Методическая разработка
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
на тему
«Обкатка автомобилей»
2020
ВИД ЗАНЯТИЯ: Урок
МЕТОДЫ: устное изложение, показ-демонстрация.
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Изучить необходимость обкатки новых машин и прошедших капитальный ремонт, организацию и режимы обкатки, техническое обслуживание при обкатке.
Воспитывать у обучающихся чувство ответственности за исправное состояние автомобильной техники.
Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремленность.
ВРЕМЯ: 2 часа
МЕСТО: Класс устройства автомобиля
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Наглядные пособия: плакаты, схемы.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЯ:
I. Вступительная часть………………………………………………. - 10 мин
II. Основная часть…………………………………………………… - 75 мин
III. Заключительная часть…………………………………………... - 5 мин
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Обоснование необходимости обкатки машин………………………..- 25 мин
2. Организация и режимы обкатки…………………………………….....- 25 мин
3. Техническое обслуживание машин при обкатке……………………..- 25 мин
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- принять рапорт дежурного по группе;
- проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;
- ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;
- провести опрос по ранее изученному материалу:
Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа,
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.
Накануне занятия подготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.
Во вступительной части принять рапорт дежурного по группе, проверить наличие и внешний вид обучаемых, наличие учебников и конспектов. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия, порядок его проведения. Провести опрос по ранее изученному материалу:
Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа.
При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на воспоминание ранее изученного материала.
– при рассмотрении первого вопроса, особое внимание следует уделить необходимости своевременной и правильно проведенной обкатке новых и прошедших капитальный и средний ремонт машин.
– при рассмотрении второго вопроса, особое внимание следует уделить режимам обкатки новых машин.
– при рассмотрении третьего вопроса необходимо подчеркнуть, что своевременное и качественное техническое обслуживание направлено не только на выявление неисправностей, но и способствует продлению срока службы агрегатов и механизмов.
Подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса.
В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Обоснование необходимости обкатки машин.
При подготовке машин к использованию важное значение имеет своевременно и правильно проведенная обкатка новых и прошедших капитальный и средний ремонт машин. Поэтому в своей практической деятельности офицеры автомобильной службы должны правильно организовать обкатку машин в строгом соответствии с требованиями руководящих документов, как основы высокой надежности и боевой готовности автомобильной техники при ее использовании по назначению.
Все новые машины, а также машины, прошедшие капитальный или средний ремонт, подлежат обкатке.
Обкатка является начальным (и важнейшим) периодом в подготовке машин к использованию по назначению, во время которого происходит приработка рабочих поверхностей деталей, осадка прокладок и сальников, ослабление затяжки креплений.
Почему же в руководящих документах и на практике такое большое внимание уделяется обкатке машин? Все дело в том, что надежность машин, экономические показатели их работы, эффективность их использования в большой мере зависят от правильности использования и технического обслуживания их в самый начальный период эксплуатации.
Рассмотрим закономерности изменения технического состояния основных сопряжений машин в процессе их использования (рис. 1).
Рис. 1. Закономерности изменения технического состояния основных сопряжений в процессе использования машин:
Sф - фактический зазор в сопряжении, мк;
L - наработка машины, км;
Sоб - зазор в сопряжении по окончании обкатки машины, мк;
Lоб - продолжительность обкатки машины, км;
I - период обкатки;
II - период установившегося изнашивания сопряжения;
III - период аварийного изнашивания сопряжения;
ДНС- изнашивание динамически нагруженных сопряжении;
К - типовая кривая изнашивания;
СРС - изнашивание саморазгружающихся сопряжений.
Независимо от того, каким является сопряжение: динамически нагруженным, самонагружающимся или иным, в начальный период его эксплуатации имеет место повышенная интенсивность изнашивания.
Это и есть обкаточный период, который характеризуется приработкой сопряженных поверхностей деталей в узлах и агрегатах. В этот период наблюдается пониженная компрессия, увеличенный расход горючего и масла, прорыв газов в картер двигателя.
Необходимость назначения специального режима использования машин в обкаточный период обусловлена тем, что даже после самой тщательной механической обработки деталей на поверхностях трения остаются микронеровности. Кроме этого, детали приобретают и другие дефекты поверхностей: овальность, выпуклость, конусность, вогнутость и другие поверхности технологической наследственности.
Кроме того, во время сборки сборочных единиц и агрегатов возможны (в пределах допусков) смещения и перекосы осей валов и подшипников, погрешности зазоров и натягов и др.
В результате неточностей при обработке и сборке сопряжений контакт рабочих поверхностей осуществляется лишь частично. Поэтому удельные давления на поверхностях контактов велики, они в несколько раз (часто на порядок) превышают расчетные нагрузки. В таких условиях, при полных эксплуатационных нагрузках на машину, масляная пленка между поверхностями трения разрушается. Это обстоятельство в сочетании с повышенным скоростным режимом работы сборочных единиц и агрегатов приводит к серьезным повреждениям поверхностей (задиры, осповидные разрушения, заклинивания и даже "сваривание" деталей).
