Методическая разработка открытого урока по истории в 8 «в» классе "Отечественная война 1812 года"
Оценка 4.9

Методическая разработка открытого урока по истории в 8 «в» классе "Отечественная война 1812 года"

Оценка 4.9
docx
20.06.2021
Методическая разработка открытого урока по истории  в 8 «в» классе "Отечественная война 1812 года"
Конспект открытого урока истории в 8 классе Отечественная война 1812 год.docx

Конспект урока по истории России в 8 классе по теме: « Отечественная

война 1812 г.»

https://gerb-flag.ru/pic_subject%202/Derbent-gerb-bez-ramki_b.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город Дербент» «Гимназия Культуры мира»

Республики Дагестан

 


Ул. Оскара 26 г. Дербент РД 368600 тел. 4-24-10            факс: (8 240) 4-24-10

E-mail: [email protected]

 

Методическая разработка открытого урока по истории

в 8 «в» классе

"Отечественная война 1812 года"

 

Разработала урок

учитель истории

Султанова  Раида Гусейновна

 

Цели: познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года и

значением бородинского сражения для России;

  - сформировать у учащихся чувство гордость за свою страну и

благодарность великим людям, служившим России;

  - развивать умение рассуждать, делать выводы, систематизировать и

обобщать знания;

Задачи:

 1.Закрепление,  обобщение изученного материала

 2.Отрабатывать задания по образцу ГИА и ЕГЭ

 3.Прививать любовь к Родине, народу, героям Отечества.

 

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, проектор, тесты для

проверки домашнего задания.

 

1.     Организационный этап

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня мы продолжаем  изучать Российскую историю в период  правления Александра I.

 

2.     Актуализация знаний

Учитель: Ребята, давайте вспомним события, которые вы изучили на прошлых занятиях.
Учитель: Итак, в 1801 году на престол вступил….(Александр 1).
Правильно, молодцы, ребята. Александр 1 был сыном …(Павла 1) и любимым внуком (Екатерины 2)
Учитель: Молодцы, ребята.
Учитель: В 1805 году Россия вступила в очередную антифранцузскую коалицию. Ее союзниками были Великобритания, Австрия и …(Швеция).
Учитель: Когда произошло сражение под Аустерлицем, где армия Наполеона Бонапарта разгромила австро-русскую армию.(20 ноября 1805 года).
Учитель: В 1806 году была создана 4 антифранцузская коалиция. В ее состав вошли…(Англия, Россия, Пруссия и Швеция).
Учитель:
 В каком году и какой мир подписала Россия с Францией? (1807 год, Тильзитский мирный договор)
Учитель: Ребята, перечислите условия Тильзисткого мира 1807 года России с Францией. (Россия признавала все завоевания Наполеона, Россия присоединялась к «континентальной блокаде» Великобритании . Пруссия превращалась в зависимое от Франции государство. Из части прусской и австрийской территорий Наполеон создал подчиненное себе герцогство Варшавское. Белостокская область созданного герцогства Варшавского передавалась Росссии).
Учитель: Молодцы, хорошо знаете пройденный материал, ребята. А теперь ответьте мне, пожалуйста, выгодны ли были условия Тильзитского мира для России? 
Ученики: В целом, нет. Потому что присоединение России к «континентальной блокаде» Великобритани больно ударило по экономике России и Англии.
Учитель: Отлично, ребята.

 

3.     Формулировка темы и задач урока

Учитель: Ребята, посмотрите на доску, на иллюстрации и портреты известных исторический деятелей. Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить сегодня? 
Ученики: об Отечественной войне 1812 года.
Учитель: Значит, как мы можем сформулировать тему урока. 
Ученики: Отечественная война 1812 года.
Учитель: правильно, записываем тему в тетради, ребята. (записывают тему в тетради)
Ребята, мы с вами сформулировали тему урока, давайте теперь разберемся что мы должны будем сегодня сделать на уроке.
Ученики:1)узнать, как началась война
                2)изучить причины войны
                3)познакомиться с основными событиями войны
                4)узнать об итогах и значении войны

Изучение нового материала.

