Методическая разработка открытого урока по технологии в 6 классе на тему:"Чай есть питие доброе…"
Оценка 4.8

Методическая разработка открытого урока по технологии в 6 классе на тему:"Чай есть питие доброе…"

Оценка 4.8
docx
20.11.2023
Методическая разработка открытого урока по технологии в 6 классе на тему:"Чай есть питие доброе…"
Конспект урока.docx

Методическая разработка открытого урока по технологии в 6 классе на тему:"Чай есть питие доброе…"

 

Цели урока:

·                                 Познакомить учащихся с традициями русского чаепития и с чайными традициями других стран

·                                 Совершенствовать навыки и умения самостоятельного приобретения знаний из различных источников, разработки презентаций

·                                 Активизировать познавательную активность учащихся введением заданий исследовательского характера

Задачи:

·                                 Познакомить учащихся с историей чая, особенностями национальных традиций заваривания чая, технологией производства чая, целебными качествами чая.

·                                 Воспитывать добросовестность, дисциплинированность в работе, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи.

·                                 Учить детей анализировать свою работу, сравнивать и различать способы заваривания чая.

 

Тип   урока: комбинированный

 

Методы обучения: словесный, мультимедиа, исторический, познавательный, практический.

 

Форма   проведения: защита исследовательских работ, получение новых знаний.

 

Оборудование:

экран, проектор, компьютер, презентации учащихся: «Русское чаепитие», «Английское чаепитие», «История самовара», «Чаепитие по – японски», учителя: «Производство чая», «Чайные сервизы и грелки на заварочный чайник»; предметы русского народного быта, самовар, посуда, инструменты и приспособления для приготовления чая, сервировки чайного стола, упаковки из – под чая, плакаты.

 

Подготовительная   работа: постановка и актуализация задач предстоящего урока; создание условий для осознания учащимися важности и целесообразности самостоятельной работы по сбору материала; самостоятельное изучение учащимися материала по теме; подготовка презентаций для сопровождения выступления, оформление кабинета предметами русского быта.

 

Межпредметные связи: история, информатика

 

 

 

 

Этапы работы

Содержание этапа

 

1.

      Организационный момент

Учитель:  Здравствуйте! Я рада всех видеть. Прошу дежурных сообщить о готовности класса к уроку.

Мы продолжаем изучение раздела «Кулинария». О чём сегодня пойдёт речь, догадайтесь по предметам, которые вы видите.

Ответ: О чае.

 Учитель:   Как вы думаете, какова тема урока?

Ответ: Чаепитие.

 Учитель:   Какова цель нашего урока?

Ответ: Познакомиться с традициями чаепития в разных странах.

Учитель:  Темой нашего урока будет высказывание Николая Гавриловича Спафария, русского посла в Китае в XVII веке: "Чай есть питие доброе…"

 А еще мы познакомимся с технологией производства чая, его целебными качествами.

- Что надо делать, чтобы достичь целей урока?

Ответ: не отвлекаться, внимательно слушать одноклассников и  объяснения учителя.

 Учитель:  Как на уроке заботиться о своём здоровье?

Ответ: следить за осанкой, проводить физминутки.

 

 

 

 

 

 

 

2.

Изучение нового учебного материала

1. Вступительное слово учителя с целью актуализации опорных знаний.

Учитель: Есть много хороших напитков: прохладительных, питательных, целебных. Каждый по-своему знаменит и ценен. Но с напитком по имени "чай" не может сравниться никакой другой: он любим миллионами людей во всех краях планеты, его пьют во всякое время года, днем и ночью, как лакомство и лекарство, за рабочим столом и за дружеской беседой.
Чашка горячего чая в нужный момент совершает чудеса. Чай дает зарядку бодрости, бережет наше здоровье, помогает нам жить. Он – верный друг человека с детства до старости.
Покой, физическое и душевное расслабление, наслаждение благоуханием чайного настоя – вот атмосфера сопутствующая чаепитию. А если на столе окажутся соответствующие дополнения к этому освежающему и укрепляющему напитку, то это будет настоящий праздник, понятный не только опытным ценителям чая.

