Методическая разработка на тему: "Патриотизм в живописи".
Оценка 4.8

Методическая разработка на тему: "Патриотизм в живописи".

Оценка 4.8
Иллюстрации
doc
МХК
3 кл—11 кл +1
15.05.2022
Методическая разработка на тему: "Патриотизм в живописи".
В методической разработке рассказывается о художниках которые изображали Вторую мировую войну.
Методическая разработка на тему Патриотизм в живописи.doc

 

9  МАЯ

День Победы

(1941-1945)

 

 

 

 

 

Аркадий Пластов, «Фашист пролетел», 1942 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Аркадий Пластов, «Фашист пролетел», 1942 г.

 

   Аркадий Пластов, советский живописец и народный художник СССР, в юности был тесно связан с православным искусством. Будучи сыном потомственных иконописцев, которые видели в мальчике будущего священника, Пластов закончил духовное училище и долгое время помогал отцу расписывать храмы, что позже вспоминал с особым теплом. Юношеские впечатления во многом определили его будущую карьеру. Именно в это время он сказал себе: «Буду живописцем и никем больше».

   Одна из главных тем в творчестве художника — сельская жизнь. В 1917 году он создает множество пейзажей и портретов односельчан в своей родной деревне Прислониха Симбирской губернии, куда возвращается после учебы в Москве. Однако в начале войны атмосферу мирного деревенского быта сменяет ощущение трагедии, которая врывается в привычную, размеренную жизнь.

   На картине «Фашист пролетел» художник словно маскирует смерть идиллическим пейзажем. Сначала может показаться, что мальчик прилег отдохнуть, а животные пасутся или спят невдалеке. Только когда мы видим еле заметный улетающий истребитель, становится ясно: случилась беда.

   Рядом с головой пастушка не ярко-красный цветок — это кровь, которая течет из пробитого черепа. Несколько коров тоже мертвы, а собака жалобно воет рядом с неподвижным телом хозяина.

   Картина повлияла не только на развитие советской живописи, но и, возможно, на ход мировой истории.

   В 1943 году по распоряжению Сталина полотно привезли на Тегеранскую конференцию и повесили напротив тех мест, где во время переговоров сидели Черчилль и Рузвельт.

Результатом встречи стало открытие «второго фронта», и существует предположение: на решение британского и американского лидеров повлияли не только социально-политические факторы, но и картина Аркадия Пластова «Фашист пролетел».

 

 

 

 Юрий Пименов, «Фронтовая дорога», 1944 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Юрий Пименов, «Фронтовая дорога», 1944 г.

 

   Главное произведение Юрия Пименова эпохи соцреализма — картина «Новая Москва», написанная за 4 года до начала Великой Отечественной войны. Ее сюжет прост: девушка в легком летнем платье за рулем машины проезжает по цветущей Москве, которая к 1937 году украшается новыми постройками в стиле сталинского ампира. Картина передает ощущение беспечности и радости.

   Спустя 7 лет, в 1944 году, Пименов создает новую картину, повторяющую сюжет первой, но совсем с другим настроением. Девушка сменила легкое платье на шинель, справа от нее сидит солдат в каске, а вместо летнего московского пейзажа — испещренная следами шин, покрытая лужами и грязью дорога, вдали угадываются силуэты полуразрушенных зданий. На обочинах застыли разбитые танки, и новые силы Красной армии в грузовиках направляются на фронт. По этой дороге зрителю вместе с героиней картины предлагается следовать в Берлин, к победе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Павел Корин, «Александр Невский» 1942 г.

 

 

 

 Павел Корин, «Александр Невский» 1942 г

   В 1942 году Комитет по делам культуры заказывает Павлу Корину большое полотно, посвященное князю Александру Невскому. Тема оказалась близка художнику. Одной из главных работ, которую он так и не успел создать, должна была стать картина под названием «Реквием», или «Русь уходящая», на которой художник намеревался изобразить, по его словам, «последний парад» Русской Православной Церкви. Один из эскизов все же стал частью завершенного произведения: священномученик Федор (Богорояаленский) появился на триптихе «Александр Невский» в образе юноши. От священнического облачения остался только уменьшенный наперсный крест.

   Несмотря на отношение советской власти к религиозной теме, Корин вносит в картину образы, связанные с Церковью. Мы видим образ Спаса Нерукотворного на знамени русского воинства, и величественный храм на заднем плане, и огромную икону одного из самых почитаемых русский святых — Николая Чудотворца. Избрав формат триптиха, Корин сознательно обращается к деисусному чину иконы.

