Методическая разработка
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
на тему
«Оборудование системы питания двигателя»
2019
Цели занятия:
1. Изучить устройство и принцип работы приборов системы питания двигателяЗИЛ-131, неисправности системы питания, признаки, причины и способы устранения.
2. Воспитывать у обучающихся чувство личной ответственности за безаварийную эксплуатацию АТТ.
3. Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремлённость.
Время: 2 часа
Место:кабинет по устройству и эксплуатации АТТ
Учебно - материальное обеспечение:
Плакаты: «Система питания двигателя ЗиЛ-131», «Приборы системы питания двигателя ЗиЛ-131».Приборы системы питания: воздушный фильтр ЗиЛ-131, топливный насос, топливные фильтры двигателя ЗиЛ-131
Распределение времени занятия:
Вступительная часть 5 мин;
Проверка подготовки обучающихся к занятию 10 мин;
Учебные вопросы занятия:
1. Назначение, устройство и работа приборов системы питания 25 мин;
2. Назначение, устройство и работа карбюратора двигателя Зил25 мин;
3. Неисправности системы питания двигателя Зил-131, их признаки, причины, способы их обнаружения и устранения 25 мин;
Заключение 5мин.
Содержание занятия
Вступительная часть
- принять рапорт дежурного по группе;
- проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;
- ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;
- провести опрос по ранее изученному материалу:
Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа,
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.
Накануне занятияподготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.
Во вступительной части принять рапорт дежурного по группе, проверить наличие и внешний вид обучаемых, наличие учебников и конспектов. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия, порядок его проведения.
При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на, самостоятельное уяснение устройства или функции механизмов, общее устройство транспортного средства.
– при рассмотрении первоговопроса, особое внимание следует уделить устройству и принципу работы воздушного фильтра и топливного насоса двигателя ЗиЛ-131.
_ при рассмотрении второго вопроса необходимо особое внимание уделить работе систем карбюратора на различных режимах.
– при изучении третьего вопроса обратить внимание обучающихся на способы устранения неисправностей системы питания.
подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив курсантам о необходимости своевременного и качественного технического обслуживания.
В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Назначение, устройство и работаприборов системы питания.
Топливные баки предназначены для хранения запаса топлива на автомобиле. На автомобиле ЗиЛ-131 установлены два топливных бака ёмкостью 170 л каждый. Они крепятся на кронштейнах к раме с правой и левой стороны под грузовой платформой.
Бак состоит из двух стальных половин, сваренных между собой.
В верхней половине установлена заливная горловина с герметичной пробкой и сетчатым фильтром, фланец приёмной трубки с фильтром, датчик указателя уровня топлива. Топливные баки соединены между собой трубопроводом, на одном из них установлена клапанная коробка с впускным клапаном, открывающимся при разряжении 0,04-0,03 кгс/см² и выпускным клапаном открывающимся при повышении давления 0,11-0,18 кгс/см². В нижней половине блока имеется выштамповка, в которой расположена пробка для слива отстоя. Внутри бак разделён на три части перегородками с отверстиями для повышения жесткости и уменьшения расплескивания топлива. Переключение топливных баков осуществляется с помощью трёхходового крана, установленного на кронштейне фильтр-отстойника. На щитке приборов установлен переключатель указателя уровня топлива.
Топливный насос диафрагменный, герметизированный, марки Б-10 установлен справа в верхней части двигателя и приводится в действие эксцентриком распределительного вала через штангу.
Топливный насос состоит из:
- корпуса;
- головки;
- крышки головки.
Эти детали отлиты из цинкового сплава. Между корпусом и головкой винтами зажата диафрагма. В центре диафрагмы закреплён шток, на который воздействует вильчатый конец рычага. Для предотвращения попадания масла в полость под диафрагмой шток имеет сальник.
Диафрагма перемещается вниз под действием штока и рычага, а вверх под действием пружины диафрагмы, которая постоянно прижимает рычаг к эксцентрику. В специальных приливах корпуса расположен валик для ручной подкачки топлива, имеющий рычаг. В головке насоса и её крышке имеются впускная и нагнетательная полости. Каждая полость имеет по три клапана. Каждый из клапанов имеет обойму, пружину и собственно клапан. Клапаны изготовлены из бензомаслостойкой резины. Впускные клапаны защищены сетчатым фильтром.
Производительность насоса – не менее 180 л/час при частоте вращения распредвала 1300-1400 об/мин.
