МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Музыкально-поэтический вечер «Вся жизнь моя — в стихах моих», посвященный 100 – летию со дня рождения Расула Гамзатовича Гамзатова

  • docx
  • 07.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Вся жизнь моя в стихах Р.Гамзатова.docx

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лянторский  нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании                                                       УТВЕРЖДАЮ

методического совета                                       Зам. директора по ОД ЛНТ (филиала)

Протокол № ____ от ________20__г.                                  ФГБОУ ВО «ЮГУ»

_________ Джежелий А.А.

«______»______20___г.

 

 

 

 

                                                                                          

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Музыкально-поэтический вечер «Вся жизнь моя — в стихах моих», посвященный 100 – летию со дня рождения  Расула Гамзатовича  Гамзатова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Абдулманафова Г.С.,

преподаватель высшей

квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лянтор, 2023г.

 

Содержание

 

1.     Введение……………………………………………………………………..…...3

2.     Основная часть…………………………………………………………………..4

3.     Заключение……………………………………………………………………..16

4.     Список литературы ..…………………………..………………………...…….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     ВВЕДЕНИЕ

 

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей и обучающихся, при изучении темы «Сведения из жизни Р.Г. Гамзатова». В ней рассматриваются биография и произведения писателя  и поэта.

Методическая разработка включает в себя следующий подробный сценарий литературной гостиной: введение, основную часть, заключение и список литературы.

Актуальность  мероприятия: актуальность заключается в том, чтобы изучить творческое наследие  Расула Гамзатовича  Гамзатова -  одного из самых популярных советских поэтов, народного поэта Дагестана, лауреата Сталинской, Ленинской государственных премий, обладателя звания Героя Социалистического труда, ордена Ленина.

Цели музыкально-поэтического вечера:

1. Образовательные:  ознакомить с жизнью и творчеством Р.Г.Гамзатова; показать многообразие таланта поэта; провести обучающихся по основным вехам творчества Р.Г. Гамзатова, привить любовь к Родине, матери, уважение к старшим и сверстникам посредством произведений Р.Г. Гамзатова; эстетическое воспитание обучающихся.

2. Развивающие:   развивать монологическую речь; развивать умение работать в команде, прививать  интерес к чтению художественной литературе.

3. Воспитательные: воспитывать интеллектуально развитую личность.

Оборудование: компьютерная презентация.

Оформление: тематическая книжная выставка «Горящего сердца пылающий вздох», посвященная жизни и творчеству Расула Гамзатова, портрет поэта, цветы, зарисовки кавказских пейзажей, эпиграф, фотографии из семейного альбома, подборка песенной тематики, отражающей ход мероприятия.

Задачи музыкально-поэтического вечера: выявлять и поощрять талантливых обучающихся,  предоставлять им возможность  для  самовыражения;  создать условия для формирования навыков осознанной творческой деятельности обучающихся;   прививать интерес к русской литературе, любовь к родине; воспитывать бережное отношение к слову автора, эстетический вкус  обучающихся, нравственные и художественные ценности.

Практическая деятельность включает в себя следующие вопросы:

1. Знакомство с биографией Р.Г. Гамзатова

2. Изучение специальной литературы, выход в Интернет.

Участники - обучающиеся 1 курса
Дата: 19.09.2023

 

 

 

 

 

 

 

2.     Основная часть

 

Основная часть содержит описание практической деятельности, направленной на знакомство поэтического наследия Расула Гамзатовича Гамзатова

 

Клип к 100-летию Р. Гамзатова

 

Гляди вперед, вперед стремись.
И все ж когда-нибудь
Остановись и оглянись
На свой пройденный путь.  

Расул Гамзатов

 

Ведущая 1. ПЛУГАТЫРЁВА ДАРЬЯ, обучающаяся группы 4РЭ31
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!
Мы рады приветствовать вас на музыкально-поэтическом вечере.

Ведущий 2. ХАЛИЛОВ АРКАН, обучающийся группы 4РЭ31

Президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании 100-летия со дня рождения поэта Расула Гамзатова.

Празднование будет организовано в 2023 году, «учитывая значительный вклад Р. Г. Гамзатова в отечественную культуру» (слайд 2)

Ведущая 1. ПЛУГАТЫРЁВА ДАРЬЯ, обучающаяся группы 4РЭ31

Президент поручил правительству в течение полугода образовать оргкомитет по подготовке и проведению празднования, а также обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий.

