Структура программы на Pascal. Операторы ввода, вывода.
Оценка 4.6

Структура программы на Pascal. Операторы ввода, вывода.

Оценка 4.6
doc
10.02.2024
Структура программы на Pascal. Операторы ввода, вывода.
15..doc

Тема: Структура программы на Pascal. Операторы ввода, вывода.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока:  Отработать навыки составление программ на операторы ввода и вывода данных, оператора присваивания в среде программирования Турбо Паскаль.

Планируемые результаты:

Предметные: – дать определение понятию переменная, рассказать о типах переменных, значениях переменных и взаимосвязи между ними.

Метапредметные: – развитие внимательности, памяти, алгоритмического мышления школьников.

Личностные: – развитие познавательного интереса, логического мышления.

Оборудование: ПК, проектор, доска

 

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

Структура программы.

Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которой следует произвольное имя, придуманное программистом.

Program <имя программы>

Имя образуется из латинских букв, знака подчеркивания и цифр от 0 до 9 и начинается с буквы. Имя используется для обозначения переменных, меток, процедур.

Раздел описания переменных начинается со слова Var, за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандате языка Паскаль существуют два типа величин: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип. Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:

Var a,b: integer; c,d: real;

Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должная быть буква.

Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечается служебными словами begin (начало) и  end (конец). В самом конце программы ставится точка:

begin

      < операторы >

end.

Операторы ввода, вывода.

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (читать) или  readln (read line – читать строку):

Read (< список переменных>);

Или

Readln (< список переменных>);

При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша <ВВОД>. Разница в выполнении операторов read и readln состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало строки, а по оператору read этого не происходит.

Вывод результатов происходит по оператору write (писать)  или  writeln (write line –писать в строку):

Write (< список вывода>);

или

Writeln (< список вывода>);

Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементы списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.

Разница в выполнении этих операторов в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.

Компиляция и запуск программы

Компиляция программы осуществляется нажатием клавиш CTRL + F9

Запуск программы осуществляется нажатием клавиш ALT + F5

  1. Закрепление изученного материала

Задача 1.

Написать программу, выводящую на экран фразу «Я изучаю информатику»

Решение:

Program z1;

Begin

 Writeln (‘Ia izuchau informatiku’);

End.

 

Задача 2.

Написать программу, выводящую на экран набор цифр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 через пробел

Решение:

Program z1;

Begin

 Writeln (‘1 2 3 4 5 6 7 8 9);

End.

 

Задача 3.

Набрать и запустить программу  вычисляющую длину окружности L с радиусом R.

Алгоритм

1.      Ввести постоянную П, длину радиуса.

2.      L=2* П *P.

3.      Вывести L.

 

Program dlina; {вычисление длины окружности}

var r,L: real; {r-радиус,  L- длина окружности}

begin

writeln (‘введите значение радиуса’);

readln (r); {принимается введенное значение}

L=2* 3,14 * r;

writeln (‘длина окружности =’, L);

end.

Практическая работа. Набрать и запустить программу.

 

  1. Постановка домашнего задания

Читать Пр. 12, Повторить записи в тетради

  1. Подведение итогов урока

Тема: Структура программы на Pascal

Тема: Структура программы на Pascal

Writeln (< список вывода>);

Writeln (< список вывода>);
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2024