Методическая разработка открытого урока по географии в 9 классе на тему:"Какая она, Россия?"
Цель: Формировать целостное представление о России, об особенностях природы и населения в современном мире.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Учитель:
Перелет с Камчатки до Москвы составляет 9 часов.
Какая же она огромная, наша Родина!
В начале 19 века выдающийся русский историк Николай Михайлович Карамзин писал о России:
"Не удивительно ли, как земли, разделенные вечными преградами Естества, неизмеримыми пустынями и лесами непроходимыми, холодными и жаркими климатами; как Астрахань и Лапландия, Сибирь и Бессарабия, могли составить одну Державу с Московию?"
Несколькими десятилетиями позже другой классик российской исторической науки, Сергей Михайлович Соловьев, высказал свою точку зрения: "Перед нами обширная равнина: на огромном расстоянии от Белого моря до Чёрного и от Балтийского до Каспийского , путешественник не встретит никаких сколько-нибудь значительных возвышений, не заметит резких переходов. Однообразие природных форм :"
Что общего в этих высказываниях? (Предполагаемый ответ: высказывания о России).
Чем они отличаются? (Предполагаемый ответ: одно высказывание о разнообразии России, другое высказывание об однообразии России).
Вы абсолютно правы. В этом и заключается противоречие.
Так какая же она, Россия?
Это главный вопрос нашего урока, ответ на который нам предстоит дать.
Вспомним, какие факторы влияют на природу любой страны?
(Предполагаемый ответ: - размеры территории государства);
(Предполагаемый ответ: - географическое положение).
По данным позициям дадим характеристику природе России.
- Какова площадь территории России? (Предполагаемый ответ: 17,1млн. км?).
- В каких климатических поясах расположена наша страна? (Предполагаемый ответ: в трех климатических поясах: арктическом, субарктическом, умеренном).
- На что оказывает влияние разнообразие климата? (Предполагаемый ответ: на разнообразные природные зоны).
- Дайте характеристику рельефу? (Предполагаемый ответ: разнообразный рельеф - обширные равнины, горы различные по высоте).
К какой точке зрения вы больше склоняетесь? (Предполагаемый ответ: природа России разнообразна).
Есть еще одна ценность в России - это люди, население.
Познакомимся с национальным составом населения России и его культурой.
Для работы вам предложены логические опорные конспекты, в которых вы будите записывать информацию (Приложение №1).
Обратимся к данным последней переписи, проходившей в 2002 году, сколько народов проживает на территории нашей страны? (Предполагаемый ответ: 192 народа). Запишите в ваши конспекты.
Откройте учебник 6 страницу 34, ответьте на вопрос - чем отличаются каждый из народов? (Предполагаемый ответ: по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре, трудовым навыкам).
Ведь не случайно флаг России - бело-сине-красный. Почему Петр I выбрал эти цвета доподлинно неизвестно. В конце XX века стал очевиден символический смысл флага.
Красный цвет - имел сакральное (лат. "священный") значение у славян.
Синий, цвет вечного неба, - священный для тюркских и монгольских народов.
Белый, цвет снега, - традиционный для народов уральской семьи.
Славяне, тюрки, финно-угорские народы составляют почти 95% населения России, тогда как народы других языковых групп - лишь 5%.
Таким образом, бело-сине-красный флаг нашей страны можно назвать её своеобразной этнической картой.
Предлагаю вам создать этническую карту некоторых народов, проживающих в России.
1 группа создает образ культуры русского народа, проживающего повсеместно, хотя исконно русские области - Европейский Север, Северо-Запад, центральные районы России.
2 группа - образ культуры народов Северного Кавказа.
3 группа - создает образ культуры коряков, как самого многочисленного народа северо-востока России, проживающего на моей Камчатке.
Для работы вам предложены атласы, энциклопедии, справочный материал и приложение 2. (В приложении 2 предложены краткие тезисы по культуре народов для каждой группы).
План работы в группах:
1. Используя атласы, оцените природные условия данной территории, которые повлияли на образ жизни народов;
2. Охарактеризуйте культуру народов:
1. Найдите в художественных произведениях отрывки, отражающие природу или культуру народов данной территории.
2. Покажите наглядно образ изучаемого народа.
Время работы в группах 5-7 минут.
Напоминаю правила работы в группах:
Изучите материал, обсудите ответ и зафиксируйте его в таблице, выберите выступающего для отчета. Начинам работать.
Время для подготовки вышло, приступаем к отчету групп. По ходу отчетов заполняйте таблицу.
Выслушав отчеты каждой группы, какой можно сделать вывод о культуре народов России? (Предполагаемый ответ: культура народов России разнообразная).
Вы сейчас создали образы культуры народов только трех территорий. А представьте, если бы мы составили этническую карту всех народов нашей страны?
А что нас всех объединяет? (Предполагаемый ответ: русский язык).
"Я
люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша могуч:"
Так какая же она, Россия?
Подведем окончательный итог в виде пятистишья "синквейна":
Совместными усилиями мы получили ответ:
- Россия
- Разнообразная, многоликая
-Верю, надеюсь, люблю
- Я люблю тебя Россия
- Родина (Отечество, Отчизна).
Сегодня на уроке каждая группа по-своему представила культуру народов.
Домашнее задание: на следующих уроках вы будите продолжать изучать тему "Население России", а на дом хочу предложить вам творческое задание - создать образ своего родного края "Мой край в судьбе России", где можно описать природные условия и культуру народов Республики Башкортостан.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.