МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета Зам. директора по ОД ЛНТ (филиала)
Протокол № ____ от ________20__г. ФГБОУ ВО «ЮГУ»
_________ Свалов А.В.
«______»______20___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого учебного занятия
по учебной дисциплине ОУД.02 Литература
Тема занятия: «Мысль народная» в романе «Война и мир». Проблема народа и личности
Подготовила: Абдулманафова Г.С.,
преподаватель высшей
квалификационной категории
Лянтор, 2022г.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………..…...3
2. Основная часть…………………………………………………………………..6
3. Заключение……………………………………………………………………..13
4. Список литературы ..…………………………..………………………...…….14
1. Введение
Данное учебное занятие изучается в рамках темы «Лев Николаевич Толстой».
Подобран комплекс методов, приемов, позволяющих достичь намеченных результатов учебного занятия.
Выбран тип учебного занятия изучения и систематизации, в ходе которого используется технология критического мышления (вызов-осмысление-рефлексия), групповая работа, предусмотренная кластерными схемами, таблицами. Используются следующие формы, методы и приемы работы:
- формы: индивидуальная, фронтальная, парная;
- методы: интерактивные методы обучения: работа в группах, парах; учебно-мозговой штурм; эвристическая беседа (метод вопросов и ответов); творческие задания исследовательского характера (проекты); дифференцированный подход в обучении; проблемное обучение; познавательно - рефлексивный метод; метод осмысления; словесный метод (мотивация учебной деятельности); метод контроля; интеллектуальная разминка.
С целью создания ситуации успеха используется методический приём активизации и стимулирования учебной деятельности обучающихся (раскрытие значения эпиграфа).
˗ интерактивные приемы: способ графической организации учебного материала (кластеры);
индивидуальное самостоятельное задание (составление синквейнов); взаимодействия интересов; самостоятельные выводы и обобщения обучающихся; просмотр видеоматериала; разноуровневые формы домашнего задания.
Для поддержания хорошего эмоционального состояния обучающихся применяется рефлексия в виде игры «Виды настроения».
В состав методической разработки входит:
- план учебного занятия;
- технологическая карта учебного занятия.
Техническое оснащение занятия: ноутбук, проектор для демонстрации презентации, экран. Мультимедийная презентация в MicrosoftPowerPoint «Мысль народная» в романе «Война и мир». Проблема народа и личности.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: |
Литература |
Тема занятия: |
«Мысль народная» в романе «Война и мир». Проблема народа и личности |
Вид занятия: |
Продвинутая лекция (вызов-осмысление-рефлексия). Преподаватель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать обучающихся к активному слушанию и критическому мышлению. |
Тип занятия: |
Изучение и систематизация знаний ( кластерные схемы) |
Педагогическая технология: |
-технология критического мышления; -элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся; - технология проблемного обучения. |
Методы обучения: |
-интерактивные методы обучения: работа в группах, парах; учебно-мозговой штурм; эвристическая беседа (методы вопросов и ответов); творческие задания исследовательского характера (проекты); -дифференцированный подход в обучении; -проблемное обучение; -метод осмысления; -словесный метод (мотивация учебной деятельности); -метод контроля; -интеллектуальная разминка; -познавательно - рефлексивный метод. |
Приемы обучения: |
Методические приём активизации и стимулирования учебной деятельности обучающихся: -раскрытие значения эпиграфа. Интерактивные приемы: -способ графической организации учебного материала (кластеры), -индивидуальное самостоятельное задание (составление синквейнов), -взаимодействия интересов, -самостоятельные выводы и обобщения обучающихся -просмотр видеоматериала, -разноуровневые формы домашнего задания. |
Форма обучения: |
Групповая с элементами парной и индивидуальной работы. |
Оборудование: |
