МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АШАГАСТАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СУЛЕЙМАН – СТАЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
с.Ашагастал, ул. Идрисова 1, тел: 89285286704, E-mail: ashagastal.sosh@yandex.ru
Методическая разработка открытого урока истории
«Россия в Первой мировой войне» 10 класс
Разработала урок
учитель истории
Магомедова Румина Загидиновна
Цели урока:
- расширяя знания учащихся о Первой мировой войне (ПМВ) продолжать их систематизацию и обобщение;
- выяснить цели, задачи и место России в войне;
- показать внутреннее экономическое и социально-политическое положение страны и вытекающие последствия;
- развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение сравнивать и анализировать факты и документы;
- при помощи исторических артефактов помочь в понимании экономических и исторических понятий;
- воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гуманизма даже напримере трагических страниц отечественной истории.
Тип урока: комбинированный (усвоение нового материала).
Методы: репродуктивный, наглядный, частично- поисковый.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, рассказ учителя.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
1. Организационный момент.
- Ребята, в начале урока я предлагаю вам просмотреть небольшой фрагмент кинохроники, определить, к какому периоду истории относится этот фрагмент, поставить цель и задачи нашего урока.
* просмотр кинохроники «Первая мировая война» (1мин).
Формулировка целей и задач урока учащимися
2. Актуализация опорных знаний.
Повторение раннее изученного материала.
- Прежде чем приступить к изучению нового материла …
- Назовите причины войны
- Вспомните, что послужило поводом к началу Первой мировой войны.
- Назовите цели главных участников войны.
- Когда и почему Россия вступила в Первую мировую войну?
- Почему 01.08.1914 года считается датой начала войны?
- Что такое План Шлиффена?
- Почему война получила мировой масштаб? Каким был её характер?
- Назовите основные фронты, этапы сражения и известные вам битвы. Покажите их на карте.
- Какой была реакция в обществе в воюющих странах: в начале, в ходе, в конце войны?
- Вывод: накануне войны наиболее острые противоречия существовали между Великобританией и Германией, интересы которых сталкивались во многих районах земного шара, особенно в Африке, Азии, на Ближнем Востоке. Их соперничество превращалось в ожесточенную борьбу за господство на мировом рынке, за захват чужих территорий.
3. Изучение нового материала
- Первая мировая война, о причинах и предыстории которой шла речь на предшествующем уроке, стала трагическим прологом глобальных потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 гг. коренятся истоки многих процессов, определивших облик современного мира.
Поэтому столь важно внимательно вглядеться в происходившее на фронтах Первой мировой войны, составить представление о масштабах военных действий, о том, как разворачивались крупнейшие операции. Не менее важно понять, что ощущали рядовые участники этих событий, что скрывается за цифрами потерь и стрелками на картах.
Тема нашего урока «Первая мировая война 1914-1918 гг.»
1.Июльский кризис 1914 года. (Рассказ).
Рассказ сопровождается показом презентации на тему: Первая мировая война 1914-1918 года.
28 июня 1914 года на одной из улиц Сараева был убит наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Он прибыл в Боснию и Герцеговину, чтобы присутствовать на учениях австро-венгерских войск. Эти учения проводились у границ Сербии и носили характер демонстрации силы. Покушавшийся 19-летний студент Гаврило Принцип, член националистической организации «Млада Босна», оказался сербом. Австро-венгерские власти увидели в этом основание, чтобы обвинить Сербию в террористическом акте. С согласия Германии они предъявили Сербии ультиматум, требования которого ущемляли независимость страны. Так убийство эрцгерцога было использовано в качестве повода для начала международного кризиса и в конечном счете для развязывания войны.
28 июля Австро-Венгрии объявила войну Сербии. Европа неумолима вползла в большую войну. 29 июля Россия объявила частичную, затем всеобщую мобилизацию, тогда Германия 1 августа 1914 года объявила войну России, а 3 августа – Франции. После вторжения германских войск в Бельгию 4 августа в войну вступила Великобритания. Италия объявила о нейтралитете. О нейтралитете 4 августа заявили и США. С целью захвата германских владений в Китае и тихоокеанских островов в августе Япония объявила войну Германии. Германия вовлекла в войну на своей стороне Турцию (уже 2 августа 1914 года был подписан германо-турецкий договор), а впоследствии и Болгарию (сентябрь 1915 год).
Так и началась Первая мировая война. Уже в первые месяцы военных действий развернулись на нескольких фронтах в Европе, затем в Закавказье, на Ближнем Востоке, а также в германских колониях в Африке, на Тихом океане. Война разрасталась, охватывая все большие территории и вовлекая все новых участников.
