Методическая разработка на тему "Ансамблевое музицирование на народных инструментах в ДШИ (из опыта работы фольклорного ансамбля "Одун"
Оценка 4.6

Методическая разработка на тему "Ансамблевое музицирование на народных инструментах в ДШИ (из опыта работы фольклорного ансамбля "Одун"

Оценка 4.6
docx
21.11.2023
Методическая разработка на тему "Ансамблевое музицирование на народных инструментах в ДШИ (из опыта работы фольклорного ансамбля "Одун"
Ноговицына К_Конференция_см.ОД (1).docx

                 Муниципальный район «Горный улус» Республика Саха(Якутия)

«Бердигестяхская детская школа искусств»

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

Тема: «Ансамблевое музицирование на народных инструментах в ДШИ» (из опыта работы фольклорного ансамбля «Одун»)

 

      

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

Выполнила: Преподаватель по классу балалайки

Ноговицына Кюннэй Климентьевна

                                      

                                                  

                                            Содержание

 Введение

1.                 Ансамблевое музицирование

2.                 Фольклорный ансамбль «Одун»

3.                 История развития национальных инструментов

4.                 Национальные виды музыкальных  инструментов

4.1Струнные инструменты

4.2. Виды ударных инструментов

 4.3. Варганные инструменты

           Заключение

 Список использованной литературы

 

 


                                           Введение

Музыка в жизни человека играет исключительно большую роль и пользуется всеобщей любовью. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Цели ДШИ - воспитание гармонически развитой личности, подготовленного слушателя, активного потребителя духовных ценностей, способного к обоснованному эстетическому суждению, владеющего навыками самостоятельного музицирования.

                                                    
                                         Ансамблевое музицирование

    Ансамблевая игра – очень интересный  вид  работы,  осознанное желание музицировать вместе с другими учениками, со своим преподавателем. Ансамблевое музицирование способно повысить развивающий эффект обучения игре на музыкальном инструменте и позволяет реализовать идеи педагогики сотрудничества. Цель настоящей работы – рассмотреть ансамблевое музицирование как форму развивающего обучения на примере опыта работы фольклорного ансамбля «Одун».

   Игра в инструментальном ансамбле и оркестре позволяет всем учащимся средних и старших классов, вне зависимости от природных музыкальных способностей каждого и степени овладения игрой на том или ином инструменте, участвовать в творческом процессе.

     Так, ансамблевое музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений.

                   Фольклорный ансамбль «Одун»

         Детская музыкальная школа в с. Бердигестях была открыта в 1967 году, это явилось значительным событием в культурной жизни улуса. Отделение народных инструментов существует со дня основания школы. Постепенно в отделении открылись классы  домры, балалайки. На сегодняшний день в отделении работают 3 преподавателя  и  учатся 20   детей. Также работает детский оркестр «Кылыйа», фольклорный ансамбль «Одун» и взрослый оркестр национальных инструментов «Кылыьах».

В 2016 году открылся филиал школы в селе Магарас, по классу балалайки, в настоящее время здесь обучается  8 учащихся по программе ДПОП (5 летнее обучение). По инициативе детей был организован  фольклорный ансамбль «Одун», в котором участвуют все ученики школы. Они играют на национальных инструментах: кылыьах, хомус и на ударных инструментах: дьага, хабардьа, купсуур, сиксиир. С 2021-2022 учебного года в состав ансамбля включили инструменты кырыымпа и тансыр. Ученики играют в разных составах ансамблей, в том числе малых (дуэты, трио). Учащиеся занимаются с большим интересом и желанием.

Исполнительский репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности. Умело подобранный репертуар дает коллективу возможность вести активную творческую жизнь, постоянно повышать исполнительское мастерство в целом. В настоящее время репертуар коллектива разноплановый, он включает как обработки народных мелодий, так и произведения отечественной и зарубежной классики.

Учащиеся успешно участвовали во многих музыкальных конкурсах разного уровня: «Юный музыкант», «Парад звезд», «Созвездие ансамблей», «Новые имена Якутии», «Кемус доргооннор», «Народная мозаика», «Добун Дуораана», «Бриллиантовые нотки» и.т.д.

        В 2021 году проект «Чарующие звуки древнего дерева» при поддержке местной общественной организации развития и поддержки творческих людей и творчества в людях «Грани таланта» Горного улуса РС (Я) стала обладателем  Гранта  Главы Республики Саха (Якутия) на развитие гражданского общества в РС (Я). Хотелось бы воспользоваться случаем и рассказать об этом проекте.

Целью проекта является популяризация культурного наследия России путем вовлечения школьников в изучение и сохранение музыкального наследия народа Саха.

Задачами проекта стали:

1. Содействие изучению школьниками музыкального наследия Горного района.

2. Содействие передаче и сохранению технологий изготовления и реставрации национальных музыкальных инструментов путем обучения ребят Мастерами.

3. Вовлечение в проект волонтеров-преподавателей для сохранения преемственности передач народных традиций в народной музыке.