Сохранились свидетельства, что солдаты возили с собой небольшие репродукции картины, размещали их в окопах и землянках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александр Лактионов, «Письмо с фронта» 1947 г.

 

 

 

Александр Лактионов, «Письмо с фронта» 1947 г.

 

    В 1944 году художник Александр Лактионов вместе с семьей переехал из города Самарканда, где жил в эвакуации, в Загорск, современный Сергиев Посад. Там ему удалось найти необычное временное жилье. Бойницу для пушки в монастырской стене некогда перестроили в       келью — туда-то и заселился художник с семьей.

   Сюжет картины «Письмо с фронта» был буквально «подарен» Лактионову самим монастырем. Неподалеку от обители художник случайно встретил раненого солдата. Тот искал адрес, по которому нужно было доставить фронтовое письмо. Лактионов решил сам проводить его, таким образом став свидетелем события, которое легло в основу картины.

   Картина была написана спустя четыре года. Художник стремился передать подлинные, искренние эмоции от весточки с фронта. Именно поэтому позировать для картины он попросил близких людей: дочь, сына, тетушку, Виктора Нифонтова, художника и друга, с которого был написан солдат, и приятельницу из Загорска.

Картина снискала огромную славу: ее печатали на марках, открытках, в журналах и учебниках. Уже через два года после написания картина была удостоена Сталинской премии I степени — по сути, высшей награды, которую мог получить художник того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Михаил Хмелько, «Триумф победившей Родины», 1949 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чуприн Николай - "Празднование Дня Победы "(1970-е

 

 

 

 

 

 

 

 

Юон Константин Федорович (1875 - 1958) - Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года (1949)

 

 

 

 

 

 

 

 

Юон Константин Федорович (1875 - 1958) - Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года (1949)

 

   Константин Федорович Юон – это один из немногих художников I-ой половины ХХ в., которому удалось не попасть в жернова репрессий и войти в ряды плеяды лучших советских живописцев.

   Одним из самых примечательных полотен Константина Юона является панорамная картина «Парад на Красной Площади 7 ноября 41-го года», созданная в те дни, когда немецкие войска подходили к Москве и, казалось, остановить эту черно-серую массу не сможет никакая сила.

   Проводить парад в эти дни многие политические деятели считали глупостью, пустой затратой средств, которых и так не хватало для нужд Красной Армии, но, он все-таки состоялся. И этот факт лучше всего свидетельствовал о том, что русский народ не сломлен и что Москва «не будет отдана на попирание вандалам».

 

 

 

 

 


 

Ирина Балдина "Героиня Сталинградской битвы Наташа Качуевская", 1984 ,холст,масло.
Ирина Балдина "Героиня Сталинградской битвы Наташа Качуевская", 1984 ,холст,масло. (Ирина - одноклассница Наташи)

 

   Эта 20-летняя красивая девушка - студентка престижного московского вуза ГИТИС, актерский факультет. Коренная москвичка, родилась и выросла на Малой Никитской улице, мама и родная тетя замечательные актрисы известных московских театров.

   В августе 1942 вслед за мужем Наташа Качуевская отправляется на фронт медсестрой. Если и было в то время самое страшное место на земле – то это был точно Сталинградский фронт, куда она и попала…

   20 ноября 42 года. Контрнаступление наших войск. Линяя фронта прорвана – батальон уходит в прорыв, в блиндаже с ранеными неспособными самостоятельно передвигаться остается Наташа. 20 человек, которых она совсем недавно сама вынесла из огня, остались дожидаться транспорта для эвакуации.

   Но вместо помощи в тылу появляется группа немецких солдат под командованием офицера. Они идут прямо на блиндаж. Наташа мгновенно принимает решение - подсумок с гранатами, автомат на плечо и бегом по траншее. Неожиданный огонь сбоку останавливает гитлеровцев, но ненадолго. Слишком неравны силы. Раненые вслушиваются к звукам скоротечного боя. Вот и замолчал автомат Наташи.

Убита или кончились патроны?

   Глухой взрыв гранаты. И почти сразу же дружное "Ура!" вдалеке. Через пять минут в дверях рослая фигура нашего солдата: - Живы, курилки?

   На плащпалатке пропитанной кровью вносят Наташу. Она чудом еще жива и даже в сознании. Когда патроны закончились, Наташа выдернула чеку из гранаты и крепко сжала ее. После того как немцы подошли почти вплотную и потребовали поднять руки, она просто разжала ладонь и граната выкатилась прямо им под ноги. О чем она думала в те три долгие секунды до взрыва? О муже, от которого не было весточки уже полгода, или о маме, что останется совсем одна?