-видеопроектор, ноутбук, слайд-презентация (как сопровождение урока), оформление доски, дидактический материал в виде карточек (рефлексия). |
Средства ИКТ и обучения: |
-мультимедийная презентация, раздаточный материал, лист рефлексии. |
Преподаватель: |
Абдулманафова Г.С. |
Межпредметная связь: |
Литература. История. |
Цели занятия: |
Образовательные: -составление обучающимися социально-психологического анализа семей Ростовых, Болконских; -раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; -проследить путь духовных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой; - показать, что семья является основой общества, на примере семей, представленных в романе «Война и мир»; отношения в которой построены на искренних и глубоких чувствах; -проанализировать характеры светской молодежи и определить основные черты. |
Развивающие: -развивать навыки работы с текстом - умение анализировать, развивать монологическую речь обучающихся, умение высказывать и аргументировать свое мнение, развивать навыки самостоятельной работы с текстом; -приобретение опыта анализа и решения проблем; -развитие навыков самостоятельного получения знаний в процессе взаимодействия и поиска; -обогащение собственного жизненного опыта, самореализация себя как личности, овладение приемами и методами дискуссии, научиться анализировать и обобщать приобретенные знания. |
|
Воспитательные: -воспитывать патриотизм на примерах литературы, формировать стремление к самопознанию, самосознанию и саморазвитию обучающихся. |
|
Цели обучающегося (деятельностные): |
-обогащение собственного жизненного опыта, самореализация себя как личности, овладение приемами и методами дискуссии, научиться анализировать и обобщать приобретенные знания. |
Задачи занятия: |
- продолжить работу над умением выявлять авторское отношение к героям, учиться обосновывать оценку прочитанного, обратить внимание на психологические приемы писателя в оценке героев и их поступков; - погрузить обучающихся в литературоведческий анализ текста, который способствует формированию собственной точки зрения. |
2. Основная часть
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Ход урока |
Методы обучения Формы обучения |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||
Этап 1. Создание условий для работы с обучающимися |
|||||||||||||||
1. Организационный момент (3 мин.) |
Методы: -словесный метод (мотивация учебной деятельности) |
Психологический настрой обучающихся на занятие.
|
Самостоятельно организовать собственную деятельность |
||||||||||||
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности |
|||||||||||||||
1. Мотивационный этап в форме проблемной ситуации (вызов) (15мин.) |
Методы: -проблемный метод; -эвристическая беседа. Приемы: -учебно – мозговой штурм: -интеллектуальная разминка. Формы: -фронтальная форма |
Создать проблемную ситуацию для определения обучающимися границ знания – незнания. Проблемные вопросы: Отрывок из к\ф «Война и мир» (битва). Что за отрывок вы посмотрели? Кто автор этого фильма? |
Ответы обучающихся: Война и мир, Сергея Бондарчука 1967 года, о Бородинском сражении 1812 г. |
||||||||||||
Кто главный герой Бородинского сражения? |
Русский народ. |
||||||||||||||
Итак, о каких событиях мы будем говорить? Как это связано с произведением, которое мы изучаем? |
О событиях 1812 года и об их развитии в романе |
||||||||||||||
Кто основные действующие лица? Как они связаны? |
Действующие лица в романе и исторические личности, и семьи Ростовых, Безуховых, Болконских, Курагиных. И самое главное – народ, который встал на защиту Отечества. Развитие событий в романе связано движением самой истории, все действующие лица участвуют в историческом процессе, их судьбы связаны. Но самым главным остается народ и его значение для истории. |
||||||||||||||
Момент истины: какой мыслью связан весь это огромный материал, который сам Толстой вложил в роман? |
Этот огромный материал связан единой мыслью, которую писатель определил как «мысль народную». |
||||||||||||||
Итак, определите тему занятия. |
Формулируют тему занятия Тема: «Мысль народная» в романе «Война и мир». Проблема народа и личности (слайд 1) |