Итак, что же послужило поводом к войне.
Повод-Убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены в Сараево.
2.Цели и планы участников войны.
Все имеет свои причины и эта война также. У каждой страны-участницы были свои причины, почему она вступила в войну, но их можно объединить и тогда можно сделать вывод, что для всех участниц общими были следующие причины:
· Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономическом и военном развитии (так Англию не могла не беспокоить стремительная промышленная экспансия и, главным образом, наращивание мощи военно-морского флота Германии)
· Противоречия из-за колоний, сфер влияния и рынков сбыта.
· Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы.
· Повсеместное усиление националистических настроений.
– Давайте познакомимся с причинами каждой страны-участницы, и определим, к какой из общих причин относятся каждая из них (раздаточный материал).
· Германия стремилась разгромить Англию, лишить её морского могущества и переделить французские, бельгийские и португальские колонии и утвердиться в богатых аравийских провинциях Турции, ослабить Россию, отторгнуть у нее польские губернии. Украину и Прибалтику, лишив её естественных границ по Балтийскому морю.
· Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний.
· Турция при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья.
· Англия стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины, на захват которых питала надежду и Германия.
· Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г, и захватить Саарский бассейн.
· Россия вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией, добиваясь свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединия Галиции и нижнего течения Немана.
· Поляки видели в войне возможность воссоздания государства, разрушенного разделами XVII.
· Италия даже находясь в союзе с Австро-Венгрией, мечтала вернуть свои земли Трентино,Триест и Фиуме .Долго колебавшаяся между Тройственного союза и Антантой Италия, в конечном счете связала свою судьбу с Антантой и воевала на её стороне из-за проникновения на Балканский полуостров.
· В течении трех лет войны Соединенные Штаты Америки занимали нейтральную позицию, наживаюсь на военных подставках обеим воюющим коалициям. США вступили в войну (апрель 1917 г), намеревался продиктовать ослабленным странам условия мира, обеспечивающие мировое господство американского империализма.
3.Начало войны. Провал плана Шлифена. (Работа с текстом учебника).
1 августа 1914 года – начало Первой мировой войны.
Германия рассчитывала на скорую победу над Францией ради того, чтобы сконцентрировать на военных действиях на восточном Фронте. Во имя этого был разработан план Шлиффена. Немецкое командование планировало напасть на Францию через Бельгию.
Вывод: Таким образом, немецкий план провалился – наступление Германии остановилось под Верденом. Ради спасения Франции Россия форсировала наступление своих войск в Восточной Пруссии. Это дало передышку Франции, у которой появилась возможность подготовиться к решающим сражениям. В битве на Марне была отведена угроза от Парижа: война перешла в позиционное русло.
4.Военные действия 1915 года (Рассказ+ работа с картой).
В 1915 году Германия и Австро-Венгрия поставили главную стратегическую задачу: нанести поражение России и вывести ее из войны. На Восточном фронте было сосредоточено более половины вооруженных сил австро-германского блока. В ходе военных действий русские войска были вытеснены из Восточной Пруссии, Польши, Галиции, части Прибалтики и Белоруссии. Но Восточный фронт вновь стабилизировался. Планы Германии вновь были сорваны. Война приобрела затяжной характер.
В ходе войны велась борьба за привлечение новых союзников. Италия в апреле 1915 года, подписав секретный договор, присоединилась к Антанте. Однако итальянские войска не добились успехов в военных действиях в 1915 году. Война на итало-австрийском фронте, открывшемся с мая 1915 года, носил позиционный характер.
В сентябре 1915 года Болгария подписала договор с Германией, договор с Турцией и конвенцию со всеми участниками четырехстороннего союза.
Таким образом вместо Тройственного союза, был сформирован Четверной союз в составе Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции, который продолжал войну против Антанты.
Итогом кампании 1915 года стал срыв германских планов.
5. «Верденская мясорубка» и военные действия в 1916 г.
Вопросы:
- Кому принадлежала данная фраза: «Стоять на месте!»(Ж.Ж.Жоффр).
-Что такое «Верденская мясорубка»? (Совокупность боевых действий немецких и французских войск на Западном фронте, проводившихся с 21 февраля по 18 декабря 1916 года.Одна из крупнейших и одна из самых кровопролитных военных операций в Первой мировой войне, вошедшая в историю как Верденская мясорубка).
-Когда произошла битва на Сомме? (осень 1916 год).
