Введение
Понятие «керамика» объединяет абсолютно разные выполняемые из глины изделия. Первый в истории человечества искусственный материал – это керамика, в основе которого лежит открытый в древности способ обработки и обжига глины. Обожжённые глиняные изделия популярный и очень древний вид народного художественного керамического ремесла. Самыми частыми находками археологов являются глиняные предметы. Это предметы быта, посуда, украшения, культовые статуэтки, детские игрушки и различные другие изделия (рис.1). Многие из них дошли до нас в первозданном виде. В отличие от других материалов, глина не гниёт и не окисляется. По найденным керамическим предметам или их частям археологи изучают историю, быт, культуру и верования предыдущих поколений людей. Высокого развития искусство керамики достигло во многих странах Древнего мира. Талантливые мастера самые обычные вещи превращали в произведения искусства. В большинстве музеев мира представлены экспонаты, изготовленные керамистами Древнего Египта (рис.2), Ассирии (рис.3), Вавилона, Греции (рис.4), Китая и других государств (рис.5). «Художественная керамика» относится к произведениям декоративно-прикладного искусства, является культурным наследием человечества. С момента освоения простейших орудий труда люди лепили из глины необходимые в быту предметы. Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном, придававшим устойчивость при установке в землю (рис.6). Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа).
В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит. Крупные сосуды использовались для приготовления пищи, более мелкие служили, очевидно для еды. Изделия каменного века обжигались сначала на кострах (вероятная температура обжига 800...900°С), позднее появились специальные обжигательные печи. По многочисленным отпечаткам пальцев было установлено, что древнейшие керамические сосуды изготовлялись женщинами.
Главным открытием для древних греков стал обжиг. Было замечено, что термическая обработка посуды и поделок из глины делает их прочными и очень долговечными, в отличие от обычной сушки на солнце. Именно так началась эпоха керамики, позволившая существенно повысить качество жизни людей. Керамические кувшины и амфоры позволили не только долго хранить жидкости и продукты питания, но и транспортировать их на большие расстояния.
Около 4-х тысяч лет до нашей эры людям удалось освоить искусство украшения глиняных предметов разными орнаментами, придавая им магический смысл и наделяя таинственной силой. Самыми популярными рисунками были типичные геометрические мотивы с круговыми и спиральными элементами. Часто в изображениях появлялись луна и солнце, молния, растения и так далее. Именно таким узорам приписывали тайный смысл. Этот вид искусства наблюдался чаще в Среднеазиатских странах, а также на Ближнем Востоке и в Средиземноморье (рис.7). Показательными предметами того времени считаются всевозможные кувшины с тонким горлом, двойные сосуды, похожие на современный бинокль, все они были оригинально украшены орнаментом из трех цветов – красного, белого и черного (рис.8). Именно в эти годы керамические изделия приобрели художественную ценность, так как стали настоящими предметами искусства. В конце 4-го тысячелетия и начале 3-его тысячелетия до нашей эры появился гончарный круг. Это стало настоящим прорывом в глиняном искусстве, ведь с его изобретением производительность труда возросла в несколько раз.
Глина – материал древний, но без него невозможно обойтись и в современном мире. Керамическая посуда есть в каждом современном жилище – это посуда из белой и тёмной глины (рис.10). Сверкающие белизной фарфоровые и фаянсовые чашки, тарелки и терракотовые крынки, и кувшины – не соперники, у каждого своё назначение. Всё также популярны художественные керамические изделия – светильники (рис.11), детские игрушки, декоративная мелкая пластика, изразцы, украшения и многое другое (рис.12). Имеет развитие глиняная керамическая скульптура, различные инсталляции, как в помещении, так и вне его, декоративные настенные панно, садовая керамика.
Основные сведения при работе с глиной
Приготовление глины для лепки
Глину для лепки можно купить в художественных салонах, где она продается в готовом виде в брикетах разного объема (от 0,5 до 3 кг). Держать ее надо в запечатанном виде, чтобы сохранить влагу. Однако, магазинная глина – дорогое удовольствие, хватит ее только на небольшие поделки. В хозяйственных магазинах можно приобрести сухую голубую глину, которая расфасована в пакеты по 3 и 5 кг.
