Методическая разработка Обкатка автомобилей

  • doc
  • 13.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обкатка машин.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по МДК.01.01 Устройство автомобилей

на тему

 «Обкатка автомобилей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020


ВИД ЗАНЯТИЯ: Урок

МЕТОДЫ: устное изложение, показ-демонстрация.

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Изучить необходимость обкатки новых машин и прошедших капитальный ремонт, организацию и режимы обкатки, техническое обслуживание при обкатке.

Воспитывать у обучающихся чувство ответственности за исправное состояние автомобильной техники.

Развивать  интерес к изучению автомобильной техни­ки, память, целеустремленность.

 

ВРЕМЯ:  2 часа

 

МЕСТО:  Класс  устройства  автомобиля

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Наглядные пособия: плакаты, схемы.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЯ:

 

I. Вступительная часть………………………………………………. -   10  мин

II. Основная часть……………………………………………………  -   75  мин

III. Заключительная часть…………………………………………...   -   5   мин

 

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:  

1. Обоснование необходимости обкатки машин………………………..- 25 мин

2. Организация и режимы обкатки…………………………………….....- 25 мин

3. Техническое обслуживание машин при обкатке……………………..- 25 мин

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-      принять рапорт дежурного по группе;

-      проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;

-      ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;

-      провести опрос по ранее изученному материалу:

Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа,

 

Методические рекомендации:

 

При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.

Накануне занятия подготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.

Во вступительной части принять рапорт дежурного по группе, проверить наличие и внешний вид обучаемых, наличие учебников и конспектов. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия, порядок его проведения. Провести опрос по ранее изученному материалу:

Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа.

При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на воспоминание ранее изученного материала.

             при рассмотрении первого вопроса, особое внимание следует уделить необходимости своевременной  и правильно  проведенной обкатке новых и прошедших капитальный и средний ремонт машин.

             при рассмотрении второго вопроса, особое внимание следует уделить режимам  обкатки  новых машин.

             при рассмотрении  третьего  вопроса  необходимо подчеркнуть, что своевременное  и качественное техническое обслуживание направлено не только на выявление неисправностей, но и способствует продлению срока службы агрегатов и механизмов.

Подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса.

В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Обоснование необходимости обкатки машин.

 

При подготовке машин к использованию важное значение имеет своевременно и правильно проведенная обкатка новых и прошедших капитальный и средний ремонт машин. Поэтому в своей практической деятельности офицеры автомобильной службы должны правильно организовать обкатку машин в строгом соответствии с требованиями руководящих документов, как основы высокой надежности и боевой готовности автомобильной техники при ее использовании по назначению.

Все новые машины, а также машины, прошедшие капитальный или средний ремонт, подлежат обкатке.

Обкатка является начальным (и важнейшим) периодом в подготовке машин к использованию по назначению, во время которого происходит приработка рабочих поверхностей деталей, осадка прокладок и сальников, ослабление затяжки креплений.

Почему же в руководящих документах и на практике такое большое внимание уделяется обкатке машин? Все дело в том, что надежность машин, экономические показатели их работы, эффективность их использования в боль­шой мере зависят от правильности использования и технического обслуживания их в самый начальный период эксплуатации.

Рассмотрим закономерности изменения технического состо­яния основных сопряжений машин в процессе их использования (рис. 1).

Рис. 1. Закономерности изменения технического состояния основных сопряжений в процессе использования машин:

Sф - фактический зазор в сопряжении, мк;

L - наработка машины, км;

Sоб - зазор в сопряжении по окончании обкатки машины, мк;

Lоб - продолжительность обкатки машины, км;        

I - период обкатки;

II   - период установившегося изнашивания сопряжения;

III - период аварийного изнашивания сопряжения;

ДНС- изнашивание динамически нагруженных сопряжении;

К  - типовая кривая изнашивания;

СРС - изнашивание саморазгружающихся сопряжений.