-Успешное наступление русских войск летом 1916 года на Восточном фронте получило название (Брусиловский прорыв).
-Почему данное наступление получило такое название? (Генерал А.А..Брусилов, командующий армией на Восточном Фронте).
-Сражение, длившееся несколько часов, получило название (Ютландское сражение).
- Что побудило Германию перейти к неограниченной политики? (Неудачи 1916г.).
6. Внутреннее положение в воюющих странах. (Беседа).
В современной историографии эта война получила название первой «тотальной».
Беседа с учащимися:
-Как вы думаете, что вкладывается в это понятие? (Это была не просто военная компания, в которой принимали участие войска разных враждующих стран. Это был война экономик, политических систем, военных потенциалов. Она требовала «тотальной» концентрации усилий всех граждан. В нее было вовлечено все население воюющих держав).
- Какова была политика воюющих стран в условиях «тотальной войны»? (Воюющие державы должны были способствовать достижению большей эффективности собственных экономик.Ради этого они мобилизовали не только военные, но и трудовые ресурсы государства).
-Какие меры предприняла гражданская администрация воевавших стран для мобилизации всех имевшихся ресурсов? (Почти повсеместно вводился 12-часовой рабочий день, устанавливалась карточная система, устанавливался контроль за трудом и потреблением. Все это способствовало росту социального напряжения. Также воюющие державы вели политику государственного регулирования большинства экономических процессов).
7.Революция 1917 года в России и Брестский мир. Поражение Четверного союза. (Работа с текстом учебника).
Работа с текстом учебника (с.50-54).
Задание перед чтением:
-Когда был подписан Брестский мир? (3 марта 1918 года).
-Что такое «Бойня Нивеля»? (Неудачное наступление французов на немецкий фронт). Когда произошло данное событие? (апрель 1917 год).
-Сражение, вошедшее в историю, в котором впервые было применено массовая танковая атака англичанами. (Сражение у Камбре).
-Когда произошло сражение под Амьеном? (август 1918 год).
-Капитуляция Германии была подписана (11 ноября 1918 г.).
-Когда закончилась Первая мировая война? (11 ноября 1918 г).
8. Закрепление
Первая мировая война 1914-1918
-Продолжалась 1554 дня
-В ней участвовало 38 стран
-Состав коалиций: Нейтралитет сохраняли 17 государств
-Военные действия проходили на территории 14 государств
-Численность населения стран – участниц войны - 1050 млн человек (62%) населения планеты)
-Мобилизовано 74 млн человек
-Погибло – 10 млн человек, больше, чем за все войны предыдущего тысячелетия.
-Антанта – Англия, Франция, Россия, а также на их стороне США и еще 30 стран.
-Тройственный союз – Германия, Австро-Венгрия, Италия
-Четверной союз – Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария.
9.Версальский мирный договор стран антанты с германией
Запрет Германии иметь ВМФ, ВВС, танки, генштаб...
Демилитаризация Рейнской зоны, ее оккупация на 15 лет
Репарации в 132 млрд. Марок /52 % Франции, 22% Англии/
Армию разрешили иметь не более 100 тыс. человек
Вина в развязывании Первой мировой войны стоила ей колоний
Отторгли 1/8 территории Германии в Европе /Дании -Шлезвиг, Литве - Клайпеду, Франции - Эльзас и Лотарингию, Польше - Познань.../
10.Итоги Первой мировой войны. (Рассказ).
В результате войны был разгромлен блок наиболее агрессивных государств Центральной Европы. Распались Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская империи. В целом ряде стран произошли революции, в результате которых образовались новые государства. Война вызвала социальные потрясения во многих странах мира, на политическую сцену вышли новые политические силы.
Вывод: Война стала проявлением глубочайшего кризиса европейской цивилизации. Первая мировая война была самой кровавой и разрушительной за всю историю человечества. Были вовлечены 33 государства. В боях погибло свыше 1,5 млрд человек. Тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты. Жесткость и насилие войны, пренебрежительное отношение к ценности человеческой жизни, унижение человеческого достоинства породили моральные последствия, которые не поддаются измерению.
4.Закрепление изученного материала
- Назовите событие, послужившее поводом к началу Первой мировой войны. Когда оно произошло? (Убийство эрцгерцога Ф.Фердинанда 28 июня 1914 г.).
-Когда был подписан Брестский мир? (3 марта 1918 г.).
-Перечислите итоги Первой мировой войны. (Огромные человеческие жертвы и материальные затраты; победа стран, олицетворявших процесс развития демократии (Великобритания, Франция, США); социальные потрясения во многих странах мира и др.).