||||||||||||||
|
|
Давайте сформулируем цели занятия |
Составляют план деятельности, направленный на получение недостающих знаний: 1. Раскрыть «Мысль народную» в романе «Война и мир». 2. Показать картины войны 1812 года в романе «Война и мир». 3. Рассказать эпизод Аустерлицкого сражения в романе «Война и мир». 4. Рассказать эпизод Шенграбенского сражения в романе «Война и мир». 5. Рассказать эпизод Бородинского сражения в романе «Война и мир». 6. Просмотр творческих работ М 7. Раскрыть народное значение Отечественной войны 1812г 8. Раскрыть поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл.33-35). 9. Выявить особенности изображение войны 1805-1807гг. (т.1) 10. Разъяснить философские взгляды Толстого о войне. 11. Знакомство с обзором творчества позднего периода Л.Н. Толстого. |
||||||||||||
2. Изучение нового материала (осмысление) (50 мин.) |
Методы: -монологический метод изложения; -метод осмысления. Методические приём активизации и стимулирования учебной деятельности обучающихся: -раскрытие значения эпиграфа
|
Организационная работа. Напомнить правила работы в группах и критерии оценки. |
Эксперты организуют работу в группах. |
||||||||||||
Эпиграфом к нашему занятию будут слова Л.Н. Толстого: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой…» Л.Н. Толстой (Слайд 3,4) Что выражает эпиграф? |
Ответы обучающихся: Этот эпиграф является строкой из великого романа Льва Толстого «Война и мир». Он, конечно, относится ко всему роману, а не к конкретному сражению, но выражает общую мысль писателя о народности Отечественной войны 1812 года. |
||||||||||||||
Интерактивные методы: -работа в группах, парах; -учебно-мозговой штурм; -эвристическая беседа (методы вопросов и ответов); -творческие задания исследовательского характера (проекты). Методические приёмы стимулирования учебной деятельности обучающихся: интерактивные приёмы: -просмотр видеоматериала, -разноуровневые формы опережающего домашнего задания (слайды. -способ графической организации учебного материала (кластеры), -индивидуальное самостоятельное задание (составление синквейнов), -взаимодействия интересов, -самостоятельные выводы. Формы: - групповая с элементами парной и индивидуальной работы.
|
Запишем в тетрадь число и тему занятия. |
Обучающиеся записывают в тетрадь число и тему занятия. Групповая работа (3 группы) Представление результатов домашней работы групп. Выступление перед аудиторией (кластеры, синквейны, самостоятельные выводы). Эксперт. Мы сегодня рассмотрим следующие план - темы: ЗАДАНИЯ 1 ГРУППЫ. 1. Подготовка теоретического материала, составляя кластеры, синквейн. 1.1. «Мысль народная» в романе «Война и мир». 1.2. Картины войны 1812 года в романе «Война и мир». 1.3. Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир». 1.4. Шенграбенское сражение в романе «Война и мир». 1.5. Бородинское сражение в романе «Война и мир». ЗАДАНИЯ 2 ГРУППЫ. Эксперт. Мы сегодня рассмотрим следующие темы: 1. Творческие задания (комментировать) 1.1. Подготовка и просмотр портретов М.И. Кутузова работы Р. Волкова. Портрет Наполеона работы П. Деляроша. 1.2. Подготовка и просмотр гравюр Л. Ругендаса «Пожар Москвы в 1812 году» и А. Адама «Бородинское сражение. Бой за батарею Раевского». 1.3. Подготовка и просмотр картин И.М. Прянишникова «В 1812 году» и А.Д. Кившенко «Совет в Филях». 1.4. Киновикторина по фильму С.Ф. Бондарчука «Война и мир» - 10 минут. Эпизоды, являющиеся поворотными в судьбах героев (комментировать). 1.4.1. Подготовка и просмотр эпизода 1 – А. Болконский идет на войну 1805 г. 1.4.2. Подготовка и просмотр эпизода 2 - А. Болконский. Аустерлицкое сражение. Ранение. Эксперт. Мы сегодня рассмотрим следующие темы: ЗАДАНИЯ 3 ГРУППЫ. 1.Подготовка теоретического материала, составляя кластеры: 1.1. Отечественная война 1812г. в романе «Война и мир». 1.2. Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл.33-35). 1.3. Изображение войны 1805-1807гг. (т.1) в романе «Война и мир». 1.4. Философия войны в романе «Война и мир. 1.5. Обзор творчества позднего периода Л.Н. Толстого |
