Профессиональная образовательная организация Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Фамилия Имя Отчество автора: Абдулманафова Гюзельага Султановна
Номинация конкурса: Методическая разработка учебного занятия
Название материалов
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета Зам. директора по ОД ЛНТ (филиала)
Протокол № ____ от ________20__г. ФГБОУ ВО «ЮГУ»
_________ Свалов А.В.
«______»______20___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого учебного занятия
по учебной дисциплине ОУД.02 Литература
Тема занятия: Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой
Подготовила: Абдулманафова Г.С.,
преподаватель высшей
квалификационной категории
Лянтор, 2022г.
Содержание
1. Введение
Данное учебное занятие изучается в рамках темы «Лев Николаевич Толстой».
Подобран комплекс методов, приемов, позволяющих достичь намеченных результатов учебного занятия.
Выбран тип учебного занятия изучения и систематизации, в ходе которого используется технология критического мышления (вызов-осмысление-рефлексия), групповая работа, предусмотренная кластерными схемами, таблицами. Используются следующие формы, методы и приемы работы:
- формы: индивидуальная, фронтальная, парная;
- методы: интерактивные методы обучения (синквейн, кластеры, работа в парах, группах), дифференцированный подход в обучении, проблемное обучение, методы вопросов и ответов, творческие задания исследовательского характера.
- приемы: словарная работа, беседа, просмотр видеоматериала, разноуровневые формы домашнего задания.
Для поддержания хорошего эмоционального состояния обучающихся применяется рефлексия в виде игры «Виды настроения».
В состав методической разработки входит:
- план учебного занятия;
˗ конспект учебного занятия;
Техническое оснащение занятия: ноутбук, проектор для демонстрации презентации, экран. Мультимедийная презентация в MicrosoftPowerPoint Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
План учебного занятия
Учебная дисциплина: Литература.
Тема занятия: Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
Цели занятия:
Образовательные: составление обучающимися социально-психологического анализа семей Ростовых, Болконских. На материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования, путь духовных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой; на примере семей, представленных в романе "Война и мир", показать, что семья является основой общества; отношения в которой построены на искренних и глубоких чувствах; проанализировать характеры светской молодежи и определить основные черты
Развивающие: развивать навыки работы с текстом - умение анализировать, развивать монологическую речь обучающихся, умение высказывать и аргументировать свое мнение, развивать навыки самостоятельной работы с текстом; приобретение опыта анализа и решения проблем; развитие навыков самостоятельного получения знаний в процессе взаимодействия и поиска; обогащение собственного жизненного опыта, самореализация себя как личности, овладение приемами и методами дискуссии, научиться анализировать и обобщать приобретенные знания.
Воспитательные цели: воспитывать патриотизм на примерах литературы, формировать стремление к самопознанию, самосознанию и саморазвитию обучающихся.
Цели обучающегося (деятельностные): обогащение собственного жизненного опыта, самореализация себя как личности, овладение приемами и методами дискуссии, научиться анализировать и обобщать приобретенные знания.
Задачи: продолжить работу над умением выявлять авторское отношение к героям, учиться обосновывать оценку прочитанного, обратить внимание на психологические приемы писателя в оценке героев и их поступков, погрузить обучающихся в литературоведческий анализ текста, который способствует формированию собственной точки зрения.
Формы: групповая с элементами парной и индивидуальной работы.
Тип: изучение и систематизация знаний (кластерные схемы)
Виды: лекция с элементами беседы, творческая работа.
Методы: интерактивные методы обучения (синквейн, кластеры, работа в парах, группах), дифференцированный подход в обучении, проблемное обучение, методы вопросов и ответов, творческие задания исследовательского характера.
Приемы: словарная работа, беседа, просмотр видеоматериала, разноуровневые формы домашнего задания.
Межпредметные связи: история, русский язык.
Технология: технология критического мышления.
Оборудование –ноутбук, мультимедиапроектор, слайд-презентация (как сопровождение занятия), оформление доски, дидактический материал в виде карточек (домашнее задание).
2. Основная часть
Ход занятия
Эпиграф занятия:
«Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастна по-своему».
Л. Н. Толстой
1. Организационный момент (психологический настрой обучающихся на занятие):
˗ оценка состояния готовности аудитории и группы к занятиям.
˗ приветствие обучающихся.
˗ проверка отсутствующих.
2. Мотивационный этап в форме проблемной ситуации (вызов) (создать проблемную ситуацию для определения обучающимися границ знания – незнания).