Напиток простой, всем знакомый, и на первый взгляд может показаться, что о нем ничего нового, вроде бы, и не расскажешь. Но это далеко не так.

2. Из истории чая        (Презентация учителя «Производство чая»)

Давно известно, что родина чая – Китай (Слайд 2). (Слайд 3) Но вот индийский ученый Прабхат Ранджан Саркар (1920–1990) установил, что кусты этого растения испокон веков росли в долинах Гималаев (на территории Индии), а в Китай его доставили буддийские паломники. И это было примерно в V –VI в. н. э. (Слайд 4) Но, в конце концов, важно другое – именно в Китае растение получило распространение еще до нашей эры, хотя как напиток чай стали здесь широко применять лишь в VI в. н. э., а в X  веке он стал национальным напитком. Чуть раньше – IX в. – чай попал в Японию. (Слайд5)
Любопытно, что измельченные чайные листья спрессовывали, а затем эти брикеты и лепешки использовали в качестве ... денег. Вот как высоко ценили в ту пору китайцы это растение!
В Европе чай появился в 1517г., когда португальцы впервые привезли домой чайные листья. Но напиток этот сразу не прижился. Иногда его пили только в королевском дворце и у знатных вельмож. Прошло больше века прежде чем об этом напитке узнали во Франции, Испании, Италии, Германии, но тут он столкнулся с "конкурентом" – кофе. В этих странах кофе пили уже целое столетие, и у него было много сторонников. Кроме того, по сравнению с чаем, кофе был неизмеримо дешевле. Вот почему в этих странах до сих пор кофе пьют все же чаще чем чай.

3.  (Слайд 6)Технология производства чая очень сложна. (Слайд 7)Важнейшими этапами обработки чайных листьев являются: завяливание; (Слайд 8) скручивание листьев; (Слайд9)ферментация, в процессе которой чай приобретает определенный цвет. (Слайд 10) Он становится "черный", "зеленый", "красный" или "желтый".
Сейчас в мире производится большое количество различных сортов чая. Перед вами представлена лишь малая часть чайного ассортимента.

4. Производство чая в 2010году. (Слайд 11)

5. Целебные качества чая. (Слайд 12) В чем же секрет популярности чая? Прежде всего, в аромате и вкусе, в способности утолять жажду и в благотворном влиянии на организм. Чай возбуждает деятельность центральной нервной системы, обладает тонизирующим действием, повышает умственную работоспособность, стимулирует сердечную деятельность, благоприятно влияет на работу почек.

(Слайд 13) Многие ученые, изучая целебные качества этого напитка обнаружили в нем более 130 химических веществ. Исследования продолжаются. Чем выше сорт чая, тем больше в нем танина, кофеина, витаминов, эфирных масел и других полезных веществ.
У многих народов выработались и бытуют свои национальные способы приготовления чая.

 

 6. Беседа с целью определения уровня внимания учащихся и их интереса к учебному материалу.

Учитель: Где родина чая?

Ответ: Родина чая как растения – Индия, а как напитка – Китай.

Учитель: Каким образом чай попал в Китай?

Ответ: Его доставили туда буддийские паломники.

Учитель: В чем же секрет популярности чая?

Ответ: В аромате и вкусе, в способности утолять жажду и в благотворном влиянии на организм.

 

3.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

1. Защита исследовательских работ с целью определения позиции каждого обучающегося и демонстрации ими собственных исследовательских достижений

Учитель:  Вы самостоятельно провели исследовательские работы. В чём заключалась цель вашей деятельности?

 Ответ: Цель проведённых исследований  заключалась в том, чтобы узнать национальные способы заваривания чая – как результат многовекового опыта каждого народа, длительного применения чая в конкретных условиях определенной страны.

 

1)Учитель: Самой чайной страной является Англия.

Исследовательскую работу "Английское чаепитие" представляет Сафоян Кристина.

Представление исследовательской работы «Английское чаепитие»

(Презентация учащейся)

(Примерные вопросы учащихся)

                                 Что означает фраза «five o clock»? (Пять часов)

                                 Почему надо лить чай в  молоко, а не наоборот? (Нарушение очерёдности (молоко в чай) портит вкус и аромат чая.)