|||||||||||||
Этап 3. Подведение итогов занятия |
|||||||||||||||
1. Домашнее задание (5 мин.) |
Методы: -словесный -наглядный. Формы: разноуровневые формы домашнего задания. |
|
Домашнее задание на платформе ЮГУ moodl https://eluniver.ugrasu.ru/login/index.php Тема 2. 8. А.П. Чехов. Групповые задания №14 Задания 1 группы. Подготовка теоретического материала, составляя кластеры, синквейн. 1.1. Сведения из биографии А.П. Чехова. 1.2. Периодизация творчества А.П. Чехова. 1.3. Особенности художественного мироощущения А.П. Чехова. 1.4.Черты чеховской поэтики. 4.1. Общая характеристика «новой драмы». 4.2. Исторические истоки «новой драмы». 4.3. Особенности поэтики «новой драмы». Задания 2 группы. 1. Теория литературы. 1.1. Развитие понятие о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок, пауз, переклички реплик и т.д.). 2. Подготовка теоретического материала, составляя кластеры, синквейн. 2.1. Проблематика рассказа «Ионыч». Сюжет рассказа «Ионыч». 2.2. Проблематика рассказа «Дом с мезонином». Сюжет рассказа «Дом с мезонином». 2.3. Проблематика рассказа «Человек в футляре». Сюжет рассказа «Человек в футляре». 2.4. История создания рассказа «Ионыч». Лингвостилистический анализ рассказа «Ионыч»: какова центральная тема рассказа, какова основная идея произведения, какова композиция рассказа. Задания 3 группы. 1. Творческие задания (комментировать) 1.1. Подготовка и просмотр иллюстраций Д.А. Дубинского к рассказам А.П. Чехова «Дом с мезонином», «Человек в футляре». 1.2. Подготовка и просмотр иллюстраций Кукрыниксов к рассказам А.П. Чехова «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Лошадиная фамилия». |
||||||||||||
|
|||||||||||||||
2. Рефлексия (10мин.) |
Методы: -метод контроля, -познавательно -рефлексивный метод -самостоятельные выводы и обобщения обучающихся
|
Дайте ответы на вопросы:
|
Самооценка работы на занятии
|
||||||||||||
Выберите свой смайлик, который соответствует вашему настроению:
|
|
3. Заключение
На учебном занятии была продемонстрирована эффективность разных методов, приемов, форм учебной деятельности и взаимодействия обучающихся и преподавателя. На занятии преподаватель создала «ситуацию успеха», чтобы обучающиеся работали с желанием, активно, творчески, познавая новое.
Мультимедийная презентация, таблицы, кластеры активизировали познавательную деятельность, формировали навыки самостоятельной работы по дисциплине.
С целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса обучающихся в учебном занятии представлены различные виды деятельности (творческие работы: просмотров отрывков и эпизодов из к/ф «Война и мир; просмотр портретов, гравюр, картин).
Результаты проведенного занятия позволяют рекомендовать подготовленную разработку для использования преподавателями среднего профессионального образования, преподавателями школ, где изучается данная тема.
4. Список литературы
Основные источники:
1. Литература: учебник: в 2 частях. Часть 1 / Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и [др.]; под редакцией Г.А. Обернихиной. - Москва: Академия, 2020. – 431 с. - ISBN 978-5-4468 – 9411 – 6. – Текст: непосредственный.
2. Литература: учебник: в 2 частях. Часть 2 / Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под редакцией Г.А. Обернихиной. - Москва:Академия, 2020. – 447 с. - ISBN 978-5-4468 –9412 – 3. – Текст: непосредственный.
3. Русская и зарубежная литература: учебник/под редакцией В.К. Сигова. – Москва: ИНФРА, 2021. - 512 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978 – 5 – 16 – 102980 – 0. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1189979 (дата обращения 10.03.2022). – Текст: электронный.
Дополнительные источники:
1. Русский язык и литература: учебник: в 2 частях. Часть 2. Литература / В.К. Сигов, Е.В. Иванова, Т.М. Колядич, Е.Н. Чернозёмова. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 491 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-106036-0. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1222620 (дата обращения: 10.03.2022). - Текст: электронный.