 

Независимо от того, каким является сопряжение: динамически нагруженным, самонагружающимся или иным, в начальный период его эксплуатации имеет место повышенная интенсивность изнашивания.

Это и есть обкаточный период, который характеризуется приработкой сопряженных поверхностей деталей в узлах и агрегатах. В этот период наблюдается пониженная компрессия, увеличенный расход горючего и масла, прорыв газов в картер двигателя.

Необходимость назначения специального режима использования машин в обкаточный период обусловлена тем, что даже после самой тщательной механической обработки деталей на поверхностях трения остаются микронеровности. Кроме этого, детали приобретают и другие дефекты поверхностей: овальность, выпуклость, конусность, вогнутость и другие поверхности техно­логической наследственности.

Кроме того, во время сборки сборочных единиц и агрегатов возможны (в пределах допусков) смещения и перекосы осей валов и подшипников, погрешности зазоров и натягов и др.

В результате неточностей при обработке и сборке сопряжений контакт рабочих поверхностей осуществляется лишь частично. Поэтому удельные давления на поверхностях контактов велики, они в несколько раз (часто на порядок) превышают расчетные нагрузки. В таких условиях, при полных эксплуатационных нагрузках на машину, масляная пленка между поверхностями трения разрушается. Это обстоятельство в сочетании с повышенным скоростным режимом работы сборочных единиц и агрегатов  приводит к серьезным повреждениям поверхностей (задиры, осповидные разрушения, заклинивания и даже "сваривание" деталей).

 В практике эксплуатации машин стремятся приработку тру­щихся поверхностей трения вести в условиях уменьшенных нагрузок и обильной смазки. Это и составляет основное содер­жание обкатки.

В процессе обкатки идет "выглаживание", выравнивание поверхностей трения, формирование на них вторичных защитных структур. В результате поверхности становятся более прочными, износостойкими и надежнее, без разрушения воспринимают эксплуатационные нагрузки. Правильно проведенная обкатка машин позволяет не только улучшить обработанные поверхности, но и существенно исправить дефекты (задиры, смятия) поверх­ностей и удлинить сроки их службы до ремонта. Поэтому для новых и полученных из капитального (среднего) ремонта машин устанавливают специальные условия использования и определен­ный объем технического обслуживания.

 

Вывод: По существу, обкатка является завершающим технологическим процессом обработки деталей, она подготавливает поверхности трения к работе при полных эксплуатационных нагрузках.

Ответить на вопросы.

2. Организация и режимы обкатки.

 

Обкатка производится в воинской части (на предприятии, в организации, на складе, на базе, куда машина поступила на укомплектование или длительное хранение).

Машина, предназначенная под комплектацию спецоборудо­вания весом более 75% номинальной грузоподъемности обкаты­вается до монтажа на нее этого оборудования. Обкатка такой машины должна проводиться без груза или с технологическим грузом, составляющим не более 75% полезной нагрузки.

Не подвергаются обкатке машины, прошедшие обкатку на заводе-изготовителе в объеме обкаточного пробега, установлен­ными техническими условиями, о чем в паспортах этих машин должна быть соответствующая запись.   Обкатка машин, поступивших в воинские части, проводится только после ввода их в установленном порядке в строй.

Машины, поступившие в воинские части на хранение, вводятся в строй только на период обкатки. Таким машинам номерные знаки присваиваются только на период обкатки.

При обкатке машин в установленном порядке выдаются путевые листы, в которых в верхнем правом углу делается запись "обкатка".

На период обкатки приказом командира воинской части машины закрепляются за более опытными водителями, хорошо знающими устройство и правила обкатки этих машин.

Ответственность за своевременное проведение обкатки машин возлагается на командира воинской части. Непосредственная организация и контроль за ее проведением возлагаются на заместителя командира по вооружению (начальника автомо­бильной службы).

