Статья на тему "Метод проектов во внеурочной деятельности по технологии"
Оценка 4.8

Статья на тему "Метод проектов во внеурочной деятельности по технологии"

Оценка 4.8
docx
19.05.2024
Статья на тему "Метод проектов во внеурочной деятельности по технологии"
иро.docx

Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, среднего) общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования, – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Современный образованный человек - это человек, вооружённый не только знаниями, но и умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации.

Под внеурочной деятельностью понимается деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Внеурочная деятельность - инструмент творческого и духовного развития личности ребенка.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Цели внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций; создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях; создание культуросообразного подросткового сообщества, для формирования у детей активной гражданской позиции и способности к толерантного (терпеливого) отношения к окружающим; повышение качества образования школьников за счёт индивидуализации образовательного процесса на основе изучения и развития познавательных стратегий школьников, достижение высокого уровня саморазвития и самообразования.

Уровни внеурочной деятельности:

1.    учебная деятельность: технологии и формы обучения по ФГОС НОО;

2.    классная внеурочная деятельность: беседы, круглые столы, диспуты, экскурсии, викторины, классные часы, акции, дополняющие, расширяющие учебную деятельность, формирующие УУД;

3.    общешкольная внеурочная деятельность, дополнительное образование ОУ: кружки, секции, студии, клубы, праздники, мероприятия, акции, конференции, соревнования, декады и др., дополняющие, расширяющие учебную, внеучебную классную деятельность, формирующие УУД, опыт самостоятельной деятельности;

4.    дополнительное образование в системе сетевого взаимодействия ОУ с УДОД: кружки, секции, студии, клубы, праздники, мероприятия, акции, конференции, соревнования и др. дополняющие, расширяющие учебную, внеучебную классную, общешкольную деятельность, формирующие УУД, опыт самостоятельной деятельности через организационное и содержательное единство сфер деятельности ОУ и УДОД.

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Главной целью обучения в образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности. Ребята должны овладеть основами рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умение применять их при реализации собственной продукции и услуг. Поэтому учителя технологии должны обучать учащихся оформлять объекты труда с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства. Давать знания и развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи. Все эти задачи ребенок реализует в творческом проекте.

В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключают разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на проверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод возник во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США, подробное описание получил в трудах американских педагогов Д. Дьюи и Э. Коллинза. Суть метода Д. Дьюи преобразование системы школьного обучения, в процессе которого происходит освоение ребенком способа самостоятельного познания мира.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.

Исследовательские проекты - имеют структуру, приближённую к подлинным научным исследованиям.

Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (СМИ, Интернет. Литературу, библиотечные фонды)

Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей. Обязательно намечаются проблема и цели проекта.

Практико-ориентированные проекты - это проекты, четко ориентированные на результат, нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города и т.д.

Проекты, которые мы выполняем, являются творческими (они включают в себя все перечисленные). Творческий проект предполагает максимально-свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Метод проектов успешно применяется на уроках технологии по каждому разделу учебной программы.

Содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретенный опыт. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний и умений в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свою точку зрения на данный объект, позволяет каждому накапливать знания в области культуры. Проектная деятельность предполагает вовлечение каждого учащегося в познавательный процесс, творчески развивающая, формирующая навыки исследовательской и поисковой работы.

Особенность проектной деятельности в том, что это совместная творческая работа учителя и ученика. Изменилась позиция самого педагога. Он из носителя основных готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной его деятельности учеников. Основной трудностью является большое количество времени, затрачиваемое на индивидуальную работу с учеником. Здесь в помощь идет групповая деятельность учащихся.

Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.

Работая над развитием творческой активности детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству. Он способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей.

Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

Ученики с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.

В ходе решения системы проектных задач в рамках внеурочной деятельности формируются следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Таким образом, достоинство проектного метода в рамках внеурочной деятельности – высокая степень самостоятельности, инициативности школьников и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны школьников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

В новых условиях предоставляется возможность для того, чтобы общее и дополнительное образование детей стали равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, способными создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. В этих условиях перед образовательными учреждениями ставятся качественно новые задачи: необходимо создать основу для успешной адаптации школьников в обществе, раскрытии их творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Литература:

1.    Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. - 2008. - № 4. - С. 92 - 95.

2.    Винокурова Н.К. Развиваем способности детей - М.: Росмэн-Пресс, 2003. - 127 с.

3.    Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

4.    Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 56 с.

5.    Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение / А.И. Савенков. – Ярославль: академия развития, 2002. – 352 с

6.    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.



Приложения:

1.    file0.docx.. 27,5 КБ

Опубликовано: 06.11.2023

Мои заявки

Авторский сертификат

Авторский сертификат

Диплом участника конкурса

Диплом участника конкурса

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат слушателя вебинара

Регистрация в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Регистрация в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Регистрация Российской книжной палаты, международный стандартный серийный номер ISSN: 2782 – 4209

Регистрация Российской книжной палаты, международный стандартный серийный номер ISSN: 2782 – 4209

ПУБЛИКАЦИЯ СТАТЬИ    РЕЦЕНЗИИ    КОНКУРСЫ    ВЕБИНАРЫ

© 2010–2024, Всероссийское педагогическое издание «Учительский журнал»
ISSN: 2782 – 4209, УДК 371.321.1(051), ББК 74.202.701, Авт. знак: У92
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 82562 от 30.12.21
Для писем: 125222, Москва, a/я 8, Учительский журнал
E-mail: [email protected]
Телефон: (925) 664-32-11


 

Скачано с www.znanio.ru

Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, среднего) общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу

Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, среднего) общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу

Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей…

Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей…

Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей

Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей

КБ Опубликовано: 06.11.2023

КБ Опубликовано: 06.11.2023

Регистрация в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Регистрация в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2024