2.Социальные и гуманитарные знания: научный журнал / учредитель Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. – 2018- 2021. – Ежекварт. – ISSN 2412 – 6519. – Текст: непосредственный.
3.Среднее профессиональное образование: теоретический и научно-методический журнал / учредители Российская академия образования, Союз директоров ссузов России. –2018-2019. – Ежемес. - ISSN 1990 – 679Х. – Текст: непосредственный.
2 этап. Осмысление (работа в группах)
Эксперт. Мы сегодня рассмотрим следующие темы:
Задания 1 группы.
1. Подготовка теоретического материала, составляя кластеры, синквейн.
1.1. «Мысль народная» в романе «Война и мир».
«Народная мысль», которую любил Толстой, раскрывается в романе в двух аспектах:
— в историко-философском плане — в утверждении, что народ — ведущая сила истории;
— в морально-психологическом плане — в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.
Оба эти плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу писатель судит о своих героях.
Почему народ является ведущей силой истории?
(В философии истории писатель утверждает, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. (Сцены оставления Москвы, повсеместное противодействие французам, Бородинская битва и победа в войне проистекали из единства интересов русских людей, не желавших быть «слугам Бонапарту»).
Дубина народной войны есть грозная сила сплотившегося борьбе с врагом народа. Солдат с подвязанной щекой и Тихон Щербатый, артиллеристы на батарее Раевского и мужики-ополченцы, купец Ферапонтов, ключница Мавра Кузьминична и др. — все чувствуют и поступают одинаково. В борьбе с «миродерами» они проявляют героизм, переносят любые трудности и лишения во имя жизни и независимости отечества.
— Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, просто солдатом» хочет быть Пьер?
(Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «... Они все время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но делают» — думает Пьер.)
— Какие же качества в народе автор считает лучшими?
(Это и способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, героизм, «скрытая теплота патриотизма», умение все делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и ненависть к «миродерам». Все эти качества видим в солдатах, в Тихоне Щербатом, в лакее князя Андрея Петре и других (примеры). Однако Толстой считает положительными и другие качества, которые больше всего присущи в романе Платону Каратаеву, именно он в свое время возродил в Пьере веру в справедливость жизни.)
— Чем он подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?
(В Каратаеве, как и в других мужиках, есть положительные качества: простота, спокойствие, умение приспособиться жить в любых обстоятельствах, вера в жизнь, беспокойство о Москве, доброжелательность, он мастер на все руки (примеры из текста). Но есть в нем и другое: доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость — отсутствием всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни — покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения — абсолютным отсутствием разума («не своим умом — божьем судом»).
Как же оценивать такого человека? Качества его, как положительные, так и отрицательные, присущи русскому крестьянству.
Толстой считает Каратаева «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (т. IV, ч. I, гл. 13). Наивность, стихийность, покорность обстоятельствам есть и в других крестьянах, в том же Тихоне Щербатом, Богучаровцах, но в образах других крестьян главными являются активные начала. Роман в целом показывает «сопротивление злу», борьбу, а в Каратаеве же главное — всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает мерилом жизненности и для Пьера, любимого своего героя.)
Как решается главная мысль романа —о предназначении человека, о том, как жить? Какие два пути выбирают герои?
(Л. Н. Толстой показывает два пути два основных пути, которые выбирают люди: для одних главное — внешнее благополучие, богатство, карьера; для других — ценности духовные, т. е. жизнь не только для самых себя. Для князя Андрея — это потребность выразить себя, совершить что-то большое; для Пьера, княжны Марьи — делать добро; для Наташи — любить. В эпилоге герои на этом пути обрели истинное счастье. Пьер после долгих и трудных поисков нашел счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.)
1.2. Картины войны 1812 года в романе «Война и мир».
