Беседа: «Права человека»
Цель: познакомить учащихся с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека», отражающим права ребёнка в обществе
Задачи:
1. Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
2. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
3. Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
4. Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
5. Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.
6. Развивать познавательные способности детей, их кругозор.
Оформление: выставка плакатов на тему "Права человека".
Оборудование: наборы букв, карточки с заданиями.
Ход мероприятия:
Учащиеся разбиты на 3 команды. Каждая команда сидит за своим столом. Выходят 2 ученика.
Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса.
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о том, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.
Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас-
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.
Воспитатель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права»).
Воспитатель. Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.
Воспитатель. А знаете, почему именно 10 декабря отмечается День прав человека?
Воспитатель. В середине прошлого века разразилась страшная война, , которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.
А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик — съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.
Это очень
важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее
познакомитесь с ним.
После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что
абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.
Значит, сначала надо позаботиться о самых
слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав
ребенка, потому что дети — это не только часть населения планеты, а ее будущее.
Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя
несколько лет был принят еще более значимый документ — Конвенция ООН о правах
ребенка. Конвенция — это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее
подписали, главная цель, которой — сделать все для того, чтобы детям на всей
Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.
— О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на
имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на
свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу
мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами
сегодня познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в
повседневной жизни.
Воспитатель. Что же такое права, и что мы про них знаем?
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым-
Он на свете не один!
Воспитатель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!
Воспитатель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.
9 ученик.
Мои права (стихотворение - шутка)
У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?
Воспитатель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей) Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".
1. В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки-
Все люди на планете.
1. На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
1. В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
1. Сохранить своё здоровье-
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться-
Каждый вправе полечиться.
1. Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав-
Не дано таких им прав.
1. Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
2.О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
3.Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет Быть счастливым вам всегда.
Воспитатель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)
Воспитатель. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.
Воспитатель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.
СЦЕНКА
Серёжа. В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе-
Мысли только о еде.
Мама. Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа. Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка. Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа. Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Мама. Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама. Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка. Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама. Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка. Но только должен ты узнать-
Права у всех равны.
Воспитатель. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.
- Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.
Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)
Воспитатель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.