Ведущий 2. ХАЛИЛОВ АРКАН, обучающийся группы 4РЭ31

Путин был знаком с Расулом Гамзатовым, президент часто приводит творчество поэта в качестве примера того вклада, который внес Дагестан в российскую культуру. Глава государства называл Гамзатова замечательным человеком, примером для подражания не только для Дагестана, но и для всей России.

Ведущая 1. ПЛУГАТЫРЁВА ДАРЬЯ, обучающаяся группы 4РЭ31

Сегодня мы встретились, чтобы прикоснуться к творчеству писателя, поэта, познакомиться  с его биографией.

Ведущий 2. ХАЛИЛОВ АРКАН, обучающийся группы 4РЭ31

Мы все умрем, людей бессмертных нет.

И это все известно и не ново.

Но, мы живем, чтобы оставить след,

Дом или тропинку... дерево иль слово

Чтец  1. СЫСОЛЯТИНА АННА, обучающаяся группы 4РЭ31

Расул Гамзатович Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района Дагестанской АССР, в семье народного поэта Дагестана, лауреата Госпремии СССР, Гамзата Цадасы (слайд 3)

Чтец  2. АБАТУРОВА ДАРЬЯ, обучающаяся группы 4РЭ31

 

Родился я в горах, где по ущелью

Летит река в стремительном броске,

Где песни над моею колыбелью

Мать пела песню на аварском языке.

Чтец  3. ВОРОПАЕВА АЛЕКСАНДРА, обучающаяся группы 4РЭ31

Когда родился я, отец, чтобы исполнить обряд наречения, пригласил самых почетных людей аула. Они неторопливо и важно расселись в сакле, словно предстояло решать судьбу целой страны. В руках они держали по пузатенькому изделию балхарских гончаров. Только у одного, самого старого человека с белоснежной головой и бородой, у старца, похожего на пророка, руки были свободны.

Чтец  4. ШИНИН АРТЁМ, обучающийся группы 4РЭ32

Этому старцу передала меня мать. Старец поднял меня высоко к потолку сакли и произнес: в имени мужчины должны воплощаться звон сабель  и мудрость книг. Оказывается седовласый горец, повидавший мир и прочитавший много книг, вложил в мое имя смысл и цель.

Чтец 5. ЕРШОВ ЕГОР,  обучающийся группы 4РЭ32

Расул по-арабски означает «посланец», или, еще точнее, «представитель». Так чей же я посланец, чей представитель?»

Ведущая 1. ПЛУГАТЫРЁВА ДАРЬЯ, обучающаяся группы 4РЭ31

Стихотворение Расула Гамзатова «Мой отец меня нарек, Расулом» читает обучающаяся группы 4РЭ32 Чумакина  Виолетта

Чтец 6. ЧУМАКИНА  ВИОЛЕТТА, обучающаяся группы 4РЭ32
Мой отец меня нарек, Расулом
Что по-арабски представитель значит….
Чей представитель я?..
С каких дорог
И для чего мой путь по свету начат?..
... Земля прекрасна, и широк мой путь,
И я мечтаю, как о высшем счастье,
Чтоб был и я, земля, хоть чем-нибудь
К великой красоте твоей причастен!
Чтоб без стыда сказал народ родной: 
«Расул, мой сын,
ты представитель мой!»

Чтец 7. КАХАНОВ МАГОМЕД, обучающийся группы 4РЭ32

Отец был первым учителем в поэтическом творчестве Расула. Из его уст он услышит народные легенды, сказки. А отцовские стихи будут знать наизусть все. Отец был больше, чем наставник. Таланту не научишь. Его можно лишь шлифовать. И в том была заслуга отца. Позже Расул станет подписывать стихи именем отца – Гамзатов (сын Гамзата).

Чтец 8. САИДУМАРОВ ШАХЗОД, обучающийся группы 4РЭ32

«Стихи о Гамзате Цадасе»

Лишь ступив на житейскую сцену
В предназначенной роли, старик,
Я отца настоящую цену
Поневоле с годами постиг.
И любовь, и терпенье, и слово,
И крутая тропа в вышине
Воедино сливаются снова
Потому, что отец мой во мне.