В центре романа “Война и мир” находится Отечественная война 1812 года, которая всколыхнула весь русский народ и показала всему миру его мощь и силу, выдвинула простых русских героев и гениального полководца. Изображая войну, Толстой показывает не скачущих воинов с развернутыми знаменами и их полководцев, не парад и блеск побед, а военные будни и повседневный тяжелый труд рядовых солдат. Автор – реалист изображает войну как тяжелый труд, с кровью, страданиями и смертью.
Толстой считал войну 1812 года народной, потому что именно народ одержал победу над прежде непобедимой армией Наполеона. Андрей Болконский, вспоминая войну 1805-1807 годов, накануне Бородинского сражения говорит Пьеру: мы “ходили драться в Австрию и Пруссию, сами не зная зачем”. О войне 1812 года он говорит так: “Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду.
Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить”.
Война несет людям тяжелые страдания и смерть. Начатая с агрессивными целями, она ненавистна и отвратительна Толстому, справедливая же война может быть вызвана только безусловной необходимостью.
1.3. Рассказать о поведении в Аустерлицком сражении Н. Ростова и А. Болконского в романе «Война и мир».
1.4. Шенграбенское сражение в романе «Война и мир».
Читая главы, посвященные Шенграбенскому сражению, мы видим пехотные полки, расстроенные под влиянием бессмысленного и страшного слова “Отрезали!”: “Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешилось в пользу страха”.
“Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными
толпами…” На ход сражения повлияли не численное превосходство и не стратегические планы мудрых полководцев, а помощь скромного, незаметного ротного Тимохина – именно его воодушевление увлекло за собой солдат: “Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали…” “…В эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад… и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина… Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы… были оттеснены”.
Тимохин – герой, которого никто не считает героем, да он и сам об этом не думает. Кутузов запомнил Тимохина и во время смотра в Браунау назвал его “измайловским товарищем”. Наверное, не в первый раз скромный офицер совершил настоящий героический поступок.
Тушин со своими артиллеристами по своей инициативе, сами того не подозревая, решили исход сражения. Во время боя Тушин и солдаты вели себя возбужденно, весело и необыкновенно деятельно. Под командой штабс-капитана Тушина “дерзко стреляли четыре никем не защищенные пушки”. Было перебито значительное число солдат, убит офицер, разбиты две пушки, артиллеристы, забыв о страхе, били французов и поджигали занятую ими деревню.
Чувства солдат были едины: они “…все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира”, который относился к ним не как начальник, а как добрый друг.
Тушин своего любимого солдата называет “дядей”, любуется каждым его движением, с большим уважением относится к фельдфебелю Захарченко, с которым порой советуется. Необыкновенная простота и доброта звучат в каждом слове Тушина: “…Милая душа! прощайте, голубчик”, – говорит он князю Андрею. В образе Тушина очень мало военного и воинственного.
Отдавая честь начальству, Тушин делает это “совсем не так, как салютуют военные”: слабыми, робкими и неловкими движениями, в отличие от Жеркова, который салютует “бойко, не отнимая руки от фуражки”. Но в бою Жерков струсил, а Тушин показал себя настоящим воином: под влиянием крайнего напряжения душевных сил “сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра”. После геройского сражения с врагом солдаты возвратились к военным будням, совершенно не думая о том, что они совершили подвиг.
Но в избе, где собрались генералы, все приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивая свою роль в сражении, и в глазах этих самодовольных людей скромно и жалко выглядит фигура Тушина – настоящего героя дня. В помыслах и поступках участников сражения под Шенграбеном противоречиво переплелись героизм и трусость, простота и тщеславие, но решающей силой сражения были единство и воодушевление тысяч рядовых солдат, не думающих о славе и наградах.
Шенграбенское сражение было нужно для спасения попавшей в тяжелое положение русской армии, справедливой со стороны русских была Отечественная война 1812 года.
Враг зашел на территорию России и продвигался к ее сердцу – Москве. Цель Отечественной войны понятна каждому простому солдату: “Всем народом навалиться хотят; одно слово – Москва. Один конец сделать хотят”.
5. Бородинское сражение в романе «Война и мир».
