Методическая разработка открытого урока биологии в 10 классе на тему: «Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»
Оценка 4.8

Методическая разработка открытого урока биологии в 10 классе на тему: «Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»

Оценка 4.8
doc
11.02.2024
Методическая разработка открытого урока биологии в 10 классе на тему: «Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»
plan-konspekt_uroka_biologii_7_klass.doc

Методическая разработка открытого урока биологии в 10 классе на тему: «Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»

Цель урока: систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявить причины многообразия и значения костных рыб.

Задачи: 1. Образовательные:

  • закрепить знания о внешнем и внутреннем строении рыб
  • раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды,
  • определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека,
  • основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб.

Развивающие:

  • работать с классификацией типа хордовые животные,
  • научиться узнавать изученных рыб,
  • уметь сравнивать особенности строения рыб,
  • уметь работать с учебником,

Воспитательные:

  • показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение,
  • раскрыть относительный характер приспособленности,
  • показать влияние человека на численность рыб.

Оборудование: таблицы, презентации,  натуральные представители отрядов костные рыбы, рисунки, конверты с заданиями по классификации.

Тип урока: урок систематизации и усвоения новых знаний с элементами методики развития критического мышления

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

“Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой —
Они им чуют, слышат воды...”

                                   Ф.И. Тютчев

 

 

 

1.Вступительное слово учителя (тема, цель)

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб», целью которого является - систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявить причины многообразия и значения костных рыб.

Продолжим знакомство с удивительным миром рыб-обитателей водной стихии, вспомним их особенности строения, образ жизни, узнаем о большом многообразии и значении рыб в природе и для человека.

В сознании людей вода – это сказочная стихия, где обитают разнообразные сказочные существа, многие из которых--рыбы. У многих народов рыба – это символ изобилия, плодовитости. В Японии и Китае карп- символ упорства и храбрости, так как карп способен плыть против течения. В русских сказках мы встречаем рыб- щука, линь, лещ, карась. Сверхъестественным даром обладала пушкинская золотая рыбка. В республике Татарстан , в городе Тетюши есть памятник белуге, которая была поймана в 1921году в реке Волга.

Сегодня мы совершим путешествие в царство золотой рыбки, но чтобы открыть её тайны, надо вспомнить особенности её строения, образа жизни и т.д.

 

1.     Повторение.

1.1.Проведем опрос, используя структуру «КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД»

1.2.Выбрать верные суждения (самопроверка с использованием структуры «ТАЙМ-ПЭА-ШЭА»)

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)

4. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)

5. Кровеносная система рыб незамкнутая.

6. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)

7. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

8. Органы выделения рыб – почки. (+)

9. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. (+)

10. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. (+)

11. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы. (+)

Отправляясь в царство Золотой рыбки надо набраться сил. Окунёмся в подводный мир золотой рыбки  и представим себя любой рыбой( используется структура «КОНЕРС»).

Релаксация (30 секунд) (слушают шум океана и представляют себя какой-нибудь рыбой). Какой же рыбой вы себя представили? (ответы: акула, сом, карась, окунь.)

2. Изучение новой темы.

Если вы смогли представить себя таким многообразием рыб, то, скорее всего, вам известно уже немало видов рыб. Костные рыбы (лат. Osteichthyes) — класс рыб, имеющих парные конечности (плавники). Рот этих рыб образован хватающими челюстями с зубами, жабры расположены на жаберных дугах с внутренней скелетной опорой, ноздри парные. Имеют полностью или частично окостеневший скелет. К этому классу относятся целых 96% рыб. Форма тела очень разнообразна: вытянутая, кругообразная, торпедообразная, сплюснутая, листовидная, змееобразная.   Действительно, класс костных рыб очень богат своим разнообразием, их более 36 отрядов, но сегодня на уроке познакомимся с 5 основными отрядами.

Повторив классификацию, вспомнив особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни костных рыб, главная наша задача на данном этапе выяснить, каким же образом сформировалось такое пёстрое многообразие рыб и для чего они нужны? Отобразим цель и ожидаемый результат нашей работы.

Зарисуйте скелет рыбы: голова – это наша цель на данном этапе, отростки позвонков – отряды и их особенности, а хвост – вывод или результат.

 

Равнобедренный треугольник: Причины многообразия рыб в природе,Равнобедренный треугольник: Вывод? 


                                  

 

 


Представим себя участники семинара «Юный ихтиолог». Ваша задача: использовать материал из учебника, дополнительную литературу, натуральные объекты отрядов, заполнить рабочую карту вместе со своей группой  по тому отряду, который вы должны охарактеризовать, прочертите шапку таблицы в тетради для изучения других отрядов дома. Работа в группах (5 минут). По истечении времени заслушаем одного из представителя группы с докладом по таблице.

Задание : Изучите информацию, рассмотрите рисунки. Заполните соответствующую строку в таблице

Отряды

Условия обитания

Особенности внешнего строения

Представители

Лососеобразные

 

 

 

 

Сельдеобразные

 

 

 

 

Карпообразные,

 

 

 

 

Осетрообразные

 

 

 

 

Окунеобразные

 

 

 

 

Подвели итоги семинара.