Глина от разных поставщиков бывает разного качества. Если в ней есть примеси в виде камешков или крупного песка, то ее надо просеять. Кроме того, глиняное тесто из нее необходимо замешивать за 1-2 недели до начала работы, чтобы оно вылежалось.
На пластичность глину можно проверить, скатав из нее жгутик и свернув его в колечко. Если на нем не появится крупных трещин, то значит, материал обладает хорошей пластичностью. Другие качества можно проверить только после обжига.
Приготовление глиняного теста
Перед работой природную глину надо тщательно подготовить. Для начала разбить на очень маленькие кусочки, высушить и залить горячей водой. Когда она набухнет, ее следует выложить на стол, застеленный тканью, периодически переминать и переворачивать. Когда лишняя вода уйдет, материал будет готов к работе.
Если в глине содержатся примеси, то перед смешиванием с водой ее надо очистить. Для этого ее продавливают через мелкую сетку, когда она будет в пластичном состоянии, или в сухом виде очищают руками, отщипывая маленькие кусочки и перетирая их. Кроме того, можно поместить глину в металлическую емкость, залить водой, хорошо размешать до консистенции жидкой сметаны и дать отстояться в течение 2 ч. За это время тяжелые примеси осядут на дно посуды. Затем глину следует осторожно слить, не разбалтывая, и подсушить, чтобы лишняя вода испарилась, а оставшийся на дне емкости осадок выбросить.
Материал можно долго хранить в ведре, бочке или любой другой емкости, заполнив ее на две трети, залив сверху водой, накрыв мокрой тряпкой, а затем крышкой.
Самостоятельно готовить глиняное тесто довольно сложно, поэтому обязательно надо знать о свойствах глины, которые изложены в первой части данной главы.
Тесто перед лепкой следует хорошо промять на столе, предварительно подложив деревянную доску, или на кафельном полу, застелив его прочной тканью или клеенкой.
Месить глину надо руками, затем ее следует хорошо промять, даже если она была приобретена в магазине в готовом виде. Непосредственно перед лепкой глину отбивают, чтобы удалить из нее все пузырьки воздуха.
Качество глины по мере выдержки улучшается. Глиняное тесто со временем может приобретать неприятный запах, но это не означает, что материал испортился. Напротив, чем хуже запах, тем выше его качество.
Отбивание глины
После замеса тесто необходимо отбить. Относительно того, как это сделать с небольшим количеством теста, было рассказано выше, для обработки большого куска глины поступают иначе. Сначала кусок теста уплотняют колотушкой или скалкой, далее струной нарезают глину тонкими пластами, в которых видны пузырьки воздуха.
Пласты теста ударяют ладонью, выбивая воздух. Можно также срезать куски теста под углом к столу и с силой кидать один на другой, чтобы верхний ком теста врезался в нижний. Броски повторяют не менее 25 раз, каждый раз поворачивай нижний пласт на 90°.
Готовое тесто хранят, завернув во влажную ткань и упаковав в полиэтиленовый пакет, в прохладном месте. Готовая для лепки глина должна быть пластичной, мягкой, чистой, отбитой.
Сушка изделия
После лепки поделку надо высушить и обжечь, чтобы придать изделию прочность. Во время сушки большая часть воды испаряется, поэтому данный процесс должен протекать равномерно и постепенно, иначе поделка деформируется или расколется.
Поделку надо уставить на деревянную подставку, также можно подстелить под нее газету для впитывания влаги. Нельзя оставлять изделие на сквозняке и под прямыми солнечными лучами, так как при резких перепадах температуры на нем могут появиться трещины.
Время сушки зависит от размера изделия. При комнатной температуре поделка сушится в течение 1-2 недель. В первые 2-3 дня ее сушат в полиэтиленовом пакете, время от времени открывая его. Когда глина станет плотнее и приобретет более светлый оттенок, изделие вынимают из пакета.
