Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»
Методическая разработка на тему:
«Всемирный день дикой природы»
Автор-составитель:
Воскобойник Татьяна Юрьевна
педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное учреждения дополнительного
образования «Донецкий
Республиканский эколого-
натуралистический
Донецк 2023
Тема занятия: «Всемирный день дикой природы. Творческая работа»
Цель: сформировать знания о празднике «Всемирный день дикой природы»
Задачи:
.
Тип занятия: Комбинированный.
Оборудование и материалы: ноутбук, видеоматериалы (познавательная информация, задания; физминутка; пример по созданию творческой работы), презентация «Всемирный день дикой природы», раздаточный материал, цветной картон, ножницы, клей-карандаш или ПВА; линейка; простой карандаш; фломастеры. Фоновая музыка
План занятия:
1.Подготовка к работе на занятии (2-3 мин.)
2.Подведение к теме занятия (5−7 мин.)
3. Основной этап. Теоретическая часть (30-35 мин.).
3.1. Беседа по теме занятия (10−12 мин.)
3.2. Задание 1 (5−7 мин)
3.3. Физминутка (3-5 мин.)
3.4. Задание 2 (10-12 мин.)
4. Перерыв (15 мин.)
5. Основной этап. Практическая часть (35-40 мин.).
5.1. Подготовка рабочего места (3 мин.)
5.2. Создание творческой работы (30−35 мин.).
5.3. Физминутка (3-5 мин.)
6. Итоговый этап (5 −8 мин.)
6.1 Рефлексия (2−3 мин.)
6.2. Заключение (2 −3 мин.)
6.3. Фотографии на память (2-3 мин.)
Ход занятия:
1.Подготовка к работе на занятии (5 мин.) Ребята рассаживаются по своим местам. Проверка готовности к занятию.
2.Подведение к теме занятия (5-7 мин.)
Ребята, что мы сегодня будем обсуждать, узнаете, послушав стихотворение:
Ну что, о чем
же мы будем говорить с вами на нашем занятии? Правильно, о дикой природе. 3
марта - Всемирный день дикой природы — новый праздник, принятый Генеральной
Ассамблей ООН в декабре 2013 года. Дата празднования назначена благодаря
другому событию — 3 марта 1973 года была принята небезызвестная
Конвенция СИТЕС, запрещающая торговлю исчезающими представителями флоры
и фауны. (растений и животных)
3. Основной этап. Теоретическая часть (30-35 мин.).
3.1. Беседа по теме занятия (10−12 мин.)
– Как прекрасны творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из них угрожает исчезновение с лица земли. Давайте посмотрим и обсудим презентацию
Слайд 1, 2 Дикая природа — экологический термин для обозначения природы в естественном состоянии, ненарушенной хозяйственной деятельностью человека; нетронутых человеком участков природы и в значительной степени неконтролируемых им, где поддерживается местное биоразнообразие...
Слайд 3-4 Это интересно! Существенные отличия волчьего следа от собачьего представлены большим отставом назад боковых пальцев, а также выдерживанием лапы «в комке» и более прямой, оставляемой зверем «дорожкой». Великаны змеиного мира
Слайд 5-6 Сегодня на нашей планете насчитывается более 3000 видов змей, причем около 1000 из них — ядовитые. Размеры этих животных могут быть очень разнообразными. Так, в Индонезии на западе острова Суматра был пойман самый крупный на сегодняшний день питон, длина которого - почти 15 метров. Вслед за удавом идет анаконда с длиной от 5 до 6 метров, хотя бывают экземпляры и более 9 метров. На протяжении веков жители Южной Америки пугали ими детей и слагали легенды о змеях, покрытых расположенными в шахматном порядке бурыми пятнами и живущих в озерах и тихих речных гаванях. Раньше анаконду называли еще и водяным удавом, что на самом деле не противоречит истине: эта змея действительно относится к подсемейству удавов, да и воду она действительно любит.
Слайд 7-8 Самый крупный представитель медвежьих – гигантский короткоклювый медведь. Это животное было раза в два крупнее современных медведей. У него были безумно длинные ноги, а охотился он на антилоп. Это животное вымерло около 12 тысяч лет назад.
Слайд 9-10. Интересно, что слоны являются довольно умными животными. Они обладают развитой памятью, а поуровню интеллекта почти равны обезьянам. К примеру, они могут использовать некоторые инструменты для личного удобства (например, ветви в качестве мухобоек). Также известно, что эти животные реагируют на смерть своих сородичей, имеют некий ритуал, связанный со смертью.
На протяжении жизни слоны наносят ощутимый вред растительному миру. Мало того, что для утоления голода им нужно поедать большое количество растительной пищи, так ещё и при её добыче они наносят вред природе. К примеру, эти животные могут валить деревья, лишь бы дотянуться до листьев, находящихся на верхушке. Также они уничтожают кустарники, срывают кору с деревьев и вытаптывают растения.
Продолжительность жизни слонов составляет 60-70 лет, а в неволе живут они до 80 лет.
Слайд 11-12 Полоски на лбу тигра напоминают китайский иероглиф «Король».