Работает насос следующим образом. При набегании эксцентрика на штангу диафрагма прогибается вниз. Над диафрагмой создаётся разрежение, вследствие чего открываются впускные клапаны, и топливо заполняет полость над диафрагмой. При сбегании эксцентрика со штанги шток диафрагмы перемещается вверх под действием пружины. Диафрагма вытесняет топливо через выпускной клапан в нагнетательную полость. Впускные клапаны закрываются под действием давления топлива.
При ручной подкачке топлива рычаг перемещается не эксцентриком через штангу, а валиком, который поворачивают от руки рычагом ручной подкачки.
Топливные фильтры предназначены для очистки топлива от механических примесей. В системе питания двигателя устанавливается два топливных фильтра: фильтр-отстойник и фильтр тонкой очистки топлива.
Фильтр-отстойник пластинчато-щелевого типа, установлен с левой стороны на лонжероне рамы.
Он состоит из:
- крышки;
- фильтрующего элемента;
- стойки фильтрующего элемента;
- пружины;
- сливной пробки
Корпус стальной штампованный. Место стыка корпуса и крышки уплотнено паранитовой прокладкой. Крышка имеет входной и выходной каналы, обозначенные стрелками.
Фильтрующий элемент состоит изнабора алюминиевых фильтрующих пластин с отверстиями, выштампованными выступами высотой 0,05 мм.
Топливо, проходя между фильтрующими пластинами, очищается от механических примесей и поступает в выходной канал. Набор фильтрующих пластин прижимается к корпусу фильтра пружиной.
Топливный фильтр тонкой очистки устанавливается перед карбюратором.
Он состоит из:
- корпуса;
- стакан отстойника;
- фильтрующего элемента;
- пружины;
- прокладки;
- зажимного устройства.
Фильтрующий элемент фильтра керамический или сетчатый сжатый. Корпус отлит из цинкового сплава. В него ввёрнуты входной и выходной штуцеры. Стакан-отстойник крепится к корпусу зажимным устройством через прокладку. Фильтрующий элемент прижимается к корпусу пружиной. Прежде чем пройти через керамический (сетчатый) фильтрующий элемент топливо поступает в стакан-отстойник, где часть примесей выпадает в виде осадка. В фильтрующем элементе происходит окончательная фильтрация топлива, которое затем поступает в карбюратор.
Воздушный фильтр предназначен для очистки воздуха от механических примесей. На двигателе ЗиЛ-131 устанавливается воздушный фильтр ВПМ-3, пеномасляный, инерционный, с трёхступенчатой очисткой воздуха. Крепится фильтр на кронштейнах к двум стойкам, ввёрнутыми в гнёзда впускного трубопровода.
Воздушный фильтр состоит из:
- корпуса;
- пеномасло - удерживающей набивки;
- дросселирующей кассеты из капронового волокна;
- отражателя;
- масляной ванны.
Работает воздушный фильтр следующим образом. Воздух, засасываемый в двигатель, поступает в воздухоочиститель по центральной трубке корпуса, ударяется о масло налитое в масляную ванну и проходит через сетку дросселирующей кассеты и фильтрующую набивку в патрубок карбюратора. Под давлением воздуха масло перемещается от центра маслоотражателя к его краям, где частично увлекается воздухом в кассету и набивку, где удерживается в сильно вспененном состоянии на определённом уровне, что способствует хорошей очистке воздуха. Излишки масла с задержанной пылью стекают из фильтров (кассеты и набивки) по наружным стенкам корпуса вниз, попадая через отверстия маслоотражателя в масляную ванну. Масло, стекающее по стенке трубы, интенсивно просасывается черезнасадок эжектора, так как над отражателем создаётся разряжение, и образует цилиндрическую завесу, через которую проходит воздух, частично увлекает масло обратно в фильтры. Вследствие наличия перепада давлений масло из масляной ванны через центральное отверстие в отражателе непрерывно поступает на его поверхность, смывая пыль, которая оседает в масляной ванне.
В зависимости от режима работы двигателя, интенсивность циркуляции масла на поверхности отражателя и в эжекторе, и уровень вспененного масла в фильтрах соответственно изменяются, что всегда обеспечивает хорошую очистку воздуха от пыли.
Первая инерционная очистка воздуха происходит при соприкосновении воздуха с маслом. Пройдя через дросселирующую кассету (вторая ступень), масляную пену и фильтрующую набивку (третья ступень) воздух очищенный от пыли по большому патрубку поступает в карбюратор, а по малому патрубку в компрессор.
Подвод воздуха к воздушному фильтру у автомобиля ЗиЛ-131 осуществляется через воздушный канал в капоте двигателя, с которым фильтр соединён гофрированным патрубком. В канал может поступать как наружный воздух, так и воздух из подкапотного пространства, в зависимости от положения заслонки. В теплое время года двигатель должен питаться наружным воздухом, а в холодное время из подкапотного пространства.