Чтец  9. ЛЕМАЕВА ВИКТОРИЯ, обучающаяся группы 4ТЭО31                      

Учителями своими Расул считал и учителей «школы Гасана», которая открывалась в Цада, как очаг ликвидации неграмотности, и куда отец отвел сына в 5 лет. Красоту русского языка открыла там Расулу русская женщина Вера Васильевна, которой он посвятил такие строки:

Ведущий 2. ХАЛИЛОВ АРКАН, обучающийся группы 4РЭ31

Стихотворение Расула Гамзатова «Вера Васильевна» читает обучающийся группы 4РЭ32 Шинин Артём

Чтец  4. ШИНИН АРТЁМ, обучающийся группы 4РЭ32

Вспоминаю себя семилетнем пострелом
В дальнем горном ауле осенней порой.
На меня, как родная, она смотрела
Та приезжая женщина с речью чужой.
Первый русский урок позабыть я могу ли?
День погожий в сиянье сквозной синевы
Друг наш, Вера Васильевна, в горном ауле
Двадцать лет прожила ты – посланец Москвы. (слайд 4)

Чтец 11. СТАЙЛОВСКАЯ  ДАНЕЛИНА, обучающаяся группы 4ТЭО31

Расул начал писать стихи в 1932 году, печататься в 1937 году. Его первая книга на аварском языке вышла в 1943 году. Он  также переводил на аварский язык классическую и современную литературу: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.В. Маяковского и др. После окончания  Буйнакского педучилища Расул Цадаса стал работать учителем в школе, которую когда- то окончил. Но даже тогда, он не знал, посвятит ли всю свою жизнь такой капризной музе, как Поэзия.

Чтец 12. МУЛЛАБАЕВ  ДИЁРБЕК, обучающийся группы 4ТЭО31

Поэт  меняет профессии: помощником режиссера Аварского Государственного театра, заведующим отделом и собственным корреспондентом аварской газеты «Большевик гор», редактором аварских передач Дагестанского радиокомитета. В его жизни происходят важные события: переезд в Махачкалу, выход первой книги на родном языке.   (слайд 5)

Чтец 13. ЧУДАЙКИНААЛЕКСАНДРА, обучающаяся группы 4ТЭО31

А в стране уже полыхает Великая Отечественная война. Война – большое личное горе Гамзатова. Погибли два его родных брата – Магомед и Ахильчи.

Отрывок из поэмы «Брат»

Я не забыл глаза скорбящей мамы
И горький взгляд Гамзата Цадаса,
Когда плясали строки телеграммы
в ладонях потрясенного отца.

Чтец  1. СЫСОЛЯТИНА АННА, обучающаяся группы 4РЭ31

Эти строки он пишет спустя 35 лет. Он не позволил своей боли выплеснуться тогда, понимая, народную боль, понимая, что жертвы несет весь народ, каждый аул, в который приходили похоронки.

Отрывок из стихотворения «Говорят, что посмертно»

Говорят, что посмертно
Тела наши станут землею.
Я поверить готов
В немудреную эту молву.
Пусть я стану частицей
Земли, отвоеванной с бою, 
Той земли, на которой
Сейчас я всем сердцем живу.

Чтец  2. АБАТУРОВА ДАРЬЯ, обучающаяся группы 4РЭ31

Памятный 1943 год ознаменуется рождением Расула Гамзатова как поэта. Выйдет первая книга на русском языке «Пламенная любовь и жгучая ненависть».

Вечная благодарность потомков нашим защитникам, отвоевавшим мир на земле. И пришел День Победы. Солдаты вернулись домой, и занялись мирным трудом.

Ведущая 1. ПЛУГАТЫРЁВА ДАРЬЯ, обучающаяся группы 4РЭ31

Стихотворение Расула Гамзатова «Клятва сыновей» читает Лемаева Виктория,  обучающаяся группы 4ТЭО31

С головами поникшими
Над отцами погибшими
Встали мы…
Верность ваши обличиям,
Верность вашим обычаям – 
Мы храним!
Верность вашему воинству
И мужскому достоинству
Мы храним.

