МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого учебного занятия по учебной дисциплине ОУД.01 Русский язык Тема занятия: Публицистический стиль речи
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого учебного занятия по учебной дисциплине ОУД.01 Русский язык Тема занятия: Публицистический стиль речи

Оценка 4.7
docx
07.12.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого учебного  занятия по учебной дисциплине ОУД.01 Русский язык Тема занятия:  Публицистический стиль речи
Конспект урока.docx

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лянторский  нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании                                                       УТВЕРЖДАЮ

методического совета                                       Зам. директора по ОД ЛНТ (филиала)

Протокол № ____ от ________20__г.                                  ФГБОУ ВО «ЮГУ»

_________ Свалов А.В.

«______»______20___г.

 

 

 

 

                                                                                          

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого учебного  занятия

по учебной дисциплине ОУД.01 Русский язык

Тема занятия:  Публицистический стиль речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Абдулманафова Г.С.,

преподаватель высшей

квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

Лянтор, 2022г.

 

 

Содержание

 

1.     Введение……………………………………………………………………..…...3

2.     Основная часть…………………………………………………………………..5

3.     Заключение……………………………………………………………………..16

4.     Список литературы ..…………………………..………………………...…….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Введение

 

Методическая разработка учебного занятия представляет собой занятие по дисциплине «Русский язык» для обучающихся первого курса.

Актуальность: Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах, журналах, на телевидении; в деятельности партий и общественных объединений; в публичных выступлениях. Знание особенностей данного стиля поможет каждому человеку, в том числе и медицинскому работнику, успешно ориентироваться в жанровом разнообразии публицистики, а также подготовить любое устное выступление

Тип занятия: урок усвоения новых знаний.

Вид занятия: лекция с элементами беседы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная работа.

Технология: технология критического мышления; элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся.

Средства обучения: раздаточный материал (тексты для выполнения практического задания), мультимедийный проектор, слайды, оформление доски.

Методы и приемы работы:

Методы словесной передачи и слухового восприятия информации (беседа).

Методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (слайды с кластерами, смысловая группировка).

Методы контроля (фронтальный опрос, наблюдение за учебной работой обучающихся).

Метод стимулирования и мотивации (самооценка, побуждение обучающихся к самостоятельной степени восприятия, установление межпредметных связей, индивидуальная деятельность; мыследеятельностная рефлексия).

Метод повышения познавательной активности (установление внутрипредметных связей).

Приёмы: вопрос-ответ, опережающие домашние задания.

Межпредметные связи: «Литература», «История».

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дисциплина:

Русский язык

Тема занятия:

Публицистический стиль речи

Вид занятия:

Продвинутая лекция с элементами беседы

Тип занятия:

Урок усвоения новых знаний

Педагогическая технология:

Технология критического мышления; элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся

Оборудование:

Видеопроектор

Средства ИКТ и обучения:

Мультимедийная презентация, раздаточный материал, лист рефлексии

Преподаватель:

Абдулманафова Г.С.

Межпредметная связь:

Литература.  История.

Цели занятия:

Образовательные:

˗         обобщить и углубить знания по теме

«Публицистический стиль речи»;

˗         изучить  особенности публицистического стиля

(подстили, функции, лексика, синтаксис)

˗         познакомиться с назначением и жанрами

публицистического стиля.

Развивающие:

˗         содействовать развитию исследовательских умений и

навыков самостоятельной работы;

˗         развивать устную речь обучающихся и навыки

написания творческих работ в соответствии с нормами русского языка;

˗         развивать наблюдательность, умение сравнивать и

сопоставлять различные стили, а также пользоваться средствами публицистического стиля в своей речи.

Воспитательные:

˗         воспитывать любовь и бережное отношение к

родному языку;

˗         формировать коммуникативные качества личности,

трудолюбие, уважение к окружающим, взаимопомощь, ответственность;

˗         воспитывать интерес к предмету, способность

воспринимать важные общественные проблемы.


 

 

 

 

 

 

2.     Основная часть

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

 

№ п/п

Этапы занятия

Содержание работы

1.

Организационный момент

Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих

2.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос. Актуализация знаний об изученных функциональных стилях.

3.

Мотивационный этап в форме проблемной ситуации

Создание у обучающихся мотивации к изучению темы через:

3.  Мотивационный этап в форме проблемной ситуации.

3.1. Мотивационные моменты.

3.1.2. Тексты публицистического стиля (эвристическая беседа)

3.1.3. Создание у обучающихся мотивации к изучению темы через профессиональную направленность

4.

Изучение нового материала

 4. Изучение нового материала. Сообщение темы занятия

Тему и цели занятия формулируют сами обучающиеся (преподаватель подводит обучающихся к осознанию  темы и целей).

Исследование теоретического материала с составлением кластеров.

4.1. Обучающиеся  подготовили новый материал по плану:

План:

1. Публицистический стиль речи, его назначение.

2. Основные жанры публицистического стиля.

3. Основные темы публицистического стиля.

4. Особенности публичного выступления (подстили, функции, лексика, синтаксис).

5. Практические задания

5.

Закрепление изученного материала

Выполнение практических заданий на закрепление нового материала (исследование практических заданий с целью выявления признаков публицистического стиля)

6.

Домашнее задание

Запись домашнего задания

7.

Подведение итогов

Проведение итогового опроса

8.

Рефлексия

Оценивание обучающимися своей активности, выявление трудностей в освоении материала

 

 

 

1.  Организационный момент

˗  Оценка состояния готовности аудитории и группы к занятиям.

˗  Приветствие обучающихся.

˗  Проверка отсутствующих.

2.     Актуализация знаний

Опрос по двум пройденным темам «Научный стиль речи», «Официально-деловой стиль речи».

3.  Мотивационный этап в форме проблемной ситуации (создать проблемную ситуацию для определения  обучающимися границ знания – незнания).

3.1. Мотивационные моменты.

Однажды к мудрецу пришёл хитрец: «Если ты такой умный, скажи, жива или мертва бабочка в моих руках?» А про себя подумал, что скажет: «Жива» – сожму кулак покрепче, и бабочка погибнет, а скажет: «Мертва» – разожму ладони и выпущу её на свободу. Ласково и спокойно улыбнулся мудрец: «Всё в твоих руках».