Впускной трубопровод предназначен для подвода горючей смеси от карбюратора в цилиндры двигателя. Он изготовлен из алюминиевого сплава совместно с верхней крышкой блока цилиндров. В этой крышке имеется рубашка охлаждения, по которой из блока цилиндров проходит охлаждающая жидкость, подогревая поступающую в цилиндры горючую смесь. Трубопровод крепится к головкам блока шпильками с гайками и уплотняется в соединениях резиновыми прокладками. В центральной части трубопровода устанавливается карбюратор. На специальном приливе с окном шпильками крепится патрубок для отвода охлаждающей жидкости в радиатор. В передней части трубопровода установлен топливный насос и воздушный фильтр вентиляции картера и маслозаливная горловина.
Впускные каналы в газопроводе расположены так, что каждая камера карбюратора питает горючей смесью определённую группу цилиндров с учётом порядка работы двигателя, чем обеспечивается одинаковое по качеству состояние потока горючей смеси.
Топливопроводы выполнены из латунных трубок с наружным диаметром 8 мм. Концы топливопроводов у фильтра-отстойника и топливного насоса имеют двойную развальцовку, а противоположные концы снабжены коническими уплотнительными муфтами.
Вывод.Детали системы питания двигателя ЗиЛ-131 обеспечивают бесперебойную работу, как самого двигателя, так и автомобиля в целом.
Ответить на вопросы.
2. Назначение и устройство карбюраторадвигателя ЗиЛ-131.
Карбюратор предназначен для приготовления горючей смеси необходимого состава в соответствии с режимом работы двигателя.
На двигателе ЗиЛ-131 установлен карбюратор К-88АМ.
Карбюратор К-88АМ двухкамерный, с падающим потоком и балансированной поплавковой камерой. Обе камеры работают параллельно и совершенно одинаково на всех режимах. Каждая камера подаёт горючее к четырём цилиндрам.
Он установлен на крышке блока цилиндров.
Карбюратор состоит из:
- корпуса;
- главной дозирующей системы;
- системы холостого хода;
- экономайзера
- ускорительного насоса;
- системы пуска;
- ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала;
- привода управления.
Корпус имеет три части:
- верхнюю;
- среднюю;
- нижнюю, соединенных на уплотняющих прокладках.
Верхняя часть отлита из цинкового сплава и включает воздушный патрубок и крышку поплавковой камеры. В общем воздушном патрубке установлена воздушная заслонка с воздушным автоматическим клапаном. На наружном конце валика заслонки закреплён приводной рычаг, соединённый гибкой тягой с кнопкой управления заслонкой, расположенной в кабине. Заслонка удерживается в открытом положении пружиной. На другом конце валика закреплён рычаг, соединённый тягой с рычагом валика привода дроссельных заслонок.
В крышку поплавковой камеры ввёрнут игольчатый клапан. Над игольчатым клапаном в приливе крышки расположен над пробкой сетчатый фильтр и ввёрнут топливный штуцер. Для балансировки поплавковой камеры служит канал соединяющий воздушную горловину с поплавковой камерой.
Средняя часть (корпус поплавковой камеры) изготовлен также из цинкового сплава.
В общей поплавковой камере установлен поплавок, подвижный на оси. Под рычажком поплавка установлена демпфирующая пружина. На рычажок опирается хвостовик игольчатого клапана. В стенке поплавковой камеры имеется контрольное отверстие для проверки уровня топлива, закрытое пробкой. В корпусе поплавковой камеры выполнены диффузоры (малые и большие).
Нижняя часть чугунная, в ней выполнены два патрубка для смесительных камер, в которых на приводном валике установлены дроссельные заслонки. Валик дроссельных заслонок установлен в приливах нижней части на двух шарикоподшипниках. К нижней части крепится диафрагменный механизм пневмо - инерционного ограничителя максимальных оборотов двигателя.
Главная дозирующая система в каждой смесительной камере имеет топливный жиклёр, ввёрнутый в дно поплавковой камеры, и последовательно включённый жиклёр полной мощности, ввёрнутый в канал распылителя, закрытый пробкой. Канал распылителя сообщён с кольцевой выходной щелью, расположенной в горловине малого диффузора, отлитого вместе с корпусом поплавковой камеры и имеющий сверху кольцевую вставку. Канал распылителя сообщается с воздушным патрубком через воздушный жиклёр.