Чтец  3. ВОРОПАЕВА АЛЕКСАНДРА, обучающаяся группы 4РЭ31

 «Держа под мышкой несколько собственных книг, поэму «Дети Краснодона», имея в кармане членский билет Союза Советских писателей и скудное количество денег, я приехал в Москву, чтобы поступить в Литературный институт им. Горького. Там я понял, что долгое время принимал за золото стертые пятаки. Я по очереди влюблялся в разных поэтов: то в Блока, то в Маяковского, то в Есенина, то в Пастернака, то в аварца Махмуда, то в немца Гейне. Но любовь к Пушкину, Лермонтову осталась навсегда».

Чтец  4. ШИНИН АРТЁМ, обучающийся группы 4РЭ32

Эта была одна из самых счастливых дорог Расула Гамзатова. Он стал одним из первых дагестанцев, кому довелось учиться в литературном институте. В 1950 году после окончания университета начинается его литературный путь, приходит известность. Первые стихи книги «Песни гор» полюбились читателям за мудрость и щедрость души.

Ведущий 2. ХАЛИЛОВ АРКАН, обучающийся группы 4РЭ31

Отрывок из стихотворения «Мой Дагестан» читает обучающаяся группы 4РЭ31 Таджиева Шохзода

 

Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
«Не край ли далекий тебе полюбился?»

 

На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
«Немало краев повидал я, но ты
По - прежнему самый любимый на свете.

 

Я, может, в любви тебе редко клянусь,
Не ново любить, но и клясться не ново,
Я молча люблю, потому что боюсь:
Поблекнет стократ повторенное слово.

 

И если тебе всякий сын этих мест,
Крича, как глашатай, в любви будет клясться,
То каменным скалам твоим надоест
И слушать, и эхом в дали отзываться.

 

Когда утопал ты в слезах и крови,
Твои сыновья, говорившие мало,
Шли на смерть, и клятвой в сыновней любви
Звучала жестокая песня кинжала.

 

И после, когда затихали бои,
Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей
Клялись молчаливые дети твои
Стучащей киркой и косою звенящей.

 

Веками учил ты и всех и меня
Трудиться и жить не шумливо, но смело,
Учил ты, что слово дороже коня,
А горцы коней не седлают без дела.

 

И все же, вернувшись к тебе из чужих,
Далеких столиц, и болтливых и лживых,
Мне трудно молчать, слыша голос твоих
Поющих потоков и гор горделивых».

Чтец 5. ЕРШОВ ЕГОР,  обучающийся группы 4РЭ32

В статьях, выступлениях он подчеркивает необходимость уважения к народному творчеству, традициям, разрабатывает народные жанры застольных слов, колыбельных песен и кратких афористичных стихов.

Пусть ждет меня судьба лихая,
Но я скажу себе: «Держись!»
- Но жизнь ведь штука неплохая…
- Жизнь труса?  Разве это жизнь…

Чтец 6. ЧУМАКИНА  ВИОЛЕТТА, обучающаяся группы 4РЭ32

«Поэзия без родной земли, без родной почвы – это  птица без гнезда», - писал поэт. Его поэзия выросла на национальной почве, на которой появлялись темы, образы его произведений.

Горец, верный Дагестану,
Я избрал нелегкий путь,
Может, стану, может, стану
Сам звездой когда-нибудь.
По земному беспокоясь, 
Загляну я в чей  - то стих
Словно совесть, словно совесть
Современников моих.

(«Звезды»)

Чтец 7. КАХАНОВ МАГОМЕД, обучающийся группы 4РЭ32

Особое место в творчестве поэта занимает тема любви: к матери, женщине, любимой. Эта лирика близка своим теплом, благородством, чистотой. Она трогает лучшие струны сердца. «Красиво любить, тоже нужен талант. Может быть, любви талант нужен больше, чем любовь таланту, любовь сопутствует таланту, но не заменит его».

