Статья: Современные технологии обучения английскому языку через ИКТ"
Оценка 4.9

Статья: Современные технологии обучения английскому языку через ИКТ"

Оценка 4.9
docx
19.05.2024
Статья: Современные технологии обучения английскому языку через ИКТ"
Особенности работы с одарёнными учениками на уроках английского языка.docx

Шамраева Ирина Ивановна, учитель

английского языка МБОУ СОШ УИОП

г.Зернограда

 

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. ТЕХНОЛОГИЯ «ШЕСТЬ ЛЕПЕСТКОВ» ИЛИ РОМАШКА БЛУМА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НАСТАВНИЧЕСТВА В ФОРМАТЕ «УЧЕНИК» - «УЧЕНИК»

Современная эпоха – это эпоха перемен, инноваций, эпоха интеллекта. Это эпоха, которая диктует человеку свои условия жизни, которая выдвигает новые требования. Вот почему в современном российском обществе возникает потребность в людях активных, творческих, нестандартно мыслящих, способных нестандартно и творчески решать поставленные задачи, формулировать перспективные цели и искать пути достижения поставленных целей.

В ногу со временем идёт и система образования. Появляются новые формы, приемы, методы, подходы к обучению детей. Меняются требования, предъявляемые к выпускнику школы. Современный выпускник должен быть компетентным и коммуникабельным, способным адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, требованиям общества.

Ни для кого не секрет, что такие качества как нестандартность мышления, творческий поход  в решении задач любой сложности, способность формулировать новые идеи присущи одарённым личностям. Отсюда следует, что одной из основных задач современной школы на сегодняшний день является выявление одарённых детей и организация формы работы с ними.

Одаренность это системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.[1]

Одарённые дети – личности яркие. У таких детей либо уже имеется целый список определённых весьма значимых достижений, либо есть все предпосылки этот список открыть. С одной стороны, работать с такими детьми учителям в радость. С другой стороны, такие дети требуют особого внимания, подхода, особых форм и методов работы. Одарённые дети легко овладевают умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе и показывают достаточно высокие результаты, поэтому они находятся в постоянном поиске новых более сложных форм работы.

Но необходимо также отметить, что при всей своей уникальности, одарённые дети весьма ранимые, порой вспыльчивые. «Одаренность» и «творчество» в контексте изучаемого вопроса можно рассматривать как слова-синонимы. А творческие люди всегда очень эмоциональные. Они обладают особым восприятием. Вот почему работа с одарённым ребёнком требует от учителя высокого мастерства и профессионализма. Особенно это касается изучения иностранных языков. Поскольку погружение ребенка в языковую среду, в парадигму чужого языка уже требует от учителя огромных усилий, чтобы увеличить продуктивность данного процесса.

Владение иностранным языком в современном мире – это ключ к решению многих вопросов. Знание иностранного языка даёт человеку очень много: от расширения кругозора до определённого рода значимых проектов, открытий, достижений на международном уровне.

С приходом в нашу жизнь информационно-компьютерных технологий ребёнок практически с раннего детства находится в большом информационном пространстве. Случается так, что некоторые дети начинают воспринимать иностранные языки чуть с младшего возраста. Это именно та категория обучающихся, которая всегда знает иностранный язык на порядок выше своих одноклассников. Задача учителя при работе с такими детьми сделать всё возможное, чтобы не уничтожить стремление изучать язык, не позволить имеющимся навыкам деградировать.

Согласно ФГОС СОО изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций. А современная школа в свою очередь должна создать такие условия, которые будут помогать «поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, его способности, реализовать и развивать его потенциальные возможности, обеспечивать образовательные потребности одаренных детей, чтобы в будущем эти способности превратились в их достижения» [2].

Основной упор в методике преподавания иностранного языка на современном этапе делается на развитие коммуникативной компетенции. Иными словами, в ходе обучения школьников иностранному языку основной навык, который необходимо привить детям – это умение общаться на иностранном языке, умение слушать, слышать и понимать иностранную речь.

В рамках предмета иностранный язык (английский) работу с одарёнными детьми распределяем по трём направлениям.

1.     Урочная деятельность. Главное место здесь отводится инновационным урокам. Это уроки с применением ИКТ, круглые столы, дискуссии, диспуты, дебаты, интегрированные уроки и др.. Это уроки, в ходе которых дети учатся нестандартно мыслить, высказывать своё мнение, делится своими пониманиями проблемных вопросов. Это уроки, способствующие развитию критического мышления.

2.     Внеурочная деятельность или внеклассная работа. Прежде всего, это олимпиады по английскому языку, это научно-исследовательская и проектная деятельность, научно-практические конференции, предметная неделя, индивидуальные консультации, творческие домашние задания.

3.     Дополнительное образование и самообразование обучающихся. Основная работа в этом направлении ведётся в дистанционном формате: дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, вебинары, самостоятельная работа обучающихся, языковой портфолио.

В целях создания благоприятной среды для работы с одарёнными детьми, в частности с детьми, одарёнными в области изучения иностранных языков на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением

математики, информатики, иностранных языков г.Зернограда работает центр «Точка роста», который позволяет педагогам наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал в процессе обучения иностранному языку. Кроме того уже несколько лет школа работает в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда». Возможность полноценного использования цифрового образовательного пространства на уроках английского языка позволяет сделать каждый урок современным и интересным. Обучающихся нельзя заставить учиться, но можно заинтересовать, мотивировать к получению новых знаний. И поскольку одарённые дети всегда находятся в творческом поиске, цифровая образовательная среда позволяет удовлетворить потребности и запросы одарённой творческой личности. Для развития одарённости на этапе начального обучения разработаны программы дополнительного образования «Английский с увлечением».

