Методическая разработка: музыкальная гостиная "Песня о Родине"
Оценка 4.8

Методическая разработка: музыкальная гостиная "Песня о Родине"

Оценка 4.8
doc
17.04.2021
Методическая разработка: музыкальная гостиная "Песня о Родине"
23.doc

Тема: Музыкальная гостиная «Песня о Родине».

Цель: углубление знаний обучающихся о Родине посредством знакомства с музыкальным наследием русских и советских композиторов.

Задачи: - воспитывать почтение к отечественной культуре, понимание детьми красоты и смысла музыкального и изобразительного искусства;

-  познакомить детей с образцами русской музыки, на их примере
показать, как раскрыт образ Родины,

-  развивать интерес к русской культуре, эстетический художественный вкус.

Воспитатель: - Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашей музыкальной

                     гостиной.

                   - Разговор сегодня пойдет о теме Родины в музыкальных произведениях, создан-

                     ных разными композиторами в разные времена.

                  - В нашем понимании образ Родины это не только люди, герои, события, но и её

                    природа.

 

Воспитатель: - На примере творчества  великих композиторов, известного художника – Алексея  Саврасова и великого поэта – А.С. Пушкина, вы увидите воспетые ими картины родной природы.                                              

                        - Предлагаем отправиться в небольшое путешествие с музыкой П.И. Чайковского из альбома «Времена года» и музыкой Г.В.Свиридова со стихами о природе  А.С.Пушкина.

                  - Постарайтесь услышать эти прекрасные звуки и почувствовать настроение композиторов.                                                                                                                              - Вслушайтесь, какое настроение навевают стихотворение и музыка.

         ...Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Воспитатель:  - “...Унылая пора! Очей очарованье!”

                   -  Почему Пушкин называет осень унылой порой?

Воспитатель: - Почему красу осени  Пушкин называет прощальной?

Воспитатель: - Прошумела листопадом золотая осень. И вот уже серебрятся на солнце пышные сугробы. Воцарилась тишина зимнего покоя. Представляешь себя закутанным в теплую медвежью шубу и сидящим в санях. Лошади несутся по снежной дороге. Кругом белые просторы, звенят под дугами колокольчики.

                  Мороз и солнце; день чудесный!

                  Еще ты дремлешь, друг прелестный-

                  Пора, красавица, проснись:

                  Открой сомкнуты негой взоры

                  Навстречу северной Авроры,                                                        

                                          Звездою севера явись!

                  Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

                  На мутном небе мгла носилась;

                  Луна, как бледное пятно,

                  Сквозь тучи мрачные желтела,

                  И ты печальная сидела –

                  А нынче… погляди в окно:

                  Под голубыми небесами,

                  Великолепными коврами,

                  Блестя на солнце, снег лежит;

                  Прозрачный лес один чернеет,

                  И ель сквозь иней зеленеет,

                  И речка подо льдом блестит.  

Воспитатель: - Знакомо ли вам, это произведение, какое ощущение оно произвело на вас?

Воспитатель: - И вот, наконец, в природе наступает долгожданная весна!                                                  - Весна!!!                                                                                                                                 - Солнце, снег и дождь вперемешку.                                                                                            - Непостоянен обманщик – апрель. На дню семь погод.                                                             - Еще вчера снежный ковер был белым, пушистым. Но постепенно почернел на косогорах. Лес посветлел, стал воздушным и прозрачным.                                                -  Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, зеленеют почки, на полянах пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом.                                                                                                                                        - Послушайте ещё одно стихотворение А.С. Пушкина «Гонимы вешними лучами».

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
                                                        

Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют...

Воспитатель: - Настал черед и музыки.                                                                                                           -  Послушайте пьесу Чайковского “Подснежники”.

( Звучит пьеса «Подснежники». Показ слайдов.)

Воспитатель: - Что вы заметили общего в стихотворении Пушкина и музыке Чайковского и Свиридова?

Воспитатель: - Наступил июль. Прогремели грозы. Прошумели дожди.                                                - Жара еще не успела утомить сочную, яркую зелень. Над цветами порхают бабоч-ки, жужжат пчелы, хлопочут шмели.                                                                                            - По широкому простору катятся волны зреющей нивы. Сладко благоухает медом цветущая рожь. Русское лето развертывается во всей своей великолепной красе.                                                                                          - Это время не очень любил А.С. Пушкин. Называл его однообразным. Не переносил летнего зноя. Однако в поэме “Полтава” мы встречаем такие замечательные строки о лете. Послушайте отрывок.

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой церковью сияет
И пышных гетманов сады,
И старый замок охраняет.

Воспитатель: - Послушаем, как эта тема раскрыта в музыке Чайковского.

(Звучит «Баркарола» П.И. Чайковского. Показ слайдов «Лето. Вода.»)

Воспитатель: - Как вы, думаете, почему Чайковский, Свиридов и Пушкин так образно и нежно            писали о Родине, один музыкой другой стихами?

Воспитатель: - А сейчас я расскажу вам немного о двух людях, в судьбе которых разлука с Родиной стала  непростым периодом в их жизни. Они трепетно любили Россию.                     

              - Пожалуй, нет человека, не знающего полонез "Прощание с Родиной" Огинского. Михаил Клеофаст Огинский принадлежал к элите польского общества, граф. Арис-тократ, патриот своей страны, политический деятель, непрофессиональный компо-зитор. Автор полонезов, фортепьянных пьес, романсов.