Чтец 8. САИДУМАРОВ ШАХЗОД, обучающийся группы 4РЭ32

Гамзатов был счастлив в любви. Много прекрасных строк посвятил он своей жене. У Гамзатова часто спрашивали: «Как Вы познакомились со своей Патимат? – Не знакомился вовсе! Мы родились в одном ауле. Ее родители были богатые люди, деньги давали мне, чтобы я присматривал за ней в люльке. Потом, когда она выросла, я без денег готов был смотреть. Она согласилась, я женился… - и с наигранным сожалением: - А иначе у меня была бы большая богатая история любви… Не пришлось похищать на белом коне…»

Прошло время и Гамзатов посвятил своей Патимат лучшие свои стихи: «Женщина», «Патимат», «Жене Патимат» итд. (слайд 5)

Чтец  9. ЛЕМАЕВА ВИКТОРИЯ, обучающаяся группы 4ТЭО31

В поэзии Гамзатова образ матери всегда сердечен, нежен, трогателен. Сколько прекрасных слов сказано о ней, но поэт нашел новые, необыкновенные слова. Он не побоялся в выборе темы повториться. И оказалось, что его гимн матери зазвучал в мировой лирике. (слайд 6)

Ведущая 1. ПЛУГАТЫРЁВА ДАРЬЯ, обучающаяся группы 4РЭ31

Отрывок из стихотворения «Изрек пророк» читает Поликарпов  Никита обучающийся группы  4ТЭО31
- Нет бога, кроме бога!-
Я говорю:
- Нет мамы, кроме мамы!..-
Никто меня не встретит у порога,
Где сходятся тропинки, словно шрамы.
Вхожу и вижу четки,
на которых
Она в разлуке, сидя одиноко,
Считала ночи, черные, как порох,
И белы дни, летящие с востока.

Кто разожжет теперь огонь в камине,
Чтобы зимой согрелся я с дороги?
Кто мне, любя, грехи отпустит ныне
И за меня помолится в тревоге?

Я в руки взял Коран, тисненный строго,
Пред ним склонялись грозные имамы.
Он говорит:
- Нет бога, кроме бога!-
Я говорю:
- Нет мамы, кроме мамы!

Чтец  10. ПОЛИКАРПОВ НИКИТА, обучающийся группы 4ТЭО31

Хандулай – типичная горянка, мать пятерых детей. Держала на своих плечах весь дом, следила, чтобы всегда горел огонь в очаге. Но своим примером она показывала необходимость перемен в жизни женщины гор: садилась за парту, отказывалась от устаревших традиций. Была мудрой, понимающей людей в горе и радости.

Все то, что мной написано доселе, 
Сегодня до строки готов отдать
За песню ту, что мне у колыбели
Вблизи вершин ты напевала, мать.
Там, где вознесся к небу сопредельный
Кавказ, достойный славы и любви, 
Не из твоей ли песни колыбельной
Берут начало все стихи мои?

«Автограф на книге, подаренной маме»

Чтец 11. СТАЙЛОВСКАЯ  ДАНЕЛИНА, обучающаяся группы 4ТЭО31

Известие о ее смерти пришло, когда Гамзатов был в Японии. Чувство раскаяния и мольбы о прощении приходят к поэту над могилой матери. Обращаясь ко всем детям, у кого матери еще живы, он говорит:

Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова,
Знайте, дети ранят всех больней.

Чтец 12. МУЛЛАБАЕВ  ДИЁРБЕК, обучающийся группы 4ТЭО31

Как и все горцы, Гамзатов высоко ценит настоящую дружбу. О наставнике – друге, который был, как надлежит учителю, олицетворением совести, строгим судьей, поэт пишет:

Тяжелых льдов не растопить слезами,
Ты не зови друзей своих былых,
Они с коней живыми не слезали
И клятв не нарушали боевых.
Ушли друзья, ушли невозвратимо.
Их не вернешь ни зовом, ни мольбой.
И, раньше срока став седее дыма, 
Я голову склоняю пред тобой.

Чтец 13. ЧУДАЙКИНААЛЕКСАНДРА, обучающаяся группы 4ТЭО31

Немало у Гамзатова стихотворений о друге, носителе святого побратимства, в котором и достоинство, и любовь к людям, и верность высокому товариществу. Верой в жизнь, в ее неодолимость звучит обращение к другу:

Скоро песни вернувшихся стай
Зазвенят над разбуженной чащей.
Хорошо, что ты рядом, Мустай,
Верный друг и поэт настоящий.

