Внеклассное занятие в 1 классе по формированию функциональной грамотности "Археологические раскопки"
Оценка 4.6

Внеклассное занятие в 1 классе по формированию функциональной грамотности "Археологические раскопки"

Оценка 4.6
docx
19.10.2023
Внеклассное занятие в 1 классе по формированию функциональной грамотности "Археологические раскопки"
Археологические раскопки 1 класс.docx

Внеклассное занятие в 1 классе «Археологические раскопки»

 

Цель: развитие у детей младшего школьного возраста элементов функциональной грамотности в ходе активной практической деятельности.

Задачи:

Предметные:

  • дать понятие об археологии как науке, изучающей быт и культуру древних людей по сохранившимся памятникам;
  • познакомить с музеем как хранилищем вещественных источников;

Метапредметные:

регулятивные:

  • формировать навык самостоятельной работы при проведении исследования;

коммуникативные:

·         способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся: умение аргументировать свою точку зрения, умение толерантно относиться к чужому мнению;

  • формировать у учащихся коммуникативные качества, умение работать в группе

Личностные:

  • воспитывать целеустремленность в достижении цели;
  • воспитывать бережное отношения к археологическим памятникам, к истории;
  • создать условия для воспитания бережного отношения к археологическим памятникам;
  • воспитывать коллективизм, взаимопомощь.

                                 Ход занятия.

Этапы занятия

Действия учителя

Действия детей

1.Мотивационно-побудительный

Учитель. В мире много интересного

В мире много неизвестного

Всё хотим на свете знать

Тайны мира раскрывать.

Вопрос к детям: «А вы любите тайны? Умеете их раскрывать? Тогда вперед навстречу тайнам!»

Ответы детей

2. Организация проблемного диалога с обучающимися.

 

 

3.Сюрпризный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Работа с текстом письма.

        (слайд 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Извлечение информации из текста.

     (слайд 3)

Учитель.

Ой, ребята посмотрите!

Нас с утра почтальон навестил,

И письмо заказное вручил.

Он просил вас срочно прочитать,

Кто его вам написал, узнать!

Вопрос к детям «А вы хотите узнать от кого письмо, и что там написано?»

 

Текст письма: (дети читают)

Здравствуйте, ребята! В древности люди не могли, писать и читать, поэтому иногда они передавали сообщения с помощью рисунков. Помогите мне найти осколки старинной вазы, а собрав, её вы узнаете, о каком изобретении они хотели рассказать.

 

С уважением, Иван Находкин

Вопрос к детям:

- Скажите, а как сейчас можно передавать сообщения?

- Как передавали сообщения люди в древности?

-Что такое изобретение?

-Кто автор письма?

-О чем просит нас автор письма?

-Для того, чтобы найти осколки и собрать вазу, нам предстоит выполнить задания?

-Дети, а вы хотите принять участие в раскопках?

-А как называются люди, которые раскапывают старинные вещи?

 

«Под землей хранятся тайны,

Всех эпох и всех веков.

Но, конечно, кто-то смелый,

Их раскрыть всегда готов.

Чей этот меч, а чей этот клык?

Кто ответить сможет вмиг?

Ни биолог, ни зоолог,

А, конечно, археолог!

 

-А кто же такие археологи?  

 

 

При помощи слов

 

При помощи рисунков

 

Открытие, нахождение

Иван Находкин

Найти осколки вазы.

 

 

 

 

 

 

Археологи

 

 

-Что вы узнали об археологах?

 

 

 

 

 

Словарь.

Археологи - это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам.

          

      При необходимости обращаются к толковому словарю

6. Исключение ложной информации.

     (слайд 4)

Среди предложенных картинок исключите профессии, которые не являются археологами. Поясните свой выбор. Почему на оставшейся картинке изображен археолог?

Учащиеся сравнивают полученную информацию с иллюстрацией. (умение извлекать информацию)

7. Работа над планом занятия.

        (слайд 5)

Учитель: Сегодня у нас будет необычное занятие.

Мы с вами будем археологами и отправимся в научную экспедицию.

-Что означает слово экспедиция?

-посмотрите на карту и определите маршрут нашей экспедиции.

Группа лиц, отправляющаяся в дальние районы в целях поиска, разведки, расследования, например, археологическая экспедиция

 

 

Работа с картой.

 

-Как вы считаете легко ли быть археологом?

       Люди, жившие много веков тому назад, оставили после себя множество интересных вещей. Это рисунки, рукописи, поделки, оружие, предметы утвари. Благодаря этим вещам, мы можем представить себе, как жили эти люди, о чем думали, к чему стремились.

      Труд археолога очень труден и кропотлив. С помощью лопатки раскапывают слои земли, а потом кисточкой обметают найденный предмет. Им приходится работать очень осторожно, так предметы старинные и любое неосторожное движение им может навредить.

         Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее или в лаборатории. Он изучает форму каждой найденной вещи, устанавливает ее назначение, определяет материал, из которого она сделана, а иногда предметы приходится собирает по частицам.

Ответы учащихся.

8. Сопоставление текстовой информации с иллюстрацией.

       (слайд 6)

 -Какие инструменты необходимы для работы археологу?

 

-определите инструмент по его названию.

 

Ответы детей

 

 

 

Учащиеся сопоставляют определение с иллюстрацией орудия труда.

(Умение сравнивать информацию в тексте и на иллюстрации)

        Кирка -ручной ударный инструмент, предназначенный для раскалывания какой-либо горной породы, камней.

9.Физминутка «Археологи»

 

 Дружно мы в поход идём.