Пусть эта древняя притча будет для вас жизненным ориентиром, и сегодня результаты нашего занятия будут зависеть только от самих нас. Желаю нам плодотворной, полезной работы.

3.1.2. Тексты публицистического стиля

Однажды в английском парламенте один оратор устроил остальным членам парламента своеобразную остроумную ловушку. Обсуждался один очень важный вопрос. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей. 

1. Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.       

Сократ (470-399 г. до н.э.) - Сокра́т — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

Гесиод (720 г. до н.э.) Гесио́д (др.-греч. Ἡσίοδος; VIII—VII века до н. э.) — первый исторически достоверный древнегреческий поэт, рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса.

3. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк.

египетский жрец (2000 лет до н.э.)

4. Эта молодёжь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

изречение найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, возраст горшка – 3000 лет

         Все эти изречения были встречены в парламенте аплодисментами.

-  Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями? (выступления обучающихся)

-  Какой стиль вы использовали, высказывая своё мнение? (публицистический, т.е. необходимо было отразить своё мнение, проявив эмоциональность, дать оценку высказываниям)

-  Какова тема всех высказываний? (молодёжь)

- Какова основная мысль? (авторы текста пытаются доказать, что молодёжь плохая, ужасная)

Как вы думаете, кто мог быть авторами этих слов?

… Итак, в парламенте звучат аплодисменты. Блестящее выступление. Тогда оратор раскрыл карты. Он объявил, что первое изречение принадлежит Сократу (470-399 г. до н.э.), второе – Гесиоду (720 г. до н.э.), третье – египетскому жрецу (2000 лет до н.э.), а четвёртое  найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка – 3000 лет.

 

Получилось очень эффектно и даже смешно.

Эвристическая беседа (вопрос-ответ)

1. Как вы думаете, какую цель преследовал выступающий в парламенте? (показать, что в давние времена была такая же «плохая молодёжь», тем не менее человечество продолжало развиваться и процветать; проблема «ужасной молодёжи» не нова)

2. Какая проблема была поднята выступающим? (проблема отцов и детей)

3. По вашему мнению, оратор добился цели? (да, слушатели, по всей вероятности задумались; это было эффектно)

4. К какому стилю принадлежат все высказывания? (к публицистическому, т.к. в каждом из них можно увидеть признаки этого стиля: оценочность, страстность, призывность)

5. Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? (публицистический стиль возник очень давно)

6. Как вы думаете, почему? (необходимость поделиться наболевшим, призывать людей и воздействовать на них возникла, наверное, как только человек научился говорить)

Вывод: Публицистику называют летописью современности, т.к. она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социальным, бытовым, философским и т.д.

 

3.1.3. Создание у обучающихся мотивации к изучению темы через профессиональную направленность

Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти в ругань, а то и в драку. В таком «споре» истина никогда не родится. Если же мы подойдём к этому более сознательно, то сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки. И в своей профессиональной деятельности каждый из вас сможет добиться многого, если научится использовать в речи публицистический стиль.

Вывод: Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного потока.

4. Сообщение темы занятия

Тему  занятия формулируют сами обучающиеся (преподаватель подводит обучающихся к осознанию  темы, помогает, советует).

«Публицистический стиль речи» (давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему занятия)

Цели формулируют сами обучающиеся:

Цели формулируют сами обучающиеся (преподаватель подводит обучающихся к осознанию  целей, помогает, советует)

- обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»;

- изучить  особенности построения  публицистического стиля (подстили, функции, лексика, синтаксис)

- познакомиться с жанрами публицистического стиля.

4.1.  Словарно-орфографическая  работа. Подберите однокоренные слова к слову  публицистический (публика, публицист, публицистика, публицистический, опубликовать)

–  Каким способом образованы эти слова? (суффиксальный)

– Какой общий корень имеют слова? Что означает слово публика? (публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный)

– Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

ПУБЛИКА, ПУБЛИЦИСТ, ПУБЛИЦИСТИКА, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ.

ПУБЛИКА –  народ, люди.

ПУБЛИЦИСТ – писатель, создающий произведения на общественно – политические темы.

ПУБЛИЦИСТИКА – род произведений, посвящённый актуальным, злободневным проблемам и явлениям текущей жизни.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – стиль произведений, посвящённых актуальным, волнующим явлениям и проблемам текущей жизни.

 

4.1. Изучение нового материаларупповая работа с целью выявления черт публицистического стиля речи).

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), преподаватель  консультирует.

План:

1. Публицистический стиль речи, его назначение.

2. Основные жанры публицистического стиля.

3. Основные темы публицистического стиля.

4. Особенности публичного выступления (подстили, функции, лексика, синтаксис).

5. Практические задания 

 

Работа в группах (внутри группы – оценка каждого зависит от вклада в урок и комментируется на этапе защиты темы).

Исследование теоретического материала с составлением кластеров.

1-ая группа – определить публицистический стиль речи, его назначение, основные жанры.

В латинском языке есть глагол publicare – "сделать общим достоянием, открыть для всех" или "объяснить всенародно, обнародовать". С ним и связано по происхождению слово публицистика.

Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Предмет публицистики – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого.

Назначение  публицистического стиля – передача общественно значимой информации, воздействие на читателя, слушателя. Привлечение внимания читателей к определенной проблеме, призыв к чему-либо, вызвать читательский отклик, сформировать читательское мнение и т. д.

Сфера употребления публицистического стиля речи - общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Публицистический стиль представлен множеством жанров.

Выделяются следующие жанры публицистического стиля; за­метка, репортаж, передовая статья, очерк, памфлет, фельетон, ре­цензия и др.

В заметке кратко сообщается о каком-либо интересном факте или явлении, событии общественной жизни. Основная черта заметки — информативность, изложение факта (констата­ция), но не анализ, не рассуждение по этому поводу. Например; Сегодня в Центральном выставочном зале Москвы открылась  вы­ставка современных художников. Здесь представлены работы роз­ных поколении: и мастеров советской эпохи, и молодых живописцев и скульпторов Российской Федерации, и художников зарубежья, при­числяющих себя к русской школе изобразительного искусства, вы­ставка организована Фондом помощи художественно-графической секции Юнеско и продлится до конца октября с. г. (Из газет).