Чтец  1. СЫСОЛЯТИНА АННА, обучающаяся группы 4РЭ31

И друзья отвечали ему преданной дружбой. Эдуардас Межелайтис признается: «Расула Гамзатова я люблю, как настоящего брата… Его нельзя не любить… Чувство любви льется через край его доброго и щедрого сердца. Его хватает всем: своему родному Дагестану, трудовому человеку, любимой женщине, прекрасной родной природе, героизму защитника Родины, всей великой нашей Родине…»

 

Клип «Берегите друзей»

 

Чтец  2. АБАТУРОВА ДАРЬЯ, обучающаяся группы 4РЭ31

Творчество Гамзатова оказалось на редкость благодатной почвой для рождения музыкальных произведений. Многие стихи поэта стали песнями. С ним работали известные композиторы:  Дмитрий Кабалевский, Ян Френкель, Раймонд Паулс, Александра Пахмутова, Юрий Антонов. Их исполняли: Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Вахтанг Кикабидзе, Валерий Леонтьев, Ренат Ибрагимов, Лев Лещенко и многие другие. Песнями стали стихи: «Берегите друзей», «Пожелание», «Исчезли солнечные дни», «Есть глаза у цветов», «Боюсь я» и многие другие. (слайд 8)

Чтец  3. ВОРОПАЕВА АЛЕКСАНДРА, обучающаяся группы 4РЭ31

Всем известно стихотворение «Журавли», ставшее песней – реквиемом. Оно было написано в 1965 году в Хиросиме. Гамзатов увидел проект памятника японской девочке с журавликом в руках. Узнав ее историю, он был взволнован. Девочка лежала в госпитале. В надежде на выздоровление делала бумажных журавликов. Их должно было быть 1000. Но она не успела, умерла. В день, когда поэт узнал эту историю, в небе Японии появились журавли. И пришло сообщение о смерти матери поэта. По дороге домой он думал о матери, о девочке с журавликами, о братьях, не вернувшихся с войны, и так родились стихи «Журавли».

Чтец  4. ШИНИН АРТЁМ, обучающийся группы 4РЭ32

В 1968 году стихотворение «Журавли» в переводе Наума Гребнева было напечатано в журнале  «Новый мир». Оно попалось на глаза певцу Марку Бернесу. Сам Бернес в войну никогда не участвовал в боях, но он ездил выступать с концертами на передовую. И особенно ему удавались песни, посвященные войне. Очевидно, что война тоже была его личной темой. Прочитав стихотворение «Журавли», возбужденный Бернес позвонил переводчику Науму Гребневу и сказал, что хочет сделать песню. По телефону сразу же обсудили некоторые изменения в тексте. Гамзатов вспоминал: «Вместе с переводчиком мы сочли пожелания певца справедливыми, и вместо «джигиты» написали «солдаты». Это как бы расширило адрес песни, придало ей общечеловеческое звучание.

Чтец 5. ЕРШОВ ЕГОР,  обучающийся группы 4РЭ32

Одна из вечных тем в лирике Гамзатова – философские размышления о времени и о человеке. А «время» - одно из наиболее частых слов в его стихах. Время как форма бытия. И время – век, эпоха. Без отдыха, без остановки шагать в ногу со своим временем, опережать его, служить ему – закон поэта.

Чтец 6. ЧУМАКИНА  ВИОЛЕТТА, обучающаяся группы 4РЭ32
 В глазах миллионов Гамзатов – величина почти  неприкосновенная, поэт, пресыщенный всенародной любовью и обласканный властями. Если судить по внешним приметам биографии, можно так и предположить, нарисовать образ «придворного поэта», который пребывает  в раю – без забот и печали. Но так ли это? Через удивление и потрясение, восторг и разочарование, обретения и потери пришел Гамзатов к прозрению: не будет, не должно быть у поэта легкой, удачливой жизни и отдельного от людей счастья, что за грехи придется платить по самому строгому и жесткому счету – собственной судьбой. «О многом сожалею, - признавался поэт со страниц газеты. – Сожалею, что не написал то, что мог написать. Но куда больший грех: писал то, что мог не писать».

Чтец 7. КАХАНОВ МАГОМЕД, обучающийся группы 4РЭ32

Познал Гамзатов и уловки века, и неверность людскую, и коварство близких. Не дошла в сохранности до читателя поэма «Шамиль», около тридцати лет находились под домашним арестом поэма «Люди и тени» и стихотворение «Аплодисменты».