          По этому проекту организован детский оркестр, в количестве 60 детей из общеобразовательных школ, гимназии, а также проведена научно-практическая конференция «Исполнительство на народных инструментах: история, теория, практика». В декабре 2022 г. проведен республиканский конкурс игры на якутских национальных инструментах «Сахалыы тойугу оонньооммун туойабын» («Якутский напев играя пою). В мае этого года был организован большой концерт с участием детского оркестра «Кылыйа» и народного оркестра национальных инструментов им.Е.В.Потапова «Кылыьах».

 

              История развития национальных инструментов

Приоритетом ЮНЕСКО в 2023 году стало сохранение и популяризация нематериального культурного наследия, к которым относятся музыкальные инструменты. Якутские национальные инструменты служили неотъемлемой частью обрядов, ритуалов, повседневного бытового уклада, традиционного образа жизни народа.

Значительное место в развитии инструментария, как и музыкальной культуры Якутии в целом, занимает многогранная деятельность основоположника профессионального якутского музыкального искусства Марка Николаевича Жиркова. В результате музыкально-этнографических исследований основываясь на устных рассказах знатоков старины, он собрал и дал описание 14 видов инструментов. К ним относятся якутский хомус и эвенкийский, эвенский варган; свирель или флейта из лебяжей кости; тальниковая или деревянная дудка; ветряная сирена для сбора скота; якутский бубен; большой и выдолбленный кюпсюр; поколотка с металлическими струнами; резонирующий или ветряной бубен; табыки; иирэр дьа5а; разнообразные щоркунцовые инструменты: хобо; атрибуты и побрякушки одежды и бубна шамана; щипково-струнно-ударный «Мааковский дунур»; якутская самодельная скрипка (кырыымпа).

 Важную роль в изучении якутских музыкальных инструментов играют работы исследователей М.Н. Жиркова, Ю.И. Шейкина, В.Е. Дьяконовой и др. Для развития и сохранения якутского инструментария важной является работа мастеров – изготовителей музыкальных инструментов И.Д. Избекова-Уустаах, А.И. Чахова, В.А. и М.В. Мохначевских, П.П.Семенова и др.

       

 Национальные виды музыкальных инструментов                      

                                       Струнные инструменты

      Среди струнных музыкальных инструментов саха можно выделить кырыымпу - якутскую скрипку. Якутский кылысах-кырыымпа изобретен нашими предками на основе военного или охотничьего лука, тетива которого служила струной, а смычком был другой лук. Кырыымпа, по утверждению М.Н.Жиркова - это исконно якутский музыкальный инструмент.  Кырыымпа играет важную роль в качестве солирующего национального музыкального инструмента в якутском оркестре. В оркестре используются разновидности тойук-кырыымпа – 1 струнный, хоппо-кырыымпа и сэргэ-кырыымпа – 3-4-х струнные.

 Таҥсыр (тангсыр) (малые, альтовые, басовые) – струнно-щипковый трехструнный инструмент квартового строя (d, a, e). У древних якутов Верхнего Вилюя существовал струнно-смычковый-щипковый инструмент. Играли на нем смычком и пальцем.

    Кылыhах (кылысах) – струнно-щипковый инструмент. В современной исполнительской практике используется созданное семейство трехструнных кылыhах – прима, секунда, альт, контрабас в роли аккомпанирующих инструментов. Раньше струнно-смычковый инструмент «кыллаах кырыымпа» называли кылыhах.

                           Виды ударных инструментов  

         «Купсуур» (Кюпсюр) – ударный музыкальный инструмент, подобный барабану. Ударяют по ним кожаной колотушкой. Купсуур имеет разные размеры, от чего зависит высота звука («Дьөлөккөй күпсүүр», «Чардаат кюпсюр»,   «Аарыктаах кюпсюр»).

  

«Былаайах» (Былаях) – палочка для купсуура. Ее изготавливают из осины, ударяющую часть покрывают коровьей шкурой с шерстью.

 «Дьа5а» – самый звонкий шумовой инструмент. Ее изготавливают из осины, снабжают маленькими бубенчиками, в полости которых для создания шумового эффекта помещают бусинки разного размера.

«Хабардьа» (хабарджа) — погремушка (своеобразный аналог маракаса). Это плоский полый деревянный короб, внутри которого находятся круглые шарики. Звук извлекают, постукивая по коробу ребром ладони или покачивая в разные стороны. 

«Хабыр5ас» – деревянная хлопушка, изготовлен из пластины с ручкой, на обеих сторонах которой привязаны две прямоугольные пластины. При встряхивании издает хлопающие звуки неопределенной высоты.

  «Сиксиир» - («сиксий» -трясти) – погремушка из полого рога коровы с сухими зернами внутри, отверстие рога закрыто кожей.

 

                              Виды варганов

Хомус — один из древнейших музыкальных инструментов,  известный в мире язычковый инструмент-варган. Представляет собой дуговой металлический инструмент с язычком, колебания которого создают музыкальный. Имеет несколько разновидностей по материалу изготовления: деревянный хомус, костяной хомус; металлический хомус (который также имеет разновидности: например, с кольцевой держалкой на корпусе; хомус с двумя язычками и др.).  С помощью этого удивительного музыкального инструмента, можно передавать даже человеческую речь.