Новые машины обкатываются в сроки не позднее 3 месяцев со дня поступления их в воинскую часть. Машины, предназна­ченные для длительного хранения, разрешается обкатывать в сроки не позднее 6 месяцев со дня их поступления. Машины, прошедшие ремонт, обкатываются в возможно кратчайший срок, но не позднее 3 месяцев со дня их поступления в часть.               

Моторесурсы в период обкатки машин расходуются, как правило, для хозяйственно-технических и других нужд воинской части. Запрещается использование машин в период обкатки для обучения личного состава вождению. Моторесурсы на обкатку у машин боевой и строевой групп, а также всех машин, поступа­ющих в части на длительное хранение, расходуются сверх установленных годовых норм. Горючее и смазочные материалы для этих машин выделяются целевым назначением в соответствии с планом поступления этих машин.

Обкатка машин других групп эксплуатации проводится за счет годовых норм расхода моторесурсов воинской части и выделенных лимитов горючего и смазочных материалов.    

 

Устанавливаемая при обкатке нагрузка машин в пределах не более 75% исчисляется:

- для автомобилей — от их номинальной полезной нагрузки;

- для гусеничных тягачей (транспортеров) — от номинально полезной нагрузки на платформе (в кузове);            

- для тракторов — от полной массы буксируемого прицепа равной полуторной массе этого трактора.

 

Запрещается обкатка машин в тяжелых дорожных условия:  (снег, песок, распутица и т.п.) при гололеде, с прицепом (кроме тракторов) и со сниженным давлением воздуха в шинах.

 

Во всех случаях при обкатке машин следует руководствоваться инструкциями заводов-изготовителей или ремонтных предприя­тий. если таких рекомендаций нет, то режим обкатки следует обосновывать следующими положениями:

·              машины нагружать не более 75% номинальной полезной нагрузки, скорость движения не должна превышать 60% мак­симальной скорости на каждой передаче;

·              обкатку проводить на сортах горючего и смазочных мате­риалов, предусмотренных картами смазки;

·              не допускать большой частоты вращения коленчатого вала при пуске, прогреве двигателя, при движении машин;

·              не нагружать двигатель до полного прогрева;

·              при увеличении нагрузки при движении машины своевременно переходить на низшие передачи;

·              при движении постоянно следить за показаниями контрольных приборов и своевременно принимать меры к устранению ненор­мальной работы машины;

·              на остановках проверять степень нагрева сборочных единиц и механизмов трансмиссии, ходовой части, выявлять и устранять причины перегрева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.

Продолжительность периода обкатки

 

Качественное состояние машин

Продолжительность обкатки, км (мч)

Многоцелевые автомобили

Многоосные тяжелые колесные тягачи (МАЗ)

Специальные колесные шасси (БАЗ)

Гусеничные тягачи и транспортеры

Тракторы

Новые

1000

2000 из них 600 на заводе- изготовителе

На заводе- изготовителе

300

30-100 мч

Прошедшие КР или СР с заменой двигателя

1000

По инструкции ремонтного предприятия

По инструкции ремонтного предприятия

300

30-100 мч

Прошедшие СР без замены или КР двигателя

500

 

 

150

15-50 мч

 

Вывод: Режим обкатки новых и отремонтированных машин устанавливается для каждой марки в соответствии с требованиями завода-изготовителя или ремонтного предприятия.

 

Ответить на вопросы.

 

 


 

3. Техническое обслуживание  при обкатке

 

Контрольные осмотры и техническое обслуживание машин проводятся перед обкаткой и по окончании обкатки (табл. 3.1).

 

1) контрольный осмотр и ТО перед обкаткой.

Перед обкаткой машины подвергаются контрольному осмотру с подтяжкой (при необходимости) всех наружных креплений (кроме опломбированных). При этом проверяют уровень и качество масла в картерах всех агрегатов, при необходимости уровень масла доводится до нормы. Пластичными смазочными материалами заполняются все точки, смазка которых предусмот­рена при ТО-1.

Если машины поступают на обкатку после продолжительной стоянки или после перевозки железнодорожным (водным) тран­спортом, перед пуском двигателя следует провести проворачивание коленчатого вала при выключенном зажигании (для дизеля — при выключенной подаче топлива).