В репортаже повествование соединяется с описанием. В этом жанре главное — отобрать наиболее характерные детали, исполь­зовать изобразительно-выразительные средства языка. В репорта­же дастся оценка, обобщение автора, его размышления.

Напри­мер: Сегодня в Центральном выставочном зале Москвы открылась выставка современных художников. Здесь представлены работы разных поколений: и мастерство советской эпох, и молодых    живописцев  и скульпторов Российской Федерации, и  художников зарубежья, причисляющих себя к  русской школе изобразительного искусства. Выставка  организована  Фондом  помощи художественно - графической секции Юнеско и продлится до конца октября с.г. (из газет)

Цель статьи - воздействовать на мысли и чувства читателей. Автор обычно отбирает самые яркие факты. Основные черты — строгая логичность, образность, эмоциональность.

Рецензия (отзыв) формирует вдумчивого читателя, зрителя, помогает обозначить собственную точку зрения по тому или ино­му вопросу. В задачи рецензента входит раскрыть положительные и отрицательные стороны текста или действа (литературного про­изведения, диссертации, статьи, спектакля, кинофильма и т.п.).

Очерк – художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы. Тематически очерки весьма разнообразны. Например, проблемными, портретными, путевыми, событийными. Поскольку очерк – это произведение с высокой степенью обобщения жизненного материала, герой и событие рисуются автором в процессе анализа актуальной общественной проблемы.

Памфле́т (от англ. pamphlet — «брошюра, буклет») — разновидность художественно-публицистического произведения, вид политической литературы, брошюра или статья резко обличительного содержания. Касается  не личной жизни, а общественной деятельности обличаемого лица.

 (напр.: отдельные главы «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского, «Не могу молчать» Л. Н. Толстого)

Фельетон – это исключительно сатирический текст  публицистического  стиля речи. Он подразумевает высмеивание определенных проблем, отрицательных явлений в жизни общества.

 

Исследование теоретического материала с составлением кластеров.

2-ая группа – определить особенности публичного выступления (подстили, функции, тема).

В публицистическом стиле выделяются следующие подстили:

1. Газетно-публицистический (язык газеты: очерк, статья, фельетон, репортаж);

2. Официальный, политико-идеологический (политические постановления, информационные сообщения, аналитические программы и т.п.);

3. Массово-политический (выступления на политических собраниях, митингах, дебаты, тосты и т.д.),

4. Аги­тационный (призывы, листовки, воззвания и т.п.).

Основные функции публицистического стиля — информаци­онная и воздействующая. Кроме того, публицистический стиль призван формировать мировоззрение читателя, решать просвети­тельские, воспитательные и другие проблемы. В публицистиче­ском тексте не только содержится сообщение о чем-либо, но и выражается отношение автора к высказыванию.

Сообщение «Основные темы публицистического стиля».

Произведения публицистического стиля ставят не только про­блемы войны и мира, проблемы прав и свобод человека, но и про­блемы патриотизма, защиты природы, гуманизма; призывают к до­бру, терпимости, взаимопониманию. Бывает, что публицистические тексты выполняют сиюминутные задачи: например, привлечь потенциальных избирателей к выбору определенного кандидата; пользуются не совсем честными приемами: утаивают негативные факты, преувеличивают заслуги человека, стремящегося к власти. Нас же интересует, прежде всего, честная публицистика, ставящая перед обществом важнейшие проблемы, привлекающая внимание к процессам, происходящим в обществе. Те­ма­ти­ка раз­но­об­раз­на: ак­ту­аль­ные во­про­сы по­ли­ти­ки, эко­но­ми­ки, куль­ту­ры, спор­та. Ре­кла­ма. Ин­фор­ма­ция о со­бы­ти­ях.   Ин­фор­ма­ция  долж­на нести об­ще­ствен­ную зна­чи­мость.

Вывод: Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного потока.

 

Исследование теоретического материала с составлением кластеров.

3-ая группа – определить особенности публичного выступления (лексика, синтаксис).

Лексика публицистического стиля

В публицистических текстах используется лексика разных пла­стов:

˗         общественно-политическая, книжная (свершение, сплоченность, единодушно,

индустрии, гласность, оппозиция, пропаганда, общество и др.), где особо можно выделить термины (атмосфера, климат, азимут и др.);

˗         разговорная (молодчик, шумиха и др.). Ши­роко используются:

˗         оценочная лексика: военщина, кляузничать, деликатничать и т.п.;

˗         иноязычные слова: тайм-аут ('перерыв в спортивной игре'), консенсус

('соглашение'), брифинг ('короткая пресс-конференция для журналистов');

˗           фразеологизмы: загребать жар чужими руками, работать не покладая рук,

холодная воина, уровень жизни, народные избранники и др.

˗       клише (речевые штампы): важный шаг, достойный вклад, неук­лонный рост и т.п.;

˗           изобразительные средства языка (эпитеты, метафоры, срав­нения): бегущая

по волнам памяти, луноликие представительницы среднеазиатских народов и итп.

Синтаксис  публицистического стиля

В публицистическом стиле используются синтаксические кон­струкции как книжной, так и разговорной речи, простые (полные и неполные) и сложные предложения, конструкции, осложненные однородными членами, причастными и деепричастными оборота­ми. Часто встречаются вопросительные и отрицательные предложения, риторические вопросы, обращения.

Например: Что может быть ближе и дороже нам, чем край, где мы родились?! Вводные сло­ва и предложения в публицистике выполняют пояснительную и эмоционально-оценочную функцию, например: Вовремя, казалось, до предела загруженного рабочего дня этот человек ухитрялся выполнять (удивительно, как его хватает на все) массу общественных дел.

В публицистическом стиле широко используются сложносочи­ненные предложения, которые применяются для живописного изображения различных событий, предметов, лиц, для сопостав­ления и противопоставления явлений действительности.

Для ученого и публициста важно предельно ясно и доступно изложить свои мысли. Для этого часто используется вопросно - ответная форма: Что такое Гоголь в нашей литературе? Где его место в ней? По крайней мере, в настоящее время он является гла­вою литературы, главою поэтов: он становится на место, остав­ленное Пушкиным (В. Белинский).

В публицистическом, как и в художественном, стиле широко используются выражения, в которых описательно передается смысл другого выражения. Такие выражения называются перифразом, например: В начале марта расплескался неугомонный грачиный крик. Весь день черноперый авангард весны трудится на пашне (А. Ма­рин). Автор использует перифраз, называя грачей черноперым аван­гардом весны.

