Методическая разработка на тему:"Культура разговорной речи"

  • doc
  • 19.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                            

                                                                                 

                                                                                    

                                                                                                                            

 

 

                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Цель: выявить уровень представлений учащихся о культуре общения; показать роль и значение высокогуманного общения в жизни людей; сформировать интеллектуальную, нравственную, эстетическую готовность к эффективному общению, сообщить необходимые теоретические знания в организации практики общения.

 

Оборудование: мультмедийная презентация; карточки с заданиями; макеты сердца.

 

 

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте. Я рада вас всех приветствовать! Чтобы наше общение удалось, приготовьте хорошее настроение , желание высказаться и доброе отноние к друг другу.

Вводная беседа

-Ребята , с кем вы общаетесь в школе. В группе?

-Вы вырастите пойдете на работу общятся будете, в семье?

-А как Вы думаете пожилые люди общяются?

 

 

 

Вывод: В городах много жителей, много приезжих ,череcчур много машин. Все куда-то спешат, все куда-то опаздывают. В этой жизненной суматохе мы испытываем определенное эмоциональное состояние. Встретившись взглядом, подарив улыбку случайному прохожему, мимоходом роняем какую-то фразу, оставляем в душах людей впечатления о себе.

Среди многих наук, без которых не обойтись, есть одна, совершенно для всех необходимая. Это наука общения, поведения человека среди людей, или этикет.

Общаться мы учимся с раннего детства..

 

Сообщение темы И сегодня мы поговорим о том, каким бывает общение, какие эмоции при этом испытывает человек. Тема «Законы общения».
                                                   

 

“ Общение – это  взаимодействие  двух  или  более  людей , состоящее  в  обмене  между  ними  информацией  различного  характера  “. (слайд 2)

Как  мы  видим,  это – взаимодействие  людей,  а  люди  как  вы  уже  сказали,  очень  разные:  с одними  общаться  всегда  приятно,  с  другими  не  очень;  одни  легко  вступают  в  разговор,  а  другие - нет.

Как  утверждают  психологи,  это  зависит  от  характера  человека.

- Как вы думаете с каким человеком по – характеру  трудно общаться?

 Труднее  всего  общаться  с  человеком  у  которого  несдержанный  и  взрывной  характер.

Вывод:

“Стать  человеком—большая  работа. Нужно  работать  над  собой  каждый  день, и с  каждым  днём  становиться  хоть  чуточку  лучше “ !

-Мы с вами

-Наверно все вы сталкивалисьс тем, что , произносяодни и теже слова , в одной ситуации устанавливаются хорошие отношения с собеседником, а в другой плохие, приводящие к конфликтам , чтобы токого с вами не случилось мы поработаем по законам общения  чтобы в будущем получать радость отобщения. 

Вот  первый  закон  общения:

1.      Самый   главный   человек   на   свете  --  это   тот ,  кто   перед   тобой.   Относитесь   к   нему   с   вниманием   и   уважением. (слайд  )

Работа в группах( закройте глаза откройте ладонь, откройте глаза собиритесь в группы по цвету)

А)  В  речи  культурного  человека,  умеющего  общаться,  обязательно  должны  быть  слова  вежливости.  Вежливость  -  неотъемлимое  качество  общения.  Давайте  же  поиграем  в  «Речевой  этикет».

( Ребятам  раздаются  карточки  с  заданиями , работают  в  парах ).

·                                                                                 Назовите  слова  приветствия.

( Здравствуйте! Доброе  утро! Добрый  день!  Добрый  вечер!  Приветствую  вас! )

·                                                                                 Выскажите  просьбу.

(  Вы  можете  мне  сказать..?  Не  могли бы  вы мне сказать..?  Скажите , пожалуйста..?  Разрешите  попросить  вас…  Будьте  добры ! )

Какими  словами  лучше  всего  начать  знакомство ?

( Разрешите  представить  вам… Разрешите  познакомить  вас..  Познакомтесь…  Вы  знакомы..?   Как  тебя  зовут?   Позвольте  познакомиться. )

·                                                                                 Как  принято  извиняться  в  культурном  обществе?