Главная дозирующая система служит для: обеспечения работы двигателя на средних нагрузках.
Система холостого хода обеспечивает работу двигателя на холостом ходу, и для каждой смесительной камеры включает топливный жиклёр, сообщённый каналом с главным жиклёром, воздушный жиклёр и канал с двумя выходными отверстиями в стенке патрубка смесительной камеры. Верхнее отверстие имеет прямоугольное сечение; сечение нижнего отверстия регулируется винтом.
Экономайзер служит для: обеспечения работы двигателя на полной мощности. Он общий для обеих смесительных камер. Привод экономайзера механический.
Он состоит из:
- толкателя (штока);
- планки;
- пружины.
Экономайзер состоит из:
- корпуса;
- жиклёра;
- толкателя;
- шарикового впускного клапана имеющего седло;
- клапана;
- пружины.
Ускорительный насос обеспечивает хорошую приёмистость двигателя.
В него входят:
- поршень; состоящий из: манжеты; пружины; втулки.
- шток;
- впускной клапан;
- нагнетательный клапан;
- распылитель.
Колодец ускорительного насоса выполнен в корпусе поплавковой камеры.
К деталям привода ускорительного насоса относятся:
- пружина;
- планка;
- шток механического привода;
- тяга и рычаг, соединены с валиком дроссельных заслонок.
Корпус, где расположен шток, имеет ограничительный выступ.
Ограничитель максимальных оборотов коленчатого вала служит для ограничения скоростного режима работы двигателя с целью предохранения от повышенного износа его деталей и перехода топлива.
Ограничитель пневмоцентробежного типа и состоит из:
- центробежного датчика, установленного на крышке распределительных шестерен и имеющего привод от распределительного вала;
- исполнительного диафрагменного механизма, который воздействует на дроссельные заслонки.
Датчик состоит из:
- корпуса;
- ротора.
Ротор датчика установлен в корпусе на металлокерамической втулке, имеющей фитильную смазку, закрытом крышкой с сальником, и соединён с концом распределительного вала двигателя. В роторе расположен клапан с пружиной и регулировочным винтом.
Корпус исполнительного механизма прикреплён винтами к нижней части корпуса карбюратора. Между корпусом и верхней крышкой закреплена гибкая диафрагма со штоком, нижний конец которого присоединён шарнирно к рычагу, установленному на валике дроссельных заслонок. Валик в корпусе уплотнён резиновой манжетой с пружиной. К другому концу рычага присоединена пружина, постоянно удерживающая заслонки в открытом положении, фиксируемого упором рычага. Полость над диафрагмой сообщается через два канала с воздушными жиклёрами с полостью смесительного патрубка по обеим сторонам дроссельной заслонки, и кроме того, каналом и трубкой соединена с полостью центрального канала ротора центробежного датчика. Полость корпуса под диафрагмой сообщена каналом с воздушным патрубком карбюратора. Полость корпуса центробежного датчика через отверстие также соединена трубкой с воздушным патрубком карбюратора.
Работа карбюратора на различных режимах.
При пуске холодного двигателя необходима богатая горючая смесь. Для чего воздушную заслонку закрывают, вытягивая кнопку на щитке приборов, а дроссельные заслонки при этом через соединительную тягу немного приоткрывают.
Во время вращения коленчатого вала под воздушной заслонкой создаётся большое разрежение, под действием которого происходит интенсивное истечение топлива через главную дозирующую систему и систему холостого хода, т.е. топливо подаётся из поплавковой камеры через главный жиклёр, жиклёр полной мощности в кольцевую щель малого диффузора; кроме того, топливо поступает из отверстий системы холостого хода.
На режиме пуска двигателя в карбюраторе образуется очень богатая смесь. Однако скорость воздуха в диффузоре карбюратора в этот период незначительна, поэтому плохо распыливает и вытекает из распылителей большими каплями, попадая на дроссельные заслонки, а с них на стенки смесительной камеры и затем в виде плёнки по стенки смесительной камеры и затем в виде плёнки по стенкам впускной трубы стекает в цилиндры двигателя.
Переобогащение горючей смеси после пуска двигателя при закрытой воздушной заслонке предотвращается её воздушным автоматическим каналом, при открытии которого подаётся дополнительный воздух, и смесь несколько обедняется. Дальнейшее обеднение горючей смеси достигается постепенным открытием воздушной заслонки водителем.
На режиме холостого хода также необходима богатая смесь. При этом дроссельные заслонки прикрыты, а воздушная заслонка открыта. При этом положении заслонок в горловине малого диффузора создаётся очень незначительное разрежение, и главное дозирующее устройство не может подавать топливо. В этом случае питание двигателя осуществляется двумя самостоятельными системами холостого хода.