Учитель: 

У ручья зачерпнул

Быстробьющей, журчащей воды.

Как вскипает, гляжу,

Бирюзово—зеленая пыль.

Только жаль, не могу

Чашку  вкусного чая налить

И послать далеко

Человеку, влюблённому в чай.

- Так написал о чае японский поэт, живший 12 столетий назад.

2)Учитель: Очень сложна чайная церемония в Японии.  О ней расскажет Шварцман Анастасия

Представление исследовательской работы "Чай по-японски"

 (Презентация учащейся)

(Примерные вопросы учащихся)

*Кто может участвовать в японской чайной церемонии? (Устроитель церемонии и приглашённые участники – не более 5).

*А почему ты выбрала именно эту тему для исследования?

3) Учитель:   А знаете ли вы, что "китайский напиток" появился в России раньше, чем в Англии!

Мамоян Армина представит  исследовательскую работу «Русское чаепитие»

Представление исследовательской работы «Русское чаепитие»

(Презентация учащейся)

(Примерные вопросы учащихся)

*Почему сахар к чаю предпочитался кусковой?  (Сахар - песок делал чай мутным.)

*Каким должен быть настоящий русский чай? (Он должен быть крепким, горячим и его должно быть много).

4) Физминутка

А сейчас мы поиграем в русскую игру-потешку “Чайничек”.

(Слова этой песни игры разучиваются с участниками заранее и поются, сопровождаемые движениями рук.)

Чайничек – ладони параллельно друг другу.
Крышечка – ладошка правой руки – крышечкой.
Шишечка – кулачок.
Дырочка – пальцы кольцом (знак ОК).
Пар идет – указательным пальцем делаются круги по возрастающей.
Чайничек с крышечкой.
Крышечка с шишечкой.
Шишечка с дырочкой…
В дырочке – пар идет.
Пар идет в дырочку,
Дырочка в шишечке…
Шишечка в крышечке,
Крышечка с чайничком.

5)Учитель:

Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая:

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал...

Так красочно и ярко описал А. С. Пушкин ритуал вечернего чаепития в семействе Лариных в поэме «Евгений Онегин».

Учитель: Назовите, пожалуйста, самый известный в прошлом и настоящем атрибут русского чайного стола.

(Ответ учащихся) – Самовар.

Учитель: Сведения о нём собирал Агоян Алик.

Представление исследовательской работы «История самовара»

(Презентация учащегося)

(Примерные вопросы учащихся)

* Почему люди решили установить памятники самовару? (Из почтения к нему)

*Когда появились самовары? (На этот вопрос сложно ответить, предполагается, что ещё в античные времена)

 

2. Анализ исследовательских работ и презентаций учащихся

Учитель: Прежде, чем мы перейдём к следующему этапу урока, мне хотелось бы проанализировать вашу защиту исследовательских работ. Вы все очень хорошо потрудились: во всех презентациях продуманный единый стиль оформления: фон слайдов, стиль оформления заголовков, текстового материала, использование иллюстраций уместно и оправданно; использованы эпиграфы и изречения; мини – исследования проведены и оформлены достаточно грамотно. Я хочу отметить ваше уважение к авторским правам – каждый из вас указал в презентации все источники информации.

 

 3. Чайный сервиз, заварочный чайник и грелка. Презентация учителя с целью предоставления учащимся дополнительной, наглядно оформленной, информации о предметах сервировки чайного стола

Учитель: (Слайд 1)Как и самовар, заварочный чайник придуман европейцами. (Слайд 2) В Средней Азии и других странах Востока обходятся без него. (Слайд 3) Зеленый чай, например, заваривают в одном большом чайнике и понемногу наливают в пиалы.

(Слайд 4) По русскому же обычаю в чашку наливают небольшое количество заварки и затем доливают кипяток.

