Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе на тему: "Песнь о собаке. С. А. Есенин"
Оценка 4.6

Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе на тему: "Песнь о собаке. С. А. Есенин"

Оценка 4.6
docx
08.10.2023
Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе на тему:  "Песнь о собаке. С. А. Есенин"
Песнь о собаке С. А. Есенин.docx

С.А.Есенин «Песнь о собаке»

6 класс

 

Цели урока

1.      Личностные: развитие гуманистического мировоззрения учащихся, воспитание бережного отношения ко всему живому.

2.      Метапредметные: строить высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения; совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3.      Предметные: выявление идеи стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке», проявившейся в интонации стихотворения, стремлении «очеловечить» образы животных; совершенствовать навыки анализа художественного  текста.

 

Оборудование

1.      Портрет С.Есенина;

2.      Мультимедийная презентация;

Ход урока

  • Сегодняшний урок хочу начать из следующих высказываний великих людей.  НА ДОСКЕ! Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие. Конфуций.
  • Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. А. Чехов
  • Всякая  жестокость происходит от немощи. Сенека.

О чем будет идти речь на уроке, ребята, вы уже начали догадываться. Назовите , пожалуйста, опорные слова из этих высказываний. (ПРЕСТУПЛЕНИЕ, БЕССЕРДЕЧИЕ, ЖЕСТОКОСТЬ, НЕМОЩЬ). Слайд №1Значение всех  ли слов  вам понятно?  Слайд №2

По ходу урока вы еще вернемся этим высказываниям. А теперь повторим материал прошлого урока. На прошлом уроке мы начали разговор о жизни и творчестве Сергея Александровича Есенина. Дома вы должны были подготовить материал о его детстве и творчестве, о которых не написано в ваших учебниках. .

Итак, мы узнали Сергея Есенина как  человека с очень тонкой, проникновенной душой, умеющего чувствовать чужую боль как свою собственную.  С особой теплотой он писал о братьях наших меньших, изображая их чувства, переживания, заставляя читателя сострадать им.

- И наш сегодняшний урок посвящён серьёзной проблеме, которую можно выразить словами Антуана де Сент-Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приручили» Сайд №3

-Кто подразумевается под этой фразой?

- О ком из братьев наших меньших мы сегодня будем  говорить, вы поймёте после небольшого сообщения. С удивительной теплотой  и любовью Есининым написаны стихи о животных. М.Горький говорил, что Есенин «первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных».

 Табун коней, лошаденка, корова вызывают чувство сострадания. Трогательным повествованием выделяются произведения о собаках. Для него собака – друг, с которым он делится сокровенными мыслями, доверяет тайны, а от нестерпимой тоски и боли вместе с четвероногим другом хочется выть на луну. Природа наделила человека разумом не случайно, а может быть, для того, чтобы он осознал хрупкость этого мира и ощутил ответственность перед братьями нашими меньшими.

В юности  Есенин стал свидетелем события, которое  его потрясло.  Собака соседа Есенина ощенилась, и хозяин убил всех щенят. Мать Есенина, Татьяна Фёдоровна, рассказала этот случай, именно под впечатлением от него Есенин написал стихотворение.

 - О каком же стихотворении Есенина пойдёт речь? А что мы сегодня будем делать на уроке? Какие цели перед собою ставим? (Анализировать стихотворение, совершенствовать навыки анализа художественного  текста, строить высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения);

Запишите число, классная работа, тема  урока.

Стихотворение «Песнь о собаке» было написано С.А.Есениным в 1915 году. Ему в то время было всего двадцать лет. Впервые это стихотворение вышло в сборнике «Радуница» в 1918 году. Слайд №4, 5

          А сейчас я вам предлагаю посмотреть фильм, снятый по стихотворению Есенина «Песнь о собаке» А прослушав его, определите, какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Стихотворение прозвучит в  исполнении Сергея Безрукова.

 Откройте учебники на стр.

Чтение самих учащихся.

Словарная работа . Слайд №6

       Беседа по тексту стихотворения

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Слайд №7

- На какие картины (части) можно поделить стихотворение? Озаглавьте их. Что будет кульминацией стихотворения? Самый напряжённый момент стихотворения. Работа в тетрадях.

1. 1-2 строфы «Рождение щенят»

2. 3 строфа «Приходит хозяин»

3. 4 строфа «Гибель беззащитных щенят»

4. 5-6 строфы «Путь собаки домой»

 делают записи в тетрадях. Слайд №8

 А сейчас проанализируем идейно-художественное своеобразие каждой части стихотворения. Проникнем в суть его, определим идею. У каждого на парте есть табличка, которую вы заполните в ходе работы над текстом стихотворения. Эта работа вам поможет лучше понять стихотворение.

Слова, выражающие цвет, свет.

 

 

    

- Какова интонация первых двух строф? (Спокойный тон начала не предвещает трагедии).

- Когда щенки появились на свет? (Утром, когда мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых новых жизней).

- Что вы знаете о значении числа семь? (Из сказок мы знаем, что это число является счастливым, число 7 в народной поэзии олицетворяет семью).

- Какая картина представляется вам после прочтения этой строфы? (Уютный уголок, куда попадают солнечные лучи и где ласкаются животные,  представлена картина собачьего счастья).

- Какой цвет  преобладает? (Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят. Рождение – это всегда торжество сил света, тепла, плодородия. Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь.  «ржаной закут», как символ плодородия, в котором ощенилась собака).

·        Заполнение 1 части таблицы:

Цвет, свет

 

Ржаной закут. Златящиеся рогожи. Рыжий цвет  шерсти щенят.

 

Слайды №9, 10

Как называются такие слова в литературном произведении? (эпитеты).