Сильное разрежение, возникающее за дроссельными заслонками передаётся через отверстия в смесительных камерах в каналы систем холостого хода. Топливо, находящееся в поплавковой камере, пройдя главные жиклёры поступает к корпусам жиклёров холостого хода, где оно дозируется и смешивается с воздухом. К корпусу жиклёров воздух проходит через вырез и перемещаясь по воздушному жиклёру, смешивается с топливом и образует эмульсию. Она движется по каналу и выходит в смесительную камеру через нижнее (круглое) отверстие. Через верхнее (прямоугольное) отверстие к эмульсии подмешивается воздух, так как при работе двигателя на холостом ходу это отверстие находится несколько выше дроссельной заслонки в зоне малых разрежений. При постепенном открытии дроссельной заслонки отверстие прямоугольной формы попадает в зону высокого разрежения, и из него тоже начинает поступать эмульсия.
Эмульсия, выходящая из отверстий системы холостого хода, смешивается с основным потоком воздуха, проходящего в щель между дроссельной заслонкой и корпусом смесительной камеры, распыливается воздухом, лучше с ним перемешивается и в виде горючей смеси подводится к цилиндрам двигателя.
Также работает система холостого хода второй камеры.
Работу двигателя на малых оборотах холостого хода регулируется винтами качества и количества горючей смеси.
На режиме средних нагрузок требуется обеднённая смесь. Воздушная заслонка открыта полностью, а дроссельные заслонки прикрыты (открыты на 30-50%).
По мере открытия дроссельной заслонки уменьшается разрежение у отверстий системы холостого хода и меньше поступает топлива (эмульсии) в смесительную камеру карбюратора. Возрастает скорость движения воздуха в мелком и большом диффузорах, увеличивается разрежение в них, вследствие чего в действие вступает главное дозирующее устройство. Топливо в главное дозирующее устройство поступает через главный жиклёр из поплавковой камеры карбюратора и далее через жиклёр полной мощности к распылителю, так как они расположены последовательно. Далее топливо подаётся по каналу распылителя в кольцевую щель малого диффузора. К топливу, поступающему в щель малого диффузора, подмешивается воздух, проходящий через воздушный жиклёр. В результате этого из кольцевого распыливающего канала в горловину малого диффузора, попадает эмульсия. Сначала в малом диффузоре, а затем в большом эмульсия перемешивается с основным потоком воздуха, распыливается и в виде горючей смеси поступает по впускному трубопроводу к цилиндрам двигателя.
При увеличении открытия дроссельной заслонки главное дозирующее устройство подаёт всё больше топлива, а система холостого хода всё меньше. Таким образом, при работе двигателя на средних нагрузках совместно работают главное дозирующее устройство и система холостого хода и обеспечивается приготовление смеси экономического состава.
На режиме полных нагрузок необходима обогащённая (мощностная) смесь. При работе двигателя на больших нагрузках воздушная и дроссельная заслонки полностью открыты. Необходимое обогащение горючей смеси для получения максимальной мощности двигателя достигается включением в работу экономайзера с механическим приводом.
Экономайзер и ускорительный насос имеют общий привод. При открытии дроссельной заслонки шток с планкой перемещается вниз. Опускающаяся планка нажимает на толкатель клапана, клапан экономайзера открывается и топливо поступает из поплавковой камеры через жиклёр экономайзера к жиклёру полной мощности. При открытом клапане экономайзера происходит обогащение горючей смеси, так как дополнительное количество топлива поступает к жиклёру полной мощности главного дозирующего устройства.
При резком открытии дроссельной заслонки необходимая приёмистость двигателя обеспечивается вступлением в работу ускорительного насоса. При быстром открытии дроссельной заслонки поршень ускорительного насоса перемещается вниз. Под давлением топлива впускной клапан закрывается, а нагнетательный клапан открывается. Дополнительное топливо через жиклёр-распылитель впрыскивается в воздушный поток. Пружина способствует получению затяжного впрыска топлива. Впрыск дополнительного топлива обогащает горючую смесь, и двигатель набирает обороты.
Работа пневмоинерционного ограничителя числа оборотов коленчатого вала заключается в следующем. При небольшой частоте вращения вала клапан датчика открыт и полость А под диафрагмой соединена с воздушным патрубком карбюратора также, как и полость Б над диафрагмой. Благодаря этому разрежение в полостях А и Б уравновешивается. Диафрагма своё положение не меняет и не воздействует на ось дроссельных заслонок.
