зелень. Над цветами порхают бабоч-ки, жужжат пчелы, хлопочут шмели. - По широкому простору катятся волны зреющей нивы. Сладко благоухает медом цветущая рожь. Русское лето развертывается во всей своей великолепной красе. - Это время не очень любил А.С. Пушкин. Называл его однообразным. Не переносил летнего зноя. Однако в поэме “Полтава” мы встречаем такие замечательные строки о лете. Послушайте отрывок.
Тиха украинская
ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой церковью сияет
И пышных гетманов сады,
И старый замок охраняет.
Воспитатель: - Послушаем, как эта тема раскрыта в музыке Чайковского.
(Звучит «Баркарола» П.И. Чайковского. Показ слайдов «Лето. Вода.»)
Воспитатель: - Как вы, думаете, почему Чайковский, Свиридов и Пушкин так образно и нежно писали о Родине, один музыкой другой стихами?
Воспитатель: - А сейчас я расскажу вам немного о двух людях, в судьбе которых разлука с Родиной стала непростым периодом в их жизни. Они трепетно любили Россию.
- Пожалуй, нет человека, не знающего полонез "Прощание с Родиной" Огинского. Михаил Клеофаст Огинский принадлежал к элите польского общества, граф. Арис-тократ, патриот своей страны, политический деятель, непрофессиональный компо-зитор. Автор полонезов, фортепьянных пьес, романсов.
- Сочиненный им полонез «Прощание с родиной», до сих пор привлекает нас своей задушевностью и элегичностью. Созданный более ста пятидесяти лет тому назад, он и сейчас покоряет слушателей искренностью лирического чувства, красотой и выразительностью мелодий.
Воспитатель: - А знаете ли вы ещё имя ещё одного великого музыканта 20 века, который долгое время прожил вдали от своей Родины?
Воспитатель: - Это великий композитор С. Рахманинов. И его музыка заставляет трепетать наши сердца. Гениальный композитор и пианист объездил весь мир, и где бы он не выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины, которую он навсегда покинул в годы революции. - И следующим музыкальным примером будет «Вокализ» С. Рахманинова.
( На фоне репродукций и слайдов звучит музыка «Вокализа»)
- Произведения, написанные им в иммиграции, были наполнены любовью и тоской о Родине. С.Есенин говорил, что мелодии Рахманинова звучат как «тихий гимн» красоте родного края.
Воспитатель: - И конечно же нельзя в нашем разговоре не упомянуть о творчестве М.И.Глинки- гордости русского искусства. Он первым среди композиторов сумел выразить в своих сочинениях душу русского народа. - М.И.Глинка помнил нашествие наполеоновских войск в Россию, а затем их бегст-во. Эти воспоминания помогли ему при создании первой в истории отечественной оперы «Иван Сусанин».
Воспитатель: - Гениальный хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» был официальным гимном нашей страны в 90-е годы прошлого столетия. - С предельной четкостью в нем воплощен богатырский образ народа победителя, идея патриотизма и служения родине.
Воспитатель: - Во второй части нашей встречи Вас ждёт викторина «Музыкальная карусель». Нам необходимо выбрать две команды. (На стульях закреплены жетоны двух цветов.) Какая команда наберёт больше всех баллов, та и получит небольшие сувениры.
Задания для викторины:
Ведущая: 1. Из предложенных портретов великих композиторов надо выбрать портреты тех, о ком сегодня шла речь, указать номера. Правильный ответ - 3 очка. (Правильный ответ - 2, 4, 5, 6, 8 )
2. Прослушайте отрывок музыкального произведения и ответьте на два вопроса: - Кто автор? - Какое музыкальное произведение прозвучало? Правильный ответ - 3 очка. (Свиридов. Тройка)
3. Здесь зашифровано слово, которое имеет отношение к музыке и означает -песня без слов гласный звук, звучащий, поющий. Решите анаграмму.
ЛИКАЗВО
(Верный ответ «ВОКАЛИЗ») Правильный ответ - 3 очка.
4. Ответьте на вопросы и запишите ответы в кроссворд. Карточки у команд. Правильный ответ - 5 очка.
По вертикали:
1.Автор музыкального альбома «Времена
года». (Чайковский) 2.Чьи
стихи сегодня звучали? (Пушкин)
4.Автор официального гимна нашей страны в 90-е годы прошлого столетия. (Глинка).
По вертикали: 3. Автор полонеза о Родине. (Огинский) 5. Известный композитор прошлого столетия. (Свиридов) 6. Этот гениальный композитор и пианист объездил весь мир, и где бы он не высту-пал, ему всегда дарили букет белой сирени. (Рахманинов)
1. Ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. П |
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
у |
|
|
|
й |
|
|
|
|
|
|
|
|
ш |
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
о |
|
|
3.О |
4. Г |
и |
н |
с |
к |
и |
й |
|
|
в |
|
|
|
л |
|
|
|
|
н |
|
|
|
5. С |
в |
и |
р |
и |
д |
о |
в |
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
й |
|
|
6. Р |
а |
х |
м |
а |
н |
и |
н |
о |
в |
Ведущая: - Сейчас мы подведём итог. Дорогие наши гости получите свои призы.
Ведущая: - Мы много сегодня говорили о Родине, о музыке. Просторы нашей Родины велики. Мы это видели. - Но нет ничего милее для сердца человека его малой Родины. Родины, где он родился. Поэтому и хотим завершить нашу встречу новой песней, уже многим полюбившейся, недавно прозвучавшей по местным каналам ТВ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.