   Последняя запись из ее записной книжки: "Я вот что думаю. Каждый человек для чего-то на свет родился. Один, чтобы всю жизнь полезное дело творить, другой, чтобы только один раз встать во весь рост и крикнуть:"Вперед!"

   Это ничего, что он мало прожил. Важно, что он сделал. Важно, что в общую книгу людскую ляжет пусть даже одна его безымянная запятая. Надеюсь, я смогу поставить свою запятую…"

   Наташа умерла, так и не доехав до медсанбата.

   Ее муж лейтенант Павел Качуевский, командир партизанского отряда, как потом выяснится, погиб еще раньше своей любимой – в июле 1942 года.

Встретились – 23-летний лейтенант и его красавица-жена уже на том свете..


 

«Мать партизана» — картина советского живописца Сергея Васильевича Герасимова, созданная в 1943—1950 гг. Холст, масло. 184 × 229 см Государственная Третьяковская галерея, Москва.

 

 

 

 

 

«Мать партизана» — картина советского живописца Сергея Васильевича Герасимова, созданная в 1943—1950 гг. Холст, масло. 184 × 229 см Государственная Третьяковская галерея, Москва.

 

   Картина по праву является одной из самых сильных картин художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени.

   К моменту наступления Великой Отечественной войны Сергей Васильевич Герасимов был уже достаточно знаменитым художником, большинство его полотен были посвящены жизни русской деревни, не стала исключением и картина «Мать партизана», раскрывающая тему героизма рядового советского человека в годы войны.

   В центральной части картины, с гордо поднятой головой стоит мать партизана.

   Как выразился сам художник: «Я хотел показать в её образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей».

   Женщину не могут запугать немецкие захватчики. За её спиной родная земля, оскверненная врагами и залитая кровью родных, священная родная земля. Великую силу народного гнева ощущают на себе фашисты.

   На фоне русской женщины немецкий офицер кажется жалким.

   Светлая и сильная, стоит она на фоне дымного пожарища. Её лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека. В контраст с образом матери вступает образ гитлеровца, лишенный яркой индивидуальной характеристики, выделяются лишь низкий лоб и тяжелая челюсть фашиста, придающие его облику нечто звериное.   Остальные персонажи согласно задумке автора вторичны и прорисованы лишь в общих чертах (Вики)


МАЯ День Победы (1941-1945)

МАЯ День Победы (1941-1945)

Аркадий Пластов, «Фашист пролетел», 1942 г

Аркадий Пластов, «Фашист пролетел», 1942 г

Аркадий Пластов, «Фашист пролетел», 1942 г

Аркадий Пластов, «Фашист пролетел», 1942 г

Юрий Пименов, «Фронтовая дорога», 1944 г

Юрий Пименов, «Фронтовая дорога», 1944 г

Юрий Пименов, «Фронтовая дорога», 1944 г

Юрий Пименов, «Фронтовая дорога», 1944 г

Павел Корин, «Александр Невский» 1942 г

Павел Корин, «Александр Невский» 1942 г

Павел Корин, «Александр Невский» 1942 г

Павел Корин, «Александр Невский» 1942 г

Александр Лактионов, «Письмо с фронта» 1947 г

Александр Лактионов, «Письмо с фронта» 1947 г

Александр Лактионов, «Письмо с фронта» 1947 г

Александр Лактионов, «Письмо с фронта» 1947 г

Михаил Хмелько, «Триумф победившей

Михаил Хмелько, «Триумф победившей

Чуприн Николай - "Празднование

Чуприн Николай - "Празднование

Юон Константин Федорович (1875 - 1958) -

Юон Константин Федорович (1875 - 1958) -

Юон Константин Федорович (1875 - 1958) -

Юон Константин Федорович (1875 - 1958) -

Ирина Балдина "Героиня Сталинградской битвы

Ирина Балдина "Героиня Сталинградской битвы

Ирина Балдина "Героиня Сталинградской битвы

Ирина Балдина "Героиня Сталинградской битвы

Мать партизана» — картина советского живописца

Мать партизана» — картина советского живописца

Мать партизана» — картина советского живописца

Мать партизана» — картина советского живописца

Методическая разработка на тему: "Патриотизм в живописи".

Методическая разработка на тему: "Патриотизм в живописи".

Методическая разработка на тему: "Патриотизм в живописи".

Методическая разработка на тему: "Патриотизм в живописи".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2022