  1. Начало войны. Планы и силы сторон.   

- Как вы знаете, война никогда не начинается на пустом месте. Всегда существую какие-то причины.

- Давайте вспомним, какими были отношения Франции и России в данный период времени?

         ( 1) разрыв Тильзитского мира;

         2) разрыв русско-французского союза

         3) отказ Александра выдать свою сестру замуж за Наполеона

         4) захватнические амбиции Наполеона)  

-  Для того, чтобы вести военные действия, армия должна быть хорошо подготовлена. Для войны с Россией Наполеон создал огромную армию, насчитывавшую 600 тыс. человек и 1372 орудия. «Великая армия», как ее называли, имела необычайно пестрый национальный состав: французов в ней было только около половины, а остальную часть составляли поляки, пруссаки, австрийцы, итальянцы, голландцы и т. д. Эта была поистине «армия двунадесяти языков». Укомплектована эта армия была по принудительному принципу – денег и славы ей не нужно, поэтому теряла надёжность в случае неудач. Во Франции была введена всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволило быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми.

-  Каким же положение нашей русской армии?

Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. К тому же она была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы.

- Как происходило укомплектование русской армии?

- Рекрутские наборы – из определённого числа мужчин население страны лишь 1 мужчина служил в армии – большинство русских людей не были обучены военному делу.

- Каков характер войны для обеих сторон?

         1) Для Франции – захватнический и грабительский

         2) для России – освободительная, защитническая

 

- В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью около 420 тыс. человек начали вторжение в пределы России. Их возглавляли сам император и его прославленные полководцы, покорившие всю Европу.

Из документа:

« Первым переправилось несколько сапёров в челноке. Они пристали и высадились на русский берег беспрепятственно, к их удивлению Там- мир, война – на другой стороне. Всё спокойно в этой чужой стране, которая была им представлена такой угрожающей.  Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер, командующий патрулём. Он один: кажется, что он уверен в мире и не подозревает, что перед ним – вся вооружённая Европа.  Он спрашивает иностранцев : « Кто вы?» « Французы!» - был быстрый ответ. « что вам нужно и зачем вы пришли в Россию?» « воевать с вами! Взять Вильно! Освободить Польшу!» Казак ускакал, исчез в лесу. Вдогонку ему выстрелили три разгорячённых солдата»

- Главную силу русских войск составляла:

         1)  1-я армия под командованием военного министра М. Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман.

         2) Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П. И. Багратиона.

         3) Еще южнее 3-я армия А. П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.

 

- Какие же планы преследовал Наполеон?

Предполагалось, что Наполеон будет наступать на Петербург. Поэтому существовал план генерального (решающего) сражения вблизи границы силами 1-й армии при поддержке армии Багратиона. Это соответствовало планам Наполеона, поскольку в условиях превосходства сил противника и распыленности собственных войск такое сражение могло привести к гибели основной части русской армии.

Наполеон говорил: « Если я возьму киев – возьму Россию за ноги;, если я возьму Петербург – возьму Россию за голову, если я возьму Москву – то поражу её в самое сердце»

 

Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокомандующим был сам Александр — человек, далекий от военного дела. Вскоре его убедили уехать из армии.

-Наполеон тем временем начал осуществление своего замысла. Он состоял в том, чтобы двинуться основными силами на Москву. Для этого предполагалось не допустить соединения русских армий и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не предполагал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он хотел превратить Александра (или того, кто сменит его на престоле) в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Предполагалось и отторжение от России части ее территории. Кроме того, через территорию России Наполеон намеревался нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии.

- Чего больше всего не желал Наполеон? ( объединение русских армий)

- Какую тактику должны были предпринять российские полководцы, зная о троекратном превосходстве армии Наполеона? ( объединиться)

 

Документ 2

« Наполеоном овладело беспокойство и удивление: он понял, что русское безмолвие зловеще их присутствия и сопротивления…27- го Наполеон направился к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой временно руководил Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий предпочёл сжечь магазины, разрушить мост, перетянутый через Вилию и направился форсированным маршем к северу»

 

- Вся переписка генералов в первый период кампании была наполнена заботами о продовольствии и жалобами на его недостаток

- известный командующий Г. Росс писал:

« Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино ии водка сделались большой редкостью. Купить ничего было нельзя. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывало воровством и грабежом их прислуга. В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала крупнейшие беспорядки»

- другой командир Дедем:

« Счастливый захват какого-либо магазина прежде, чем русским удавалось уничтожить его. Являлся событием едва ли не более важным, нежели успех, одержанный над неприятелем»

 

2. Смоленское сражение.