Вернёмся к нашей цели: выявить причину многообразия рыб в природе. Каждая команда приводит тот особенный признак, который характерен только для представителей ими описанного отряда ( Сельдеобразные- симметрично сжатое с боков тело – позволяет маневрировать от хищников и серебристо-синяя окраска, окунеообразные –  характерная особенность в том, что их плавательный пузырь теряет связь с кишечником и существует самостоятельно, что позволяет им быстро плавать, перемещаясь спокойно по толще, например, в этом отряде рыба-меч, которая развивает скорость 120 км/ч, характерная особенность лососёвых — наличие жирового плавника, расположенного на спинной стороне перед хвостовым плавником, карпообразные- зубы отсутствуют, растительноядные, но есть глоточные зубы, служащие для перетирания пищи, осетрообразные – гибкий костно-хрящевой скелет- большая подвижность, но есть внешняя опора – костные бляшки, длинный конец хвостового плавника помогает рыбе удерживаться на дне)

 Заполняем вместе «рыбью кость» и вывод: такое многообразие рыб- результат жизни в разных условиях, способах добычи пищи, т.е. приспособленность к конкретной среде обитания, что позволяет им максимально адаптироваться к водной среде.

Вывод: разнообразие условий жизни обусловливает богатство этой группы видами и крайнее их многообразие.

Но приспособленность относительна, если поменять условия, например, карася речного отпустить в море, где вода солёная, а он приспособлен к пресной воде, то организм его погибнет или любого осетрового выпустить в стоячий водоём вместо, пригодного для него, проточного, он погибнет. Здесь подходит поговорка «Где родился, там и пригодился».

Чтобы понять значение рыб в широком смысле слова я заранее к уроку попросила подготовиться Полякову Ксению по данной теме (рассказ по презентации о значении рыб)

Выделим несколько важных моментов в значении рыб, чтобы понять, почему надо беречь и охранять рыб, заполнив схему. Зарисуйте рыбу и стрелками укажите значения. Демонстрация витамина Д (рыбий жир для нормального обмена кальция в организме растущего ребёнка)

http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/211750/img1.jpg

Теперь вы знаете несколько отрядов костных рыб и их представителей. Вспомните, какие виды рыб обитают, приходят на нерест или их путь пролегает по Волге и из каких они отрядов?

Окунь (окунеобразные), сазан (карпообразные), тюлька (сельдеобразные), стерлядь (осетровые) и т.д.

Молодцы! Много видов рыб встречаются на Волге, а сколько их здесь встречалось несколько лет назад? Ещё больше, но потребительское и нерациональное отношение в отношении рыб привело к их сокращению. Далеко ходить за примером не надо. Я вам продемонстрирую окуня 2 видов: один – с реки Волги, а другой – из пруда одного из районов нашей республики. В чём их отличие? (на волжском экземпляре мы видим чёрные образования, то есть рыба больна каким-то видом грибка или иным заболеванием) Причина: вода на реке Волга загрязнена и от этого страдают её жители.

3.Закрепление.

Для закрепления изученного мы создадим «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА», где ключевым понятием будут – костные рыбы (модель содержит  обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры,  противоположные примеры)

Вот и побывали мы с вами в гостях у золотой рыбки ,выяснили, что не всё в порядке в её царстве, так как человек вмешивается в жизнь рыб и зачастую его деятельность отрицательная.

1. Рыбы - водные животные, внешнее и внутреннее строение которых максимально приспособило их к жизни в водной среде

2. Все приспособления – это результат длительной эволюции животного с окружающей средой

3.Осваивая водную среду обитания рыбы адаптировались к разнообразным её условиям (освещённости, температуре, солёности, растительности, плотности и т.д.)

4.За длительный исторический путь своего развития совместно с другими обитателями воды, рыбы стали неотъемлемой частью природы

5.Рыбы широко используются в жизни человека в качестве источника витаминов, микроэлементов, корма для скота, пища человеку и т.д.

6.Человечество должно понимать, какая у него ответственная роль – заботиться о водных богатствах природы и её обитателях

4. Результаты. По кол-ву рыбок проставить оценки.

5. Рефлексия.

Вот вам две рыбки, выберите, какая вам нравится, подняв руки (одна – улыбается (цель достигли), грустная (не достигли цели урока).

5. Домашнее задание: прочитать параграф, заполнить таблицу до конца, 3 человека составить кроссворд по теме: Рыбы (15 слов-заданий)

А закончить хочу урок оптимистическими словами:

О рыбах много знаем мы,

И в то же время мало:

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их побольше стало!

Золотая рыбка решила поделиться своими морскими богатствами с вами за вашу работу на уроке, решив повысить иммунитет полезной и богатой витаминами икрой красной. Она надеется, что вы будете беречь и приумножать богатства водные.

До свидания. Урок окончен.


Методическая разработка открытого урока биологии в 10 классе на тему: «Класс костные рыбы

Методическая разработка открытого урока биологии в 10 классе на тему: «Класс костные рыбы

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «

В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы

В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы

Работа в группах (5 минут). По истечении времени заслушаем одного из представителя группы с докладом по таблице

Работа в группах (5 минут). По истечении времени заслушаем одного из представителя группы с докладом по таблице

Заполняем вместе «рыбью кость» и вывод: такое многообразие рыб- результат жизни в разных условиях, способах добычи пищи, т

Заполняем вместе «рыбью кость» и вывод: такое многообразие рыб- результат жизни в разных условиях, способах добычи пищи, т

Окунь (окунеобразные), сазан (карпообразные), тюлька (сельдеобразные), стерлядь (осетровые) и т

Окунь (окунеобразные), сазан (карпообразные), тюлька (сельдеобразные), стерлядь (осетровые) и т

Вот вам две рыбки, выберите, какая вам нравится, подняв руки (одна – улыбается (цель достигли), грустная (не достигли цели урока)

Вот вам две рыбки, выберите, какая вам нравится, подняв руки (одна – улыбается (цель достигли), грустная (не достигли цели урока)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2024