На последнем этапе процесс сушки можно ускорить, поместив изделие в более теплое место, например, в духовой шкаф или печь, но так, чтобы на поделку не попадали потоки теплого воздуха. Далее температуру постепенно понижают, не вынимая поделку до тех пор, пока она не остынет полностью.
Высушенное изделие становится легче, светлее и тверже. Однако при такой сушке поделка не будет такой же твердой, как при обжиге.
При разных температурах глина теряет влагу, находящуюся в различных состояниях. Например, при температуре 11°С из нее уходит только гигроскопическая влага. Если температуру повысить до 25°С, то испарится влага, которая находится между частицами глины. Свыше этой температуры глина теряет кристаллизационную влагу, и ее частицы уже не могут присоединить к себе воду.
Перед обжигом изделие можно еще раз просушить в печи и зачистить мелкозернистой наждачной бумагой, а образовавшуюся глиняную пыль удалить щеткой или кистью.
Обжиг изделия
При обжиге испаряется оставшаяся часть влаги, затем запускается процесс остекловывания, и глина становится жесткой, прочной и неспособной присоединять воду. В настоящее время для обжига удобно использовать электрические муфельные печи, которые бывают различных размеров и не требуют установки специальной отдушины.
Обжигают изделия в течение длительного времени. В электрической муфельной печи сушку изделия можно совместить с обжигом, постепенно повышая температуру (в первые 2 ч до 200°С), затем через каждый час температуру поднимают на 100-150°С и доводят до 1100°С.
При температуре 400°С выгорают все органические вещества, присутствовавшие в материале. При 500°С испаряются остатки жидкости, которая осталась в глине после сушки. Свыше 600°С происходит процесс остекловывания, а при температуре 900°С изделие закаливается. Через некоторое время температуру постепенно снижают.
Нельзя вынимать изделие из печи, пока оно не остынет, в противном случае оно может расколоться. Все поделки в печи расставляют таким образом, чтобы они не соприкасались друг с другом и нагревательными элементами, иначе изделия могут разрушиться во время процесса.
Можно обжигать изделия в русской печи, поставив на противень и не допуская их соприкосновения с углями.
В домашних условиях поделки на последнем этапе сушки можно поставить в духовку, а обжигать на газовой плите, поместив в чугунную сковороду и плотно закрыв ее крышкой. Сковороду нагревают, постепенно повышая, а затем понижая температуру. Крышку нельзя снимать до полного остывания изделия. Однако такой обжиг, к сожалению, не всегда дает хороший результат.
В крупных городах изделия можно отнести в специальные организации, которые занимаются обжигом глиняных изделий, например творческие студии или учебные центры.
Необходимые материалы для работы с глиной
Прежде чем приступать к изготовлению изделий, необходимо оборудовать место для работы с глиной. Итак, для того чтобы защитить стол от грязи, надо застелить его клеенкой. Раскатывать глину и лепить из нее лучше всего на деревянной доске, так как она хорошо впитывает влагу и материал к ней не прилипает. Для этих целей можно приспособить обыкновенную разделочную доску.
Стеки
Для работы с глиной требуются специальные инструменты - деревянные стеки, которые могут иметь разнообразные форму и размеры и быть острыми, как ножи, с петлями из проволоки, металлическими наконечниками.
Стеками выбирают глину внутри формы, выравнивают саму форму, снимают излишек материала.
В самом начале вы можете купить только стеки № 1 и № 2 с плоской и круглой формой лопаточки, заточенной с двух сторон. По мере роста мастерства вы сами решите, какие стеки вам еще нужны. Можно также купить для начала набор пластмассовых стек, это экономичней, но не так удобно.
Многие мастера самостоятельно вырезают стеки для работы той формы, которая им удобна. Кроме того, во время лепки с детьми можно использовать любые предметы, которые подскажет воображение, например вилку, колпачки от фломастеров, стержни для шариковых и гелиевых ручек, чеснокодавилку и другие.
Стеки-петельки
Стеки-петельки нужны для моделирования изделий. С их помощью снимают излишек материала с деталей. Кроме того, их используют для полировки изделий на гончарном круге.