В случае превышения определённой частоты вращения (300+-100 об/мин) на которую отрегулирован датчик, клапан под действием центробежной силой закрывается и разобщает полость Б с воздушным патрубком карбюратора. Разрежение из смесительной камеры через жиклёры передаётся в полость Б, вследствие чего диафрагма перемещается вверх, преодолевая натяжение пружины и прикрывается дроссельные заслонки, поступление горючей смеси уменьшается, а следовательно, уменьшается и частота вращения коленчатого вала двигателя. Ограничитель регулируют на заводе на заданную максимальную частоту вращения, и изменять его регулировку в эксплуатации запрещается.
Вывод.Карбюратор К-88АМ имеет сложное устройство и при необходимости ремонта требует от водителя не только знание его устройства, но и знание принципа работы его систем.
Ответить на вопросы.
3. Неисправности системы питания двигателя Зил-131, их признаки,причины, способы их обнаружения и устранения.
Наиболее характерными неисправностями, которые наблюдаются в системе питания карбюраторного двигателя, являются подтекание топлива, работа двигателя на переобогащённой или переобеднённой горючей смеси, двигатель не запускается (прекращение подачи топлива).
Причина неисправности. |
Способ устранения |
Подтекание топлива из системы питания. Признаками подтеканиятоплива прежде всего служат наличие подтёков на топливо проводах или приборах, пятен топлива на полу, а также увеличенный расход топлива. |
|
Неплотное присоединение или повреждение топливопроводов. |
Затянуть гайку штуцеров где обнаружено подтекание. Заменить неисправные трубопроводы. |
Ослабление затяжки штуцеров. |
Затянуть ослабленные штуцера. |
Повреждение топливных баков. |
Отремонтировать топливные баки. |
Работа двигателя на переобогащённой горючей смеси. Признаками могут быть: вспышки (выстрелы) в глушителе, появление тёмного дыма из глушителя, увеличение расхода топлива, падение мощности двигателя. |
|
Воздушная заслонка прикрыта. |
Отрегулировать привод управления воздушной заслонкой. |
Высокий уровень топлива в поплавковой камере. |
Отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере. |
Засорение воздушного фильтра. |
Промыть фильтрующий элемент воздушного фильтра и заменить масло в воронке. |
Разработка топливных жиклёров |
Заменить неисправные топливные жиклёры. |
Засорение воздушных жиклёров и каналов. |
Продуть воздушные жиклёры и каналы. |
Повреждение поплавка. |
Отремонтировать поплавок или заменить. |
Неплотное закрытие клапана поплавка. |
Притереть клапан экономайзера или заменить узлы экономайзера. |
Негерметичность нагнетательного клапана насоса ускорителя. |
Притереть нагнетательный клапан ускорительного насоса. |
Работа двигателя на переобеднённой смеси. Признаками переобеднения горючей смеси являются: вспышки (чихание) в карбюраторе, перебои в работе двигателя, ухудшение его приёмистости и падение мощности, двигатель перегревается. |
|
Слишком низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. |
Отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере. |
Засорение топливных жиклёров карбюратора. |
Снять крышку поплавковой камеры и продуть жиклёры сжатым воздухом. Для прочистки жиклёров не применять металлические предметы. |
Подсос воздуха в соединениях карбюратора с впускным трубопроводом или трубопровода с головкой цилиндров. |
Осмотреть соединения карбюратора и трубопровода, при необходимости их подтянуть, или заменить неисправные прокладки. |
Уменьшение подачи топлива к карбюратору вследствие заедания воздушного клапана клапанной коробки (пробки топливного бака). |
Проверить исправность клапанов клапанной коробки (пробки топливного бака), открыв пробку бензобака. |
Засорение топливопроводов, фильтров грубой и тонкой очистки топлива. |
Очистить и продуть трубопроводы, очистить и промыть фильтры. |
Неисправный топливный насос. |
Отремонтировать, или заменить топливный насос. |
Подтекание топлива. |
Осмотреть топливопроводы, приборы системы питания и устранить подтекания затяжкой соединений трубопроводов с приборами. |
Двигатель не запускается. |
|
Закрыт кран топливного бака. |
Проверить положение крана и если закрыт, то поставить в открытое положение. |
Нет топлива в топливном баке. |
Открыть крышку топливного бака и проверить наличие топлива в баке. |
Нет подачи топлива к карбюратору. |
Проверить нет ли подсоса воздуха в системе питания от топливного бака к топливному насосу включительно. Проверить не засорены трубопроводы, фильтр тонкой очистки и фильтр отстойник в последовательности от карбюратора до топливного бака. |
Неисправный топливный насос. |
Отремонтировать топливный насос или заменить его. |
Неисправности карбюратора.