В практике эксплуатации машин стремятся приработку трущихся поверхностей трения вести в условиях уменьшенных нагрузок и обильной смазки. Это и составляет основное содержание обкатки.
В процессе обкатки идет "выглаживание", выравнивание поверхностей трения, формирование на них вторичных защитных структур. В результате поверхности становятся более прочными, износостойкими и надежнее, без разрушения воспринимают эксплуатационные нагрузки. Правильно проведенная обкатка машин позволяет не только улучшить обработанные поверхности, но и существенно исправить дефекты (задиры, смятия) поверхностей и удлинить сроки их службы до ремонта. Поэтому для новых и полученных из капитального (среднего) ремонта машин устанавливают специальные условия использования и определенный объем технического обслуживания.
Вывод: По существу, обкатка является завершающим технологическим процессом обработки деталей, она подготавливает поверхности трения к работе при полных эксплуатационных нагрузках.
Ответить на вопросы.
2. Организация и режимы обкатки.
Обкатка производится в воинской части (на предприятии, в организации, на складе, на базе, куда машина поступила на укомплектование или длительное хранение).
Машина, предназначенная под комплектацию спецоборудования весом более 75% номинальной грузоподъемности обкатывается до монтажа на нее этого оборудования. Обкатка такой машины должна проводиться без груза или с технологическим грузом, составляющим не более 75% полезной нагрузки.
Не подвергаются обкатке машины, прошедшие обкатку на заводе-изготовителе в объеме обкаточного пробега, установленными техническими условиями, о чем в паспортах этих машин должна быть соответствующая запись. Обкатка машин, поступивших в воинские части, проводится только после ввода их в установленном порядке в строй.
Машины, поступившие в воинские части на хранение, вводятся в строй только на период обкатки. Таким машинам номерные знаки присваиваются только на период обкатки.
При обкатке машин в установленном порядке выдаются путевые листы, в которых в верхнем правом углу делается запись "обкатка".
На период обкатки приказом командира воинской части машины закрепляются за более опытными водителями, хорошо знающими устройство и правила обкатки этих машин.
Ответственность за своевременное проведение обкатки машин возлагается на командира воинской части. Непосредственная организация и контроль за ее проведением возлагаются на заместителя командира по вооружению (начальника автомобильной службы).
Новые машины обкатываются в сроки не позднее 3 месяцев со дня поступления их в воинскую часть. Машины, предназначенные для длительного хранения, разрешается обкатывать в сроки не позднее 6 месяцев со дня их поступления. Машины, прошедшие ремонт, обкатываются в возможно кратчайший срок, но не позднее 3 месяцев со дня их поступления в часть.
Моторесурсы в период обкатки машин расходуются, как правило, для хозяйственно-технических и других нужд воинской части. Запрещается использование машин в период обкатки для обучения личного состава вождению. Моторесурсы на обкатку у машин боевой и строевой групп, а также всех машин, поступающих в части на длительное хранение, расходуются сверх установленных годовых норм. Горючее и смазочные материалы для этих машин выделяются целевым назначением в соответствии с планом поступления этих машин.
Обкатка машин других групп эксплуатации проводится за счет годовых норм расхода моторесурсов воинской части и выделенных лимитов горючего и смазочных материалов.
Устанавливаемая при обкатке нагрузка машин в пределах не более 75% исчисляется:
- для автомобилей — от их номинальной полезной нагрузки;
- для гусеничных тягачей (транспортеров) — от номинально полезной нагрузки на платформе (в кузове);
- для тракторов — от полной массы буксируемого прицепа равной полуторной массе этого трактора.
Запрещается обкатка машин в тяжелых дорожных условия: (снег, песок, распутица и т.п.) при гололеде, с прицепом (кроме тракторов) и со сниженным давлением воздуха в шинах.
Во всех случаях при обкатке машин следует руководствоваться инструкциями заводов-изготовителей или ремонтных предприятий. если таких рекомендаций нет, то режим обкатки следует обосновывать следующими положениями:
· машины нагружать не более 75% номинальной полезной нагрузки, скорость движения не должна превышать 60% максимальной скорости на каждой передаче;
· обкатку проводить на сортах горючего и смазочных материалов, предусмотренных картами смазки;
· не допускать большой частоты вращения коленчатого вала при пуске, прогреве двигателя, при движении машин;
· не нагружать двигатель до полного прогрева;
· при увеличении нагрузки при движении машины своевременно переходить на низшие передачи;
· при движении постоянно следить за показаниями контрольных приборов и своевременно принимать меры к устранению ненормальной работы машины;
· на остановках проверять степень нагрева сборочных единиц и механизмов трансмиссии, ходовой части, выявлять и устранять причины перегрева.