Гребень, штихели, цикли, клюшки, струна, скребок, рашпиль, гребень, салфетка
Во время работы постоянно под рукой должны быть миска с водой, в которую можно обмакнуть пальцы, резиновый скребок или губка для сглаживания неровностей поделки в сыром виде и мягкой полировки в сухом (для этих целей можно взять обычную для мытья посуды), салфетка для поддержания рук и стек в чистоте. Кроме того, влажными салфетками оборачивают незаконченные работы, чтобы не дать глине высохнуть.
Как уже было сказано выше, для разделения глины понадобится струна с ручками, которую можно заменить проволокой.
Для устранения шероховатостей и удаления неровностей понадобятся наждачная бумага или рашпиль. Клюшками выполняют резьбу и удаляют лишнюю глину с подсохшего изделия. Гребнем можно создать орнамент на мягком материале.
Заостренным конусообразным металлическим лезвием штихеля можно делать отверстия различной величины, а металлическими скребками (циклями) выравнивать поверхности поделок.
Скалка, доска и рейки
Для раскатывания пластов глины нужна деревянная нелакированная скалка диаметром 5 см. После применения с инструмента необходимо сразу же соскоблить остатки глины и протереть его мягкой тряпочкой.
Рейки-шаблоны понадобятся для качественной обработки глины с помощью скалки.
Кисти
Для декорирования изделий потребуются мягкие и жесткие кисти, кроме них, можно использовать помазок для бритья, зубную щетку, словом, все, что подскажет фантазия.
Щипцы для глазуровки
Щипцы для глазуровки нужны каждый раз, когда изделие покрывают глазурью, так как благодаря им на поверхности обработанного изделия не остаются следы рук.
Пульверизатор и миксер
Для опрыскивания комков глины и готового изделия во время сушки, чтобы этот процесс протекал равномерно, нужен пульверизатор.
С помощью строительного миксера можно перемешать большие куски глины. Также это можно сделать дрелью со специальной насадкой для замешивания раствора.
Гончарный круг
Для изготовления горшков, ваз, чашек и другой посуды нужен гончарный круг. Круги бывают разного размера, с электрическим или механическим приводом. Его можно приобрести позже, если ребенок действительно увлечется гончарным делом.
Основные приемы работы с глиной
Существует мнение, что глина имеет свое биополе, которое оказывает благоприятное воздействие на человека. Возможно, именно поэтому при работе с этим материалом возникает особое состояние сосредоточенности и расслабленности одновременно.
Человека, который впервые начал работать с глиной, необходимо научить основным приемам работы с пластическим материалом.
Разминание - надавливание пальцами и руками на кусочек глины.
Отщипывание - отделение маленьких кусочков глины от большого куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала кусочек прищипывают, затем отрывают.
Сплющивание - сжимание куска глины для придания ему плоской формы. Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев. Большой кусок придавливают к поверхности стола всей ладонью.
Скатывание - формирование шариков разных размеров между ладонями или ладонью и поверхностью стола круговыми движениями.
Раскатывание - формирование жгутов между ладонями или ладонью и столом движениями вперед-назад.
Вдавливание - изготовление деталей на глине путем нажатия пальцами.
Разрезание - деление куска глины с помощью стеки.
Соединение деталей - прикладывание деталей друг к другу с небольшим придавливанием.
Заострение - оттягивание пальцами одного конца жгута и его раскатывание, чтобы он стал острым.
Особенности при работе с глиной
Создавая поделку из глины, надо работать двумя руками, чтобы сразу оформлять и правую, и левую стороны поделки и более органично связать все в единое целое. Для лепки надо использовать специальные инструменты. Например, стеками можно удалять лишнюю глину, выполнять мелкие детали, присоединять мелкие части к крупным, заглаживать отдельные части поделки. Изделие в процессе лепки надо осматривать со всех сторон, чтобы пропорции и соотношения частей изделия были верными.