                        

             

 

Мастерская музыкальных инструментов с. Бердигестях

             Создание музыкальных инструментов — процесс кропотливый и трудоёмкий. Чтобы добиться точного звучания, при изготовлении одного инструмента используется несколько пород древесины и других пиломатериалов, часть которых поставляется из районов с более мягким климатом. Старинные способы изготовления якутских инструментов, передающиеся мастерами из поколения в поколение, сегодня усовершенствованы современными производственными технологиями.            

              В 1995 году при финансовой поддержке Целевого фонда будущих поколений в селе Бердигестях Горного района РС (Я) была создана Республиканская мастерская по изготовлению национальных музыкальных инструментов. Мастерская стала поставщиком уникальных инструментов, сувениров и предметов обихода народа саха.  Её основателем считается  заслуженный работник культуры РС (Я), народный мастер Василий Авксентьевич Мохначевский, ушедший из жизни за два года до открытия мастерской.          

   За 26 лет работы в Бердигестяхской мастерской изготовлено более тысячи инструментов разных типов и разновидностей (в мастерской называют цифру 38 видов инструментов), тридцати восьми типов - ударные, струнные, смычковые, ставших неотъемлемой частью многих оркестров, в частности, оркестра народных инструментов при Государственном театре танца Якутии.

По проекту «Чарующие звуки древнего дерева» наша мастерская реставрировала и сделала новые инструменты для оркестра. Инструменты нашли своё применение в работе известных артистов, музыкантов, фольклорных и самодеятельных коллективов, а также в дошкольных и образовательных учреждениях.

          Сегодня на фестивалях, концертах, спектаклях, инсценированных представлениях в Республике Саха и за её пределами всё чаще звучат чарующие звуки якутских национальных инструментов. Республиканская мастерская по изготовлению национальных музыкальных инструментов связывает свою будущую деятельность с развитием культур малочисленных народов Дальнего Востока и Крайнего Севера.

                            

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ       

Опыт работы организации  фольклорного ансамбля очень важен для детей. Он кроме знакомства детей с национальными истоками, также служит вовлечению их в концертную деятельность, пропаганду национальной якутской и академической музыки для населения. Исполнительство – это радость не только для слушателей, но и, в первую очередь для самих музыкантов, ведь в этом проявляется их талант, виден результат их труда. В якутских инструментах отразилась характерная национальная самобытность, которая обусловливает всю прелесть и неповторимость звучания якутских народных музыкальных инструментов. В настоящее время народные инструменты возрождаются и завоевывают популярность не только в республике, но и за её пределами.

Культура родного края должна войти в сердце каждого человека и стать неотъемлемой частью его души. Для этого необходимо знать историю, культуру своего народа, сохранять самобытность неповторимой якутской национальной музыкальной культуры в целом.

                        

 

 

Список использованной литературы:

 

1.     Андреев В.В. Материалы и документы. М.:  1986

2.     Гоголева С.В. Якутские мелодии для трехструнной домры с фортепиано.– Якутск, 2002

3.     Дьяконова В.Е. Якутские музыкальные и фоноинструменты: комплект учебных карточек. – Якутск, 2018

4.     Жирков М.Н. Якутская народная музыка. – Якутск, 1981

5.     Жирков М.Н. «Якутская народная музыка». Якутское книжное издательство, 1982

6.     Томская А.И. «Якутские музыкальные инструменты: традиции и современность», Якутское книжное издательство

7.     Чахов А.И. Саха былыргы музыкальнай инструменнара.– Якутск, 2011

8.     Шалов А. Методика обучения игре на народных инструментах. –Ленинград, 1975

 

 

 

                                                   

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

                           


 

Муниципальный район «Горный улус»

Муниципальный район «Горный улус»

Содержание Введение 1.

Содержание Введение 1.

Введение Музыка в жизни человека играет исключительно большую роль и пользуется всеобщей любовью

Введение Музыка в жизни человека играет исключительно большую роль и пользуется всеобщей любовью

Фольклорный ансамбль «Одун»

Фольклорный ансамбль «Одун»

Новые имена Якутии», «Кемус доргооннор», «Народная мозаика», «Добун

Новые имена Якутии», «Кемус доргооннор», «Народная мозаика», «Добун

История развития национальных инструментов

История развития национальных инструментов

Струнные инструменты

Струнные инструменты

Дьа5а» – самый звонкий шумовой инструмент

Дьа5а» – самый звонкий шумовой инструмент

Мастерская музыкальных инструментов с

Мастерская музыкальных инструментов с

Республиканская мастерская по изготовлению национальных музыкальных инструментов связывает свою будущую деятельность с развитием культур малочисленных народов

Республиканская мастерская по изготовлению национальных музыкальных инструментов связывает свою будущую деятельность с развитием культур малочисленных народов

Андреев В.В. Материалы и документы

Андреев В.В. Материалы и документы

Методическая разработка на тему "Ансамблевое музицирование на народных инструментах в ДШИ (из опыта работы фольклорного ансамбля "Одун"

Методическая разработка на тему "Ансамблевое музицирование на народных инструментах в ДШИ (из опыта работы фольклорного ансамбля "Одун"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2023