Преподаватель:
Эпиграфом к нашему занятию будут слова Л.Н. Толстого:
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему».
Ответы обучающихся:
В своем высказывании автор имел в виду, что признаки счастливой семьи универсальны. Они живут в гармонии, уважают друг друга, дети хорошо воспитаны. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему (Л. Толстой)
Преподаватель:
Итак, определите тему занятия.
Обучающиеся формулируют тему: «Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой».
Преподаватель:
Давайте сформулируем цели занятия.
Обучающиеся составляют план деятельности, который направлен на получение недостающих знаний:
Знакомство с семьями Ростовых, Болконских; раскрыть пути духовных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой; на примере семей, представленных в романе "Война и мир", показать, что семья является основой общества; раскрыть характеры светской молодежи и определить основные черты.
3. Изучение нового материала (осмысление). Преподаватель напоминает правила работы в группах и критерии оценки. Эксперты организуют работу в группах.
Эксперт. Мы сегодня рассмотрим следующие темы:
Задания 1 группы.
Подготовка теоретического материала, составляя кластеры, синквейн.
1. Духовные искания Андрея Болконского.
2. Духовные искания Пьера Безухова.
3. Духовные искания Наташи Ростовой.
4. Авторский идеал семьи.
5. Светское общество в изображении Толстого
1. Духовные искания Андрея Болконского.
Духовный путь Андрея Болконского автор разбирает на протяжении всего произведения. Можно выделить следующие этапы духовных исканий Андрея Болконского:
Путь князя |
Описание |
Читатель начинает отслеживать путь духовных исканий Андрея Болконского с салона Анны Шерер |
Молодой, добродушный человек испытывает скуку в компании светского общества, ему надоели их разговоры. |
Мечты, внутренний позыв |
Андрей восхищается Наполеоном, хочет стать героем. |
Стремление к славе |
Герой готов пожертвовать семьей ради минуты славы. |
Аустерлиц, ранение |
Князь начинает иначе смотреть на вещи. Пропадают тщеславие, эгоизм. Разочарование в Наполеоне, осознание ценности семьи. |
Возвращение с фронта |
Андрей узнает о смерти княгини. Его поглощает чувство вины за свое отношение к супруге. Князь понимает суть семейного счастья. |
Разговор с Безуховым |
Пьер возвращает Болконского к жизни из омута хандры и апатии. |
Наташа – новая любовь князя |
Болконский полностью погружается в чувства к Ростовой. Он видит один путь быть счастливым – быть с ней. |
Война 1812 года |
Герой идет на войну по причине своей ненависти к врагу, не из тщеславия, как раньше. |
Андрей прощает Курагина |
Герой от души сочувствует своему врагу, увидев, как ему отрезают ногу. |
Князь вновь испытывает чувства к Ростовой |
Герой тяжело ранен, он страстно хочет выжить. Он вспоминает Наташу, видит ее в другом свете, понимает ее душу. |
Гибель Болконского |
Князь прощает все обиды, в душе происходит нравственная борьба между желанием жить и смертью. |
Вывод: Андрей Болконский стремится понять смысл своего существования. Его жизненный путь начался с тщеславия, гордыни, с годами эти качества сменились всепрощением, любовью, добротой.
Синквейн (рефлексия)
Андрей
Болконский.
Противоречивый, интересный.
Изучает, действует, мотивирует.
Ищет истину во всем.
Герой.
2. Духовные искания Пьера Безухова.
Одним из любимых героев писателя является Пьер Безухов. Он появляется на первых же страницах «Войны и мира» в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой человек, нелепый и непривлекательный, «толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками». Большой и неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Анну Павловну страшит взгляд юноши: умный, робкий, наблюдательный, естественный. Таков Пьер, незаконнорождённый сын русского вельможи…
Духовные искания Пьера Безухова |
|
Совершаемые ошибки |
Состояние героя |
Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым |
Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд |
Женитьба на Элен |
Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчёту. Осознав совершённую ошибку. Пьер винит только себя во всём случившемся |
Дуэль с Долоховым |
Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера задуматься и понять, что он живёт по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло |
Масонство |
Пьер не сразу понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах |
Пьер перечёркивает своё прошлое, но он ещё не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я…» — вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой |
|
Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни |
Даёт возможность обрести на некоторое время — согласие с миром и собой, а навсегда — знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного очищения мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее» |
Участие в Бородинском сражении |
Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом» |
Идея убить Наполеона |
Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле |
Возрождение любви к Наташе Ростовой |
После тяжёлого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «…он в первый раз представил себе её душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней» |
Вывод: Толстой показывает, как меняется Пьер. Какого мы встречаем его в начале романа, и с кем расстаемся в конце. Трудности закаляют душу, и Безухов становится другим человеком, он перерождается.