 Выразительное чтение 3 строфы

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

- Эта строфа начинается с указания времени суток. Какую роль играет это точное указание на время? (Наступило время господства над миром сил тьмы, зла и разрушения. «Утром» в мире царили свет, тепло, жизнь. Сейчас не их время.

- Какой герой появляется в этой строфе? («Хозяин хмурый» разрушает счастье собаки: «семерых всех поклал в мешок»)

- Что подчеркивает грубо просторечное слово «поклал»? ( Покласть можно неодушевленные предметы).

Такое слово подчеркивает угрюмую непреклонность действий хозяина, его равнодушие, черствость души хозяина. «Рыжие», как солнце,  щенята брошены в темный, душный мешок). Какие слова помогают нарисовать картину.

Тьма, мрак (вечер), «хмурый» хозяин.

 

Слайд №11

4. Выразительное чтение 4 строфы

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

- В этой строфе  нет описания самого жестокого события, поэт отказался от кульминационной сцены.  Самая страш­ная сцена опущена — она скрыта за многоточием. Почему? (Возможные варианты учащихся). Есенин использует в этой строфе такой прием, как умолчание.

 (Прием умолчания используется для того, чтобы читатель сам представил себе эту страшную картину и чувства, которые испытывает лирический герой. Можно себе представить, что собака не успела увидеть гибель своих щенят. А может, она наблюдала эту картину?.. Страшно становится от осознания, что собака ничем не могла помочь своим детям).

- Какой многозначительной деталью заменяет Есенин сцену гибели щенят? («Долго, долго дрожала» гладь воды).

- О чем нам говорит эта деталь? (Долго собака стояла и смотрела на вздрагивающую воду, скрывшую от нее детей. А человек убил и спокойно пошел домой, для него то, что он сделал только что, обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как гибли щенята?) А какой цвет преобладает в этой строфе,

Белый цвет сугробов. Воды незамерзшей гладь.

А какого цвета вода в проруби?

Стальной отлив воды в проруби.

 

Слайд №12

Выразительное чтение 5,6 строфы .

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

- Подберите синонимы к глаголу «плелась». (Брела, шла). Почему поэт выбрал именно это слово? (Этот глагол передает состояние умершей души).

- Что позволило собаке принять месяц за своего оставшегося в живых щенка? (Во-первых, цвет, он светлый,  во-вторых, форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка).

- Какое значение приобретает словосочетание «в синюю высь»? (Синяя высь такая же холодная и глубокая, как синяя вода… Там, в синей воде – синей выси, - желтый месяц, он бежит, как живой, как её щенок… На мгновение мир снова стал красочным и звучным, но окончательно утратил их, когда  обманутой оказалась надежда собаки на то, что хотя бы одно её дитя живо).

Золотистый, серебристый цвет месяца. Чернота, наступившая после его бегства.

 

Слайд №13

 

 Выразительное чтение 7 строфы .

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

- По эмоциональной глубине происшедшая трагедия сравнивается с библейской мерой жестокости: бросить голодному камень вместо хлеба. В первых строках отражены обман ожидания, разочарование.

- Какое значение имеет выражение «золотыми звездами в снег»? Как такой приём называется в литературоведении? (Возможные мнения учащихся).

Слово учителя.

(Золотые звезды – слезы собаки, которые наполнены любовью к детям. Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как звездное небо, которое отразилось в глазах собаки).

«золотые звезды» - наполненное любовью к детям сердце матери. Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как звездное небо.

 

Слайд № 14

 

- Какие цвета связаны с образом хозяина? (темные) А с образом собаки? (яркие, солнечные). Собака противопоставлена человеку.

- Каким изображается человек? (бессердечным, бесчувственным, потому он хмурый,  подобный тени) 

 Изображает ли поэт его лицо, глаза? (нет, мы можем только представить себе хмурого,  бездушного хозяина) А какой мы видим собаку? (собака способна чувствовать, переживать, подобно человеку, и образы природы в стихотворении связаны с образом собаки, это она видит сугробы, водную гладь, месяц и плачет «золотыми звездами»)

 -А сейчас мы подошли к самому главному. Как бы вы определили основную мысль стихотворения? Его идею? Какие мысли, чувства хотел до нас донести автор? (Человек должен чувствовать ответственность за все живое на земле. Есенин попытался в своем стихотворении показать трагедию собаки-матери.  В стихотворении он выразил мысль о том, как бессердечны люди, утратившие ощущение родства со всем живым на земле).

В том мире, который создал в своих стихах Сергей Есенин, все живое равноправно. В его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного, растения, человека. Однажды поэт сказал о своем понимании мира так: «Все мы яблони и вишни голубого сада», «Все от древа». О каком древе идет речь? О древе жизни – прародителе всего сущего в мире

 

Рефлексия.

- Что нового открыли вы сегодня для себя на уроке? Что почувствовали? Над чем заставило вас задуматься стихотворение Есенина? Оцените свою работу и работу товарищей. (Обсуждение ответов и выставление оценок).

Домашнее задание.

1.     Выучить стихотворение «Песнь о собаке» наизусть


 

2.    

С.А.Есенин «Песнь о собаке» 6 класс

С.А.Есенин «Песнь о собаке» 6 класс

О ком из братьев наших меньших мы сегодня будем говорить, вы поймёте после небольшого сообщения

О ком из братьев наших меньших мы сегодня будем говорить, вы поймёте после небольшого сообщения

Эта работа вам поможет лучше понять стихотворение

Эта работа вам поможет лучше понять стихотворение

Какие слова помогают нарисовать картину

Какие слова помогают нарисовать картину

Что позволило собаке принять месяц за своего оставшегося в живых щенка? (

Что позволило собаке принять месяц за своего оставшегося в живых щенка? (

А сейчас мы подошли к самому главному

А сейчас мы подошли к самому главному
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2023