Методическая разработка на тему "Приемы работы с текстом через организацию деятельностного подхода"
Оценка 5

Методическая разработка на тему "Приемы работы с текстом через организацию деятельностного подхода"

Оценка 5
docx
20.05.2024
Методическая разработка на тему "Приемы работы с текстом через организацию деятельностного подхода"
Приёмы_работы_с_текстом.docx

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

города Москвы

«Московский государственный образовательный комплекс»

(ГБПОУ МГОК)

 

 

 

 

Приёмы работы с текстом

через организацию деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы.

 

 

 

 

 

                          Выполнила:

                                                    Волохова Галина Юрьевна

                                                     учитель начальных классов

  высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2022 год

Приёмы работы с текстом через организацию деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы. Формирование читательской грамотности.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро).

      Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения. Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:

·         понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

·         способ чтения,

·         темп чтения,

·         правильность чтения,

·         выразительность.

    При введении ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и читательские умения относятся к универсальным учебным действиям.

·         Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

  Рассмотрим виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и давать оценку прочитанному.

  • Самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента).
  • Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме.
  • Выделение главной и второстепенной информации.
  • Выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями).
  • Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку.
  • Самостоятельное формулирование вопросов по тексту.
  • Сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

    Каждый урок литературного чтения - это особая встреча с автором того произведения, о котором в данном случае пойдет речь. Эта встреча должна быть незабываемой, неожиданной, интересной и полезной. Если мы хотим услышать мнение ребенка об этой встрече, значит и нужно постараться ее организовать. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно - важная задача учителя. Достижение высоких результатов в понимании и восприятии прочитанного, является ключом к успеху. На современном этапе необходим совершенно иной подход к приёмам анализа художественного произведения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения, ведется перечитывание всех видов информации, глубокое понимание текста.

Целью является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель - прогнозирование предстоящего чтения.

Приёмы работы:

- выделение его героев по названию произведения;

- название имени автора;

- нахождение ключевых слов;

- соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.

Приём «Корзина идей»

«Корзина идей» — прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

В корзину идей можно «сбрасывать»:

  • понятия,
  • мнения,
  • имена,
  • факты,
  • проблемы, имеющие отношение к теме. Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.

 

Рассмотрим на примере произведения И.З. Сурикова «Детство»

Учащиеся читают фамилия автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Учащиеся читают ключевые (опорные) слова, которые учитель заранее выписывает из текста. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.

- моя деревня

- мой дом

- качусь я в санках

-друзья- мальчишки

- бабушка

-сказки

На этом этапе можно использовать ещё такой приём

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста на уровне содержания.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

Приёмы работы с текстом.

  • Первичное чтение текста.
  • Самостоятельное чтение (в классе).
  • Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения

служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

  • Словарная работа.
  • Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
  • Выявление совпадений первоначальных предположений, учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  • Перечитывание текста.
  • Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
  • Постановка вопросов к тексту и к автору.
  • Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  • Обращение к отдельным фрагментам текста.
  • Беседа по содержанию в целом.
  • Обобщение прочитанного.
  • Выявление совпадений первоначальных предложений, учащихся с окончательными выводами по тексту.
  • Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Работа с произведением И.З. Суриков «Детство»

Используются словарная работа, приём- «чтение с остановками», постановка вопросов к тексту и к автору. Задаются уточняющиеся вопросы на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста. План: Катание с горы – Тихий вечер в семье – Бабушкины сказки – Волшебный сон – Наступление утра.

3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приёмы работы.

  • Постановка проблемного вопроса к тексту.
  • Диалог, дискуссия.
  • Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
  • Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
  • Характеристика событий, места действия, поступков героев. 

  • приём «Умные пазлы».

Текст нарезаем на отрывки - пазлы и перемешиваем их. Предлагаем собрать пазлы и прочитать восстановленный текст.

Цель: развиваем память, внимание, мышление. Совершенствуем навык смыслового чтения.

  • Приём «Написание творческих работ»

Я провожу на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагаю написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Так же можно, чтобы дети самостоятельно придумали окончание сказки или изменили, которое написал автор.

 

Работа с произведением И.З. Сурикова. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы учащихся на этот вопрос и беседа. Её результатом должны стать понимание авторского замысла «спрятанного между строк». Рассказ учителя о писателе. Литературные приёмы творческого характера при работе с текстом на уроках.

      Творческий пересказ

Пересказ, предполагающий передачу содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями:

  • добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
  • придумать, как могли разворачиваться события дальше;
  • изменить рассказчика (повествование ведется от 3-го лица — пересказ будет строиться от 1-го лица; повествование строится с точки зрения рассказчика, а пересказ — от лица главного героя или другого персонажа);
  • изменить время глаголов (обратив внимание детей на то, как меняется изображение событий).

Цель творческого пересказа – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении.

Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления.

Приём «Составление кластера»

В переводе означает «пучок», «созвездие». Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока. Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяю как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников,

помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Так, например, после чтения первой части русской народной сказки «По щучьему веленью», в которой автор знакомит с главным героем Емелей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается

построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

       Приём «Написание синквейна»

Синквейн учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль. Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

       На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.

Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.

     Эффективность и значимость «синквейна» состоит прежде всего в простоте. Каждый ребёнок может реализовать свои интеллектуальные возможности в его составлении. «Синквейн» используется как заключительное задание по изученному материалу. Он похож на игру. А придумывать интересно, легко и полезно, особенно детям!

Написание «синквейнов» обогащают словарный запас, подготавливают к краткому пересказу, учит формировать ключевую фразу, и позволяет почувствовать себя творцом.

Рассмотрим примеры написания синквейна.

1.Друг

Надёжный, верный.

Помогает, советует, оберегает.

Друг познаётся в беде.

Богатство.

2.Лето

Жаркое, долгожданное.

Отдыхать, загорать, путешествовать.

Люди рады лету, а пчела цвету.

Каникулы.

3.Школа

Начальная, средняя.

Обучают, учатся, соревнуются.

Учение свет, а неучение тьма.

Знания.

 

 

 

 

Написание синквейна

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u186682/t1528063673aa.jpg

    В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, составление ребуса, кроссворда, головоломок. Здесь, конечно, нужно учитывать то обстоятельство, что ребёнок не обладает достаточным временем, чтобы составить интересный кроссворд, или головоломку. Поэтому такие задания можно задать на дом. Но эта  работа должна быть систематической.

    Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.       Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

     При использовании на уроках литературного чтения указанных приемов работы у учащихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». Значит, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет находить ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Департамент образования и науки города

Департамент образования и науки города

Приёмы работы с текстом через организацию деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

Приёмы работы с текстом через организацию деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста

Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста

Каждый урок литературного чтения - это особая встреча с автором того произведения, о котором в данном случае пойдет речь

Каждый урок литературного чтения - это особая встреча с автором того произведения, о котором в данном случае пойдет речь

Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока

Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока

Работа с текстом во время чтения

Работа с текстом во время чтения

Беседа по содержанию в целом

Беседа по содержанию в целом

Текст нарезаем на отрывки - пазлы и перемешиваем их

Текст нарезаем на отрывки - пазлы и перемешиваем их

Цель творческого пересказа – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены…

Цель творческого пересказа – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены…

Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации

Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации

Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме

Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме

Написание синквейна В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся

Написание синквейна В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся

полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир .

полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2024