5. Итоги урока. Рефлексия.
А) – О каком важном историческом событии вы узнали сегодня?
– Были ли трудности сегодня в нашем учебном материале?
Если да, то с чем они связаны?
– Было интересно на уроке? Что вас заинтересовало на уроке?
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
мне захотелось…
6. Домашнее задание: § 5.творческое задание по выбору.
Директор МКОУ «Ашагастальская СОШ» _____________Махмудов Ф. А.
Зам.директора по УВР_____________Абдулмеджидова Ф. А.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АШАГАСТАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СУЛЕЙМАН – СТАЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
с.Ашагастал, ул. Идрисова 1, тел: 89285286704, E-mail: ashagastal.sosh@yandex.ru
Отзыв коллег на открытый урок по истории в 10 классе
«Россия в Первой мировой войне»
учителя истории МКОУ «Ашагастальская СОШ»
Магомедовой Румины Загидиновны
Тема урока: «Россия в первой мировой войне»
При планировании урока была сделана опора на диагностику общеучебных специальных умений, которая выявила недостаточную развитость у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать исторические явления. В связи с этим при определении развивающих целей была сделана ставка именно на эти умения.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний. Дать ученикам представление о предпосылках, причинах Первой мировой войны, о противоборствующих силах с войне, их намерениях и военных планах, о поводе к войне и о её начале (июль – август 1914 года). Особенно: положение России накануне войны и в расстановке сил, степень готовности России к войне и её военные планы. Образовательная задача урока – обеспечить знание учениками основных фактов, теоретических положений и выводов по теме урока.
На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, эвристическая беседа, мультимедийная демонстрация, анализ, синтез, заполнение по ходу урока таблицы , анализ таблицы, проблемное изложение вопросов, индивидуальная работа, работа с текстом, фронтальная беседа.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.
На уроке использовалась интерактивная доска, на которой были представлены задания по проверке домашнего задания развивающего характера, была проведена проверка правильности выполнения заданий с отработкой умения учащихся работать с интерактивной доской. Был представлен наглядный материал по теме.
Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.
Структура урока построена с использованием элементов развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера, постановка новых задач к последующему уроку.
На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.
Урок состоял из 4 этапов, логически связанных между собой:
1. Организационного.
Целеполагания и мотивации. Этапа подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором сообщалась тема и цель урока.
Проверка домашнего задания.
2. Усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков, запись в таблице, анализ, сравнение, обобщение.
3. Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки, мотивировано домашнее задание, проведен инструктаж по его выполнению. Задание на дом предложено основное и с творческим содержанием. Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей учащихся
4. Рефлексия. На этом этапе проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учащимися.
Структурно урок выдержан.
Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.
Этапы урока были логично связаны друг с другом.
При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и
компетентностно-ориентированный подход в обучении. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения.
Урок содержит большой объем информации. Использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы.
Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.
Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что урок цели достиг.
Директор МКОУ «Ашагастальская СОШ» _____________Махмудов Ф. А.
Зам.директора по УВР_____________Абдулмеджидова Ф. А.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АШАГАСТАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СУЛЕЙМАН – СТАЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
с.Ашагастал, ул. Идрисова 1, тел: 89285286704, E-mail: ashagastal.sosh@yandex.ru
Отзыв родителей на открытый урок по истории в 10 классе
«Россия в Первой мировой войне»
учителя истории МКОУ «Ашагастальская СОШ»
Магомедовой Румины Загидиновны
На уроке четко прослеживался проблемный характер изложения учебного материала. Предлагались ситуации, когда нужно было составить алгоритм действий, чем были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения. Учащиеся получили помощь в решении значимых для них проблем, имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов. Здесь можно отметить использование компьютерной презентации при подготовке сообщения об экономике. При подготовке презентации была проделана очень большая предварительная работа. Материал, предлагаемый в презентации, выходил за рамки учебной программы, что способствует расширению кругозора учащихся.
От учителя, ставящего перед собой задачу создать в классе учебное сообщество, требовалась принципиальная смена педагогической позиции: с одной стороны не давать в готовом виде ни правил работы, ни образца результатов, с другой – помочь выдвигать предложения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного мнения.
Использование современных средств обучения эффективно повлияло на результативность урока, мотивацию учащихся, отразило итог работы учащихся на уроке, тем самым доказав достижение поставленных целей урока. Замысел занятия полностью реализован.
Родители 10а класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.