               - Сочиненный им полонез «Прощание с родиной», до сих пор привлекает нас своей задушевностью и элегичностью. Созданный  более ста пятидесяти лет тому назад, он и сейчас покоряет слушателей искренностью лирического чувства, красотой и выразительностью мелодий.

Воспитатель: - А знаете ли вы ещё имя ещё одного великого музыканта 20 века, который долгое время прожил вдали от своей Родины?

Воспитатель: - Это великий композитор С. Рахманинов. И его музыка заставляет трепетать наши сердца.   Гениальный композитор и пианист объездил весь мир, и где бы он не выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины, которую он навсегда покинул в годы революции.                                                                                                                                 - И следующим музыкальным примером будет «Вокализ»  С. Рахманинова.                                                        

( На фоне репродукций и слайдов звучит музыка «Вокализа»)

                  - Произведения,  написанные им в иммиграции, были наполнены любовью и тоской о Родине. С.Есенин говорил, что мелодии Рахманинова звучат как «тихий гимн» красоте родного края.                                                                                                               

  Воспитатель: - И конечно же нельзя в нашем разговоре не упомянуть о творчестве М.И.Глинки- гордости русского искусства. Он первым среди композиторов сумел выразить в своих сочинениях душу русского народа.                                                                                                                                   - М.И.Глинка помнил нашествие наполеоновских войск в Россию, а затем их бегст-во. Эти воспоминания помогли ему при создании первой в истории отечественной оперы «Иван Сусанин».                                                                                                                         

Воспитатель:  - Гениальный хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» был официальным гимном  нашей страны в 90-е годы прошлого столетия.                                                                          - С предельной четкостью в нем воплощен богатырский образ народа победителя, идея патриотизма и служения родине.

Воспитатель: - Во второй части нашей встречи Вас ждёт викторина «Музыкальная карусель». Нам необходимо выбрать две команды. (На стульях закреплены жетоны двух цветов.) Какая команда наберёт больше всех баллов, та и получит небольшие сувениры.                                                 

                                                  Задания для викторины:

  Ведущая1.   Из предложенных портретов великих композиторов надо выбрать портреты    тех, о ком  сегодня шла речь, указать номера. Правильный ответ - 3 очка.  (Правильный ответ - 2, 4, 5, 6, 8 )

                     2.  Прослушайте отрывок музыкального произведения и ответьте на два вопроса:                   - Кто автор?                                                                                                                                       - Какое музыкальное произведение прозвучало?   Правильный ответ - 3 очка.                                                                                                                                                                               (Свиридов. Тройка) 

                     3.  Здесь зашифровано слово, которое имеет отношение к музыке и означает -песня без слов гласный звук, звучащий, поющий. Решите анаграмму.

ЛИКАЗВО

(Верный ответ «ВОКАЛИЗ») Правильный ответ - 3 очка.

 

4. Ответьте на вопросы и запишите ответы в кроссворд. Карточки у команд. Правильный ответ - 5 очка.

По вертикали:
1.Автор музыкального альбома «Времена года». (Чайковский)                                              2.Чьи стихи сегодня звучали? (Пушкин)                                                                                    4.Автор официального гимна нашей страны в 90-е годы прошлого столетия. (Глинка).                                                                                                                                                          

По вертикали:                                                                                                                                                3. Автор полонеза о Родине. (Огинский)                                                                                     5. Известный композитор прошлого столетия. (Свиридов)                                                                                                                             6. Этот гениальный композитор и пианист объездил весь мир, и где бы он не высту-пал, ему всегда дарили букет белой сирени. (Рахманинов)                                                                                 

  

1. Ч

 

 

 

 

 

 

 

 

2. П

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

й

 

 

 

 

 

 

 

 

ш

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

о

 

 

3.О

4. Г

  и

 н

с

к

и

й

 

 

в

 

 

 

л

 

 

 

 

н

 

 

 

5. С

 в

 и

   р

и

  д

 о

в

 

 

 

 

 

к

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

й

 

 

6. Р

а

  х

 м

а

н

и

н

о

в

                                                                                    

 

   

 

 

 

 

 

 

Ведущая: - Сейчас мы подведём итог. Дорогие наши гости получите свои призы.  
                                                                                                 

   Ведущая:  - Мы много сегодня говорили о Родине, о музыке. Просторы нашей Родины велики. Мы это видели.                                                                                                                                            - Но нет ничего милее для сердца человека его малой Родины. Родины, где он родился. Поэтому и хотим завершить нашу встречу новой песней,  уже многим полюбившейся, недавно прозвучавшей по местным каналам ТВ.                                          

                        

 
 
 

Тема: М узыкальная гостиная «Песня о

Тема: М узыкальная гостиная «Песня о

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

Не переносил летнего зноя. Однако в поэме “Полтава” мы встречаем такие замечательные строки о лете

Не переносил летнего зноя. Однако в поэме “Полтава” мы встречаем такие замечательные строки о лете

Эти воспоминания помогли ему при создании первой в истории отечественной оперы «Иван

Эти воспоминания помогли ему при создании первой в истории отечественной оперы «Иван

О 4. Г и н с к и й в л н 5

О 4. Г и н с к и й в л н 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2021