Методическая разработка открытого урока
Математики в 8 классе на тему:
«Способы решения квадратных уравнений»
Оглавление
Наименование |
Стр. |
1.Обоснование выбора, методы обучения на уроке, актуальность поставленной цели |
3 |
2. Место урока в тематическом планировании и системе уроков |
3 |
3. Организация учебной деятельности с учётом личностно – ориентированной технологии обучения |
4 |
4. Организация учебной деятельности с учётом здоровье сберегающей технологии обучения |
4 |
5. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ |
5 |
6. Цель урока |
7 |
7.Ход урока |
8 |
8. Конспект урока |
9 |
9. Самоанализ урока |
16 |
10.Приложение |
18 |
11.Список использованной литературы |
19 |
Обоснование выбора
Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли донести знания до учащихся как можно интереснее и доступнее. Одной из таких форм является урок – обобщения и систематизации знаний, на котором школьники сами находят способы решения квадратных уравнений, обсуждают их решение, учатся критически мыслить, анализировать.
Методы обучения на уроке:
ü математические методы – моделирование, использование математического языка;
ü методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
ü методы педагогики – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
ü информационные методы - использование презентации Power Point.
Актуальность поставленной цели урока.
При решении квадратных уравнений учащиеся используют в основном один способ, с помощью дискриминанта. О решении несколькими способами, как правило, не приходится говорить. Данный урок позволяет обобщить и рассмотреть различные способы решения квадратных уравнений изучаемых на уроках алгебры в разное учебное время; привести усвоенные способы в стройную систему. Конечным результатом усвоения таких систем знаний является сознательное овладение основными способами решения квадратных уравнений.
Место урока в тематическом планировании и системе уроков.
Преподавание ведётся по учебнику «Алгебра - 8», под редакцией С.А. Теляковского. В учебнике отдельно рассматриваются темы «Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена», «Решение квадратных уравнений по формуле», «Теорема Виета», «Графический способ решения уравнений». Данный урок позволяет обобщить все ранее изученные способы, так как к его проведению они умеют решать уравнения различными методами. В 9 классе после изучения темы: «График квадратичной функции» эта работа будет продолжена.
Форма организации деятельности учащихся.
На уроке я использую технологию индивидуально-бригадного обучения (ТИБО). Индивидуальная, парная, групповая работа. Организация индивидуальной деятельности позволяет учитывать способности и образовательные потребности каждого, а коллективная (командная, бригадная) деятельность оказывает помощь каждому учащемуся в успешном освоении учебной программы. На данном уроке учащиеся разбиваются на группы по принципу личных симпатий для коллективной работы. Начало выполнения задания происходит путём «мозгового штурма», когда каждый по очереди высказывает свою мысль. В каждой группе есть 2 человека, которые «собирают» лучшие идеи, 1 человек в каждой группе представляет «пресс- центр», он записывает решение. Ребята в группе работают так, чтобы каждый смог затем решить уравнение этим способом, рассказать решение у доски. Если кому-то не понятно, то ему индивидуально более сильный ученик объясняет еще раз. Назначается спикер от каждой группы, и он оглашает результат работы группы, защищает решение у доски.
Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.
На уроке созданы условия для реализации основных принципов личностно ориентированной технологии обучения. Это выражено в следующем:
ü создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
ü стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов решения задачи без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
ü оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно, неправильно), но и по процессу его достижения;
ü поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
ü создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
ü создание ситуации выбора и успеха;
ü создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;
ü создание обстановки для естественного самовыражения ученика;
Организация учебной деятельности с учётом здоровье сберегающей технологии обучения
Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:
Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.
Презентация Power Point используется на данном уроке в качестве демонстрации. Презентация состоит из 16 слайдов, включая титульный лист. Использование таблиц, формул, картинок на слайдах позволяет учащимся не терять время на обдумывание вопросов и решения уравнения данным способом. Без использования презентации учащимся работать было бы намного сложнее. Смена слайдов происходит по щелчку мыши.
Оформление презентации отвечает основным требованиям:
ü один и тот же вид информации помещён в одном и том же месте;
ü в центре слайдов помещена основная текстовая информация, которой учащиеся должны пользоваться при решении квадратных уравнений;
ü тексты заданий помещены в верхней части слайдов;
ü при оформлении презентации минимизировано количество используемых цветов, для выделения наиболее важных данных и развития зрительной памяти использован один и тот же цвет;
ü разумно использован цветовой контраст.
Использование ИКТ на данном уроке способствует:
1. решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
2. повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом, никто не бездельничает;
3. повышению интенсификации урока и темпа урока: презентация позволила значительно сократить время на обдумывание решения;
4. увеличению объёма выполненной работы.