Синквейн (рефлексия)
Пьер Безухов.
Умный, влиятельный.
Получает, владеет, становится.
Наследник большого отцовского состояния.
Богатый граф.
3. Духовные искания Наташи Ростовой.
Рассмотреть духовные разочарования, изменения отношения девушки к жизни можно по взрослению персонажа. С каждым возрастом Ростова становится новой, но основные ее стремления и качества характера остаются прежними. Девушка ищет счастье, хочет понять, в чем оно. Представить, как меняются интересы легче, создав логическую цепочку:
Возраст |
Жизненные ориентиры |
События жизни |
||
13 лет |
Желание жить весело и интересно
|
Веселая хохотушка радуется каждому дню. Она подвижна, смела и открыта. Наталья делает все так, как видит: безумно, живо и откровенно. Своим оптимизмом и жизнерадостностью заражает близких. Радостное восприятие жизни, детская любовь к Борису. |
||
16-20 лет |
Желание быть любимой |
Девушка занимается своей внешностью, стремиться стать привлекательной и грациозной. Спокойствие на лице прячет волнение в душе. Умение быть воспитанной и культурной выделяют ее среди других барышень. Кажущееся счастье, когда стала невестой Андрея Болконского. Не смогла выдержать испытания разлукой с женихом, увлеклась Анатолем Курагиным. Разочарование в себе, глубокий духовный кризис после разрыва с князем Андреем. |
||
|
Забота о мире |
Спасение раненых во время военных действий. Ростова отдает подводы, показывает силу русского духа, готова на самопожертвование ради родины и русских людей. Возрождение к жизни под влиянием необходимости спасения матери от безумия после гибели Пети. |
||
28 лет |
Лучшая мать |
Примерная жена и мать Ростова всю себя отдает семье: мужу, трем дочерям и сыну. Любовь доведена до крайности: «…муж, которого надо держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, …» и «…дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать…». Для многих такая самоотдача казалась глупой. Автор меняется во внешности: Наталья не интересна, несколько неопрятна. От прошлой грациозности остается только память. Смысл жизни нашла в семье. |
Вывод: Мы видим, как меняются интересы девушки. События жизни ведут Наталью к постижению ею смысла жизни и определения истинного счастья. Они в материнстве.
Синквейн (рефлексия)
Наташа Ростова.
Молодая, восторженная.
Увлекается, влюбляется, заблуждается.
Принадлежит знатному старинному сословию.
Дворянство.
4. Авторский идеал семьи.
В романе участвуют пять главных семейств: Ростовы, Болконские, Курагины, Друбецкие, Безуховы, Берги. Семья - начало всех начал по Л.Н. Толстому. Для рассмотрения авторского идеала семьи мы охарактеризуем две: семью Ростовых, Болконских, так как в них автор раскрывает идеал семьи.
Семья Ростовых — идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом. Любовь связывает всех членов семьи. Ростовы – люди простые. Они не умеют ни беречь, ни приумножать богатства. Илья Андреевич, глава семейства, очень добр, нерасчётлив, плохо разбирается в хозяйстве и всей душой привязан к жене и детям. Оба его сына – участники Отечественной войны, ни один не стремится сделать карьеру. Николай Ростов презирает чистеньких адъютантиков вроде Бориса Друбецкого. Он воюет по-солдатски просто, скромно. Петя отказывается от университетского образования ради участия в освободительной войне. Он героически погибает в партизанском бою. Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою любовь, они могут понять, простить и помочь. Например, когда Николенька Ростов проиграл Долохову огромную сумму денег, то не услышал ни слова упрека от своего отца и смог заплатить карточный долг. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни.
Дети этой семьи вобрали в себя все лучшие качества "ростовской породы". Наташа — олицетворение сердечной чуткости, поэтичности, музыкальности и интуитивности. Она умеет по-детски радоваться жизни и людям.