 

2) контрольные осмотры и техническое обслуживание в процессе обкатки.

После 300 км пробега автомобиля, 80-100 км пробега гусеничного тягача (транспортера), 5-6 моточасов работы трак­тора, необходимо (в дополнение к инструкции по эксплуатации):

- заменить масло в картере двигателя (кроме двигателей Д-12) с промывкой картера и корпусов масляных фильтров и с заменой фильтрующих элементов;

- тщательно осмотреть машину, проверить и подтянуть все крепления (кроме опломбированных);

- проверить и при необходимости отрегулировать все фрик­ционные механизмы (сцепление, тормоза и т.п.);

- проверить герметичность всех гидравлических и пневмати­ческих систем и приборов машины;

- проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления блоков цилиндров, проверить затяжку гаек крепления блоков цилиндров, проверить затяжку гаек крепления впускного и выпускного газопровода;

- проверить состояние звеньев и пальцев гусеничных цепей.

Если на машинах смонтировано спецоборудование, то техни­ческое обслуживание этого оборудования проводится одновремен­но с машиной;

После 500 км пробега автомобиля (для МАЗ-543 — после 200 км), 150-200 км пробега гусеничного тягача (транспортера), 15-20 моточасов работы трактора, при обкатке новых машин или машин, прошедших капитальный ремонт (средний ремонт с заменой или капитальным ремонтом двигателя), кроме пере­численных работ, необходимо:

·                   заполнить пластичной смазкой все точки смазки, независимо от требований карты смазки;

·                   промыть топливные фильтры, а в случае сильного их загрязнения (на дизелях) заменить;

·                   спустить конденсат из ресиверов и фильтров влагомаслоотделителя;

·                   промыть фильтрующие элементы воздушных фильтров двигателя и компрессора;

·                   проверить состояние аккумуляторных батарей, их крепление и надежность соединения электропроводки.

 При наличии указаний заводов-изготовителей или ремонтных предприятий по обслуживанию машин в период обкатки выпол­няются дополнительные работы согласно этим указаниям.

По автомобилям семейства КамАЗ, например, такие особые указания в инструкции по эксплуатации имеются. В соответствии с ними для автомобилей КамАЗ в период обкатки проводятся ЕТО и ТО-1000.

 

Следует иметь ввиду то, что для автомобилей семейства КамАЗ начальный период эксплуатации не ограничивается обкаткой, а распространяется до 12000 км пробега. В этот период  производятся:

       ежедневные технические обслуживания (ЕТО);

       ТО-1000 (в интервале первых 500-1000 км пробега);

       ТО-4000 (в интервале первых 3000-4000 км пробега);

       ТО-1 (в интервале первых 7000-8000 км пробега);

       ТО-2 (в интервале первых 11000-12000 км).

Виды технического обслуживания для этих автомобилей имеют индивидуальные перечни операций, то есть ни одна операция ТО-1 не входит в объем ТО-2. Поэтому и допускается совпадение  нескольких видов технического обслуживания одновременно, например, ТО-1 и ТО-2 и т.д.    

 

3) контрольный осмотр и техническое обслуживание по  окончании обкатки.

По окончании обкатки машины подвергаются техническому обслуживанию в объеме ТО-1. При необходимости выполняются дополнительные работы согласно требованиям и инструкции по эксплуатации машин.