Соединяя детали на них ножом, стекой или зубочисткой делают насечки в виде сеточки. Затем их смазывают шликером (это глина, разведенная до состояния жидкой сметаны) и присоединяют друг к другу, примазывая их с двух сторон влажным пальцем или стекой. Для соединения деталей при изготовлении посуды раскатывают жгуты, которые при наложении разглаживают в обе стороны в месте соединения, благодаря чему оно будет прочным, а шов - незаметным. В завершении шов можно загладить влажной губкой.
Если закончить работу в один прием не удалось, то поделку необходимо завернуть во влажную тряпку и положить в полиэтиленовый пакет. Глина при таком способе хранения не засохнет, и работу можно будет продолжить позже. По окончании лепки всё изделие нужно слегка обтереть влажной губкой или кисточкой, после чего высушить и обжечь. Украсить его можно как в процессе лепки тиснением и присоединением декоративных элементов, так и после обжига, расписав уже готовое изделие глазурью или красками.
Не смотря на разнообразие форм и размеров керамики, во всем мире существует всего несколько основных приемов лепки из глины. Все эти приемы известны гончарам уже много веков и практически не изменились.
Основные традиционные способы лепки из глины:
1. Ручная лепка из цельного куска глины
2. Ленточно-жгутовая техника
3. Пластовая или текстильная техника
4. Отминка в готовую форму
5. Отливка в гипсовую форму
6. Вытягивание изделий на гончарном круге
При создании глиняных изделий можно сочетать два или более приемов лепки.
Другие материалы, используемые для лепки
В настоящее время магазины для творчества предлагают много разных материалов для лепки, поэтому имеет смысл разобраться, чем же они отличаются от глины, которая является самым древним из них и всегда популярна у детей, несмотря на то, что пачкает руки и не такая легкая в работе, как пластилин.
Пластилин
Самым известным и распространенным материалом для лепки является пластилин, который прекрасно подходит для изготовления фигурок. Он довольно липкий, все детали фигурки прекрасно соединяются и держатся, так что ребенок после занятия может поиграть со своей поделкой и у нее ничего не отпадет. Цветовая палитра пластилина также достаточно богата, но лепка из него требует соблюдения определенных правил.
Перед тем как начать что-то лепить, его надо хорошо размять в руках, чтобы он стал мягким. При работе с пластилином руки и поверхность стола сильно пачкаются, а удалить его остатки довольно трудно и можно только горячей водой, поэтому для лепки из этого материала желательно завести специальную доску. Кроме того, он прилипает и к формочкам, скалке, стекам. Во время лепки следует приучить ребенка вытирать руки специальной салфеткой.
В последнее время начали выпускать восковой пластилин, который пластичнее и мягче обычного. Из него хорошо составлять различные панно.
Существует еще одна разновидность – мягкий пластилин, который изготавливают из крахмала, пшеничной и рисовой муки и окрашивают растительными красителями. Этот материал не надо разминать, он не пачкает рук, не прилипает к формочкам и рабочей поверхности. Однако детали, вылепленные из него, крепятся друг к другу довольно плохо, для этого места соединений необходимо обработать стекой.
Полимерная глина или паста для моделирования
Пасту для моделирования создали сравнительно недавно. По своим свойствам она похожа на натуральную глину, т. е. такая же пластичная, приятная на ощупь, легко разминается.
Существуют два вида пасты. Первая не требует обжига и через некоторое время затвердевает на воздухе. Вторую обжигают в обыкновенной духовке при определенной температуре, которая указана на упаковке.
Пасту для моделирования изобрела Фифи Мозаик в 30-х гг. ХХ в. в Германии. Этот материал предназначался для изготовления голов кукол, но широкое распространение он получил только во второй половине 1960-х гг. Паста для моделирования бывает белой и терракотовой.
Расцветка полимерной глины очень разнообразна. Кроме того, после высыхания изделие можно раскрасить акриловыми красками. Этот продукт уже полностью готов для лепки, его не нужно вымешивать, как глину.