Вывод: автор любит в Ростовых то, что он любит в народе: патриотизм, душевную искренность и непосредственность – и отказывает им в том, в чём он отказал народу: в организующей и направляющей силе мысли, идеи.
Синквейн (рефлексия)
Семья Ростовых
Простота
Близкие, добрые
Дружить, доверять, любить
Веет теплым светом и уютом
Душевность
В отличие от Ростовых, Болконские живут разумом, а не сердцем. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. На первый взгляд, отношения в этой семье складываются трудно, лишены сердечности. Однако внутренне эти люди близки друг другу. Они не склонны к проявлению своих чувств.
Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служилого дворянства, преданного тому, кому "присягал". Понятие чести и долга офицера для него были на первом месте. Он служил при Екатерине II, участвовал в походах Суворова. Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками — лень и праздность. Жизнь Николая Андреевича Болконского — непрерывная деятельность. Он либо пишет мемуары о былых походах, либо управляет имением. Князь Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести. "Твоя дорога— дорога чести",— говорит он сыну. И князь Андрей выполняет напутствие отца и во время кампании 1806 года, в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, и во время войны 1812 года.
В эпилоге романа показано еще две семьи, удивительным образом соединившие любимые семьи Толстого. Это семья Безуховых (Пьер и Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых — Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых доброту и нежность, высокую духовность, а у Николая проявляется душевная доброта в отношениях с самыми близкими людьми.
Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Кроме того, характерной чертой «породы» Болконских является гордость.
Вывод: показав в романе наиболее полно две семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность. Толстой считает: «Нет красоты там, где нет правды».
Синквейн (рефлексия)
Дисциплина
Благородные, гордые
Учить, жертвовать, любить
Взаимоотношения полны скрытой заботой
Духовность
5. Светское общество в изображении Толстого.
Особое место в романе Льва Толстого «Война и мир» занимает светское общество.
Сам роман начинается со сцены в салоне Анны Павловны Шерер. Здесь собран весь высший свет Петербурга! Здесь царят фальшивые улыбки, верность приличиям, наигранная вежливость. У всех героев вместо лиц маски, которые они меняют так, как им удобно. Анна Павловна является связующим звеном данного коллектива. Она направляет поток беседы, знакомит тех, кто еще не знаком.
Пьер, присутствующий на данном мероприятии, чувствует себя не уютно. Он открыт, сердечен, немного наивен. Пьер ведет себя свободно и непосредственно, поэтому он неприятен светскому обществу, которое стремится ему угодить из-за его скорого обогащения.
Князь Василий занимает не последнее место в салоне. К его мнению прислушиваются, его уважают и почитают. Ни одно светское мероприятие не обходится без Василия Курагина. Он не так уж и прост! В одном обществе он говорит одни вещи, а в другом уже отрицает то, что говорил ранее. Василий Курагин стремится угодить всем, поэтому лжет, но так, чтобы его репутация не была испорчена.
В советском обществе каждый знакомится друг с другом ради какой-то цели. Например, Анна Михайловна на всех собраниях говорит про своего сына Бориса. Она хочет устроить его получше на службе, помочь ему сделать карьеру. Больше ничего не волнует Анну Михайловну. Она и говорит только об этом.
Князь Василий стремиться удачно устроить жизнь своих детей: сына Анатоля и дочери Элен. Судьба девушки складывается неплохо. Князю Василию удается хитростью женить дочь на Пьере, который стал богатым наследником. Элен — истинная светская барышня. Она очень красива, но ее красота холодна. Элен сосредоточена только на себе. В ней нет мягкости, чуткости, доброты. Она в открытую смеется над своим мужем, говорит ему всякие гадости.
Анатоль Курагин интересуется лишь светскими развлечениями. Отец пытался женить его на Марье Болконской, богатой девушке, но не удалось. Анатоль подлый и всегда готов на все ради себя. Он хотел заполучить Наташу силой, но девушка была вовремя остановлена.
Вывод: Светское общество изображено автором с некоторой насмешкой. Писатель не принимает таких людей всерьез. Ему противна их фальшивость, примитивность мышления. Они ни на что не способны, кроме как красоваться друг перед другом. В них нет милосердия, доброты, открытости, которые составляют истинную красоту.
ЗАДАНИЯ 2 ГРУППЫ
Эксперт. Мы сегодня просмотрим следующие эпизоды романа «Война и мир» (творческие исследовательские задания - проекты):
1. Подготовка и просмотр эпизода 1 – П. Безухов женится на Элен (комментарии).