 

7. Закрепление изученного материала

Исследование практических заданий с целью выявления признаков публицистического стиля.

1-ая группа - практическое задание №1

Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи В. Пескова относится к газетно-публицистическому стилю. Какие средства использованы для воздействия на читателя?

        Все туристы, вооружённые кинокамерами, жаждут увидеть львов. У встречных в микроавтобусах спрашивают: львов не приметили? Те разводят руками – тоже, мол, ищем.

Мы наверняка надеялись увидеть царя зверей в национальном парке Маньяра. Тут в первом путешествии по Танзании я снимал их, стоя под деревом, на котором несколько львов дремало, напоминая шкуры, вывешенные для просушки. Львы, в отличие от леопардов, лазальщики по деревьям неважные. Всё же на нижние ветки громадных акаций они забираются – хоть чуть охладиться, и нет риска, что сонных нечаянно затопчут буйволы или слоны. Своим спутникам я обещал: в Маньяре мы увидим их обязательно. Увы, напрасно пообещал. «Любимые деревья» львов сохранились, но внушительных кошек на ветках не было. Проводник тоже пожал плечами: «Возможно, отправились на охоту. Обычно они тут лежат...»

ОТВЕТ:

Данный текст относится к публицистическому стилю, так как  разъясняются актуальные вопросы общественной жизни. Тексту присуще информативность .

Лексика

1. Лексика различной стилистической окрашенности: жаждут (книж.); тоже, мол, ищем (разг.); неважные (разг.) и др.

2. Язык газет: вооружённые кинокамерами, жаждут увидеть и др.

3. Тропы: вооружённые (метафора); жаждут (метафора); царя зверей (перифраза); напоминая шкуры, вывешенные для просушки (сравнение); громадных акаций (эпитет) и др.

4. Клише экспрессивно-воздействующего характера: жаждут увидеть и др.

5. Фразеологизмы: разводят руками.

6. Подчёркнутая роль собирательности: все туристы.

Синтаксис

8. Причастный оборот: вооружённые кинокамерами,

Деепричастный оборот: стоя под деревом

Вопросительные предложения: львов не приметили?

Сложносочиненное предложение: «Любимые деревья» львов сохранились, но внушительных кошек на ветках не было.

 

 

 

2-ая группа – практическое задание №2

Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи В. Баранца относится к газетно-публицистическому стилю. Какие средства использованы для воздействия на читателя?

        Сосредоточение 55-тысячной американской сухопутной, морской и авиационной группировок и сбор разведданных в районе проведения антитеррористической операции и первый удар «возмездия» обошлись налогоплательщикам США в значительную часть из тех 40 миллиардов долларов, что выделены на неё Конгрессом.

    Американцы использовали примерно 50 «крылатых ракет» морского базирования «Томагавк», каждая из них под 2 млн. долларов – это 100 млн. в общей сложности. Кроме того, по стратегическим объектам, наземным коммуникациям талибов, укрепрайонам, пунктам управления, лагерям боевиков, бункерам, нефтехранилищам был нанесён бомбовый удар. Примерно 200 бомб типа В61-11 (по 50 тысяч долларов за штуку) – 10 млн. долларов. Более 600 бомб «Си-Би-Ю-16» в общей сложности потянули ещё на 12–15 млн. долларов. Таким образом, только первый ракетно-бомбовый удар оценивается в сумму около 150 млн. долларов.

Данный текст относится к публицистическому стилю, так как  разъясняются актуальные вопросы общественной жизни. Тексту присуще информативность.

ОТВЕТ:

Лексика:

1.Лексика различной стилистической окрашенности: сочетание терминологической (антитеррористическая операция, сухопутные войска, налогоплательщики и др.) и разговорной (потянули на 12–15 млн. долларов). В данном тексте воздействующую роль играет обилие конкретных цифр.

2. Язык газет: значительная часть, в общей сложности.

3. Тропы: потянули (метафора), налогоплательщики США (перифраза), Конгресс (метонимия), американцы (синекдоха) и др.

4. Клише экспрессивно-воздействующего характера: значительная часть, в общей сложности

Синтаксис

1. Вводные слова: таким образом, кроме того

 

3-ая группа – практическое задание №3

Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей. Всегда ли оправдано их употребление?

1. Россия семь лет стояла между враждующими сторонами. Россия семь лет пыталась усадить их за стол переговоров. Россия семь лет потратила впустую? 2. Нищий учёный оправдывается и собирает сотни справок, а богатый чиновник грозит ему судом. 3. И грязь, и снег, и бурелом – «Витязю» всё нипочем! 4. Стену по экватору? Запросто! 5. Колхозников мало, а поле большое. 6. Они – о нас. Обзор зарубежной прессы. 7. Веснушки – это модно. Волжанка Аня Вьялицына – «модное лицо» Милана. 8. Без шума и пыли? Не получится... Наши корреспонденты попробовали открыть химчистку в Краснодарском крае и в американском городе Миссури. Разница. Увы, ощутимая. И не в нашу пользу. 9. Посёлок Суйда славен не только усадьбой Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Пушкина. Древнее место. 10 веков насчитывает. Копнёшь вглубь – женский монастырь. Поближе к текущему моменту – трактиры да рюмочные, пользовавшиеся бешеной популярностью у знаменитых дачников вроде Шаляпина. 10. Доллар и евро дешевеют, а нефть и золото дорожают.

ОТВЕТ:

СИНТАКСИС:

1. Россия семь лет стояла между враждующими сторонами. Россия семь лет пыталась усадить их за стол переговоров. Россия семь лет потратила впустую (параллелизм, анафора, риторический вопрос)?

2. Нищий учёный оправдывается и собирает сотни справок, а богатый чиновник грозит ему судом (антитеза).

3. И грязь, и снег, и бурелом – «Витязю» всё нипочём (градация, многосоюзие, эллипсис, риторическое восклицание, инверсия)!

4. Стену по экватору? Запросто (риторический вопрос, эллипсис, риторическое восклицание)!

5. Колхозников мало, а поле большое (антитеза, инверсия).

6. Они – о нас ( антитеза).