Шагают на месте.

Что-нибудь в земле найдём.

Опускают голову, делают вид, что что-то ищут.

В ней сокрыто много тайн.

Раскопай, - и всё узнай!

Делают движения руками, словно копают землю.

Нам придётся приседать,

И находки паковать.

Приседают, делают наклоны вперёд.

Их отправим мы в музей.

Делают повороты туловища вправо-влево, словно передают предмет.

Приходи смотреть скорей!

Хлопают в ладоши.

 

10.Работа с текстом. Задание «на восстановление деформированного текста».

      (слайд 7-8)

 

    А это очень древняя книга. Тогда люди ещё не изобрели бумагу и вырезали слова на деревянных дощечках. Потом связывали дощечки верёвочками, чтобы текст не перепутывался.  Но в этой книге верёвочки истлели и дощечки рассыпались. Нам нужно восстановить текст. Для этого расположите дощечки в правильной последовательности.

 

Располагают «перепутанные» фрагменты текста в правильной последовательности

 

Древние люди были очень изобретательны в охоте.

Они рыли ямы-ловушки для крупных животных.

Затем загоняли животного в ямы.

После этого умело кидали копья в зверя.

Мужчины охотились до тех пор, пока не поймают добычу.     

11. Раскопки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Группировка найденных предметов, сопоставление   с отрезками. Работа с таблицей.

        (слайды 9-10)

 

         Предлагаю превратиться в настоящих археологов. Что нам для этого нужно? Да я с вами согласна, нужно надеть фартуки, взять лопатки, кисточки, перчатки, засучить рукава и подойти к месту, где будут вестись раскопки. Но нужно помнить главное правило археологов. Какое?

1.Перед вами участки, на которых необходимо провести раскопки. Все найденные вещи нужно поместить на доску.

2. На какие группы можно разделить найденные вами предметы?

3. Перед вами отрезки разной длины. Сопоставьте количество найденных вами вещей с отрезками, где длина одного деления соответствует 1 предмету.

4.Давайте попробуем заполнить таблицу.

-Куда отнесем найденные артефакты?

- А знаете ли вы, что в городе Находка есть музейно-выставочный центр? Давайте туда отправимся.

(работать нужно очень осторожно, так как предметы очень старинные и любое не ловкое движение их может повредить)

Учащиеся проводят раскопки. (в коробках с крупой находятся картинки с изображением старинных вещей).

 

 

Вазы, тарелки, монеты, украшения.

 

Сопоставление предметов с отрезками.

 

 

 

 

Заполнение таблицы.

 

В музей

13. Чтение вывески.

       (слайд 11)

На здании музея мы видим вывеску. Какую информацию можно узнать, прочитав эту вывеску?

 

 

Михаил Петров приехал в музей в понедельник. Почему ему не удалось посетить музейно-выставочный центр?

-по какому адресу находится центр?

-время работы.

-по какому телефону можно получить информацию?

-как называется центр?

 

В понедельник в центре выходной.

14.Объявление в музее.  (слайд 12)

 

Задание на установление истинности информации по отношению к содержанию текста.

 

 

В музее около входа висит объявление. Прочтите его, пожалуйста. (Текст на слайде). Используется приём «хоровое чтение»

«При посещении музея строго запрещается:

- Сорить;

- Шуметь;

- Рисовать на памятниках и скульптурах;

- Трогать экспонаты руками;

- Вмешиваться в ход исторических событий;

- Дразнить динозавров;

 -кормить мамонтов.

 Согласны вы соблюдать все эти правила? Кто-нибудь из вас был в музее? Вы видели там какие-нибудь объявления? Читали их? Всё ли в нашем объявлении правильно? Посмотрите внимательно, нет ли чего-нибудь странного, необычного, несоответствующего объявлению в настоящем музее?

Почему вы думаете, что этих слов не может быть в настоящем музейном объявлении?

Я попрошу открыть вас посмотреть на слайд и объяснить значение слов «экспонат», «экскурсовод».  

Обучающиеся находят в тексте несоответствия, ложную информацию., доказывают свой выбор.

15.Поисково - исследовательская деятельность

       (слайд 13)

Вопросы к детям: «Дети что же мы с вами нашли?»

-А теперь давайте рассмотрим рисунки, изображённые на ней.

-Что вы видите, о чём древние люди хотели рассказать? (в лесу растут грибы, ягоды. Светит солнце. Охотник стреляет из лука)

-Как вы думаете, о каком изобретении рассказывает нам эта ваза (о луке)

-Для чего человек изобрёл лук?

-Какие ещё древние оружия охотников вы знаете?

-А как вы думаете, какое животное, навело человека на мысль изобрести эти оружия?

 

После того как дети получили все элементы вазы, складывают её из частей.

 

16.Итог занятия.

 -что нового сегодня узнали?

-чем интересно было сегодняшнее занятие?

 

 


 

Внеклассное занятие в 1 классе «Археологические раскопки»

Внеклассное занятие в 1 классе «Археологические раскопки»

Сюрпризный момент. 4

Сюрпризный момент. 4

Исключение ложной информации. (слайд 4)

Исключение ложной информации. (слайд 4)

Какие инструменты необходимы для работы археологу? -определите инструмент по его названию

Какие инструменты необходимы для работы археологу? -определите инструмент по его названию

Раскопки. 12

Раскопки. 12

В музее около входа висит объявление

В музее около входа висит объявление

-чем интересно было сегодняшнее занятие?

-чем интересно было сегодняшнее занятие?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2023