2. Подготовка и просмотр эпизода 2 – А. Болконский. Наблюдение за дубом (комментарии).
3. Подготовка и просмотр эпизода 3 – Наташа - невеста А. Болконского (комментарии).
4. Подготовка и просмотр эпизода 4 – Пьер и Наташа. Любовь (комментарии).
5. Подготовка и просмотр эпизода 5 - П. Безухов - наследник миллионов (комментарии).
ЗАДАНИЯ 3 ГРУППЫ
Эксперт. Мы сегодня рассмотрим следующие темы:
1. Творческие задания (комментировать)
1.1. Подготовка и просмотр иллюстраций А. Апсита, Д.А. Шмаринова, К.И. Рудакова к роману-эпопее «Война и мир».
2. Подготовка теоретического материала, составляя кластеры, синквейн.
2.1. Сжато рассказать эпизод «Вечер в салоне Шерер».
2.2. Нормы жизни молодых представителей высшего общества в романе «Война и мир».
2.3. Сжато рассказать эпизод «Семья Ростовых. Именины».
2.4. Рассказать о семье Болконских.
2.1. Сжато рассказать эпизод «Вечер в салоне Шерер».
Действие романа Л.Н. Толстого «Война и мир» начинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его детьми — бездушной красавицей Элен, любимцем женщин, «беспокойным дураком» Анатолем и «спокойным дураком» Ипполитом, Анной Михайловной и Борисом Друбецкими, хозяйкой вечера — Анной Павловной. Анну Павловну Шерер Толстой сравнивает с «хозяином прядильной мастерской», который методично рассадил своих «работников по рабочим местам», где каждый выполняет свое задание, а сам ходит по мастерской, следя за порядком. Толстой пишет: «…так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину».
Среди всех гостей выделяются два человека: Пьер Безухов и Андрей Болконский. Пьер 10 лет провел на обучении за границей и впервые приехал в Россию, внебрачный сын Кирилла Безухова. В обществе Пьер старается принимать участие в «ученых» разговорах. Пьер, произнося слова в защиту Наполеона, выказывает свою прогрессивную настроенность. И только князь Андреи поддерживает его, в то время как остальные реакционно относятся к идеям революции. Удивительным является то, что искренние суждения Пьера воспринимаются как невежливая выходка, а глупый анекдот, который Ипполит Курагин трижды начинает рассказывать, — как светская любезность.
Князя Андрея выделяет из толпы присутствующих «усталый, скучающий взгляд». Он не является чужим в этом обществе, с гостями держится на равных, его уважают и боятся. А «все бывшие в гостиной… уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно
В это же время другие гости пытаются решить свои личные вопросы, так, например, Анна Михайловна Друбецкая просит Василия Курагина походатайствовать за сына на предмет военной службы.
Начало 1806 года
Вторая встреча, описанная Толстым в салоне Анны Павловны Шерер, происходит в 1806 году. На этот раз Анна Павловна завлекает своих гостей немецким дипломатом, приехавшим из Берлина. Пьер Безухов также был одним из приглашенных. К тому времени граф Кирилл умер, и Пьер стал богатым наследником, а значит априори всеобщим любимцем. Приехав, Пьер отметил, что все обращаются к нему с неким оттенком грусти (из-за кончины отца) и таким образом высказывают свое почтение. Такое отношение невероятно льстит Безухову. Анна Павловна как обычно организовала из своих гостей «кружки по интересам» и удачно лавировала между ними. Женщина акцентирует внимание Пьера на Элен Курагиной и пытается посватать девушку Пьеру. Безухов же, не будучи опытным в любовных делах, пребывает в некотором смятении – с одной стороны Елена вызывает у него прилив страсти, но в то же время, Пьер находит девушку довольно глупой. Однако, благодаря Шерер, тень сомнения и тень влюбленности в Елену в Пьера все же поселяется.
Конец 1806 года
На протяжении года Анна Павловна организовывает званые обеды. Она определенно имеет талант к этому делу – для каждого вечера она приглашает какое-либо новое лицо, имевшее влияние, в основном в политической, реже в других сферах деятельности, чем заинтересовывает своих гостей. На предстоящем званом вечере в ее салоне гвоздем программы стал Борис Друбецкой, который приехал курьером из прусской армии. На фоне военных событий в Европе информация, которую бы мог рассказать Бориса была бы необычайно интересна. Анна Павловна не ошиблась – разговоры на военную и политическую тематику не утихали весь вечер. Вначале Борис был центром всеобщего внимания, такое отношение к своей персоне его невероятно тешило – в большинстве случаев Друбецкой находился на периферии общества – он был не богат, к тому же не обладал существенными талантами, поэтому завладеть вниманием ему всегда было нелегко. Позже вниманием завладел Ипполит Курагин, который рассказывал шутку о Наполеоне и шпаге Фридриха. Под конец вечера разговор зашел о наградах, дарованных государем.