К основным неисправностям карбюратора относятся: засорение топливных и воздушных каналов и жиклёров; неправильный уровень топлива в поплавковой камере; увеличение пропускной способности жиклёров.
Засорение топливных каналов и жиклёров приводит к переобеднению горючей смеси, засорение воздушных каналов или жиклёров приводит к переобогащению смеси.
Засорение сетчатого фильтра, установленного под пробкой в крышке поплавковой камеры приводит к переобеднению горючей смеси или к прекращению поступления топлива в поплавковую камеру.
Повышенный уровень топлива в поплавковой камере может быть в результате повреждения поплавка и неправильной регулировке уровня, а также из-за негерметичности запорной иглы клапана или заедание её в опущенном состоянии.
Заниженный уровень топлива в поплавковой камере может быть из-за неправильной регулировке уровня или заедание иглы в верхнем положении, засорение фильтра.
Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора регулируется изменением толщины прокладки под игольчатым клапаном поплавковой камеры (К-88АМ, К-88А, К-89АГ и др.) или пригибанием язычка поплавка (К-126Б, К-135 и др.).
Неисправности топливного насоса.
Основными неисправностями топливного насоса являются:
- повреждения диафрагмы;
- ослабление упругости;
- поломка пружины диафрагмы;
- подсос воздуха в соединении корпус-головка и головка-крышка;
- неплотное закрытие клапанов т.е. негерметичность;
- износ коромысла (рычага привода);
- загрязнение фильтра.
В результате повреждения диафрагмы подача топлива уменьшается или прекращается. Прорыв диафрагмы можно обнаружить по подтеканию топлива из корпуса насоса через имеющееся в нём отверстия. Порванную диафрагму необходимо сменить.
В случае подсоса воздуха в неплотности соединений топливного насоса подача топлива уменьшается, или прекращается. Для устранения этой неисправности необходимо следить за плотностью соединения частей насоса.
При ослаблении пружины диафрагмы или её поломке производительность насоса уменьшается или совсем прекращается подача топлива. Поломанную и ослабленную пружину необходимо заменить; эту неисправность обнаруживают по свободному перемещению рычага ручной подкачки.
В случае неплотной посадки клапанов насоса уменьшается, или полностью прекращается подача топлива. Неплотная посадка клапанов возникает из-за старения и коробления, так как они изготовлены из резины, а резина со временем стареет и коробится, а также из-за ослабления или поломки пружины клапанов. Устраняется неплотное закрытие клапанов заменой клапанов и поломанных пружин.
Засорённость сетчатого фильтра устраняется промывкой сетки в бензине или ацетоне.
Изношенный приводной рычаг (коромысло) восстанавливается, или заменяется.
Определение и устранение причины, препятствующих пуску двигателя, в системе питания.
Причины, препятствующие пуску двигателя, или прекращения подачи топлива рекомендуется искать в определённой последовательности, начиная с топливного бака.
Убедившись, что уровень топлива в баке в пределах нормы, кран открыт, клапаны клапанной коробки (пробки заливной горловины топливного бака) исправны, следует проверить, есть подача топлива в карбюратор. Для этого следует отсоединить топливопровод от входного штуцера карбюратора и с помощью рычага ручной подкачки топливного насоса, или проворачиванием коленчатого вала двигателя пусковой рукояткой проверить, есть ли выход топлива из подводящего к карбюратору топливопровода. При этом диафрагма топливного насоса должна находится в верхнем положении (при крайнем нижнем положении механизм ручной подкачки не работает). Установить диафрагму топливного насоса в крайнее верхнее положение можно поворотом коленчатого вала.
Наличие сильной и пульсирующей струи топлива свидетельствует о нормальной его подаче к карбюратору. В этом случае неисправность следует искать в самом карбюраторе или в соединениях между карбюратором и впускным трубопроводом, между частями самого карбюратора, между впускным трубопроводом и блоком цилиндров двигателя.
Если в указанных соединениях подсос воздуха не обнаружен, то необходимо убедится, что топливо поступает в поплавковую камеру, проверив его уровень через смотровое окно в корпусе карбюратора, или контрольное отверстие.
При отсутствии топлива вывернуть пробку гнезда сетчатого фильтра карбюратора, вынуть фильтр, промыть бензином и поставить на место. Если фильтр чистый, то топливо в поплавковой камере может отсутствовать из-за загрязнения игольчатого топливного клапана в крышке поплавковой камеры. Клапан рекомендуется проверить, промыть и продуть сжатым воздухом, используя насос для накачки шин. Если в поплавковой камере топливо не соответствует установленной норме, следует произвести регулировку.