( Приношу  вам  свои  глубокие  извинения…   Позвольте  мне  извиниться…  Простите  за… )

·                                                                                 Есть  ли  несколько  слов  утешения  и  ободрения  у  вас  в  запасе ?

(  Благодарю  вас… Спасибо.  Разрешите  поблагодарить  вас…  Заранее  благодарен.  Признателен  вам.  Примите  мою  благодарность. )

Как  попрощаться , чтобы  людям   было  приятно  вновь  встретить  тебя ?

(  До  свидания!  Надеюсь  видеть  вас  ещё!  Доброго  пути!  До  завтра!  Всего  хорошего!  Всегда  рады  вас  видеть!  Приятно  было  познакомиться!)

Вот  наш  второй  закон  общения :

2. Не   забывайте   вежливо   здороваться ,  прощаться ,  извиняться .  (слайд )

Вывод:

 

 

Б)  Умение  высказывать  своё  расположение  к  собеседнику – вот  ещё  одно  важное  правило  общения.  Самый  простой  способ  -  запомнить  имя  собеседника.  При  знакомстве  с  новым  человеком , повторите  его  имя  несколько  раз , и  постарайтесь  в  беседе  обращаться  к  нему  по  имени .

А  то  ведь  вот  как  часто  бывает: ( мини – сценка )

-Бык !  Постой  Бык !  Ну  погоди  ты .

-Ну  чего  тебе ,  Ходуля , надо?

-Пошли  скорее  в  раздевалку ,  Косой  там  шапку  потерял .  Ща  расхныкается.

-Ха ,  так  его  шапку  Кабан  забрал  и  за  батарею  спрятал .  Пусть  поищет.

Вывод:

-Вот  так,  войдёшь  в  школу, а  кажется,  что  в  страшную  сказку  попал, где  живут  некрасивые  звери, и  разговаривают  они  мальчишечьими  и  девчоночьими  голосами .

Вот  наш  третий  закон  общения :

3.  Обращайтесь  к  собеседнику,  называя  его  по – имени .  К  пожилым  и  незнакомым  людям  всегда  обращайтесь  на “ Вы “. (слайд 5)

 

Ещё  один  способ  расположить  собеседника  к  себе – умение  делать  комплименты.

Я  предлагаю  Вам  ещё  одну  игру :

Игра “Ты хороший”

 

Все учащиеся становятся в круг, взявшись за руки. По часовой стрелке стоящему рядом говорят: “Ты хороший потому, что…” и говорят хорошие положительные черты характера одноклассника и т.д.

 

Вот  наш  четвёртый  закон  общения :

4.  Говорите  друг  другу  как  можно  больше  хороших  слов, и никогда  не  говорите  того, что  было  бы  неприятно  выслушать  вам  самим .  (слайд )

 

В)  Сейчас  я  прочитаю  вам  строки  из  стихотворения  Расула  Гамзатова .  Послушайте  внимательно  и  скажите:  какой  ещё  один  очень  важный  закон  общения  можно  определить  этими  строками .

Вот  человек , что  скажишь  ты  о  нём ?”

Ответил  друг, плечами пожимая :

“Я с этим человеком  не  знаком,

Что про него  хорошего я знаю ?”

“Вот человек , что скажешь ты о нём?”

Спросил я у товарища другого.

“Я с этим человеком не знаком ,

Что я могу о нём сказать плохого?”

Вот  наш  пятый  закон  общения :

5.          Старайтесь  не  говорить  о  людях  дурно. (слайд 7)

 

Г )   При  общении  часто  возникают  трудные  ситуации,  найти  выход  из  которых  порой  нелегко. Но  нужно.  Попытаемся  это  сделать .

*  Ира  обижена :  « Вчера  ты, Витя,  шёл  мне  навстречу и не поздоровался . Это  невежливо “. Витя  удивлён : « А  почему   я  должен   здороваться ?  Ты  меня   первая   увидела,  вот  бы  и  поздоровалась.»