7. Веснушки (именительный представления) – это модно. Волжанка Аня Вьялицына – «модное лицо» Милана (параллелизм).

8. Без шума и пыли? Не получится... Наши корреспонденты попробовали открыть химчистку в Краснодарском крае и в американском городе Миссури. Разница. Увы, ощутимая. И не в нашу пользу (риторический вопрос, смещение синтаксических конструкций, присоединение, эллипсис).

9. Посёлок Суйда славен нетолько усадьбой Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Пушкина. Древнееместо. 10 веков насчитывает. Копнёшь вглубь – женский монастырь. Поближе к текущему моменту – трактиры да рюмочные, пользовавшиеся бешеной популярностью узнаменитых дачников вроде Шаляпина (присоединение, эллипсис, инверсия).

10. Доллар и евро дешевеют, а нефть и золото дорожают (параллелизм, антитеза).

 

8. Домашнее задание

Изучение теоретического материала «Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др» с составлением кластеров (для всех групп).

        

9. Подведение итогов

- Обсудите в группах уровень активности каждого на занятии. Совместно оцените работу каждого. Эксперты подготовятся с отчетом по уроку (комментируется оценка каждого)

 

10. Рефлексия.

1-ая группа  заполняет лист рефлексии

Ф.И.__________________________________________________________________

Группа________________________________________________________________

Я оцениваю свою работу на уроке _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мой вклад в подготовку группы к уроку я оцениваю _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моё мнение об уроке____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2-ая группа  составляет синквейн (пятистишие) по теме урока.

1 строка – название, тема (1 существительное)

2 строка – описание темы (2 прилагательных)

3 строка действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме)

4 строка – чувство (фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к теме)

5 строка – повторение сути синоним первой строки (существительное, наречие, словосочетание)

 

3-ая группа. Рефлексия «Одним словом»
Закончите одним словом
Сегодняшний урок - это________________________________________________
Сегодня на уроке ______________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Заключение

 

На учебном занятии  была продемонстрирована эффективность  разных методов учебной деятельности и взаимодействия обучающихся  и преподавателя. На занятии преподаватель создала «ситуацию успеха», чтобы студенты работали с желанием, активно, творчески, познавая новое.

  Мультимедийная презентация, кластеры, синквейны активизировали познавательную деятельность, формировали навыки самостоятельной работы по дисциплине.

С целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса обучающихся  в учебном занятии представлены  различные виды деятельности.

Результаты проведенного занятия позволяют рекомендовать подготовленную разработку для использования преподавателями среднего профессионального образования, преподавателями школ, где изучается данная тема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Список литературы

 

Основные источники:

О- 1. Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи: учебник / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – 20-е изд., стер. - Москва: Академия, , 2020. – 320 с. – (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-4468 –9234 – 1. – Текст: непосредственный.

О-2. Русский язык и литература: учебник: в 2 частях. Часть 1. Русский язык / А. В. Алексеев, Т. В. Лапутина, И. Д. Михайлова [и др.]; под редакцией А. В. Алексеева. — Москва: ИНФРА-М, 2020. - 363 с. - (Среднее профессиональное образование) . - ISBN 978-5-16-107011-6. – URL: https://znanium.com/bookread2.php?book=1083279 (дата обращения: 09.03.2022). – Текст: электронный.

 

Дополнительные  источники:

Д-1.  Русский язык и литература: учебное пособие: в 2 частях. Часть 1. Русский язык. Практикум / А.В. Алексеев, Т.В. Лапутина, И.Д. Михайлова [и др.]; под редакцией А.В. Алексеева. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 195 с. — (Среднее профессиональное образование) - ISBN 978-5-16-107010-9. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1342121 (дата обращения: 09.03.2022). – Текст: электронный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Раздаточный материал

 

10. Рефлексия.

1-ая группа  заполняет лист рефлексии

Ф.И.__________________________________________________________________

Группа________________________________________________________________

Я оцениваю свою работу на уроке _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мой вклад в подготовку группы к уроку я оцениваю _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моё мнение об уроке____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Рефлексия.

1-ая группа  заполняет лист рефлексии

Ф.И.__________________________________________________________________

Группа________________________________________________________________

Я оцениваю свою работу на уроке _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мой вклад в подготовку группы к уроку я оцениваю _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моё мнение об уроке____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Рефлексия.

1-ая группа  заполняет лист рефлексии

Ф.И.__________________________________________________________________

Группа________________________________________________________________

Я оцениваю свою работу на уроке _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мой вклад в подготовку группы к уроку я оцениваю _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моё мнение об уроке____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Ответ 3 группы

СИНТАКСИС:

1. Россия семь лет стояла между враждующими сторонами. Россия семь лет пыталась усадить их за стол переговоров. Россия семь лет потратила впустую (параллелизм, анафора, риторический вопрос)?

2. Нищий учёный оправдывается и собирает сотни справок, а богатый чиновник грозит ему судом (антитеза).

3. И грязь, и снег, и бурелом – «Витязю» всё нипочём (градация, многосоюзие, эллипсис, риторическое восклицание, инверсия)!

4. Стену по экватору? Запросто (риторический вопрос, эллипсис, риторическое восклицание)!

5. Колхозников мало, а поле большое (антитеза, инверсия).

6. Они – о нас ( антитеза).

7. Веснушки (именительный представления) – это модно. Волжанка Аня Вьялицына – «модное лицо» Милана (параллелизм).

8. Без шума и пыли? Не получится... Наши корреспонденты попробовали открыть химчистку в Краснодарском крае и в американском городе Миссури. Разница. Увы, ощутимая. И не в нашу пользу (риторический вопрос, смещение синтаксических конструкций, присоединение, эллипсис).

9. Посёлок Суйда славен не только усадьбой Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Пушкина. Древнееместо. 10 веков насчитывает. Копнёшь вглубь – женский монастырь. Поближе к текущему моменту – трактиры да рюмочные, пользовавшиеся бешеной популярностью узнаменитых дачников вроде Шаляпина (присоединение, эллипсис, инверсия).

10. Доллар и евро дешевеют, а нефть и золото дорожают (параллелизм, антитеза).

 

Ответ 2 группы:

Лексика:

1.Лексика различной стилистической окрашенности: сочетание терминологической (антитеррористическая операция, сухопутные войска, налогоплательщики и др.) и разговорной (потянули на 12–15 млн. долларов). В данном тексте воздействующую роль играет обилие конкретных цифр.