Вывод: Л.Н. Толстой отрицает нормы жизни высшего света. За его внешней благопристойностью, светским тактом, изяществом скрываются пустота, эгоизм, корыстолюбие.
2.2. Нормы жизни молодых представителей высшего общества в романе «Война и мир».
Считаю, что необходимо выделить основные нормы жизни разных героев, так как Толстой рисует и положительных, и отрицательных персонажей, а значит, выяснить, какие нормы жизни писатель утверждает, а какие отрицает. Л.Н. Толстой показывает, что оно состоит из представителей высшей аристократии, которые почти все холодны, надменны, чопорны и заняты только собственной выгодой. На этом фоне искренность, прямота, общительность и дружелюбие Пьера, благородство и достоинство князя Андрея оттеняются ещё сильнее.
Андрей Болконский - для всех – свой, но все для него чужие.
Пьер Безухов - инородное тело (посторонний)
На чем основана дружба Пьера Безухова и Андрея Болконского?
Дружба героев строится на общности их интересов, поэтому, как более опытный человек, князь Андрей рекомендует Пьеру не дружить с Курагиным. Пьер Безухов и Андрей Болконский лишены притворства, имеют свою точку зрения. Андрея Болконского не устраивает праздность петербургского общества. Окончательно разочаровавшись в его устоях, он уходит на войну. Пьер – незаконнорожденный сын графа Безухова, наследник всего его состояния. И ему абсолютно все равно на наследство. Безухов понимает, что в мире есть лишь одна незыблемая вещь – смерть. Смерть, несущая зло, уравнивает всех - и бедных и богатых, он не понимает для чего нужны деньги.
Курагины, Друбецкой, Долохов - золотая молодёжь.
В старшем сыне князя Василия, Ипполите, Толстой подчеркивает его глупость. Но она не мешает молодому князю делать дипломатическую карьеру, занимает высокое положение в обществе. В отличие от Ипполита, его родные брат и сестра, Анатоль и Элен, весьма уважаемые люди в свете. Ипполит же является полной противоположностью: он нелепо одевается, очень неловкий, не умеет вести беседы из-за собственной глупости.
Анатоль Курагин – сын князя Василия Курагина. Это человек "простой и с плотскими наклонностями». Анатоль – избалованный человек, искренне убежденный, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Живет беззаботно и легко. Умственная ограниченность, развращенность и низменность натуры Анатоля сказались и в его поведении с француженкой, компаньонкой его предполагаемой невесты. Но наиболее ярко выступает его зоологический эгоизм и полная беспринципность в попытке похищения Наташи Ростовой. Вместе с тем он считал себя безукоризненным человеком.
Красавица Элен, глупая, но очень хитрая, развратная, беспринципная женщина. «Где вы, там разврат, зло», — говорит ей Пьер, и эти слова вполне выражают мнение о ней самого автора.
Пьянки, дуэли и разврат – главные развлечения золотой молодежи. Долохов слывет своей храбростью и хладнокровием. Он любит развлекаться, причем довольно жестоко. Во время одного из таких развлечений он лишился своего чина и стал солдатом. В пьяном состоянии компания Долохова и Курагина приставала к прохожим с дрессированным медведем. На шум прибежал караульный, попытался угомонить гусар. Буяны вошли в кураж, связали караульного, зафиксировали его на спине зверя и пустили того плавать в реку. На улице поднялся такой беспорядок и крики, что пришлось вызывать подмогу.
Борис Друбецкой беспокоится лишь о себе, не желая рисковать. Сдержанный и расчетливый, Борис Друбецкой ищет выгодных знакомств с людьми, которые выше его и могут быть ему полезными. Поэтому ему удается быстро построить карьеру. Он ищет не денег, а только тех, кто может поднять его по службе. В армии он быстро сделал вывод, что даже низкое звание в генштабе может его поставить выше армейского генерала. Целеустремленность помогает ему всегда добиваться поставленных задач. Друбецкому просто оскорбительна мысль, что он может чего-то не добиться.