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения.
Результат деятельности учащихся.
Результатом деятельности учащихся на уроке является понимание сути различных способов решения квадратных уравнений, осознанный и вдумчивый подход к анализу, поиску новых способов. Открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху.
Цель урока:
Обобщение темы: «Квадратное уравнение»; создание условий для осознанного и уверенного владения навыком решения квадратных уравнений, рассмотрение различных способов решения квадратных уравнений.
Образовательные задачи урока:
систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений, расширить и углубить представления учащихся о решении уравнений, организовать поисковую деятельность учащихся при решении квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.
Развивающие задачи урока:
ü развивать математическое мышление, память, внимание;
ü развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
ü развивать коммуникативные навыки; навыки самостоятельной работы;
ü развивать устную и письменную речь учащихся;
ü привить любовь к предмету, желание познать новое.
Воспитательные задачи урока:
1. воспитывать культуру умственного труда;
2. воспитывать культуру коллективной работы;
3. воспитывать информационную культуру;
4. воспитывать потребность добиваться успехов в приобретении знаний; воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развитие самостоятельности и творчества.
Формы обучения:
Индивидуальная, фронтальная работа, парная работа, взаимопомощь, групповая (коллективная) деятельность.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийная установка, презентация, листы учета знаний, карточки.
Ход урока.
Структура и содержание
|
Методы и приемы |
Время |
1. Введение. Организационный момент. Предъявление темы и постановка задач урока.
2. Обобщение и систематизация знаний. Устная работа.
Фронтальный опрос.
Выполнение заданий. Работа в тетради.
Работа в группах. Защита у доски.
Физминутка.
Объяснение.
3. Домашнее задание.
4. Итог урока. Рефлексия.
|
Рассказ.
Объяснительно - иллюстративный метод.
Беседа
Репродуктивный метод, самоконтроль. Частично – поисковый метод.
Исследовательский метод, Коллективный поиск.
Рассказ учителя.
Инструктаж учителя.
Синквейн. |
2-3 мин.
3 мин.
10 мин.
5 мин.
10 мин.
1 мин.
5 мин.
2 мин.
4 мин. 3 мин.
45 мин.
|
Конспект урока
Действие учителя |
Действие учащихся |
|||||
I. Введение. Организационный момент.
Презентация. Слайд № 2.
Громко прозвенел звонок- Начинается урок. Здравствуйте! Садитесь! Все мне улыбнитесь!
Квадратные уравнения повторяем, Способы решения обобщаем! Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.
Презентация. Слайд № 3.
Цели урока: 1. образовательная – формирование умения систематизировать и ориентироваться в полученных знаниях, свободно владеть ими. 2. воспитательная – формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля. 3. развивающая – развитие внимания, памяти, познавательного интереса к предмету, умения рассуждать и аргументировать свои действия.
2.Обобщение и систематизация знаний. Перед вами 4 уравнения. --Какие из приведенных ниже квадратных уравнений можно решить сейчас? (Все, кроме последнего примера). - 25 = 0 2. 5- 5х = 0 3. 7+ 16 = 0 4. + 7 =0 -- Что объединяет те квадратные уравнения, которые можно решить прямо сейчас? ( Они являются неполными квадратными уравнениями). Давайте решим такие уравнения.
Ответы: 1) х=5; -5. 2) х= 0; 1 3) корней нет.
Фронтальный опрос
Презентация. Слайд №4,5
• Сформулируйте определение квадратного уравнения. (Квадратным уравнением называется уравнение вида +вх + с =0, где а,в,с – заданные числа, а≠ 0, х – неизвестное). • Назовите формулы неполных квадратных уравнений. Почему они называются неполными квадратными уравнениями? (Формулы неполных квадратных уравнений: =0, , + с =0(с≠0). Квадратное уравнение +вх + с =0 называется неполным, если хотя бы один из коэффициентов в или с равен нулю). • Как взаимосвязаны дискриминант и корни квадратного уравнения? Чему равны корни квадратного уравнения? (При вычислении корней квадратного уравнения необходимо знание дискриминанта: • Х=
1. |
2. |
3. |
Защита |
Устные ответы |
Самооценка |
Итог |
Список использованной литературы:
1. Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2007.
2. В.И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. – М.: Просвещение, 2001.
3. Ковалева Г. И. Уроки математики в 8 классе. Поурочные планы. Часть 2.- Волгоград: Гринина Е. С.,2003.-64с.
4. Н.Л.БарсуковаОткрытые уроки алгебры. 7-8 классы; Москва; ВАКО; 2010г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.