Если уровень топлива в поплавковой камере в пределах нормы, то причинами невозможности пуска двигателя могут быть засорение клапанов и жиклёров в карбюраторе механическими примесями или нарушение регулировки привода управления дроссельными заслонками (заслонки постоянно закрыты).
Для устранения засорения следует частично разобрать карбюратор и продуть каналы и жиклёры сжатым воздухом. Протирать детали карбюратора ветошью или обтирочными концами не рекомендуется, так как отделяющиеся от них волокна могут сами вызвать засорение каналов или жиклёров. При сильном осмолении жиклёров их можно очищать заострённой палочкой из мягкого дерева. Чистить каналы и жиклёры металлическими предметами недопустимо.
Если струи топлива из подводящего к карбюратору трубопровода нет или она очень слабая, то следует отсоединить топливопровод от нагнетательного штуцера фильтра тонкой очистки топливного насоса или проворачиванием коленчатого вала проверить, есть ли выход топлива из выходного отверстия фильтра тонкой очистки топлива. Наличие сильной пульсирующей струи свидетельствует о засорении топливопровода, соединяющего фильтр тонкой очистки и карбюратор. Трубопровод следует прочистить, продуть сжатым воздухом.
Отсутствие сильной струи топлива из штуцера свидетельствует о загрязнении фильтра тонкой очистки топлива. Его необходимо разобрать и, если фильтрующий элемент сетчатый промыть её в бензине, а если керамический то промыть следует в ацетоне или заменить.
При отсутствии струи топлива из трубопровода, соединяющего фильтр тонкой очистки топлива и топливный насос, отсоединить этот трубопровод от выходного штуцера топливного насоса и проверить действие насоса. Если топливо выталкивается из выходного штуцера сильной струёй при действии рычага ручной подкачки или проворачиванием коленчатого вала, то насос исправен. Следует прочистить трубопровод, соединяющий насос и фильтр тонкой очистки, продуть его сжатым воздухом и надёжно закрепить.
Может случиться, что под действием рычага ручной подкачки топливный насос работает, а при проворачивании коленчатого вала стартером или пусковой рукояткой не работает или работает с перебоями. Наиболее вероятной причиной этого является износ рычага привода насоса. При этом ход штока диафрагмы уменьшается настолько, что топливный насос подаёт топливо недостаточно или вообще не подаёт.
Если пульсирующей струи топлива из топливного насоса нет, то рекомендуется отсоединить трубопровод от всасывающего штуцера топливного насоса и продуть оставшуюся топливную магистраль сжатым воздухом в направлении от насоса к топливному баку. При этом должен прослушиваться характерный звук, издаваемый при прохождении воздуха через жидкость. В противном случае либо неисправен топливный насос, либо в систему засасывается воздух на участке от бака до насоса.
Если подсоса воздуха нет, следует внимательно осмотреть топливный насос снаружи и проверить, не вытекает ли топливо из отверстия, расположенного в нижней части корпуса и сообщающего полость под диафрагмой с атмосферой. Выход, топлива указывает на повреждение диафрагмы. Повреждённую диафрагму необходимо заменить.
При подтекании топлива из топливного насоса следует равномерно затянуть соединительные винты, а при необходимости заменить уплотнительную прокладку.
Иногда при проверке топливного насоса из нагнетательного штуцера выходит слабая струя топлива. Чаще всего это происходит из-за осмоления сетки, негерметичности клапанов, потери упругости пружины диафрагмы, износ рычага привода насоса, повреждении диафрагмы и подсос воздуха.
Вывод.Своевременное и качественное техническое обслуживание системы питания двигателя продляет срок его службы, обеспечивая бесперебойную работу автомобиля в целом.
Ответить на вопросы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- подвести итоги занятия;
- напомнить тему, цели и учебные вопросы;
- объявить оценки;
- ответить на вопросы;
- отметить активность и дисциплину на занятии;
- дать задание на самоподготовку.
Используемая литература при составлении методической разработки:
1. Передерий В. П. Устройство автомобиля [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.П. Передерий. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.:- (Профессиональное образование). - www.znanium.com
2. Стуканов В. А.Устройство автомобилей [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А. Стуканов, К.Н. Леонтьев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 496 с.- (Профессиональное образование). - www.znanium.com
3. Автомобильные эксплуатационные материалы. Лабораторный практикум : учеб. пособие / В.А. Стуканов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/93
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.