В Бородинском сражении раскрывается настоящая красота русского человека, по словам Толстого, русскими людьми была одержана “победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии”. “Рука сильнейшего духом противника” была наложена на наполеоновскую Францию. Мы видим величие подвига борющегося народа и одновременно тяготы, бедствия, муки, которые приносит война. Разорены мужики, города и села гибнут в огне пожаров; на “поломанную, выбитую, как градом, рожь”, на дорогу, проложенную артиллерией по пашне, больно смотреть.
Русская армия и русские крестьяне вынесли на своих плечах тяжкие лишения. Толстой изображает людей “с изуродованными страданием лицами”, “испуганных или обезумевших солдат”, “бедствия народа и войска” – все это, по словам автора, “страшная необходимость”. О тех, кто с честью вынес тяжкие испытания во имя освобождения родины, Толстой говорит с любовью, гордостью и восторгом: “чудесный, бесподобный народ”.
Отечественная война 1812 года сплотила многообразные силы России в единое целое. Не только армия, но и весь народ страны поднялся на защиту своей родины. Толстой указывал, что накануне занятия столицы пришельцами “все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства”.
Единодушны в этом были и жители других российских земель: “Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли… происходило то же самое, что происходило в Москве”. Эта жестокая война была поистине народной.
Бородинская битва – действительно “народное сражение”. Победу русских обусловили “скрытая теплота патриотизма”, разгоревшаяся в душе каждого воина, и общий “дух войска”. И молодой офицер, и Пьер, и простой солдат на батарее Раевского были охвачены общим чувством, хотя никто прямо не высказывал его.
Вывод: Толстой показывает, как меняется Пьер. Кого мы встречаем его в начале романа, и с кем расстаемся в конце. Трудности закаляют душу, и Безухов становится другим человеком, он перерождается.
Синквейн (рефлексия)
Пьер Безухов.
Умный, влиятельный.
Получает, владеет, становится.
Наследник большого отцовского состояния.
Богатый граф.
.
Вывод: Мы видим, как меняются интересы девушки. События жизни ведут Наталью к постижению ею смысла жизни и определения истинного счастья. Они в материнстве.
Синквейн (рефлексия)
Наташа Ростова.
Молодая, восторженная.
Увлекается, влюбляется, заблуждается.
Принадлежит знатному старинному сословию.
Дворянство.
ЗАДАНИЯ 2 ГРУППЫ.
1. Творческие задания (комментировать)
1.1. Подготовка и просмотр портретов М.И.Кутузова работы Р.Волкова. Портрет Наполеона работы П.Деляроша.
1.2. Подготовка и просмотр гравюр Л.Ругендаса «Пожар Москвы в 1812 году» и А.Адама
«Бородинское сражение. Бой за батарею Раевского».
1.3. Подготовка и просмотр картин И.М.Прянишникова «В 1812 году» и А.Д.Кившенко «Совет в Филях».
1.4. Киновикторина по фильму С.Ф.Бондарчука « Война и мир» - 10 минут. Эпизоды, являющиеся поворотными в судьбах героев (комментировать).
1.4.1. Подготовка и просмотр эпизода 1 – А.Болконский идет на войну 1805 г.
1.4.2. Подготовка и просмотр эпизода 2 - А.Болконский .Аустерлицкое сражение. Ранение.
ЗАДАНИЯ 3 ГРУППЫ.
1.Подготовка теоретического материала, составляя кластеры:
1.1. Отечественная война 1812г. в романе «Война и мир».
1.2. Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл.33-35).
1.3. Изображение войны 1805-1807гг. (т.1) в романе «Война и мир».
1.4. Философия войны в романе «Война и мир.
1.5. Обзор творчества позднего периода Л.Н. Толстого
Преподаватель:
4. Подведение
итогов и выставление оценок
Рефлексия. Дайте
ответы на вопросы:
1.На учебном занятии я работал |
активно / пассивно |
2.Своей работой на занятии я |
доволен / не доволен |
3.Учебное занятие для меня показался |
коротким / длинным |
4.За учебное занятие я |
не устал / устал |
5.Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
6.Материал занятия мне был |
понятен / не понятен |
Выберите свой смайлик, который соответствует вашему настроению:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.