Масса для лепки
Масса для лепки является разновидностью усовершенствованной глины для творчества. Она очень популярна благодаря своим необыкновенным свойствам – пластичности, легкости, упругости, мягкости и бархатистости. Она не прилипает к рукам. По пластичности ее даже сравнивают с жевательной резинкой, кроме того, она хорошо растягивается.
Массу для лепки выпускают различных цветов, которые можно смешивать для получения разнообразных оттенков. А если из нее скатать шарик и метнуть им в твердую поверхность, то он отскочит, как мячик. Поделка из данного материала высыхают в течение 6 часов. Если необходимо что-то исправить, то можно завернуть ее в мокрую ткань или сбрызнуть из пульверизатора.
Массу для лепки хранят в плотно закрытой баночке или пакете. При потере эластичности ее можно смочить водой и подержать в герметично укупоренной емкости. Через некоторое время все свойства материала восстановятся.
Паста папье-маше
Паста папье-маше предназначена для изготовления объемных или плоских фигур с использованием в качестве основы любых предметов. Она легкая, пластичная и не пачкает рук, довольно долго высыхает, а потому поделку можно исправить, немного намочив. Высохшие поделки можно раскрашивать.
Материал уже полностью готов к применению, однороден по своей массе. Остатки пасты можно положить в пакет, плотно закрыть его и убрать в холодильник.
Солёное тесто
Соленое тесто для лепки – очень популярный у детей материал, который к тому же можно приготовить самостоятельно, взяв муку и соль в соотношении 1: 1 и добавив немного воды. Сейчас даже можно купить готовое тесто для лепки в магазине.
Тесто мягче пластилина и глины, а потому оно подходит для маленьких детей. Его можно раскатывать и вырезать из него с помощью формочек различные фигуры, причем работать с использованием формочек лучше всего именно с этим материалом.
Тесто для лепки твердеет при высыхании, но по большей части поделки сушат в духовке. Изделие из белого теста раскрашивают и покрывают лаком. Можно лепить и из уже окрашенного материала, однако его остатки при смешивании приобретут серо-коричневый цвет. Окрашивать тесто можно пищевыми красителями в стадии замешивания. Тесто можно хранить в пакете в холодильнике.
Шариковый пластилин
Шариковый пластилин – очень необычный материал, состоящий из маленьких шариков, соединенных между собой клеевым раствором. Он не липнет к рукам, а склеивать вылепленные элементы между собой очень просто – для этого достаточно приложить их друг к другу. Кроме того, он хорошо скрывает различные неровности на поделках, а для изготовления мелких деталей, например глаз или носа, надо просто взять шарик и прикрепить на нужное место.
Шариковый пластилин бывает высыхающим и невысыхающим, мелкозернистым и обычным, и даже с блестками. Высыхающий пластилин твердеет в течение 24 ч. Однако изделия из этого материала всегда очень хрупкие, даже после того, как высохнут. Поэтому для игры и поделок он не подходит. Зато из него можно делать витражи, рамочки для фотографий.
Плавающий пластилин
Плавающий пластилин хорош в работе, не прилипает к рукам, не высыхает и отлично смешивается. Кроме того, его можно использовать не один раз. Фигурки из этого материала не тонут в воде, поэтому с ними можно играть, принимая ванну.
Пластилин-дерево
Пластилин-дерево – это паста для лепки коричневого цвета с имитацией текстуры дерева. Материал легко разминается, из него можно вылепить мелкие детали. Поделки получаются легкими и могут держаться на воде. Высыхают за сутки, после чего их можно раскрашивать акриловыми красками и гуашью, а чтобы они со временем не размокли в воде, их надо покрыть лаком.
Гипс
Гип - белый порошок, который получают при термической обработке гипсового камня с последующим его измельчением. Для творческих работ гипс должен быть белым, без примесей песка и слежавшихся кусков.
