Учитель географии
7 класс
Тема урока: Северная Америка. Физико-географическое положение.
Цель: создать условия для активно-познавательной деятельности учащихся при изучении физико-географического положения, размеров и очертаний материка Северная Америка.
Задачи:
· Оказать помощь в изучении особенностей географического положения материка Северная Америка: расположению материка относительно экватора, меридианов, тропиков, полярных кругов, определение крайних точек, протяжённости материка, океанов и морей омывающих материк, выявление островов, полуостровов, размеров и очертаний материка, повторении географических терминов.
· содействовать развитию у школьников следующих компетенций: умение ставить цель и планировать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, работая с учебником, географической картой Мира и Северной Америки, умение осуществлять самоконтроль, умение работать во времени; по средствам разнообразных методов и приемов активизировать мыслительную деятельность учащихся, память;
· содействовать воспитанию коммуникативной культуры при взаимодействии в группе, прививать интерес к предмету.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, исследовательский, творческий.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Оборудование: физическая карта Северной Америки, атласы, контурные карты, электронная доска для воспроизведения презентации, карточки с заданиями и для самоконтроля,
Ход урока:
1. Органицационно-деятельностный этап:
o проверка школьных принадлежностей необходимых к уроку;
o закрепление учащихся в группы;
o ориентирование учащихся на работу в группах: спикер группы, ученик – хранитель времени, ученик, следящий за дисциплиной в группе, ученик - картовед.
o ориентирование на систему оценивания (карточка самоконтроля, взаимоконтроля)
2. Выведение темы урока.
Учитель: Хочется начать урок следующими стихами:
– Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И тогда я вспомнила слова поэта А. Твардовского:
Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте.
Листать обратно календарь.
- Мне хочется зачитать вам письмо одного известного путешественника:
"Я знаю, что существование такого пути может быть доказано на том основании, что Земля - шар. Тем не менее, чтобы облегчить предприятие, я решился изобразить новый путь на морской карте. Отправляю Его Величеству карту, сделанную мною собственноручно. На ней изображены Ваши берега и острова, откуда Вы можете плыть непрерывно к западу; и места, куда Вы прибудете; и как далеко Вы должны держаться от полюса или от экватора; и какое расстояние Вы должны пройти, чтобы достигнуть стран, где больше всего разных пряностей и драгоценных камней. Не удивляйтесь, что я называю западом страны, где растут пряности, тогда как их обыкновенно называют востоком, потому что люди, плывущие неуклонно на запад, достигнут восточных стран за океаном в другом полушарии. Но если Вы отправитесь по суше - через Ваше полушарие, то страны пряностей будут на востоке...".
- Кто из путешественников мог написать такое письмо в конце 15 века? (Христофор Колумб) (слаид 1)
- К какому открытию привело путешествие Х.Колумба в 1492 году? (Открытию Америки) (слаид 2)
- Можете ли вы объяснить почему часть света Америка назвали не в честь первооткрывателя Христофора Колумба?
(Повторение. Ответы учащихся о мореплавателе Америго Веспучи )
- Я предлагаю вам открыть тему урока: (слаид 3)
3.Целеполагание. Учитель предлагает учащимся самостоятельно определить цель урока.
- Что должны узнать на уроке? (Физико-географическое положение)
- Какие практические навыки развить? (Умение работать в группах, с картами)
- Что должны воспитать в себе? (уважительное отношение друг к другу)
4.Разнообразие природы Северной Америки.
Работа с учебником стр 117. Чтение по цепочке отличительных черт природы Северной Америки. Сопровождение презентацией.
5.Построение учащимися плана ФГП материка.
Повторение
1. Положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков и полярных кругов, площадь материка, конфигурация, очертание береговой линии.
2. Крайние точки материка и их координаты.
3. Протяжённость материка с С-Ю, З-В в км и градусах.
4. Моря, океаны, заливы, проливы, омывающие материк.
5. Острова, полуострова, материки находящиеся рядом.
6. Организация самостоятельной работы в группах.
- Характеристику ФГП Северной Америки мы проведем в группах по данному плану. Каждая группа будет выполнять своё задание. После проведённой работы каждая группа защитит выполненную работу, и результат будет занесён в предложенные вам таблицы. Работу будут проводить картографы, географы, мореходы, землемеры, исследователи, Предлагаются разноуровневые задания, учащиеся получают задание в соответствии с уровнем сложности).
«Картографы» - по Физической карте Мира определят положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков и полярных кругов, площадь материка, конфигурацию, очертание береговой линии.
«Географы» - по Физической карте Северной Америки определят крайние точки материка Северная Америка и их координаты.
«Мореходы» - по Физической карте Северной Америки совершит плавание вокруг Северной Америки по океанам, морям и, заливам, омывающим материк.
«Путешественники» путешествуя по Физической карте Северной Америки, определят острова, полуострова, материки находящиеся рядом.
«Землемеры» по Физической карте Северной Америки измерят протяжённость материка с С-Ю, З-В в км и градусах.
7. Защиты выполненных заданий.
Спикеры групп защищают выполненную работу, на электронной доске – предполагаемые ответы учащихся. Походу учащиеся корректируют и дополняют ответы.
Выставление оценки за работу в группе: самоконтроль, взаимоконтроль.
8.Закрепление материала.
Заполнение контурных карт: Обозначьте на контуре северной Америки географические объекты цифрами, под которыми они стоят, пройденные в течение урока – это моря и заливы, омывающие материк, крупные острова, полуострова.
Взаимопроверка выполненных заданий. Критерии.
Оценка за заполнение карты.
9. Домашнее задание: 2 мин стр 117-119, работа с атласом, контурной картой ( дополнить географические объекты).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.