- С отъездом Александра в Петербург общее руководство войсками осуществлял военный министр Барклай де Толли, который избрал единственно верный образ действий — любой ценой сохранить войска и, не вступая в генеральное сражение, соединить силы 1-й и 2-й армий.

- Первоначально армии Барклая и Багратиона должны были соединиться в районе Витебска. Однако лишь во второй половине июля 1-я и 2-я русские армии встретились в Смоленске. Тем самым первоначальный замысел Наполеона был сорван.
В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами около 20 тыс. своих солдат. ( клик) После того как русские войска и население покинули Смоленск, противнику достались лишь обугленные руины города. Ни продовольствия, ни фуража, на которые рассчитывал Наполеон, захватить здесь так и не удалось. Русская армия не только была сохранена, но и убедилась в том, что «непобедимого» противника вполне можно успешно бить.

- Как относились к отступлению в армии?

- Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником считали Барклая де Толли. Причём его обвиняли его же соратники: Багратион, Ермолов, Платов, Сен-При и масса второстепенных лиц. Обвиняли даже в измене.

 

- Барклай де Толли писал:

« Ещё ни один полководец ни в одной армии не находился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая из соединённых армий имела своего особого главнокомандующего, которые наделены были полномочиями, вполне соответствующими таковому положению. Каждый из них имел право распоряжаться по собственному усмотрению вверенною ему армию. Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не решился воспользоваться этим правом»

- Как быть в данной ситуации? Выход один – сменить главнокомандующего. Тем более, в армии стали чаще слышны призывы назначить более популярного в армии главнокомандующего.

 

  3. Назначение Кутузова главнокомандующим.

- Кого? Недавнего победителя Турции генерала М.И. Кутузова.

- Он никогда не был любимцем императора, который не мог ему простить самостоятельности и огромной популярности в народе. Тем не менее он вынужден был подписать указ о назначении его главнокомандующим. Подписав этот указ, Александр произнёс : « Я должен был остановить выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки»

 

         Мы долго молча отступали,
         Досадно было, боя ждали,
         Ворчали старики:
         "Что ж мы? на зимние квартиры?
         Не смеют, что ли, командиры
         Чужие изорвать мундиры
         О русские штыки?"

- Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия Барклая были верными и отступил ещё ближе к Москве, остановились лишь неподалёку от Москвы в селе Бородино. Здесь Кутузов решает дать генеральное сражение Наполеону.

                            4. Бородино. 

                    И вот нашли большое поле:
                   Есть разгуляться где на воле!
                   Построили редут.
                  У наших ушки на макушке!
                   Чуть утро осветило пушки
                   И леса синие верхушки -
                   Французы тут как тут.

 

         - Силы сторон были примерно равны.

Россия

Франция

Людей – 132 тыс.

Людей – 135 тыс.

Орудий - 640

587

 

Главные цели сторон были различны

        

Россия

Франция

- прорвать наступательный прорыв противника

- обескровить его

- сделать дальнейшее наступление невозможным

 

- разгромить русскую армию

- захватить Москву и поставить на колени Александра I


Учитель: Фактически сражение не принесло победы ни одной стороне. Количество потерь было велико как никогда. НО главный результат Б.в. состоял в том, что она не позволила Наполеону одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне.
Учитель: Несмотря на требование царя дать новое сражение, 1 сентября Кутузов на военном совете в дер. Филях принял решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии. (обратить внимание на картину художника Кившенко «Совет в Филях»).