При смешивании с водой гипс быстро схватывается и твердеет через 30 мин, а при повышенной температуре этот процесс ускоряется, поэтому работать с этим материалом довольно сложно. Исправить поделку после схватывания материала или повторно использовать гипс невозможно. Он сохраняет свою пластичность только в первые 10 мин после добавления воды, поэтому что-то сделать из него возможно только в этот момент.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
Рисунок 13
ЖГУТОВАЯ ТЕХНИКА
Жгутовая техника
История развития
В процессе поиска лучших способов использования глины и зародились разнообразные методики лепки. В период неолита появились первые гончарные круги, а также возникла ленточно-жгутовая техника лепки. Данная техника чаще всего применялась для ручной лепки посуды и различных предметов быта. Она получила широкое распространение из-за отсутствия необходимости в оборудовании или специальном инструменте.
Гончарное дело зародилось в позднем периоде каменного века. Древние греки, обогреваясь костром в пещерах, обнаружили свойство глины превращаться в крепкий и прочный материал после длительного контакта с огнем. В это время они и начали лепить посуду и другие предметы быта из глины и обжигать их на костре (рис. 1).
До того, как был изобретен гончарный круг, глину лепили вручную, без всяких приспособлений. Именно в это время появилась техника лепки жгутами: масса раскатывалась в длинные жгутики, которые укладывались друг на друга по спирали и образовывали всевозможные сосуды – от чашек и горшков до огромных кувшинов (рис.2). Изделия не были идеальной формы, которой невозможно добиться без гончарного круга. Тем не менее, такая древняя керамика была прочной и использовалась древними греками для хранения жидких и сыпучих продуктов.
В Греции изготавливались большие сосуды, которые были слишком велики для формирования на гончарном круге. Огромные кувшины, высотой около 2-х метров, в древней Греции их называли «пифос», закапывались в землю, в них хранили вино, масло, зерно (рис.3, 4). Техника лепки, насчитывающая несколько тысячелетий, дошла до нас практически в неизменном виде.
Техника лепки из жгутов незаменима при изготовлении крупных сосудов, которые невозможно сделать на гончарном круге. Современные художники керамисты часто используют эту технику в своем творчестве. Ручная лепка сосудов не только предшествовала формовке на гончарном круге, но и продолжала развиваться параллельно с ней. В наше время не перевелись еще мастера, которые продолжают изготовлять уникальную посуду дедовским способом. Вылепленные вручную сосуды имеют настолько правильную форму, что их не отличить от сосудов, выполненных на гончарном круге. Но, если возможности гончарного круга ограничены изготовлением изделий, имеющих форму тел вращения, то искусным рукам мастера подвластны любые формы. Сосуды, выполненные без гончарного круга, высоко ценятся и привлекают разнообразием форм и фактур, украшают интерьеры домов и могут служить элементами декора сада.
Главная особенность жгутовой лепки глины — отсутствие идеально ровной поверхности, как в случае с гончарным кругом. Каждое изделие формируется по слоям, постепенно наращивая необходимые элементы. Также, использование лент позволяет оригинально оформить изделие, из жгутов можно сформировать подобие косы, отобразить растительный орнамент и множество других элементов декора. Простота и удобство лепки сделали ленточно-жгутовую технику одной из самых популярных на протяжении тысяч лет.
Преимущества лепки глины при помощи техники жгутов
Техника работы с глиной из жгутов за более чем 4000 лет практически не изменился, что свидетельствует о её эффективности. Многие рассматривают гончарство исключительно как способ созидания, но это искусство обладает и другими особенностями. В целом ручная лепка очень подходит детям, поскольку способствует развитию моторики рук, которая положительно сказывается на умственном развитии. Кроме того, работа с глиной является антистрессовым средством, позволяющим избавиться от тревожности и депрессии.
Лепка жгутом только усиливает все перечисленные факторы, поскольку требует от мастера дополнительных усилий при работе с нестандартными формами изделий. Представить идеальное изделие с ровной поверхностью достаточно просто, а вот создать его из небольших лент-жгутов и сделать изделие эстетически привлекательным очень сложно, особенно новичкам. Тем не менее, приложив немного усилий, можно достаточно быстро освоить лепку жгутами, открыв для себя нестандартный подход в работе с глиной.
Материалы для лепки в жгутовой технике
В данной технике важную роль играет качество глины, поскольку от качества сырья зависит результат конечного изделия.