Таблица 2.1.
Продолжительность периода обкатки
Качественное состояние машин |
Продолжительность обкатки, км (мч) |
||||
Многоцелевые автомобили |
Многоосные тяжелые колесные тягачи (МАЗ) |
Специальные колесные шасси (БАЗ) |
Гусеничные тягачи и транспортеры |
Тракторы |
|
Новые |
1000 |
2000 из них 600 на заводе- изготовителе |
На заводе- изготовителе |
300 |
30-100 мч |
Прошедшие КР или СР с заменой двигателя |
1000 |
По инструкции ремонтного предприятия |
По инструкции ремонтного предприятия |
300 |
30-100 мч |
Прошедшие СР без замены или КР двигателя |
500 |
|
|
150 |
15-50 мч |
Вывод: Режим обкатки новых и отремонтированных машин устанавливается для каждой марки в соответствии с требованиями завода-изготовителя или ремонтного предприятия.
Ответить на вопросы.
3. Техническое обслуживание при обкатке
Контрольные осмотры и техническое обслуживание машин проводятся перед обкаткой и по окончании обкатки (табл. 3.1).
1) контрольный осмотр и ТО перед обкаткой.
Перед обкаткой машины подвергаются контрольному осмотру с подтяжкой (при необходимости) всех наружных креплений (кроме опломбированных). При этом проверяют уровень и качество масла в картерах всех агрегатов, при необходимости уровень масла доводится до нормы. Пластичными смазочными материалами заполняются все точки, смазка которых предусмотрена при ТО-1.
Если машины поступают на обкатку после продолжительной стоянки или после перевозки железнодорожным (водным) транспортом, перед пуском двигателя следует провести проворачивание коленчатого вала при выключенном зажигании (для дизеля — при выключенной подаче топлива).
2) контрольные осмотры и техническое обслуживание в процессе обкатки.
После 300 км пробега автомобиля, 80-100 км пробега гусеничного тягача (транспортера), 5-6 моточасов работы трактора, необходимо (в дополнение к инструкции по эксплуатации):
- заменить масло в картере двигателя (кроме двигателей Д-12) с промывкой картера и корпусов масляных фильтров и с заменой фильтрующих элементов;
- тщательно осмотреть машину, проверить и подтянуть все крепления (кроме опломбированных);
- проверить и при необходимости отрегулировать все фрикционные механизмы (сцепление, тормоза и т.п.);
- проверить герметичность всех гидравлических и пневматических систем и приборов машины;
- проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления блоков цилиндров, проверить затяжку гаек крепления блоков цилиндров, проверить затяжку гаек крепления впускного и выпускного газопровода;
- проверить состояние звеньев и пальцев гусеничных цепей.
Если на машинах смонтировано спецоборудование, то техническое обслуживание этого оборудования проводится одновременно с машиной;
После 500 км пробега автомобиля (для МАЗ-543 — после 200 км), 150-200 км пробега гусеничного тягача (транспортера), 15-20 моточасов работы трактора, при обкатке новых машин или машин, прошедших капитальный ремонт (средний ремонт с заменой или капитальным ремонтом двигателя), кроме перечисленных работ, необходимо:
· заполнить пластичной смазкой все точки смазки, независимо от требований карты смазки;
· промыть топливные фильтры, а в случае сильного их загрязнения (на дизелях) заменить;
· спустить конденсат из ресиверов и фильтров влагомаслоотделителя;
· промыть фильтрующие элементы воздушных фильтров двигателя и компрессора;
· проверить состояние аккумуляторных батарей, их крепление и надежность соединения электропроводки.
При наличии указаний заводов-изготовителей или ремонтных предприятий по обслуживанию машин в период обкатки выполняются дополнительные работы согласно этим указаниям.
По автомобилям семейства КамАЗ, например, такие особые указания в инструкции по эксплуатации имеются. В соответствии с ними для автомобилей КамАЗ в период обкатки проводятся ЕТО и ТО-1000.
Следует иметь ввиду то, что для автомобилей семейства КамАЗ начальный период эксплуатации не ограничивается обкаткой, а распространяется до 12000 км пробега. В этот период производятся:
– ежедневные технические обслуживания (ЕТО);
– ТО-1000 (в интервале первых 500-1000 км пробега);
– ТО-4000 (в интервале первых 3000-4000 км пробега);
– ТО-1 (в интервале первых 7000-8000 км пробега);
– ТО-2 (в интервале первых 11000-12000 км).