4.  Физминутка. 
Учитель: 2 сентября русская армия покинула Москву. Давайте подумаем о плюсах и минусах оставления Москвы русской армией.
       Оставление Москвы, плюсы и минусы

                              Плюсы

                  Минусы

1. Сохранение армии и возможности дальнейшего сопротивления;

2. Дальнейшее изматывание противника.

3. Возможность оторваться от противника и пополнить армию.

1. Захват противником древней столицы, что  могло оказать большое моральное воздействие на русских.

2. Разорение Москвы.

3.Захват крупного богатого города и крупного опорного центра

 

5.Закрепление
Учитель:
 А теперь давайте ответим на вопрос: почему все-таки войну назвали Отечественной?
1)Война носила всенародный, отечественный характер.
2)В ней участвовали все народы России.
3)В городах шло формирование ополчения и сбор средств для нужд действующей армии.
4)Народный характер войны проявился наиболее ярко в действиях крестьян.
5)Крестьяне оказывали помощь русской армии продовольствием, но сами не боролись с противником.        

Учитель:  Тест. Самопроверка

1.Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:

а)    Багратион  б)    Наполеон  в)      Барклай- де- Толли

2.Французская армия вторглась в Россию:

а)    1 сентября 1812 года   б)    14 ноября 1812 года   в)      12 июня 1812 года

3.Главнокомандующим русской армии был назначен:

а)    М. И. Кутузов  б)    А. В. Суворов   в)      Ф. Ф. Ушаков.

4.Бородинская битва произошла:

а)    26декабря 1812 года  б)    26 ноября 1812 года  в)      26 августа 1812 года.

5.Какое решение принял М. И. Кутузов после сражения:

а)    оставить Москву  б)    дать еще одно сражение под Москвой,

в)      признать Наполеона победителем.

6.Война 1812 года называется Отечественной потому, что

а)    главное сражение произошло под Москвой,

б)    на войну поднялся весь народ,

в)      вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие.

7.Кому принадлежат строки:

Недаром помнит вся Россия 

Про день Бородина…

а)    А. С. Пушкину  б)    М.Ю.Лермонтову  в)      Д. В. Давыдову.

8.В честь победы на Наполеоном был построен:      

а)    Петропавловский собор,   

б)  Спасо-преображенский собор,     

в) Храм Христа Спасителя.

 

9.Определи последовательность событий Отечественной войны 1812 года и проставь рядом соответствующие цифры: Вступление Наполеона в Москву Оборона Смоленска Бородинская битва Отступление французской армии Назначение Кутузова главнокомандующим Пожар в Москве Военный совет в Филях

 

10.Подчеркни события, относящиеся к Отечественной войне 1812 года:

Полтавская битва, оборона Смоленска, взятие Казани, военный совет в Филях, Бородинская  битва, созыв народного ополчения, поляки в Москве, пожар в Москве, партизанская война, строительство флота для победы, строительство укреплений на поле под Москвой.

 

6.Закрепление пройденного материала.
Учитель: Ребята, на столе вы увидите кроссворды, давайте их решим.

7. Рефлексия.
Учитель: Ребята, что вы сегодня нового узнали? Что бы вам еще хотелось бы узнать? Каково было значение Отечественной войны 1812 года? На доске вы видите смайлики (грустный и веселый), если вам понравился урок-подойдите к правому смайлику, если нет-то к левому.

8. Домашнее задание: прочитать параграф 4, закончить таблицу.

 

 

 

 

 

Директор МБОУ ГКМ                                   Юзбегов Н. З.

 

Зам.директора по УВР                              Агакеримова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://gerb-flag.ru/pic_subject%202/Derbent-gerb-bez-ramki_b.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город Дербент» «Гимназия Культуры мира»

Республики Дагестан

 

Ул. Оскара 26 г. Дербент РД 368600 тел. 4-24-10            факс: (8 240) 4-24-10

E-mail: [email protected]

 

 

Отзыв коллег на открытый урок

учителя истории

Султановой Раиды Гусейновны

"Отечественная война 1812 года"

8в класс

Данный урок проходил в 8в классе у Раиды Гусейновны. Ребята в классе имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны.