2. Язык газет: значительная часть, в общей сложности.

3. Тропы: потянули (метафора), налогоплательщики США (перифраза), Конгресс (метонимия), американцы (синекдоха) и др.

4. Клише экспрессивно-воздействующего характера: значительная часть, в общей сложности

Синтаксис

1. Вводные слова: таким образом, кроме того

 

Ответ 1 группы:

Данный текст относится к публицистическому стилю, так как  разъясняются актуальные вопросы общественной жизни. Тексту присуще информативность .

Лексика

1. Лексика различной стилистической окрашенности: жаждут (книж.); тоже, мол, ищем (разг.); неважные (разг.) и др.

2. Язык газет: вооружённые кинокамерами, жаждут увидеть и др.

3. Тропы: вооружённые (метафора); жаждут (метафора); царя зверей (перифраза); напоминая шкуры, вывешенные для просушки (сравнение); громадных акаций (эпитет) и др.

4. Клише экспрессивно-воздействующего характера: жаждут увидеть и др.

5. Фразеологизмы: разводят руками.

6. Подчёркнутая роль собирательности: все туристы.

Синтаксис

8. Причастный оборот: вооружённые кинокамерами,

Деепричастный оборот: стоя под деревом

Вопросительные предложения: львов не приметили?

Сложносочиненное предложение: «Любимые деревья» львов сохранились, но внушительных кошек на ветках не было

 

1-ая группа - практическое задание №1

Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи В. Пескова относится к газетно-публицистическому стилю. Какие средства использованы для воздействия на читателя?

        Все туристы, вооружённые кинокамерами, жаждут увидеть львов. У встречных в микроавтобусах спрашивают: львов не приметили? Те разводят руками – тоже, мол, ищем.

Мы наверняка надеялись увидеть царя зверей в национальном парке Маньяра. Тут в первом путешествии по Танзании я снимал их, стоя под деревом, на котором несколько львов дремало, напоминая шкуры, вывешенные для просушки. Львы, в отличие от леопардов, лазальщики по деревьям неважные. Всё же на нижние ветки громадных акаций они забираются – хоть чуть охладиться, и нет риска, что сонных нечаянно затопчут буйволы или слоны. Своим спутникам я обещал: в Маньяре мы увидим их обязательно. Увы, напрасно пообещал. «Любимые деревья» львов сохранились, но внушительных кошек на ветках не было. Проводник тоже пожал плечами: «Возможно, отправились на охоту. Обычно они тут лежат...»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-ая группа – практическое задание №2

Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи В. Баранца относится к газетно-публицистическому стилю. Какие средства использованы для воздействия на читателя?

        Сосредоточение 55-тысячной американской сухопутной, морской и авиационной группировок и сбор разведданных в районе проведения антитеррористической операции и первый удар «возмездия» обошлись налогоплательщикам США в значительную часть из тех 40 миллиардов долларов, что выделены на неё Конгрессом.

    Американцы использовали примерно 50 «крылатых ракет» морского базирования «Томагавк», каждая из них под 2 млн. долларов – это 100 млн. в общей сложности. Кроме того, по стратегическим объектам, наземным коммуникациям талибов, укрепрайонам, пунктам управления, лагерям боевиков, бункерам, нефтехранилищам был нанесён бомбовый удар. Примерно 200 бомб типа В61-11 (по 50 тысяч долларов за штуку) – 10 млн. долларов. Более 600 бомб «Си-Би-Ю-16» в общей сложности потянули ещё на 12–15 млн. долларов. Таким образом, только первый ракетно-бомбовый удар оценивается в сумму около 150 млн. долларов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-ая группа – практическое задание №3

Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей. Всегда ли оправдано их употребление?

1. Россия семь лет стояла между враждующими сторонами. Россия семь лет пыталась усадить их за стол переговоров. Россия семь лет потратила впустую? 2. Нищий учёный оправдывается и собирает сотни справок, а богатый чиновник грозит ему судом. 3. И грязь, и снег, и бурелом – «Витязю» всё нипочем! 4. Стену по экватору? Запросто! 5. Колхозников мало, а поле большое. 6. Они – о нас. Обзор зарубежной прессы. 7. Веснушки – это модно. Волжанка Аня Вьялицына – «модное лицо» Милана. 8. Без шума и пыли? Не получится... Наши корреспонденты попробовали открыть химчистку в Краснодарском крае и в американском городе Миссури. Разница. Увы, ощутимая. И не в нашу пользу. 9. Посёлок Суйда славен не только усадьбой Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Пушкина. Древнее место. 10 веков насчитывает. Копнёшь вглубь – женский монастырь. Поближе к текущему моменту – трактиры да рюмочные, пользовавшиеся бешеной популярностью у знаменитых дачников вроде Шаляпина. 10. Доллар и евро дешевеют, а нефть и золото дорожают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жанры

Назначение

Сфера употребления

Общие стилевые черты

Языковые средства

 

передача общественно значимой информации, воздействие на читателя, слушателя. Привлечение внимания читателей к определенной проблеме, призыв к чему-либо, вызвать читательский отклик, сформировать читательское мнение

общественно-экономические, политические, культурные отношения.

В устной речи: выступления на митингах, в передачах по радио и телевидению; в письменной речи: стать в газетах, журналах

Актуальность

Эмоциональность

Призывность

Доходчивость 

 

Лексические:

-общественно –политическая лексика;

Синтаксические:

-побудительные предложения;

-риторические вопросы;

-повторы;

-параллелизм;

-однородные члены;

-обращения;

-использование литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публицистический текст строится как научное рассуждение:

1)выдвигается важная общественная проблема

2)анализируются пути ее решения

3)делаются обобщения и выводы

Строгая логическая последовательность

Используется общенаучная терминология

 

В современных западных риторических руководствах рекомендуют, обдумывая речь, заранее письменно составить «социальный портрет» слушателя (аудитории). Он создаётся в результате ответов на следующие вопросы:

 

1. социальное положение слушателя или социальный состав аудитории (если она неоднородна, перечислить наиболее многочисленные группы); социальная роль собеседника по отношению к вам (руководитель? учитель? товарищ? родитель? администратор? и т.п.);

 

2. размер аудитории (2-4 человека; 12-15 человек в комнате; 40-50 и более человек в зале);

 

3. возраст;

 

4. круг особых интересов адресата и набор «запретных тем»; личные особенности собеседника (характер, образование, воспитание, вкусы…);

 

5. почему и зачем люди собрались? Что будут делать в результате собрания, конференции?