Виды технического обслуживания для этих автомобилей имеют индивидуальные перечни операций, то есть ни одна операция ТО-1 не входит в объем ТО-2. Поэтому и допускается совпадение нескольких видов технического обслуживания одновременно, например, ТО-1 и ТО-2 и т.д.
3) контрольный осмотр и техническое обслуживание по окончании обкатки.
По окончании обкатки машины подвергаются техническому обслуживанию в объеме ТО-1. При необходимости выполняются дополнительные работы согласно требованиям и инструкции по эксплуатации машин.
При этом выполняются:
- замена масла в катере двигателя, а для новых и капитально отремонтированных машин — и в катерах трансмиссии и рулевого управления. Для двигателей Д-12 и в агрегатах трансмиссии МАЗ-537 замена масла производится через 2000 км;
- на машинах, прошедших средний ремонт без замены (КР) двигателя, масло в картерах агрегатов трансмиссии и рулевого управления заменяется: на автомобиях - через 1000 км. на гусеничных тягачах (транспортерах - черед 300 км. пробега, на тракторах — через 30-100 моточасов с начала обкатки;
- смазка пластичным смазочным материалом всех точек, независимо от указаний карты смазки;
- регулировка карбюратора (при наличии ограничительной шайбы — снять ее) На дизельных двигателях проверить правильность регулировки привода управления подачей топлива и обеспечить устойчивую работу двигателя на всех режимах;
- при обнаружении в период обкатки поломок, преждевременного износа и старения деталей (препятствующих дальнейшей нормальной эксплуатации машины) происшедших не по вине эксплуатационного персонала, предъявляется в установленном порядке рекламация;
- проверка состояния машин после обкатки.
По окончании обкатки и выполнения всех работ по техническому обслуживанию машин лицо, ответственное за автомобильную технику в подразделении (части) лично проверяет состояние машин и качество их обслуживания.
При этом производится:
- внешний осмотр всех агрегатов;
пуск двигателя и тщательное прослушивание его работы на всех режимах, проверка работы специальных агрегатов (лебедки, коробки отбора мощности и т.п.);
- опробование машин пробегом на 1-2 км для автомобилей, 300-500 м для гусеничных машин и тракторов с проверкой работы агрегатов трансмиссии, органов управления и контрольных приборов;
- проверка укомплектованности водительским, шанцевым инструментом и другим табельным имуществом.
После проверки технического состояния и качества обслуживания результаты обкатки записываются в IV раздел "Обкатка машины" паспорта (формуляра) машины.
Таблица 3.1
Техническое обслуживание машин в процессе обкатки
Этап обкатки
|
Перечень робот
|
1. Перед обкаткой
2. После пробега: 300 км - автомобили 80-100 км- ГМ 5—6 м/ч - тракторы
3. После пробега: 500 км - автомобили 150-200 км- ГМ
15—20 м/ч – тракторы
4. По окончании обкатки
|
1) контрольный осмотр; проверка уровня и качества масла, дозаправка агрегатов, подтяжка всех наружных креплений 2) заправка ГСМ всех точек, предусмотренных к смазке при ТО-1
Произвести работы, указанные в инструкции по эксплуатации и дополнительно: 1) заменить моторное масло с промывкой картера и фильтров; 2) подтянуть все наружные крепления (кроме опломбированных); 3) проверить и отрегулировать фрикционные механизмы (тормоза, сцепление, механизмы поворота и т.п.); 4) проверить герметичность всех гидро- и пневмосистем; 5) проверить состояние гусеничных цепей; 6) устранить замеченные неисправности.
Дополнительно к работам п.2: 1) заправить ГСМ все точки смазки; 2) промыть или заменить топливные фильтрующие элементы; 3) спустить конденсат из пневмосистемы 4) промыть воздушные фильтры, сменить в них масло; 5) поверить состояние аккумуляторных батарей и проводки; 6) 6) устранить замеченные неисправности
Выполнить ТО-1 и дополнительно: 1) заменить масло во всех агрегатах; заправить ГСМ все точки смазки; 3) отрегулировать карбюратор, привод управления подачей топливо дизельных двигателей
|
Вывод: Своевременное и качественное техническое обслуживание направлено не только на выявление неисправностей, но и способствует продлению срока службы агрегатов и механизмов.
Ответить на вопросы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- подвести итоги занятия;
- напомнить тему, цели и учебные вопросы;
- объявить оценки;
- ответить на вопросы;
- отметить активность и дисциплину на занятии;
- дать задание на самоподготовку.
Используемая литература при составлении методической разработки:
1. В.М.Подчинок «Эксплуатация военной автомобильной техники», Изд. «Вооружение. Политика. Конверсия.», Рязань, 1995, с. 25-35.
2. «Автомобиль ЗиЛ-131 и его модификации», Изд. МО, Москва, 1980, с. 10-11
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.