Если говорить о месте урока в курсе истории, то это один из важнейших уроков в курсе истории России XIX века. В рамках данной темы необходимо было изучить новый материал, с опорой на уже имеющиеся представления об истории Отечества, урок является фундаментальной основой для изучения следующего за ним модуля.

Следовательно, тип урока – комбинированный, то есть изучение нового материала органически объединяется с его закреплением и проводится не только изложение и объяснения учителем, но и разнообразная работа учащихся.

Цель урока: создание условий для систематизации и обобщения знаний обучающихся об Отечественной войне 1812 г. для результативного усвоения следующего материала и применения при решении задач.

Активность на уроке была 80%, т.е. на хорошем уровне. Такая активность, на наш взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено учащимися, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг. Урок был информационно насыщенным, эмоционально окрашенным, темп высокий, большинство детей проявляли активность и получили удовлетворение от своей работы.

Особенно хорошо  учителю удалось воплотить в уроке межпредметные связи между географией, историей и литературой. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с биографией выдающей личности, цитатой) заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.

При планировании данного урока использовалась технология проблемного обучения. Познавательные задания способствовали частично-поисковой деятельности. Работа в основном направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению или активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Удалось в полном объеме раскрыть информацию по всем ярким эпизодам Отечественной войны 1812 г.

 

 

 

Директор МБОУ ГКМ                                   Юзбегов Н. З.

 

Зам.директора по УВР                              Агакеримова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://gerb-flag.ru/pic_subject%202/Derbent-gerb-bez-ramki_b.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город Дербент» «Гимназия Культуры мира»

Республики Дагестан

 

Ул. Оскара 26 г. Дербент РД 368600 тел. 4-24-10            факс: (8 240) 4-24-10

E-mail: [email protected]

 

 

Отзыв родителей на открытый урок

учителя истории

Султановой Раиды Гусейновны

"Отечественная война 1812 года"

8в класс

Мы родители учащихся 8в класса благодарны учителю Султановой Раиде Гусейновне за приглашение на открытый урок. Сама форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся. Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу. Актуализация субъектного опыта обучающихся помогла осознать тему и цели урока и осуществить плавный переход к проверке домашнего задания. На уроке четко прослеживался проблемный характер изложения учебного материала. Предлагались ситуации, когда нужно было составить алгоритм действий, чем были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения. Учащиеся получили помощь в решении значимых для них проблем, имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов. Здесь можно отметить использование компьютерной презентации при подготовке сообщения об отечественной войне. При подготовке презентации была проделана очень большая предварительная работа. Материал, предлагаемый в презентации, выходил за рамки учебной программы, что способствует расширению кругозора учащихся.                        

       От учителя, ставящего перед собой задачу создать в классе учебное сообщество, требовалась принципиальная смена педагогической позиции: с одной стороны не давать в готовом виде ни правил работы, ни образца результатов, с другой – помочь выдвигать предложения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного мнения.

     Прослеживалась смена видов деятельности. На протяжении всего урока осуществлялся контроль над деятельностью обучающихся. Труд учеников был оценён, были выставлены положительные отметки.

 

Родители 8в класса


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по истории России в 8 классе по теме: «

Конспект урока по истории России в 8 классе по теме: «

Учитель: Когда произошло сражение под

Учитель: Когда произошло сражение под

Укомплектована эта армия была по принудительному принципу – денег и славы ей не нужно, поэтому теряла надёжность в случае неудач

Укомплектована эта армия была по принудительному принципу – денег и славы ей не нужно, поэтому теряла надёжность в случае неудач

Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокомандующим был сам

Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокомандующим был сам

России. Несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами около 20 тыс

России. Несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами около 20 тыс

Чуть утро осветило пушки

Чуть утро осветило пушки

Народный характер войны проявился наиболее ярко в действиях крестьян

Народный характер войны проявился наиболее ярко в действиях крестьян

Домашнее задание: прочитать параграф 4, закончить таблицу

Домашнее задание: прочитать параграф 4, закончить таблицу

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город

Удалось в полном объеме раскрыть информацию по всем ярким эпизодам

Удалось в полном объеме раскрыть информацию по всем ярким эпизодам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2021