Вывод: сталкивая положительных и отрицательных героев Толстой утверждает: пустоту и фальшь светской жизни; неоднородность общества (в нем есть люди, которым претит такая жизнь); роскошь не способствует развитию ума, а привычка жить в праздности опустошает человека; наличие благородной цели в жизни облагораживает человека.
2.3. Сжато рассказать эпизод «Семья Ростовых. Именины».
Эпизод именин у Ростовых противопоставлен вечеру у Элен. На именинах царит простая и радушная обстановка, а салон Элен напоминает прядильную мастерскую, в которой княгиня, как требовательная хозяйка, следит за работой, чтоб всё шло \"как положено\".
В отличие от Элен и её гостей, граф Ростов и все остальные в его доме говорят по-русски. Хозяин сам встречает гостей и выражает радушие и приветливость к ним. Разговоры на вечере у Ростовых — самые непринуждённые, они нужны лишь для того, чтобы в любой момент их можно было прервать и пойти танцевать. Молодёжи не интересны разговоры взрослых о политике, поэтому они заняты своими делами: веселятся, устраивают свидания и объясняются в своих чувствах. Часто молодёжь забывает о хороших манерах и правилах этикета: например, Наташа Ростова сама приглашает Пьера Безухова на танец. Графиня Ростова дарит княгине Друбецкой пятьсот рублей на обмундирование для её сына Бориса. Старшее поколение переживает, что их дети могут погибнуть на войне, которую молодёжь воспринимает восторженно: Николай Ростов хочет попасть на войну, чтобы проявить себя: \"русские должны умирать или побеждать\".
Основные развлечения в доме Ростовых — это музыка, танцы, пение
2.4. Рассказать о семье Болконских.
Семья Болконских в романе "Война и мир" Толстого является одной из ярких дворянских семей в произведении. Семья Болконских принадлежит к древнему дворянскому роду, который ведёт своё начало от Рюрика. Нравы, традиции и жизненные цели Болконских настолько уникальны и самобытны, что автор очень подробно останавливается на описании этого семейства. В основе взаимоотношений героев лежит порядок, дисциплина и строгость, порой даже жёсткая требовательность. Однако за внешней суровой оболочкой скрывается нежная любовь и искренняя забота друг о друге.
Князь Николай Андреевич Болконский — глава семьи, очень богатый и влиятельный аристократ, отставной генерал. Представитель старинной дворянской фамилии, в своё время имел вес при дворе. Требовательный, строгий, педантичный человек со своими принципами. Трудолюбивый, деятельный, ведет аскетичный образ жизни. Умирает в разгар войны 1812 года от удара (инсульта).
Князь Андрей Болконский — сын старого князя. Амбициозный, гордый молодой человек, который имеет много общих черт с отцом. Выбирает военную карьеру, проявляет себя отважным офицером с чёткими представлениями о чести и достоинстве. Супруг Лизы Болконской, племянницы Кутузова. В этом браке у них рождается сын Николай. Умирает Андрей Болконский после ранения в войне 1812 года.
Княгиня Лиза Болконская (в девичестве Мейнен) — супруга Андрея Болконского, племянница Кутузова. Типичный образец светской дамы: легкомысленная, весёлая, общительная, неглубокая. В 1806 году умирает при родах. Мать Николеньки — единственного продолжателя рода Болконских.
Княжна Марья Болконская — дочь старого графа, сестра Андрея, за некрасивой внешностью которой скрывается чистая, прекрасная душа. Добрая, чуткая, милосердная, деликатная и терпеливая девушка. Становится женой Николая Ростова.
Князь Николай Андреевич Болконский (Николенька) — единственный сын Андрея Болконского и его жены Лизы. После смерти отца семилетний Николай остаётся круглым сиротой и воспитывается в семье тётки Марьи. Умный, способный, чувствительный мальчик мечтает стать выдающимся человеком, которым мог бы гордиться его отец.
Вывод: нравы, традиции и жизненные цели Болконских настолько уникальны и самобытны, что автор очень подробно останавливается на описании этого семейства. В основе взаимоотношений героев лежит порядок, дисциплина и строгость, порой даже жёсткая требовательность. Однако за внешней суровой оболочкой скрывается нежная любовь и искренняя забота друг о друге.