 

6. как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата?

 

7.что они хотят получить от вас как оратора? Что вы можете им предложить? Может быть, нужна не столько информация, сколько поддержка или укрепление «чувства единства», сплочённости коллектива?

 

8. как они будут использовать полученные от вас сведения? Когда? Каким образом?

 

Поставьте цель, найдите нерешенную проблему. Важно, чтобы ваша речь непременно была направлена на решение какой-либо задачи, проблемы, на достижение определенной цели или даже миссии. Если вы просто будете публично высказывать свои мысли на определенную тему, то людям будет неинтересно вас слушать. Постарайтесь рассказать о решении определенной актуальной проблемы, которая волнует ваших слушателей – это вызовет неподдельный интерес к вашему выступлению.

Собирайте и записывайте весь материал, который вы сможете найти по вашей тематике. Это поможет ничего не упустить. Заведите блокнот, текстовый файл или заметку в вашем смартфоне или планшете, которая всегда будет под рукой для того, чтобы записать туда свежую мысль. Также вы можете воспользоваться приемами быстрого (сканирующего) чтения, если вам необходимо собрать материал в кратчайшие сроки.

Хорошее выступление во многом зависит от вашего хорошего понимания темы повествования. Аудитория сразу чувствует и распознает, насколько вы компетентны в том, о чем говорите, и даже если вы не очень умело подаете материал, но говорите об интересных и редких вещах – это часто может спасти ситуацию. Наличие хороших знаний в области вашего выступления – уже половина успеха.

Используйте собственные мысли. Истинная подготовка к выступлению заключается в том, что весь собранный материал (мнения, тезисы) нужно пропустить через себя и сформировать собственную позицию. В этом случае ваша речь будет звучать более естественно, кроме того, собственные мысли проще запомнить, но для этого сначала их нужно толково сформулировать. Лучше заняться этим во время подготовки, а не формулировать мысли спонтанно во время вступления.

Получите резервные знания. Изучите несколько больше материала, чем вам необходимо для выступления. Это поможет вам чувствовать себя уверенно, а также позволит вам с легкостью отвечать на все вопросы и парировать замечания слушателей после или по ходу выступления. Резервные знания – это психологическая подготовка к выступлению. Этим приемом пользуются многие политики, журналисты, экскурсоводы. Некоторые умелые ораторы намеренно оставляют определенную информацию недосказанной в своей речи, с одной стороны, чтобы сконцентрироваться на более важном, с другой стороны, чтобы спровоцировать вопрос из зала, а затем блестяще ответить на него.

Создайте структуру (план) выступления. Если вы потратили достаточно времени и усилий на то, чтобы собрать необходимые материалы, то, скорее всего, все они не смогут уместиться в вашей речи. Поэтому следующим этапом подготовки вашей речи должно стать структурирование полученной информации. Чтобы создать хорошую речь нужно выбрать наиболее важные тезисы и на их основе создать план вашего выступления. В следующем уроке вы найдете необходимые рекомендации и приемы для наилучшего структурирования вашей речи. Кроме того, хорошим обрамлением ваших тезисов станут различные приемы, лучше проясняющие ваши мысли и создающие определенное восприятие вашей речи аудиторией. Об этих приемах вы сможете узнать в одном из следующих уроков этого тренинга.

Что нужно запоминать оратору?

Суть тренировки памяти для ораторского искусства заключается в том, чтобы научиться направленно запоминать необходимый материал для вашего выступления. Особенно полезно будет запомнить следующие элементы публичной речи:

·         Начало. Хорошо выученное вступление речи позволит вам успешно пройти начальную фазу выступления, для которой часто характерно излишнее волнение.

·         Конец. Как правило, начало и концовка выступления запоминаются слушателями лучше всего в соответствии с «правилом краев» Эббингауза.

·         Структуру выступления. План речи, о котором говорилось во втором уроке, является важным элементом любого выступления. Он служит опорой для всей речи, и его запоминание необходимо.

·         Ключевые мысли. Если в вашей речи есть важные тезисы, которые вы хорошо сформулировали, то будет полезно их запомнить, чтобы иметь уверенность в том, что вы сможете их правильно воспроизвести на публике.

·         Факты: даты, названия, имена – также полезно знать наизусть, это станет показателем вашей компетенции и хорошего знания материала. Часто люди ассоциируют знание фактов оратором с хорошим пониманием им какой-либо дисциплины. Этим часто пользуются политики, которые прибегают в своих речах к упоминанию интересных деталей, цифр, имен, что создает в глазах публики их имидж как знатоков.

Введение

Во введении оратор должен ответить своим слушателям на такие ключевые вопросы, как «о чем и зачем я говорю?», «с какой целью сегодня ищу внимания аудитории, что хочу донести до слушателя?» .Обозначив предмет выступления и сразу поставив перед собой и слушателями цель, вы помогаете аудитории настроиться на вашу волну. Кроме того, именно хорошее начало выступления задает тон всей вашей речи и формирует первое впечатление у слушателей.

Как же начать выступление? Есть несколько типовых способов:

1. Способ подкрепления. Этот метод связан с установлением со слушателями личных отношений, благодаря которым между участниками мероприятия возникает доверие и теплый контакт. Этот способ эффективен, но подходит далеко не всегда, так как в малознакомой аудитории он может сойти за панибратство и испортить все впечатление. Лучше используйте данный прием только в тех случая, когда вы уверены в неподдельном дружественном к вам отношении аудитории.

Например: Друзья, я когда-то, как и вы сейчас, задумался о важности изучения риторики.

2. Способ повода. Во введении вы можете сразу обозначить реальный повод вашего выступления или найти другой подходящий повод своей речи. Повод должен отчетливо и убедительно показывать важность проблематики вашего предстоящего выступления и быть напрямую связан с содержанием речи. Это может быть небольшое происшествие, важная дата, личное переживание, анекдот, актуальное в данной ситуации сравнение и многое другое.