Теперь я знаю сам давно,
Что лестница – вот жребий мой,
Высоко светится окно,
Ступенька под ногой…
И на которой ждет удар,
Узнать нам не дано.

Чтец 8. САИДУМАРОВ ШАХЗОД, обучающийся группы 4РЭ32

Поэту жаль, что время так быстро уходит. Он сравнивает его с мельницей, которая своими жерновами мелет человеческие годы. Трудно примириться с тем, что время ускользает. Но Гамзатов верил, что человек живет не зря. Нужно жить так, чтобы оставить след: «дом иль тропинку, дерево иль слово». Человек не в силах остановить время, но может служить людям, делать добро, а это остается грядущим поколениям.

Не спит, не спит суровый счетовод, 
Пусть даже сон давно царит над всеми.
«Тик – так, тик- так» - неспешен этот ход!
«Тик – так» - как быстро пролетает время!
Часы идут, и тикают, и бьют…
Что сделал ты, прислушиваясь к бою?
Или пришлось вести им счет минут
Бессмысленно растраченных тобою.

Чтец  9. ЛЕМАЕВА ВИКТОРИЯ, обучающаяся группы 4ТЭО31

Сегодня мы говорили о Расуле Гамзатове как о живом. Встречая свой 80–летний юбилей, поэт просил у судьбы, у Бога ещё хотя бы год жизни, чтобы привести в порядок свои “земные” дела. Но жизнь распорядилась иначе… 3 ноября 2003 года поэт занял место в журавлином клине бессмертия. Восемь десятилетий своей жизни на земле он сумел использовать сполна. Он создал столько великих творений, что современникам и потомкам нужны еще долгие годы, чтобы осмыслить и оценить это бесценное наследие.

 

Клип «Журавли»

 

Чтец  10. ПОЛИКАРПОВ НИКИТА, обучающийся группы 4ТЭО31

Поэзия Гамзатова будет жить, пока жив Дагестан. Он пророчески написал об этом стихотворении «Я памятник себе воздвиг из песен». Тема эта не нова в поэзии. Первым было стихотворение древнеримского поэта Горация, в русской поэзии вольный перевод его сделал Державин. Всем известен «Памятник» Пушкина. Расул Гамзатов продолжил эту традицию, но внес в стихотворение национальный калорит, отразил в нем черты времени.

Ведущая 1. ПЛУГАТЫРЁВА ДАРЬЯ, обучающаяся группы 4РЭ31

Стихотворение «Памятник» читает Стайловская Данелина,  обучающаяся группы 4ТЭО31

Я памятник себе воздвиг из песен.
Он невысок, тот камень на плато,
Но если горный край мой не исчезнет,
То не разрушит памятник никто.
Ни ветер, что в горах по-волчьи воет,
Ни дождь, ни снег, ни августовский зной.
При жизни горы были мне судьбою, 
Когда умру, я стану их судьбой.
Поддерживать огонь мой не устанут,
И в честь мою еще немало лет
Младенцев нарекать горянки станут
В надежде, что появится поэт.
И мое имя, как речную гальку,
Не отшлифует времени поток.
И со стихов моих не снимут кальку,
Ведь тайна их останется меж строк.
Когда уйду от вас дорогой дальней
В тот край, откуда возвращенья нет,
То журавли, летящие печально,
Напоминать вам будут обо мне.
Я разным был, как время было разным,
Как угол – острым, гладким – как овал…
И все же никогда холодный разум
Огня души моей не затмевал.
Однажды мной зажженная лампада
Еще согреет сердце не одно,
И только упрекать меня не надо
В том, что мне было свыше не дано.
Я в жизни не геройствовал лукаво, 
Но с подлостью я честно воевал
И горской лирой мировую славу
Аулу неизвестному снискал.
Пусть гордый финн не вспомнит мое имя,
Не упомянет пусть меня калмык.
Но горцы будут с песнями моими
Веками жить, храня родной язык.
На карте, что поэзией зовется, 
Мой остров не исчезнет в грозной мгле.
И будут петь меня, пока поется
Хоть одному аварцу на земле.