Кто  прав ? ( Кто  культурнее,  тот  первым   здоровается )

*  Света  говорит : « Вовсе  не  обязательно  здороваться  со  всеми  знакомыми . Вот  у  нас  соседка  такая   вредная, что  я   не хочу  ей  здоровья  желать . Что  же   мне  притворяться? Права  ли    Света ?

*  Иду  по  улице. Там  девчонки, увидели  меня   и  давай   обзываться. Что  же  мне  делать?

( Отделаюсь   шуткой,  поблагодарю  за  « хорошие» слова. Промолчу. )

 

6.  Не перебивайте  говорящего.  Внимательно  выслушайте  его  до  конца.  Если  кто-то  заговорит  одновременно  с  вами, приостановитесь, и дайте  ему  закончить . (слайд )

 

7.  Невежливо  во  время  разговора  отводить  кого – нибудь  в  сторону, чтобы  говорить  с  ним  отдельно;  ещё  более  невежливо  подслушивать,  что  говорят  двое  в  стороне . (слайд )

 

8.       Не  спорьте  по  мелочам. (слайд 10)

 

Д )  Посмотрите , как  много  важных и очень  полезных « законов»  общения  открыли  мы  сегодня, рассматривая  обычные  жизненные  ситуации . Но  учиться  можно  не  только  в  жизни,  много  полезных  советов  вы  найдёте, читая  книги .  Послушайте  стихотворение: « Пожалуйста, потише !» И  скажите: где  нельзя  говорить  громко и почему?

В какое бы общественное  место

Судьба сегодня вас ни привела ,

Учтите , никому  не  интересно

Всё знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя ,

Что кошка утащила пять котлет ,

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста , потише !

Пожалуйста,   потише!

 

Совсем не обязательно кричать,

Ведь  вас  и  так  услышат –

Попробуйте  всё  тихо  рассказать

О  том , что  вы  вчера  ходили  в  гости ,

Что  папа  подарил   велосипед ,

У   дедушки  к  дождю  разнылись  кости,

А  между  прочим  дождика  всё  нет.

Пожалуйста ,потише !

9.  Не  разговаривай  громко,  не  кричи  на  улице  и  общественных  местах.   (слайд 11)

 

Вывод:

Я надеюсь, используя  наши « законы»  общения, вы сможете  правильно  вести  себя  в  различных  ситуациях, избегая  конфликтов,  а окружающим  людям  всегда  будет  приятно и уютно  в  вашем  обществе. (слайд 12)

Закрепление:

 

Упражнение «Пожелание другу». Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.

А сейчас,  у вас   на партах сердце (они заранее подготовлены) и каждый из вас сможет написать свои добрые пожелания друг другу.

А теперь прочитайте те пожелания, поздравления и комплементы, которые вам написали на сердце ваши одноклассники. Посмотрите сколько добрых, нежных слов вы услышали в свой адрес. Дома покажите эти сердца другим  и сохраните их на память.

 

Подведение итогов. :

Вот и заканчивается наша встреча. Мы попытались с вами понять . как найти общий язык друг с другом. Назовите законы которые вам пригодятся.

Упражнение «Аплодисменты по кругу». Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Наверное, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение. У вас замечательный коллектив класса, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы должны встать в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он (она) выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. И т. д. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются ...».

 

Каждый человек достоин уважения со стороны окружающих. Но для этого необходимо понимать: путь к уважению - это путь действий. Нужно действовать так, как если бы вы уже были тем действительно всеми любимым, замечательным человеком, которым вы хотите стать.

А закончить наш классный час мне хочется стихотворением, которое и подведет итог нашего разговора.

Стихотворение “Заповедь”

 

В этом мире огромном, в котором живем я и ты

Не хватает тепла , и не хватает людской доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить

 

Будем вместе учиться друг другу, как звезды  светить.

Пусть не ставят в школе оценок за щедрость Души,

Ты возьми и  Добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на земле станет больше улыбки одной.

 

-Я вам желаю чаще улыбаться улыбка сигнал доброго отношения между людьми.