Проверить качество глины достаточно просто — нужно проверить её пластичность. Для этого смешайте глину с небольшим количеством воды для достаточного размягчения, и слепите из неё небольшую ленту. Затем сформируйте небольшое кольцо — если на месте изгиба возникли трещины, или заготовка полностью развалилась, тогда этот материал непригоден для использования. Начинающим гончарам лучше всего воспользоваться готовой смесью, которая лишена всех недостатков и позволит заняться обучением.
Для работы с глиной вам понадобится такой минимальный набор материалов и инструмента:
Принцип лепки при помощи жгутов
Принципы лепки изделий являются неизменными, и чаще всего следуют схеме снизу вверх. Чаще всего изделия создаются именно таким образом, тем не менее в истории гончарства есть примеры и с обратной последовательностью, например пифос. Это большие керамические сосуды для хранения сыпучих материалов и жидкостей лепились сверху вниз, и имели заостренное дно. Такие сосуды формировались при помощи цельной спирали из глиняных жгутов, что позволяло создать прочную конструкцию.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Творческие работы детей
Технологическая карта. Изделие из жгута
|
|
1. Материалы и инструменты: глина, х/б ткань, стек, кисточка с жесткой щетиной, шликер. |
2. Формируем дно изделия. Раскатываем шарик. |
|
a. |
3. Расплющиваем шарик толщиной не менее 4 мм |
4. По краю круга наносим насечки. |
a.
|
b.
|
5. Наносим шликер. |
6. Раскатываем жгуты одинаковой толщины. |
i.
|
ii. |
7. Катаем достаточное количество жгутов для изделия. |
8. Приклеиваем на шликер жгут. |
i. |
ii. |
9. Тщательно заглаживаем с внутренней стороны. |
10. Также наклеиваем следующие жгуты. |
i. |
ii. |
11. Из жгута формируем спирали. |
12. Примазываем спирали по своему замыслу. |
13. |
|
13. Набираем высоту изделия жгутами до необходимого размера. |
14. С внутреннейи стороны заглаживаем. |
Видеоматериалы
1. Ваза из жгута https://cloud.mail.ru/public/iRbL/hQFA2mHY2
2. Гипсовая форма https://cloud.mail.ru/public/dXB1/3ZSeGjU9K
3. Декоративная тарелка из жгутов https://cloud.mail.ru/public/DDSQ/7NNLsftcP
4. Изготовление спиралей из глины https://cloud.mail.ru/public/Ldxs/V8mniZPmZ
Интернет-ресурсы
1. https://goncharnoe-delo.ru/blog/2014/09/29/lepka-iz-gliny-jgutiki/ сайт Уроки гончарного дела
2. https://www.tvorchistvo.ru/istoria-keramiki/ сайт Пектораль Декоративно-прикладное искусство
3. https://msk.kolokol.school/?set_city=false сайт гончарной школы Колокол
4. https://sdelaisam.mirtesen.ru/blog/43710131754/ZHgutovaya-tehnika-lepki,-master----klass-izgotovleniya-podelok- сайт Сделай сам
Список литературы
1. Буббико, Джованна. Керамика: техники, материалы, изделия : [издание для досуга : перевод с итальянского] / Буббико Дж., Крус Х. - Москва : Ниола-Пресс, 2009. - 127 с. : цв. ил.; 25 см. - (Художественные ремесла).; ISBN 978-5-366-00006-2 (в пер.).
2. Долорс, Рос. Керамика [Текст] : техника, приемы, изделия : [перевод с испанского] / Долорс Рос. - Москва : АСТ-Пресс Кн., печ. 2010. - 143 с. : цв. ил., табл.; 27 см. - (Золотая библиотека увлечений. Керамика) (Энциклопедия).; ISBN 978-5-462-01065-1.
3. Ткаченко, А. В. Художественная керамика [Текст] : учебное пособие / А. В. Ткаченко, Л. А. Ткаченко ; Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный институт культуры". - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2015. - 243 с. : ил.; ISBN 978-5-8154-0313-0.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.