Чтец 11. СТАЙЛОВСКАЯ  ДАНЕЛИНА, обучающаяся группы 4ТЭО31

Он воспевал героев своего времени, возвращал из небытия героев прошедших веков и доказывал, что можно жить в этом мире так, чтобы не было стыдно за свои дела и поступки. Гамзатов своим жизненным примером показал всем, как много может достичь один человек, орудие которого - поэтическое слово.

Чтец 12. МУЛЛАБАЕВ  ДИЁРБЕК, обучающийся группы 4ТЭО31

В городе Буйнакск педагогическому колледжу присвоено имя Расула Гамзатова.

Указ Государственного Совета Республики Дагестан об увековечении памяти Расула Гамзатова

Госсовет РД, в целях увековечения памяти видного государственного и общественного деятеля, Героя Социалистического Труда, кавалера ордена Святого апостола Андрея Первозванного, лауреата Ленинской и Государственных премий, председателя Правления Союза писателей Республики Дагестан, народного поэта Дагестана Гамзатова Расула Гамзатовича

Постановляет:

Присвоить имя Гамзатова Расула Гамзатовича  Буйнакскому педагогическому колледжу и впредь именовать его Буйнакский педагогический колледж имени Расула Гамзатова

Приказ от18 февраля 2004.

Председатель Госсовета Республики Дагестан М. Магомедов

И к 90-летию со дня рождения в Москве был открыт памятник великому сыну своего народа Расулу Гамзатовичу. (слайд 9)

Ведущий 1. ПЛУГАТЫРЁВА ДАРЬЯ, обучающаяся группы 4РЭ31

Гамзатов умер 3 ноября 2003 года. Он похоронен на старом мусульманском кладбище в дагестанском поселке Тарки у подножья горы Тарки-Тау. (слайд 10)

Ведущий 2. ХАЛИЛОВ АРКАН, обучающийся группы 4РЭ31

3 ноября 2003 года поэт занял место в журавлином клине бессмертия. Восемь десятилетий своей жизни на земле он сумел использовать сполна. Он создал столько великих творений, что современникам и потомкам нужны еще долгие годы, чтобы осмыслить и оценить это бесценное наследие.

Нет уголка в России, где бы не был воздвигнут монумент Белым Журавлям. Не создан музей творчества Расула Гамзатовича. (слайд 11)

 

Мероприятие заканчивается на фоне звучания мелодии из песни «Журавли».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Заключение

 

Феномен Расула Гамзатова – это неповторимое явление жизни поэта в обществе, в государстве, современной поэзии, прозы, философских притчей и афоризмов.

Расул Гамзатов – крупный политический деятель, член Президиума Верховного Совета СССР, человек, который соприкоснулся близко со Сталиным, Брежневым, Индирой Ганди, Хрущевым, Горбачевым, Фиделем Кастро, Путиным и со многими другими. В своем творчестве он пережил несколько эпох – воспринял, переработал, победил своим духом, но он не смог победить развала Советской Родины и смерти Патимат. Но даже в самые трудные, переходные, смутные времена он боролся, страдал, стараясь сохранить то, что созидал народ более полувека, отбрасывая чуждое, ненужное, ложное, злое. Он хотел сохранить страну, чтобы сохранить свою и своих поклонников души, идеалы, ценности, которые стали идеалами, ценностями его народа, отца – великого аварского, дагестанского мыслителя и поэта, братьев, которые отдали свою жизнь за эти идеалы и ценности, за Родину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Список литературы

 

1. Гамзатов, Р. Собрание сочинений: в 5-ти т. [Текст] /Р. Гамзатов - М.: Художественная Литература, 1980-1982. - 527 с.

2. Гамзатов, Р. Стихотворения и поэмы Т.1 [Текст]/Р. Гамзатов - М.: Художественная литература, - 1980. - 511с.

3. Гамзатов, Р. Высокие звезды [Текст]/ Р. Гамзатов - М.: «Советский писатель», - 1963. - 272 с.

4. Гамзатов, Р. Мой Дагестан [Текст]/Р. Гамзатов - М.: «Молодая гвардия», 1972. - 438 с.

5. Магомедов, Р. Расул на все времена: Послание Расула Гапшиминского Расулу Цадинскому[Текст]/Р. Магомедов//Дагестанская правда. - 2003. - 10 июля. -С. 8,13