Например: Сегодня исполняется ровно сто лет со дня рождения одного великого оратора, именно в связи с этим событием сегодня мы намерены в очередной раз затронуть тему важности риторики.

3. Способ побуждения к размышлению. Выгодным началом выступления также может стать прием, позволяющий оратору сразу придать импульс мыслительной активности слушателей, задав им интересную задачку для размышления. Это максимально эффективно, если аудитория заинтересована и активна. Кроме того, подобное вступление уместно в том случае, если в своей речи вы планируете делать нетривиальные выводы.

Например: Как вы думаете, сколько человек ежедневно интересуются проблемами риторики, прибегая к запросам в поисковых системах?

4. Прямой способ. И наконец, во введении можно сразу перейти к сути дела, безо всяких ухищрений. Эта техника подходит для тех случаев, когда нужно быстро произнести речь, когда слушатели ждут самой сути. Такой метод является наиболее прямолинейным, он характерен для коротких деловых сообщений.

Например: Сегодня я планирую вам рассказать про сайт 4brain.ru, который представляет собой один из самых эффективных способов научиться ораторскому искусству в интернете. Итак…

Главная часть

Конечно, нельзя дать универсальных рекомендаций по составлению структуры основной части публичного выступления. Структура основной части зависит от вашей темы и жанра, ваших целей, выделенного времени и многих других нюансов. Часто бывает так, что если хорошо разбираетесь в теме, тогда план речи не вызывает труда. Но если у вас возникают трудности, то можете попробовать ответить на следующие наводящие вопросы:

1.     Каково существующее положение дел (status quo)?

2.     В чем состоит проблема и что должно быть вместо этого?

3.     Как можно изменить существующее положение?

Заключение

Заключение, как всем хорошо известно, запоминается слушателями лучше всего («эффект края»), поэтому важно уделить должное внимание этому элементу плана вашего выступления. Как вступление, так и заключение следует разрабатывать очень тщательно. В идеале заключение должно содержать краткое повторение ваших тезисов и ваш ответ на последний вопрос главной части речи:

Как можно изменить существующее положение дел для решения обозначенных проблем?

Имидж оратора складывается из многих составляющих: визуальный образ, звуковой, содержание речи и техника общения.

Визуальный образ оратора – это обобщенная, эмоционально окрашенная картина того, что видит собеседник. Это внешность оратора, его движения, жесты, мимика, поза. Они воспринимаются мгновенно и безошибочно.

 

 

 

 

 

 

Публицистический стиль характеризуется: строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным), а также эмоциональностью, что сближает пуб­лицистический стиль со стилем художественной литературы. Внутристилевые черты определяют лексические и грамматические осо­бенности публицистики.

Грамматические признаки:

1. Единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента;

2. Родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др.;

3. Императивные формы глагола:  Оставайтесь с нами на первом канале!

4. Настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается;

5. Причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;

6. Производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

   


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание 1. Введение……………………………………………………………………

Содержание 1. Введение……………………………………………………………………

Введение Методическая разработка учебного занятия представляет собой занятие по дисциплине «Русский язык» для обучающихся первого курса

Введение Методическая разработка учебного занятия представляет собой занятие по дисциплине «Русский язык» для обучающихся первого курса

ПЛАН ЗАНЯТИЯ Дисциплина:

ПЛАН ЗАНЯТИЯ Дисциплина:

Основная часть СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ № п/п

Основная часть СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ № п/п

Организационный момент ˗

Организационный момент ˗

Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями? (выступления обучающихся) -

Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями? (выступления обучающихся) -

Вывод: Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать…

Вывод: Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать…

Работа в группах (внутри группы – оценка каждого зависит от вклада в урок и комментируется на этапе защиты темы)

Работа в группах (внутри группы – оценка каждого зависит от вклада в урок и комментируется на этапе защиты темы)

Рецензия (отзыв) формирует вдумчивого читателя, зрителя, помогает обозначить собственную точку зрения по тому или ино­му вопросу

Рецензия (отзыв) формирует вдумчивого читателя, зрителя, помогает обозначить собственную точку зрения по тому или ино­му вопросу

Ре­кла­ма. Ин­фор­ма­ция о со­бы­ти­ях

Ре­кла­ма. Ин­фор­ма­ция о со­бы­ти­ях

Пушкиным (В. Белинский). В публицистическом, как и в художественном, стиле широко используются выражения, в которых описательно передается смысл другого выражения

Пушкиным (В. Белинский). В публицистическом, как и в художественном, стиле широко используются выражения, в которых описательно передается смысл другого выражения

Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи

Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи

Посёлок Суйда славен не только усадьбой

Посёлок Суйда славен не только усадьбой

Моё мнение об уроке____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2-ая группа составляет синквейн (пятистишие) по теме урока

Моё мнение об уроке____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2-ая группа составляет синквейн (пятистишие) по теме урока

Заключение На учебном занятии была продемонстрирована эффективность разных методов учебной деятельности и взаимодействия обучающихся и преподавателя

Заключение На учебном занятии была продемонстрирована эффективность разных методов учебной деятельности и взаимодействия обучающихся и преподавателя

Список литературы Основные источники:

Список литературы Основные источники:

Приложение 1 Раздаточный материал 10

Приложение 1 Раздаточный материал 10

Ответ 3 группы СИНТАКСИС: 1

Ответ 3 группы СИНТАКСИС: 1

Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи

Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи

Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи

Докажите, что приведённый ниже отрывок статьи

Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей

Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей

Жанры Назначение Сфера употребления

Жанры Назначение Сфера употребления

В современных западных риторических руководствах рекомендуют, обдумывая речь, заранее письменно составить «социальный портрет» слушателя (аудитории)

В современных западных риторических руководствах рекомендуют, обдумывая речь, заранее письменно составить «социальный портрет» слушателя (аудитории)

Наличие хороших знаний в области вашего выступления – уже половина успеха

Наличие хороших знаний в области вашего выступления – уже половина успеха

Факты: даты, названия, имена – также полезно знать наизусть, это станет показателем вашей компетенции и хорошего знания материала

Факты: даты, названия, имена – также полезно знать наизусть, это станет показателем вашей компетенции и хорошего знания материала

Например: Сегодня я планирую вам рассказать про сайт 4brain

Например: Сегодня я планирую вам рассказать про сайт 4brain

Производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом

Производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2022