Методическая разработка на тему:"Огонь мой друг,и враг!"

  • docx
  • 19.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Огонь мой друг и враг.docx

Час общения: «Огонь – мой друг и враг!»

   Цели: 

  1. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.
  2. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.
  3. Формирование умений  по выходу из пожароопасной ситуации.  
  4. Прививать навыки осторожного обращения с огнём, воспитывать чувство ответственности.   

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами поговорим о пользе и вреде огня для человека.  Давайте сначала отгадаем  загадки, о чем они?                                                                   

Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
                           (огонь)

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь!
                          (огонь)

Правильно, мы сегодня будем говорить о том, почему огонь называют добрым волшебником и беспощадным врагом?                                                                                               Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которыми человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал его от диких зверей, использовался для приготовления пищи, изготовлений орудий труда. Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Благодаря огню человечество устремилось в космос. Люди научились добывать и сохранять огонь. В руках человека, при условии соблюдения правил пожарной безопасности, он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается в зло.

Сегодня мы вспомним правила обращения с огнём, как правильно вести себя и действовать при пожаре, какие меры надо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.                                                 С огнём не играйте! С огнём не шалите!  

 Здоровье и жизни свои берегите!  

Многие из вас, ребята, наверно, не знают, как появился огонь на земле. Существует много легенд, мифов об этом. И вот один из них.                                                                                  Давным-давно, когда у людей еще не было огня, один зверек, а звали его бандикут, хранил втайне огонь и никому не давал его. Однажды собрались все животные на большой совет и стали думать, как отнять у бандикута огонь. Раздобыть его вызвался голубь. Прилетел он к бандикуту и стал кланяться, кружиться, петь и танцевать. Заслушался бандикут, засмотрелся, забыл обо всем. Тут голубь и подлетел к огню. Но хитрый бандикут изловчился и бросил свою головешку прямо в реку. Тут бы и конец огню, но увидел это сокол, на лету подхватил головешку и полетел прочь. Да только обжег клюв и выронил ее на самом берегу. От головешки загорелась сухая трава, все звери испугались и убежали. А люди вышли из леса посмотреть, что это расцвело так ярко у самой воды, увидели огонь и узнали, что это такое. С тех пор они греются возле огня, освещают им свои жилища и готовят пищу.
  - А как люди добывали огонь?                                                                                                        Огонь стал надежным товарищем и помощником людей, с его помощью совершается много полезных дел

- Помогите мне: скажите, где применяют огонь?.
Дети называют сферы применения огня:  (люди топят печь, варят пищу, зажигает свечи…)             

Полезными свойствами  огня научились пользоваться сталевары, электросварщики и люди других профессий

Ты видел, как он управляет огнём?
Железная маска надета на нём.
Вот строится дом – посмотри поутру,
Он в стёганой куртке сидит на ветру
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов…
Железо с железом он может сварить!
Он добрый волшебник, что тут говорить.

Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин
Режет сталь и хлеб печёт .

Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем может привести к беде. Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь,
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.          
     Вот на спичке, как на ветке,
     Голубой дрожит листок.
     Вот, ломая прутья клетки
     Хищный делает бросок!..
Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.
    Злой огонь – огонь пожара,
    Злой огонь – огонь войны!
   От безжалостного жара
   Дни темны,
   Поля черны.
   Жители земного шара,
   Граждане любой страны
   Злой огонь
   Гасить должны.

  Большой огонь или пожар – это огромное чудовище, пожирающее все вокруг своим пламенным языком. Этот огромный язык съедает и любимые игрушки, и платья, и дома, и даже целые улицы. Еще очень страшны лесные пожары, в которых сгорает много леса,  погибают животные.

А теперь скажите мне, как можно потушить костер?

Ответы детей.

Ребята вы уже все устали, давайте кА немножко отдохнем и поиграем!

                       
Кто со спичками играл?

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над газом?

Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?

Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?

Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву?

         А теперь давайте расскажем правила в стихах.

1 уч.
Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём
Кто с огнём неосторожен
У того пожар возможен.
2 уч.
Спички не тронь!
В спичках огонь
Не играй, дружок, со спичкой.
Помни, ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
3 уч.
Возле дома и сарая
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
4 уч.
Если имущество хочешь сберечь
Не уходи, когда топится печь!
5 уч.
Не суши белье над газом.
Все сгорит единым разом!
6 уч.
Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след.
Ребята, меры принимайте,
Утюг горячий выключайте!
7 уч.
Во избежанье всяких бед
Огню на елку хода нет!
8 уч.
Запомните, дети, правила эти:
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал!
9 уч.
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер 01.
01 – запомни этот телефон.
В случае пожара пригодится он!

10 уч.

И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся-
Пожарные торопятся.

На борьбу с пожарами направляются очень смелые отважные люди – пожарные. Бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества они часто забываю о собственной безопасности. В дыму трудно дышать. Газ проникает в легкие. Он может быть смертельным и для людей, и для животных. Когда все застлано дымом, то очень сложно ориентироваться и спасать потерпевших. Пожар тушат водой и снегом, песком и землей. А есть еще и специальные смеси. Они находятся в специальных красных баллонах – огнетушителях. Сейчас в распоряжении пожарных находится современная техника    (показ картинок: пожарные машины, одежда,оборудование для тушения пожара…)
          Работа в группах.        

1. Если случится пожар в квартире, в которой ты находишься, твои первые действия:                     а)сообщу о пожаре и постараюсь покинуть квартиру;                                                                б)начну тушить пожар в квартире;                                                                                                в)спрячусь в дальнем углу и буду ждать.

2. Если комната начала наполняться густым едким дымом?                                                                 а) открою окно и дверь;                                                                                                                    б) буду продвигаться к выходу;                                                                                                      в)закрою нос и рот мокрым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу.

3. Что делать, если огонь в квартире еще маленький?                                                                           а) оповестить соседей и приступить к тушению огня;                                                                  б) немедленно приступить к тушению огня, отключив газ и электричество;                            в) открыть в комнате окна.

4. Что ты будешь делать, если при приготовлении пищи на газовой плите загорелся жир на сковороде?                                                                                                                                                   а)залью сковороду водой;                                                                                                                б) вынесу ее из кухни;

          в)выключу газ, накрою сковороду крышкой.

5.Что ты будешь делать, если из телевизора пошел дым?                                                                     а) выдерну вилку из сети и наброшу на телевизор влажное одеяло;                                           б)залью телевизор водой;

          в) убегу в другую комнату.

6.Что делать, если включенную конфорку газовой плиты залило  водой из кипящего чайника?            

           а)проветрить кухню;                                                                                                                         б)зажечь конфорку снова;                                                                                                               в)выключить газ, проветрить кухню, протереть плиту.

  1. Если вы обнаружили пожар в школе или почувствовали  запах дыма,  немедленно сообщите об этом  учителю, находящемуся поблизости.
  2. Не пытайтесь самостоятельно потушить пожар.
  3. Действуйте по команде учителя. Никогда не прячьтесь в задымлённом помещении в укромные места. При эвакуации покидайте опасное место в составе класса. Ведите себя спокойно, не создавайте паники.
  4. Если в помещении дым,  пригнитесь к полу, по возможности дышите через мокрую ткань.
  5. Запомни это сам и расскажи другим.

О пожарах, о бедах, которые приносит огонь, написано много книг. В том числе детских.

Из каких произведений взяты следующие строки:

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице.
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
(С. Михалков «Дядя Степа»)

         Вот таких героев очень много. Все они, не дожидаясь пожарных, рискуя своей жизнью, бросались в огонь, спасали жизни других людей, спасали государственное имущество. Юных героев награждают медалями «За отвагу на пожаре».