При этом выполняются:    

- замена масла в катере двигателя, а для новых и капитально отремонтированных машин — и в катерах трансмиссии и рулевого управления. Для двигателей Д-12 и в агрегатах трансмиссии МАЗ-537 замена масла производится через 2000 км;

- на машинах, прошедших средний ремонт без замены (КР) двигателя, масло в картерах агрегатов трансмиссии и рулевого управления заменяется: на автомобиях - через 1000 км. на гусеничных тягачах (транспортерах - черед 300 км. пробега, на тракторах — через 30-100 моточасов с начала обкатки;

- смазка пластичным смазочным материалом всех точек, независимо от указаний карты смазки;

- регулировка карбюратора (при наличии ограничительной шайбы — снять ее) На дизельных двигателях проверить пра­вильность регулировки привода управления подачей топлива и обеспечить устойчивую работу двигателя на всех режимах;

- при обнаружении в период обкатки поломок, преждевремен­ного износа и старения деталей (препятствующих дальнейшей нормальной эксплуатации машины) происшедших не по вине эксплуатационного персонала, предъявляется в установленном порядке рекламация;

- проверка состояния машин после обкатки.

По окончании обкатки и выполнения всех работ по техничес­кому обслуживанию машин лицо, ответственное за автомобильную технику в подразделении (части) лично проверяет состояние машин и качество их обслуживания.

При этом производится:

- внешний осмотр всех агрегатов;

пуск двигателя и тщательное прослушивание его работы на всех режимах, проверка работы специальных агрегатов (лебедки, коробки отбора мощности и т.п.);

- опробование машин пробегом на 1-2 км для автомобилей, 300-500 м для гусеничных машин и тракторов с проверкой работы агрегатов трансмиссии, органов управления и контрольных приборов;

- проверка укомплектованности водительским, шанцевым ин­струментом и другим табельным имуществом.

После проверки технического состояния и качества обслу­живания результаты обкатки записываются в IV раздел "Обкатка машины" паспорта (формуляра) машины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1

Техническое обслуживание машин в процессе обкатки

 

Этап обкатки

 

Перечень робот

 

1. Перед обкаткой

 

 

 

2. После пробега:

300 км - автомобили

80-100 км- ГМ

5—6 м/ч - тракторы

 

 

 

 

 

 

3. После пробега:

500 км - автомобили

150-200 км- ГМ

 

15—20 м/ч – тракторы

 

 

 

4. По окончании обкатки

 

1) контрольный осмотр; проверка уровня и качества масла, дозаправка агрегатов, подтяжка всех наружных креплений

2) заправка ГСМ всех точек, предусмотренных к смазке при ТО-1

 

Произвести работы, указанные в инструкции по эксплуатации и дополнительно:

1) заменить моторное масло с промывкой картера и фильтров;

2) подтянуть все наружные крепления (кроме опломбированных);

3) проверить и отрегулировать фрикционные механизмы (тормоза, сцепление, механизмы поворота и т.п.);

4) проверить герметичность всех гидро- и пневмосистем;

5) проверить состояние гусеничных цепей;

6) устранить замеченные неисправности.

 

Дополнительно к работам п.2:

1) заправить ГСМ все точки смазки;

2) промыть или заменить топливные фильтрующие элементы;

3) спустить конденсат из пневмосистемы

4) промыть воздушные фильтры, сменить в них масло;

5) поверить состояние аккумуляторных батарей и проводки; 6) 6) устранить замеченные неисправности

 

 Выполнить ТО-1 и дополнительно:

1) заменить масло во всех агрегатах;

заправить ГСМ все точки смазки;

3) отрегулировать карбюратор, привод управления подачей топливо дизельных двигателей

 

 

Вывод: Своевременное  и качественное техническое обслуживание направлено не только на выявление неисправностей, но и способствует продлению срока службы агрегатов и механизмов.

 

Ответить на вопросы.

 

 

 


 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-      подвести итоги занятия;

-      напомнить тему, цели и учебные вопросы;

-      объявить оценки;

-      ответить на вопросы;

-      отметить активность и дисциплину на занятии;

-      дать задание на самоподготовку.

Используемая литература при составлении методической разработки:

1. В.М.Подчинок «Эксплуатация военной автомобильной техники», Изд. «Вооружение. Политика. Конверсия.», Рязань, 1995, с. 25-35.

2. «Автомобиль ЗиЛ-131 и его модификации», Изд. МО, Москва, 1980, с. 10-11