Так же, как и у домашних кошек, полоски на шерсти тигра «дублируются» на его коже, поэтому даже побритый тигр всё равно останется полосатым.
В отличие от большинства других кошек, тигры любят воду и являются прекрасными пловцами, способными во время охоты проплывать несколько километров и пересекать реки. Нередко тигры купаются и играют в воде просто для удовольствия.
Слайд 13-15 Рысь всегда питала и питает особую неприязнь к лисицам и при каждой встрече, любом удобном случае уничтожает их. Всему этому, такой нелюбви есть достаточно простое объяснение – лисица всегда старается умыкнуть чужую добычу и если рысь замечает поблизости этих рыжих хитрецов, то ловит ее на живца. Рысь просто затаивается поблизости своей добычи и когда лиса приближается – она атакует рыжего хитреца. В этой охоте самым примечательным ест то, что хищник не ест убитую лису – рысь ее убивает и оставляет в таком виде, не трогая.
Из всех
видов медведей только панда и белый медведь не впадают в спячку зимой.
3.2. Задание 1 (5−7
мин)
1. Игра «Звуки дикой природы». Мы с вами часто слушали на занятиях и голоса птиц, и животных и звуки природы. Перед вами на столе находятся карточки с изображениями объектов дикой природы. Сейчас, я буду включать вам записи звуков разных объектов дикой природы. Это могут быть звуки, которые издают животные, насекомые, птицы и т.д. Вы внимательно слушаете и, если кто-то из вас догадается кто это, поднимает карточку, с изображением того чей это звук.
Дети угадывают звуки
(звуки белки, волка, медведя, лисы)
-Какие вы молодцы, так быстро справились с заданием и практически всех животных определили правильно.
3.3. Физминутка (3-5 мин.). Ребята, прежде чем продолжить, давайте немного разомнемся, выходите из-за парт и повторяйте за мной
3.4. Задание 2 (10-12 мин.)
Двигаемся дальше и следующая игра «Кто Я?»
Нужно определить, о каком животном идет речь. По очереди команды отвечают.
А. «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь.)
Б. «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)
В. «У меня очень красивые рога, но каждую зиму мне приходиться их сбрасывать. Тело покрыто красивыми мелкими светлыми крапинками. Шерсть хорошо предохраняет от морозов, а широкие копыта не позволяют мне проваливаться в снегу. Я горжусь хорошим зрением, а мой слух и нюх позволяют без особого труда обнаружить опасность». (Олень.)
Г. «Меня знают все. Я похожа на человека, но в отличие от него у меня есть хвост, которым я держусь за ветки, пока срываю руками фрукты и ногами подношу их ко рту. Любимое мое занятие — корчить рожицы». (Обезьяна.)
4. Перерыв (15 мин.)
5. Основной этап. Практическая часть (35-40 мин.).
5.1. Подготовка рабочего места (3 мин.)
Дорогие дети! Вы немного отдохнули, и теперь скажите, а есть ли у вас такое место в котором вы бы могли проводить долгое время? Давайте подготовим пространство для плодовой работы (дети подготавливают материалы и инструменты для работы).
5.2. Создание творческой работы (30−35 мин.).
Показ примера и описание этапов работы. Выполнение творческого задания, поэтапное приклеивание элементов аппликации
- Молодцы! Вы отлично справились с этой работой.
- А может кто-то из вас желает выйти к доске и рассказать свою историю о дикой природе?
- Вы все - такие молодцы, у всех вас очень красиво получилось создать свои аппликации.
5.3. Физминутка (3-5 мин.)
Что-то мы засиделись за партами, давайте немного разомнемся
6. Итоговый этап (5 −8 мин.)
Ребята, все закончили работу? Молодцы! Давайте приведем в порядок свое рабочее место.
6.1 Рефлексия (2−3 мин.)
1.Скажите, а что нового вы узнали на нашем сегодняшнем занятии? (ответы детей)
2.Что было для вас самым интересным и увлекательным? (ответы детей)
3. Что особенно понравилось на занятии? (ответы детей)
4. Ребята, воду нужно беречь? Почему? (ответы детей)
6.2. Заключение (1 −2 мин.)
Вот и подошло к концу наше занятие. Ну что ребята, понравились вам задания? Вы сегодня очень старались, выполняли задания добросовестно, вы молодцы!
(Рассматривает готовые рисунки детей. Хвалим каждого за прекрасно выполненную работу)
В завершении
нашего занятия я всех призываю:
Давайте леса
и поля защищать,
Растенья беречь, охранять водоемы,
А редких зверей нам нельзя истреблять,
Пора сохранять нам родную планету,
Чтоб нашим потомкам досталась она,
Давайте все вместе возьмемся за это,
Природа воздаст нам все это сполна!
Давайте природу мы будем ценить,
Ведь кто, как не мы, ее будет хранить?
Пусть мир не совсем справедливо устроен,
Но каждый зверек хорошо жить достоин!
С днем дикой природы я всех поздравляю,
Животным всем жизни комфортной желаю!
Прошу всех леса, водоемы хранить,
Чтоб нашу природу совсем не сгубить!
6.3. Фотографии на память (2-3 мин.)
Фото детей с рисунками и поделками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.