(Слайд 5) Заварочный чайник связан с особым предметом сервировки - грелкой. Это колпак из теплой ткани, который надевали на чайник для сохранения заварки в горячем состоянии. (Слайд 6)Грелки делали в виде петухов, (слайд 7)матрёшек, (слайд 8) и т.д. (Слайд 9)Часто грелки представляли собой шедевр рукоделия и были гордостью каждой хорошей хозяйки. Грелки для чайников дарили друзьям к различным праздникам.

  (Слайд 10)       Не меньшей гордостью хозяйки, чем самовар, был и чайный сервиз. (Слайд 11)Материал, из которого делают чайные сервизы (фарфор, фаянс), — прекрасная основа для художественной росписи. (Слайд 12) Посуда русских фарфоровых заводов украшает витрины многих музеев мира. (Слайд 13)Слава Императорского и (слайд 14) Кузнецовского фарфоровых заводов  (слайд15) ничуть не меньше известности изделий Фаберже.

Учитель: Вот эту симпатичную грелку на заварочный чайник в виде коровки нам предоставили для нашего урока девочки 8 класса. При желании вы сможете самостоятельно изготовить этот предмет сервировки чайного стола.

 

4.

Закрепление учебного материала

1.Рефлексия с целью закрепления вновь полученных знаний и сведений

Учитель:  Цель нашего урока: познакомиться с историей чая, особенностями национальных традиций его заваривания, технологией производства чая и его целебными свойствами. А сейчас мы узнаем, насколько вам интересно было содержание нашего урока и что из него вы запомнили. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

1. Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?

2. Когда и откуда чай был впервые привезен в Россию?

3. Как правильно заварить чай по-русски?

4. В какой посуде нужно хранить чай?

5. Чем отличается русское чаепитие от подобного ритуала в других странах?

6. Чем является чаепитие для англичан?

7. В чём суть ритуала японского чаепития?

8. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

9. Вам пригодятся эти знания в повседневной жизни?

 

2.Подведение итогов

Учитель: Чай – это прекрасный полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.
Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб.

Чай горячий, ароматный.
И на вкус всегда приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!

3. Выставление оценок.

5.

Задание на дом

Учитель:  Я вижу, что вы на этом уроке много для себя узнали, расширили свои представления о чае и теперь в домашних условиях вы можете заварить чай разными способами для своих родных, близких и друзей. Это и будем вашим домашним заданием.

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Боброва, Л. В.Технология 5-9 классы. Уроки с использованием ИКТ./ Л. В. Боброва. – В.: Учитель, 2009.

2. Золотые правила заварки // домовой. — 2005.

3. История русской кухни. Интересные истории [Электронный ресурс] // Режим доступа: http\www.cook\denek.net\history

4. Похлебкин, В. В. История важнейших пищевых продуктов  / В. В. Похлебкин. — М.: Центрполиграф, 1997.

5.Похлебкин, В. В. Кулинарный словарь / В. В. Похлебкин. — М.: Центрполиграф,1997.

6. Засурина, Л. Н. Искусство чайного стола  / Н. П. Ивашкевич, Л. Н. Засурина. — Л.: Лениздат, 1990



Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка открытого урока по технологии в 6 классе на тему:"Чай есть питие доброе…"

Методическая разработка открытого урока по технологии в 6 классе на тему:"Чай есть питие доброе…"

Ответ: О чае. Учитель:

Ответ: О чае. Учитель:

Из истории чая ( Презентация учителя «Производство чая»)

Из истории чая ( Презентация учителя «Производство чая»)

Учитель: Где родина чая? Ответ:

Учитель: Где родина чая? Ответ:

Кто может участвовать в японской чайной церемонии? (Устроитель церемонии и приглашённые участники – не более 5)

Кто может участвовать в японской чайной церемонии? (Устроитель церемонии и приглашённые участники – не более 5)

Так красочно и ярко описал А.

Так красочно и ярко описал А.

Фаберже. Учитель: Вот эту симпатичную грелку на заварочный чайник в виде коровки нам предоставили для нашего урока девочки 8 класса

Фаберже. Учитель: Вот эту симпатичную грелку на заварочный чайник в виде коровки нам предоставили для нашего урока девочки 8 класса

Задание на дом Учитель:

Задание на дом Учитель:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2023