4. Подведение
итогов и выставление оценок
Рефлексия. Дайте
ответы на вопросы:
1.На учебном занятии я работал |
активно / пассивно |
2.Своей работой на занятии я |
доволен / не доволен |
3.Учебное занятие для меня показался |
коротким / длинным |
4.За учебное занятие я |
не устал / устал |
5.Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
6.Материал занятия мне был |
понятен / не понятен |
Выберите свой смайлик, который соответствует вашему настроению:
5. Домашнее задание
Задания 1 группы.
1. Подготовка теоретического материала, составляя кластеры, синквейн.
1.1. «Мысль народная» в романе «Война и мир».
1.2. Проблема народа и личности в романе «Война и мир».
1.3. Картины войны 1812 года в романе «Война и мир».
1.4. Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир».
1.5. Шенграбенское сражение в романе «Война и мир».
1.6. Бородинское сражение в романе «Война и мир».
Задания 2 группы.
1. Творческие задания (комментировать)
1.1. Подготовка и просмотр портретов М.И. Кутузова работы Р. Волкова. Портрет Наполеона работы П. Деляроша.
1.2. Подготовка и просмотр гравюр Л. Ругендаса «Пожар Москвы в 1812 году» и А. Адама
«Бородинское сражение. Бой за батарею Раевского».
1.3. Подготовка и просмотр картин И.М. Прянишникова «В 1812 году» и А.Д. Кившенко «Совет в Филях».
1.4. Киновикторина по фильму С.Ф. Бондарчука «Война и мир» - 10 минут. Эпизоды, являющиеся поворотными в судьбах героев (комментировать).
1.4.1. Подготовка и просмотр эпизода 1 – А. Болконский идет на войну 1805 г.
1.4.2. Подготовка и просмотр эпизода 2 - А. Болконский. Аустерлицкое сражение. Ранение.
1.4.3. Символическое значение понятий «война» и «мир».
Задания 3 группы.
1.Подготовка теоретического материала, составляя кластеры:
1.1. Отечественная война 1812г. в романе «Война и мир».
1.2. Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл.33-35).
1.3. Изображение войны 1805-1807гг. (т.1) в романе «Война и мир».
1.4. Философия войны в романе «Война и мир.
1.5. Обзор творчества позднего периода Л.Н. Толстого.
3. Заключение
На учебном занятии была продемонстрирована эффективность разных методов учебной деятельности и взаимодействия обучающихся и преподавателя. На занятии преподаватель создала «ситуацию успеха», чтобы обучающиеся работали с желанием, активно, творчески, познавая новое.
Мультимедийная презентация, таблицы, кластеры, синквейны активизировали познавательную деятельность, формировали навыки самостоятельной работы по дисциплине.
С целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса обучающихся в учебном занятии представлены различные виды деятельности.
Результаты проведенного занятия позволяют рекомендовать подготовленную разработку для использования преподавателями среднего профессионального образования, преподавателями школ, где изучается данная тема.
4. Список литературы
Основные источники:
1. Литература: учебник: в 2 частях. Часть 1 / Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и [др.]; под редакцией Г.А. Обернихиной. - Москва: Академия, 2020. – 431 с. - ISBN 978-5-4468 – 9411 – 6. – Текст: непосредственный.
2. Литература: учебник: в 2 частях. Часть 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под редакцией Г.А. Обернихиной. - Москва:Академия, 2020. – 447 с. - ISBN 978-5-4468 –9412 – 3. – Текст: непосредственный.
3. Русская и зарубежная литература: учебник/под редакцией В.К. Сигова. – Москва: ИНФРА, 2021. - 512 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978 – 5 – 16 – 102980 – 0. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1189979 (дата обращения 10.03.2022). – Текст: электронный.
Дополнительные источники:
1. Русский язык и литература: учебник: в 2 частях. Часть 2. Литература / В.К. Сигов, Е.В. Иванова, Т.М. Колядич, Е.Н. Чернозёмова. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 491 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-106036-0. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1222620 (дата обращения: 10.03.2022). - Текст: электронный.
2.Социальные и гуманитарные знания: научный журнал / учредитель Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. – 2018- 2021. – Ежекварт. – ISSN 2412 – 6519. – Текст: непосредственный.
3.Среднее профессиональное образование: теоретический и научно-методический журнал / учредители Российская академия образования, Союз директоров ссузов России. –2018-2019. – Ежемес. - ISSN 1990 – 679Х. – Текст: непосредственный.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.