Задача современного учителя создать такую образовательную ситуацию, чтобы одарённый ребёнок чувствовал себя комфортно в любом из направлений образовательной деятельности. И если внеурочная деятельность и сфера дополнительного образования создаёт широкое пространство для развития одарённости, то в рамках привычного нам «рабочего» урока это пространство может быть заметно сужено или совсем ограничено.

Для одарённых детей предпочтительными методами работы являются исследовательский, частично-поисковый, проблемный. А четыре основных подхода в работе с этой категорией обучающихся это ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся позволяет использование новых технологий: разноуровневая технология, проектная технология, технология развития критического мышления.

В работе с одарёнными детьми хорошо помогает наставничество: не в рамках привычного нам «учитель-ученик», а в рамках «ученик-ученик».

Работу наставника в предложенном формате хорошо отражает технология «Шесть лепестков» (Six-petal Technology, Ромашка Блума). Это технология работы с вопросами разного типа при обсуждении текстового материала (сплошных и несплошных текстов).

1.     Простые вопросы (Simple questions). – Отвечая на эти вопросы, ученик должен назвать какие-то факты, т.е. воспроизвести некую информацию. Тем не менее, простые вопросы необходимо использовать, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию.

2.     Уточняющие вопросы (Clarifying questions) – Обычно вопросы такого типа начинаются со слов «То есть ты говоришь, что..?», «Если я правильно понял, то..?» Такие вопросы предоставляют собеседнику обратную связь в отношении того, что он только что сказал.

3.     Объясняющие вопросы (Explaining questions) – Такие вопросы обычно начинаются со слова «Почему..?» («Why..?). Этот тип вопросов направлен на установление причинно-следственых связей.

4.     Творческие вопросы (Creative questions) – В вопросе есть частица «бы», а в его формулировке присутствуют элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы..?», «Ваше мнение, как могли бы развиваться события дальше..?»

5.     Оценочные вопросы (Evaluation questions) – Такие вопросы направлены на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы.

6.     Практические вопросы (Practical questions)Эти вопросы направлены на установление взаимосвязей между теорией и практикой: «Как бы вы поступили, если..?», «Как бы вы поступили на месте героя..?»[3]

С данным типом вопросов можно работать в разном формате. Первый и самый простой и понятный способ, когда учитель сам предлагает вопросы разного типа на выбор, предварительно сообщив информацию о вопросах разной категории сложности. Например, карточки с вопросами можно обозначить разным цветом. Каждый ученик сам для себя решит, какой тип вопроса ему выбрать, на какой вопрос ему легче ответить. А ученики из группы одарённых будут знать, какая категория вопросов будет интересна для них. Второй способ работы с такими вопросами – «Случайный выбор». Карточки с предлагаемыми вопросами не имеют отличий по цветовой гамме. Соответственно обучающийся не может заранее выбрать вопрос, на который ему будет легче ответить. И в первом, и во втором случае при затруднении в ответе на вопрос, ребята могут обраться за помощью к более сильному ученику, к наставнику. Третий способ работы с данной технологией командно-соревновательный. Класс делится на две команды. Отвечая на вопросы, каждая команда зарабатывает себе баллы. Практика показывает, что роль капитана-наставника исполняет обычно одарённый ученик.

Таким образом, технология «Шесть лепестков» (Ромашка Блума) способствует развитию критического мышления, поскольку детям предлагается не готовый вопрос, а проблема, решить которую надо в ходе создаваемых учебных ситуаций. Кроме того, «Шесть лепестков» (Ромашка Блума) помогает одарённым детям показать свои возможности и таланты в ходе обычного «рабочего» урока, позволяет им выступать в роли наставника, что положительно сказывается на успеваемости класса.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Социально-педагогический словарь. 2016 г. Бурмистрова М.Н., Васильева Л.Л., Петрова Л.Ю., Кащеева А.В. и др.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

2.      Зайнуллина Л.Ф. Методы и формы работы с одарёнными детьми на уроках английского языка [Электронный ресурс]//Педтехнологии. Международный журнал. URL: https://www.pedt.ru/categories/2/articles/486 (Дата обращения 17.02.2024)

3.      Приём «Ромашка Блума» [Электронный ресурс] //Развитие критического мышления. URL: https://nitforyou.com/romashkabluma/ (Дата обращения 17.02.2024)


 

Скачано с www.znanio.ru

Шамраева Ирина Ивановна, учитель английского языка

Шамраева Ирина Ивановна, учитель английского языка

Вот почему работа с одарённым ребёнком требует от учителя высокого мастерства и профессионализма

Вот почему работа с одарённым ребёнком требует от учителя высокого мастерства и профессионализма

Дополнительное образование и самообразование обучающихся

Дополнительное образование и самообразование обучающихся

Простые вопросы (Simple questions)

Простые вопросы (Simple questions)

Таким образом, технология «Шесть лепестков» (Ромашка

Таким образом, технология «Шесть лепестков» (Ромашка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2024